Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Сущность и социальное назначение государства



Сущность государства как общественного явления представляет собой, образно говоря, многогранный стержень, который состоит из множества взаимосвязанных внутренних и внешних сторон, придающих ему качественную определенность универсальной управляющей системы. Раскрыть сущность государства – значит выявить то главное, определяющее, что обусловливает его объективную необходимость в обществе, уяснить, почему общество не может существовать и развиваться без государства.

Наиболее важной, качественно постоянной чертой государства является то, что оно во всех своих разновидностях всегда выступает как единственная организация политической власти, управляющая всем обществом. В научном и практическом смысле всякая власть есть управление. Государственная же власть – это особый вид управления, характеризующийся тем, что обладает наряду с колоссальными организационными возможностями еще и правом применения насильственного принуждения для исполнения государственных велений.

Государство возникает как классовая организация политической власти. Это положение доказано мировой наукой и исторической практикой. Однако государство как историческое явление имеет двойственную
природу.

Качественные изменения, объективно происходившие в жизни общества, неизбежно вели к изменению сущности государства.Будучи организацией политической власти экономически господствующего класса, оно одновременно является организатором «общих дел», вытекающих из природы всякого общества. Реальность человеческого бытия внесла существенные коррективы в соотношение «классовых» и «общих» задач государства.

С изменением условий жизни общества произошло, с одной стороны, сужение сущности государства как организации классового господства, с другой – расширение и обогащение тех объективных его свойств, которые характеризуют государство как организацию всего общества. Под влиянием процессов прогрессивного общественного развития сокращается «отрыв» государства от народа, происходит «приближение» его к коренным интересам и потребностям общества и личности. В результате из органа, стоящего над обществом, государство превращается в орган, служащий обществу.

Таким образом следует отметить, что в современной юридической литературе имеют место два основных подхода к определению сущности государства:

1) сущность государства рассматривается с классовых позиций, т.е. государство есть орудие диктатуры господствующего класса; именно представители господствующего класса в таком государстве определяют его основные цели, задачи и функции; следует отметить, что государство, выражающее интересы, прежде всего, господствующего класса порождает в итоге серьезные социальные противоречия;

2) государство как надклассовое образование, как инструмент примирения социальных противоречий, выражающий интересы всего общества; любое современное правовое демократическое государство с точки зрения его сущности представляет собой орудие и средство социального компромисса по содержанию и как правовое по форме.

Подводя итог сказанному следует отметить, что сущность современного государства выражается в следующем: это единственная организация политической власти управляющая всем обществом, обладает огромными организационными возможностями и правом применения принуждения; государство организует и регулирует совместную деятельность людей, обеспечивает стабильность и порядок в обществе, является орудием социального компромисса; государство - это особая структурная организация, состоящая из специального аппарата управления, где работают люди особого разряда, обладающие публично – властными полномочиями; государство объединяет население определенной территории, которая разделяется на административно – территориальные единицы.

Социальное назначение государства вытекает из его сущности. Какова сущность государства, таков и характер его деятельности, таковы цели и задачи, которые оно ставит перед собой. Попытки определить социальное предназначение государства на всю его историческую перспективу предпринимались мыслителями различных эпох и различных научных направлений. Так, Платон и Аристотель считали, что назначением всякого государства является утверждение нравственности. Позже этот взгляд на социальное назначение государства поддержал и развил Гегель. Представитель договорной теории происхождения государства в его существовании видели общее благо (Г. Гроций ), общую безопасность (Т. Гоббс), общую свободу (Ж.-Ж. Руссо). Ф. Лассаль главную задачу государства также видел в развитии и реализации свободы человека1.

Марксистское учение основным предназначением государства считает создание такого порядка, который узаконивает угнетение одного класса другим, умеряя их столкновение.

В середине XX в. возникает ряд теорий («государство всеобщего благоденствия», «плюралистическая демократия», «правовое государство», «теория солидаризма », «технократическая теория» и др.), которые главную задачу современной государственности видят в создании в рамках закона разнообразных социальных благ для всех членов общества с учетом возможностей каждого (Ростоу, Хекшнер, Бернс, Джонс и др.)2.

Теория государства всеобщего благоденствия ( Д. Дьюи, Мунт).

Дьюи рассматривает государство как инструмент примирения противоречивых интересов в обществе. Государство, по его мнению, стало надклассовым, выражает интересы всех слоев общества, обеспечивает всеобщее благоденствие. В современный период не имеет место деление общества на классы, классовые противоречия отсутствуют. Дьюи говорит об общности интересов всех членов общества, государство и право существуют для блага

всех. Государство является инструментом регулирования и примирения интересов различный групп, слоев и кланов общества. Теоретической и экспериментальной базой для доктрины послужили несомненные успехи развитых стран в обеспечении высокого уровня жизни населения. Теория подчеркивает ценность каждой человеческой личности.

1Хропанюк, В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений / Под ред. профессора В.Г. Стрекозова.- М.: «Дабахов, Ткачев, Димов». 1995.- С. 65.

2Там же. С. 66-67.

 

Мунт утверждает, что природа современного государства в корне изменилась. Государство превратилось в позитивную экономическую и социальную силу и призванному беспристрастно регулировать общественные отношения. В этом качестве современное государство выполняет функции защиты прав и свобод граждан и старается обеспечить каждому человеку гарантированный минимум благосостояния.

Теория плюралистической демократии (Ласки, Дюверже).

Смысл теории состоит в том, что в современном обществе классы перестали существовать, а власть утратила классовый характер. Сторонники этой теории рассматривают общество как совокупность страт – значительных групп людей, объединенных по различным признакам (профессия, социальное положение, место жительства и т.д.). Страты создают различные общественные и политические организации, которые продвигают в жизнь интересы той или иной страты и пытаются оказать давление на государственную власть.

Теория правового государства.

Правовое государство является одним из существенных достижений человеческой цивилизации. Его основополагающими качествами являются:

а) признание и защита прав и свобод человека и гражданина;

б) верховенство правового закона;

в) организация и функционирование суверенной государственной власти на основе принципа разделения властей (подробно теория рассмотрена в главе 10 учебного пособия).

 

Теория солидаризма ( Л. Дюги).

Теория получила своё распространение в первой половине XX века. Главный представитель Леон Дюги разработал концепцию социальной солидарности, согласно которой связи, объединяющие людей в обществе, являются узами социальной солидарности, построенными на взаимозависимости. Каждый класс, социальный слой выполняет свою миссию, тем самым обеспечивается солидарность и гармония в обществе. Таким образом порождается норма социальной солидарности: не делать ничего, что нарушило бы эту социальную солидарность, а делать все возможное для её увеличения.

 

Технократическая теория (Веблен, Барнхейм, Сойман и др.).

 

Сторонники данной теории пытаются отграничить технократов от бюрократов. Если бюрократы обладают властью исключительно в силу своей принадлежности к аппарату государства, то технократ обладает властью в силу своей компетентности, знаний, умений, опыта. По мнению идеологов данной теории, лишь управленцы – мене способны определять действительные потребности общества, просчитать оптимальные пути его развития.

Что из себя представляет государство в современный период?

Значительно углубились демократизм общественной жизни, который

формируется на началах равенства и социальной справедливости, свободы личности. Общество, которое сформировалось в развитых странах на значительных территориях после Второй мировой войны, стало уже качественно иным. Оно существенно отличилось от «капиталистического» общества времен К. Маркса и Ф. Энгельса и «империалистического», которое изучал В. Ленин.

Будучи по-прежнему главной управляющей системой общества, государство начинает все более превращаться в орган преодоления социальных противоречий, учета и координации интересов различных групп населения, проведения в жизнь таких решений, которые бы поддерживались различными общественными слоями. В деятельности государства на первый план начинают выступать такие важные общедемократические институты, как разделение властей, верховенство закона, гласность, плюрализм мнений, высокая роль суда.

Существенно изменяются роль государства и на международной арене, его внешняя деятельность, требующая взаимных уступок, компромиссов, разумных договоренностей с другими государствами.

Все это дает основание охарактеризовать современное цивилизованное государство как средство социального компромисса (по содержанию) и как правовое государство (по форме)1.

Государственная власть – публично-политическое отношение руководства и подчинения между субъектами, обеспечивающее стабильность и правопорядок в обществе путем использования различных методов, в том числе и государственного принуждения.

Государственная власть – фундаментальная категория государствоведения и сложный феномен общественной жизнедеятельности людей. В понятии «государственная власть» преломляются важнейшие стороны бы-

__________________

1Лившиц, Р.З. Государство и право в современном обществе: необходимость новых подходов // Советское государство и право. 1990.№ 10. С. 16-17.

 

 

тия человеческой цивилизации, отражается суровая логика борьбы классов, социальных групп, наций, политических партий и движений.

Будучи разновидностью социальной власти, государственная власть обладает всеми признаками последней. Вместе с тем она имеет свои качественные особенности. В частности, государственная власть имеет политический характер.

Основоположники марксизма – ленинизма характеризовали государственную власть как организованное насилие одного класса для подавле-

ния другого. Для классово-антагонистического общества такая характеристика в общем верна. Подлинно народная власть, функционирующая на научной основе, выражающая интересы всего общества, есть великая созидательная сила. Она обладает реальной возможностью управлять действиями и поведением людей, разрешать социальные противоречия, согласовывать индивидуальные и групповые интересы, подчинять властной воле в основном методами убеждения.

Государственная власть есть концентрированное выражение воли и силы, мощи государства. Она действует через государственные органы и учреждения, обеспечивает стабильность и порядок в обществе, защищает граждан от внутренних и внешних посягательств путем использования различных методов. Методами государственной власти являются:

– убеждение – метод активного воздействия на волю и сознание людей идейно-нравственными средствами для формирования у них взглядов и представлений, основанных на глубоком понимании сущности государственной власти;

– принуждение – это психологическое, материальное и физическое (насильственное) воздействие полномочных органов и должностных лиц государства на личность с целью заставить её действовать по воле властвующего субъекта.

Правовым признается государственное принуждение, вид и мера которого строго определены правовыми нормами и которое применяется в процессуальных формах.

3.Характерные черты государственной власти:

– распространяется на все общество, выступает от имени всего народа и является его единственным официальным представителем на территории государства и на международной арене;

– носит публично-политический характер, т.е. государственная власть реальная, известная, официальная;

– осуществляется специальными лицами; субъект и объект государственной власти не совпадают; в демократическом обществе возникает тенденция сближения субъекта и объекта власти, но полного совпадения нет (если это произойдет, то государственная власть утратит свой политический характер);

– сконцентрирована в государственном аппарате и осуществляется через систему государственных органов;

– создает и использует в своей деятельности юридические нормы;

– при необходимости опирается на государственное принуждение, но такой способ действий не является преобладающим;

– суверенность (независимость внутри государства и на международной арене), легитимность (в широком смысле означает принятие власти населением страны, признание её права управлять социальными процессами, готовность ей подчиняться), легальность власти (нормативность, способность воплощаться в нормах права, ограничиваться законом, функционировать в рамках законности);

– осуществляется в соответствии с делением населения по территориальному признаку;

– государственная власть, как правило, обеспечивается идеологически и обладает авторитетом среди большей части граждан;

– существуют существенные различия между властью в первобытном и раннеклассовом обществах;

– с точки зрения марксизма-ленинизма, государственная власть – это «организованное насилие одного класса для подавления другого»;

– бессилие и немощь государственной власти – это смертный грех государства; грех, не подлежащий отпущению; общество этого не прощает; наоборот, очень часто народы стойко переносят самые жестокие злоупотребления государственной власти и провозглашают своими героями деспотов;

– имеется два типа публичной государственной власти:

1) власть ограничена свободой подвластных;

2) неограниченная власть, когда нет свободы.

Типология государства

 

Категории «тип государства» и «тип права» выражают исторически изменяющуюся социальную природу государства и соответствующую конкретному государству форму права. Указанные категории позволяют достаточно точно определить характер государства и действующего в это время права в различные периоды общественного развития, так как всем государствам определенной исторической эпохи и соответствующим типам права свойственны одни и те же сущностные черты и характерные признаки. Таким образом, типология государства и права имеет важное значение для понимания сущности и социального назначения государства и права. Именно категории «тип государства» и «тип права» дают возможность не только более полно отразить изменяющуюся сущность государства и права, но и показать особенности их возникновения, процесс эволюционного развития, увидеть исторический прогресс общества в целом.

Известно, что первые попытки осуществить типизации государства и права были предприняты мыслителями древности. Ещё Аристотель считал, что основными критериями разграничения государств являются:

– количество властвующих в государстве ( правление одного, правление немногих, правление большинства);

– осуществляемая государством цель ( достижение общего блага, преследование частных целей).

Полибий утверждал, что смена разновидностей государства является естественным процессом, определяемым самой природой. Государство развивается по бесконечному кругу, проходя этапы: зарождения, становления, расцвета, упадка и гибели. Эти фазы последовательно переходят одна в другую, составляя непрерывный цикл. Упадок и исчезновение государства влечет за собой его новое возрождение на качественно новом уровне. Основой смены циклов в развитии государства Полибий считал изменения в соотношении государственной власти, права и личности.1

Понимание типологии государства и права предложил Г.Еллинек, который утверждал, что государство и право имеют разные аспекты и определения. Он писал, что несмотря на постоянное развитие и преобразова-ние, можно установить некоторые признаки, придающие определенному государству или группе государств на всем протяжении их истории черты определенного типа. Практическая значимость конкретного типа государства и права усматривается в том, что он выступает в качестве некоего эталона для подражания и совершенствования. Вместе с тем, понимая, что не существует типов государства и права в чистом виде, Г. Еллинек вводит понятие «среднего типа», которое сможет снять противоречия процесса типологизации государственно – правовых явлений.1

Итак, понятия «тип государства» и «тип права» строятся на различных научных доктринах и концепциях, которые позволяют выделить наиболее общие свойства и черты групп государств и правовых массивов.

Тип государства – это совокупность наиболее важных, существенных признаков, черт, характеризующих государство определенной общественно-экономической формации или этапа развития человеческой циви-

____________________

1Еллинек, Г. Общее учение о государстве. С. 26.

 

 

лизации. В настоящее время вопросы типологии государств рассматриваются в двух аспектах: формационном и цивилизационном.

Типология государства имеет важное значение для познания его сущности. При неизменности формальных признаков (территория, публичная власть, суверенитет) государство по мере своего развития претерпевает

существенные изменения. Изменяются цели, задачи, методы и формы управления. Различные исторические эпохи, различный уровень развития общества у разных народов определяют значительные особенности государственной организации. Тем не менее можно выделить существенные черты, общие для всех государств определенного исторического периода. Это предопределило попытки систематизировать опыт государственного строительства. Понятие «тип государства» строится на различных научных доктринах, которые позволяют выделить наиболее общие свойства и черты групп государств.

Формационный подход основывается на категории общественно-экономической формации, которая характеризует уровень развития производительных сил, соответствующих производственных отношений, основанных на соответствующих формах собственности на орудия и средства производства.

Формационный подход основывается на положениях исторического материализма, далеко не безупречен, страдает схематизмом, однолинейностью, так как признает, что все государства проходили жестко заданный

путь от одного исторического типа к другому. При этом, по мнению осно-

воположников марксизма-ленинизма, смена одного исторического типа другим – процесс объективный, естественно - исторический, реализующийся в результате революций. В этом процессе каждый последующий тип государства должен быть исторически более прогрессивным, чем предыдущий. В действительности эволюция государств была куда более многовариантной. Например, далеко не обязательным для всех государств был рабовладельческий тип, в развитии некоторых наблюдались движения назад, длительные переходные состояния.

Перечислим основные характеристики различных типов государств, выделяемых на основании формационного подхода.

Рабовладельческий тип государства – исторически первая государственно-классовая организация общества. По своей сущности рабовладельческое государство – это организация политической власти господствующего класса в рабовладельческой общественно-экономической фор

мации. Важнейшая функция этих государств – защита собственности рабовладельцев на средства производства, в том числе и на рабов.

Феодальный тип государства – результат гибели рабовладельческого строя и возникновения феодальной общественно-экономической формации. Феодальному типу государства соответствует определенный тип производственных отношений. Такое государство, согласно марксистской теории, есть орудие классового господства крепостников-помещиков, главное средство защиты сословных привилегий феодалов, угнетения и подавления зависимого крестьянства. Государство обеспечивает право господствующего класса на землю, на владение крепостными и присвоение части их труда. Этим же задачам служит и правовая система феодального государства.

Буржуазный тип государства приходит на смену феодальной государственности. Данный тип государства функционирует на базе производственных отношений, основанных на капиталистической частной собственности на средства производства и юридической независимости рабочих от эксплуататоров. Марксизм доказывал, что на всех этапах своего развития буржуазное государство представляет собой орудие классового господства буржуазии над эксплуатируемым пролетариатом и другими трудящимися. Экономическому, политическому и идеологическому господству класса буржуазии соответствует и буржуазный тип права, выражающий классовую волю буржуазии, охраняющий капиталистическую систему общественных отношений.

Социалистический тип государства возникает в результате социалистической революции, которая ниспровергает отношения частной собственности и основанную на данных отношениях государственную машину. Отрицая предшествующий тип производственных отношений как эксплуататорский, новое государство создает такую систему общественных отношений, которая базируется на общественной собственности на орудия и средства производства, предполагающей сотрудничество свободных от эксплуатации людей. Социалистическое государство – орудие политической власти трудящихся классов. Оно, по мнению идеологов марксистско-ленинской науки, выражает интересы трудового народа, обеспечивает защиту и развитие социалистического общества.

Цивилизационный подход основан на понятии цивилизации, которое выражает относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью культурных, экономических, географических, религиозных, психологических и других факторов.

Цивилизационный подход основывается на идее целостности современного мира, приоритете общечеловеческих ценностей, справедливости, совокупности материальных и духовных достижений общества. Целостность цивилизации обуславливается взаимодействием социальной организации, религии, философии, научными и техническими достижениями, психологическими факторами. Такой подход игнорирует положения исторического материализма о ведущей роли базиса по отношению к надстройке, о выделении способов производства, об общественно-экономи-
ческих формациях как ступеней общественного развития.

Основные типы государств, выделяемые на основании цивилизационного подхода:

– древние цивилизации (древнеегипетская, шумерская, эгейская и др.);

– средневековые цивилизации (индийская, китайская, западноевропейская, исламская и др.);

– современные цивилизации (демократические, антидемократические).

Контрольные вопросы по лекции (тема №3).

1.Понятие государства.Множественность концепций понятия госудаства.

2.Соотношение общества и государства.

3.Сущность и социальное назначение государства.

4.Понятие и свойства государственной власти.

5.Типология государств.

 

Лекция 4.Формы государств

План лекции:

1.Понятие формы государства и их элементы

2.Форма правления

3.Форма государственного устройства

4.Политический режим

5.Соотношение типа и формы государства

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 795; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.05 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь