Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (ОБЗОР)



 

Произошедший в обществе процесс переосмысления системы образования, основанный на репродуктивно-авторитарных принципах, способствовал появлению различного рода концепций, содержащих новый философско-методологический взгляд на образование. Среди них представлены и концепции воспитания как составной части образования. Анализ работ поможет более полно представить картину инновационных процессов в воспитании и состояние разработки новых методологических проблем в философии образования. Наша задача состоит в том, чтобы получить более или менее реальную картину движения научной мысли в направлении преобразования процесса воспитания.

Все современные концепции образования так или иначе выходят на понятие «воспитание» (см. воспитание в концепции личностно-ориентированного образования. – 7). От понимания сущности воспитания во многом зависит построение концепции и содержания образования в целом.

Одно из оснований, по которому можно разделить концепции: понимание воспитания в широком социокультурном и конкретном, практико-ориентированном смысле.

К первому направлению относятся работы Е.В. Бондаревской (3.1); 3.А. Мальковой, Л.А. Новиковой и коллектива авторов (3.6); Б.П. Битинас, В.Г. Бочаровой и коллектива авторов (3.2); учебное пособие А.В. Мудрика (2).

Концепции, касающиеся разработки новых подходов к воспитанию в определенных образовательных ситуациях (школы, детские сады, профтехучилища и др.), а также разрабатывающие отдельные аспекты воспитания (эстетическое, трудовое и т.п.), можно отнести ко второму направлению. В него вошли концепции: И.М. Таланчука (3.8); В.М. Коротова (3.5); Е.В. Квятковского (3, 4); Б.М. Неменского и коллектива авторов (3.7);
Д.М. Зембицкого (3.3). Сюда же мы бы отнесли работу, выполненную под ред. В. А. Петровского (4).

В качестве отдельного направления можно выделить концепции конкретных авторских и различных инновационных школ, в которых также присутствуют разделы, касающиеся воспитания, например, «Школа самоопределения» Тубельского А.И. (6).

В самом общем виде в качестве приоритетов в первом направлении выдвигаются: социализация личности, приобщение ее к культуре, нормам и ценностям общества. Они рассматривают воспитание в широком контексте, не касаясь специфики воспитательного учреждения, возрастных особенностей личности. В поле внимания авторов такие проблемы, как приобщение личности к национальной культуре, социальная защита обездоленных групп населения, регионализация воспитания, развитие воспитательных систем, интеграция воспитательных влияний, создание воспитательной среды и др.

Прежде всего, воспитание рассматривается как и важнейшая функция любого общества, как процесс социальный, складывающийся из социальных влияний на поведение и деятельность человека всех воспитательных институтов общества, воздействия среды и активности самой личности как субъекта этого процесса» (Б.П. Битинас, В.Г. Бочарова). Отсюда возникли понятия «общественное, социальное воспитание», которое может осуществляться как стихийное (естественное) взаимодействие человека с окружающей его средой, так и «относительно направляемый обществом и (или) государством процесс влияния на людей» (А.В. Мудрик), «целесообразная система общественной помощи, необходимая подрастающему поколению в период его включения в социальную жизнь» (Б.П. Битинас, В.Г. Бочарова). Таким образом, воспитание понимается как необходимое условие социализации личности и как важнейшая функция общества.

Второй момент, отличающий понимание воспитания в широком смысле – «возвращение образования и воспитания в контекст культуры» (Е.В. Бондаревская, Н.Б. Крылова). Под этим понимается как ориентация на общечеловеческие ценности, мировую и национальную культуру, гуманитаризацию и гуманизацию образования, так и создание культурной среды для саморазвития личности (Е.В. Бондаревская, Н.Б. Крылова,
В.А. Петровский, Б.П. Битинас, В.Г. Бочарова, И.М. Таланчук). «Суть воспитания, – отмечает В.А. Петровский, – приобщение к миру человеческих ценностей и норм взаимоотношений с миром, и сознательное, свободное самоопределение человека в этом мире» (4, с. 19).

Воспитание, по мнению И.М. Таланчука и Н.Б. Крыловой, не только следует за социальными условиями. Ему принадлежит прогнозирующая, предвосхищающая роль. Сегодняшние дети – творцы сегодняшней и будущей культуры. «Процесс вхождения молодой генерации в культуру и есть одновременно создание новой культуры» (1, с. 37).

Очевидным стало вхождение в педагогическую реальность понятия «социология воспитания», которое, по мнению А.В. Мудрика, «включает в себя процессы социализации человека от момента рождения до глубокой старости».

Социализация как социально-педагогическое явление понимается автором как «развитие человека на протяжении всей его жизни» во взаимодействии с окружающей средой и процесс усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит» (2, с. 23).

Выделились, по крайней мере, два направления, связанных с пониманием сущности воспитания:

1 – воспитание как целенаправленное управление (или формирование) развитием и становлением ребенка (З.А. Малькова, Л.И. Новикова, В.М. Коротов, Е.В. Квятковский, И.М. Таланчук);

2 – воспитание как взаимодействие детей и взрослых (В.А. Петровский, Е.В. Бондаревская, Г.Н. Прозументова, А.И. Тубельский).

Многие авторы склонны по-иному, чем в традиционной педагогике, видеть сущность воспитания:

«Воспитание как гуманитарная практика, обеспечивающая условия для развития ребенка как личности и индивидуальности» (Е.В. Бондаревская);

 

«Общественное воспитание – педагогически ориентированная и целесообразная система общественной помощи, необходимая подрастающему поколению в период его включения в социальную жизнь» (Б.П. Битинас, В.Г. Бочарова);

«Воспитание – мастерство и искусство, специфическая творческая деятельность по созданию зоны ближайшего и перспективного культурного развития и саморазвития личности» (Н.Б. Крылова);

«Суть воспитания можно охарактеризовать как вовлечение педагогом ребенка в совместную деятельность» (Г.Н. Прозументова).

Таким образом, в первом случае ключевыми словами в воспитании являются: управление, регулирование, формирование, т.е. модальность. Во втором – совместная деятельность, вовлечение, оказание помощи, создание условий, согласованная творческая воспитательная деятельность, содействие.

Заявленные в концепциях цели воспитания в большинстве случаев выглядят как идеальные цели: всестороннее развитие личности (В.М. Коротов, З.А. Малькова, Л.И. Новикова); воспитание человека культуры
(Е.В. Бондаревская); содействие развитию человека как личности (Б.П. Битинас, В.Г. Бочарова); формирование гармонически развитой личности, готовой и способной полноценно выполнять систему социальных ролей (И.М.Таланчук).

Реальные цели присутствуют в виде задач. Их можно условно объединить в три группы:

– задачи, направленные на социализацию личности, освоение ею основ культуры;

– задачи, связанные с развитием конкретной личности, индивидуальности;

– задачи, касающиеся средств и способов воспитания.

Вместе с тем наметились и особые задачи, которые не были ранее достаточно проявлены в программах воспитания:

– воспитание осознанного отношения личности к своему здоровью, саморегуляции деятельности и поведения;

- воспитание национальной самобытности личности, освоение традиций национальной культуры (Е.В. Бондаревская, Е.В. Квятковский,
Б.М. Неменский);

– развитие системно-ролевого подхода к воспитанию, который предполагает концентрацию внимания на освоении ребенком различных социальных ролей: в семье, в коллективе, в обществе, в мире, в Я-сфере
(Н.М. Таланчук);

– воспитание свободной личности (свободный выбор жизнедеятельности);

– воспитание практичной личности, способной решать реальные жизненные проблемы (Е.В. Бондаревская).

Для решения этих задач педагогам предлагаются различные пути:

– усиление гуманитарной направленности всех учебных дисциплин;

– создание воспитывающих систем, воспитывающей среды;

– разработка различного рода специальных обучающих и развивающих программ;

– проектирование и внедрение новых моделей воспитания.

В качестве средств воспитания большинство авторов заявляют:

– включение учащихся в различного рода творческую деятельность с использованием игровых форм, театрализации, праздников, практикумов и др. (Е.В. Бондаревская, З.А. Малькова, Л.И. Новикова, Г.Н. Прозументова, В.А. Петровский).

 

– развитие субкультуры детей и подростков в рамках создания реального культуротворческого процесса (Н.Б. Крылова, А.И. Тубельский);

– приобщение детей к сохранению природы и исторических памятников;

– формирование у них бережного отношения к традициям и народным ремеслам;

– приобщение к изготовлению народной игрушки, национальной одежды и др.;

– включение школьников в современные формы хозяйствования (участие в создании технических и коммерческих программ, изучение рынка сбыта и т.д.) и в тоже время участие в благотворительной деятельности (Д.М. Зембицкий);

– организация культурно-досуговой деятельности, в которой будет происходить воспитывающее влияние (Б.П. Битинас, В.Г. Бочарова);

– обучение диалоговому общению, рефлексии (Е.В. Бондаревская,
З.А. Малькова, Л.И. Новикова).

Проведенный анализ концепций воспитания дает основание для следующих выводов:

1. Понятие «воспитание» продолжает оставаться важнейшей составной частью целостного процесса образования. Произошло его принципиальное, содержательное переосмысление: воспитание понимается не как политическая, а, прежде всего, как культурно-историческая ценность.

2. Воспитанию отводится приоритетная роль в процессе социализации личности, а также в развитии ее индивидуальности и самобытности.

3. Ребенок, его развитие и самоосуществление ставится во главу угла в процессе воспитания. Субъект-субъектные отношения рассматриваются как определяющие в этом процессе.

4. Основными ориентациями в воспитании провозглашается развитие духовности, гуманности, творчества и трудолюбия. Создание условий для становления и обеспечение развития этих качеств у растущего человека видится как глобальная задача общества, семьи, школы, самой личности.

5. Большое место в воспитании отводится ориентации на национальную культуру как среду, питающую духовное и нравственное развитие ребенка.

6. Семье отводится приоритетная роль в воспитании детей. Специалисты-воспитатели призваны оказывать помощь ребенку в освоении культуры и развитии своей индивидуальности.

7. Существуют разные подходы к осуществлению процесса воспитания. При всем их многообразии важнейшим выступает условие сохранения личностно-развивающего взаимодействия взрослых и детей.

8. Возникает первостепенная задача повышения педагогической культуры и мастерства воспитателей, обретение ими гуманистической педагогической позиции, овладение технологиями творческого взаимодействия с детьми.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Крылова Н.Б. Ребенок в пространстве культуры. М., 1994.

2. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. Уч. пособие. Пенза, 1994.

3. Опыт разработки концепций воспитания (ч. 1, 2). Ростов-на-Дону, 1993.

3.1. Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности. Ч. 1. С. 11-42.

3.2. Битинас Б.П., Бочарова В.Г. и др. Социальное воспитание учащихся. Ч. 1. С. 86-111.

3.3. Зембицкий Д.М. Некоторые концептуальные подходы к трудовому воспитанию в обновляющейся школе. Ч. 2. С. 93-102.

3.4. Квятковский Е.В. Современная концепция эстетического воспитания учащихся в общеобразовательной школе. Ч. 2. С. 53-73.

3.5. Коротов В.М. Концепция воспитания творческой самодеятельной личности школьника. Ч. 2. С. 46-52.

3.6. Малькова З.А., Новикова Л.И. и др. Концепция воспитания учащейся молодежи в современном обществе. Ч. 1. С. 64-85.

3.7. Неменский Б.М. и др. Концепция художественного образования как фундамента системы эстетического развития учащихся в школе.
Ч. 2. С. 74-92.

3.8. Таланчук И.М. Системно-социальная концепция школьного воспитания. Ч. 2. С. 17-45.

4. Перовский В.А. «Воспитатели и дети», источники роста. М., 1994.

5. Прозументова Г.Н. Теоретические основы определения цели воспитания в педагогике. Автореферат дисс. … доктора наук. М., 1992.

6. Школа самоопределения / Под ред. А.Н. Тубельского. М., 1994.

7. Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов / Ред. Н.Б. Крылова. М., 1995.

 

Фролова Т.В. Концепции воспитания в научной литературе // Новые ценности образования: десять концепций и эссе. – М., 1995. – С. 128-131.

Т Е М А 9

ВОСПИТАНИЕ В ЦЕЛОСТНОМ

ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

 

 

1. Понятия «воспитание», «самовоспитание», «перевоспитание».

2. Сущность воспитания и его особенности.

3. Закономерности и принципы воспитания.

4. Структура воспитания как педагогического процесса.

5. Содержание и средства воспитательного процесса.

6. Сущность отношений как предмета воспитания и их переход в личностные качества.

7. Результаты воспитания.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-06; Просмотров: 294; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.043 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь