Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Каковы основные атрибуты бытия и материи?
Материальные объекты обладают многочисленными свойствами, среди которых определяющими выступают атрибутивные свойства, без которых и вне которых материальные объекты существовать не могут, ибо атрибут (от лат. attribio – придаю, наделяю) – это всеобщее, внутреннее, неотъемлемое, универсальное свойство субстанции, проявляющееся у всех явлений природы, общества и познания как действительная сущность материи. К атрибутивным свойствам материи традиционно относятся движение, пространство, время. В истории науки и философии представления об атрибутах материи эволюционировали и уточнялись в процессе развития знания о действительности. Изначально внимание к атрибутивным характеристикам материальных объектов было обращено в античной философии. В процессе развития научного познания характеристики этих свойств уточнялись и наполнялись новым содержанием - атрибуты, так же как и субстанция (материя), объективны по своей природе, и они существуют независимо от наблюдателя, формирующего знание о нем; - атрибуты абсолютны, т.е. всеобщи, так как существуют везде и всегда, где есть субстанция (материя); - атрибуты относительны, ибо существуют не вообще, а в виде конкретных форм материальных объектов, каждая из которых конечна и преходяща и проявляет свои свойства, качество и особенность относительно друг друга; - атрибуты противоречивы, ибо выступают в неразрывном единстве устойчивости и изменчивости, непрерывности и прерывности, длительности и мгновенности. Эти характеристики и свойства атрибутов подтверждают Движение – это способ существования материи, обеспечивающий изменение вообще, так как в мире нет неизменных вещей, явлений, свойств и отношений. Материя без движения так же немыслима, как и движение без материи, ибо реальный мир – это мир движущейся материи. Положение о движении как способе существования материи предполагает выявление особых свойств, присущих как материи, так и движению, являющемуся атрибутом материи. К таковым свойствам относятся объективность, противоречивость, абсолютность и относительность. Важность изучения движения осознавалась всеми философами, ибо незнание движения ведет к незнанию сущности и бытия, К формам движения материи в неорганической природе относят: механическую форму движенияматерии, понимаемую как простое пространственное механическое перемещение тел в пространстве объектов реальной действительности; физическую форму движения материи, рассматриваемую как существование электромагнитных, гравитационных полей, изменения в структуре микроскопических тел (тепловые процессы, изменения агрегатных состояний, превращения элементарных частиц, звуковые и световые колебания); химическую форму движения, включающую в себя изменения Таким образом, под движением материи понимается не только простое механическое перемещение тел в пространстве, но и различные изменения состояний материальных объектов, всевозможные взаимодействия, осуществляющиеся между элементами сложных систем. Движение – это и превращение элементарных частиц, Основными принципами классификации форм движения материи являются следующие положения: - каждая из форм движения материи связана с определенным материальным носителем (субстратом), выступающим основанием для выделения определенного конкретного содержания движения; - формы движения материи качественно различны по степени сложности и несводимы друг другу, но каждая высшая форма движения выступает синтезом низших; - классификация форм движения материи выступает методологическим основанием для классификации наук. Понятие «форма движения» используется для того, чтобы выделить специфические закономерности, которые проявляются на различных ступенях развития объективной действительности. Каждая форма движения обладает качественным своеобразием. Вместе с тем они диалектически взаимосвязаны, ибо между ними существует единство и взаимное влияние. Высшие формы движения исторически возникают на основе низших, включая в себя в преобразованном виде относительно низшие. Вместе с тем высшие формы движения качественно отличны от низших, и их нельзя сводить Противоречивость движения проявляется в устойчивости Являясь атрибутом материи, движение обеспечивает статусное существование материи и ее структурное многообразие. Поэтому тезис о том, что нет движения без материи, как не существует материи без движения, подтверждает положения многих классических философов и философских систем о том, что объективная реальность – это движущаяся материя в ее различных формах проявления. Наивысшей формой движения материи выступает изучаемая общественными науками социальная форма, в которой в «снятом», преобразованном виде присутствуют все предшествующие формы. Вместе с тем, социальная форма движения имеет свою специфику, которая заключается в том, что история человеческого общества реализуется посредством деятельности людей, направленной на удовлетворение потребностей, формирующих систему интересов различных социальных групп. В зависимости от решаемых обществом проблем (экономические, социальные, политические, духовные), расстановки сил носителей потребностей и обоснованных интересов осуществляется социальное движение как общества в целом, так и различных социальных групп в реализации исторической необходимости. Противоречия между производительными силами Движение реализуется в определенных пространственных границах и конкретных временных рамках, выступающих также атрибутивными свойствами материи и объективными характеристиками, каковыми обладают все атрибуты материи. Категории пространства и времени позволяют зафиксировать структурную организованность бытия и его изменчивость. В мире нет движущейся материи, не обладающей пространственно-временными свойствами, как не существует пространства В процессе взаимодействия с объективным миром человек обнаруживает его структурную организацию, состоящую из материальных объектов, расположенных в конкретной определенности относительно друг друга, образующей устойчивые конфигурации и задающей границы объекта по отношению к окружающей среде. Вместе Очевидным фактом является то, что любой материальный объект занимает какое-то место, находится на каком-то расстоянии от других, обладает какой-то конфигурацией и размерами, имеющими три измерения. Эти формы существования материальных объектов называют пространственными формами и отношениями, или просто пространством. Таким образом, пространство – это форма бытия материи, характеризующая ее протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах, образующих порядок сосуществования материальных объектов и их состояний. Явления действительности характеризуются длительностью существования, последовательностью этапов развития. Процессы совершаются либо раньше, либо позже один от другого. Порядок смены состояний объекта образует структуру времени. Время – это атрибутивная всеобщая форма бытия материи, выражающая длительность и последовательность смены состояний всех материальных систем и процессов в мире. Время не существует само по себе, вне материальных изменений так же, как невозможно существование материальных систем и процессов, не обладающих длительностью, не изменяющихся от прошлого, через настоящее, к будущему. В V-IV веках до н.э. у представителей элейской школы античной философии Парменида и Зенона Элейского возникли трудности в понимании и интерпретации пространства и движения, заключающиеся в противоречивости их воспроизведения в логике понятий, так как бытию вещей присущи устойчивость и изменчивость, непрерывность и прерывность. Эта их особенность выражена в хрестоматийной апории Зенона «Летящая стрела». Парменид относил пространственное перемещение (движение) к чувственно воспринимаемым феноменам, то есть к предметам, которые существуют В истории философии сложилось два подхода в понимании пространства и времени – субстанциональный и реляционный. Субстанциональный подход рассматривает пространство Реляционный подход в понимании пространства и времени исходит из того, что пространство и время образуют неразрывное единство, выражая особые отношения между объектами и процессами, и вне их не существуют. С точки зрения Г. Лейбница пространство есть закон связи сосуществующих друг с другом состояний, а время – закон смены этих состояний. Если с точки зрения Ньютона, пространство, время и материя были абсолютно независимы друг Следует обратить внимание на то, что и тот и другой подходы имеют своих сторонников как среди материалистов, так и среди идеалистов. Если материалисты понимают пространство как объективно существующую форму субстанции, которая служит своеобразным вместилищем для материи, то идеалисты нередко представляют пространство как особую субстанцию духа. Субъективно-идеалистическое отрицание объективности пространства и времени обосновывали Дж. Беркли, Д. Юм, махизм. В частности, Д. Юм считал, что пространство и время не являются объективно существующими, так как они – феномены сознания, привычки человека видеть мир таковым, каким он нами воспринимается. Например, привычка Реляционная концепция пространства и времени указывает, что пространство и время являются особыми отношениями между объектами и процессами и вне их не существуют. Лейбниц эту концепцию развивал с позиций объективного идеализма, утверждая, что феномены пространства и времени порождаются «хорошо обоснованными» монадами, выступающими первоэлементами бытия. Сторонники диалектического материализма считают, что они объективные, не зависящие от человека формы бытия материи, Лишь в начале ХХ века благодаря открытию теории относительности А. Эйнштейном была окончательно доказана связь пространства, времени и движущейся материи. В результате новой теории оказалось, что с увеличением скорости движения, близкой к скорости света, изменения пространственных и временных характеристик приводят к сокращению пространственных интервалов Сегодня ученые говорят о неразрывном пространстве-времени, определяемом материальными телами (их массой, расположением, скоростью движения). В теории относительности Эйнштейна было убедительно показано, что фундаментальные свойства пространства и времени однозначно определяются характером тяготеющих масс. И это прекрасно понимал сам создатель теории относительности, который на вопрос о том, что дала его теория по сравнению с ньютоновской, ответил следующее: если, с точки зрения Ньютона, вы уберете тяготеющие массы, то пространство Специфика пространственно-временных отношений зависит от объекта и его структуры. Три основные сферы материального мира – неживая природа, жизнь, общество – характеризуются специфическими пространственно-временными характеристиками. В современной физике, исследующей процессы в неживой природе, выделяются специфические характеристики пространства-времени в мегамире, макромире и микромире. При этом выдвигаются гипотезы С появлением живой природы формируется специфический тип пространственно-временной организации. Возникает особое, биологическое пространство-время. Пространственную организацию живых организмов характеризует асимметрия «левого» и «правого» в группировках атомов. Живые системы возможны только из тех молекул, в которых имеется «левосторонняя» группировка. Растения четко проявляют реакцию на эти свойства пространства. Например, на вьющихся растениях спирали-усики завиваются только справа налево. С точки зрения В.И. Вернадского, биологическое пространство характеризуется такими свойствами как асимметрия левого и правого, симметрия кривых линий поверхности и др. Он выдвигал гипотезу о том, что биосферу следует рассматривать как сложную композицию различных неевклидовых пространств организмов и локальных евклидовых пространств неорганических объектов, с которыми и в которых взаимодействуют живые организмы. Время в живых организмах тоже протекает по-разному. Чем меньше организм, тем цикл его развития короче во времени, а чем крупнее – тем дольше. То же можно сказать и о сроках вынашивания детенышей различными животными. Любое растение имеет свой период вегитации, то есть свое время протекания в них биологических Активность живых организмов связана с наличием внутренних своеобразных моделей временной организации приспособления их к внешним изменениям, выступающих так называемыми биологическими часами. Следует отметить, что биологическое время характеризуется неравномерностью. Свою особенность проявления имеют пространство и время Понять природу социального пространства как объективно существующего позволяет системный характер общественной жизни, включающей в качестве своих компонентов предметный мир, который создается и обновляется посредством деятельности человека, а также его отношения к другим людям, состояния сознания человека, регулирующего его деятельность. Все это единое целое существует только благодаря взаимодействию всех составляющих частей его пространственных и временных отношений – мира природы, мира вещей «второй природы» (культуры), мира идей и мира человеческих отношений. Эти элементы социального пространства имеют надприродный характер, ибо они не возникают сами по себе в природе, а формируются только благодаря деятельности людей и несут на себе печать социальных отношений, характерных для каждой исторической эпохи. Именно благодаря деятельности людей социальное пространство обретает культурно-значимое объективное содержание. Внешне социальное пространство несет на себе печать особенностей производственной жизни, быта людей, особенностей менталитета, этнических и национальных традиций. Даже особенности архитектуры несут на себе печать климатических особенностей, национальных черт, традиций и уровня развития сущностных сил человека. Специфические черты и характеристики социального пространства отражаются в мировоззрении человека соответствующей исторической эпохи. Именно поэтому социальное пространство включает в себя и предметы «второй природы», созданной человеком (мир культуры), и отношения человека к человеку, и социальные связи между людьми, и духовные образования, которые фиксируются в системе общественно значимых идей, выступающих в качестве культурно-значимых пространственных форм. Социальное время является мерой изменчивости общественных процессов и выступает формой реализации человеческого бытия. В структуре социального времени взаимодействуют время природы, время общества, время человека и время человечества. Социальное время – есть высший уровень времени, так как только Субстанциональную основу социально-исторического времени составляет материальное производство, а субъектом выступает конкретно-исторический человек и различные социальные образования. Поэтому, несмотря на то, что социальное время является объективной формой бытия общества, но его содержание, восприятие и оценка носят субъективный характер, ибо оно связано с человеческими интересами. Для понимания сущности современного общества и истории его развития важное значение имеет рассмотрение времени в качестве ключевого момента, определяющего сущность, длительность, цикличность, повторяемость всей социальной жизни и способов социального действия. Временной контекст выступает демонстрацией всего человеческого, т.е. всего духовного в истории. Интерес к социальному времени возникает, когда поставлена проблема смысла человеческой жизни и истории как способа понимания бывшего, ставшего и становящегося, ибо прошлое мы знаем, в настоящем живем и исследуем его, а будущее предчувствуем или предсказываем. Именно этот ряд временных характеристик высветил две концепции (помимо уже рассмотренных – реляционной и субстанциональной) к анализу социального времени: статистическую, согласно которой события прошлого, настоящего и будущего существуют реально в предметах мира культуры и в процессе деятельности людей; динамическую, согласно которой реально существуют только события настоящего, события прошлого уже не существуют, а события будущего еще реально не существуют. Смысловые значения моментов социального времени для человека определяются степенью реализации человеческой сущности, степенью достижения поставленных целей и задач, направленных на реализацию социально значимых или индивидуальных интересов. Настоящему, прошлому и будущему соответствует три формы человеческого восприятия действительности: память прошедшего, внимание для настоящего и чаяние для грядущего. Поэтому нельзя не согласиться с И. Кантом, утверждавшим, что проходит не время, а существование изменчивого во времени. В неразвитых обществах ценность общественной жизни связывалась с прошлым временем, так как пространственные горизонты были ограничены пределами непосредственного бытия людей, Социальное время течет неравномерно. Оно уплотняется и ускоряется по мере исторического развития общества. В разных социальных структурах социальное время течет по-разному. Темп жизни в крупных городах гораздо выше, чем в маленьких. В период социальных перемен, зачастую неосознаваемых живущими поколениями, социальное время прессуется неоднозначными историческими событиями и протекает значительно быстрее, чем в периоды относительно спокойного развития. Это зависит, скорее всего, от интенсивности общественной жизни, событий, активности людей и их вовлеченности в социальную жизнь. Проблема полиструктурности социального пространства-времени, его изменения на различных этапах человеческой истории позволяет отметить, что важной закономерностью пространства-времени социальных систем является то, что в процессе развития общества происходит расширение социального пространства и уплотнение социального времени.
Какова структура бытия? Целостный мир – это всеобщее единство, которое включает Предлагается следующее структурирование бытия: 1) основные типы бытия: материальное и духовное; 2) основные сферы бытия: природа, общество, сознание; 3) основные формы бытия (о них будет сказано особо); 4) основные модусы (состояния) бытия: возможность (виртуальность) и действительность, необходимость и случайность; 5) основные виды бытия: индивидуальное бытие (шекспировский Гамлет: «Быть или не быть? Вот в чем вопрос») и бытие совокупности и неуничтожимости, несотворимости (М.В. Ломоносов: «Открылась бездна, звезд полна; звездам числа нет, бездне – дна»). Целесообразно выделить следующие основные формы бытия: 1) бытие вещей, процессов и состояний, которое делится на бытие природы как целого, и бытие вещей, процессов, произведенных человеком; 2) бытие человека, которое делится на бытие человека Когда речь идет о бытии вещей, процессов, состояний природы, то следует отметить, что они в своей целостности существуют до, вне и независимо от сознания человека и что в этом коренное отличие природы (ее вещей, процессов, состояния) как особой формы бытия. Природа в целом бесконечна в пространстве и времени – это уникальная особенность, которая не присуща отдельным вещам, процессам, состояниям природы. Последние выступают Первая природа является реальностью особого типа, а именно, она – объективная и первичная реальность, которая существует самостоятельно, независимо от человека и человечества. Для природы существовать совсем не значит быть воспринимаемой человеком. Природа объективно реальна и первична также и потому, что без нее невозможны жизнь, деятельность, появление, развитие В процессе жизнедеятельности люди не просто изменяют природу, но и создают вторую, «искусственную» природу. Ее отличие от первой природы состоит в том, что в ее предметах воплощены труд, опыт и знания людей. Кроме того, в них воплощено и то, что Бытие отдельного человека и всего человечества (человеческого рода) специфично и уникально. Но есть в нем моменты, которые общи и для человека, и для любой преходящей вещи природы. Поэтому правильным был в определенной мере подход ряда философов, исследовавших человека как тело среди тел. Но он правомерен лишь в рамках, когда сущность и содержание человека не сводится только к жизни и проявлению его тела. Взгляды, сводящие человека к вещи, являются антигуманными по своему содержанию. Человек по содержанию биосоциален, а по сущности – социальное существо. Но поскольку тело человека есть тело природы, то нельзя не рассмотреть предпосылки, которые общи для всех без исключения природных тел. Отсюда вытекает и вопрос жизни и смерти, который включен в более широкую проблему генезиса и эволюции самого человека как родового существа. В процессе человеческого бытия, каким бы специфическим оно ни было, предполагается удовлетворение в качестве его первичных предпосылок телесных, естественных потребностей. Без этого вообще невозможно человеческое существование. Вместе с тем бытие отдельного человека – непосредственное единство и автономия тела и духа. Функционирование тела, регулируемое работой головного мозга и нервной системой, тесно связано с психикой, духовной жизнью отдельного человека. Состояние духа в известном смысле зависит от здоровья тела человека. Вспомним хорошо известную народную пословицу: в здоровом теле – здоровый дух. Но не менее верно и другое суждение: здоровый дух играет существенную роль в поддержании нормального функционирования немощного тела человека. Обычно среди философов приводят как пример жизнь И. Канта, среди военных – А.В. Суворова, среди музыкантов – Л. Бетховена. Следовательно, специфической особенностью человеческого бытия является наличие неоднозначной, неуниверсальной детерминации (причинного действия) существования человека со стороны его тела. Это означает, что человек действует при удовлетворении своих потребностей не в простом соответствии с повелениями природы, в пределах пространства, норм и форм сознания, определяемых временными этапами конкретно-исторического развития общества. Эгоизм телесных, биологических потребностей зачастую регулируется и трансформируется духовно-нравственными, социальными по содержанию мотивами. Наиболее полно данное обстоятельство проявляется в героических деяниях и жертвенных поступках. Существование человека не ограничивается рамками природно-телесного, его специфика раскрывается как пересечение трех относительно различных бытийных измерений, когда: во-первых, отдельный человек рассматривается как мыслящее и чувствующее тело; во-вторых, в качестве продукта эволюции природы человеческий индивид принадлежит к виду Homo sapiens; в-третьих, человек существует и как социальное существо. Таковы исходные характеристики бытия человека. Человеческое бытие – реальность объективная по отношению к сознанию отдельного индивида и поколения людей. Но бытие людей не является абсолютно независимым от сознания, ибо специфика человеческого бытия заключается в уникальном единстве |
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-06; Просмотров: 577; Нарушение авторского права страницы