Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Просветительская деятельность Кирилла и Мефодия



Как упоминалось ранее, Кирилл и Мефодий [5, т.11, с. 180] – славянские просветители, создатели славянской азбуки, проповедники христианства, первые переводчики богослужебных книг с греческого на славянский язык. Кирилл и его старший брат Мефодий родились в г. Фессалоники (Солунь) в семье военачальника. Кирилл получил образование при дворе византийского императора Михаила III в Константинополе, где одним из его учителей был Фотий. Хорошо знал славянский, греческий, латинский, еврейский и арабский языки. Отказавшись от предложенной ему императором административной карьеры, Кирилл стал патриаршим библиотекарем, затем преподавал философию, получив в народе прозвище «Философ». В 40-х гг. IX в. успешно участвовал в диспутах с иконоборцами; в 50-х гг. был в Сирии, где одержал победу в богословских спорах с мусульманами. Около 860 г. совершил дипломатическую поездку к хазарам.

Мефодий рано поступил на военную службу, 10 лет был управителем одной из населенных славянами областей. Затем удалился в монастырь. В 60-х гг., отказавшись от сана архиепископа, стал игуменом монастыря Полихрон на азиатском берегу Мраморного моря

В 863 г. Кирилл и Мефодий были направлены византийским императором в Моравию в целях проповеди христианства на славянском языке и оказания помощи моравскому князю Ростиславу в борьбе против немецких феодалов. Перед отъездом Кирилл создал славянскую азбуку и с помощью Мефодия перевел с греческого на славянский язык несколько богослужебных книг (избранные чтения из Евангелия, апостольские послания, псалтырь и др.). В науке нет единого мнения по вопросу о том, какую азбуку создал Кирилл – глаголицу или кириллицу (большинство ученых считают, что глаголицу). Проповедь братьев на понятном моравскому населению славянском языке заложила основу национальной церкви, но вызвала недовольство немецкого католического духовенства. Кирилл и Мефодий были обвинены в ереси. В 866 – 867 гг. Кирилл и Мефодий по вызову римского папы Николая I направились в Рим, по дороге побывали в Блатенском княжестве (Паннония), где также распространяли славянскую грамоту и славянский богослужебный обряд.

Папа Адриан II в специальном послании разрешил им распространение славянских книг и славянского богослужения. После приезда в Рим Кирилл тяжело заболел и умер. Мефодий был посвящен в сан архиепископа Моравии и Паннонии и в 870 г. возвратился из Рима в Паннонию. Немецкое духовенство, стремившееся расправиться с Мефодием, путем интриг добилось его заключения в темницу; после освобождения из тюрьмы Мефодий продолжал свою деятельность в Моравии. В 882 – 884 гг. жил в Византии. В середине 884 г. Мефодий вернулся в Моравию и занимался переводом Библии на славянский язык.

Своей деятельностью Кирилл и Мефодий заложили основу славянской письменности и литературы. Эта деятельность была продолжена в южнославянских странах учениками Кирилла и Мефодия, изгнанными из Моравии в 886 г.

 

Историческая метрология

Византийские меры длины

Сохранились источники, свидетельствующие о том, что в Византии и ее провинциях разметку контура храма производили при помощи каната. Это зафиксировано как письменными источниками, так и миниатюрами [31]. Е. Шильбах отмечает наличие т.н. схолниона – измерительного каната, на котором откладывали 10 или 12 оргий (мерных единиц). Канат изготавливали из толстой и твердой конопли, поскольку этот материал не растягивался и не укорачивался при изменении влажности и температуры. Отдельные оргии на канате отмечали толстыми окрашенными свисающими пучками. Концы каната запечатывали свинцовыми пломбами, к которым прикрепляли короткие металлические колышки. Такой способ разбивки применяли, как для горизонтальных, так и для вертикальных плоскостей. Измерение при помощи каната отражено не только в документах, но и в византийских миниатюрах [34, c.29]. Эталонный канат в 10 оргий являлся собственностью управляющего конкретной местностью и использовался в Византии для строительных работ; канат в 12 оргий – в основном для землемерных работ [34, c.30].

Е. Шильбах отмечает, что разметку оргии выполняли на деревянном шесте путем откладывания ширины ладони (палайстэ, примерно 8 см), [34, c. 16] т.е. путем перехвата кулаков по шесту. В Византии использовали следующие мерные единицы: палец (дактилой, 1.95 см); малая пядь (лихаз, 19.5 см); императорская пядь (базиликэ спитамэ, 23.4 см, равная трем кулакам); фут (подэз, 31.23 см) локоть (пэхиз, 63.9 см), а также шаг (бема), равный 2, 5 фута – 78 см [34, c. 21]. Все эти размеры были кратны друг другу. В любом случае первым измерительным инструментом являлся шест (равный величине оргии), вторым – шнур, по которому откладывали то или иное количество шестов.

Использовали несколько видов оргий. Каждый раз новая оргия вводилась указом императора и объявлялась обязательной к применению во всех провинциях. Для повсеместного распространения новой оргии организовывали обязательное обучение землемеров [34, c. 27].

Самой древней была оргия, равная 10 футам, т.е. 3.12 м, сохранившаяся еще со времен античности и имевшая даже собственное название – акаина [34, c. 28]. Ей соответствовал шест с тем же названием. Эта оргия была самой распространенной в Византии и Малой Азии до Х в. Наряду с ней в этот же период широко применялась оргия в 8 футов или 2.53 м. С IX в. стали использовать оргию в 6 футов, т.е. 1.87 м. С этого периода оргию, согласно указу императора, измеряли не футами (хотя фут был кратен размеру новой оргии), а императорской пядью (базиликэ спитамэ, 23.4 см). [34, с. 26]. В X – XI вв. императоры династии Михаэлей жестко контролировали метрологическую систему Византии. Так, в сентябре 934 г. появляется написанная императором новелла в стихах о Синопской базилике, в которой провозглашается официальной новая оргия в 9 ѕ базиликэ спитамэ или 7 футов, равная 2.1 м. Она провозглашается обязательной в самой Византии и во всех ее провинциях «для сплочения соединенных земель» [34, c. 27]. По документам середины XI в. императором Михаэлем V было организовано «обучение» землемеров и разметчиков «для строгого применения» оргии в 2.1 м, а также обязательного датирования замеров в документах [34, с. 34]. В основном это касалось замеров земельных участков, однако анализ модулей, применявшихся в храмостроении этого периода на территории Византии, Малой Азии, Херсонеса, показывает, что вновь введенная оргия быстро стала очень употребляемой даже в провинциях. Таким образом, в Константинополе и византийских провинциях применялось 4 вида оргий – в 6, 7, 8 и 10 футов.

Для полотняных материалов в Константинополе, Крыму и Тане с VI по XIII вв. более всего был распространен т.н. «шелковый» локоть – 63 см, но иногда использовался и большой локоть – 85 см или 1 Ѕ «шелкового» [34, c. 53]. «Шелковый» локоть также был кратен византийским оргиям (5 ш.л. = 10 футов; 4 ш.л. = 8 футов; 3 ш.л. = 6 футов) и был широко распространен на Северном Кавказе до XVI в. [12, c. 43] С большой долей вероятности можно предположить, что этот локоть использовался и в строительстве.

В ряде христианских государств измерительный инструмент также представлял собой деревянный шест. Деревянный шест является непременным атрибутом архитектора на изображениях западноевропейского средневековья [11, c. 90; 32, c. 244 – 245]., Мера для строительства храма, представленная в божественном откровении, упоминается в Библии. Текст глав 40 – 43 книги пророка Иезекииля является наиболее характерным описанием богооткровенного образца и его меры [3, c. 926].

У некоторых народов Северного Кавказа сохранились измерительные инструменты, представлявшие собой деревянный шест, размер которого, согласно показаниям старожилов, определялся путем откладывания ширины ладони, т.е. перехватом кулаков по шесту, или откладыванием локтя [9, C. 13]. Опытная проверка показала правильность этих сведений. Для гражданских построек существовал шест одной длины, для храмов и святилищ – другой. Во втором случае шест являлся священным, хранился в святилище или храме, брать его в руки мог только специальный хранитель, который выносил его в дни празднеств [16, c. 43 – 69]. Для гражданских построек использовали шест другого размера, при этом шест для гражданских измерений был в каждом селении свой, а «священный» шест был свой в каждом культовом комплексе или в храме и хранился в одном из его объектов. В.А. Дмитриев отмечает использование на Северном Кавказе и макролинейных инструментов – веревок с узлами, соответствующими длине измерительного шеста [9, c. 16 – 23].

Таким образом, сопоставительный анализ документов и исследований по византийской и региональной метрологии свидетельствует о том, что вместе с образцами христианского храмостроения в X – XII вв. на Северный Кавказ и в Северное Причерноморье должна была привноситься мерная модульная единица византийского мира – оргия, равная 6, 7, 8 и 10 футам, а также византийский метод разметки храма в соответствии с модулем, кратным одной из указанных оргий.

Документальные источники свидетельствуют о том, что разбивку храма в византийском мире начинали с определения параметров апсиды, после чего размечали габаритную схему храма. Практически все исследователи модульно-метрологического направления (П. Ундервуд [34], К.А. Афанасьев [1], Л.И. Большаков [4, c. 112 – 119], А.В. Радзюкевич [20, c. 81 – 82]), занимавшиеся анализом модульного построения восточно-христианского храма, делали это на материале крестово-купольных храмов. Л.И. Большаковым и А.В. Радзюкевичем выявлены микролинейные модули – локти. П. Ундервуд и К.Н. Афанасьев пришли к выводу о том, что габаритные размеры храмов строились на основе макролинейных модулей. По мнению К.А. Афанасьева, таким модульным размером была сторона подкупольного квадрата, кратная глубине апсиды [1]. По мнению Ундервуда, модулем построения храмов в Византии являлись либо подкупольный квадрат (в крестово-купольном храме), либо расстояние между опорами центрального нефа (в базилике), кратные 10-футовой оргии и глубине апсиды. Вывод сделан П. Ундервудом на основании анализа ряда памятников периода VI – X вв. в Константинополе [34]. Однако если сторона подкупольного квадрата являлась модулем в крестово-купольных храмах, то, что же служило модулем в небольших бескупольных церквях? Для решения этого вопроса необходимо было объяснить причину выбора в качестве модульного размера в крестово-купольном храме именно стороны подкупольного квадрата. Наиболее убедительным выглядит предположение о символической значимости подкупольного квадрата в общей образной системе крестово-купольного храма. По смысловому содержанию подкупольное пространство в этом храме является центральным, главным, именно здесь наступает кульминационный момент литургии, поэтому весьма объяснимо, что именно размер этой части становится модульным при разметке габаритов здания. Но исследования приведенных выше авторов показали, что этот модуль был кратен размеру другой значимой части храма – глубине апсиды. В приведенных выше документах также говорится о начале разметки с определения параметров апсиды. Первоначальным модулем в христианском храме являлась глубина апсиды – самого значимого в образном отношении элемента храма [17, c. 263].


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-06; Просмотров: 388; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь