Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Какова структура философской науки?



 

 


БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ

Философия. Мировоззрение. Основной вопрос философии. Всеобщее. Система. Метод. Материализм, идеализм. Монизм, дуализм, плюрализм. Онтология. Социальные функции философии. Философствование и его типы.

 

Литература

Андреева И.С., Гулыга А.С. Русская философия: Словарь. М., 1995.

Бессонов Б.Н. Философия. История и современные задачи. М., 2006.

Введение в философию. Под ред. А.В. Солдатова. М., 2006.

Введение в философию. Под ред. И.Т. Фролова. М., 2005.

Глядков В.А. Феномен марксистской философии. М., 2001.

Горелов А.А. Основы философии. М., 2007.

Губанов Н.И. Нищета философии постмодернизма // Философия и общество. 2007. № 1.

Делезе, Гватари. Что такое философия. М.–СПб., 1995.

Драма советской философии. (Книга-диалог). М., 1997.

История философии. 100 экзаменационных ответов. Ростов н/Д, 2004.

История философии. Запад–Россия–Восток. Т. 1, 2. М., 1995.

Казаков Д.Ф., Николаев И.В. В защиту научной философии. СПб., 1999.

Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1990.

Маркс К. Тезисы о Фейербахе. Л. // Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 3.

Мир философии. Книга для чтения в 2-х частях. М., 1991.

Никифоров А.Л. Природа философии. М., 2001.

Николаев И.В. Философия как наука. СПб., 1998.

О настоящем и будущем (Размышления о философии) // Вопросы философии. 2007. № 1.

Ортега-и-Гассет. Что такое философия. М., 1991.

Основы философии. Под ред. В.И. Стрюковского. Ростов н/Д, 2005.

Потемкин А.В. О специфике философского знания. Ростов н/Д, 1973.

Путь в философию: Антология. СПб., 2001.

Словарь философских терминов. М., 2005.

Стрюковский В.И. Курс философии в схемах. Ростов н/Д, 2004, 2007.

Таранов П.С. Философия сорока пяти поколений. Звезды мировой философии. М., 1999.

Философский энциклопедический словарь. М., 2006.

Философское сознание: драматизм обновления. М., 1991.

Философия. Под ред. А.Н. Ерыгина. Ростов н/Д, 2004.

Философия. Кузнецов В.Г. и др. М., 2006.

Хрестоматия по истории, методологии. М., 2001.

Хрестоматия по философии: Учеб. пособие / Сост. П.В. Алексеев, А.В. Панин. М., 2000.

Целищев В.В. Можно ли изучать современную философию без чтения серьезных книг // Вопросы философии. 2001. № 11.

Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. Раздел «Философская вера».

 

Многообразие областей философского осмысления мира
(философия в системе культуры)

Философия природы Философия истории История философии Философия политики  
  Философия человека   ЯДРО   Философия права  
  ФИЛОСОФИЯ  
Онтология Гносеология
Методология Логика

 

МИРОВОЗЗРЕНИЕ  
  Философия техники     Философия морали  
Философия науки Философия социального управления Философия искусства Философия религии  
             

Структура мировоззрения

 

 

       
   
 
 

 


 

 


Мировоззрение – взгляд человека на мир и свое место в нем (совокупность знаний, взглядов, убеждений, идеалов, установок, норм, оценок).


ГЛАВА II
ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ МИРА. СТРУКТУРА, СПОСОБЫ И ФОРМЫ БЫТИЯ МАТЕРИАЛЬНОГО МИРА

Что такое бытие?

Жизнь людей, их деятельность и поведение всегда опираются на определенные предпосылки, которые принимаются без особых сомнений. Самая универсальная – естественное убеждение человека в том, что мир есть, существует и что при всех изменениях, совершающихся в природе и обществе, мир сохраняется как нечто целостное.

Проблема бытия возникает тогда, когда такие универсальные предпосылки становятся предметом размышления людей.

Установив, что мир есть, существует, человечество постепенно приходило к выводу, что мир существует везде, а отсюда напрашиваются вопросы о его прошлом и будущем. Отвечая на них, одни философы доказывали, что бесконечный мир непреходящ – всегда был, есть и будет, другие утверждали, что мир был, есть и будет, но имеет свое начало и конец не только в пространстве, но и во времени (эсхатология).

Специфика философского понимания бытия состоит в том, что люди в процессе деятельности отвлекаются от отдельных предметов и конкретных признаков и состояний. Далее они отвлекаются от общего, от различий между природой и человеком, индивидами и обществом, материальным и духовным. Мы ищем общее между всеми ними, т.е. всеобъединяющую, предельно общую мировую, космическую связь. Отсюда можно сказать, что категория бытия выступает как предельно общее понятие (высший уровень абстрагирования), которое объединяет по признаку существования самые различные явления, предметы и процессы, образующие определенную целостность. Иначе говоря, философская категория бытия обозначает весь существующий мир (космос, природу и общество на Земле) в его многообразии, целостности и единстве.

Подобное понимание бытия помогает избежать ряда ошибок. Одна из них связана с тем, что достижения современной науки открывают перед человеком новые мега-, макро-, микромиры с необъятными пространственно-временными характеристиками, ставят перед философами задачу осмысления конечности и бесконечности бытия. При решении данной задачи предпринимается попытка вывести бытие из небытия, доказать, что небытие абсолютно и первично по отношению к бытию (см.: Чанышев А.Н. Трактат о небытии // Вопросы философии, 1990. № 10. С. 158–165). Эти, а также целый ряд подобных способов доказательства абсолютного и первичного характера небытия оказываются непродуктивными и бессмысленными, если будем иметь в виду, что переход бытия в небытие представляет собой переход одной конкретной формы бытия в другую конкретную форму бытия. Конечность существования любого конкретного вида бытия, переход его в небытие означает лишь становление другого вида конкретного бытия. Ничто не возникает из ничего и не исчезает бесследно, а лишь переходит из одной формы в другую. Этот вывод логически вытекает из всей истории развития естествознания, практики и научного познания в целом, если формой существования бытия признать постоянное его качественное изменение и развитие. Философия фиксирует не просто существование мира, а более сложную связь всеобщего характера, где многообразные предметы со всеми их свойствами и особенностями и существуют,
и одновременно связаны со всем тем, что имеется во Вселенной.

 

Что такое бытие как предельное основание
в понимании мира?

Философия как особая форма интеллектуальной деятельности постигает объективную действительность посредством теоретического мышления, которое не «замутнено» чувственными повседневными впечатлениями и переживаниями в процессе взаимодействия с эмпирической данностью мира. Именно в силу этой ее особенности многие философы называли философию «душой культуры», «эпохой, схваченной в мысли», «квинтэссенцией эпохи», «мыслью вслух» и т.п.

Обращаясь к окружающему миру, к различным событиям, люди обнаруживают, что мир противоречив, что он изменчив и постоянен одновременно. Задумываясь над этим, стремясь понять окружающий мир, обнаружить связи между различными событиями, порой отдаленными друг от друга, человек обнаруживает, что обо всем, о чем он задумывается, можно сказать: это было, это есть, это будет. Совокупность всех состояний явлений и процессов в прошлом, настоящем и будущем составляет содержание понятия «действительность» или «реальность». Среди мира вещей и процессов имеют место такие, которые существуют объективно вне нас, вне нашего сознания, которые называют «объективной действительностью», или «объективной реальностью».

Но в процессе жизнедеятельности людей существует и другого рода реальность, связанная с сознанием, выражающем мысли, понятия, мнения, предрассудки, образы, научные и ненаучные знания, которую называют субъективной реальностью. Явления и процессы, образующие субъективную реальность, существуют в сознании человека, в его мышлении и выражаются в мыслях и образах, в научных знаниях, художественных образах и т.п. Создаваемая людьми субъективная реальность определенным образом связана с объективной реальностью, как и сам человек связан с окружающим его миром. Мысли, образы, чувства, желания, составляющие содержание субъективной реальности, побуждают человека к деятельности и направляют ее на удовлетворение потребностей и обоснование интересов.

Таким образом, существующая вне человеческого сознания объективная реальность и являющаяся продуктом человеческого сознания и существующая в нем субъективная реальность, несмотря на серьезные различия по форме существования, находятся
в тесном единстве, взаимосвязаны, взаимодействуют и влияют друг на друга. Эта глубинная связь их единства и взаимодействия, охватывающая все возможные состояния объективной и субъективной реальности, всю действительность в прошлом, настоящем и будущем, отражается и фиксируется философской категорией «бытие», которую многие мыслители считают основанием философии, ибо при рассмотрении бытия мысль достигает предела обобщенности, абстрагирования от единичного, частного, преходящего, а осмысление бытия позволяет понять сокровенные (скрытые) основы существования как многообразного мира природы, так и коренные вопросы, которые человек способен ставить перед собой в самые сложные периоды своего существования. Размышления о бытии позволяют философской мысли охватить всю Вселенную, как бы соединяя бесчисленные миры, времена, жизни и судьбы многих человеческих поколений. Философские проблемы бытия изучаются специальной философской дисциплиной – онтологией, являющейся учением
о бытии, сущем, а также формах его организации, атрибутах и фундаментальных принципах.

Античный философ Парменид одним из первых в западно-европейской мысли ввел и стал употреблять философское понятие «бытие» в его общем абстрактном значении. Данное понятие позволяет выявлять и изучать предельно общие связи и отношения реальной действительности. Проблема бытия возникает тогда, когда такие универсальные предпосылки становятся предметом размышления людей. Установив, что мир есть, существует, человечество постепенно приходило к выводу, что мир существует везде, а отсюда возникали вопросы о его прошлом и будущем. Отвечая на них, одни философы доказывали, что бесконечный мир непреходящ – всегда был, есть и будет, другие утверждали, что мир был, есть
и будет, но имеет свое начало и конец.

Специфика философского понимания бытия состоит в том, что люди в процессе познания отвлекаются от отдельных предметов, их конкретных признаков и состояний, от различий между природой
и человеком, индивидами и обществом, материальным и духовным и ищут общее между всеми ними. Это общее заключается в том, что они существуют здесь и сейчас, существовали в прошлом и будут существовать в будущем, составляя определенную целостность. Отсюда можно сказать, что бытие выступает как предельно общее понятие (высший уровень абстрагирования), которое объединяет по признаку существования самые различные явления, предметы
и процессы, образующие определенную целостность. Иначе говоря, философская категория бытия обозначает весь существующий мир (природа, человек и общество, знание) в его многообразии, целостности и единстве. Понимание бытия мира как целого неотделимо от бытия в мире всего, что существует.

Таким образом, в категории бытия интегрируются основные характеристики существующего мира, которые заключаются в том, что, во-первых, мир есть и существует как беспредельная и непреходящая целостность; во-вторых, природное и духовное, индивидуальное и общественное существуют в различных формах, но их существование выражает собой единство мира; в-третьих, в силу объективной логики существования и развития мир в различных формах своего существования образует совокупную реальность, действительность, которая предзадана сознанию и деятельности конкретным индивидам и поколениям людей.

Целостный мир – это всеобщее единство, которое включает
в себя множество существующих в их конкретности и целостности вещей, процессов, явлений, состояний, живых организмов, человеческих индивидов. Общие связи бытия проявляются не иначе, как через связи с отдельными предметами, явлениями, процессами. Каждое отдельное по-своему неповторимо, уникально. Но как бы ни были уникальны единичные проявления бытия, практика и познание требуют, чтобы отдельное обобщалось, объединялось в группы,
в обширные целостности. При этом учитывается то, как именно отдельное существует. Обнаруживая определенное сходство условий, способов существования отдельных вещей, предметов и процессов, философия объединяет их в такие группы, которым присуща общность формы бытия. Вместе с тем, в процессе познания и практики в предметах обнаруживаются не только предельно общие свойства и связи, но и что-то неповторимое, несходное при сравнении их
с другими предметами, явлениями. Все это выступает в качестве особенного, а бытие предстает как единство всеобщего, особенного и единичного.

Таким образом, бытие характеризует собой многоуровневый, саморазвивающийся процесс, который не может быть сведен только к предметно-вещественному миру. В этой связи принято выделять следующие различающиеся, но и взаимосвязанные основные формы бытия:

1) бытие вещей (тел), процессов, включающее бытие вещей, процессов, состояний природы, т.е. бытие природы как целого и бытие вещей и процессов, которые произведены человеком;

2) бытие человека, подразделяющееся на бытие человека
в мире вещей как представителя вида биологической популяции
и специфически человеческое бытие, проявляющееся в системе различного рода общественных (социальных) отношений;

3) бытие духовного (идеального), которое делится на индивидуализированное духовное и объективированное, духовное, проявляющееся как внеиндивидуальное или надиндивидуальное духовное;

4) бытие социального, которое делится на индивидуальное бытие (бытие отдельного человека в обществе и в процессе истории) и бытие общества в целом, или общественное бытие.

Каждая форма бытия имеет свою специфику и представляет собой исторически развивающуюся систему.

Исторически первой предпосылкой, основой человеческой деятельности были и остаются сегодня вещи, процессы, состояния природы, которые возникли, существовали до человека, существуют вне и независимо от сознания и деятельности людей, получившей название «первая природы». О бытии первой природы можно утверждать, что ее вещи, процессы, состояния, ее целостность существуют до, вне и независимо от сознания человека. Именно в этом – коренное и постоянное отличие природы (ее вещей, процессов, состояний) как особой формы бытия.

Бытие вещей, процессов включает в себя не только естественную природу, но и природу, созданную человеком, т.е. очеловеченную природу, в которой опредмечен труд и знания человека. Эта форма бытия связана с целесообразным характером обеспечения жизнедеятельности людей, в то время как развитие природы подчинено естественно-исторической закономерности и не терпит чуждой, навязанной ей цели. Бытие предметов второй природы представляет собой единство природного материала и опредмеченного идеального содержания. Перед последующими поколениями такая реальность выступает как объективно заданные условия жизни
и деятельности.

В процессе жизнедеятельности человек для удовлетворения потребностей начинает воздействовать на окружающую его «первую» природу. В результате этого воздействия возникает и формируется целый мир произведенных человечеством вещей, процессов, состояний, который назван «второй природой», или миром человеческой культуры.

Специфика бытия предметов «второй природы» и ее целостности состоит в том, что это совершенно новая по сравнению с первой природой комплексная (природно-духовно-социальная) реальность, в предметах которой воплощены труд, опыт и знания людей, т.е. в них присутствуют элементы социального опыта, знаний, обретающих надличностный характер и составляющих «социальную душу» мира «второй природы».

«Вторая природа» – мир единый и в то же время чрезвычайно многообразный. Это – орудия труда от самых первых, простых, созданных человеком на заре цивилизации до сложнейших современных машин и механизмов, средств транспорта и коммуникаций.

Отличие бытия предметно-вещного мира культуры от бытия природных вещей – это не только отличие искусственного (созданного, произведенного) от естественного. Главное отличие в том, что бытие «второй природы» по самому своему существу есть социально-историческое, аименно – цивилизационное бытие.

В процессе самореализации бытия особое значение принадлежит социальному (общественному) бытию, понимаемому как многообразие отношений, в которые люди вступают в процессе жизнедеятельности. Основу бытия социального составляет социально-производственная, коллективная деятельность людей. По структуре социальное бытие представлено реалиями повседневности, предметно-практической деятельностью и многообразными отношениями между людьми. Деятельность выступает главным системообразующим фактором социального бытия.

Развитие социального бытия осуществляется в процессе непрерывного взаимодействия с бытием «первой» и «второй» природы, бытием индивидуальным, представляя собой единство предметности и процессуальности – не только как результат жизнедеятельности индивидов, но и как конкретно-исторический, уникальный процесс организации бытия. Общественное бытие предстает как объективная реальность, которая первична по отношению к сознанию отдельного индивида и поколения.

Выделение сфер бытия (природа, общество, человек, сознание) позволяет теоретически зафиксировать, что явления, события, процессы, включенные в эти сферы, образуют определенную целостность. Вместе с тем возникает вопрос: имеется ли нечто, объединяющее эти сферы, можно ли говорить о единстве всего бесконечного многообразия мира? Если можно говорить о единстве, то что составляет основу этого единства? Это приводит к представлению
о некоторой общей основе, обеспечивающей целостность и самоорганизацию бытия.

В основе представлений о самоорганизации бытия лежит принятие некоей первоосновы, которая самодостаточна и для своего обоснования не требует ничего иного. Для обозначения самодостаточного, самообусловленного бытия используется понятие «субстанция», фиксирующее абсолютное начало. Субстанция – это то, что существует само по себе и существует само через себя, т.е. то, представления чего не нуждаются в другой вещи, из которой оно могло образоваться. В качестве субстанции можно мыслить и материю, и дух.

Исследовать вещи и явления в аспекте их субстанциональности – значит анализировать их существование с точки зрения внутренних причин и взаимодействий, понимать причинную обусловленность.

С категорией «субстанция» связано понятие «субстрат», понимаемое как фундаментальный слой реальности. Всякий конкретный субстрат выражает специфическое качество. Субстратом социальной жизни является человек, целесообразная деятельность которого лежит в основе всех социальных изменений.

Учения, объяснявшие единство мира и исходящие из одной субстанции, называются монистическими. Но само понимание субстанции может быть различным: в качестве субстанции можно мыслить и материю, и дух. Соответственно этому следует различать материалистический монизм (Гераклит, Демокрит, Спиноза) и идеалистический монизм (Платон, Беркли, Гегель). В современной философии выдвигаются различные иррациональные реальности на роль субстанциональной основы мира («воля к власти» Ф. Ницше; «жизненный порыв» А. Бергсон и др.). Монизму противостоят дуалистические (Р. Декорт, И. Кант) и плюралистические (монадологический плюрализм Г.В. Лейбница, плюралистическая концепция
У. Джеймса и др.) концепции.

Можно говорить о плюрализме (лат. pluralis – множественный), но разумеется, не в смысле множества мнений, взглядов, а в научно-философском смысле. Например, древнекитайские философы утверждали, что первооснов, «семян вещей», много, как минимум пять, древнеиндийские философы – четыре.

Современные представители материалистического монизма рассматривают сознание не как субстанцию, а как особое свойство материи, присущее только высшим формам ее организации. В материалистическом понимании субстанции подчеркивается ее объективность, абсолютность, несотворимость и неучтожимость, необусловленность ее существования каким-либо духовным началом.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-06; Просмотров: 521; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.047 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь