Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема № 1. Понятие об арт-терапии и специфике её многозначности.



ВВЕДЕНИЕ

 

Цель курса ознакомление студентов с теоретическими и практическими основами арт-терапии, ее направлениями, классическими и инновационными методами для повышения эффективности деятельности в области развития личности. Основное внимание при изучении курса уделяется раскрытию возможностей арт - терапевтических техник для широкого круга психолого - социальных задач - в лечебных и образовательных учреждениях, в центрах психолого - социальной помощи населению. Эти задачи связаны с сохранением и восстановлением психического здоровья населения, развитием интеллектуального и эмоционально-нравственного потенциала людей, профилактикой и разрешением конфликтных ситуаций.

Задача курса состоят:

1. в глубоком усвоении методологии и техник различных направлений современной арт-терапии и психотерапии искусством (арт-терапии, драма терапии, музыкотерапии, танцевально-двигательной терапии),

2. в развитии у будущих психологов способности к критическому анализу результатов арт-терапевтической практики и оценки ее эффективности с использованием современных методов исследования,

3. в практическом освоении современных методов арт-терапии;

4. в развитии у будущих психологов способности к критическому анализу результатов арт-терапевтической практики и оценки ее эффективности.

В результате изучения данного курса студент должен знать:

- Особенности возникновения арт-терапии и ее начального использования;

- Специфические особенности арт-терапии, и ее базовые концепции.

- Роль арт-терапевта в ходе арт - терапевтического процесса и его основные функции.

- Возможности применения арт-терапии в различных областях психологической практики.

- Современные арт-терапевтические техники и требования по их использованию;

- Специфические особенности проективных техник, используемых в арт-терапии с целью психодиагностики.

- Основные требования к интерпретации арт - терапевтической продукции.

В результате изучения данного курса студент должен:

- Уметь ориентироваться в основаниях и тенденциях развития современной арт-терапии;

- Приобрести практические навыки, по использованию различных арт-терапевтических техник;

- Уметь проводить психодиагностику с помощью арт-терапевтических методов и создавать арт-терапевтические программы коррекции и развития личности;

- Интегрировать полученные знания и навыки в свою практическую деятельность.

Основной формой изучения студентами курса «Психологическое сопровождение развития личности средствами арт-терапии» является посещение лекций, практических и семинарских занятий, которые охватывают своим содержанием сущность основных вопросов арт-терапии, а также самостоятельная работа студентов по проработке рекомендованной литературы.

Данная методические рекомендации ориентированы на помощь студентам в освоении умений и навыков применения арт - терапевтических техник при работе с различными контингентами детей и взрослых для достижения следующих результатов:

- Развитие творческих способностей;

- Повышение самооценки и рост самосознания;

- Развитие эмоционально-нравственного потенциала;

- Формирование умения решать внутренние и групповые проблемы;

- Формирование умения выражать эмоции;

- Формирование умения решать конфликтные ситуации, снятия напряжения, релаксация;

- Развитие коммуникативных навыков, навыков социальной поддержки и взаимного доверия.

Особенности курса: курс включает теоретические, практические и лабораторные занятия.

Критерии оценивания (для стационарной формы обучения):

Автомат по курсу предполагает:

1. 80% посещённых теоретических занятий.

2. 90% посещённых практических и лабораторных занятий.

3. 1 реферат на выбранную тему + презентация. Реферат выполняется по заданному образцу, презентация осуществляется в устной докладной форме.

5. Арт-терапевтический анализ спектакля, выполненный согласно требованиям.

6. Сдача теоретического модуля (тестовая форма).

7. Сдача практического модуля (тестовая форма)

Курс с экзаменом предполагает:

1. Полный конспект лекций 100%.

2. Не менее 70 % посещённых практических и лабораторных занятий.

3. Не менее 60 % посещённых теоретических занятий.

4. Реферат + презентация.

5. Арт-терапевтический анализ спектакля, выполненный согласно требованиям.

7. Сданный теоретический модуль.

8.Сданный практический модуль

9. Экзамен(тестовая форма)

Критерии оценивания (для заочной формы обучения):

Автомат по курсу предполагает:

1. Полный конспект лекций по теоретическому разделу курса, выполненный от руки.

2. 1 реферат на выбранную тему + презентация. Реферат выполняется по заданному образцу, презентация осуществляется в устной докладной форме.

3. 1 программа тренинга по арт - терапии, выполненная согласно требованиям, сдаётся за 10 дней до экзамена.

4. Арт-терапевтический анализ спектакля, выполненный согласно требованиям.

5. Сданный теоретический модуль.

6. Сданный практический модуль.

7. Экзамен(тестовая форма)

Вопросы для подготовки к экзамену:

1. Арт-терапия как междисциплинарное явление.

2. Особенности арт - терапевтического подхода.

3. Основные понятия арт-терапии.

4. Коррекционные возможности арт-терапии.

5. Формы арт-терапии.

6. Значение символов и образов в арт-терапии.

7. Специфические особенности арт-терапии: метафоричность, триадичность, ресурсность.

8. Исторические корни арт-терапии.

9. Специфика работы современных арт-терапевтов.

10. Базовые арт-терапевтические концепции.

11. Основные функции арттерапии.

12. Направления арт-терапии.

13. Интегративный поход в арт-терапии.

14. Основные концепции арт - терапевтического процесса.

15. Структурные и функциональные характеристики психотерапевтических отношений

16. Основные этапы арт - терапевтического процесса и задачи арт-терапевта на каждом из них.

17.Основные факторы психотерапевтического воздействия в арт-терапии (общий обзор)

18. Фактор художественной экспрессии. Основные этапы. Влияние внешних и внутренних факторов. Обоснование психотерапевтического воздействия художественной экспрессии представителями разных школ.

19. Фактор психотерапевтических отношений. Функции психотерапевта. Факторы, оказывающие влияние на психотерапевтические отношения.

20. Фактор интерпретации и вербальной обратной связи.

21.Типы арт-терапевтических кабинетов.

22. Оснащение арт- терапевтического процесса

23. Способы регистрации и оценки арт-терапевтической работы

24. Правила хранения изобразительной продукции

25. Методы оценки эффективности арт – терапии.

26. Индивидуальная форма арт-терапии. Этапы работы.

27.Особенности индивидуальной арт-терапии.

28. Групповая форма арт-терапии. Возможностигрупповой арт-терапии.

29. Отличия групповой арт-терапии от индивидуальной.

30. Структура групповой арт-терапевтической сессии.

31. Формы групповой работы.

 

 

Тема № 1. Понятие об арт-терапии и специфике её многозначности.

Основные вопросы темы:

1. Арт-терапия как междисциплинарное явление.

Особенности арт - терапевтического подхода.

Основные понятия арт-терапии.

Коррекционные возможности арт-терапии.

Формы арт-терапии.

Значение символов и образов в арт-терапии.

Тема №2. История развития и основные виды современной арт-терапии.

Основные вопросы темы:

Исторические корни арт-терапии.

Специфика работы современных арт-терапевтов.

Базовые арт-терапевтические концепции.

Основные функции арттерапии.

Виды музыки

1.Трофотропная (воздействует на парасимпатический отдел). Способствует замедлению пульса, отдыху, релаксации, погружает в транс, в сон. Помогает снять напряжение, способствует аутогенной тренировке, сопровождает гипноз и может погрузить в гипнотическое состояние, улучшает проведение техники направленного воображения.

Используется: для работ со страхами, агрессией, негативно окрашенными эмоциональными переживаниями. При этом она не обращается к изменению внутреннего мира клиента.

2. Эрготропная музыка (воздействует на симпатический отдел нервной системы).

Способствует повышению мышечного тонуса, расширению зрачков, повышению тревожности и напряжения, отреагированию клиента через изобразительные материалы. Создаёт нагрузку на различные системы организма. Имеет быстрый темп, нерегулярный ритм, наличие диссонанса.

В музыкотерапии участники идут за движением, вслед за музыкой, обращается внимание на наслаждение внутри себя. В определенный момент участники чувствуют, что уже не они идут за музыкой, а музыка несет их. Какая музыка? Та, что родилась в них самих, импровизированная музыка.

При импровизации предлагается возможность делать выбор, что помогает развитию решительности. Импровизация освобождает творческие, глубоко скрытые средства выражения чувств. Появляется внешний звук. Внешний звук становится слышимым только потому, что возникает звук внутренний в сознании, а когда звук внутри замолкает, тогда тело не может создать внешний звук. Созданная музыка соответствует одной из нот, входящих в хроматическую гамму висцерального (внутреннего, внутренних органов) тона, т.е. то, что участнику группы будет " по душе". Музыка создается участником непосредственно в ходе группы музыкальной психотерапии.Также используются музыка и движение с целью достижения максимальной интровертности, что приводит участников группы к самостоятельному осмыслению своих глубинных пластов. В результате прогрессивного обучения такому типу интровертности можно обрести способность целостного восприятия себя. Отдельным органам и системам нашего организма в здоровом состоянии присуще особое сочетание гармонических колебаний, на терминологии музыкантов - нот. С этой точки зрения каждый из нас - сложнейшее музыкальное произведение. Гармония. Мелодия образуется последовательностью звуков. Гармония же производится одновременным звучанием нескольких звуков, гармонирующих друг с другом, которые формируют аккорды. Благодаря различным вибрациям, излучающимся этими аккордами, в душе слушателей возникает либо чувство гармонии, либо диссонанса, что в любом случае оказывает определенное физиологическое и психологическое воздействие. Преобладание диссонансов является выражением разлада, конфликтов, кризисов. В повседневной жизни, богатой сегодня разного рода трудностями и стрессами, музыкальная психотерапия может служить хорошим средством профилактики, помогая людям жить, работать и быть счастливыми. Музыка имеет неуловимые творчески организующие и эмоциональные качества.
Музыкальные произведения для музыкальной терапии

- предпочтение отдаётся классической музыке (из-за наличия динамики в музыкальном материале)

- не знакомой музыке (этнической, нетрадиционной, провокативной музыке, передающей метания души, её переживания)

- музыка может быть принесена самим клиентом.

- в качестве музыкальных инструментов можно использовать подручные средства, голос, ладони.

Особенности звуковой экспрессии по отношению к рисуночной:

Рисуночная терапия более экологична, чем музыкальная. Музыкальные импровизации иногда могут быть негармоничными. Лучше всего звуковая терапия подходит для людей с лучшим развитием невербальной коммуникации. Звук, музыка – это инструменты межличностного контакта (взаимодействия).

Нужно сказать, что в силу невероятной ассоциативной нагруженности (как чисто психологической, так и социо - культурной), музыка легко может превращаться из “лекарства” в “оружие”. Студенты должны знать, что, используя музыку в психотерапевтической работе, надо быть очень осторожным. Например, один и тот же музыкальный инструмент совершенно по-разному воспринимается в разных культурах (звук флейты в восточной культуре - медитативный, релаксационный, он же в западной - тревожен и печален, таких примеров можно привести множество). Конкретная музыка актуализирует длинную цепочку ассоциаций, проследить которую пациент не может (а терапевт - тем более). Это надо всегда учитывать (например, мягкая пасторальная музыка может вызвать спонтанную возрастную регрессию, детские психические травмы и т.п.). Тем не менее, музыка использовалась и будет использоваться как своеобразный катализатор, она применима в любых идеологических и методологических системах. Условно можно выделить две школы: «американскую» (использование музыки как мощнейшего катализатора эмоционального состояния, при этом музыка является лишь подспорьем) и «шведскую» (прямое прописывание определенной музыки как лекарственного средства, при этом музыка является главенствующей).

Куклотерапия

- это метод психологической коррекции различных состояний при помощи кукол.

Люди издавна наделяли кукол мистическими свойствами. Их часто использовали в магических целях для изгнания болезней, создания оберегов, скрытого влияния на человека. На Руси тряпичную куклу дарили новорождённому для защиты от нечистой силы, невесте, покидающей дом, матери, от бесплодия. Куклу клали в постель роженице для облегчения родов. И, конечно же, кукла во все времена была любимой детской игрушкой.

Студенты должны знать, что в целенаправленной терапевтической практике кукол используют с начала ХХ века. Ещё в 1926 году невропатолог Малколм Райт использовал кукольный театр для лечения неврозов. Также было открыто, что куклы помогают восстановлению опорно-двигательного аппарата. Дети и взрослые, страдающие различными заболеваниями этого типа (например, церебральный паралич), с помощью кукол (в процессе репетиций) постепенно реабилитируются.

Люди издавна наделяли кукол мистическими свойствами. Их часто использовали в магических целях для изгнания болезней, создания оберегов, скрытого влияния на человека. На Руси тряпичную куклу дарили новорождённому для защиты от нечистой силы, невесте, покидающей дом, матери, от бесплодия. Куклу клали в постель роженице для облегчения родов. И, конечно же, кукла во все времена была любимой детской игрушкой. Студенты должны знать, что первые кукольники ещё в 1917–1922 гг. стали работать и создавать методики по многим направлениям: оздоровление детей, устранение заикания, реабилитация после сильных стрессов, обучение, лечение детей, ограниченных в движении.
Куклотерапия может применяться в различных формах. Одной из самых действенных форм работы считается " кукольный театр". Особенно хорошо этот метод работает с детьми. " Спектакль" может разыгрываться как в группе, так и при индивидуальной работе. Сюжет может быть специально написан для данной ситуации или подобран из известных пьес и сказок, подходящих по содержанию.

Для развития эмоциональной сферы существует специальный набор из шести однотипных кукол с разными выражениями лица: грусть, радость, спокойствие, гнев, страх, удивление. Пациент надевает на руку одну куклу, потом другую и с соответствующими интонациями произносит нейтральные фразы типа " Добрый день" или " Который час? ".

Кроме " кукольного театра" терапевтической работе может способствовать сам процесс изготовления куклы. Например, используется методика создания плоскостной куклы. Из плотного картона вырезается " кукла" олицетворяющая, к примеру, страх клиента. Затем она подвешивается на тонкую верёвочку или нитку и человек получает возможность управлять своим страхом.

Процесс куклотерапии проходит в два этапа:
1. Изготовление кукол.

2. Использование кукол для отреагирования значимых эмоциональных состояний. Процесс изготовления кукол также является коррекционным. Увлекаясь процессом изготовления кукол, дети становятся более спокойными, уравновешенными. Во время работы у них развивается произвольность психических процессов, появляются навыки концентрации внимания, усидчивости, развивается воображение.

В куклотерапии используются такие варианты кукол, как куклы-марионетки, пальчиковые куклы, теневые куклы, веревочные куклы, плоскостные куклы, перчаточные куклы, куклы-костюмы.

Куклы-марионетки. Принцип изготовления простых марионеток предложен Вальдорфской школой. Такая кукла состоит из головы и платья с вшитыми рукавами, она очень проста в управлении: одна нить служит для управления головой, другая - руками. Кукла может иметь одно лицо или сменные лица (что позволяет ребенку моделировать различные эмоции), а может быть без лица (что позволяет ребенку фантазировать - в каком настроении находится герой куклы).

Работа с куклой-марионеткой позволяет совершенствовать тонкую моторику руки и общую координацию движений; проявлять через куклу те эмоции, чувства, состояния, которые ребенок по каким-то причинам не может или не позволяет себе проявлять." Оживляя" куклу, ребенок впервые в жизни ощущает взрослую ответственность за действия куклы, за ее " жизнь"; может осознавать причинно-следственные связи между
своими действиями и изменениями движений куклы; учится находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям; развивать произвольное внимание и способность к концентрации.

Пальчиковые куклы. Наиболее простым вариантом пальчиковых кукол являются шарики от пинг-понга или пустые скорлупки от яиц, на которых нарисованы различные выражения лиц, различные персонажи. Пальчиковые куклы могут также изготавливаться из плотного картона в виде небольших цилиндров, размер которых подбирается по размеру пальцев ребенка.

Теневые куклы. Теневые куклы используются для работы теневого театра и изготавливаются из черного или темного картона или бумаги. Такие куклы используются преимущественно для работы над детскими страхами. Играя с такой куклой в теневом театре, ребенок получает опыт решения своей проблемы.

Обычно страх невидим. Реализуя страх в виде куклы, ребенок овладевает ситуацией, и материализованный в кукле страх лишается своей эмоциональной напряженности, своей пугающей составляющей. Ребенок может делать со своей " куклой-страхом" все, что захочет, вплоть до полного уничтожения. В этом и состоит коррекционный смысл теневого театра и теневых кукол.

Веревочные куклы. Веревочные куклы являются многофункциональными. Они эффективны для проработки у детей проблем идентификации, общения, повышенной тревожности. Такая кукла может быть размером в рост ребенка. Она проста в изготовлении: из веревки собирается контур куклы, за петельку голова куклы пристегивается на рубашку ребенка, а палец ребенка продевается в петли, находящиеся на ладошках куклы. Таким образом, ребенок имитирует движение куклы вместе с собственными движениями.

Плоскостные куклы. Плоскостная кукла представляет собой модель куклы, вырезанной из плотного картона или тонкой фанеры. Как правило, руки куклы крепятся на шарнирах или на кнопках и являются свободно двигающимися. Такого рода куклы используются для работы с детьми, у которых имеются проблемы в общении, поведении, с нарушением образа " Я". Такая кукла может иметь сменный набор выражений лица, которые соответствуют различным эмоциональным состояниям.

Перчаточные куклы. Перчаточные куклы традиционно используются для детских кукольных театров, различных инсценировок, изображений сказок.
Объемные куклы. Объемные куклы традиционно используются для проигрывания ролевых игр. Это обычные игрушки размером в рост человека.
Типы вождения кукол

ü Снаружи - ребенок управляет стоящими куклами, объемными куклами.
Сверху - работа с куклами-марионетками.
Изнутри - ребенок управляет перчаточными куклами, куклами-костюмами.
Снизу - управление колпачковыми и перчаточными куклами.

Оживляя куклу, ребенок видит, что каждое его движение немедленно отражается на ее поведении. Таким образом, он получает оперативную недирективную обратную связь на свои действия. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным.

В чем же помогает куклотерапия и какие виды кукол при этом используются?

1.Психодиагностика.

Играя с куклами, ребенок может более точно, чем словами, рассказать о том, что происходит в его жизни, что он чувствует, как относится к окружающим, при этом за все сказанное ответственность несет кукла, а не он сам. «Игра ребенка является его языком, а игрушки — словами».

2.Умение управлять эмоциями.

Здесь возможно применение любых театральных кукол.

3.Самовыражение.

Решение этой задачи возможно с любым видом кукол.

4.Приобретение важных социальных навыков.

Игра с куклами — героями сказок — становится своеобразной школой социальных отношений, поскольку такие куклы несут в себе нравственный облик.

Решение этой задачи возможно с любым видом кукол.

5.Развитие коммуникативных навыков.

Используются марионетки, пальчиковые, мимирующие, петрушечные куклы.

6. Развитие самосознания.

Верёвочные куклы.

7.Развитие грубой и мелкой моторики.

Используются пальчиковые куклы и куклы-марионетки)

8. Разрешение внутренних конфликтов.

Используется тряпичная кукла.

9.Развитие речи.

С куклой ребенок быстрее и легче овладевает навыками общения — с игрушкой легче разговаривать. Куклами сейчас лечат заикание.

10. Коррекция отношений в семье.

Для укрепления внутрисемейных отношений рекомендуется использовать театр марионеток.

11. Становление психосексуальной идентичности мальчиков и девочек.

Плоскостные куклы

12. Профилактика и коррекция страхов.

Чаще используются куклы теневого театра, но неплохие результаты дает работа и с пальчиковыми куклами.

13.Восстановление опорно-двигательного аппарата.

Дети и взрослые, страдающие различными заболеваниями этого типа (например, церебральным параличом), с помощью кукол в процессе репетиций кукольных представлений постепенно реабилитируются.

14. Поиск внутренних механизмов сопротивления болезни.

Люди издавна верили, что кукла обладает таинственной мистической силой и сверхъестественными способностями. Они использовали кукол в обрядах изгнания болезней. Например, в Японии есть известный обряд, во время которого на куклу «сбрасывают» недуги ее больного владельца. После этого куклу сажают в бумажный кораблик и пускают в плавание. Со временем кораблик размокает, и кукла вместе со всеми болезнями человека тонет.

 

ü Цветотерапия

Студенты должны знать, что цветотерапия (цветолечение, цветокоррекция, хромотерапия, голографическая терапия) уходит корнями в древние цивилизации: Египет, Китай, Индию, Персию. Книги давних времен хранят знания, как успокоить крайнее возбуждение с помощью синего цвета, повысить артериальное давление красным, излечить печень желтым и т.д. Археологи обнаружили в древнеегипетских храмах оздоравливающие помещения: солнечные лучи в них, преломляясь особым образом, образовывали целительные цветовые потоки, в которых " купали" больного.

Цвет, как носитель информации о здоровье человека, использовался на протяжении всей истории медицины и являлся одним из важнейших факторов в процессе излечения. Авиценна, к примеру, диагностировал состояние больного по цвету его кожи и выделений. Он составил атлас, описывающий зависимость между цветом, темпераментом и здоровьем человека. Парацельс обязательно учитывал окраску выписываемого лекарства, применял для лечения ран различного типа пластыри разных цветов.

Современные ученые считают, что цветотерапия является одним из самых перспективных и надежных методов оздоровления. Механизм лечебного воздействия цвета основан на том, что в памяти каждой клетки организма хранятся " настройки" её здорового состояния. Данные от рождения, со временем эти настройки меняются под воздействием стрессов и прочих негативных факторов. Цветокоррекцияпомогает клетке " вспомнить" свои эталонные настройки и закрепить её работу в здоровом режиме.

Цветокоррекция использует следующие методы:

· Медитация на цвет или цветовую гамму.

· Цветорелаксация — погружение пациента с помощью внушения психотерапевта в комфортную цветовую атмосферу.

· Облучение цветом пораженных участков тела или всей поверхности кожи.

· Цветопунктура — воздействие на точки акупунктуры направленными окрашенными лучами.

· Цветные ванны с окрашенной морской солью или другими натуральными красителями.

· Очки с цветными стеклами.

· Терапия цветными кристаллами и камнями.

· Цветная вода. Её готовили способом соляризации: любую жидкость (лосьон, лекарство, питьевую воду) наливали в ёмкость из цветного стекла и выставляли на солнечный свет. Считалось, что жидкость приобретала целительные свойства вдвойне: от цвета стекла и солнечного света. Другой способ - помещали в сосуд с водой драгоценные и полудрагоценные камни определенного цвета. Считалось, что вода, впитавшая цвет и силу кристаллов, заряжается их энергией.

· Употребление пищи по цветам. Цветотерапевты утверждают, что человек инстинктивно выбирает пищу того цвета, свойства которого ему необходимы.

· В последнее время большую популярность приобрели компьютерные технологии цветокоррекции — программы, которые посредством тестирования цветовых предпочтений пациента оценивают его текущее состояние и рассчитывают индивидуальный курс цветотерапии. Курс выглядит как пульсирующая цветовая гамма с различными оттенками, частотами пульсации и длительностью.

ü Ландшафтотерапия

Ландшафтотерапия – идеальное средство от стресса и усталости. Достоинствами этого метода можно смело считать красивую и загадочную природу, «голоса» лесов и морей, свист ветра и чириканье птиц и т.д. Студенты должны знать, что ландшафтотерапия входит в список методик лечения психического состояния человека. Огромные «плюсы» лечения природой заключаются в восприятии всего окружающего всеми человеческими органами чувств одновременно. Ведущей целью ландшафтотерапии является возвращение измененного функционального и психологического состояния человека. За счет ландшафтотерапии происходит победа над отрицательными эмоциями и переживаниями. Этот метод, создает отличный фон для проведения полноценного психотерапевтического сеанса и устраняет психический дискомфорт. Средства и методы ландшафтотерапии нашли широкое применение в различных программах реабилитации. Ландшафтотерапия способна отвлечь от мысли болезнь, хлопот, избавляет от депрессии и стресса. Длительное созерцание ландшафта может от­влечь больного от некоторых проблем.

Восприятие человеком окружающего мира реализуется через эмо­ции и чувства. Желанные ощущения — радость, удовлетворение, ду­шевный покой, счастье — возникают обычно при контакте с приро­дой, произведениями искусства, архитектурой городских ансамблей. Чув­ство творческой приподнятости может быть поддержано созерцанием красивого, спокойного ландшафта или, наоборот, стихийного состояния природы, бури.

В ландшафтотерапии созерцание объектов природы - это пассивный процесс. Эстетическое созерцание великолепия природы толь­ко тогда приносит свои плоды, когда происходит творческое восприя­тие природных эффектов. Помимо этого человек должен периодически переходить к моментам пассивного наблюдения, испытывая при этом благодатный отдых. Специалисты различают географический, культурный ландшафт, ландшафтную архитектуру. На человека действуют, прежде всего, такие составные части пейзажа, как цвет, форма и его линия.

Студенты должны понимать, что продолжительное воздействие объектов искусственного ландшаф­та на людей, например, экстерьеров современных жилых зданий, мик­рорайонов, не «зеленой», а «серой» архитектуры, изменяет, несом­ненно, их психоэмоциональный статус, вызывает эффект цветового го­лодания, жажду пространства. Окружающий мир горожанина состоит в большинстве из объектов, сделанных заводским тиражированным спо­собом, механизмов, автомашин, над головой - небо в паутине проводов и антенн. Эти объекты постепенно вытесняют впечатление о природе (цветы, деревья, декоративные растения и т.д.).

Проведение ландшафтотерапии требует учитывать так называемую внутреннюю картину болезни, структуру личности больного, его эмо­ции на окружающий ландшафт. Известно, что положительные эмоции, вызываемые созерцанием произведений искусства и архитектуры, кра­сивым пейзажем, помогают расслабиться и отдохнуть.

Однако макси­мальный эффект такого положительного действия может проявиться также в том случае, если предложенная больному терапия ландшаф­том будет соответствовать структуре его личности, особенностям пе­реживаний и характеру патологических изменений.

ü Песочная терапия

Песок удивительный материал, приятный на ощупь и настолько податливый, что человек может создавать целые фрагменты мира, затем ещё, — и так до бесконечности. Переживая уникальную тайну бытия, человек достигает состояния внутреннего равновесия, освобождаясь от повседневной суеты. Песок — это неведомая и известная вселенная, из которой можно создавать свой неповторимый мир. Часто человек не может найти слова для описания своих трудностей. Он не понимает причин происходящего с ним и песочная терапия даёт возможность человеку представить в образах то, что происходит в его внутреннем или внешнем мире. " Игра в песок" высвобождает заблокированную энергию и " активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике" , считал Карл Густав Юнг, основатель аналитической психотерапии. Создание песочных композиций стимулирует фантазию человека, позволяя ему понять свои собственные внутренние процессы, которые рассматриваются в символике ландшафта и выбираемых человеком миниатюрных фигурок людей, животных, деревьев, зданий, автомобилей, мостов, религиозных символов, и еще много другого. Песочная терапия — это невербальная форма психотерапии.

Студенты должны знать, что пересыпание песка, создание отпечатков, картин с использованием предметов, — всё это формы песочной терапии. Фигурки могут символизировать как субличности человека, создающего песочные образы, так и реальных людей, с которыми он связан. Выстраивая героев песочного города, человек строит новые взаимоотношения с самим собой. Если человек может осознать свои переживания, найти им объяснения, он успокаивается, обретает чувство определенности и уверенности. Он может ответить себе на вопросы: почему он так чувствует себя, почему так делает, почему так думает. Разыгрывая в песочнице конкретные ситуации из жизни, можно изменить своё отношение к ним и найти правильные для себя решения. Можно выстроить созидательный сюжет или событие, а это важный психотерапевтический ресурс.

В процессе песочной терапии проявляются творческие возможности человека, благодаря чему происходит отреагирование внутреннего напряжения на бессознательно-символическом уровне.

Песок ассоциируют с бессознательным, из которого человек сам извлекает предметы, освобождаясь тем самым от подавляемых конфликтов. " Все, что находится в бессознательном, стремится проявиться вовне, и личность также в своем развитии стремится перейти из бессознательного состояния к целостному переживанию самой себя", — пишет К. Г. Юнг. Создавая песчаные ландшафты, человек может осмыслить содержание бессознательного.

Для ребёнка песочная терапия хороша, как коррекционно-развивающая и образовательная работа. Работа с песком, — это и упражнения на тактильную чувствительность и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка. Маленький человек не всегда может рассказать взрослым о своих трудностях, а окунувшись в песок, для него это становится возможным.

Песочная терапия позволяет:

· выразить переживания, которые трудно сформулировать словами;

· открывает внутренние резервы для разрешения трудностей;

· даёт возможность пробовать новые способы построения отношений и разрешения конфликтов.

Психике человека присуще стремление к целостности и самоисцелению, считала Дора Кальфф. В результате курса песочной терапии проходит тревога, искажающие поведение эмоции устраняются. Игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие и детей и взрослых. Арт - терапевты советуют иметь песочницу и дома, чтобы в трудные минуты или минуты радости создавать песочные картины.

Студенты должны знать, что законченная концепция песочной терапии еще не сформирована, но уже является эффективным методом в психотерапии и психологическом консультировании. У песочной терапии есть интересное прошлое, наработки в настоящем и более чем перспективное будущее.

 

Тематическая группа.

Кроме того, студенты должны знать, что разные формы арт-терапевтических групп характеризуются разной степенью и характером взаимодействия их членов друг с другом и с психотерапевтом.

Существуют три основных подхода к рассмотрению роли межличностных, в том числе психотерапевтических отношений

· Внутриличностный, связанный с преимущественной фокусировкой внимания психотерапевта на отдельных членах группы и использованием тех процедур, которые применяются в индивидуальной психотерапии;

· Межличностный (транзактный), связанный с фокусировкой внимания психотерапевта на диадических и триадических отношениях между членами группы, а также между членами группы и самим психотерапевтом;

· Интегративный связанный с фокусировкой внимания психотерапевта на групповых процессах.

Студенты также должны знать, что существуют также такие виды групповой арт-терапии, которые сочетают в себе признаки разных основных ее форм. Так, например, студийная работа может иног­да дополняться проведением обсуждений изобразительной продукции, а работа те­матической группы на определенных этапах может предполагать использование элементов динамического подхода.

v Студийная открытая группа

Слово «открытая» в названии этой группы означает, что она, как правило, не име­ет постоянного состава. На любом этапе работы к группе могут присоединяться но­вые участники. Кроме того, участники такой группы могут в любое время прекра­тить свои посещения. «Студийной» такая группа называется потому, что изоб­разительная работа ее участников напоминает работу в художественной студии. Студийную группу можно определить как «неструктурированную».

Студенты должны понимать особенности работы в этой группе.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-06; Просмотров: 1097; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.107 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь