Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Денежные реформы 1922 – 1924, 1935 гг.



Восстановление устойчивости денежной системы связано с реформой 1922 – 1924 гг. В ее основе был положен опыт реформы Витте. В первую очередь возобновилась чеканка серебряной и медной монеты, которые до этого момента вообще ушли из обращения. Монетный двор выпустил новые серебряные монеты достоинством в 1, 10, 15, 20, 50 рублей. и медные монеты номиналом в 1, 2, 3, 5 коп. Кроме того, правительство заявило, что новые деньги будут обеспечиваться золотом. Госбанку было поручено выпустить билеты номиналом в 1, 2, 5, 10, 25, 50 червонцев твердого обеспечения. В 1925 – 1928 гг. чеканили монету в полкопейки.

С образованием СССР появились новые деньги. Перед правительством стояла задача насытить рынок новой монетой в очень короткий сток. Для этого был выбран не рациональный и не новый для России способ. Заказ на чеканку отечественных монет был выполнен в Англии. С 1926 г. вместо медной монеты начали чеканить бронзовую. С 1928 по 1931 гг. серебряная монета постоянно заменялась никелевой. В результате к 1931 г. в обиходе было несколько разновидностей монет разного времени.

В связи с этим в 1935 г. правительство приняло решение унифицировать типы монет. Были выпущены никелевые и бронзовые монеты нового образца, которые чеканились до 1961 г.

Денежная реформа 1961 г.

В результате реформы 1961 г. появились новые деньги, которые обменивались на старые в соотношении 1 руб. новой чеканки за 10 старых руб. или 10 коп. новой чеканки за 1 старый рубль. Чеканились монеты достоинством в 1, 10, 15, 20, 50 коп. Эти деньги действовали до времен распада СССР. Медные 1, 2, 3, 5 коп. некоторое время оставались в обороте и после распада СССР.

Период перестройки нанес урон финансовой системе и привел к деноминации и девальвации. 1 января 1998 г. начался обмен денег на новые деньги из расчета 1: 100 с произошедшей одновременно девальвацией. То есть 1 новый рубль равнялся 10000 старым рублей. В 2001 г. Госбанк выпустил 500 и 1000-рублевые купюры. В 2006 появилась 5000-рублевая купюра.

История происхождения чертежа

Первые чертежи зданий выполнялись зодчими непосредственно на строительной площадке, а в качестве чертежных инструментов служили веревка и колышки. Об этом свидетельствуют дошедшие до наших дней письменные и материальные источники. Один из них – индийский трактат «Шильпашастра», современник античных произведений, название которого буквально переводится как «Сборник шнура» [26, c. 9]. В этом трактате описаны правила разметки геометрического очертания храмов на местности.

В античной Греции существовало три вида чертежа: ихнография; ортография; скинография.

Эти три вида описаны в «Десяти книгах об архитектуре» Витрувия в I в. до н.э. Согласно определению Витрувия, «ихнография есть надлежащее и последовательное применение циркуля и линейки для получения очертаний плана на поверхности земли» [6]. В качестве доказательства практического применения ихнографии в античной Греции можно привести линии осей колонн, процарапанные более 2000 лет назад на камнях стилобата храма Зевса в Олимпии. Ортография (от греч. orthos –прямой и grapho –пишу), одна из картографических проекций, обладающая особенностями перспективного изображения. Скинография – графическое изображение здания в перспективе.

Слово «чертеж» имеет древнерусское происхождение. Инструмент, которым проводилась линия на земле, описывающая план будущего строения, называется «чертало». Очевидно, что русские переняли способ предварительной разметки здания на земле у греков. Артефактом этого могут служить следы от размеченных кольев на фундаменте Тьмутараканской церкви XI в.

Мастера периода средневековья, продолжая размечать планы построек на месте их дальнейшего возведения, продолжили традиции Эллады. Армянский историк X в. Товма Арцруни оставил запись о том, как размечали церковь Креста на остове Ахтамар, в строительстве которой принимал участие царь Гагик I. Царь «вместе со множеством мастеровых взял в руки шнур строителей, протянул его и все дружно начертили и наметили места будущих сооружений».

Умение размечать план на земле приравнивалось к высокому ритуалу и поручалось избранным, как правило, вождям или жрецам. Например, в Аккадо-Шумерском царстве существовал высший сан, который назывался «энси». В буквальном переводе «энси» значит «вождь, умеющий размечать основание».

В Древнем Египте жрец Имхотеп разметил и построил заупокойный комплекс фараона Джосера. (2800 г. до н.э.). Имхотеп являлся «хранителем большой государственной печати» и «начальником всех работ царя».

В истории строительного производства на Руси есть пробел, охватывающий промежуток между формированием идеи у автора и воплощением задуманного. Исследователи задаются вопросами: в каком виде представлялась идея, и каким образом она переносилась в натуру, если чертежей еще не делали? Однозначных ответов на эти вопросы нет, есть только гипотетические предположения, так как они не подкреплены документальным подтверждением.

Можно предположить, что прежде, чем приступить к разметке плана здания в натуре, зодчий выполнял эскиз в виде модели или графической схемы в маленьком масштабе, отражавший основные принципы построения формы и пропорции здания. Эти изображения не имели общегосударственного значения, а являлись лишь неотъемлемой составляющей процесса проектирования мастера, поэтому не было необходимости их хранить как документ. Подобные эскизы могли выполняться на бересте, или на земле, представляя собой графические изображения, либо лепится из глины или вырезаться из дерева, представляя собой объемные модели.

В качестве подтверждения этого приведем описание «рождения корабля» Б. В. Шергина: «Опытный кораблестроитель Тектон на гладком плотном песке тростью вычертил план судну, вымеряя отношение частей. Ширину корабля клал равной трети длины. А половина ширины – высота трюма» [30, c. 12]. Есть сведения об изготовлении моделей будущих строений. Древнегреческий историк и философ Плутарх (ок. 46 – ок. 127 гг. н. э.) упоминает о моделях, которые создавались античными зодчими [10, c. 307]. Один из подлинников находится в Германии. Это модель церкви Михаила в Гильдесгайме, дотированный 1001 г. [8, c. 568] Существует немало письменных источников, свидетельствующих об изготовлении моделей-«образцов» на Руси [26, c. 13]. Следует отметить, что моделирование было распространено только для особо важных построек, доминирующее значение среди которых принадлежало объектам фортификации.

В XVI – XVII вв. выполнение моделей становится более частым явлением. Например, в журнале «Известия о Московии» Исаак Масса рассказывает о выполнении модели необычного храма Воскресения Христова, задуманного Борисом Годуновым.

Таким образом, процесс архитектурного проектирования от идеи до строительства включал в себя три основных стадии: 1) эскиз в виде графической схемы; 2) макет с проработкой деталей; 3) разбивка контура здания на местности.

Разбивка контура здания на местности являлась обязательным процессом, который осуществляли строители пирамид и зиккуратов, архитекторы античного мира, зодчие Византийской Империи и мастера каменных дел Руси. Следует отметить, что выполняют ее и современные строители. Разница состоит лишь в том, что древние зодчие при разбивке плана на участке продолжали творческий процесс формообразования, в наши дни строители переносят замысел с максимальной точностью по чертежам, отражающим окончательный результат работы. То есть в Древнем Мире формообразование шло параллельно со строительством.

Появление чертежа в России

Первые документальные данные об архитектурно-строительных чертежах относятся к XVI в. Возникновение чертежа связано с возникновением централизованного государства на Руси. Возникновение централизованного государства поставило перед зодчими новые общегосударственные задачи и потребовало создания специальных строительных организаций. Так возникли первые проектные институты: Пушкинский приказ (пер. пол. XVI в.), Приказ каменных дел (1584).

В строительном деле тоже произошла централизация. Проведение больших фортификационных работ по общему стратегическому плану вызвали необходимость передачи информации о постройках посредством чертежей и таким образом все это способствовало развитию чертежного дела.

Распространение поместной системы, необходимость государственного межевания и учета земель, фиксация дорог, мостов и речных путей сообщения вызвали развитие картографии. Картографические материалы использовались и в фортификационном строительстве для определения местоположения крепостей.

Опись архива Ивана Грозного дает представление об уникальных документах, хранившихся в каменных подвалах в специальных ящиках. В царском архиве сохранилось и значительное число картографических чертежей целых районов и отдельных городов Московского государства. Общее количество найденных архивных ящиков достигает 100. В описи содержится информация следующего содержания:

«Ящик 22, а в нем книги Великого князя Василия… и чертеж себежский и гуменский…»;

«Ящик 144, а в нем чертежи и списки украинских городов…».

Из этого следует, что чертежи имели большую ценность и хранились наряду с государственными документами. Информация об изготовлении чертежей имеется в государственных грамотах XVI в. Например, грамота Ивана IV (1583) содержит следующую информацию: «… писали есть к нам о двинском и городовом деле и роспись и чертеж тому городу прислали…». Роспись – это описание, дополненное чертежом-схемой города. В этом источнике шла речь о расположении фортификационных сооружений, проектирование которых осуществлялось на месте, а проектные предложения были отправлены в Москву для рассмотрения и согласований. На что был получен ответ: «И мы тое росписи вычли чертежи смотрели и указали поставити город на том месте и по той мере, как в вашей росписи и в чертежу написано».

В конце XVI в. роспись давала сведений больше чем чертеж, который в свою очередь только дополнял описание и уточнял детали.

Образцовые чертежи

Реорганизация всей государственной системы, проводившаяся в эпоху Петра I, отразилась и на строительном и архитектурном деле. До наших дней дошло более сотни указов Петра I, связанных со строительным делом, в которых намечались меры по упорядочению застройки и переходу к сооружению каменных зданий. Например, в январе 1701 г. был принят указ «О строении в Москве на погорелых местах достаточным людям – каменных домов, а недостаточным – мазанок».

Петром I была поставлена грандиозная задача превратить деревянную Русь в каменную. Понимая всю сложность решения данной задачи, Петр предложил несколько путей ее решения: «… строить палаты каменные, как и прежде всего, строили, а буде кому таких палат построить не в мочь, им строить палаты каменные в 1, 5 или в 1 кирпич; а буде кому и такого строения построить не в мочь, им строить из глины мазанки по образцам, каковы в селе Покровском».

Изменение привычных конструкций и массовое внедрение новых потребовало создания прототипов, которые могли бы служить образцом. В связи с этим были составлены письменные инструкции, технические советы. Это привело к возникновению образцовых проектов. До наших дней дошел уникальный образцовый проект этого времени – чертеж С.У. Ремезова. Это проект каменной палаты с техническими указаниями для строительства в г. Тобольске.

Первые образцовые проекты представляли собой немасштабное изображение на формате близком по размерам А-4 фасада и плана будущего строения, сопровождающееся техническим описанием. В 1704 г. Петр I издал указ о масштабном выполнении чертежа. Указ 1704 г. предписывал строить в Московском Кремле и Китай-городе каменные дома «по чертежу архитектора» и при этом не «средь двора, а по линиям», т.е. с учетом условий градостроительной планировки. В 1715 г. вышел указ «О смотрении, чтоб ни кто без чертежа архитектурного не строил».

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-06; Просмотров: 429; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.023 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь