Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ПОНЯТИЯ «ВОСПИТАНИЕ», «САМОВОСПИТАНИЕ»,
«ПЕРЕВОСПИТАНИЕ»
Центральной категорией научного осмысления воспитательного процесса и профессиональной педагогической деятельности по воспитанию детей выступает понятие «воспитание». От того, как производится трактовка данного понятия, зависит многое в последующем анализе и понимании сущности спрятанного за данным термином явления. Центральное понятие «воспитание» имеет целый веер педагогических терминов, обозначающих явления, лежащие рядом или тесно связанные с воспитанием. В первую очередь, отметим «становление» – термин, отражающий некоторое условное достижение ребенком такого уровня развития, когда он становится способным самостоятельно жить в обществе, распоряжаться своей судьбой и самостоятельно выстраивать свое поведение, а также обладает способностью осознавать свои отношения с миром и производить относительно устойчивый ценностный выбор. Сказать о том, что личность окончательно состоялась, так же невозможно, как невозможно представить застывший процесс, принявший свой конечный вариант, ибо динамика жизни и извилистый ход событий будут влиять на человека до самой смерти. И это значит, существует надобность в другом понятии, более широком и гибком, которое бы отразило бесконечность изменения личности под воздействием всей суммы жизненных и социальных факторов. Таким понятием является «формирование». Формирование личности – процесс изменения личности в ходе взаимодействия ее с реальной действительностью, появления физических и социально-психологических новообразований в структуре личности и, в связи о этим, изменение внешних проявлений (формы) личности, благодаря которой она существует для других людей. Формируется младенец в чреве матери под влиянием питания, движения, состояния, переживаний, рода занятий матери. Формируется пожилой человек, перешагивающий рубеж старости. Формируется девочка, вдруг преобразившись в юную прелестную даму. Формирование – как бы отклик на падающие извне протекающие внутри спонтанные процессы, в том числе, отклик на воспитание. Воспитание как педагогическое понятие включает в свое содержание три существенных признака: первый – целенаправленность, наличие какого-то образца, пускай самого общего, как социально-культурного ориентира; второй – соответствие хода процесса социально-культурным ценностям, как достижениям исторического развития человечества (бандит, обучающий молодую поросль антисоциальному образу жизни, не «воспитанием» занимается в точном значении этого термина, а, разумеется, формированием), третий – присутствие определенной системы организуемых влияний. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 1998. – С. 367-370.
Основным содержанием педагогической деятельности является воспитание. Попытку определить состав понятия «воспитание» предприняли Н.В. Кузьмина и В.И. Гинецинский. Они выделяют 14 принципиальных моментов: 1. Воспитание есть процесс, он ведет к определенным изменениям. 2. Воспитание есть социальный процесс, оно осуществляется людьми, наделенными неповторимым своеобразием. 3. Воспитание имеет своим результатом развитие. Направлено оно на реализации заранее заложенных потенций человека. 4. Воспитание есть процесс социализации, протекающий в порядке последовательного и постепенного усвоения воспитуемыми социально выработанных норм, ценностей и способов деятельности. 5. Воспитание есть вид сознательной и целенаправленной деятельности его участников. 6. Воспитание предполагает поляризацию этих участников с точки зрения выполняемых ими функций. 7. Различие функций участников воспитательного процесса выражается в том, что один из них выступает в качестве управляющего звена, другой – управляемого. При этом первое следует объективно необходимым тенденциям, включающим детерминанты действий второго. Поэтому подлинное воспитание одновременно является и самовоспитанием. 8. В качестве носителей функций и субъекта и объекта педагогического воздействия могут выступать отдельные индивиды и различные социальные общности. 9. Воспитательная деятельность – есть деятельность целенаправленная и формирующая, где деятельность объекта воспитания является формируемой, а деятельность субъекта с точки зрения определяющих ее детерминант стабильна в рамках отдельного локального процесса. 10. Позиция воспитателя непременно имеет активный характер и по отношению к воспитуемым, и по отношению к среде (условиям), в которой протекает воспитание. 11. Деятельность воспитателя осуществляется в определенных границах, выдвигаемых множеством факторов, имеющих формирующее значение, и направлением активности воспитуемых. 12. Воспитательная деятельность предполагает сложный механизм взаимодействия воспитателей и воспитуемых, главную роль в котором играет информационное воздействие. 13. Как инструмент воспитательной деятельности передача информации происходит в адаптированном виде, применительно к возможностям усвоения воспитуемых. 14. Наряду с адаптированием информации происходит педагогическая обработка средств ее передачи. Этот перечень достоин специального логического и педагогического анализа. Но в данном случае иная цель. 14 элементов, выделенных Кантор И.М. Понятийно-терминологическая система педагогики: Логико-методологические проблемы. – М., 1980. – С. 47-48.
При рассмотрении настоящего вопроса нам предстоит подвести определенный итог изложенному выше, но итог лишь одного аспекта: мы должны ответить на вопрос, что же такое воспитание? Но мы об этом уже говорили в предшествующих темах. Да, говорили, а теперь введем понятие. Введение понятия – необходимая процедура при построении теоретического курса. Для того, чтобы ввести понятие, его нужно предварительно определить. Итак, мы осуществляем введение понятия посредством его определения. Слушатели уже неоднократно убедились в том, что в слово, в понятие «воспитание» сплошь и рядом вкладывается разный смысл, ему придается различное значение. При этом под значением понятия «воспитание» понимается та реальность, та совокупность предметов, действий, ситуаций, которую обозначает это понятие. Мы будем давать так называемое «онтологическое», или «реальное», определение понятию воспитания, т.е. попытаемся показать, что на наш взгляд, в свете принятой нами парадигмы стоит за словом «воспитание», или какая реальность отображается посредством этого слова (понятия). Первое. Воспитание – это понятие, посредством которого обозначается внутренний процесс саморазвития, самореализации, самостановления человека путем приложения к самому себе волевых усилий. Непременным условием этого процесса является, во-первых, наличие особой среды, включающей культуру данного общества; а во-вторых, наличие свободы выбора, принятия тех феноменов культуры, которые в максимальной степени соответствуют природным предпосылкам, склонностям, способностям, т.е. предназначению человека. В этом случае говорят о наличие свободы выбора себя, выбора реального, при наличии бесконечного числа возможностей. Совершенно естественно следует понимать этот выбор как процесс нелегкий, требующий усилий, напряжения. Стать и быть человеком трудно, это всегда преодоление чего-то. В этом смысле человек – это постоянное усилие. Что же выбирает человек при этом? Он выбирает при бесчисленном веере возможностей человеческое, то, что делает человека человеком, т.е. культуру. В этом смысле культура – это человеческое в человеке. В необъятном богатстве культуры индивид выбирает то, что в большей мере способствует его реализации, что позволяет «стать вровень с собой». И если этот выбор осуществлен в соответствии с природой человека, и если человек выбрал себя, то на этом пути для него открываются неограниченные горизонты. Поэтому есть смысл говорить об ограниченности человека в плоскости, по горизонту, но не по высоте. Второе. Воспитание – это понятие, посредством которого обозначается внутренний процесс многостороннего саморазвития человека под влиянием многообразных социальных факторов. Это социализация, включающая в себя как индивидуализацию индивида, так и уподобление, т.е. идентификацию себя как общественного существа. Если воспитание в первом значении направлено на выбор себя, на индивидуализацию, то в процессе социализации значителен момент уподобления, без которого не может состояться индивид как общественное существо. Действительно, даже запрограммированные природой способность к речи, прямохождение не могут состояться вне человеческого общества, вне труда и общения с людьми, не говоря уже об общечеловеческих нравственных нормах, о праве, о необходимости быть гражданином. Третье. Воспитание – это понятие, посредством которого обозначается специально организованный воспитателями-профессионалами в условиях специальных воспитательных учреждений педагогический процесс. Сущность педагогического процесса – в созидании и постоянном поддержании условий, способствующих саморазвитию, самореализации человека, становлению личности. Как мы уже отмечали, в числе этих условий не только материальные, духовные, в частности, психологические, но культурные в самом широком понимании этого слова. Следует иметь в виду, что воспитание как внутренний процесс саморазвития, воспитание как взаимодействие с социокультурной средой и воспитание как специально организованный педагогический процесс взаимосвязаны, взаимообусловлены и существуют лишь в неком единстве. В практике, в жизни эти феномены настолько слиты, что есть смысл говорить о трех сторонах единого процесса становления человека. Разводим же мы эти три значения, используя познавательный метод «абстрагирования» с целью познания воспитания и определения соответственно педагогической «ниши» в этом сложном явлении, Практика же воспитания потребует предельной интеграции всех трех ипостасей – природной, основанной на принципе саморазвития, социальной и педагогической. Лузина Л.М. Лекции по теории воспитания (для студентов педагогических вузов). – Псков, 1995. – С. 80-82.
В самой общем виде самовоспитание – это осознанное, управляемое самой личностью развитие, в котором в интересах общества и самой личности планомерно формируются качества, свойства, силы и способности человека, причем санкции воспитателя постепенно передаются воспитуемому. Самовоспитание – процесс, в котором взаимосвязано проявляется весь духовный мир человека, т.е. прежде всего взаимодействуют такие его стороны, как нравственность, интеллект, воля и эмоции. В известном смысле можно оказать, что самовоспитание – это процесс максимальной осознанности личностью себя, своего места в окружающем мире и своего поведения в нем. Самовоспитание всегда так или иначе связано с воспитанием, выступает как его продолжение, развитие, углубление, субъективное преломление. Давая определение самовоспитанию, необходимо учитывать его связь с воспитанием в детском и юношеском возрасте. Самовоспитание выступает как путь, метод, результат духовного развития личности в данный момент, но самовоспитание всегда также подчинено интересам будущего развития личности, оно всегда устремлено в завтра. Поэтому в начальный период самовоспитание стимулируется и мотивируется желанием походить на взрослых, затем пример заменяется идеалом, идеал – целью жизни. На высшем этапе самовоспитание определяется направленностью личности, т.е. всем главным, что есть у человека в настоящее время, и всем основным, что влечет его Я в будущее. Зрелое самовоспитание характеризуется: направленностью, социальными мотивами работы над собой; содержанием (умственное, физическое, нравственное, трудовое, эстетическое, волевое, профессиональное, комплексное); устойчивостью (случайное, эпизодическое, постоянное); эффективностью в формировании личности (выполняет функции главные и вспомогательные). Если самовоспитание – естественное развитие эффективного воспитания, то его коррекция осуществляется через перевоспитание. Этот процесс необходим, поскольку всякое развитие диалектично и неизбежно порождает негативные явления, отказ от отрицательного, устаревшего, ненужного при движении вперед. Перевоспитание – это исправление ошибок и недостатков в воспитании. Сущность перевоспитания – интенсификация положительного развития личности в том направлении, которое обеспечит максимальное позитивное изменение личности и одновременно преодоление всего, что мешает этому движению. Система перевоспитания включает: – диагностику отрицательных явлений в развивающейся личности; – изучение отрицательных воздействий в зоне социального окружения школьника, их нейтрализацию, а потом устранение; – разрушение отрицательного стереотипа, порока или недостатка специальными методами: «взрывом», переубеждением, переучиванием, приучением, поощрениями, наказаниями; – включение воспитанника в новую систему педагогических отношений, позволяющих ему проявить свои достоинства и препятствующих проявлению недостатков; – наконец, самоперевоспитание как борьба личности с имеющимися отрицательными качествами и социальными внешними влияниями. Кочетов А.И. Культура педагогического исследования. – 2-е изд., испр. и доп. – Мн., 1996. – С. 23-26.
«Перевоспитание» – термин далекого педагогического прошлого, когда ребенок, будучи для педагога объектом воздействия, трактовался как носитель суммы качеств. Предполагалось, что отрицательные качества нужно «удалять», «уничтожать», даже «вытравливать», «подавлять» (при этом упускалась нечаянная возможность «подавить» и самое личность ребенка), а положительные – вкладывать на место вытравленных, как если бы ребенок был магнитофоном, в который педагог может вставить нужную кассету с хорошей чистой записью, а дурную кассету, с непристойными записями удалить. Современная педагогическая мысль и гуманистическая психология утверждают принцип принятия ребенка как данности, уважение его индивидуальности, учет истории его становления, развития и формирования. С этих новых гуманистических позиций термин «перевоспитание» постепенно отходит в прошлое. В таком угасании педагогического термина нет ничего мистического или искусственного. Этот научный факт отвечает гуманистическим тенденциям современной общечеловеческой культуры, провозглашающей права человека на свободу, неприкосновенность и достоинство личности. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 1998. – С. 373-374.
Дети осложненного поведения доставляют школьному педагогу особенно много хлопот и неприятностей. Вероятно, поэтому их называют трудными, обозначив данным словом и то, что с ними «трудно справиться», и то, что им «трудно» живется при сложившихся обстоятельствах. Иногда таких детей характеризуют как педагогически запущенных, при этом, к сожалению, не указывают, какой педагог их «запустил»: тот ли, что сейчас с ним работает, или тот, которого не помнит даже сам воспитанник. Мы оставляем за границами нашего внимания так называемую группу риска – несчастных детей, совершающих противоправные действия либо ведущих образ жизни, чреватый деградацией и разложением личности. Последнее требует медикаментозного, психиатрического, психоневрологического и юридического воздействия. Осложненное поведение – это дисгармоничное поведение, отягощенное несоответствием того, что совершает субъект, с тем, что должно быть им произведено с точки зрения другого субъекта: общества, группы, партнера либо – самого субъекта. С точки зрения культуры осложненное поведение – это всегда поведение, выпадающее на какой-то период в какой-то отдельной сфере жизни из контекста культуры. Такое «выпадение» имеет множество причин, от эпизодических до систематических, от временных до постоянных, от поверхностных до глубинных. Всем людям свойственно осложненное поведение. Детям – в большей степени, потому что, входя в дисгармоничный мир, они не способны без помощи взрослого установить с ним гармоничные отношения, а взрослые не всегда оказывают мудрую помощь. Осложненное поведение порождается рядом причин. В первую очередь назовем неблагоприятное состояние ребенка, препятствующее разумному и спокойному конструированию поведения, – причина, столько же часто формирующая осложненное поведение и взрослых тоже. Во вторую очередь отметим кризисные фазы развития школьника, ставящие его в очень трудное положение, когда ресурсы личности уже исчерпаны, а новообразования еще не появились, чтобы удовлетворить растущие потребности. И лишь в третью очередь мы ставим в ряд причин осложненного поведения низкий уровень духовного развития ученика, о котором мало беспокоились взрослые. Понятно, эти три коренные причины могут завязываться в такой тугой узел, что не углядишь ни одной, а видишь только мучительную проблему неблагополучной жизни. Хочется разрубить этот узел быстро и разом, недостает сил наблюдать драму гибели личности. Ранний негативный социальный опыт этого несчастного подростка выявляет себя в постоянном нарушении социальных норм: гигиенических (немыт, нечесан, неприбран, не приучен к уходу за телом); эстетических (некрасив, нескладен, вызывающе уродлив, обряжен грубо и вульгарно, при случае уничтожает окружающую его красоту); правовых (присваивает чужое, приворовывает, разбивает и ломает чужую собственность); интеллектуально-речевых (скудный лексический запас, преобладает арго, примитивный строй речи, бытовая тематика общения, низкий уровень мышления); этических (грубость, жестокость, неуважение, жажда доставлять другим неприятности, недисциплинированность, страх перед сильными и самодурство по отношению к слабым). В портрете осложненного поведения всегда содержится хотя бы одна из этих характеристик. А рядом располагается, как вторая характеристика, разорванность межличностных отношений, когда ребенок остается один на один в этом сложном мире: родители решают свои бытовые проблемы; дети с ним не дружат, потому что он неприятен им дикостью и агрессивностью или замкнутостью и неумелостью; учительница исключает трудного ребенка из круга своего доброго внимания по причине неудовлетворительной деятельности; соседи, прохожие и пассажиры улыбки дарят другим ребятам – ухоженным, прелестным, общительным, веселым. И третья характеристика осложненного поведения – система негативных отношений к миру как логическое разворачивание клубка всех предыдущих факторов: подозрительность, неверие в доброту, детская ненависть, злоба, презрение к труду, пренебрежение к благополучно развивающимся сверстникам, жажда разрушения и уничтожения того, чем ребенок обделен. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии / Под ред. Н.Е. Щурковой. – М., 1998. – С. 138-142.
Всякое понятие есть уже обобщение и фиксирование вполне определенных знаний, поэтому рассмотрение понятий позволяет практику действовать наверняка и осознанно. Понятия дают окрашенную схему действий, предлагают правила. Посмотрим, действительно ли рассмотренные нами центральные понятия руководят педагогом-практиком. Если под «воспитанием» понимать введение ребенка в контекст общечеловеческой культуры, то этого более, чем достаточно, чтобы увидев, как ребенок пьет из бутылки, предложить ему сосуд для питья; увидев, как он держит руки в карманах, ведя разговор с дамой, попросить его этого не делать, увидев, что он отвлекся в момент работы учебной группы, остановиться в нерешительности и беспокойстве, удается ли ему потом понять пропущенное; и, увидев опоздавшего на занятия, предположить прежде всего, какие-то осложненные обстоятельства. Если помнить, что «воспитание» своим завершением имеет «самовоспитание», то просто и естественно педагог введет в содержание работы с детьми сообщение, как занимался собственным самосовершенствованием Франклин, Чехов, Амундсен и другие выдающиеся личности; просто и заботливо прозвучит вопрос ученику, который дурно себя ведет: «Чего ты хочешь? ». Если знать, что «воспитание» не исчерпывает «формирования» и последнее не подлежит организации, то встретившись с дурными манерами формировавшихся на улице (или рынке) девочек, педагог сделает вид, что не замечает вульгарного, и обратится к девочкам: «Милые дамы! » – предоставляя им иной опыт общения. Наконец, нужно сказать и последнее. Научные категории так же, как все в этом мире, динамичны, и смысл их подвижен, А это значит, что сегодняшнее прочтение понятий отражает современное толкование, но не является абсолютным и закрепленным на все времена. Именно подвижность центральных категорий заставляет педагога, прежде чем обратиться к изучению любого вопроса процесса воспитания, сначала рассмотреть значение этих центральных понятий. И, только обратившись к терминологическому значению и оговорив его, мы можем ставить вопрос о скрытой сущности явления, которое отражает понятие. Сущность не располагается на поверхности и недоступна «здравому смыслу». Вскрыть суть явления можно, лишь мысленно препарируя, анализируя его. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. И.П. Пидкасистого. – М., 1998. – С. 375-376.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-06; Просмотров: 526; Нарушение авторского права страницы