Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова (основные проблемы, система персонажей, особенности композиции).



Первый классический проблемный роман в русской прозе, стоящий на грани романтического и реалистического периодов истории русской литературы и сочетающий в себе характерные черты обоих этих периодов. Как и «Евгений Онегин», «Герой нашего времени» — роман о России, о судьбе и трагедии русского человека с пробудившимся сознанием («Княгиня Лиговская» как бы подготовляла «Героя нашего времени»).

Художественным открытием «Героя нашего времени» является углубленный и детализированный, почти научный анализ человеческой души, ее горьких, философски проецированных отношений с действительностью. В «Герое нашего времени» на основе накопленного реалистического опыта органически объединяются и переосмысляются все главные линии и аспекты творчества Лермонтова — содержание и колорит его кавказских поэм, аналитический логизм и критицизм таких его стихотворений, как «Дума», и ранней лирики, демократизм «Бородина» (образ Максима Максимыча), элементы бытописания, закрепленные в драматургии и в «Тамбовской казначейше», и, главное, различные виды лермонтовских демонических героев-индивидуалистов. Многое в романе Лермонтова как бы недосказано. Но эта особенность не снижает, но даже увеличивает содержательную емкость произведения, его смысловое пространство.

Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» является итоговым произведением творчества писателя. В нем нашли отражения проблемы, глубоко волновавшие автора, а также его современников. Их спектр крайне широк, это обстоятельство определило глубокую и серьезную проблематику, сложную жанровую природу романа, а также особенности его композиции.

Центральная проблема романа, по определению В. Г. Белинского, — «важный вопрос о внутреннем человеке, вопрос, на который откликнулся век». Однако, несмотря на то, что проблема «внутреннего человека» является главной в произведении, она тесно связана с исторической обстановкой, которая характерна для времени действия в романе и для времени его написания, поскольку лермонтовский герой является современником писателя.

Лермонтовский роман глубок и сложен по своей проблематике. Поставленные в нем вопросы имеют социальный, или общественный, нравственный, а также философский характер. Основные проблемы, которые поднимает автор романа «Герой нашего времени»: проблема смысла жизни, проблема предопределения человеческой судьбы и свободы выбора, проблема современного автору поколения, «скитающегося по земле без убеждений и гордости», проблема общественного и личного долга, проблема дружбы и любви и многие другие.

Характеры героев определены временем и условиями существования, многие поступки зависят от нравов определенной социальной среды («простой человек» Максим Максимыч, «честные контрабандисты», «дети гор») Лермонтов создал социально-психологический роман, в котором судьба отдельного человека зависит как от общественных отношений, так и от самого человека.

Впервые в русской литературе герои подвергали себя, свои отношения с окружающими беспощадному анализу, свои поступки – самооценке. Лермонтов диалектически подходит к характерам героев, показывая психологическую сложность, неоднозначность их, проникая в такие глубины внутреннего мира, которые были недоступны прежне литературе. «Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его» - говорит Печорин. В своих героях Лермонтов стремится запечатлеть не статичное, а уловить динамику переходных состояний, противоречивость и разнонаправленность мыслей, чувств и посткпков.Человек предстает в романе во всей сложности его психологичсеского облика. Больше всего это относится, конечно, к изображению Печорина.

Для создания психологического портрета геро Лермонтов прибегает к перекрестной характеристике его другими персонажами. С разных т.зр. рассказывается какое-либо одно событие, что позволяет полнее понять и четче изобразить поведение Печорина. Изображение героя построено на принципе постепенного узнавания, когда герой дан то в восприятии Максима Максимыча (через народное сознание), то «издателя» (близкая к авторской позиция, то через дневник самого Печорина (исповедь, самоанализ).

Обращает на себя особое внимание своеобразие композиции романа, она выбрана М. Ю. Лермонтовым в соответствии с авторским заданием: узнать и понять «историю души человеческой». Роман состоит из 5 повестей: Бэла, Максим Максимыч, Тамань, Княжна Мэри и Фаталист. Это относительно самост-ые произведения, объединенные образом Печорина. Лермонтов нарушает хронологическую последовательность событий. Хронологически повести должны были располагаться так: Тамань, Княжна Мэри, Фаталист, Бэла, Максим Максимыч, предисловие к журналу Печорина. Смещение событий обусловлено художественной логикой раскрытия характера. В начале романа Лермонтов показывает противоречивые поступки Печорина, трудно объяснимые для окружающих (Бэла, М.М.), затем дневник проясняет мотивы поступков героя, углубляется его характеристика. Кроме того повести группируются по принципу антитезы; рефлексирующему эгоисту Печорину (Бэла) противопоставлена цельность душевно доброго М.М.; «честным контрабандистам» с их свободой чувств, поступков (Тамань) противоположна условность «водяного общества» с его интригами, завистью (Княжна Мэри). В первых 4-х повестях показано то воздействие, которое оказывает на формирование личности среда. В Фаталисте ставится проблема противодействия человека судьбе, т.е. его способности противостоять или даже бороться с предопределенностью рока.

В «Герое нашего времени» Лермонтов образом Печорина продолжил тему «лишних людей», начатую Пушкиным. Печорин – типичный представитель дворянской молодежи 1830-х. Об этом Лермонтов пишет в предисловии ко 2-му изданию романа: «Это портрет, составленный из пророков всего нашего поколения, в полном их развитии». Герой 1830-х годов – времени реакции после поражения декабристов – разочарованный в жизни человек, живущий без идеалов, без веры, без привязанности. У него нет цели. Единственное, что он ценит, - это собственная свобода. « Я готов на все жертвы…но свободы своей не продам».

Печорин — «внутренний человек». В его личности господствует присущий героям Лермонтова романтический комплекс — авторское субъективное начало — неудовлетворенность действительностью, высокое беспокойство и скрытое стремление к лучшей жизни. Поэтизируя эти качества Печорина, его острую критическую мысль, мятежную волю и способность к борьбе, выявляя его трагически вынужденное бесплодие и вынужденное одиночество, Лермонтов отмечает и резко отрицательные, откровенные проявления печоринского индивидуализма, не отделяя их от личности героя в целом. Без всякого нарочитого морализма и механического размежевания добра и зла Лермонтов показывает моральную несостоятельность поведения Печорина по отношению к Бэле, к Мери и к Максиму Максимычу. Вместе с тем Лермонтов выявляет — опять-таки без поучающего подчеркивания — разрушительные процессы, происходящие в Печорине и вытекающие из его индивидуалистических позиций («внутреннее возмездие»): его тоску, бесплодные метания, измельчание интересов. Наконец, сопоставляя «героя» эпохи Печорина с теми, кто отнюдь не мог претендовать на это звание, — с «естественным человеком» Бэлой и с «простым человеком» Максимом Максимычем, лишенными интеллекта Печорина и его зоркости, Лермонтов и здесь демонстрировал не только интеллектуальное превосходство, но и духовное неблагополучие и неполноту своего главного персонажа. При этом личность Печорина в ее эгоистических проявлениях, вытекающих, прежде всего, из условий эпохи, согласно логике романа, не освобождается и от своей индивидуальной ответственности, суда совести.

Интересно, что в Печорине отразилась характерная черта жизни общества 30-ых годов 19 века – развитие общественного и личностного самосознания. Поэтому герой, первый в русской литературе, сам пытается понять причины своего несчастья, своей отличности от других. Чтобы подчеркнуть это, автор строит многие части романа в форме дневника Григория Александровича.

Через весь роман лейтмотивом проходит проблема судьбы. Она возникает в финале повести «Тамань», возникает и в «Княжне Мери». Печорин в который раз убеждается, что он не может следовать судьбе, жить по ее «указке». Пусть рок играет с его жизнью, ломает планы героя, но, по убеждению Печорина, он никогда не должен изменять себе. И смысл жизни, за неимением другого, этот герой видит в противоборстве фатуму, в борьбе с ним. Отсюда вытекает и отношение Печорина к окружающим людям. Они для него – всего лишь пешки в опасной игре с судьбой. Поэтому герой так равнодушен и холоден к чужим страданиям и слезам.

На мой взгляд, в романе можно выделить две основные философские проблемы: проблему взаимоотношений судьбы и человека и проблему добра и зла. Они тесно переплетаются в облике главного героя романа.

 

11. «Мертвые души» Н.В. Гоголя (жанр, идеи, образы, поэтика, полемика).

Работая над произведением, сюжет которого подсказал Пушкин, гоголь определил объем его: «Вся Русь явится в ней». Писатель назвал свое произведение поэмой не случайно. Во-первых, оброзцом воплощения задуманного сюжета послужила поэма «Божественная комедия» Данте. Это определило трехчастную композицию поэмы. Как Данте показал все круги, которые проходил поэт с тенью Вергилия, так и Гоголь задумал показать круги, уготованные России. Три тома «МД» должны были соответствовать трем частям «Божественной комедии». Во-вторых, Гоголь создает собирательный образ России. Это и есть главный герой «МД». Как в эпических поэмах Гомера, в «МД» рисуется широкая картина русской действительности.

Большое место занимают лирические отступления и вставные эпизоды, что характерно для жанра поэмы. Душу русского народа Гоголь выразил в образе быстро несущейся вперед Руси-тройки.

Все части поэмы объединены мотивом путешествия Чичикова в поисках «мертвых душ». Само название поэмы, имея реальную основу, носит метафорический характер. М.д. – это чиновники, помещики, составляющие бездушный мир крепостнической России. Одного за другим рисует писатель помещиков, используя один и тот же принцип построения портретной главы. Сначала Чичиков видит усадьбу, состояние хозяйства, господский дом и его интерьер, потом следует портрет и характеристика помещика и, наконец, его реакция на предложение Чичикова. Галерея помещиков построена по принципу разоблачающей градации – нарастания расчеловечивающих, омертвляющих душу признаков. «Один за другим следуют у меня герои, один пошлее другого»: Манилов, Коробочка, Ноздрев, собакевич, Плюшкин. Все эти персонажи не развиваются, а предстают как результат – ведь это мервые души, а развиваться может только живое.

В изображении помещиков Гоголь сочетает общее, типичное и индивидуальное, причем акцент делается на типических чертах персонажей. Писатель подчеркивает, что Манилов принадлежит «к роду людей, каких много по земле»; Ноздрев «везде между нами и, может быть, только ходит в другом кафтане»; «сестру Коробочки можно встретить и в аристократическом доме, а иной и почтенный человек, а на деле выходит совершенная Коробочка».

Гоголь, рисуя портреты и характеры своих героев, в каждом особо подчеркивает какую-то черту внешнего облика и поведения, которачя раскрывает внутреннее содержание.

Черты лица Манилова «были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару». Коробочка – чистенькая, аккуратная, и все у нее в ящичках, шкатулочках да коробочках. Плюшкин уже настолько деградировал, что потерял даже признаки пола.

К галерее помещиков примыкают и губернские чиновники – тоже мертвые души, а тема крепостничества смыкается с темой бюрократии и чиновничьего произвола. Губернских чиновников Гоголь изображает сатирически. В начале поэмы писатель рассуждает о тонких и толстых чиновниках и показывает, что чиновник – это тот же помещик-крепостник. Чиновники вместо государственных интересов блюдут личные. Они грабят и государство и просителей и единодушны пожить за счет «нежно любимого ими отечества».

Писатель создает групповой портрет чиновничества, не делая между ними различия. Произвол творят не только чиновники, но и само правительство. В «Повести о капитане Копейкине» Гоголь завершает характеристику чиновничества образом бездушного сановника, который не только не помог инвалиду Отечественной войны 1812, но и выгнал его из города. Губернское чиновничество точно охарактеризовано Собакевичем: «Это все мошенники…мошенник на мошеннике сидит и мошенником погонет».

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 1745; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь