Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Обмеры территорий архитектурных ансамблей



и создание генпланов

Съемку генеральных планов архитектурно-пространственных ансамблей включающих в себя привязку и посадку на них всех существующих зданий, сооружений и площадей можно выполнять как при помощи геодезического оборудования так и не инструментально – с помощью отвеса, уровня и мерной рулетки. При этом используются методы измерения, общие для инструментальной и не инструментальной съемки: триангуляция, трилатерация, метод прямоугольных (картезианских) координат и метод полярных точек.

Наиболее распространенные методы – триангуляция, трилатерация.

Триангуляция – система треугольников, связанных между собой общими сторонами. В триангуляции измеряются горизонтальные углы треугольников с помощью высокоточных теодолитов и длина одной или нескольких сторон в цепочке треугольника при помощи свето- и радио дальномеров, лазерных или обычных рулеток. Затем вычисляются длины всех сторон треугольников и определяются координаты вершин путем решения прямой геодезической задачи. Как правило, вершины треугольников определяются в наиболее характерных точках генплана.

Трилатерация основана на построении цепочки треугольников, как и триангуляция. Но в отличие от триангуляции в данном случае измеряются только длины сторон треугольников с помощью свето- и радио дальномеров, лазерных или обычных рулеток. Затем вычисляются углы и координаты вершин треугольников [28, c. 16].

Рекомендации по проведению работ,

Сопутствующих натурным исследованиям.

Зондажи

(организация работ, исследования, фиксация раскрытий)

Для проводимых исследований необходимо заранее составить их карту (местоположение намечаемых зондажей, шурфов и раскрытий), которую должны утвердить органы охраны памятников культуры; на раскопки территории древних памятников должен быть получен открытый лист. На схемы планов, фасадов и разрезов наносятся места, где намечается провести зондажи или раскрытия, а также показываются места закладки шурфов. Карта исследований сопровождается краткой пояснительной запиской, где приводятся обоснования предлагаемой схемы и соображения о возможных результатах раскрытий. Приступая к исследованию здания памятника, архитектору-реставратору следует предполагать, что он найдет в результате намечаемого изыскания. Таким образом, зондажи должны проводиться для проверки или подтверждения выдвинутой архитектором-реставратором гипотезы и соображений о первоначальном виде памятника.

Нормальный размер зондажа, осуществляемого с достаточно определенной целью – 0.5х0.5 м. В тех случаях, когда раскрытая деталь в зондаж входит частично, приходится увеличивать площадь раскрытия. В исключительных случаях площадь расчистки может достигать всей поверхности внутренних стен и потолков. Эти работы для обеспечения консервации раскрытий должны проводиться с привлечением специалистов.

Зондажи проводятся также с целью выяснения более ранней или первоначальной окраски здания памятника и его деталей.

Фиксация зондажей проводится по установленной форме, отдельно каждый зондаж, или же может вестись путем зарисовки раскрытия (каждого на отдельном кроке) с простановкой размеров и привязок к базисным линиям и характерным точкам памятника, сопровождаясь текстовым описанием раскрытия. На кроке указывается схема плана или фасада здания с обозначением места зондажа, и, как на кроках обмеров, в верхнем левом углу указывается объект, адрес, номер зондажа, фамилии проводивших его архитекторов и дата проведения.

Шурфы (организация работ, исследования и фиксация)

Закладка и производство шурфов – одна из важных составных исследования памятника, позволяющая выяснить конструкции и состояние фундаментов, цоколя, нижних частей стен. Под культурным слоем часто сохраняются элементы декора, уничтоженные или искаженные в других местах. При раскопках выявляется также первоначальная планировка окружающей памятник поверхности, возникает возможность воссоздать ближайшее окружение памятника и выявить разрушенные постройки, составлявшие когда-то единый комплекс, или же утраченные части здания (крыльца, пристройки).

При этом архитектурное исследование памятника естественно перерастает в археологическое. Археологическим его можно называть не только по характеру поставленной цели, но и по самой методике проведения, которая в наше время приближается к современным методам археологической практики. Часто после производства на памятнике шурфов, преследующих определенные цели по уточнению конструктивных особенностей, появляется необходимость в привлечении специалиста-археолога для изучения находок, попутно обнаруженных при проведении шурфирования.

Поэтому при производстве шурфов в непосредственной близости от памятника или на территории, примыкающей к нему, необходимо иметь специальное разрешение. Работа проводится под постоянным наблюдением автора проекта или специалиста-архитектора; в специальном журнале подробно описываются послойные раскрытия, на схеме плана обозначаются места их расположения с указанием места и номера шурфа. Возможна фиксация шурфов на отдельных кроках. Фотофиксация обязательна. После окончания работ все шурфы должны быть засыпаны.

Документальная фотофиксация

При проведении натурных исследований

Широкое распространение при натурных исследованиях имеет фотофиксация, позволяющая получать документальное изображение здания не только в минимальный срок, но и с большей точностью. При фотографировании не следует ограничиваться съемкой внешних и внутренних видов памятника. Необходимо фотографировать все, что дает информацию о состоянии здания в проекциях, близких к ортогональным, необходимо отойти как можно дальше от памятника, пользуясь телеобъективом. При фотографировании деталей следует помещать рядом со снимаемым объектом рейку с делением на сантиметры и дециметры. Использование двух реек с делениями под прямым углом дает больше возможностей для изучения детали и ее воспроизведения, а также позволяет при изготовлении отпечатков безошибочно устранять случайный ракурс. Для проведения фотофиксации выполненных зондажей и шурфов желателен именно этот способ фотографирования, причем необходимо, чтобы в кадре находилась закрепленная на памятнике отметка горизонтальной нулевой плоскости.

Рекомендации по камеральной обработке материалов натурных исследований

После окончания обмерных работ в натуре по выполненным крокам обмеров проводится вычерчивание обмерных чертежей. Этот этап выполняется в стационарных условиях в архитектурно-реставрационных мастерских.

Изучение объекта, начатое при обмерах, продолжается и в процессе выполнения чертежей по обмерам. Тогда особенно ясными становятся несоответствие или наоборот, полная согласованность отдельных элементов, что способствует получению новых данных об архитектуре здания и о возможностях его реставрации. При выполнении чертежей планов в большей степени, чем при замерах, бросается в глаза неодинаковая толщина стен в разных местах здания. При этом иногда удается установить различное время их постройки или наличие поздних пристроек к наружным стенам древнейшей части здания. На чертежах легче, чем в натуре, выявить и такие переделки, как закладка старых оконных проемов, превращенных в ниши после застройки фасадов. Все это позволяет архитектору-реставратору свою дальнейшую работу выполнять более целенаправленно. Первые соображения о первоначальном виде здания, рождающиеся в процессе выполнения чертежей, подсказывают, где и какие нужно провести дополнительные исследования для получения новых данных.

Ценные сведения для суждений о первоначальном виде здания памятника и о направлении дальнейших поисков может дать сопоставление разрезов и фасадов здания. Оно сразу же показывает несоответствие внутренних высот внешним. Обнаруженные во время обмеров фрагменты поврежденных или утраченных деталей наносят на чертежи фасадов. Их положение на фасаде создает представление о его первоначальной композиции. В дальнейшем можно вести исследования, основываясь на этих предложениях.

Обмерные чертежи (особенно разрезы) помогают нагляднее показать работу отдельных частей здания, распределение усилий в них, возможность появления больших напряжений и деформаций в отдельных местах постройки. Это облегчает задачу выяснения статического равновесия здания и выработку мероприятий, направленных на его укрепление.

Вычерчивание обмерных чертежей в принципе отличается от составления проектных чертежей планов, фасадов, разрезов. Изображение строится не линиями, а путем тщательного построения точек в ортогональной системе координат, положение которых было определено обмером, и только потом построенные точки соединяются линией; совокупность линий образует чертеж одной из ортогональных проекций исследуемого памятника. При выполнении чертежа эти линии желательно проводить от руки, что наиболее отражает внешний вид памятника. При построении обмерных чертежей необходимо также постоянно согласовывать ортогональные проекции планов, фасадов, разрезов между собой, так как обмер отдельных сечений планов и разрезов может уточнить возможные отклонения от вертикалей на фасадах, не зафиксированные при обмерах.

МОДУЛИ ПО ВЫБОРУ


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-06; Просмотров: 495; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь