Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


СУЩНОСТЬ ВОСПИТАНИЯ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ



 

Определись сущность предмета – значит найти и обозначить, что есть этот предмет среди ряда других, что отличает его от множества других и какой признак делает этот предает тем, что он есть (этот признак называют существенным). А так как любой предмет принадлежит одновременно разным группам, то, следовательно, необходимо предварительно очертить ракурс рассмотрения, позицию научно-теоретического взгляда, позволяющего осуществить задуманное раскрытие сущностных черт изучаемого предмета.

Воспитание принадлежит к социальным явлениям и выступает в роли одного из факторов жизни и развития общества. С точки зрения социальной, воспитание – это целенаправленная подготовка молодого поколения к жизни в данном и будущем обществе, осуществляемая через специально создаваемые государственные и общественные структуры, контролируемая и корректируемая обществом.

Воспитание относится и к психологической сфере, так как обращено непосредственно к способности юного человека отражать окружающий мир в сознании, и, с точки зрения психологической, может быть проанализировано в качестве процесса целенаправленного развития способности человека отражать и взаимодействовать с миром. Воспитание – элемент общечеловеческой культуры и подлежит изучению с позиции культурологической.

Если взглянуть на воспитание с точки зрения биологической, то и тут мы обнаружим характеристику воспитания, несколько отличную от предыдущих: в царстве животных мать помогает детенышу приспособиться к жизни и успеть развить жизненно важные навыки; производит она это, подчиняясь сильнейшему заложенному природой инстинкту, реализация которого обеспечивает продолжительность рода; в действиях матери отсутствует целенаправленность, проистекающая из анализа социальной ситуации или ситуации жизни. Всем доступно наблюдать, как упражняет в хищнических навыках кошка своих детенышей, хотя при сегодняшнем положении кошек в домах она, вероятно, сама не поймала ни одной мышки. Воспитание в мире животных – это только начатки будущего человеческого воспитания, основание пирамиды, которое выстраивало человечество на протяжении истории своего существования, все более осознавая великую роль усилий старших, направленных в адрес младших, вступающих в жизнь, и все более наделяя эти направленные усилия целью.

Мы изберем для выявления сущности воспитания позицию профес-сионально-педагогическую: станем рассматривать воспитание как то, что организуется профессионалами-педагогами в специальных воспитательных учреждениях, наделенными обществом профессиональными полномочиями и несущими профессиональную ответственность перед обществом.

Воспитание – это целенаправленная содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению ребенка в контекст современной культуры, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни, достойной Человека.

Организация этой деятельности опирается на научную картину процесса формирования личности, так как только при условии полного соответствия профессиональной деятельности, социально-психологической природе данного процесса возможен высокий профессиональный результат.

Чтобы содействовать становлению личности, надо знать природу такого становления: как формируются социальные отношения ребенка? Что выступает фактором такого формирования? Каково этапное движение данного процесса? Как при формировании социально ценностных отношений ребенок приобретает свою индивидуальность?

Педагог не может не интересоваться этими вопросами, ибо ответ на них лежит в основании организуемой педагогом деятельности. Своевольное выстраивание системы без опоры на объективную природу предмета неизбежно приводит к педагогическому фиаско.

Формирование личности не совершается в одном акте, а протекает процессуально, как движение, вызываемое причинами, проходящее свои этапы, имеющее свои темпы, свою историю. Это движение длительное. Оно существует, пока в личности происходят изменения. И по достижении зрелых лет формирование не приостанавливается, потому что изменяется социальная действительность, меняется и положение личности в обществе, а значит, его социальная роль претерпевает изменения, да и жизненный опыт вынуждает личность перестраивать что-то во взаимоотношениях с миром.

Педагог, знающий о роли социальной среды как факторе формирования личности, придает наиважнейшее значение организации воспитывающей среды.

Воспитывающая среда – в отличии от среды формирующей – это совокупность окружающих ребенка обстоятельств, социально ценностных, влияющих на его личностное развитие и содействующих его вхождению в современную культуру.

Содержанием среды как вектора социального развития личности выступают предметно-пространственное окружение, социально-поведенческое окружение, событийное окружение и информационное окружение – совокупность их разворачивается на фоне природного окружения ребенка. Педагог, профессионально использующий объективное влияние данных социальных агентов, придает этому влиянию целевую направленность, переводя социальную ситуацию развития в педагогическую – тем самым и создавая воспитывающую среду.

Однако «воспитанник» в отношении к «среде» не выступает неким «желтком» в «яйце». Окружающая действительность становится фактором личностного формирования при условии активного взаимодействия личности с этой действительностью. Мир познается, осваивается, оценивается, усваивается и, в конце концов, присваивается личностью только в ходе деятельности этой личности. Объект открывается субъекту лишь во время взаимодействия субъекта с объектом. На реку смотрят, около реки сидят, реку слушают, по реке плавают, в реке купаются, рекой любуются – тогда она становится частью души человека, он полюбит реку как явление жизни, волнуется за нее, приостанавливает все, что грозит ее гибели. Книги читают, их обсуждают, над книгами плачут, в книгах ищут ответ на вопросы жизни – тогда она войдет в ценностный мир личности.

Если среда создает образ мира и образ жизни, окружая ребенка «материалом» для развития, служит, скорее, предпосылкой социального развития, то деятельность – само тело развития личности, субстанция процесса развития, его материализованный путь: ходя – научаются ходить; рисуя – приобретают умение рисовать; проявляя нежность – становятся нежными; сопротивляясь трудностям – обретают мужество. Развитие – нравственное, эстетическое, политическое, гигиеническое, трудовое, интеллектуальное, психическое – это всегда новообразование в личностной структуре, которое родилось в процессе деятельности, целенаправленной активности личности, направленной на какой-либо объект: глина, камень, зерно, краски, звуки, иголка, стихи, спектакль, одежда, скульптура, или другой человек.

Деятельность – активная форма отношения субъекта к объекту: в познавательной – постигается, открывается, изучается истина; в трудовой – созидаются, сохраняются, совершенствуются материальные ценности; в художественной – воспринимается, интерпретируется, созидается, воссоздается, транслируется художественный образ; в физкультурной – укрепляется, совершенствуется человеческое тело; в общественной – декларируются, пропагандируются распространяются социально-ценностные идеи. Если объектом действительности выступает другой субъект, то данную деятельность называют общением, а форму ее выстраивания – поведением.

Названные виды деятельности, помимо общения, всегда имеют результатом своим непосредственный продукт: выученные стихи, пропетая песня, вымытый пол, сшитое платье, взятая высота, прочитанная доклад, написанная статья. Поэтому эти виды деятельности принято называть предметной деятельностью. Общению не сопутствует предметный результат.

Общение – особый вид деятельности, оно сопровождает все разновидности ее, оно пронизывает самое деятельность прямо или опосредованно (читая книгу, мы общаемся с автором ее; слушая музыку, выходим на общение с композитором, который нам транслирует свое «Я»). Поэтому, если педагогу не удается правильно наладить общение с детьми, то крайне редко предметная деятельность окажется плодотворной.

Великая роль общения, в котором и педагог, и воспитанник играют роль субъектов, создает иллюзорное представление о том, что ребенок выступает субъектом воспитательного процесса. И часто можно встретить педагогов, уверенных, что ребенок, наряду с педагогом, является субъектом воспитательного процесса. Субъектность ребенка ограничивается его деятельностью – он субъект собственной деятельности, не процесса воспитания. Он и не способен стать субъектом воспитания, ибо не может ставить цели и вырабатывать стратегию и тактику воспитательного процесса.

Субъект воспитания – это всегда педагог-профессионал либо взрослый, осознанно и целенаправленно способствующий вхождению ребенка в контекст культуры.

Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 1998. – С. 376-384.

 

Но в чем же состоит сущность воспитания, если рассматривать его как специально организуемую и сознательно осуществляемую педагогическую деятельность.

Когда речь идет о специально организованной воспитательной деятельности, то обычно эта деятельность ассоциируется с определенным воздействием, влиянием на формируемую личность.

Вполне понятно, что только при условии, если воспитательное воздействие вызывает у личности внутреннюю положительную реакцию (отношение) и возбуждает ее собственную активность в работе над собой, оно оказывает на нее эффективное развивающее и формирующее влияние.

Все это ставит перед каждым педагогом задачу – постоянно стимулировать активность учащихся в организуемой деятельности и формировать к ней положительное и здоровое отношение. Отсюда следует, что именно деятельность и отношение к ней выступают как определяющие факторы воспитания и личностного развития учащихся.

Приведенные суждения, на наш взгляд, достаточно четко раскрывают сущность воспитания и дают возможность подойти к его определению. Под воспитанием следует понимать целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс организации и стимулирования разнообразной деятельности формируемой личности по овладению общественным опытом: знаниями, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности, социальными и духовными отношениями.

Указанный подход к трактовке развития личности получил название деятельностно-отношенческой концепции воспитания. Сущность этой концепции, как показано выше, состоит в том, что только включая растущего человека в разнообразные виды деятельности по овладению общественным опытом и умело стимулируя его активность – (отношение) в этой деятельности, можно осуществлять его действенное воспитание. Без организации этой деятельности и формирования положительного отношения к ней воспитание невозможно, именно в этом состоит глубинная сущность этого сложнейшего процесса.

Харламов И.Ф. Педагогика. Учеб. пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. –
М., 1997. – С. 77-81.

 

Сущность процесса воспитания невозможно раскрыть в полной мере в одном определении, поскольку воспитание – чрезвычайно сложный социальный и индивидуально-личностный процесс, в который вовлечены личности воспитателей и воспитанников. Основными положениями, раскрывающими сущность этого процесса, являются следующие:

1. Воспитание – это общественное явление, оно имеет социальную природу и обусловленность. Это значит, что его нельзя понимать как лишь отношения воспитателя и воспитанника. Воспитание осуществляется не просто на широком социальном фоне, но является по природе своей социальным явлением, в которое вовлечены все социально-экономические и политические структуры общества.

2. Естественно-научной основой теории воспитания является учение
И.М. Сеченова и И.П. Павлова об условных рефлексах: в основе поведения живого организма и человека, в том числе, – ответные реакции на воздействия внешней среды. Они складываются в сложные образования – динамические стереотипы, привычки, формирование которых характеризует воспитание и приводит к развитию определенных качеств личности.

3. Движущими силами воспитания являются противоречия, внутренне присущие этому процессу. Самым важным из них можно назвать противоречие между имеющимся уровнем развития и потребностями человека (между «могу» и «хочу»). Вторым противоречием, как движущей силой воспитания, является противоречие между уровнем развития человека и требованиями к нему среды, общества.

4. Воспитание – процесс двусторонний: с одной стороны, это деятельность воспитателя, воздействующего на сознание, чувства и поведение воспитанника, а с другой стороны – это деятельность воспитанника, воспринимающего воздействия воспитателя и проявляющего самостоятельность в выборе путей и способов ответного реагирования.

5. Существуют различные теории сущности воспитания. Самая древняя из них – теория воспитания с помощью поощрения и наказания: поощряя за правильные поступки, мысли, чувства и наказывая за неправильные, воспитатели ведут воспитанников по пути формирования положительных качеств личности. Высшее развитие эта теория получила в трудах необихевиористов. Их наиболее яркий представитель Б. Скиннер доказывает, что воспитание – это формирование определенного поведения с помощью положительных и отрицательных подкреплений. Воспитанники, избегая отрицательных подкреплений и добиваясь положительных, улучшают условия своего существования и привыкают вести себя в соответствии с нормами общественной жизни. К тому же они стремятся, в силу природных задатков, активно изменять (улучшать) условия жизни, что тоже является средством получения положительных подкреплений (внутренних). Закрепляются те формы поведения, для выполнения которых есть условия. Задачи воспитателей – руководить с помощью подкреплений поведением воспитанников, создавать им возможности для участия в улучшении условий, проявления лучших качеств. В этом, по мнению Скиннера, и заключается научное объяснение процесса воспитания.

В нашей отечественной педагогике до 80-х годов ХХ века наиболее распространенной была теория воспитания как поэтапного формирования мировоззрения воспитанников – системы взглядов, убеждений и принципов, определяющих отношение человека к действительности и своему месту в ней.

В 80-90-е годы ХХ века распространенной стала теория воспитания как последовательного решения цепи взаимосвязанных педагогических задач.

В любом случае воспитание есть развитие личности (в смысле способствования развитию, «развивания») в совместной деятельности воспитателя и воспитанника, в самостоятельной деятельности воспитанника, для которой воспитатель создает условия, в самостоятельной деятельности воспитанника, осуществляемой без влияния воспитателя.

6. Воспитание тесно связано с самовоспитанием. П.П. Блонский вообще считал, что правильное воспитание есть рационально организованное самовоспитание.

7. Результаты процесса воспитания оцениваются по определенным признакам – критериям. Первым таким критерием эффективности воспитания является поведение воспитанника (воспитанников), его поступки, в которых в наибольшей мере проявляется отношение к людям, вещам, явлениям. Кроме того, важными критериями воспитанности считаются мотивы поведения (причины поступков), а также знание воспитанниками норм и правил поведения, сформированность умений и навыков правильного поведения в различных ситуациях.

Селиванов В.С. Педагогика. – Смоленск, 2001. – С. 41-46.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-06; Просмотров: 389; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.026 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь