Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Развитие концепции правового государства



 

Проблема построения подлинно правового государства, основанного на верховенстве закона, независимости судебной власти, уважения прав личности, незыблемости конституционных основ, до настоящего времени остается актуальной. Категория « правовое государство», как определенная философско-правовая категория и соответствующая практика организации политической власти и обеспечения прав и свобод человека, является одним из существенных достижений человеческой цивилизации, прошедшей в своем развитии через долгие столетия. В обоснование этой теории и её развитие внесли вклад многие умы древности и мыслители последующих веков.

Термин «правовое государство» был введен в науку немецким ученым К. Велькером в 1813 году. Но ещё в античную эпоху были сделаны определенные разработки, которые легли в основу современной концепции правового государства. Античные авторы продемонстрировали, что права – самостоятельное явление и свои свойства заимствует не от государственной власти. Среди этих свойств то, что в основании всякого закона должно лежать благо для всех и не терпящее исключений. Закон должен быть обнародован и строго соблюдаться не только гражданами, но и самим государством в интересах высшей справедливости. По мнению античных философов порядок в обществе должен обеспечиваться посредством разумного закона. Практически у всех авторов присутствует идея « правление закона, а не людей». В частности, Платон отмечал: « Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей – либо властью. Там же, где закон – владыка над правителями, а они его рабы я усматриваю спасение государства»1.

Идеи правовой государственности в Новое время развивались в русле достижений предшествующей политико-правовой мысли и, прежде всего, естественно правовых представлений о свободе и правах человека, о приоритете естественного права перед позитивным правом и государством, о правовых формах и пределах осуществления государственной власти, о разграничении властных полномочий различных органов государства.

Заметной вехой в процессе обновления и углубления юридического подхода о естественном праве стало творчество Г. Гроция (1583-1645). Отмечая юридическую направленность своего исследования, Гроций подчеркивал отличие юриспруденции как «науки права» от науки о политике. Предмет юриспруденции, по Гроцию, - это право и справедливость, предмет науки о политике – целесообразность и польза.

При этом под правом и справедливостью Гроций имеет в виду естественное право – «право в собственном смысле слова», «предписание здравого разума». Неизменное естественное право, обусловленное разумной природой человека, не зависит даже от бога. «Действительно, - отмечает Гроций, - подобно тому, как бог не может сделать, чтобы дважды два не равнялось четырем, так точно он не может зло по внутреннему смыслу обратить в добро».

__________________

1Платон. Соч. М., 1972. Т. 3 Ч.2. С. 188-189.

 

И внутригосударственное право (т.е. позитивное право) и международное право (право народов) основаны, по Гроцию, в конечном счете на естественном праве. И государство Гроций определяет как «совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы»1.

Таким образом, именно понятие естественного права (его объективные свойства разумности и справедливости) определяет его правовую природу и правовой характер как позитивного права, так и государства. Это и обеспечивает в подходе Гроция единство предмета юриспруденции как науки о праве, так о правовой природе государства. Поэтому в учении о естественном праве Гроций видит ту теоретическую основу, которая и способна придать юриспруденции научных характер2.

В историческом и теоретическом развитии новых представлений о правовой государственности в эпоху перехода от феодализма к капитализму решающее значение приобретают проблемы политической власти и её формально равной для всех правовой организации в виде упорядоченной системы раздельных государственных властей, соответствующие новому соотношению социально-классовых и политических сил и, вместе с тем, исключающей монополизацию власти в руках одного лица, органа или союза. Юридическое мировоззрение нового восходящего класса требовало утверждения новых представлений о свободе человека посредством режима господства права и в частных, и в публично-политических отношениях.

