Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
В чем специфика философии как науки о всеобщем?
Как отмечалось, философия – это наука о всеобщем, о всеобщих основаниях бытия и человеческой деятельности. Но в различных философских системах и на разных этапах истории философии всеобщее трактуется неодинаково, поэтому исторически предмет философии постоянно претерпевает изменения. Философия древности в силу нерасчлененности знания включала в себя одновременно и естественно-научное познание, и поэтому конкретно вопрос о специфике предмета философии тогда Как указывалось, термин «философия» введен Пифагором, Аристотель считал, что такие формы знания, как физика, математика, медицина, изучают лишь отдельные части бытия, а философия – все бытие, то общее, что присуще всему существующему, высшие начала и принципы всякого бытия. Поэтому, считал Аристотель, философия – это «безраздельно господствующая и руководящая наука, которой все другие науки, как рабыни, не вправе сказать и слова против». А коль философы обладают высшей мудростью, то именно они должны руководить людьми. Такой позиции Эта натурфилософская претензия в прошлом проявлялась также в том, что философы, создавая всеобщую картину мира, пытались заполнять с этой целью «белые пятна» в науке надуманными, абстрактными, умозрительными схемами типа флогистона, философского камня, энтелехии и т.п.
Подобную позицию высмеял Г. Гейне: Разорванность мира терзает мне сердце. Отправлюсь с бедою к профессору-немцу. Он знает, как мир свести воедино – создаст он понятную всем картину. Из колпака и лоскутьев халата на дыры Вселенной кладет он заплаты. В наше время натурфилософский подход проявляется в попытках некомпетентного вмешательства философов в сферу кибернетики, генетики (что в нашей стране привело к преследованию ученых на идеологической почве, к отставанию нашей науки). Подобный подход проявляется также в сведении философии к простому набору естественно-научных данных, в участии философов в создании таких иллюзорных схем, как, например, теория развитого социализма и т.п. Сталинская (и не только сталинская) догматизация материалистической диалектики и материалистического понимания истории, омертвение философской теории, превращение ее в абстрактную схему и во всеобщую «отмычку» является также проявлением гипертрофированного натурфилософского подхода, который Как писал К. Маркс, «до сих пор философы имели в своем письменном столе разрешение всех загадок, и глупому непосвященному миру оставалось только раскрыть рот, чтобы ловить жареных рябчиков абсолютной науки». (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1. Главным содержанием философии является не мир в целом Есть, конечно, и не совпадающие с вышеприведенными мнениями. Л. Фейербах: «Начало философии составляет начало науки вообще, а вовсе не начало специального знания, отличного от знания реальных наук». О. Конт: «Философия – это сжатое изложение науки своего времени». Л. Витгенштейн: «Предмет философии – логический анализ языка науки». А. Камю: «Главный вопрос философии – это вопрос о том, стоит ли человеку жить». Б. Рассел: «Философия – это ничья земля между наукой и теологией. Эта ничья земля, подвергающаяся атакам с обеих сторон, и есть философия». Разумеется, не было и нет конца спорам о предмете философии и ее месте в обществе. Но одно бесспорно и нетленно: философия не просто отражает мир – она всегда рассматривает отношение человека к миру, мир вместе с человеком. Это определенное понимание всеобщих основ смысла человеческой деятельности. Философия выявляет наиболее общие представления, формы опыта, на которых базируется конкретная духовная и практическая деятельность. Это выражается в философских категориях – наиболее общих понятиях (например, материя, сознание, практика, движение, развитие, истина, противоречие и др.). Как видно из сказанного, можно констатировать, что предметом философствования являются различные аспекты всеобщего отношения мышления к бытию, мыслящего субъекта к окружающей действительности. Базисом всеобщего является объективность существования всех явлений, что обусловливает их общность, общие признаки – пространственно-временные характеристики, способность отражения и т.п. Общее – это определенное свойство (качество) или отношение, характерные для данного класса предметов, процессов, событий. (Например, наличие массы покоя, инерции, гравитации как общие свойства макротел; экономические отношения как общее свойство всех общественных явлений; и т.д.). Общее – это закон существования и развития всех единичных форм бытия материальных и духовных явлений. (Например, закон прибавочной стоимости как общее, как закон развития капитализма во всех его формах и на всех этапах развития; закон сохранения Внешнее проявление общего – сходство признаков, оно доступно непосредственному восприятию. Сущность общего, закономерность как общее отражается в понятиях, категориях, теориях. Таким образом, общее (а тем более всеобщее как присущее всему бытию) может быть схвачено в отличие от дискретного лишь разумом. Прав был Козьма Прутков в том смысле, что эмпирически «нельзя объять необъятное». Но неправ в том смысле, что его можно объять теоретически, т.е. через соотношение мышления и бытия. А это соотношение на всеобщем уровне доступно лишь философии как науке о всеобщем в его самой универсальной форме, и поэтому опять-таки можно сделать вывод, что предметом философии является взаимоотношение мышления и бытия. Могут ли конкретные науки (каждая отдельно и даже вместе взятые) познать всеобщее? Они могут отразить общее для той или сферы действительности, которая является их предметом, но всеобщее – это предмет философской науки, которая схватывает всеобщее на основе обобщения, анализа и синтеза всего опыта человечества, всех знаний. Всеобщее познается теоретическими методами, предполагающими абстракцию (отвлечение) от непосредственного эмпирического материала. Эмпирические данные, знания, полученные конкретными науками, практика человеческой деятельности – это исходный материал для философского обобщения. Чтобы отразить всеобщее, необходимо идти от частного, а затем провести теоретический синтез всеобщего на основе тех его признаков, которые охарактеризованы выше. Поэтому философия как наука Познание и знание всеобщего – это не только отражение реальности, но и универсальный принцип познания. Истина любой наукой познается, опираясь на всеобщие свойства действительности, аккумулированные в философской науке. Выводы философии универсальны и основательны, а отсюда они выступают в качестве наиболее универсальных и основательных принципов познания
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-06; Просмотров: 397; Нарушение авторского права страницы