Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Танцевальная терапия (dance therapy)



Часто выделяется в совершенно самостоятельное психотерапевтическое направление. Столь же часто танцевальную терапию относят к телесноориентированной. Но суть не меняется, это столь же древний метод исцеления, как и музыка. Танце-двигательная терапия, ТДТ, является методом психотерапии, который использует в качестве инструмента выразительное движение и танец.

Студенты должны знать, что танец помогает процессу личностной интеграции и роста. Основной принцип танцевальной терапии – это взаимоотношение между движением - motion и эмоцией - emotion. Следовательно, танец есть внешнее проявление внутреннего состояния вплоть до самых глубинных слоев, естественный способ выразить невыразимое. Тело человека создано для движения, которое естественно, как дыхание, так как в природе все совершает движения. Движение дает нам энергию, позволяет выйти за пределы обыденного восприятия, движение уравновешивает, исцеляет, порождает психическую энергию, необходимую во всех жизненных ситуациях вплоть до смерти.

Практически всегда танец носил ритуальный характер: им лечили от болезней и травм, помогали при родах, воспитывали и совершенствовали, готовили к жизни и смерти, танец сопровождал любые важные моменты в жизни индивида или всего социума. Студенты должны знать, что ритуальный танец является синтезом духовного развития и движения. Большинство эзотерических систем основано на предположении, что человек есть микрокосм, то есть микроскопическое отражение вселенной. Следовательно, человек обладает всеми видами существующих во вселенной энергий. Практически во всех древних культурах ритуальный танец являлся способом пробуждения необходимой энергии, ее стимулирования и направления как во внешний мир, например, боевые танцы и т.п., так во внутренний, к более глубоким уровням сознания.

Танцевальные движения использовались и используются во всех без исключения боевых искусствах, которые, собственно, и произошли из танцев. Это древнекитайская система исцеления и совершенствования Цигун и произошедшие от цигун практически все боевые искусства Востока: айкидо, кунфу, каты в карате и пр.

В Древней Индии танец был и остается способом общения, а танцовщицы, специально обученные священным танцам, считаются женами богов.

Касаясь истории танца, студенты должны знать, что танец - как способ совершенствования и исцеления - был чрезвычайно развит в Ассирии, Вавилоне, Древнем Египте. Так, влияние ритуальных древнеегипетских танцев распространилось на весь мир. Например, кадизская школа священного танца в Испании является продолжателем древнеегипетской культуры ритуального танца.

В Древней Греции, во многом перенявшей танцевальные культуры Ассирии и Египта, сформировалась своя культура ритуальных танцев, позднее вошедшая во все танцевальные культуры народов Балкан и частично - славянских народов. Музыка и танец были главными составляющими искусства целительства, помогающей магии и совершенствования духа, духовного развития личности в орфических, элевсинских и вакхических мистериях. Танец, движение под музыку (в отличие, например, от рисования) сопровождают нас всю жизнь. Неоспоримым достоинством танца является его “природосообразность” для любого человека, большая безопасность, большая общность культур (анатомически мы все братья и сестры), и, немаловажно, - это приятно. На мой взгляд, движение под музыку особенно эффективно при невротическом развитии личности как средство внутреннего освобождения, импровизационности, снятия разнообразных телесных и психологических блоков (их же невозможно отделить друг от друга, как невозможно отделить тело от души).

Каждый танцевальный жест и движение несут в себе символический смысл. Чем больше вкладывается смысла, тем большее количество энергии символа освобождается. Таким образом, танец помогает раздвинуть границы сознания, расширить сознание индивида и социума. В чем психологический смысл движений в танце?

1. Определенные движения и позы стимулируют телесную энергию, зажатую, например, в блоке.

2. Движения и позы танца позволяют телом выразить то, что практически невозможно выразить словами.

3. Танцевальные движения дают возможность проникнуть в глубинные слои бессознательного много эффективнее, чем традиционные медитативные техники.

4. Специфические движения танца помогают сосредоточиться, уйти внутрь себя.

5. Танец способствует взаимодействию полушарий, соединяя рациональное и иррациональное, таким образом рождая креативное мышление

6. ЦНС и мышечная система преобразуют музыкальные ритмы в формы движения, что расширяет традиционное восприятие мира.

7. Ритуальный, магический танец помогает самосовершенствованию, так как человек может пробудить низшие эмоции и энергии и высвободить их через танец, то есть обрести контроль над ними.

8. Танец является великолепным способом развития и совершенствования тела не как инструмента, а как равноправного участника жизни в триаде «разум, душа, тело».

ü Драматерапия (Dramatherapy)

Студенты должны знать, что это одно из направлений, наиболее интенсивно развивающихся в настоящее время. Видимо, одна из причин широкого использования и эффективности драматерапии - постоянное (хроническое) невостребование в современном мире игрового потенциала человека, «недоигранность» детей, потеря мощной народной игровой культуры как таковой. Одним из основоположников драматерапии, безусловно, можно считать Я. Морено, создавшего в 30-40 г.г. «Театр спонтанности» в Вене, «Терапевтический театр» в Нью-Йорке. Основное отличие от психодрамы заключается в том, что в драматерапии нет протогониста и не драматизируется ничья проблема, а следовательно – это не больно. Метод не прост, требует (впрочем, как все остальные виды арт-терапии) специальной подготовки терапевта и необходимо включает и музыку, и танец, и грим, и рисование, и сочинительство, и многое другое. В настоящее время существует много видов драматерапии (собственно драматизации, терапевтический театр, драматерапевтические группы поддержки, драматизация сновидений, средневековый театр и комедия дель арте и т.п.). Драматерапия является прекрасным методом работы с группой. При использовании драматерапии происходит (помимо развития креативности, как во всей арт-терапии) расширение сознания, расширение диапазона поведенческих стратегий, отработка новых, более креативных способов взаимодействия с миром и с другими и многое другое (Jennings S., Cattanach F., Grainger R., Meldrum B., Boal A., Белякова Е., Гнездилов А., Назлоян Г. и др.).

ü Сказкотерапия

Студенты должны знать, что современными практиками и теоретиками арт-терапии в последние годы в самостоятельное направление выделяется сказкотерапия - использование сказки как архетипической метафоры в целях:

Ø психодиагностики (проективная диагностика, описывающая целостную картину личности, ее проблемные и ресурсные элементы),

Ø психокоррекции (развитие креативности личности как расширение спектра альтернативных решений),

Ø психотерапии

Ø и психологического консультирования (исцеление с помощью сказки). Выделяются, как правило, следующие виды сказкотерапии: анализ и интерпретация выбранной или сочиненной сказки, использование архетипа сказки, сочинение сказок (библиотерапия), медитативные сказки, драматерапия сказки, рисование сказки, сказочное путешествие, куклы.

Достоинствами и преимуществами сказкотерапии можно считать:

· ее абсолютную метафоричность (наиболее доступно для восприятия),

· отсутствие дидактичности (что практически не вызывает сопротивления),

· глубинный смысл сказки (закодированный в коллективном бессознательном опыт человечества: как ты относишься к Миру, так и Мир относится к тебе),

· архетипичность (многогранность, общность и многоуровневость хранимой информации),

· максимально возможная психологическая защищенность (справедливость всегда торжествует, добро всегда побеждает, «все будет хорошо»),

· экзистенциальность (относительность добра и зла, изменчивость, беды и испытания делают сильнее, мудрее и пр.,

· неопределенность места и времени, «ненаходимость» по Бахтину),

· магический ореол (волшебство, чудо, «как в сказке» - отсутствие ментальных ограничений, иррациональность, ресурсность).

Ближайшие родственники сказки – миф, легенда, былина, притча. Сказки разделяются по происхождению (сакральные, или мифологические, народные, авторские), по содержанию (антропоморфные, бытовые, волшебные), по задачам (дидактические, психокоррекционные, терапевтические). Студенты должны знать, что основным достоинством сказкотерапии является её интегральность, естественно включающая в себя практически все другие направления – рисунок и живопись, драматизация, музыка, танец, библиотерапия, грим, куклы и пр. (Фон Франц М., Зинкевич Т., Гнездилов А.)

ü Библиотерапия (Creative writing)

Студенты должны знать, что это направление арт – терапии, основанное на самовыражении через творческое «писание», сочинение. Чаще всего под библиотерапией понимают лечебное воздействие на психику больного человека при помощи чтения книг. Термин появился в 20-х годах в США. Современная библиотерапия (в отличие от традиционных ее направлений) преимущественно основана не на чтении литературных источников, а на самостоятельном сочинении. При этом возможны как совершенно свободное выражение (о чем хочу, что хочу и как хочу), так и заданные темы. В библиотерапии терапевтический эффект основан на так называемом законе Геннекена: главный герой любого литературного произведения - это всегда автор. Сюда же относится и автобиографический метод, и сочинение драматических произведений, и стихосложение, ведение дневников, написание писем (хотя эпистолярный жанр в наше время явно вырождается) и многое другое. Надо отметить, что библиотерапия имеет целый ряд противопоказаний (в отличие, например, от музыки, танца, рисования) и достаточно сложна для терапевта. Зато библиотерапия дает просто невероятное количество диагностического материала. (См. конспект. Работа с текстами)

ü Этнотерапия

Данное направление было предложено чешским психотерапевтом М. Гауснером и чешской драматической актрисой З. Кочовой (Hausner M., Kocova Z., 1979, 1982). Будучи достаточно молодым направлением психотерапии, этнотерапия стремится использовать традиционные обычаи, традиции и ремёсладля того, чтобы вовлечь клиента вдревние архетипические ситуации. Как писал З. Фрейд, онтогенез повторяет филогенез— то естьразвитие каждого человека повторяет эволюцию всего человечества в целом. Поэтомукаждый из нас обладает уникальным, накопленным ещё предками опытом, который может помочь преодолеть кризисы. Этот опыт существует в бессознательном — и благодаря особым методикам можно его высвободить и использовать для налаживания взаимосвязи с самим собой. Для этого используетсятанец, пантомима, рисунок, лепка. Этнотерапевты полагают, чтоблагодаря проживанию старинных культурных шаблонов человек регрессирует в личное и коллективное детствои заново утверждает свою идентичность.
Клиенту дается возможность возвратиться в древние культурные шаблоны и «найти свое место в жизни» через ощущение в себе исконного, природного начала. Обращение к таким архетипическим образам, как «карнавал», «рождество-рождение», «смерть-возрождение», «солнце», «дурак - шут» и др. имеет чрезвычайно мощный коррекционный и профилактический потенциал. Недаром сейчас во всем мире развивается интерес к народным, архаическим праздникам, ритуалам, церемониям, их целительная сила очевидна. В целом, можно сказать, что данное направление преимущественно обращается к коллективному бессознательному человечества, безусловно, содержащему ресурс для исцеления любого состояния (Stewart S., Turner V., Yausner M., Kocova Z., Гнездилов А. и др.)

ü Синтетическая терапия Кречмера

Направление разрабатывалось Вольфгангом Кречмером (сын Э. Кречмера) как принцип творческого выражения при переживании произведений искусства. При этом обязательно должно быть именно комплексное воздействие на пациента (свет, температура, запах, музыка, живопись, танец, драма и т.п.). Базируется на основных положениях А.Адлера. Ключевые понятия: “культурно-общественное пространство”, “ведущие идеи пациента”, осознание собственной ценности. Пациент должен осознать и пережить, как его природно-биологические способности сначала раскрываются, дают импульс психологическим процессам, а затем вливаются в нравственное и эстетическое творчество

Сопровождают этот процесс движения 3 основных взаимодополняющих подхода: 1) упражнения - физические и психологические тренировки, духовная и социальная практика, гипноз и внушение; 2) самопознание - анализ характерологических проявлений и особенностей; 3) положительные переживания и творчество. Последнему придается большое значение, и этот аспект психотерапии подробнее разработан в С п п К Он включает в себя: 1) свободное фантазирование в бодрствующем состоянии, при этом разбуженные побуждения сообщают о себе в фантазиях и фантастических картинах, которые затем обсуждаются; 2) вспоминание радостных событий из прошлой жизни, особенно из детства; 3) изобразительное творчество, обеспечивающее личностный рост в процессе занятий; 4) созерцание произведений искусства; 5) музыку и пение, особенно народных песен, что является постоянной частью жизни пациентов; 6) поэзию (особенно большое значение, наряду с чтением стихов про себя, отводится декламации, во время которой пациент духовно растет, постигая человеческие идеалы и проникаясь ими); 7) танец как культурная форма самовыражения, имеющий несколько терапевтических функций: экстатические переживания, отреагирование, суггестивный компонент, символическое проявление коллективных и индивидуальных тенденций и др; 8) проигрывание драматических произведений, способствующее развитию ряда человеческих способностей - от тренировки межличностного общения до переживания важнейших метафизических категорий и духовных состояний (предлагается ставить с участием пациентов написанные ими пьесы, отдельные акты сценических драматургических произведений, сказки и баллады); 9) ориентацию пациента на постоянное совершенствование в осознании положительных переживаний и в творчестве, чтобы выразить себя и сделать полезное людямКречмер рассматривает в качестве основы разработанного им метода воздействия, сочетающие в себе медикаментозные средства и различные виды психотерапевтических подходов, свободных от каких-либо искусственно изолированных методик. С п п К обращена к реальному пациенту, к различным его сторонам - биологическим, психологическим и духовным.

Куклотерапия

- это метод психологической коррекции различных состояний при помощи кукол.

Люди издавна наделяли кукол мистическими свойствами. Их часто использовали в магических целях для изгнания болезней, создания оберегов, скрытого влияния на человека. На Руси тряпичную куклу дарили новорождённому для защиты от нечистой силы, невесте, покидающей дом, матери, от бесплодия. Куклу клали в постель роженице для облегчения родов. И, конечно же, кукла во все времена была любимой детской игрушкой.

Студенты должны знать, что в целенаправленной терапевтической практике кукол используют с начала ХХ века. Ещё в 1926 году невропатолог Малколм Райт использовал кукольный театр для лечения неврозов. Также было открыто, что куклы помогают восстановлению опорно-двигательного аппарата. Дети и взрослые, страдающие различными заболеваниями этого типа (например, церебральный паралич), с помощью кукол (в процессе репетиций) постепенно реабилитируются.

Люди издавна наделяли кукол мистическими свойствами. Их часто использовали в магических целях для изгнания болезней, создания оберегов, скрытого влияния на человека. На Руси тряпичную куклу дарили новорождённому для защиты от нечистой силы, невесте, покидающей дом, матери, от бесплодия. Куклу клали в постель роженице для облегчения родов. И, конечно же, кукла во все времена была любимой детской игрушкой. Студенты должны знать, что первые кукольники ещё в 1917–1922 гг. стали работать и создавать методики по многим направлениям: оздоровление детей, устранение заикания, реабилитация после сильных стрессов, обучение, лечение детей, ограниченных в движении.
Куклотерапия может применяться в различных формах. Одной из самых действенных форм работы считается " кукольный театр". Особенно хорошо этот метод работает с детьми. " Спектакль" может разыгрываться как в группе, так и при индивидуальной работе. Сюжет может быть специально написан для данной ситуации или подобран из известных пьес и сказок, подходящих по содержанию.

Для развития эмоциональной сферы существует специальный набор из шести однотипных кукол с разными выражениями лица: грусть, радость, спокойствие, гнев, страх, удивление. Пациент надевает на руку одну куклу, потом другую и с соответствующими интонациями произносит нейтральные фразы типа " Добрый день" или " Который час? ".

Кроме " кукольного театра" терапевтической работе может способствовать сам процесс изготовления куклы. Например, используется методика создания плоскостной куклы. Из плотного картона вырезается " кукла" олицетворяющая, к примеру, страх клиента. Затем она подвешивается на тонкую верёвочку или нитку и человек получает возможность управлять своим страхом.

Процесс куклотерапии проходит в два этапа:
1. Изготовление кукол.

2. Использование кукол для отреагирования значимых эмоциональных состояний. Процесс изготовления кукол также является коррекционным. Увлекаясь процессом изготовления кукол, дети становятся более спокойными, уравновешенными. Во время работы у них развивается произвольность психических процессов, появляются навыки концентрации внимания, усидчивости, развивается воображение.

В куклотерапии используются такие варианты кукол, как куклы-марионетки, пальчиковые куклы, теневые куклы, веревочные куклы, плоскостные куклы, перчаточные куклы, куклы-костюмы.

Куклы-марионетки. Принцип изготовления простых марионеток предложен Вальдорфской школой. Такая кукла состоит из головы и платья с вшитыми рукавами, она очень проста в управлении: одна нить служит для управления головой, другая - руками. Кукла может иметь одно лицо или сменные лица (что позволяет ребенку моделировать различные эмоции), а может быть без лица (что позволяет ребенку фантазировать - в каком настроении находится герой куклы).

Работа с куклой-марионеткой позволяет совершенствовать тонкую моторику руки и общую координацию движений; проявлять через куклу те эмоции, чувства, состояния, которые ребенок по каким-то причинам не может или не позволяет себе проявлять." Оживляя" куклу, ребенок впервые в жизни ощущает взрослую ответственность за действия куклы, за ее " жизнь"; может осознавать причинно-следственные связи между
своими действиями и изменениями движений куклы; учится находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям; развивать произвольное внимание и способность к концентрации.

Пальчиковые куклы. Наиболее простым вариантом пальчиковых кукол являются шарики от пинг-понга или пустые скорлупки от яиц, на которых нарисованы различные выражения лиц, различные персонажи. Пальчиковые куклы могут также изготавливаться из плотного картона в виде небольших цилиндров, размер которых подбирается по размеру пальцев ребенка.

Теневые куклы. Теневые куклы используются для работы теневого театра и изготавливаются из черного или темного картона или бумаги. Такие куклы используются преимущественно для работы над детскими страхами. Играя с такой куклой в теневом театре, ребенок получает опыт решения своей проблемы.

Обычно страх невидим. Реализуя страх в виде куклы, ребенок овладевает ситуацией, и материализованный в кукле страх лишается своей эмоциональной напряженности, своей пугающей составляющей. Ребенок может делать со своей " куклой-страхом" все, что захочет, вплоть до полного уничтожения. В этом и состоит коррекционный смысл теневого театра и теневых кукол.

Веревочные куклы. Веревочные куклы являются многофункциональными. Они эффективны для проработки у детей проблем идентификации, общения, повышенной тревожности. Такая кукла может быть размером в рост ребенка. Она проста в изготовлении: из веревки собирается контур куклы, за петельку голова куклы пристегивается на рубашку ребенка, а палец ребенка продевается в петли, находящиеся на ладошках куклы. Таким образом, ребенок имитирует движение куклы вместе с собственными движениями.

Плоскостные куклы. Плоскостная кукла представляет собой модель куклы, вырезанной из плотного картона или тонкой фанеры. Как правило, руки куклы крепятся на шарнирах или на кнопках и являются свободно двигающимися. Такого рода куклы используются для работы с детьми, у которых имеются проблемы в общении, поведении, с нарушением образа " Я". Такая кукла может иметь сменный набор выражений лица, которые соответствуют различным эмоциональным состояниям.

Перчаточные куклы. Перчаточные куклы традиционно используются для детских кукольных театров, различных инсценировок, изображений сказок.
Объемные куклы. Объемные куклы традиционно используются для проигрывания ролевых игр. Это обычные игрушки размером в рост человека.
Типы вождения кукол

ü Снаружи - ребенок управляет стоящими куклами, объемными куклами.
Сверху - работа с куклами-марионетками.
Изнутри - ребенок управляет перчаточными куклами, куклами-костюмами.
Снизу - управление колпачковыми и перчаточными куклами.

Оживляя куклу, ребенок видит, что каждое его движение немедленно отражается на ее поведении. Таким образом, он получает оперативную недирективную обратную связь на свои действия. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным.

В чем же помогает куклотерапия и какие виды кукол при этом используются?

1.Психодиагностика.

Играя с куклами, ребенок может более точно, чем словами, рассказать о том, что происходит в его жизни, что он чувствует, как относится к окружающим, при этом за все сказанное ответственность несет кукла, а не он сам. «Игра ребенка является его языком, а игрушки — словами».

2.Умение управлять эмоциями.

Здесь возможно применение любых театральных кукол.

3.Самовыражение.

Решение этой задачи возможно с любым видом кукол.

4.Приобретение важных социальных навыков.

Игра с куклами — героями сказок — становится своеобразной школой социальных отношений, поскольку такие куклы несут в себе нравственный облик.

Решение этой задачи возможно с любым видом кукол.

5.Развитие коммуникативных навыков.

Используются марионетки, пальчиковые, мимирующие, петрушечные куклы.

6. Развитие самосознания.

Верёвочные куклы.

7.Развитие грубой и мелкой моторики.

Используются пальчиковые куклы и куклы-марионетки)

8. Разрешение внутренних конфликтов.

Используется тряпичная кукла.

9.Развитие речи.

С куклой ребенок быстрее и легче овладевает навыками общения — с игрушкой легче разговаривать. Куклами сейчас лечат заикание.

10. Коррекция отношений в семье.

Для укрепления внутрисемейных отношений рекомендуется использовать театр марионеток.

11. Становление психосексуальной идентичности мальчиков и девочек.

Плоскостные куклы

12. Профилактика и коррекция страхов.

Чаще используются куклы теневого театра, но неплохие результаты дает работа и с пальчиковыми куклами.

13.Восстановление опорно-двигательного аппарата.

Дети и взрослые, страдающие различными заболеваниями этого типа (например, церебральным параличом), с помощью кукол в процессе репетиций кукольных представлений постепенно реабилитируются.

14. Поиск внутренних механизмов сопротивления болезни.

Люди издавна верили, что кукла обладает таинственной мистической силой и сверхъестественными способностями. Они использовали кукол в обрядах изгнания болезней. Например, в Японии есть известный обряд, во время которого на куклу «сбрасывают» недуги ее больного владельца. После этого куклу сажают в бумажный кораблик и пускают в плавание. Со временем кораблик размокает, и кукла вместе со всеми болезнями человека тонет.

 

ü Цветотерапия

Студенты должны знать, что цветотерапия (цветолечение, цветокоррекция, хромотерапия, голографическая терапия) уходит корнями в древние цивилизации: Египет, Китай, Индию, Персию. Книги давних времен хранят знания, как успокоить крайнее возбуждение с помощью синего цвета, повысить артериальное давление красным, излечить печень желтым и т.д. Археологи обнаружили в древнеегипетских храмах оздоравливающие помещения: солнечные лучи в них, преломляясь особым образом, образовывали целительные цветовые потоки, в которых " купали" больного.

Цвет, как носитель информации о здоровье человека, использовался на протяжении всей истории медицины и являлся одним из важнейших факторов в процессе излечения. Авиценна, к примеру, диагностировал состояние больного по цвету его кожи и выделений. Он составил атлас, описывающий зависимость между цветом, темпераментом и здоровьем человека. Парацельс обязательно учитывал окраску выписываемого лекарства, применял для лечения ран различного типа пластыри разных цветов.

Современные ученые считают, что цветотерапия является одним из самых перспективных и надежных методов оздоровления. Механизм лечебного воздействия цвета основан на том, что в памяти каждой клетки организма хранятся " настройки" её здорового состояния. Данные от рождения, со временем эти настройки меняются под воздействием стрессов и прочих негативных факторов. Цветокоррекцияпомогает клетке " вспомнить" свои эталонные настройки и закрепить её работу в здоровом режиме.

Цветокоррекция использует следующие методы:

· Медитация на цвет или цветовую гамму.

· Цветорелаксация — погружение пациента с помощью внушения психотерапевта в комфортную цветовую атмосферу.

· Облучение цветом пораженных участков тела или всей поверхности кожи.

· Цветопунктура — воздействие на точки акупунктуры направленными окрашенными лучами.

· Цветные ванны с окрашенной морской солью или другими натуральными красителями.

· Очки с цветными стеклами.

· Терапия цветными кристаллами и камнями.

· Цветная вода. Её готовили способом соляризации: любую жидкость (лосьон, лекарство, питьевую воду) наливали в ёмкость из цветного стекла и выставляли на солнечный свет. Считалось, что жидкость приобретала целительные свойства вдвойне: от цвета стекла и солнечного света. Другой способ - помещали в сосуд с водой драгоценные и полудрагоценные камни определенного цвета. Считалось, что вода, впитавшая цвет и силу кристаллов, заряжается их энергией.

· Употребление пищи по цветам. Цветотерапевты утверждают, что человек инстинктивно выбирает пищу того цвета, свойства которого ему необходимы.

· В последнее время большую популярность приобрели компьютерные технологии цветокоррекции — программы, которые посредством тестирования цветовых предпочтений пациента оценивают его текущее состояние и рассчитывают индивидуальный курс цветотерапии. Курс выглядит как пульсирующая цветовая гамма с различными оттенками, частотами пульсации и длительностью.

ü Ландшафтотерапия

Ландшафтотерапия – идеальное средство от стресса и усталости. Достоинствами этого метода можно смело считать красивую и загадочную природу, «голоса» лесов и морей, свист ветра и чириканье птиц и т.д. Студенты должны знать, что ландшафтотерапия входит в список методик лечения психического состояния человека. Огромные «плюсы» лечения природой заключаются в восприятии всего окружающего всеми человеческими органами чувств одновременно. Ведущей целью ландшафтотерапии является возвращение измененного функционального и психологического состояния человека. За счет ландшафтотерапии происходит победа над отрицательными эмоциями и переживаниями. Этот метод, создает отличный фон для проведения полноценного психотерапевтического сеанса и устраняет психический дискомфорт. Средства и методы ландшафтотерапии нашли широкое применение в различных программах реабилитации. Ландшафтотерапия способна отвлечь от мысли болезнь, хлопот, избавляет от депрессии и стресса. Длительное созерцание ландшафта может от­влечь больного от некоторых проблем.

Восприятие человеком окружающего мира реализуется через эмо­ции и чувства. Желанные ощущения — радость, удовлетворение, ду­шевный покой, счастье — возникают обычно при контакте с приро­дой, произведениями искусства, архитектурой городских ансамблей. Чув­ство творческой приподнятости может быть поддержано созерцанием красивого, спокойного ландшафта или, наоборот, стихийного состояния природы, бури.

В ландшафтотерапии созерцание объектов природы - это пассивный процесс. Эстетическое созерцание великолепия природы толь­ко тогда приносит свои плоды, когда происходит творческое восприя­тие природных эффектов. Помимо этого человек должен периодически переходить к моментам пассивного наблюдения, испытывая при этом благодатный отдых. Специалисты различают географический, культурный ландшафт, ландшафтную архитектуру. На человека действуют, прежде всего, такие составные части пейзажа, как цвет, форма и его линия.

Студенты должны понимать, что продолжительное воздействие объектов искусственного ландшаф­та на людей, например, экстерьеров современных жилых зданий, мик­рорайонов, не «зеленой», а «серой» архитектуры, изменяет, несом­ненно, их психоэмоциональный статус, вызывает эффект цветового го­лодания, жажду пространства. Окружающий мир горожанина состоит в большинстве из объектов, сделанных заводским тиражированным спо­собом, механизмов, автомашин, над головой - небо в паутине проводов и антенн. Эти объекты постепенно вытесняют впечатление о природе (цветы, деревья, декоративные растения и т.д.).

Проведение ландшафтотерапии требует учитывать так называемую внутреннюю картину болезни, структуру личности больного, его эмо­ции на окружающий ландшафт. Известно, что положительные эмоции, вызываемые созерцанием произведений искусства и архитектуры, кра­сивым пейзажем, помогают расслабиться и отдохнуть.

Однако макси­мальный эффект такого положительного действия может проявиться также в том случае, если предложенная больному терапия ландшаф­том будет соответствовать структуре его личности, особенностям пе­реживаний и характеру патологических изменений.

ü Песочная терапия

Песок удивительный материал, приятный на ощупь и настолько податливый, что человек может создавать целые фрагменты мира, затем ещё, — и так до бесконечности. Переживая уникальную тайну бытия, человек достигает состояния внутреннего равновесия, освобождаясь от повседневной суеты. Песок — это неведомая и известная вселенная, из которой можно создавать свой неповторимый мир. Часто человек не может найти слова для описания своих трудностей. Он не понимает причин происходящего с ним и песочная терапия даёт возможность человеку представить в образах то, что происходит в его внутреннем или внешнем мире. " Игра в песок" высвобождает заблокированную энергию и " активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике" , считал Карл Густав Юнг, основатель аналитической психотерапии. Создание песочных композиций стимулирует фантазию человека, позволяя ему понять свои собственные внутренние процессы, которые рассматриваются в символике ландшафта и выбираемых человеком миниатюрных фигурок людей, животных, деревьев, зданий, автомобилей, мостов, религиозных символов, и еще много другого. Песочная терапия — это невербальная форма психотерапии.

Студенты должны знать, что пересыпание песка, создание отпечатков, картин с использованием предметов, — всё это формы песочной терапии. Фигурки могут символизировать как субличности человека, создающего песочные образы, так и реальных людей, с которыми он связан. Выстраивая героев песочного города, человек строит новые взаимоотношения с самим собой. Если человек может осознать свои переживания, найти им объяснения, он успокаивается, обретает чувство определенности и уверенности. Он может ответить себе на вопросы: почему он так чувствует себя, почему так делает, почему так думает. Разыгрывая в песочнице конкретные ситуации из жизни, можно изменить своё отношение к ним и найти правильные для себя решения. Можно выстроить созидательный сюжет или событие, а это важный психотерапевтический ресурс.

В процессе песочной терапии проявляются творческие возможности человека, благодаря чему происходит отреагирование внутреннего напряжения на бессознательно-символическом уровне.

Песок ассоциируют с бессознательным, из которого человек сам извлекает предметы, освобождаясь тем самым от подавляемых конфликтов. " Все, что находится в бессознательном, стремится проявиться вовне, и личность также в своем развитии стремится перейти из бессознательного состояния к целостному переживанию самой себя", — пишет К. Г. Юнг. Создавая песчаные ландшафты, человек может осмыслить содержание бессознательного.

Для ребёнка песочная терапия хороша, как коррекционно-развивающая и образовательная работа. Работа с песком, — это и упражнения на тактильную чувствительность и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка. Маленький человек не всегда может рассказать взрослым о своих трудностях, а окунувшись в песок, для него это становится возможным.

Песочная терапия позволяет:

· выразить переживания, которые трудно сформулировать словами;

· открывает внутренние резервы для разрешения трудностей;

· даёт возможность пробовать новые способы построения отношений и разрешения конфликтов.

Психике человека присуще стремление к целостности и самоисцелению, считала Дора Кальфф. В результате курса песочной терапии проходит тревога, искажающие поведение эмоции устраняются. Игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие и детей и взрослых. Арт - терапевты советуют иметь песочницу и дома, чтобы в трудные минуты или минуты радости создавать песочные картины.

Студенты должны знать, что законченная концепция песочной терапии еще не сформирована, но уже является эффективным методом в психотерапии и психологическом консультировании. У песочной терапии есть интересное прошлое, наработки в настоящем и более чем перспективное будущее.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-06; Просмотров: 629; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.075 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь