Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема №6. Особенности индивидуальной и групповой арт-терапевтической работы.



Основные вопросы темы:

1. Индивидуальная форма арт-терапии. Этапы работы.

2.Особенности индивидуальной арт-терапии.

3. Групповая форма арт-терапии. Возможности групповой арт-терапии.

4. Отличия групповой арт-терапии от индивидуальной.

5. Структура групповой арт-терапевтической сессии.

6. Формы групповой работы.

Ключевые слова: индивидуальная арт-терапия, групповая арт-терапия, вербальное общение, арт – терапевтический контакт, арт – терапевтическая работа, диалогический дискурс, фасилитация, эмоциональная экспрессия, групповая динамика, аффективные состояния, интервенции, конфронтация, пояснение, интерпретация и проработка, интерстимуляция, взаимная индукция, интенсификация, нодальное и антинодальное поведение, студийная открытая группа, динамическая (аналитическая) группа, тематическая группа.

 

Относительно первого вопроса данной темы студенты должны знать, что индивидуальная арт-терапия может использоваться по от­ношению к широкому кругу клиентов:

1) к некоторым клиентам, не подлежащим вербальной психотерапии (олигофрены, психотики, лица преклонного возраста с нарушениями памяти и некоторые другие);

2) к клиентам с неглубокими психическими расстрой­ствами, преимущественно невротического характера;

3) к детям и взрослым, испытывающим определенные затруднения в вербализации своих переживаний (например, из-за речевых нарушений, аутизма или малоконтактности), а также сложности этих переживаний и их «невыразимо­сти» (у лиц с посттравматическим стрессовым расстройст­вом);

4) к людям, имеющим хорошо развитую способность к вербальному общению (для них арт - терапевтическая деятель­ность может являться альтернативным «языком», более точ­ным и выразительным, чем слова).

Этапы работы:

Этап 1. Установление арт-терапевтического контакта. Это происходит уже на самых первых встречах, когда у клиен­та и арт-терапевта возникают реакции друг на друга, опре­деляющие неповторимую атмосферу их совместной работы. Детальное обсуждение с клиентом целей, характера и усло­вий работы. Арт- терапевт объясняет клиенту, в чем будет заключаться их совместная работа, что клиент может и чего не может делать, принципы арт-терапии, в чем заключается спонтанное творчество.

Этап 2. Это непосредственно арт- терапевтическая рабо­та. Постепенно, по мере того как формируются психотера­певтические отношения, у клиента возникает ощущение за­щищенности, внутреннего комфорта и свободы, а атмосфера арт-терапевтического кабинета начинает восприниматься им как особенная, отличная от той, которая обычно его окру­жает. Клиент начинает работать все более естественно, сме­ло и увлеченно. В процессе работы возникают самые разно­образные ассоциации, чувства и воспоминания. В большинст­ве случаев осмысление происходит в результате совместного обсуждения творческой продукции.

Этап 3. Дальнейшее развитие арт-терапевтического про­цесса характеризуется тем, что конфликты и переживания, отражаясь в творческой работе клиента и «проясняясь» че­рез «диалогический дискурс» с арт - терапевтом, становятся все более осмысленными и понятными клиенту. Он прихо­дит к «принятию» и «признанию» в себе ранее отчужденных свойств и проявлений, осознанию их в качестве закономер­ных и необходимых элементов своей личности, источников своей внутренней силы. Негативные свойства и пережива­ния не подавляются и не предаются забвению, но трансфор­мируются силой заключенного в них смысла, логикой глу­бокого внутреннего единства, раскрываемого в различных проявлениях психической жизни клиента. Клиент стано­вится более свободным в использовании различных матери­алов и средств. Более ёмким и убедительным становится его творческий «язык». Образы приобретают «глубину» и «мно­гомерность», выражая не то, что клиент «придумал» или «позаимствовал» среди стереотипных символических обо­значений конвенциональной культуры, а то, что он действи­тельно переживает внутри себя.

Этап 4. Основаниями для завершения индивидуальной работы, наряду с внешними факторами, являются определенные изменения в состоянии и характере творческой де­ятельности клиента, отражающие положительную динами­ку арт-терапевтического процесса. Клиент должен быть до­статочно «консолидирован» для того, чтобы прекратить отношения с арт- терапевтом, то есть уметь самостоятельно справляться со своими переживаниями и проблемами (по крайней мере, в обозримом будущем). В целом завершение работы обозначает некий личностный «рост» клиента за опре­деленный промежуток времени.

Студент должен иметь представление об особенностях индивидуальной арт-терапии:

§ Apm – тepaneвm должен учитывать склонность клиента к инди­видуальному, ему одному присущему темпу деятельности. Далеко не все клиенты способны сразу включиться в твор­ческую работу. Иногда должно пройти несколько сессий, прежде чем клиент сможет преодолеть свою робость и сте­реотипы привычного поведения, которые зачастую застав­ляют воспринимать арт- терапевтическую работу как недо­стойную взрослого человека «детскую игру» либо, напротив, как нечто весьма напоминающее «художественную деятель­ность» с необходимым для нее созданием «правильных» или «красивых» рисунков. Обе тенденции проявляются у кли­ентов довольно часто в начале работы.

§ Могут возникнуть сильные переживания, в том числе негативного характера» такие, например, как чувство гнева, вины, утраты и т. д. Но надежные «границы» арт-терапевтического кабинета, глу­бина психотерапевтического контакта и полное доверие арт-терапевта ко всему, что чувствует и делает его клиент, явля­ются теми факторами, которые «удерживают» переживания клиента от их «выплескивания» в самодеструктивном или агрессивном, направленном на других людей, поведении.

§ Один из важных факторов «удерживания» — художественный, символический образ. Если клиент работает над одним и тем же образом в течение нескольких сессий или возвра­щается к нему вновь и вновь, образ «потенцирует» его пере­живания. Постепенно выражаясь в творческой деятельнос­ти все более ярко (но не обязательно «высокохудожествен­но») и облекаясь в емкую, многозначительную форму симво­лических образов, эти переживания начинают осмысляться клиентом.

§ Арт- терапевт находится рядом с клиентом, старается не мешать его работе замечаниями или комментариями и стремится не препятствовать проявлению сильных, в том числе негативных эмоций. Лишь в тех случаях, когда они принимают явно деструктивный или самодеструктивный характер, арт- терапевт может обратиться к клиенту с вопро­сами, призванными помочь осмыслить и контролировать их проявление.

§ Арт- терапевт, время от времени задавая раз­личные вопросы, стремится не объяснить, но «прояснять» все, что клиент делает. Тем самым он обращает внимание клиента на скрытый смысл его собственных действий. Вопросы могут быть направлены на «прояснение» реакций переноса со стороны клиента. В этом случае арт- терапевт и клиент устанавливают закономерную связь между характе­ром творческой работы последнего, опытом его детства, ак­туальными взаимоотношениями с окружающими и пробле­мами на данном этапе жизни.

§ Арт- терапевт «работает» и со своими реакциями контрпереноса. Пытаясь осмыслить происхождение чувств, возни­кающих в нем в ответ на произведения, действия или выска­зывания клиента, он всегда должен задавать себе вопрос: на­сколько они связаны с его собственными «проблемами»?

Студенты должны знать, что работа в целом имеет недирективный характер: арт- терапевт, ставя перед собой задачу помочь клиенту преодолеть болезнь или решить определенные психологические проблемы, не предлагает никаких готовых «рецептов». Он действует гибко, всякий раз настраиваясь на индивидуаль­ный темп и стилевые особенности работы клиента, стараясь следовать за динамикой его состояний. По мере того как клиент переходит от (вначале) «защитной» позиции к более открытой позиции, арт- терапевт становится «свидетелем» внутренних конфликтов и переживаний.

Динамика происходящих в клиенте изменений в про­цессе арт-терапевтической работы могла бы быть охаракте­ризована как движение от бессмысленности к смыслу, от слабости — к силе, от фрагментарности — к единству, от не­уверенности в себе — к самодостаточности. Данные измене­ния находят свое отражение в динамике творческой работы и в изменении характера образов, создаваемых клиентом. Он начинает ощущать определенное «родство» со своими ра­ботами, которые постепенно наполняются для него ценно­стью и смыслом. Клиент иногда испытывает чувство удов­летворенности, но не потому, что работы кажутся ему «кра­сивыми» или могут кому-то понравиться, а потому, что ему удалось выразить в них что-то очень важное.

Студенты должны понимать, что индивидуальная арт- терапевтическая работа может продолжаться довольно долго. Во многих случаях — не­сколько месяцев или даже лет. В то же время ее продолжи­тельность определяется рядом внешних факторов, например сроком пребывания клиента в стационаре, возможностями финансирования конкретной арт-терапевтической програм­мы или финансовыми возможностями самого клиента и т. д. Многие арт- терапевты так или иначе адаптируются к раз­ным условиям, влияющим на сроки их индивидуальной ра­боты с клиентами. В любом случае внезапное прекращение работы, оставляющее клиента «незащищенным», один на один с ранее актуализированными проблемами является не­желательным.

Завершающий этап может сопровождаться оживле­нием сильных чувств (любви, гнева, печали и т. д.), нередко отражающих опыт «расставания», с которыми клиент уже способен справиться. На этапе завершения отношение кли­ентов к созданным ими работам, как уже говорилось, может быть различным.

Относительно третьего вопроса темы студенты должны знать, что групповая форма арт-терапии в настоящее время она использу­ется очень широко — ив здравоохранении, и в образовании, и в социальной сфере. Возможности групповой арт-терапии:

§ позволяет развивать ценные социальные навыки;

§ связана с оказанием взаимной поддержки членами группы и позволяет решать общие проблемы; дает возможность наблюдать результаты своих дейс­твий и их влияние на окружающих;

§ позволяет осваивать новые роли и проявлять латент­ные качества личности, а также наблюдать, как мо­дификация ролевого поведения влияет на взаимоот­ношении с окружающими;

§ повышает самооценку и ведет к укреплению личност­ной идентичности;

§ развивает навыки принятия решений.

 

Групповая арт-терапни отличается от индивидуальной тем, что:

ü меньше зависит от арт-терапевта;

ü предполагает демократичную атмосферу, связанную с равенством прав и ответственности участников-группы;

ü требует от участников группы определенных комму­никативных навыков;

ü требует от участников группы способности адапта­ции к групповым нормам;

ü требует от арт-терапевта опыта групповой психокоррекционной работы;

ü характеризуется, с одной стороны, наличием периодов погружения членов группы в свой внутренний мир, связанный с их индивидуальной изобрази­тельной работой и, с другой стороны, периодов их тесного взаимодействия друг с другом.

Структура групповой арт-терапевтической сессии

· Стадия разогрева — 10% общего времени. Стадия включения в работу, выбор темы, иногда просто работа на свободную тему.

· Собственно изобразительная деятельность — 30% об­щего времени.

· Обсуждение или дискуссия — 50% общего времени.

· Завершение работы — 10% общего времени (сюда включена уборка помещения, завершающий занятие ритуал).

При работе в парах участникам группы предлагается самостоятельно выбрать себе пару и работать с использова­нием любых изобразительных материалов. Хотя наиболь­шую ценность имеют внутриличностные процессы, можно также прислушиваться к своему партнеру и к тому, каким образом он реагирует на происходящее. Работу в парах мож­но сопровождать спокойными музыкальными композициями.

Студенты должны знать, что на сегодняшний день используются три основные формы групповой арт-те­рапии:

1. студийная открытая группа;

2. динамическая (аналитическая) группа;

Тематическая группа.

Кроме того, студенты должны знать, что разные формы арт-терапевтических групп характеризуются разной степенью и характером взаимодействия их членов друг с другом и с психотерапевтом.

Существуют три основных подхода к рассмотрению роли межличностных, в том числе психотерапевтических отношений

· Внутриличностный, связанный с преимущественной фокусировкой внимания психотерапевта на отдельных членах группы и использованием тех процедур, которые применяются в индивидуальной психотерапии;

· Межличностный (транзактный), связанный с фокусировкой внимания психотерапевта на диадических и триадических отношениях между членами группы, а также между членами группы и самим психотерапевтом;

· Интегративный связанный с фокусировкой внимания психотерапевта на групповых процессах.

Студенты также должны знать, что существуют также такие виды групповой арт-терапии, которые сочетают в себе признаки разных основных ее форм. Так, например, студийная работа может иног­да дополняться проведением обсуждений изобразительной продукции, а работа те­матической группы на определенных этапах может предполагать использование элементов динамического подхода.

v Студийная открытая группа

Слово «открытая» в названии этой группы означает, что она, как правило, не име­ет постоянного состава. На любом этапе работы к группе могут присоединяться но­вые участники. Кроме того, участники такой группы могут в любое время прекра­тить свои посещения. «Студийной» такая группа называется потому, что изоб­разительная работа ее участников напоминает работу в художественной студии. Студийную группу можно определить как «неструктурированную».

Студенты должны понимать особенности работы в этой группе.

Перед началом работы группы психотерапевт (или иной работающий с такой группой специалист) объясняет общие правила поведения и задачи группы. По­скольку глубокая психотерапевтическая работа при использовании студийного подхода не проводится, заключение контракта не предусматривается. Вместе с тем психотерапевт может в некоторых случаях подчеркнуть отличия этой работы от деятельности традиционных художественных студий, указав, в частности, на то, что обшей целью работы будет «свободное творческое самовыражение» и прояв­ление членами группы в ходе изобразительной деятельности своих чувств, мыс­лей и фантазий.

Кроме того, в некоторых случаях, особенно когда психотерапевт предполагает установление с членами группы индивидуального раппорта и использование опре­деленных интервенций и вербальной обратной связи, в том числе в форме группо­вых обсуждений, он может подчеркнуть «психотерапевтическую направленность» деятельности группы, то есть то, что занятия посетителей студии изобразительным творчеством и выражение ими своих чувств, мыслей и фантазий в художествен­ной форме будут способствовать достижению лечебного эффекта или способство­вать решению имеющихся у членов группы психологических проблем и стабили­зации их эмоционального состояния.

Объясняя общие правила поведения членов группы, психотерапевт подчерки­вает необходимость соблюдения тишины и уважения «личного пространства» дру­гих. После этого он приглашает посетителей студии к работе. Психотерапевт контролирует поведение членов группы и при наличии у кого-либо из них слишком ярких, мешающих работе дру­гих эмоциональных проявлений, делает этому человеку замечание либо даже уда­ляет из группы.

Студийная работа предполагает свободную, демократичную атмосферу и использование психотерапевтом недирективного подхода.

Частота и продолжительность сессий при использовании этой формы группо­вой арт-терапии могут быть различными, так же как и длительность цикла. Гиб­кость временных границ при этой форме групповой арт-терапии позволяет наря­ду с долгосрочной работой применять ее в виде краткосрочных курсов. В то же время нередки слу­чаи многолетнего посещения клиентами таких групп.

Студенты должны знать, что данная форма групповой арт-терапии может быть с успехом использована:

- в работе с опре­деленными категориями клиентов, главным образом с теми, для которых участие в других арт-терапевтических группах, предполагающих более тесное взаимодей­ствие между их участниками, связано со слишком большой нагрузкой (например, для пациентов с хроническими психическими расстройствами),

- с теми кли­ентами, в работе с которыми на первый план выходит развитие у них навыков твор­ческого использования различных материалов, проявление ими индивидуального художественного стиля и в других случаях.

- может быть весьма удачной формой работы с детьми. Дети могут образо­вывать пары и мелкие группки, создавая хорошую рабочую атмосферу высокой терпимости к каждому, что позволяет большинству из них успешно завершать свою работу без каких-либо помех. Такая группа может быть весьма ценной для развития социальных навыков детей, поскольку они чутко воспринимают ту мо­дель отношений и терпимости к различиям, которую демонстрирует арт - терапевт.

Студентам рекомендуется обратить внимание на то, что в целом, однако, возможности открытой студийной группы, в особенности, если она не дополняется элементами тематического или динамического подхода, отно­сительно ограниченны. Основным фактором психотерапевтического воздействия в данном случае является художественная экспрессия; факторы психотерапевтических отношений и вербальной обратной связи используются при этом виде работы в значительно меньшей степени, что отражается на динамике арт-терапевтического процесса и его результатах. Поскольку фактор художественной экспрессии при этой форме групповой арт-терапии оказывается ведущим, психотерапевтические эффекты связаны главным образом с отвлекающим, седативным, активизирующим или катарсическим воздействием художественного творчества.

v Динамическая (аналитическая) закрытая группа

Слово «закрытая» в названии этой группы означает, что на протяжении всего про­цесса работы состав ее участников остается постоянным. Динамической же (или аналитической) она называется в связи с тем, что на развитие этой формы груп­повой арт-терапии большое влияние оказал психодинамический подход. Степень структурированности сессий при длинной форме работы невысока. Действия чле­нов группы предполагают значительную спонтанность и минимум директивности со стороны психотерапевта.

ü комплексная форма групповой работы,

ü соче­тает в себе как индивидуальную, так и совместную изобразительную деятельность членов группы, а также их вербальную коммуникацию.

ü в ходе сессий члены группы могут неоднократно переходить от глубокого погружения в изобразительную и иные виды творческой деятельности к активному взаимодействию с ведущим и друг с другом.

Студенты должны знать, что ход сессий в этой группе в целом не имеет какого-либо определенного плана и определяется актуальным состоянием и потребностями участников группы, а также той атмосферой, которая складывается в ней в каждый конкретный момент времени. Это в значительной степени связано с тем, что данная группа, как никакая другая, представляет собой «открытую», «живую» систему с характерными для нее особенностями структурно-функциональной организации, динамикой развития и рядом факторов, детерминирующих поведение членов группы и системы в целом.

Студентам стоит обратить внимание на то, что эту форму групповой арт-терапии также отличает отсутствие жесткого ролевого распределения — участники группы могут свободно переходить от одной роли к другой, реагируя на действия, высказывания и изобразительную продукцию дру­гих и реализуя при этом различные стратегии и тактики поведения, в том числе те, которые отражают латентные или альтернативные качества личности.

Большое влияние на динамику групповых процессов при этом виде работы оказывает фактор художественной экспрессии. Различные связанные с ней феномены в значительной мере опосредуются и усиливаются изобразительной деятельностью других, благодаря чему может иметь место «накопление» аффектов в изобразительной продукции группы, а в некоторых случаях — феномен коллективного отреагирования самых разнообразных чувств в совместных видах творчества или в экспрессивном поведении членов группы.

Основными фак­торами «удерживания» при этом являются:

· глубокая личная психологическая подготовка и высокий уровень профессионализма ведущего, позволяющие ему чутко реагировать на все происходящее, сохраняя при этом достаточный самоконтроль и объективность оценок;

· достаточно высокий уровень коммуникативных, эмоционально-волевых и когнитивных возможностей членов группы, наличие у них достаточных механизмов психологической защиты и способности к сохранению личной идентичности;

· закрытый характер группы;

· четкие пространственно-временные границы сессий;

· высокая степень личной ответственности членов группы за все происходящее в ходе сессий и хорошее понимание ими исходных правил групповой работы;

· заключение психотерапевтического контракта.

Психотерапевт должен оценивать экспрессию в группе на трех основных уровнях:

 

· на общегрупповом уровне («групповая художественная культура», обще-групповые процессы проективно-символической коммуникации);

· на межличностном уровне (художественная экспрессия как средство общения членов группы друг с другом и с психотерапевтом либо выражения своего отношения друг к другу и к психотерапевту);

· на внутриличностном уровне (художественная экспрессия как инструмент выражения индивидуальных чувств, потребностей, мыслей, проблем, фантазий, установок и т. д.).

Для понимания художественной экспрессии в группе весьма полезны также могут быть понятия интерсимуляции, взаимной индукции, интенсификации, а также о нодальном и антинодальном поведении (Slavson, 1992).

1. Интерстимуляция - феномен, посредством которого индивиды участвуют в достижении общих целей, активизируют друг друга либо через установки, либо через специфические формы поведения, действия, чувства и мысли и т.д.

2.Менее очевидной, но столь же универсальной и сходной с интерстимуляцией по течению и эффектам является взаимнаяиндукция. Однако, она относится к чувствам и эмоциям, в то время как интерстимуляция относится в основном, хотя и не всецело, к действиям.

3. Интенсификация - одно из следствий взаимодействия и интерстимуляции, проявляющееся во взаимном усилении эмоций и их бессознательном отреагировании, включая эмоции враждебности, гнева и агрессии. Когда несколько человек испытывают общие чувства, они достигают особого накала.

4. Феномены нодального и антинодального поведения - проявляются во всех группах, состоящих из трех и более человек, и чем больше людей в группе и чем свободнее их поведение, тем ярче проявляется отреагирование ими неосознаваемых чувств и потребностей в поведении (нодальное поведение) и тем более продолжителен период молчания или относительного бездействия (антинодальное поведение).

Студенты также должны знать, что с процессом художественной экспрессии в группе также связаны такие механизмы изменения состояния и поведения членов группы, как имитация, идентификация и интернализация.

§ Имитация в групповой арт-терапии связана с возможностью наблюдения членами группы за действиям и друг друга и попытками их воспроизведения в собственном поведении и в художественной работе.

§ Идентификация связана с отождествлением членов группы с чувствами и личностными характеристиками друг друга.

§ Интернализация же в арт- терапевтичсской группе обеспечивает устойчивые изменения в поведении и состоянии ее членов и связана с изменением системы их взглядов и усвоением более зрелых способов реагирования.

Наряду с этим в ходе работы динамической группы может возникать необходимость в использовании ведущим определенных интервенций или иных спосо­бов регулирования поведения членов группы и его удерживания в границах психотерапевтического пространства. Такими интервенциями могут, в частности, яв­ляться:

· использование психотерапевтом непосредственно в ходе художественной работы членов группы интерпретаций и вербальной обратной связи, а также проведение в конце сессий как планируемых, так и внеочередных обсуждений;

· его эмоциональное присоединение в случае необходимости к тем или иным членам группы с целью их поддержки или фасилитации эмоциональной экспрессии;

· структурирование психотерапевтом изобразительной деятельности и поведения того или иного участника группы в тех случаях, когда они приобретают неконтролируемый, импульсивный, хаотический или деструктивный характер;

· формирование психотерапевтом определенных моделей поведения.

Студенты должны знать, что использование данной формы групповой арт-терапии требует от ведущего высокого профессионализма, гибкости и умения использовать широкий репертуар различных приемов. В то же время динамическая арт -терапевтическая группа воздействует на ее членов не столько через интервенции ведущего, сколько через групповой процесс

Динамическая группа подходит, главным образом, для работы с клиентами с по­граничными психическими расстройствами. В то же время, как было указано при описании студийной группы, элементы динамического подхода могут применять­ся и с другими категориями клиентов, в том числе с психиатрическими пациента­ми, лицами с аддиктивными расстройствами, в семейной психотерапии и т. д.

v Тематическая группа

Тематическая группа предполагает большую степень структурированности хода сессий по сравнению как со студийной, так и с динамической группой. Это дости­гается главным образом за счет фокусировки внимания членов группы на какой-либо значимой для них теме или на определенных техниках изобразительного ха­рактера. В большинстве случаев тематические группы являются полуоткрытыми. Отдельные участники группы могут прекращать работу на том или ином ее этапе, в то же время в группу могут включаться новые члены. Это возможно в силу того, что работа тематической группы не имеет той динамики, которая свойственна ди­намической группе. В то же время работа этой группы более динамична, чем рабо­та студийной группы. Ее большая структурированность (по сравнению с динами­ческой группой) оказывает тормозящее влияние на групповую динамику. Как пра­вило, тематическая группа работает непродолжительное время, ориентируясь на решение тех или иных конкретных проблем ее участников.

Внимание ее участников в основном ориентируется на контекст «здесь –и - сейчас».

Студенты должны знать, что тематический подход к групповой арт-терапии может применяться в работе с весьма широким кругом клиентов, а это связано с тем, что в зависимости от соста­ва группы и задач работы могут применяться те или иные темы и виды деятель­ности, ориентированные на развитие сенсомоторных навыков, невербального мышления, памяти и внимания, либо исследование тех или иных аспектов опыта членов группы и системы их отношений.

Тематический подход к групповой арт-терапии может сочетаться с динамическим или студийным, а также с различными видами вербальной групповой и се­мейной психотерапии.

Использование тематического подхода наиболее оправдано :

1. когда члены группы испытывают нерешительность, особенно в начале работы;

2. когда они никогда раньше не занимались в арт-терапевтических группах и ориентируются главным образом на свои впечатления от школьных уроков рисования;

3. когда они чувствуют себя в группе слишком напряженно;

4. когда имеются временные ограничения для арт-терапевтической работы (например, связанные с недолгим пребыванием больного в стационаре), заставляющие сфокусировать внимание на определенных темах и проблемах;

5. когда необходимо сплотить группу;

6. когда нужно предоставить членам группы выбор и дать возможность определить наиболее значимые для них вопросы;

7. когда требуется активизировать взаимодействие между членами группы;

8. когда необходимо вывести членов группы из их погружения в свой внутренний мир и побудить к более активным совместным действиям.

В ходе работы тематической группы могут использоваться не только изобразительная деятельность и обсуждение рисунков, по и различные телесно-ориентированные упражнения, игры и иные виды творческой экспрессии, причем как по отдельности, так и в сочетании.

Длительность существования тематических групп гораздо меньше, чем дина­мических или студийных. Иногда они даже организуются как группы однократных встреч, в частности «группы выходного дня».

Цели и содержание сессий тематической группы определяются составом ее участников, в частности их возрастом, интересами, культурным и социальным опытом, наиболее актуальными для них проблемами, типом психических расстройств, степенью физических, интеллектуальных и коммуникативных ограничений и дру­гими факторами.

При использовании тематического подхода сессии имеют трехчастную структуру и включают:

· вводную часть, связанную с подготовкой членов группы к изобразительной работе или более активному взаимодействию посредством художественной экспрессии, игр или телесных упражнений;

· основную часть, связанную с выбором темы и выражением участниками группы связанных с ней чувств, мыслей и образов в визуальной форме;

· и завершающую часть, предполагающую обсуж­дение рисунков либо дискуссию на ту или иную тему и краткое подведение итогов сессии.

Тематическая группа может предполагать проявление различных факторов психотерапевтического воздействия. В то же время в силу более значительной структурированности сессий действия членов группы имеют менее спонтанный характер, а их изобразительная деятельность и обсуждения ориентированы главным образом на исследование вполне определенных аспектов их личного опыта и системы отношений.

Позиция психотерапевта при использовании тематического подхода действи­тельно отличается большей директивностью по сравнению с динамическим и сту­дийным подходами. Психотерапевт выступает в качестве безусловного лидера, организуя дея­тельность членов группы, нередко выступая инициатором в выдвижении тех или иных тем и развертывании дискуссий, активно использует собственные коммен­тарии, коррегирует ложные умозаключения членов группы, дает советы, предо­ставляет им определенную информацию, а в случае необходимости оказывает так­же прямую эмоциональную поддержку, убеждение, внушение и другие формы пси­хотерапевтического воздействия.

Студенты должны знать, что связанные с групповыми обсуждениями эффекты можно связать с четырьмя основными процессами: конфронтацией, пояснением, интерпретацией и проработкой.

Ø Конфронтация связана с появлением у членов группы в ходе совместных обсуждений возможности выслушивать высказывания и наблюдать реакции других и узнавать в них свои свойства и проблемы. В определенных случаях психотерапевт может активно пользоваться конфронтациями, указывая членам группы на проявление в их изобразительной продукции, высказываниях и поведении тех или иных проблем. В то же время конфронтации не должны носить характер оценок или обвинений.

Ø Прояснения - это действия, которые направлены на пристальный анализ психических феноменов. При этом наиболее значимые детали должны быть отделены от всего второстепенного. Прояснения также часто связаны с выявлением повторяющихся тем или переживаний клиента. В контексте групповой арт-терапии прояснения в основном связаны с фокусировкой не наиболее значимых для членов группы темах, проблемах или ресурсах, находящих свое отражение в различных материалах, формальных и содержательных особенностях изобразительной продукции, а также непосредственно в процессе художественной экспрессии членов группы.

Ø Интерпретации связаны с тем, что психотерапевт приписывает высказываниям и действиям клиента определенные значения. В настоящее время большинство психотерапевтов предпочитают использовать иные формы интерпретаций, в частности предлагают им свое объяснение их работ в виде открытых для коррекции и изменений самими авторами гипотез.

Если прояснения, как правило, ориентированы на работу с осознаваемым материалом, то интерпретации — на работу с неосознаваемым материалом, включая скрытые мотивации и конфликты, и на помощь клиенту в их осознании.

Ø Проработка связана с развитием в клиенте способности к самоанализу, пониманию своих внутренних конфликтов, объяснению мотивов и механизмов своего поведения и использованию разнообразных защитных механизмов. Одним из следствий проработки является осознание членами группы связи группового опыта с опытом повседневной жизни, разными событиями своей биографии и системой отношений.

ТЕМЫ РЕФЕРАТИВНЫХ РАБОТ:

1. Психотерапевтические возможности маски и грима в арт-терапии.
2. Специфика использования рабочего материала арт- терапевтов: ткани, тесто, природный материал, музыкальные инструменты, изобразительные средства и т.д.(общий обзор)
3. Специфика работы с психической травмой в арт-терапии.
4. Инновационные арт- технологии: ритмотерапия, перформанс, контактная импровизация, техники нарратива, голосотерапия, библиотерапия, психологический Плейбек-театр, мифодрама, фототерапия. (На выбор)
5. Особенности создания арт-терапевтических программ, принципы построения арт-терапевтических сессий.
6. Арт - технологии в работе с детьми разного возраста (общий обзор).
7. Использование арт-терапевтических технологий в семейной психотерапии.
8. Диагностика в арт-терапии. Метод " Мандала".
9. Библиотерапия: теория и практика.

10. Арт- технологии в подготовке специалистов помогающих профессий.
11. Марионетки в психотерапии.
12. Техники аналитической арт-терапии.
13. Арт-терапия для дошкольников и младшего школьного возраста с учётом возрастных и индивидуально-типологических особенностей.
14. " Метод" Напишите рассказ ". Диагностика, терапия и прогноз.
15. Арт-терапия и арт- педагогика в специальном образовании.
16. Фольклорная арт-терапия.

17. Пластикодрама: Новые направления в арт-терапии.
18. Арт-терапия. Аспекты трансперсональной психологии.
19. Арт-терапия в развитии персонала.
20. Детский психологический театр. Развивающая работа с подростками средствами арт-терапии.
21. Арт-терапия в работе с детьми из неблагополучных семей.
22. Методы арт-терапии, которые используются в хосписах.

23. Песочная терапия. Особенности метода.


Шаблон по оформлению реферата

Назва ВНЗ

Кафедра__________________

Реферат на тему:
ТЕМА РЕФЕРАТА БОЛЬШИМИ ЖИРНЫМИ БУКВАМИ ПО ЦЕНТРУ.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-06; Просмотров: 2743; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.07 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь