Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Важность феноменологического исследования ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9
-чувственное «проникновение» в образ главных персонажей (Деметры, Коры), - созерцание работы, при котором внимание также направлено на телесные ощущения, эмоциональные и ассоциативные реакции на работу со стороны арт-терапевта. - концентрация на деталях Работы, а также отслеживание динамики телесных ощущений, чувств и ассоциаций по мере продолжения собственного созерцательного контакта с творческой продукцией. - соматические и энергетические феномены, связанные с воздействием работы. 4. Признание многозначности (содержательной поливалентности) образов, в особенности, если они имеют символический характер. - исследовательская позиция арт-терапевта в процессе раскрытия возможных значений образов и использования целого набора гипотез, позволяющего рассмотреть разные, подчас альтернативные варианты психологического толкования изобразительной продукции. - следует допустить, что один и тот же образ может включать несколько «слоев» значений — некоторые значения будут «лежать на поверхности» и отражать осознаваемый или частично осознаваемый психологический материал клиента. Другие же значения могут оказаться для автора работы неожиданными и их раскрытие в процессе интерпретации, возможно, будет сопровождаться проявлением защит и усиливать сопротивление анализу. Некоторые значения образа будут связаны с биографическим материалом, то есть с прошлыми или текущими событиями в жизни клиента, и отражать связанные с актуальными для него отношениями проблемы и возможные способы их разрешения. Другие же значения могут раскрывать более глубокий слой психического, в том числе, перинатальный и трансперсональный опыт и проявления архетипов коллективного бессознательного. Вскрытие проблемного психологического материала с одновременным вниманием к проявленным в работе внутренним ресурсам автора. - учитывать то, что символические образы выступают завуалированным выражением не только внутренних конфликтов и травматичного опыта прошлого и настоящего, но и тех внутренних факторов и процессов, которые связаны с возможным разрешением конфликтов и достижением клиентом более целостного, гармоничного состояния, а также реализацией его потребностей в росте и развитии. - к работе следует отнестись как к символическому выражению того «лекарства», которое поможет исцелиться и достичь большей жизнестойкости; - учитывать, что это лекарство не привносится в психику извне, но создается ею же самой как результат ее реагирования на сложности и противоречия процесса развития и перенесенные психические травмы.
Вопросы для подготовки к теоретическому модулю: 1. Что подразумевает понятие «арт-терапия». 2. Специфические особенности арт-терапии. 3. Базовые психотерапевтические концепции, на которых традиционно базируется арт-терапии. 4. Основные направления или виды арт-терапии. 5. Основные функции арт-терапии. 6. Символы, образы, как универсальный способ психической экспрессии используемой на разных этапах психического развития, включающие и зрелую психику. 7. Основные факторы психотерапевтического воздействия в арт-терапии. 8. Процессы становления и развитие арт-терапии. Точки зрения на природу и механизм художественного творчества. 9. Функции психотерапевтического применения к арт-терапевтической работе. 10. Психотерапевтические интервенции в арт-терапии. 11. Перенос и контрперенос в арт-терапии. 12. Этические нормы и установки психотерапевтических отношений. 13. Интерпретация и обратная связь в процессе арт-терапии. 14. Основные этапы арт- терапевтического процесса. 15. Основные задачи арт- терапевтического процесса на 1и 2 этапе. 16. Изобразительная деятельность клиента как один из факторов укрепления его личных границ в развитии его психологических защит. 17. Три основных уровни рассматривающих изобразительную продукцию клиента. 18. Основные формы групповой терапии. 19. Основные достоинства групповой арт-терапии по М. Либманну. 20. Основные отличия групповой арт-терапии от индивидуальной. 21. Фактор, являющийся определяющим при оказании воздействия на членов диагностической арт-терапевтической группы. 22. Термины существования группы. 23. Идентификация в групповой арт-терапии. 24. Три основных подхода к рассмотрению роли межличностных том числе психотерапевтических отношений. Их основная характеристика. 25. Конфронтация, объяснение, интерпретация и проработка в арт-терапии. Их сущность. 26. Знание основной терминологии по курсу. Вопросы для подготовки к практическому модулю 1. Основные цветовые палитры, использующие для диагностики в арт-терапии. 2. Работ с техникой направленного воображения. Её особенности. Общие принципы текста. Основные препятствия мешающие проводить техники направленного воображения. 3. Для чего используется техника визуализация самости. 4. Основные функции цвета в арт-терапии. 5. На какие уровни человека воздействует цвет. 6. Самодостаточна ли и корректна однозначная трактовка цвета. 7. Частные системы цветового предпочтения, их особенности. 8. Признаки группового рисунка. 9. Диагностика в процессе группового рисунка. 10. Критерии интерпретации деятельности в процессе осуществления группового рисунка. Критерии процесса и критерии продукта 11. Правила поведения в процессе арт-терапевтических сессий. 12. Работа на влажной бумаге, ее психические особенности. 13. Формы музыкальной терапии. Трофотропная и эрготропная музыка. 14. Драматерапия. Ее основные особенности. 15. Сказкотерапия. Её особенности. 16. Проблемные и ресурсные потребности, критерии в арт-терапевтической продукции. Задачи психологической работы с проблемными критериями. 17. Другие направления арт-терапии и их особенности. ВНИМАНИЕ!!! Так как вопросы составлены на основе практических работ необходимо уметь описать процесс. Список литературы 1. Аллан Дж Ландшафт детской души. СПб.: Диалог, 1997. 2. Арт-терапия: практика и исследования: Сборник статей/ НП «АРТ-терапевтический Балтийский Центр Айдос. Ответственный редактор Н. Е. Пурнис. СПб.: Соларт, 2003, 136 с. 3. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974, 383 с. 4. Бонде Л. Магия цвета. СПб.: Питер Паблишинг, 1997, 384 с. 5. Бетенски М. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии. Серия «Ступени психотерапии». СПб.: Эксмо-пресс, 2002. 6. Бирюкова И. В. Танцевально-двигательная терапия: тело как зеркало души // Информационный бюллетень Ассоциации танцевально-двигательной терапии. 2000. № 4. С. 3-9. 7. Большой толковый психологический словарь / Ребер Артур. Т. 2. Пер. с английского. М.: Вече—ACT, 2000. 500 с. 8. Бурно М. Е. Терапия творческим самовыражением. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 1999. 364 с. 9. Бутон Б. Танцевальная терапия // Gale Encyclopedia of Alternative Medicine. 2001. 10. Введение в музыкотерапию / Г.-Г. Декер-Фойгт. СПб.: Питер, 2003. 208 с. 11. Ворожцова О. А, Музыка и игра в детской психотерапии. М.: Издательство Института Психотерапии, 2004. 90 с. 12. Грегг М. Ф. Тайный мир рисунка. СПб.: Деметра, 2003, 176 с. 13. Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала»/ Под редакцией А. И. Копытина. СПб.: Речь, 2005.80 с. 14. Дикмани X. Юнгианский анализ волшебных сказок. Сказание и иносказание / Под общ. ред. Зеленского. Пер. Г. Л. Дроздецкой и В. В. Зеленского; СПб.: Академический проект, 2000. 256 с. 15. Ермолаева- Томина Л, Б. Психология художественного творчества: Учебное пособие для вузов. 2-е изд. М.: Академический проект: Культура, 2005, 304 с. 16.Зинкевич Т. Д., Михайлов А. М. Волшебный источник. Теория и практика сказкотерапии. СПб: Смарт, 1996.100 с. 17.Зинкевич - Евстигнеева ТД., Грабепко Т. М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. СПб.: Речь, 2005.340 с. 18.Зинкевич - Евстигнеева Т.Д., Тихонова Е.А. Проективная диагностика в сказкотерапии. СПб.: Речь, 2003. 208 с. 19.Катшанарх Э. Игровая терапия. Там, где небо встречается с бездной / Пер. с английского Е. Багдаевой. М., 2001, 228 с. 20.Козлов В. В., ГиршонА. Е, Веремеенко Н. И. Интегративная танцевально-двигательная терапия. 2-е изд., расширен, и доп. СПб.: Речь, 2006, 286 с. 21.Копытин А И. Теория и практика арт-терапии. СПб.: Питер, 2002, 368 с. 22.Копытин А. И. Тренинг по фототерапии. СПб.: Речь, 2003, 96 с. 23.Кузин В. С. Психология живописи: Учебное пособие для вузов. 4-е изд., ислравл. и доп. М.: Оникс 21 век, 2005, 304 с. 24.Лендрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений/ Пер. с англ. Предисловие А. Я. Варга. М.: Институт практической психологии, 1998, 368 с. 25.Ленц Ф. Образный язык народных сказок / Пер. с нем. М.: Evidentis, 1999. 328 с. 26.Люшер М. Какого цвета ваша жизнь. Закон гармонии в нас. Практическое руководство. М.: HIPPO, 2003, 252 с. 27.Майорова А. В., Хатуцкая С А. Музыкотерапия в коррекции нарушении общения у детей // Сборник тезисов I Международного конгресса «Музыкотерапия и восстановительная медицина в XXI веке». М., 2000. 28.Маллон Б. Творческая визуализация и цвет. М.: Галактион, 2001.192 с 29.Миллер С. Психология игры. СПб.: Университетская книга, 1999.320 с. 30.Михалкович В. И., Стигнеев В. Т. Поэтика фотографии. М.: Искусство, 1990.275 с. 31. Назарова Т. В. Радуга в графических символах. М.: Чистые воды, 2003, 112 с. 32.Неелов Е. М. Сказка, фантастика, современность. Петрозаводск: Карелия, 1987.126 с. 33. О'Коннор К. Теория и практика игровой психотерапии. 2-е изд. СПб.: Питер, 2002. 464 с. 34. Оклендер В. Окна в мир ребенка. Руководство по детской психотерапии / Пер. с англ. М.: Независимая фирма «Класс», 2001. 35.ОсиповаА.А. Общая психокоррекция. М., 2000. 36.ОстерДж., Гоул Л. Рисунок в психотерапии. Методическое пособие. М.: Прогресс, 2000. 37. Практическая диагностика и психологическое консультирование/Под ред. Т. Ю. Синченко, В. Г. Ромека. Ростов-на-Дону: Ирбис, 1998, 280 с. 38. Программы и методики социальной реабилитации семей групп риска: Научно-методическое пособие/Под редакцией д. п. н., проф. Н. М. Платоновой. СПб.: СПб, ГИПиСР ООО Астропринт, 2002, 193 с. 39.Психогимнастика в тренинге/ Под редакцией Н. Ю. Хрящевой. СПб.: Речь, 2005, 256с. 40.Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика / Общая редакция и вступительная статья Л. П. Петровской. Пер. с англ. 2-е изд. М.: Прогресс, 1993, 368 с. 41. Свирепо О. А, Туманова О. С. Образ, символ, метафора в современной психотерапии. М.: Издательство Института психотерапии, 2004, 270 с. 42. Словарь психолога-практика / Составитель С. Ю. Головин. 2-е изд., переработанное и дополненное. Минск: Харвест, 2005, 976 с. 43. Фадеева Т. Образ и символ. Универсальный язык символики в истории культуры. М.: Новалис, 2004, 256 с. 44.ШкуркоТ.А.Танцевально-экспрессивный тренинг. СПб.: Речь., 2003, 192 с. 45. Эдвардс Б. Художник внутри вас / Пер. с англ. Минск: ООО «Попурри», 2000, 256 с. 46.Эндрюс Т. Искусство лечения цветом / Пер. с англ. 47.Юнг ЯГ., фон Франц М.-Л., Хендерсон Дж.Л., Якоби Я., Яффе А. Человек и его символы / Под общей редакцией С. Н. Сиренко. М.: Серебряные нити, 2002, 304. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-06; Просмотров: 521; Нарушение авторского права страницы