Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Синтез социально-философских и духовно-нравственных исканий Ф. М. Достоевского («Братья Карамазовы», «Преступление и наказание»).
Роман «Братья Карамазовы» (1879-1880) Ещё в 1862 году мечталось Фёдору Михайловичу «о появлении хоть к концу-то века» «какого-нибудь такого великого произведения, которое выразит стремления и характеристику своего времени так же полно и вековечно, как, например, «Божественная комедия» выразила свою эпоху».
Это наиболее сложный по идейному содержанию и художественной структуре роман Достоевского. В романе обрисована широкая картина жизни России пореформенной эпохи, выведена галерея разнообразных и сложных характеров, разворачивается цепь драматических событий. В то же время, «Братья Карамазовы» - наиболее насыщенный публицистической и философской мыслью роман Достоевского. Писатель выступает в «Братьях Карамазовых» и как художник, и как мыслитель, проповедник, социолог, философ, публицист. Он стремится не только поставить перед современниками ряд важных общественных и моральных вопросов, проанализировав жгучие проблемы, выдвинутые общественной жизнью. Он стремится дать на эти вопросы ответ, указать те пути, которые, по его мнению, помогут оздоровить общество. Творчество Достоевского - ярчайшее тому подтверждение. Как могло так получиться, что произошло отцеубийство, едва ли не самый страшный грех из известных человечеству («Король Лир», «Разбойники», «Отец Горио»)? Кто виноват? Общество, так сказать, среда? Или сами люди? Отцы или дети? А, может быть, и те, и другие? Митя ли, создавший вокруг себя атмосферу разгула, разнузданности, насилия? Иван ли с его теорией «вседозволенности»? Какова степень вины Смердякова, поверившего Ивану? Сам ли растленный старикашка Карамазов, вызвавший у защитника вопрос: «А можно ли вообще судить за убийство такого человека? » Или даже Алёша, накануне убийства оставившего братьев? Решая эти вопросы, Достоевский пытается ответить, каким путём России не надо идти, на каком её ждёт разложение и духовное оскудение, и где тот путь, тот герой, который преодолеет этот распад, разложение страны и отчуждение, «уединение» людей друг от друга. Достоевский считал, что художник приходит в мир, «чтобы возвестить нам тайну о человеке, душе человеческой!
Впервые в большом романе Достоевского действие романа происходит не в Петербурге, а в отдалённом от центра небольшом провинциальном уездном городке Скотопригоньевске. И это немаловажное обстоятельство. Писатель желал тем самым показать, что те социальные, психологические процессы, которые он обрисовывал в романах 60-х годов, перестали быть привилегией Петербурга, они охватили всю страну.
Действие романа отнесено на 13 лет назад (опять впервые). Достоевский показывает, что в России не осталось ни одного уголка, где бы ни кипела борьба страстей.
Находящаяся в центре романа семья Карамазовых и другие, описанные в нём семьи (Хохлаковы, Снегирёвы), представляют различные варианты того общего типа семьи, который Достоевский (в романе «Идиот») охарактеризовал как тип «случайного семейства» (Иволгины в «Идиоте»). Нет мира в этих семьях, в них идёт скрытая или открытая борьба, антагонизм между поколениями. Убийство Фёдора Павловича Карамазова и явилось проявлением такого антагонизма. Но не только о разложении, распаде семьи в пореформенную эпоху свидетельствует убийство. За этим стоит распад старых нравственных норм жизни. Через весь роман проходит тема «всеобщей неурядицы и бестолковщины нашей настоящей минуты». Главный сюжетный узел - история преступления: суд запутывает дело, Смердяков утверждает себя. Что стоит за преступлением? КОМПОЗИЦИЯ РОМАНА «Братья Карамазовы» Композиция романа сделана мастерски. • 1 книга «История одной семейки». Введение об отце и трёх сыновьях Карамазовых, история их взаимоотношений - до начала действия. • 2 книга «Неуместное собрание». Действие происходит в келье старца Зосимы. Участвуют все главные персонажи - общая беседа - вражда, назревающий конфликт. Затем углубление в причины противостояния героев. • 3 книга «Сладострастники». Поочерёдно о каждом из участников будущей драмы (Карамазовых, Смердякове, Катерине Ивановне, Грушеньке). • 4 книга «Надрывы». В действие вступают другие герои: отец Ферапонт, штабс-капитан Снегирёв, Ильюшечка, Лиза Хохлакова и её мать - каждый из них несёт свою тему, которая соотносится с главной - конфликт в семье Карамазовых. • 5 книга «Pro и contra». Главный герой - Иван Карамазов (важнейшие главы в этой книге и во всём романе - это «Бунт» и «Великий инквизитор»), • 6 книга «Русский инок». Главный персонаж - старец Зосима. Эти шесть первых книг почти лишены внешнего действия - огромную роль в них играют самовысказывания героев. Вторая половина романа тоже состоит из шести книг. Происходят новые переломные события. • 7 книга «Алёша». После смерти старца Зосимы Алёша меняет образ жизни. Покидает монастырь. Важен здесь образ Грушеньки. • 8-9 книги. В них разыгрываются 2 драмы: Мити и Грушеньки. • 10 книга «Мальчики». Важнейшая в общем замысле дилогии. • 11 книга «Брат Иван Фёдорович». Основное - свидание Ивана со Смердяковым и глава «Чёрт. Кошмар Ивана Фёдоровича». * 12 книга?????? * Эпилог????? дополнить.
Основные темы романа «Братья Карамазовы»
Роман-синтез. В нём в разной степени нашли отражение почти все основные темы и проблемы творчества писателя. Это легко прослеживается: 1. «Бедные люди» - основная тема бедных людей, униженных и оскорблённых; тема «маленького человека. 2. «Двойник» - тема «маленького человека» и тема двойничества. 3. «Хозяйка», «Белые ночи» - тема мечтателя, начало темы положительного героя; судьба женщины. 4. «Записки из мёртвого дома» - тема преступления и наказания. 5. «Униженные и оскорблённые» - тема бедных людей, положительного человека. 6. «Преступление и наказание» - тема преступления и наказания; тема «восстановления погибшего человека; униженных и оскорблённых; положительного человека. Пафос - «найти человека в человеке». 7. «Идиот» - темы «положительно прекрасного человека»; денег; красоты; отцов и детей; «случайного семейства». 8. «Бесы» - тема бесовства, безобразия; всеобщего разложения. 9. «Подросток» - тема отцов и детей; капитала, семьи; роман воспитания. 10. «Братья Карамазовы» - роман-синтез, где сошлись все начала и концы. В разной степени продолжены, углублены или завершены многие из названных тем, занимавших Достоевского на протяжении всей жизни, всего творчества. Главные из них: •проблема положительно прекрасного человека; •проблема веры и безверия, «вседозволенности», двойничества; •проблема отцов и детей; •проблема власти денег и капитала; •проблема добра и красоты; семьи; детей; •проблема бедных людей и униженных и оскорблённых; •проблема преступления и наказания; •проблема поиска истины, путей развития общества.
Роман полифонический, многоголосый. Социальный, философский, психологический. Роман-трагедия. Основные принципы Достоевского звучат здесь: •«Человек - это тайна...»; «Красота спасёт мир»; «Безобразие убьёт»; •«Каждый за всё и всех отвечает»; •«Сострадание - главнейший, а может быть, единственный закон бытия всего человечества»; •«Человек на поверхности земной не имеет прав отворачиваться и игнорировать то, что происходит на Земле, и есть высшие нравственные причины на то».
«Преступление и наказание» (1865-1866) Круг основных идей романа писатель вынашивал долгое время, возможно, в самом туманном виде, — еще с каторги. Работа над ним шла с увлечением и душевным подъемом, несмотря на материальную нужду. Генетически связанный с неосуществленным замыслом «Пьяненькие», новый роман Достоевского подводил итог творчеству 1840-50-х гг., продолжая центральные темы тех лет. Социальные мотивы получили в нем углубленное философское звучание, неотделимое от нравственной драмы Раскольникова, «убийцы-теоретика», современного Наполеона, который, по словам писателя, «кончает тем, что принужден сам на себя донести... чтобы хотя погибнуть в каторге, но примкнуть опять к людям...». Крах индивидуалистической идеи Раскольникова, его попытки стать «властелином судьбы», подняться над «тварью дрожащею» и одновременно осчастливить человечество, спасти обездоленных — философский ответ Достоевского на революционные настроения 1860-х гг. Сделав «убийцу и блудницу» главными героями романа и вынеся внутреннюю драму Раскольникова на улицы Петербурга, Достоевский поместил обыденную жизнь в обстановку символических совпадений, надрывных исповедей и мучительных сновидений, напряженных философских диспутов-дуэлей, превращая нарисованный с топографической точностью Петербург в символический образ призрачного города. Обилие персонажей, система героев-двойников, широкий охват событий, чередование гротесковых сцен с трагическими, парадоксалистски заостренная постановка моральных проблем, поглощенность героев идеей, обилие «голосов» (различных точек зрения, скрепленных единством авторской позиции) — все эти особенности романа, традиционно считающегося лучшим произведением Достоевского, стали основными чертами поэтики зрелого писателя. Хотя радикальная критика истолковала «Преступление и наказание» как произведение тенденциозное, роман имел огромный успех. Раскольников Родион Романович — главный герой. Соотносим с пушкинским Германном («Пиковая дама»), бальзаковским Растиньяком («Отец Горио»), Жюльеном Сорелем из романа Стендаля «Красное и черное». Сам Достоевский в черновых материалах к роману сопоставляет Р. с.Жаном Сбогаром, героем одноименного романа французского писателя Ш. Нодье (1818). «...Замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен». Мечтатель, романтик, гордая, сильная и благородная личность, всецело поглощенная идеей. Учился в университете на юридическом факультете, который оставил из-за отсутствия средств, а также из-за захватившей его идеи. Однако он по-прежнему считает себя студентом. В университете почти не имел товарищей и всех чуждался. Занимался усиленно, не жалея себя, его уважали, но не любили из-за его гордости и высокомерия. Он — автор статьи, в которой рассматривает «психологическое состояние преступника в продолжение всего хода преступления». Мысль об убийстве старушонки вызывает у Р. не только нравственное, но и эстетическое отвращение («Главное: грязно, пакостно, гадко, гадко!..»). Одно из основных разрывающих героя внутренних противоречий — тяга к людям и отталкивание от них. По первоначальному замыслу Достоевского герой поддается «некоторым странным «недоконченным» идеям, которые носятся в воздухе». Речь идет об утилитарной морали, выводящей все из принципа разумной пользы. Со временем мотивировки преступления Р. уточняются и углубляются. Они связаны с двумя главными идеями: позволено ли совершить малое зло ради большого добра, оправдывает ли благородная цель преступное средство? Согласно этому замыслу герой изображается великодушным мечтателем, гуманистом, жаждущим осчастливить все человечество. У него доброе и сострадательное сердце, уязвленное зрелищем человеческого страдания. Пытаясь помогать обездоленным, он приходит к осознанию собственного бессилия перед лицом мирового зла. В отчаянии он решается «преступить» нравственный закон — убить из любви к человечеству, совершить зло ради добра. Р. ищет могущества не из тщеславия, а чтобы действенно помочь людям, погибающим в нищете и бесправии. Однако рядом с этой идеей существует другая— «наполеоновская», которая постепенно выходит на первый план, оттесняя первую. Р. делит все человечество на «...два разряда: на низший (обыкновенных), т. е., так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, т. е. имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово». Первый разряд, меньшинство, рожден властвовать и повелевать, второй — «жить в послушании и быть послушными». Главным для него становятся свобода и власть, которую он может употребить, как ему заблагорассудится — на добро или на зло. Он признается Соне, что убил, потому что хотел узнать: «имею ли я право власть иметь? » Он хочет понять: «вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли переступить или не смогу! Тварь ли я дрожащая или право имею». Это самопроверка сильной личности, пробующей свою силу. Обе идеи владеют душой героя, разрывают его сознание. Р. — духовный и композиционный центр романа. Внешнее действие лишь обнаруживает его внутреннюю борьбу. Он должен пройти через мучительное раздвоение, «перетащить на себе все pro и contra», чтобы понять себя и нравственный закон, нерасторжимо связанный с человеческой сущностью. Герой разгадывает загадку собственной личности и вместе с тем загадку человеческой природы. В начале романа герой окружен таинственностью, постоянно упоминает о некоем «деле», на которое хочет покуситься. Он живет в комнатке, похожей на гроб. Отъединившись от всех и замкнувшись в своем углу, он вынашивает мысль об убийстве. Окружающий мир и люди перестают быть для него подлинной реальностью. Однако «безобразная мечта», которую он вынашивает в течение месяца, вызывает у него отвращение. Он не верит в то, что может совершить убийство, и презирает себя за отвлеченность и неспособность к практическому действию. Он идет к старухе-процентщице для пробы — место осмотреть и примериться. Он думает о насилии, а душа его корчится под бременем мирового страдания, протестуя против жестокости. В сне-воспоминании о лошади (один из самых впечатляющих эпизодов), которую секут по глазам, явлена правда его личности, правда земного нравственного закона, который он все-таки намерен преступить, отворачиваясь от этой правды. К осуществлению идеи его подталкивает безвыходность положения. Из письма матери он узнает, что его любимая сестра Дуня, чтобы спасти его и себя от нищеты и голода, собирается пожертвовать собой, выйдя замуж за дельца Лужина. Разумом принимая идею, но душой противясь ей, он поначалу отрекается от своего замысла. Он молится, как в детстве, и вроде бы освобождается от наваждения. Однако торжество его преждевременно: идея уже проникла в подсознание и постепенно снова завладевает всем его существом. Р. уже не управляет своей жизнью: идея-рок неуклонно ведет его к преступлению. Случайно на Сенной площади он слышит, что завтра в семь часов старуха-процентщица останется одна. После убийства старухи и ее сестры Лизаветы Р. переживает глубочайшее душевное потрясение. Преступление ставит его «по ту сторону добра и зла», отделяет от человечества, окружает ледяной пустыней. «Мрачное ощущение мучительного, бесконечного уединения и отчуждения вдруг сознательно сказались душе его». У него горячка, он близок к помешательству и даже хочет покончить с собой. Он пытается молиться и сам над собой смеется. Смех сменяется отчаянием. Достоевский акцентирует мотив отчуждения героя от людей: они кажутся ему гадкими и вызывают «...бесконечное, почти физическое отвращение». Даже с самыми близкими он не может говорить, чувствуя пролегшую между ними непреодолимую границу. Тем не менее он идет к бывшему университетскому знакомому Разумихину, помогает семье раздавленного лошадьми Мармеладова, отдавая последние, полученные от матери деньги. В какую-то минуту Р. кажется, что он способен жить с этим черным пятном на совести, что с прежней жизнью покончено, что наконец восторжествует «царство рассудка и света теперь... и воли, и силы...». В нем вновь пробуждаются гордость и самоуверенность. Из последних сил он пытается бороться со следователем Порфирием Петровичем, чувствуя, что тот всерьез подозревает его. При первом же свидании с Порфирием Петровичем он, объясняя свою статью, излагает идею о «необыкновенных людях», которые имеют право сами «...разрешить своей совести перешагнуть... через иные препятствия, и единственно в том случае, если исполнение идеи (иногда спасительной, может быть, для всего человечества) того потребует». В разговоре со следователем Р. твердо отвечает на его вопрос, что верует в Бога и в воскресение Лазаря. Однако при свидании с Соней он злорадно возражает ей: «Да, может, и Бога-то совсем нет? » Он, как и многие герои-идеологи Достоевского, скорее мечется между верой и безверием, чем действительно верует или не верует. Устав от «теории» и «диалектики», Р. начинает осознавать ценность обычной жизни: «Как бы ни жить — только жить! Экая правда! Господи, какая правда! Подлец человек! И подлец тот, кто его за это подлецом называет». Он, желавший быть «необыкновенным человеком», достойным подлинной жизни, готов смириться с простым и примитивным существованием. Его гордость сокрушена: нет, он не Наполеон, с которым постоянно соотносит себя, он всего лишь «эстетическая вошь». У него вместо Тулона и Египта — «тощенькая гаденькая регистраторша», однако ему и того достаточно, чтобы впасть в отчаяние. Р. сокрушается, что ведь должен был заранее знать про себя, про свою слабость, прежде чем идти «кровавиться». Он не.в силах один нести тяжесть преступления и признается в нем Сонечке. По ее совету он хочет всенародно покаяться — становится на колени посреди Сенной площади, но так и не может произнести «я убил». Он идет в контору и признается. На каторге Р. долго болеет, чему причиной — уязвленная гордость, но, не желая смириться, продолжает оставаться отчужденным от всех. Ему снится апокалипсический сон: некие «трихины», вселяющиеся в души людей, заставляют их считать себя главными носителями истины, в результате чего начинается всеобщая вражда и взаимное истребление. Воскрешает же его к новой жизни наконец дошедшая до его сердца любовь Сонечки и его собственная любовь к ней.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 2428; Нарушение авторского права страницы