Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Сущность права – это главная, внутренняя, относительно устойчивая качественная основа права, которая отражает его истинную природу и назначение в обществе.



Как известно, под сущностью в философии понимается то, что составляет суть явления, процесса, совокупность устойчивых, постоянных характеристик, определяющих его свойства. Уяснение указанных признаков и характеристик какого – либо явления позволит безошибочно определить его место и отделить от всех других явлений.

Теоретически и практически важно определить, что составляет сущность такого явления как право, разобраться с его устойчивыми характеристиками, выяснить закономерности его функционирования и развития. При этом принципиально важным является уяснение следующего:

– чья воля находит выражение в праве;

– интересы каких социальных групп и слоев населения оно защищает.

В юридической литературе имеют место два подхода к сущности права:

1) классовый – право определяется как система гарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в закон волю экономически господствующего класса, т.е. право используется как средство для обеспечения, главным образом, интересов господствующего класса;

2) общесоциальный – право рассматривается как выражение компромисса между классами, социальными группами и слоями общества, как инструмент примирения социальных противоречий, обеспечивающий интересы всего общества.

Право как категория исторически изменчиво в силу постоянных перемен ситуации в обществе, а также изменения объективных факторов его развития: политических, экономических, социальных. Соответственно происходят постоянные изменения и сущности права. В правовом государстве право выражает в себе общую волю, строится на взаимных уступках и компромиссах, ставит своей главной задачей достижение общественного согласия и обеспечение правопорядка. В соответствии с наиболее распространенной точкой зрения в юридической литературе категория «общая воля» признается как первооснова права, его сущность.

Сущность права –это общая воля как результат согласования, сочетания частных и общественных интересов населения, выраженная в законе либо иным способом, признаваемая государством и выступающая общим масштабом, мерой поведения и деятельности людей.

Признание общей воли сущностью права выделяет право среди иных нормативных регуляторов, придает ему качество общесоциального регулятора, инструмента достижения общественного согласия.

В научной и учебной юридической литературе имеется ряд теорий о сущности права: марксистская, психологическая, нормативистская, естественно правовая, социологическая, юридиколибертарная (или либертарная).

Нормативистскаятеория права(Г. Кельзен, Р. Штаммлер.)

Данная теория утверждает то, что право – это исключительно те нормы, которые создаются или санкционируются государственной властью. Только государство может обеспечить равенство справедливого общественного устройства, при котором все граждане равны перед силой закона. При этом определяется, что развитие самого общества зависит от закономерностей развития права, следование основной идее права – конечная цель человеческого общества, именно право определяет направления развития общества. Одно из влиятельных направлений данной теории – юридический позитивизм. Представители данного течения делают акцент на абстрактно-формальном характере юридических норм, позволяющих обеспечить равенство возможностей во всех условиях и осуществляющих регулирование в интересах свободы каждого, кто находится в сфере права.

Родоначальником нормативистской школы был австрийский ученый-юрист Ганс Кельзен (1881–1973). В своей работе «Чистая теория права»1 он под правом понимал совокупность норм, тесно согласованных между

собой и образующих строгую иерархию в виде ступенчатой пирамиды. На вершине этой пирамиды находится некая « основная (суверенная) норма»,

которая непосредственно связана с конституцией, принятая законодателем и звучит следующим образом: «Должно вести себя так, как предписывает конституция». Каждая низшая норма вытекает и черпает свою законность

из высшей по отношению к ней нормы. Основная норма, которая является высшей базисной нормой, не выводится из чего бы то ни было, а берется в качестве некоторой первоначальной гипотезы. Все последующие нормы _________________

1 Синха Сурия Пракаш. Юриспруденция. Философия права. Краткий курс/Пер.с англ..- М,: Издательский центр «Академия», 1996.-С.148-150.

выводятся поочередно одна из другой. Таким образом, далее следуют законодательные акты, потом подзаконные нормативные правовые акты, а нижнюю ступень составляют индивидуальные нормы, создаваемые судебными и административными органами. Сила права и действенность регулирования общественных отношений полностью зависит от логичности и стройности системы юридических правил поведения.Эта регулятивная система, по мнению Г. Кельзена, не связана с политикой, экономикой, идеологией, нравственностью. Юридическая наука должна изучать право в «чистом виде», вне связи с указанными категориями.

Достоинства теории:

– верно указывается на такое важное свойство права, как нормативность, и убедительно доказывается необходимость соподчинения правовых норм по юридической силе;

– признаются широкие возможности государства влиять на общественное развитие, ибо именно государство устанавливает и обеспечивает основную норму;

- четкое построение правовой пирамиды обеспечивает формальную определенность права, что значительно облегчает возможность руководствоваться юридическими требованиями.

Слабые стороны:

– представители данной теории отрицают влияние объективных потребностей общественного развития на содержание принимаемых норм права, недооценивают связь права с социально-экономическими, политическими и духовными факторами, игнорируют права личности;

– преувеличивается роль государства в установлении эффективных юридических норм;

- тезис об « основной норме» Кельзена – слабое место теории.

 

Социологическая теория(Е. Эрлих, Л. Дюги, Р. Паунд, С.М. Муромцев, Г.Ф. Шершеневич).

Социологическая теория подчеркивает прямую зависимость права от меняющегося общества, связь юридических норм с особенностями общественно-политического строя того или иного общества, в ту или иную историческую эпоху, в том или ином географическом регионе. Приверженцы данного подхода выводят юридические нормы из правовых отношений, связывают их возникновение с деятельностью судов, административным процессом, мнениями влиятельных юристов.

Социологическая школа права концептуально сформировалась в конце XIX в. Нормы права, рассчитанные на свободную конкуренцию, в новых условиях развития капитализма перестали удовлетворять потребности общественного развития. Суды вынуждены были так интерпретировать законы, что под видом толкования фактически устанавливали новые нормы. Идеологи нового правового мышления призвали к открытому и свободному судейскому правотворчеству. Отсюда тезис: «Право следует искать не в нормах права, а в самой жизни». Таким образом, социологическая концепция права фактически отвергает вмешательство государства в сферу частных интересов, направлена против регулирующего влияния государства на хозяйственную деятельность.

Данная концепция получила свое распространение в странах общего права, судебные прецеденты наряду с законами являются источниками права, особенно в США, где господствует система общего права (прецедентное право судей). Виднейший представитель теории, американский правовед Р. Паунд обосновал три элемента социологической трактовки права:

1) определенный порядок, поддерживаемый государственными органами;

2) содержащие правовые нормы официальные источники;

3) судебный и административный процесс.

Соединенные воедино эти три элемента и есть право по мнению

Паунда. Он утверждал, что право – это прежде всего фактический правовой порядок и процесс деятельности суда..

Сторонники этой теории признают, что социальная жизнь сложнее и динамичнее права. Только писаное право не в состоянии адекватно регулировать общественные отношения, поэтому право творят судьи в процессе решения конкретных дел. Это «живое право», состоящее из норм, которые складываются и развиваются в самом обществе. Суды решают конкретные дела не только на основании закона, но более – на основании решения (прецедента) других судов, особенно вышестоящих. Таким образом по мнению сторонников социологической теории, право воплощается не в естественных правах и не законах, а в реализации права.

Содержание «живого права» в значительной степени зависит от личности судьи, его правосознания, искусства адвокатов и прокуроров, господствующих в обществе морально-этических норм, религии, общественного мнения, экономической и политической ситуации в стране.

Достоинства теории:

– общество и право рассматриваются как взаимосвязанные явления, ориентация на учет реальных процессов, происходящих в правовом регулировании;

– в процессе правоприменительной деятельности следует изучать и использовать не только нормы права, но и все правовые отношения;

– значительно повышается роль и значение судебной власти.

Недостатки теории:

– отрицание нормативности как одного из важнейших признаков и свойства права;

– смешение интереса в праве с самим правом.

 

Психологическаятеория (Л. Петражицкий, Г. Тард).

 

Психологическая теория имея самостоятельное значение, развивалась в рамках социологического направления в юриспруденции. Основой для становления данной теории послужило становление психологии как науки. По мнению представителей данной теории, право представляет собой продукт психических переживаний людей. Общественные переживания проявляются в позитивном праве, содержащемся в нормативных актах; индивидуальные переживания проявляются в автономном (субъективном) праве. Основным источником права выступает правосознание. Среди различных психологических состояний людей на первый план выдвигаются эмоции – импульсивные переживания, побуждающие людей совершать определенные действия. Таким образом, область права безгранично расширяется, поскольку к нему отнесено и внутреннее, интуитивное право индивидов.

Психологическая теория права наиболее основательно была разработана в дореволюционной России Л.И. Петражицким. Он различает позитивное право (официально действующее в государстве) и интуитивное право (его истоки коренятся в психике людей, оно складывается из того, что люди переживают как право). При этом позитивное право, как считает Петражицкий, мало доступно гражданам, их представления об официальном праве он называет фантазмами.

Другое дело – интуитивное право, с которым человек сталкивается на каждом шагу. При этом на первый план выдвигаются эмоции, которые побуждают человека совершать определенные действия. Интуитивное право и выступает регулятором поведения человека и поэтому рассматривается как реальное, действующее право1.

Представители этой школы говорят о стремлении человека повинно-

 

ваться или подчинять себе, об инстинктах властвования и подчинения, об эмоциях, порождающих сознание необходимости повиноваться.

Достоинства теории:

– обращено внимание на психологические процессы, которые тоже выступают реальностью наряду с процессами экономическими, политическими и пр. Отсюда нельзя издавать законы без учета социальной психологии;

__________________

1 Петражицкий, Л.И. Теория государства и права в связи с теорией нравственности. СПб., 1907. Т. 1-2.

 

– повышается роль правосознания в механизме правового регулирования.

Слабые стороны:

– осуществлен слишком сильный крен в сторону психологических

факторов в ущерб другим (социально-экономическим, политическим

и др.), от которых тоже зависит право;

– так как интуитивное право оторвано от государства и не имеет формально определенного характера, в данном походе отсутствуют четкие

критерии правомерного и неправомерного, законного и незаконного.

Марксиситская (материалистическая) теория права (Карл Маркс, Фридрих Энгельс).

Маркс и Энгельс отмечают, что история человеческого общества всегда была историей классовой борьбы, в которой угнетатель и угнетенный находились в антагонистическом (враждебном) противостоянии друг к другу. Политическая власть при этом является силой, которая используется одним классом для подавления другого класса.

В соответствии с рассуждениями основоположников данной теории, люди заняты общественным производством, в процессе которого они вступают в определенные отношения между собой. Эти отношения являются независимыми от их воли производственными отношениями, которые в совокупности образуют экономический базис данного общества. Это экономической структуре соответствует определенное общественное сознание людей. Способ производства материальных благ формирует характер социальных, политических и духовных общественных процессов, т.е. надстройку общества. На определенной стадии развития производительные силы приходят в противоречие и производственными отношениями, совершаются социальные революции, которые изменяют экономический базис общества, соответственно меняется и вся надстройка.

Этапами прогрессивного развития экономических формаций являются феодальный (пришел на смену рабовладельческому), затем буржуазный способы производства. По мнению основоположников данной теории, буржуазные производственные отношения являются последней антагонистической формой общественного процесса производства. Материалистическое понимание истории, таким образом, заключается в том, что производство и распределение произведенного продукта являются основой любого социального строя. Поэтому, как считают Маркс и Энгельс, причины социальных изменений и революций следует искать в способе производства и обмене.

Государство и право на всех этапах общественного развития выражают интересы соответствующего эксплуататорского класса. Но право не играет в этой схеме большой роли, оно существует как средство, благодаря которому те, кто контролирует производство, осуществляют контроль в отношении угнетенного класса. Главное в праве – это классово – волевой характер. «Ваше право есть возведенная в закон воля вашего класса, воля, содержание которой определяется материальными условиями жизни вашего класса» (Манифест Коммунистической партии).

Недостатки материалистической теории:

- рассматривая право лишь как инструмент подавления, эта теория не способствует изучению той полезной роли, которую право могло бы играть в обществе;

- экономические факторы, несомненно, влияют на те или иные аспекты социальной организации, но они не являются единственной причиной всего процесса развития общества.

Естественноправовая теория зародилась в глубокой древности. Её содателями были Ляо-Цзы, Конфуций, Аристотель, Цицерон, Демокрит, Сократ, Платон. Ранние теории включают концепции, которые рассматривают естественное право как закон добродетели, как справедливость по природе, как право справедливого разума и как божественное право.

Но наибольшее развитие концепция получила в эпоху буржуазных революций. Её разработали на новом уровне Гроций, Руссо, Монтескье, Дидро, Вольтер, Радищев и др.

В XX веке разработку теории продолжили Р. Штаммлер, Л. Фуллер, А. Кауфман.

Вот почему существуют три направления в развитии теории естественного права:

- ранняя теория естественного права;

- договорная теория права;

- теория возрожденного права.

Как теория идея естественного права оформилась в XVII – XVIII вв., став идеологическим оружием молодой буржуазии, рвущейся к власти, и средством борьбы против феодально–абсолютистских порядков.

Сторонники этой теории полагали, что кроме права установленного государством, существует естественное право, присущее человеку от рождения. Естественное право никто–ни общество, ни государство – человеку не дарует. Естественное право является условием существования человека и его жизнедеятельности. Естественные права– это право на жизнь, собственность, свободу, равенство и др. Естественное право как сумма вечных, неотчуждаемых и неизменных прав человека рассматривается как высшее право по отношению к действующему, позитивному праву.

Эта теория несла в себе мощный социальный заряд, так как позволяла с позиций гуманизма, справедливости, либерального демократизма, просто здравого смысла оценивать действующее право в том случае, если последнее становилось преградой общественного развития.

В XX веке после перехода многих бывших социалистических стран к другой системе власти, основанной не на строго централизованной, административно-командной системе власти, а на либерально-демократической организации власти, рыночной экономике, защите прав и свобод человека, многообразии форм собственности теория естественного права получила новое развитие и показала свою социальную значимость.

Позитивное значение естественно – правовой теории:

– она утверждает идею естественных, неотъемлемых прав и свобод человека;

– благодаря этой теории стали различать право и закон, естественное и позитивное право;

– теория концептуально связывает право и нравственность.

Недостатки теории:

– представление о праве как справедливом или несправедливом не всегда можно использовать в практической деятельности;

– справедливость разные люди понимают по–разному;

– представления людей со временем меняются;

– моральные категории не имеют устоявшихся определений.

Юридико – либертарная или либертарная (В.С. Нерсесянц).

Вопрос о том, что такое право имеет большое значение для человеческого познания в целом, остается актуальным для дальнейших поисков и исследования. При этом определяющим для правопонимания является вопрос о том, как соотносятся между собой право и закон. Именно такой момент отожествления или различения права и закона и формирует принципиальное отличие между двумя противоположными типами правопонимания, которые принято обозначать как юридический ( от ius–право) и легистический ( от lex– закон)1.

Для легистического подхода вопрос о том, что такое право является решенным, так как в соответствии с указанным подходом под правом понимают позитивное, т.е. исходящее от государства и гарантируемое им. Здесь вопрос лишь в том, какое дать позитивному праву определение (дефиницию).

Для юридического правопонимания право не субъективное и произвольное властное решение, а нечто объективное и самостоятельное, обладающее своей (не зависящей от воли законодателя) собственной природой, своей сущностью и своей спецификой, словом – своим принципом. Этим принципом права является принципом формального равенства. Право в ____________________

1Нерсесянц, В.С. Философия права. Учебник для вузов. М., 1997. С. 32.

соответствии с юридическим правопониманием – это всеобщая и необходимая форма свободы людей. Данную концепцию правопонимания Нерсесянц В.С. называет юридико–либертарной (или либертарной), поскольку, согласно данной теории, право–это всеобщая и необходимая форма свободы людей.

Либертарная концепция – это новое самостоятельное– направлениев новой общей теории различения права и закона, а не разновидность естественного права. Либертарная и естественно–правовая концепция – это разные направления различения права и закона, обладающими как общими, так и специфическими характеристиками. Специфика либертарной концепции состоит в том, что в ней нет присущего естественноправовым представлениям дуализма одновременно действующих систем «правильного» (естественного) права и «неправильного» права, т.е. противоречащего естественному праву.

Принцип правового равенства предполагает формальное равенство, единый масштаб и равную меру свободы индивидов и всеобщую справедливость. Эти смысловые компоненты принципа правового равенства представляют собой определение сущности права в его различении с законом. Право – это формальное равенство, право – это всеобщая и необходимая форма свободы в общественных отношениях людей, право – это всеобщая справедливость. Эти объективные свойства права и его сущность отличают право от закона, т.е. не зависят от воли законодателя, логически предшествуют закону.

К этим исходным сущностным определениям права в процессе его выражения в виде закона приобретается новое качество – властная общеобязательность того, что официально признается. Только как форма выражения сущностных определений права закон представляет собой правовое

явление. Благодаря такому закону принцип правового равенства ( и всеобщность равной меры свободы, и справедливость) получают государственно–властное, общеобязательное признание и защиту, приобретает за-

конную защиту1.

Социальная ценность права

Социальная ценность права – специфическое социальное качество права, в котором проявляется его значение для человека и общества. Это выражается в следующем: с помощью права обеспечивается устойчивый порядок в общественных отношениях, достигается точность в содер

жании общественных отношений и обеспечивается возможность достигнуть гарантированного результата.

___________________

1Там же. С. 35-36.

 

Основные проявлении социальной ценности права:

– это средство организации управления обществом; реализация правовых норм приводит к упорядоченности общественных отношений и согласованности действий людей;

– это эффективное средство защиты существующего общественного строя; правовые нормы устанавливают меры уголовной, административной и иной ответственности за общественно опасные и вредные для общества деяния;

– это фактор прогресса, средство обновления общества; оно развивает те отношения, в которых общество заинтересовано; это инструмент перехода к новым политическим и экономическим отношениям и решения глобальных проблем современности;

– обеспечивает возможность нормальных активных действий человека, создает препятствия незаконным вмешательствам в сферу его правомерной деятельности;

– обеспечивает оптимальное сочетание свободы и справедливости (право есть мера, масштаб свободы и поведения человека; жить в обществе и быть абсолютно свободны нельзя, ограничение свободы с помощью права представляется наиболее справедливым).

Типология права

Тип права – это совокупность характерных, наиболее важных и существенных признаков, свойственных праву соответствующего исторического типа государства. Как и в теории государства, в теории права возможно говорить об историческом развитии данного социального явления, используя категорию «исторический тип права». При исследовании процесса развития права также возможно применение формационного и цивилизационного подходов.

Национальная правовая система – это конкретно-историческая совокупность права, юридическая практика и господствующая правовая идеология отдельной страны.

Правовые семьи – это совокупность национальных правовых систем, основанных на общности источников, структуры права и исторического пути его формирования. Различают следующие правовые семьи:

– общего (англосаксонского) права – основной источник – судебный прецедент, т.е правилами, сформулированными судьями в процессе решения споров. Хотя используется и статутное право, т.е. писаное право, изданное законодательным органом. Для общего права характерно отсутствие кодексов европейского типа, нет четко выраженных отраслей права, нет деления права на частное и публичное;

– романо-германского права (система континентального права) – основную роль играет нормативный правовой акт. Другие источники играют вспомогательную роль. Правовая система сложилась в средние века в Европе на основе рецепции римского права. Это система писаного права, на вершине которого стоит конституция страны, обладающая высшей юридической силой;

– мусульманского права – основной источник права – религиозные тексты. Система мусульманского права отличается от других правовых систем своеобразием, неповторимостью источников, структуры терминов, конструкций и т.д. Исламские правоведы под нормой понимают правило, адресованное мусульманской общине Аллахом. Данное правило основано на вере. Его нельзя изменить, отменить, «поправить», оно бесспорно и абсолютно;

– индусского права – в содержание входят обряды, верования, мораль, философия;

– обычного права (страны Африки) – основной источник – обычай. Обычай является наиболее древним источником права, однако если в странах романо – германского и англосаксонского права он выполняет лишь второстепенную роль, то в Африке он продолжает оставаться важным регулятором общественных отношений.

 

 

Контрольные вопросы по лекции (тема №8)

 

1.Понятие и признаки права

2.Понятие правопонимания

3.Соотношение права и государства

4.Принципы и функции права

5.Социальная ценность права

6.Теории о сущности права

7.Типы права

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 2877; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.06 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь