Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Распространение метрической системы



После Франции первыми по собственной инициативе стали использовать метрическую систему соседние Испания (1849) и Португалия (1852), затем – Германия (1868), которая делает новую систему обязательной. В 1864 г. Англия, а в 1866 г. и США допускают законное применение метрической системы параллельно с традиционными мерами.

В 1860-е гг. усиливается деятельность ученых разных стран, направленная на скорейшее введение метрической системы повсюду. Большую роль в этом движении сыграла Российская Академия наук, оказавшая своими конструктивными предложениями большую помощь Французской Академии. Шли годы, деятельность целого ряда международных комиссий создала почву для выхода проблемы на уровень международного права. В марте 1875 г. 17 стран-участниц дипломатической конференции (в их числе – и Россия) подписали соглашение о работе по внедрению метрической системы. Для чего в Париже на постоянной основе создавалось Международное бюро мер и весов, которому поручалось изготовить копии архивных метра и килограмма – эталоны для стран-участниц.

Большую роль в распространении и утверждении метрической системы не только в России, но и во всем цивилизованном мире, сыграли известные русские ученые: А.Я. Купфер, Б.С. Якоби, Д.И. Менделеев.

Работы Бюро по созданию копий завершились только к 1889 г. Эталоны метра изготовили из сплава платины (90%) и иридия (10%) – иридиевой платины. Эталон – стержень икс-образного сечения, воспроизводящий архивный метр с точностью до 0, 001 мм. На конференции стран-участниц эталоны распределили по жребию. Россия получила эталон метра № 28 и килограмма № 12.

Событие 1889 г. имело большое значение. Отсюда началось победное шествие метрической системы. В России новую систему мер уравняли в правах с национальной законом 4 июня 1899 г., который установил связь аршина и фунта с метром и килограммом соответственно. Отныне метрические меры могли применяться на равных с русскими. Вопрос о полномасштабном переходе на метрическую систему не ставился. Решить эту проблему предстояло другим поколениям и в другой России.

Меры и поверочное дело в СССР и Российской Федерации

11 сентября 1918 г. Совнарком РСФСР принял декрет «О введении международной метрической десятичной системы мер и весов». В нем содержится план решительного поэтапного перехода Советской России на метрическую систему мер и весов. Предполагалось, что процесс завершится к 1 января 1924 г., и страна полностью перейдет на нее. Поэтому декрет оговорил, что именно с 1 января 1924 г. употребление русских мер и весов запрещается. С 1 января 1919 г. метрическая система должна была стать обязательной во всех государственных учреждениях. С 1 января 1922 г. прекращалось изготовление русских мер и гирь, а через год – из продажи. Одновременно планировалось через печать и, особенно, через образовательные учреждения вести пропаганду новой системы среди населения. Координационным центром всего дела декрет назначил Междуведомственную метрическую комиссию, создаваемую при Наркомате торговли и промышленности. Именно она должна была проводить реформу.

Однако вскоре оказалось, что план, сформулированный декретом 11 сентября 1918 г., не что иное, как утопия. В стране, где бушевала Гражданская война, где состояние экономики стремительно ухудшалось, перейти на метрическую систему в указанный срок было абсолютно не реально даже по чисто техническим причинам: ведь только на изготовление гирь для торговли требовалось почти 5 млн. пудов чугуна. С другой стороны, комиссия не обладала достаточными полномочиями, чтобы решать возникающие проблемы, показала свою неэффективность. В связи с чем, она была упразднена, и с 19 октября 1920 г. функции руководства реформой и наблюдение за поверочным делом переходят в руки Научно-технического отдела Всероссийского Совета народного хозяйства (ВСНХ). Но какие бы организационные меры не принимались, реформа шла очень медленно по причине отсутствия необходимых условий. Поскольку к январю 1922 г. стала абсолютно ясна неисполнимость сроков, намеченных декретом 11 сентября 1918 г., то 29 мая 1922 г. Совнарком отсрочил окончательное введение метрической системы до 1 января 1927 г. Новый срок оказался реальным. К 1927 г. метрическая система стала уже общепризнанной. Принято считать, что ее утверждению помогла экономическая разруха: ведь в течение длительного времени в России не производили ни весов, ни гирь, ни аршинов. Старое приходило в негодность, изнашивалось, терялось и т. д. А пополнять было нечем. Поэтому, когда правительство наладило производство новых измерительных инструментов, необходимых населению и розничной торговле, они быстро и без особых помех стали преодолевать образовавшийся дефицит.

На государственную систему надзора и контроля мер оказывали влияние политические процессы, протекавшие в стране. После образования СССР в 1922 г. появляется единая метрологическая служба. В 1930 г. создан Всесоюзный комитет по стандартизации. А с 1936. г. общее руководство закреплено за Главным управлением мер и весов. Эта перемена не стала последней: в конечном счете, в СССР за точностью используемых измерительных приборов стал наблюдать Госстандарт.

С распадом СССР Госстандарт России был преобразован в Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии, который имеет отделения на местах, во всех субъектах Федерации. Например, в Ростовской области (г. Ростове-на-Дону) расположен Ростовский центр стандартизации, метрологии и сертификации, филиалы и отделения которого находятся в нескольких наиболее значимых административных центрах донского края. Не оставались неизменными и эталоны, а также их основа. Ведь с развитием науки и техники, возможности ученых в области точных измерений значительно увеличились. Так, 14 октября 1960 г. XI Генеральная конференция по мерам и весам утвердила совершенно новое определение метра, приравняв его к 1650763, 73 длины волны излучения в вакууме, соответствующего оранжевой линии спектра изотопа криптона с атомным весом 86. Точность эталона метра сразу возросла примерно в сто раз.

За литр принят объем одного килограмма воды при наибольшей плотности и нормальном давлении атмосферы.

Таким образом, в основе современной обновленной метрической системы лежат величины, взятые человеком из природы и от воли человеческой никак не зависящие. Можно сказать, что только в нашу эпоху мечта французских ученых обрела реальность.

 

Историческая хронология

Историческая хронология как вспомогательная дисциплина помогает при изучении памятника архитектуры определить его датировку. Часто на памятниках встречаются цифровые или буквенные символы, обозначающие дату закладки фундамента или строительства здания. Для того чтобы переводить и трактовать дату в соответствии с нынешним летоисчислением, необходимы знания о календарных системах известных в истории.

Система исчисления всех календарей и единицы измерения больших промежутков времени основаны на таких астрономических явлениях, как смена дня и ночи, изменение лунных фаз и смена времен года. Средние солнечные сутки равны 24 часам, в синодическом месяце 29 суток 12 часов 44 минуты 3 секунды среднего солнечного времени, в тропическом году 365 суток 5 часов 48 минут 46 секунд среднего солнечного времени. Три выше перечисленные величины несоизмеримы между собой, так как невозможно подобрать такое число тропических лет, в которых содержалось бы целое число синодических месяцев и целое число средних солнечных суток. Попытки согласовать между собой сутки, месяц и год привели к тому, что в разные эпохи у различных народов были созданы календарные системы, подразделенные на три основных типа:

1) лунный календарь;

2) солнечный календарь;

3) лунно-солнечный календарь.

В лунных календарях в месяце содержится целое число суток. Год делится на 12 месяцев, в каждом месяце по 30 или 29 суток. Всего в лунном году 354 дня. Все измерения основаны на движении Луны. Одно из обязательных требований лунного календаря состоит в том, чтобы первый месяц каждого года начинался с новолуния. В связи с этим в определенные годы в последнем месяце добавляются дополнительные, 335-е сутки. В этом случае год является високосным.

Разница в продолжительности года по лунному и солнечному календарю составляет 11 дней, поэтому начало года по лунному календарю постоянно смещается относительно солнечного. Например, в 1973 г. начало лунного года соответствует 4 февраля, в 1974 г. – 25 января, в 1975 г. – 14 января, в 1976 г. – 3 января, в 1977 г. – 23 декабря, в 1978 г. – 2 декабря, 1979 г. – 21 ноября, в 1980 г. – 9 ноября и т.д. Семидневная неделя по дням совпадает с днями недели солнечного календаря. Лунный календарь получил широкое распространение в мусульманских странах, где получил название «лунная хиджра». Начало летоисчисления этого календаря приходится на 16 июня 622 г. н.э. – дату ухода пророка Мухаммеда из Мекки в Медину. В настоящее время летоисчисление осуществляется по лунному календарю в Алжире, в Ираке, в Кувейте, в Ливане, в Ливии, в Мавритании, в Морокко, в Нигерии, в Саудовской Аравии, в Сирии, в Самали, в Судане в Тунисе и раде других мусульманских стран [5, т. 15, c. 198].

В солнечных календарях в году содержится целое число суток. Одним из первых солнечных календарей был создан в Египте в IV тыс. до н. э. В этом календаре год состоит из 365 дней, делится на 12 месяцев по 30 дней. В конце года добавлялось 5 праздничных дней не входивших в состав года [5, т. 15, c. 198]. К солнечным календарям относятся:

юлианский календарь

григорианский календарь

республиканский календарь Великой французской революции

При создании лунно-солнечных календарей была идея согласовать между собой все три единицы времени (сутки, месяц, год). Эти календари наиболее сложные, так как в них согласуется движение Солнца со сменой фаз Луны. В основе лунно-солнечных календарей лежит соотношение: 19 солнечных лет равно 235 лунным месяцам (с ошибкой менее чем в 1, 5 ч). В течение каждых 19 лет считают 12 лет по 12 лунных месяцев (по 29-30 дней) и 7 лет по 13 лунных месяцев. Дополнительные месяцы вставляются в следующие годы 19-летнего цикла: 3, 6, 8, 11, 14, 17 и 19-й. Лунно-солнечные календарные системы в древности применялись в Вавилонии, Китае, Иудее, Греции, Риме и других странах. В современное время лунно-солнечный календарь является официальным в Израиле, где начало года приходится на один из дней периода с 5 сентября по 5 октября, а также в ряде стран Дальнего Востока (Вьетнам, Китай, Корея, Монголия, Япония и др.) [5, т. 15, c. 198].

Во всех календарях отсчет времени начинается от какой-либо выбранной точки. Эта точка носит название «эра». Эра (от. лат. aera – исходное число). За начальную точку отсчета, как правило, выбирались события, которые происходили в реальности либо заимствовались из мифов. В исторической хронологии существует классификация эр:

1. Политические эры – это эры, в которых точки отсчета времени связанны с конкретными историческими событиями. В древнем мире начало эры могло быть связано с началом правления какого-либо царя. Например, эра вавилонского царя Набонасара началась 26 февраля 747 г. до н. э.

2. Легендарные или мифические эры – это эры, в которых точки отсчета времени связанны с событиями из мифов. Например эра олимпиад Древней Греции началась 1 июля 776 г. до. н. э., когда по преданию состоялась первая олимпиада. В III в. до н.э. отсчет времени был начат от этой даты и велся до конца IV в. н.э. (до начала следующей эры).

3. Религиозные эры – это эры, в которых точки отсчета времени связанны с религиозными событиями. В качестве примера можно привести эру от Рождества Христова, которая господствует и по сей день. Концепцию этой эры разработал монах Дионисий Малый, но в оборот она вошла лишь в XV – XVI вв. Ее второе название – эра Дионисия.

Наряду с разнообразием эр существует разнообразие новогодий, то есть точек отсчета каждого последующего года календаря. Выбор дня нового года связывался с природными явления ми либо с важными событиями в жизни народа, происходящими ежегодно:

Январское новогодие уходит в историю Древнего Рима. С начала января вновь избранные консулы Рима приступали к своим полномочиям.

Мартовскоеновогодие связано с днем весеннего равноденствия – 21 марта.

Пасхальное новогодие приурочено к главному христианскому празднику – Пасхе. В этом случае дата начала года перемещается в определенных границах, не выходя за приделы весны. В Древней Иудее с празднования Пасхи начинался новый год.

Скользящееновогодие не постоянно для каждого последующего года. В лунных календарях происходит ежегодное смещение даты начала года. Скользящее новогодие было характерно так же для государств древнего мира с деспотическим укладом, в которых каждый пришедший к власти правитель выбирал свой день нового года.

Вавилонский календарь

Вавилонский календарь создали на рубеже IV-III вв. д.н.э. Это один из древнейших лунных календарей в истории человечества. Государства, существовавшие в междуречье Тигра и Евфрата достигли высоких знаний в области астрономии. Установлено, что каждый из городов-государств существовавших на данной территории имел свой календарь. Лишь в XVIII столетии до н.э. великий правитель Древнего Вавилона Хаммурапи вводит единый календарь, основанный на календаре столицы Аккадо-Шумерского царства, города Ура.

В Вавилонском лунном календаре год состоит из 12 лунных месяцев. Продолжительность каждого месяца составляет 30 или 29 суток, чередуясь меду собой:

 

Нисану = 30 сут. Ташриту = 30 сут.
Айру = 29 сут. Арахсамна = 29 сут.
Сивану = 30 сут. Кисливу = 30 сут.
Дуузу = 29 сут. Тебету = 29 сут.
Абу = 30 сут. Шабату = 30 сут.
Улулу = 29 сут. Аддару = 29 сут.

 

Начало суток было связано с восходом луны, а месяц начинался с новолуния. Установлено, что в Вавилоне впервые стали делить сутки на 24 единицы (часы), час на 60 минут, а минуту на 60 секунд, изобрели водяные и солнечные часы. На раду с этим существовало понятие недели, которая могла состоять как из семи, так и из пяти дней.

При царе Хаммурапи с целью усовершенствования системы счета времени на основе лунного календаря был разработан лунно-солнечный. Сначала в существующий календарь стали делать вставки в произвольном порядке без связи с небесными светилами. Например, в одном из дикретов Хаммурапи приказывает: «Так как год имеет недостаток, то пусть месяц, который сейчас начинается, получит название второго улулу, а полагающаяся в Вавилоне на 25-й день ташриту пусть будет доставлена 25-го дня второго улулу». В VI в. до н.э. Вавилонский календарь перешел на восьмилетний цикл (цикл Клеостата). Вставки в этом цикле происходили во 2-й, 5-й и 8-й год. В IV в. до н.э. вавилоняне перешли на 19-тилетний цикл (цикл Метона). Начало года по Вавилонскому календарю приходится на первое новолуние после дня весеннего равноденствия.

Мусульманский календарь

Еще одним примером лунного календаря является мусульманский календарь. Прототипом мусульманского календаря является арабский лунный календарь, изобретенный задолго до того, как пророк Мухаммед стал проповедовать новое учение.

В мусульманском календаре 12 синодических месяцев. Как и в Вавилонском календаре, продолжительность каждого месяца составляет 30 или 29 суток, чередуясь меду собой:

Мухаррам = 30 сут. Раджаб = 30 сут.
Сафар = 29 сут. Шаабан = 29 сут.
Раби I = 30 сут. Рамадан = 30 сут.
Раби II = 29 сут. Шавввал = 29 сут.
Джумада I = 30 сут. Зу-л-каада = 30 сут.
Джумада II = 29 сут. Зу-л-хиджа = 29 сут.

По мусульманскому календарю год состоит из 354 дней. Однако для того чтобы удержать абсолютное попадание начала каждого месяца на новолуние, была введена система високосных лет. Високосный год состоит из 355 суток. В мусульманских календарях встречаются две системы високосных лет: арабская, согласно которой временной цикл составляет 30 лет и турецкая, в которой временной цикл – 8 лет. В високосный год добавочный 335 день вставляется в конце месяца зу-л-хиджа. В этом случае продолжительность месяца зу-л-хиджа составляет 30 дней.

Для определения високосного года по мусульманскому календарю необходимо обязательно знать, какая система високосов (арабская или турецкая) в нем заложена. В зависимости от этого для календаря с арабской системой високосов год нужно разделить на 30. Если получается число с остатком, равным 2, 5, 7, 10, 13, 18, 21, 24, 26, 29 – год високосный. Для календаря с турецкой системой високосов год следует разделить на 8. Если полученный результат имеет остаток, равный 2, 5, 7 – год високосный.

Расшифровка дат с эры хиджры на эру Рождества Христова и обратно осуществляется по нижеприведенным формулам:

Р. Хр. = М + 622 – ( М: 33 ); М = Р.Хр. – 622 + ((Р.Хр. – 622): 32)

Древнеегипетский календарь

Древнеегипетский календарь, сформировавшийся в конце IV тыс. до н.э., считается одним из самых древних солнечных календарей. В основе его построений лежат астрономические и природные явления. Так как древнеегипетская культура развивалась как земледельческая, важным было соблюдение сельскохозяйственных циклов во взаимосвязи с циклами приливов главной водной артерии Египта – реки Нил. Древнеегипетские жрецы нашли закономерности между изменениями звездного неба и разливами реки Нил и отразили их в своем календаре.

Наблюдая за рекой, жрецы выявили ежегодный временной цикл, состоящий из трех сменяющих друг друга сезонов. Во время первого сезона происходил разлив Нила, насыщающий поля влагой и плодородным илом. Сопоставляя с григорианским календарем, этот период приходится на июль – ноябрь. Второй сезон длится с середины ноября по март. С середины ноября можно было осуществлять посевы и обрабатывать их, так как вода возвращалась в реку и достигала своего обычного уровня. Третий сезон приходится на период с марта по июль. В это время наступает жара, сопровождающаяся жгучим ветром, дующим из Сахары в течение 50 дней. Затем все повторяется снова.

Наблюдая за разливами и звездным небом, жрецы заметили, что разлив Нила наступает вскоре после первого предутреннего (гелиакического) восхода звезды Сотис (Сириуса). Эти два явления природное и астрономическое и легли в основу древнеегипетского календаря. А соответствующие им дни были отмечены как крупные религиозные праздники. Таким образом, по древнеегипетскому календарю год, первоначально состоявший из 360 дней, назывался сотическим (от названия звезды Сотис), складывался из трех сезонов по четыре месяца.12 месяцев года равны между собой по количеству суток, посвящены богам и названы их именами:

Тот = 30 сут. Фаменот = 30 сут.
Фаофи = 30 сут. Фармути = 30 сут.
Атир = 30 сут. Пахон = 30 сут.
Хойяк = 30 сут. Пайни = 30 сут.
Тиби = 30 сут. Эпифи = 30 сут.
Мехир = 30 сут. Месори = 30 сут.

Месяц состоял из трех недель по 10 суток или из шести недель по 5 суток.

Через некоторое время, заметив погрешность в измерении лет, в календарь внесли 5 добавочных дней, и продолжительность года составила 365 суток. Добавочные дни не входили ни в один из месяцев и следовали в конце календарного года. Каждый из введенных дней был посвящен божеству: Осирису, Гору, Сету, Исиде, Нефтиде. Это уменьшило величину погрешности, но не решило проблему в корне, так как продолжала происходить разница между счетом по календарю и астрономическими явлениями. Египтяне посчитали эту разницу, она составила 1 год отставания через 1460 лет. Каждый 1460-й год получил наименование Великого сотического года, так как по истечении 1460-летнего периода год переставал расходиться с астрономическими явлениями.

Для того чтобы избавится от существующей погрешности, в 238 г. до н.э. фараон Птолемей III ввел календарную реформу, в которой постановил через каждые 4 года праздновать праздник богов Эвергета после 5-ти добавочных дней и перед «Новым годом», и таким образом ввел високосный год продолжительностью 366 суток. В результате такого преобразования календаря средняя продолжительность года составила 365, 25 суток, что соответствует величине года по юлианскому календарю.

Юлианский календарь

Юлианский солнечный календарь был введен римским императором Юлием Цезарем в 45 г. до н.э. взамен существовавшего до этого времени лунного календаря. Создали юлианский календарь александрийские ученые во главе с Созигеном. За основу была взята древнеегипетская календарная система, принятая фараоном Птолемеем III, в которой средняя продолжительность года составляла 365, 25 суток. Для того чтобы получить целое число суток в году и избежать нарастания погрешности, александрийские ученые ввели систему високосов. Продолжительность обычного года составила 365 дней, через каждые четыре 4 года в феврале производилась вставка дополнительных 336-х суток. Год протяженностью в 366 дней назвали високосным от латинского високос «бисексус» – «дважды шестой».

Число месяцев в году сохранилось равным 12, но число дней в них было изменено. Начиная с первого в году месяца – января, продолжительность каждого последующего, исключая февраль, составила 31 или 30 суток, чередуясь меду собой. В обычном году, в феврале было 29 дней, в високосном – 30 дней.

Январь = 31 сут. Квинтилис = 31 сут.
Февраль = 29, 30 сут. Секстилис = 30 сут.
Март = 31 сут. Септембер = 31 сут.
Апрель = 30 сут. Октобер = 30 сут.
Май = 31 сут. Новембер = 31 сут.
Июнь = 30 сут. Децембер = 30 сут.

В 44 г. до н.э. по предложению Марка Антония, Сенат принял решение в честь Юлия Цезаря переименовать квинтилис, в котором родился первый консул, в юлиус.

После календарной реформы 46 г. до н.э. за ведением календаря по-прежнему следили жрецы, которые не стали соблюдать принятую систему високосов и производили вставку добавочного дня каждые три года. В 8-м г. до н.э. император Август решил устранить нарастающую ошибку. В период с 44 по 8 гг. до н. э. вместо 9-ти високосных лет было принято 12, поэтому, чтобы привести счет времени в норму, следующие 16 лет (с 9-го г. до н. э. по 8 г. н.э.) вставка високосов не производилась. Сенат, желая отметить заслугу императора, переименовал секстилис в август. Однако число дней секстилиса 30 считалось неблагоприятным, так как является четным, поэтому решили добавить 1 день, взяв его из февраля. В результате в августе стал 31 день, а в феврале в обычный год 28, в високосный – 29. В таком виде юлианский календарь дошел до нашего времени и по сей день применяется в Русской Православной Церкви.

Григорианский календарь

В средние века за ведением календаря следит церковь. Заметив расхождения юлианского календаря с тропическим годом, христианские ученые и иерархия служителей церкви начинают обсуждать вопросы о проведении новой календарной реформы. Происшедший в 1055 г. Великий раскол Церкви на Западную (Католическую) и Восточную (Православную) на некоторое время затормозил этот процесс.

В XVI в. глава Католической церкви Григорий III, наконец, решает провести реформу. К этому времени расхождения между протяженностью года по юлианскому календарю и продолжительностью тропического года составляет 10 суток. Соответственно Пасха и другие христианские праздники сдвигаются относительно действительного счета времени. К концу XVI в. весеннее равноденствие, которое в 325 г. н. э. приходилось на 21 марта, наступало уже 11 марта.

24 февраля 1582 г. на основе буллы папы римского Григория XIII была произведена реформа юлианского календаря. Чтобы устранить накопившую погрешность и вернуть весеннее равноденствие на место, в проведенной реформе было постановлено в текущем, 1582 г. после 4 октября сразу считать 15-е октября. За непослушание Глава Католической церкви угрожал отлучением, поэтому страны исповедовавшие католичество, перешли на новый календарь быстро. Папа собрал группу ученых для создания нового календаря, в основу которого были положены расчеты итальянского математика Луиджи Лилио. Чтобы избежать новой ошибки, было решено в каждые 400 лет выбрасывать из счета 3 дня. Вместо 100 високосных дней на каждые 400 лет в новом календаре их стало 97.

Новый солнечный календарь, пришедший на смену юлианскому, был назван в честь папы Григория III григорианским. В григорианском календаре количество дней в обычном году, число месяцев и их продолжительность совпадают с юлианским календарем. Новый календарь отличается от предыдущего системой високосов. По-прежнему каждый четвертый год календаря являлся високосным. Однако согласно новой системе исключение составили последние годы каждого века, номер которого не делится на четыре без остатка (1700 г., 1800 г., 1900 г.). Например, 1700 г. по григорианскому календарю не был високосным, потому что число 17 не делится на 4 без остатка. По юлианскому календарю 1700 г. являлся високосным, разница между старым и новым календарями составила 11 суток. В настоящее времени счет времени по юлианскому календарю спешит по сравнению с григорианским календарем на 13 суток и к 2100 г. разница достигнет 14 суток.

В 80-х гг. XVI в. григорианский календарь был введен в Италии, Испании, Португалии, Польше, Франции, Люксембурге, Южных Нидерландах, Баварии, Австрии, католических кантонах Швейцарии и в Венгрии. В других странах григорианский календарь приняли в начале XVII в. Пруссия; в конце XVII в. протестантская часть Германии, Норвегия, Дания; в XVIII в. Северные Нидерланды, Великобритания, Швеция и Финляндия; в XIX в. Япония, в XX в. Китай, Болгария, Румыния, Греция, Турция, Египет. В России григорианский календарь был введен после Великой Октябрьской социалистической революции декретом CHK РСФСР от 24 января 1918, в соответствии с которым была введена поправка в 13 суток и после 31 января 1918 считалось не 1, а 14 февраля. Дни недели в обоих календарях совпадают и поэтому при переходе от одного из них к другому день недели сохраняется. Например, 10 апреля 1870 года по старому стилю соответствует 22 апреля 1870 г. по новому стилю и приходятся на пятницу. К середине XX в. на григорианский календарь перешли практически все страны мира. Он значительно усовершенствовал счет времени, так как разница в одни сутки накапливается через каждые 3333 года, но не стал идеальным. За время его существования было выдвинуто множество проектов проведения новой календарной реформы.

Республиканский календарь Великой французской буржуазной революции 1789 г.

Одним из результатов французской революции 1789 г. была замена григорианского календаря. Новый календарь был введен постановлением Национального конвента от 5 октября 1793 г. За начало счета лет принята дата уничтожения королевской власти и провозглашения Республики 22 сентября 1792 г., совпавшая в этом году с днем осеннего равноденствия.

Так как революция отвергла Католическую церковь, были упразднены эра Рождества Христова, январское новогодие, семидневная неделя. Год разделялся на 12 месяцев по 30 дней в каждом. Названия месяцев отражали явления природы. В конце каждого года было добавлено 5 дополнительных суток а в високосные годы - 6 дней для того, чтобы календарь не отставал от тропического года. Год делился на четыре природных сезона по три месяца в каждом:

Осенний сезон (соответствует периоду 22 сентября – 20 декабря по григорианскому календарю)

1. Вандемьер – месяц сбора урожая.

2. Брюмер – месяц тумана.

3. Фример – месяц заморозков.

Зимний сезон (соответствует периоду 21 декабря – 20 марта по григорианскому календарю)

4. Нивоз – месяц снега.

5. Плювиоз – месяц дождя.

6. Вантоз – месяц ветра.

Весенний сезон (соответствует периоду 21 марта – 18 июня по григорианскому календарю).

7. Жерминаль – месяц прорастания.

8. Флореаль – месяц цветения.

9. Прериаль – месяц лугов.

Летний сезон (соответствует периоду 19 июня – 16 сентября по григорианскому календарю)

10. Мессидор – месяц жатвы.

11. Термидор – месяц жары.

12. Фрюктидор – месяц плодов.

Вместо семидневной недели месяц делился на три декады по 10 суток. Добавочные 5 дней в простом году и 6 – в високосном провозглашались праздниками:

первый день – праздник Гения, посвященный достижениям разума;

второй день – праздник Труда, посвященный всем трудящимся;

третий день – праздник Подвигов, посвященный героям;

четвертый день – праздник Наград, в этот день награждали тех, кого чествовали в первые три дня;

пятый день – день мнений, в этот день граждане Франции подвергали критике чиновников;

шестой день – праздник «санкюлотиды», названный в честь восставшего народа. В этот день проводились различные состязания.

Новогодие приходилось на день осеннего равноденствия. Даты високосных лет и новогодий были скользящими, и каждый раз определялись учеными. 1 января 1806 г. республиканский календарь Великой французской революции был заменен на григорианский.

История русского календаря

Опираясь на артефакты, исследователи установили, что древние славяне вели счет времени по лунно-солнечному календарю, по которому год делился на 12 месяцев, новогодие ориентировано на весеннее равноденствие. Названия месяцев были тесно связаны с наблюдавшимися явлениями природы. При этом одни и те же месяцы в зависимости от местного климата в разных районах получили различные наименования:

январь – просинец, сечень (время вырубки леса), студень (студено, холодно);

февраль – лютый (лютые морозы), снежень, сечень, бокогрей;

март – сухий, березозол (жгли березу на уголь), соковик (собирали березовый сок);

апрель – цветень (цветение садов), березозол;

май – травень (сбор трав), травный;

июнь – червень (краснеют вишни), изок (кузнечик);

июль – липень (цветение липы);

август – серпень, зарев, жнивец (время жатвы);

сентябрь – вересень (цветение вереска), рюень (рюить - реветь);

октябрь – листопад;

ноябрь – грудень (груда - мерзлая колея на дороге);

декабрь – студень, грудень.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-06; Просмотров: 351; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.064 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь