Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Конный памятник кондотьера Гаттамелатта
Одной из самых значительных работ Донателло является воздвигнутая им в 1443—1453 годах в Падуе конная статуя кондотьера Эразмо де Нарни, прозванного итальянцами Гаттамелата («Хитрая кошка»). Колоссальная бронзовая статуя кондотьера на соборной площади в Падуе считается первым конным монументом Ренессанса и родоначальником всех конных статуй, воздвигнутых в европейских городах в последующие века. Видимо, она сохраняет связь с традициями северо-итальянского надгробного конного монумента; недаром та часть нынешней площади перед собором Св. Антония (Санто), где она стоит, в XV веке была кладбищем. Но похоронен Гаттамелата в соборе, где находится и его скульптурное надгробие. Конный же памятник поставлен по решению венецианского сената, дабы увековечить «выдающуюся славу» падуанца, служившего Венецианской республике, венцом карьеры которого стал пост главнокомандующего войсками Венецианской республики, (статуя была отлита на средства вдовы и сына Гаттамелаты, так что это было целиком частное начинание). В целом он связан с гуманистической идеей прославления доблести современника, его гражданских заслуг. Поэтому естественным было обращение Донателло к античным образцам; причем Гаттамелата облачен у Донателло в доспехи римского императора. Недаром Микеле Савонарола писал вскоре после 1457 года о «Гаттамелате»: «... он восседает с замечательным великолепием, подобно триумфирующему Цезарю». Для человека Возрождения это была высшая похвала. Донателло нашел решение, ставшее классическим для Возрождения. В ясности и компактности форм, четкой завершенности энергичного силуэта, спокойной посадке всадника и сдержанной силе поступи коня есть волевая собранность, героическая готовность. Вознесенный над площадью на своем 8-метровом постаменте, Гаттамелата подобен доблестному стражу с лицом сурово-задумчивого мудреца. В естественности и простоте этого памятника человеческая широта идеалов раннего Возрождения раскрывается так полно, как, может быть, ни в одном другом произведении Донателло. Статуя Гаттамелаты логически замыкает «героическую» линию творчества мастера, в нем наиболее последовательно воплотился ренессансный идеал — идеал сильного человека, заслужившего своими героическими деяниями право на благодарность и память потомков. Незабываем в своей выразительности властный образ Гаттамелаты. Подобно куполу Брунеллески, бронзовый всадник царит над городом, победно врезываясь в поднебесное пространство. Перенесенный в музей, этот монумент, со всех сторон одинаково замечательный, сохранил бы все свое художественное значение. Но в Падуе, на фоне неба, перед церковными куполами, он возвышается на своем массивном каменном постаменте именно так, чтобы своей мощью служить горделивым увенчанием всему, что под ним и вокруг.
Хотя кондотьер умер в семидесятилетнем возрасте, Донателло изобразил его в зрелом возрасте, полном сил, наделенным крепким умом и несгибаемой волей, уверенно сидящем на лошади. Глубокая человечность, внутреннее благородство, спокойное достоинство разлито во всем облике Гаттамелаты. В нем отразилась интенсивность жизни, богатство движения, острота и энергия пластической выразительности, какие были доступны до Вероккио лишь Донателло. Левой рукой полководец поддерживает поводья, в правой у него жезл. Донателло облачил своего героя в античные доспехи, щедро украшенные декоративными фигурками путти, всадников и масками, голова, обнаженная на античный манер, – все это обращение к античной традиции. Скульптору удалось придать облику Гаттамелаты и яркие индивидуальные черты - нос с горбинкой, четко очерченный рот, небольшой подбородок - и некие общие черты, свойственные человеку его эпохи, скорее это обобщенный образ человека Возрождения, мужественного, уверенного в себе человека. В конных монументах особенно трудной задачей является композиционное объединение горизонтали коня и вертикали всадника. Донателло блестяще справился с этой трудностью: он прибег к закругляющимся волютам луки седла, вплотную примыкающим к шее коня, к эфесу меча, также касающегося шеи, к движению рук, одна из которых держит повод, другая — командорский жезл, который опирается о гриву коня, и тем самым превосходно объединил всадника с лошадью. Для того чтобы смягчить прямой угол, образуемый их телами, Донателло прибег к закругляющимся волютам луки седла вплотную примыкающим к шее коня, к эфесу меча, а также жезл в руке опирается о гриву коня. Стремена Донателло укоротил, чтобы ноги всадника не свешивались за пределы корпуса лошади, что позволяет сохранить в целостности силуэт мощного коня и подчеркнуть массивность его тела. Ноги лошади слегка утолщены, чтобы снизу они не казались слишком тонкими. На пьедестале мастер изобразил двери - с восточной стороны они приоткрыты, с западной — заперты, фигурки путти, а также подпись, что он делал не так уж часто: Opus Donatelli Flo. Высота статуи более 3 м, постамента - 8 м. Статуя была вылита и сооружен постамент в 1447 году, чеканка памятника была завершена в 1450 году. Три года спустя статуя была установлена на постамент. Известно, что в 1451 года Донателло вел переговоры о сооружении конной статуи Борсо д`Эсте.
Юдифь и Олоферн» Донателло
Бронзовая скульптурная группа «Юдифь и Олоферн». Скульптор Донателло. Донателло создал сложную по композиции и выразительную бронзовую скульптурную группу «Юдифь и Олоферн» (ок. 1455-1457 гг.); «... отлитая в металле, показывает Юдифь, отрезающую главу Олоферна, располагалась на площади под одной из арок лоджии. В этой превосходная и искусная работа, которая изображает Юдифь в простом одеянии, Донателло показывает зрителю женскую скрытую отвагу и внутреннюю силу, полученную от Бога. Опьяненный спящий Олоферн не ощущает приближающейся смерти, его душа холодная и безвольная. Донателло так хорошо выплавил это изваяние – изящное и прекрасное, а затем он закончил его так тщательно, что просто чудо» Вазари. Вероятно, Донателло был весьма доволен результатом своей работы, что подписал статую «DONATELLI OPUS», что делал довольно редко. В период Ренессанса мастера нередко обращались к женскому героическому и пленительному образу Юдифи, в одиночку победившей завоевателей, как и юный Давид. «Книга Юдифи» относится к числу неканонических писаний и не включена в состав Канонической Синодальной Библии, описывает, как благочестивая вдова из Ветилуи поразила ассирийского военачальника, армия которого осадила ее родной город Маленькая, хрупкая фигурка скромно одетой Юдифи, замерла в оцепенении, подняв над головой меч и глядя перед собой сурово-отрешенным взглядом, нависнув над жертвой - расслабленным, побежденным вином Олоферном. Хотя в целом композиции недостает убедительности, образы поражают своим замыслом. Голова Юдифи – одно из прекрасных творений Раннего Ренессанса, ее выразительное лицо прекрасно и величественно. Этот героический женский образ является воплощением мужества и храбрости, которые Бог дарует уповающим на Него. Противоположное впечатление производит полусонный пьяный Олоферн, покорно подставляющий свою голову под меч. Вероятно, заказ на эту статую поступил от Козимо Медичи около 1455-1457 года, и она изначально предназначалась для украшения фонтана в саду Палаццо Медичи-Риккарди. После падения тирании Медичи в 1495 ее разместили у главного входа в палаццо Веккьо на пьяцца делла Синьория как символ свободы Флоренции; затем ее переместили во внутренний дворик, впоследствии на Лоджию деи Ланци где во времена коммуны заседал совет приоров, управляющий городом, а в 1919 снова вернули на пьяцца делла Синьория и расположили на более высокой платформе, рядом со статуей льва - символом Флоренции и «Давидом» Микеланджело. В 1980 ее отправили на реставрационные работы и на ее месте поместили бронзовую копию, в настоящее время статуя выставлена в Палаццо Веккьо. Спланированная как свободно стоящая скульптура, прекрасно обозреваемая со всех ракурсов, вероятно, она предшествовала созданию статуи Иоанна Крестителя из Сиенского собора.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 852; Нарушение авторского права страницы