Французский философ Жан Жак Руссо в трактате « Об общественном договоре, или Принципы политического права» разработал теорию общественного договора, согласно которой государство и гражданин строят свои отношения на основании неписанного договора: держава обязуется обеспечить гражданину свободу и уважение его личности, создает условия для реализации его способностей, а гражданин обязуется уважать и защищать державу. Ж.Ж. Руссо выразил идею народного суверенитета и права народов вернуть себе свободу, узурпированную тем или иным деспотом. Свобода, по его мнению, - добровольное, сознательное повиновение разумным законом гражданского общества.3

Ряд положений, существенных для теории и практики правовой государственности, были основаны английским мыслителем Д. Локком (1632-1704). В его трактовке идея господства права предстает в виде государства, в котором верхо

венствует закон, соответствующий вечному и всеобъемлющему закону природы. В таком государстве провозглашены постоянные (конституционные) законы,

признаются неотчуждаемые естественные права и свободы индивида, осуществлено разделение властей на законодательную, исполнительную (куда он включил и судебную власть) и федеративную (регулирующую отношения с другими

__________________

1Гроций, Г. О праве войны и мира. С. 46.

2Там же. С. 52.

3Руссо, Ж.Ж. Трактаты. М., 1969. С. 151, 164-171

государствами). Подобное государство, обеспечивающее жизнь, свободу и собственность людей, он противопоставляет деспотической власти. Государственная власть ограничена общественным благом.

Опираясь на идеи народного суверенитета и общественного договора, образующие правовую основу и источник государственности, Локк выступил с обоснованием «доктрины законности сопротивления всяким незаконным проявлениям власти».

Локк разработал многие положения классической либеральной доктрины прав и свобод индивида в условиях правовой государственности. «Свобода людей, находящихся под властью правительства, - отмечал он, - заключается в том, чтобы иметь постоянное правило жизни, общее для всех и каждого в этом обществе и установленное законодательной властью, созданной в нем; это свобода следовать своему собственному желанию во всех случаях, когда это не запрещает закон, и не быть зависимым от постоянной, неопределенной, неизвестной самовластной воли другого человека».

Обоснованный Локком правовой принцип индивидуальной свободы лишь словесно несколько расходится с последующей, ставшей актуальной для нас формулой: «разрешено все, что не запрещено»1.

Новые представления о разделении властей получили свою систематическую разработку в творчестве французского юриста Ш.Л. Монтескье (1689-1755).

Различая в каждом государстве три рода власти – законодательную, исполнительную и судебную, он отмечает, что для предотвращения злоупотребления властью необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга. «Когда законодательные и исполнительные силы объединены в одном и том же человеке или в одном и том же органе магистратуры, то свобода невозможна, так как могут возникнуть опасения, что тот же самый монарх или сенат сможет ввести тиранические законы, использовать их тираническим образом.

Опять же свободы быть не может, если судебная не разделена с законодательной и исполнительной, жизнь и свобода субъекта будут подвержены произвольному контролю, судья тогда превращается в законодателя. Если она объединена с исполнительной властью, судья может поступать со всей ожесточенностью угнетателя»2.

Разделение и взаимное сдерживание властей являются, согласно Монтескье, главным условием для обеспечения политической свободы в её отношении к государственному устройству. При этом он подчеркивает, что политическая

____________________

1Локк, Дж. Сочинения. В 3 т. Т.3 / Пер. с англ. и лат. М., 1988. С. 263, 264, 270-272.

2Монтескье, Ш. Избранные произведения. М., 1955, С. 294.

 

 

свобода не в том, чтобы делать то, что хочется. « В государстве, т.е. в обществе, где есть законы, свобода может заключаться лишь в том, чтобы иметь возможность делать то, что должно хотеть, и не быть принуждаемым делать то, чего не должно хотеть…Свобода есть право делать все, что дозволено законом. Если бы гражданин мог делать то, что этими законами запрещено, то у него не было бы свободы, так как то же самое могли бы делать прочие граждане»1.

Другой аспект свободы, на который обращает внимание Монтескье, - это политическая свобода в её отношении уже не государственному устройству, а к отдельному гражданину. В этом втором аспекте политическая свобода заключается в безопасности гражданина. Рассматривая средства обеспечения такой безопасности, Монтескье придает особое значение доброкачественности уголовных законов и судопроизводства. «Если не ограждена невиновность граждан, то не ограждена и свобода. Сведения о наилучших правилах, которыми следует руководствоваться при уголовном судопроизводстве, важнее для человечества всего прочего в мире. Эти сведения уже приобретены в некоторых странах и должны быть усвоены прочими»2.

Учения Локка и Монтескье, прежде всего о разделении властей и обеспечении прав и свобод граждан, оказали заметное влияние не только на последующие

теоретические представления о правовой государственности, но и на раннебуржуазное конституционное законодательство и государственно-правовую практи-

ку. Это влияние отчетливо проявилось, например, в Конституции США 1787 г., во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г., в целом ряде других правовых актов. Примечательно в этой связи, в частности то, что в ст. 16 французской Декларации 1789 г. указывалось, что общество, где не обеспечена гарантия прав и не проведено разделение властей, не имеет Конституции. В ст. 5 этой Декларации указывалось, что закон может воспрещать лишь деяния, вредные для общества. Все что не воспрещено законом, то дозволено, и никто не может быть принуждаем к действию, не предписываемому законом. Это первое законодательное закрепление данного правового принципа. Причем в приведенном тексте Декларации соединены идеи Локка и Монтескье.3

На американском континенте идеи правового государства воплотил в своей практической деятельности автор Декларации независимости Соединенных

____________________

1Там же. С. 289.

2Там же. С.318.

3Декларация независимости. М.: ТОО «Ла ПРЕД», 1992, С. 3-7; Конституция Соединенных Штатов Америки. М.: Изд-во С.Т. Самоцвет, 1993. С. 3-24.

 

Штатов Америки Т. Джефферсон. Опираясь на теорию общественного договора Ж.Ж. Руссо, он подверг критике монархическую форму правления и отстаивал принцип народного суверенитета, равенства всех перед законом. В Декларации провозглашается, что государство создается для обеспечения неотчуждаемых прав человека на «жизнь, свободу и стремление к счастью».

Таким образом, включенные в Декларацию естественные права человека определяются как неотъемлемые права отдельных индивидов по отношению к государству как целому. Для официальной государственной доктрины того времени это было совершенно новое положение, так как ранее считалось, что правами людей наделяет государство.

С глубоким обоснованием либеральной теории правового государства в конце 18 века выступил немецкий философ И. Кант. «Государство, - отмечал он, - это объединение множества людей, подчиненных правовым законам». Благо государства, по Канту, состоит в высшей степени согласованности государственного устройства с правовыми принципами, и стремиться к такой согласованности нас обязывает разум через категорический императив. Этот категорический императив разума в сфере права выступает в виде требования всеобщего Правового закона, гласящего: «…поступай внешне так, чтобы свободное проявление твоего произвола было совместимо со свободой каждого, сообразной со всеобщим законом». Реализация требований категорического императива в сфере государственности предстает у Канта как правовая организация государства с разделением властей (законодательной, исполнительной и судебной). В соответствием с наличием или отсутствием принципа разделения властей он различает и противопоставляет две формы правления: республику ( по существу правовое государство) и деспотию.

Характеризуя различные власти, Кант подчеркивал, что правосудие должно

осуществляться избранным народом судом присяжных. Определяющее значение в его теории, исходившей из идеи народного суверенитета, придается разграничению законодательной и исполнительной властей. «Республиканизм, - писал он, - есть государственный принцип отделения исполнительной власти ( правительства) от законодательной; деспотизм – принцип самовольного исполнения законов, данных им самим; стало быть, публичная воля выступает в качестве частной воли правителя». Применительно к законодателю Кант формулирует следующий ограничительный принцип его деятельности: то, чего народ не может решить относительно самого себя, того и законодатель не может решить относительно народа. Правовое государство (республика) по Канту- это реальность и идеально- теоретическая конструкция, которой следует руководствоваться как требованием разума в практической организации государственно-правовой жизни.1 Учение Канта оказало огромное влияние на последующее развитие концепции правового государства.

____________________

1Кант, И. Критика практического разума. СПб., 1995. С. 354-356

Другим великим представителем немецкой классической философии 19 века является Гегель. Если у Канта правовые законы и правовое государство – это долженствование, то у Гегеля, они действительность, т.е. практическая реализованность разума в определенных формах обыденного существования людей.

Человек не рождается от природы свободным, как считал Руссо. Человек, по Гегелю, свободен именно как духовное существо. Свободный человек и свободные учреждения формируются лишь в ходе длительного исторического развития, в процессе которого человек формирует себя самого в качестве свободной сущности и свой мир свободы, права и государства. В этом смысле всемирную историю Гегель характеризует как прогресс познания человеком объективной истины (в том числе и познание себя в качестве духовной, свободной сущности), так и в плане практической реализации достигнутых ступеней свободы в форме права и государства.

Право, - по Гегелю, - это действительность свободы, «наличное бытие свободной воли». Государство, согласно Гегелю, - это тоже право, а именно конкретное право, т.е. наиболее развитое и содержательно богатое право, вся система права, включающая в себя признание всех остальных, более абстрактных прав – прав личности, семьи и общества.

В этой диалектической иерархии прав государство как наиболее конкретное право стоит на вершине правовой пирамиды. С этим связано гегелевское возвышение государства над индивидами и обществом, восхваление государства и чуть ли не его обожествление. В целом вся гегелевская конструкция правового государства прямо и однозначно направлена против произвола, бесправия и вообще всех неправовых форм применения силы со стороны частных лиц и государственных властей.1

При освещении истории учений о правовой государственности необходимо остановится и на таком теоретическом и практически влиятельном направлении к этой теме, как юридико-позитивистские концепции правового государства.

Это направление в 19 и 20 веках представлено различными течениями и вариантами юридического позитивизма. Суть позитивистских концепций правового ограничения государства (при всех имеющихся между ними различиями) состоит в попытке создать ту или иную конструкцию самоограничения государства им же самим созданным позитивным правом. При этом отрицается различение права и закона, право сводится к установленным и защищаемым государством нормам. Такой тип понимания права и государства и связей между ними во многом свойственны Т. Гоббсу (1588-1679)2.

Внутренняя противоречивость и несостоятельность различных юридико-

__________________

1Гегель, Г.В.Ф. Философия права. М., 1990. С. 292-298, 300-302.

2Гоббс, Т. Сочинения: В 2 т. Т.2 / Пер. лат. и англ. М., 1991.С. 129-133.

 

 

позитивистских конструкций правового государства очевидны. С одной стороны, государство в виде силы, произвольно творящей право, возвышают над правом, а с другой стороны, в самом произвольном праве усматривают средство для ограничения и обуздания произвольной силы его собственного творца, причем реализация этого плана опять-таки зависит от прихоти самой власти, его «самоограничения».

Согласно «чистому учению о праве» Ганса Кельзена в предмет правоведения входит и государство, которое интерпретируется им как правопорядок и, по существу, отожествляется с позитивным правом. С позиций отожествления права и государства Кельзен утверждает, что « всякое государство есть правовое государство». Но он отвергает понятие «правовое государство» в общепринятом смысле, которое используется для обозначения «такого типа государства, которое отвечает требованиям демократии и правовой безопасности». Кельзен же под правопорядком имеет в виду только позитивное право с любым произвольным содержанием1.

Идеи о справедливом государстве и праве занимали значительное место в трудах известных белорусских гуманистов Ф. Скорины, М. Литвина, С. Будного, Н. Гусовского, А. Волана и др.

Решительно отстаивали принципы правового государства революционеры – демократы А.Н. Радищев, А.И. Герцен, Н.Г.Чернышевский, Кастусь Калиновский, а также ученые-юристы А.Ф. Кистяковский, Н.М. Коркунов, С.А. Котляревский, П.И. Новгородцев, Т.Ф. Шершеневич и др.

Однако в то время жесткие рамки абсолютной монархии не способствовали теоретическому восприятию и практическому воплощению русскими учеными идеи разделения властей, вынуждали исследователей занимать компромиссную позицию, выражавшуюся в отрицании возможности деления государственной власти на ветви.

После Октябрьской революции 1917 года теория правового государства в СССР не получила практического применения. В советском государстве была закреплена диктатура пролетариата. В этих условиях вопрос о правовом государстве был неуместен, теория была объявлена лженаучной, её основные положения категорически отвергались. И только в конце 80-х годов теория правового государства обрела ценность в обществе.

 

2. Современная теория правового государства

Концепция правового государства – это определенная философско –

правовая теория и соответствующая практика организации политической

____________________

1Чистое учение о праве Ганса Кельзена. Выпуск 1. М., 1987. С. 82-98.

 

власти и функционирования государства с целью обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Теория правового государства является одним из существенных достижений человеческой цивилизации. Идея правового государства возникла и существует как противоядие от произвола, как реакция на деспотизм и тиранию.

История развития философско – правовой мысли о правовой государственности свидетельствует о том, что для формирования правового государства необходимы соответствующие условия: господство права, наличие и функционирование правовых законов, надлежащая правовая организация системы государственной власти. Под господством права понимается его первичность и приоритет по отношению к государству. Правовой закон закрепляет в праве меру свободы человека, провозглашает принцип формального равенства и всеобщий характер справедливости, одинаково распространяет свои требования на государственную власть и граждан. Правовой закон – это не продукт субъективного усмотрения правотворческого органа, а право объективно складывающееся в обществе и выступающее антиподом беззаконию и произволу. Надлежащая правовая организация системы государственной власти, т.е. учреждение различных государственных органов, четкое на основе закона определение их компетенции и характера взаимоотношений с учетом принципа разделения властей.Все указанные аспекты взаимосвязаны, между ними имеет место тесная связь. С одной стороны, правовое государство невозможно без конституционно - правового обеспечения господства права в общественных отношениях. Правовой закон и правовое государство тесно внутренне взаимосвязаны: правовое государство невозможно без утверждения верховенства правового закона, а правовой закон для своего установления и реализации нуждается в правовом государстве. А с другой стороны, без надлежащей организации государственной власти, должного разграничения полномочий государственных органов и порядка их взаимоотношений, не может быть ни господства права, ни правовых законов. И вместе с тем, без соответствия праву и соблюдения требований правового закона не возможна сама организация системы власти правового государства. Для правового государства необходимо, чтобы все, в том числе и само государство, соблюдали законы, которые должны быть правовыми. Таким образом, правовое государство предполагает взаимообуславливающее единство господства права, действия правовых законов и правовой формы организации политической власти. Только при соблюдении данных условий возможно реально защищать и обеспечивать права и свободы человека и гражданина1.

____________________

1Нерсесянц, В.С. Философия права. Учебник для вузов.- М.: Издательская группа ИНФРА-М-НОРМА, 1997.- С. 105-106.

 

Правовое государство – это такое демократически устроенное государство, которое создает условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также осуществляет последовательное ограничение с помощью права государственной власти.

Можно выделить важнейшие существенные признаки правового государства, которые отражают специфику его функционирования:

1) наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;

2) последовательное ограничение с помощью права государственной власти.

Решающей социально-экономической предпосылкой правового государства является гражданское общество, представляющее собой систему рыночных отношений, которые регулируются с помощью конкуренции, а не административной власти государства. «Выступая как частнособственническая социальная структура, гражданское общество представляет собой систему рыночных отношений, в которых необходимость прокладывает дорогу через конкуренцию и иные не управляемые административной властью процессы. Гражданское общество возможно лишь тогда, когда складываются отношения, предполагающие активное проявление творческих возможностей человека, когда призрак свободы личности обретает плоть и кровь»1.

Гражданское общество – это содружество свободных граждан, права которых священны. Первейшая задача государства – обеспечение свободы человека. Только свободный человек способен создать нормальное гражданское общество, сотворить людям и себе достойную жизнь, добиться экономического и духовного процветания, обеспечить гармонию человеческих отношений. Только при таких условиях возможно создание сильного демократического государства.

В этой связи следует отметить, что идея правового государства есть идея совместного управления гражданского общества и государства,

предполагающая разрушение монополии государства на власть и предоставление максимальной свободы личности и обществу. « …экономической основой правового государства, - указывает профессор А.Ф. Вишневский, - являются производственные отношения, базирующиеся на многоукладности, различных формах собственности как равноправных и в одинаковой степени защищенных юридически. В правовом государстве собственность принадлежит непосредственно производителям и потребителям материальных благ; индивидуальный производитель выступает как собственник продуктов своего личного труда. Но и государство в лице определенных

____________________

1Теория государства и права / Под ред. Г.Н. Манова. М., 1996. С. 246.

 

юридических лиц вправе быть участником хозяйственных отношений»1.

Таким образом, экономическую основу правового государства составляет существование различных форм собственности как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически. Гражданское общество – это содружество свободных производителей материальных благ, права которых обеспечиваются государством всеми возможными законными способами. Участник современного гражданского общества – это свободный человек, самостоятельно решающий вопрос о том, что производить, в каком количестве и по какой цене продавать. Человек свободен в выборе форм собственности, определении профессии и виды труда, распоряжении результатами своего труда. При таких условиях свободный человек способен обеспечить себе и людям достойную жизнь, добиться экономического и духовного процветания и тем самым способствовать формированию правового государства. «…гражданское общество, - утверждает профессор С.Г. Дробязко, - является важнейшей препосылкой формирования социального правового государства. Государство обусловливается гражданским обществом. Без гражданского общества нет правового государства, как и не может быть гражданского общества без правового государства»2.

Политическая основа правового государства – политический и идеологический плюрализм. Означает то, что индивид может существовать самостоятельно, имеет право на автономную самоорганизацию для удовлетворения своих потребностей и интересов. Политический аспект свободы индивида заключается в его независимости от государства. Например, в возможности быть членом политической партии или объединения, в праве выступать с критикой существующей государственной власти, в решении

вопроса об участии или не участии в выборах органов государственной власти и местного самоуправления. Обеспеченной политическая свобода

считается тогда, когда индивид через определенные механизмы (например, суд) может ограничивать незаконные действия государства или иных организаций в отношении себя.

Нравственная основа правового государства – общечеловеческие

принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности, ее

чести и достоинства. Правовое государство реально призвано утверждать высшие нравственные ценности человека, обеспечивать их роль в жизни общества, не допускать произвол и насилие над личностью. Это выражается в демократических методах государственного управления, в приоритете

__________________

1Вишневский, А.Ф. Общая теория государства и права: курс лекций / А.Ф. Вишневский.- Мн.: Тесей, 2005.- С. 306.

2Дробязко, С.Г., Козлов, В.С. Общая теория права: учеб. пособие. Мн., 2003. – С. 106.

прав и свобод личности во взаимоотношениях с государством, в справедливости правосудия, терпимости к различным религиозным воззрениям, защите прав меньшинств и т.д.

3.Принципы правового государства:

– господство права, его приоритет перед государством означает верховенство права во всех сферах общественной жизни, отказ от метода преимущественного администрирования в текущей государственной деятельности, первичность права по отношению к государству; государство – инструмент, способ достижения и реализации права;

– верховенство закона – означает: закон обладает высшей юридической силой; никакие подзаконные акты не могут противоречить закону, отменять или изменять его, они должны закону соответствовать; не должно быть законов, не соответствующих воле народа; закон должен быть правовым, т.е. не противоречить естественному праву; закон должен приниматься на основе действующего законодательства; закон обязателен для всех, нет места «телефонному праву»; никто не должен ставить себя над законом; закон – это антипод произвола административной власти; должен быть гуманным и справедливым;

– незыблемость и реальность закрепленных в Конституции прав и свобод человека и гражданина, их всесторонняя гарантированность и охрана; права и свободы личности рассматриваются не как дар государства, а как естественное состояние человека и результат социального прогресса;

– принцип разделения властей при условии, что все ветви власти уравновешивают и сдерживают друг друга; система «сдержек и противовесов» представляет собой совокупность правовых ограничений в отношении конкретной государственной власти:

а) законодательной – жесткая юридическая процедура законодательного процесса, право вето президента, право роспуска парламента; деятельность Конституционного суда, который имеет право блокировать антиконституционные акты;

б) исполнительной – ограничение ведомственного нормотворчества, запрет на регулирование отношений, которые должны регламентироваться законом; сроки президентской власти; импичмент, вотум недоверия правительству и т.д.;

в) судебной – презумпция невиновности; право на защиту; равенство граждан перед законом и судом; гласность и состязательность судебного процесса;

– реальная независимость суда: чем большей независимостью пользуется суд по отношению к другим органам власти, тем надежнее защищены от возможных посягательств права и свободы граждан;

– эффективные формы контроля и надзора за осуществлением законов: проверка соответствия закону всех других нормативных актов, реализация действующего законодательства и соблюдения прав и свобод
личности;

– взаимная ответственность государства и личности: государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности; гражданин ответственен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией.

4.Предпосылки и условия формирования правового государства:

– торжество силы права над силой власти означает, что общим началом любого правового государства является его связанность правом; все взаимоотношения государственной власти с индивидами и их различными объединениями должны строится на основе норм права; в этих взаимоотношениях право играет приоритетную роль, выступает мерой свободы всех и каждого, действующие законы реально служат интересам народа и государства;

– воля народа как источник права. «Единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь, - сказано в статье 3 Конституции Республики Беларусь, - является народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, через представительные и иные органы в формах и пределах, определенных Конституцией»;

– идея естественного права, т.е. государственная воля направляется вышестоящим по ценности естественным правом; наличие некоторых норм, неприкосновенных для властей, т.е. прав индивида неотчуждаемых и неподвластных государственному регулированию; естественное право как воплощение свойств и ценностей «настоящего» права, которое выступает в виде образца, критерия для оценки нормативных правовых актов государства и деятельности его правотворческих органов;

– торжество принципа индивидуальной свободы человека, т.е. «разрешено все, что не запрещено»; данный принцип устанавливает в регулируемых правом отношениях строго и четко сформулированные запреты; как правило, объем этих запретов невелик, а объем дозволений не определен: все, что запрещено; например, право допускает для членов общества любые способы умножения материальных благ, кроме прямо запрещенных законом; данный тип правового регулирования способствует проявлениям инициативности индивидов, их активности и самостоятельности в решении жизненных задач; он характерен, например, для отношений регулируемых отраслью гражданского права;

– наличие народного представительства с законодательным правом; законодательная власть в Республике Беларусь – Национальное собрание – представительный и законодательный орган, избираемый всем населением страны; парламент участвует в решении важнейших вопросов государственной политики; рассматривает проекты законов, в том числе об утверждении основных направлений внутренней и внешней политики, военной доктрины, ратификации и денонсации международных договоров, об основном содержании и принципах осуществления прав, свобод и обязанностей граждан, о правах национальных меньшинств, об утверждении республиканского бюджета и отчета о его исполнении и др.;

– наличие административной юстиции – возможность для суда проверять законность актов исполнительной власти; контроль за конституционностью нормативных актов в государстве осуществляется Конституционным Судом Республики Беларусь; решения местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов, ограничивающих или нарушающих права, свободы и законные интересы граждан могут быть обжалованы в судебном порядке;

– широкое развитие принципа самоуправления; местное управление и самоуправление осуществляется гражданами через местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы, собрания и другие формы участия в государственных и общественных делах;

– исключение абсолютной централизации государственной власти; важнейшим принципом формирования правового государства является разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви; суть разделения властей заключатся в четком разграничении их функций, прав, обязанностей, ответственности, что обеспечивает их уравновешенность и взаимодействие в решении сложных государственных вопросов и политических проблем;

– развитое гражданское общество; как уже отмечалось, без гражданского общества не может правового государства и не может быть гражданского общества без правового государства; понятия гражданское общество и правовое государство – взаимозависимые и взаимообусловленные, т.е. процесс формирования правового государства не может рассматриваться в отрыве от становления и функционирования гражданского общества;

– эффективно действующая правоохранительная система; надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов, постановлений и иных нормативных правовых актов министерствами, местными исполнительными и распорядительными органами, предприятиями, организациями, учреждениями, общественными организациями, должностными лицами и гражданами возлагается на Генерального прокурора Республики Беларусь и подчиненных ему прокуроров; прокуратура также осуществляет надзор за исполнением законов при расследовании преступлений и рассмотрении уголовных и гражданских дел в суде и др.;

– уважительное отношение граждан и должностных лиц государства к закону; закон принимается представительным законодательным органом, избранным населением страны; он является фундаментальным юридическим документом, содержащим нормы исходного первичного характера, все иные акты призваны в основном детализировать и конкретизировать нормативные установления законов; точное и неуклонное исполнение законов – важнейшая основа обеспечения законности и правопорядка в стране;


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 697; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.078 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь