Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Что такое аксиология и что она изучает?
С середины XX в. и по сию пору подвержены стремительным изменениям и наука, и философия, и естествознание. Стремительно меняется мир и вслед за ним преображается его «духовное сопровождение». В нем появились совершенно новые, наряду с традиционными, составные части, учения и доктрины. Такие разделы, которых еще не было в 1959–2000 гг., сегодня уже признанные научные дисциплины. К их числу принадлежит и философия науки, и аксиология, и вернулась из небытия проблема онтологии, и т.д. Аксиология (от греч. axia – ценность и logos – учение) – наука, или учение о ценностях духовно-практической жизни индивидов Проблема ценностей ставилась И. Кантом, Э. фон Гартманом, М. Вебером, а также неокантианцами Баденской школы философии. Эти и ряд других философов считали, что проблема ценностей не поддается строгому научному анализу и относится к области вненаучного, точнее – социально-гуманитарного знания. Однако в XX в. целесообразность ценностной ориентации становится насущной проблемой не только социально-гуманитарного знания, а всей системы наук, в том числе и естественнонаучных. Дело в том, что аксиологизация – процесс проникновения субъективных элементов в систему объективного знания – стала насущной проблемой особенно после середины прошлого века, когда обнаружилось проникновение, а иногда и сильнейшее влияние гуманитарных знаний на естественно-научные дисциплины. К тому времени исторически сложившиеся методы привели к тому, что стало необходимо ориентировать научное познание на выявление адекватной, отвечающей реальности картины мира. Сущность данного принципа сводится к необходимости заострять внимание ученых как на объективности процесса естественно-научного познания, так и на необходимости учета субъективного содержания науки, ибо ее «делают» не безликие существа, а индивиды, имеющие определенное мировоззрение, усвоившие философские категории и принципы, которые в принципе не лишены аксиологических, ценностных аспектов. Аксиологизация естественнонаучных дисциплин, не говоря уже о социогуманитарных науках, проходит под влиянием социальных институтов, политических систем и партий, государственных деятелей, оказывающих поддержку научных проектов, оценивающих вклад ученого данной страны в общемировое развитие науки. Одним из важных факторов работы исследователей является нравственный фактор как определенное средство и побудительный мотив, направляемый на достижение успехов в научной деятельности. Нравственные (аксиологические) ценности поэтому неустранимы в науке. Повышение степени аксиологичности науки включает в себя несколько аспектов. Во-первых, объективная логика развития науки рождает большое разнообразие направлений познавательного процесса, что приводит к постановке вопросов о реальности и даже необходимости Во-вторых, глубина, степень и масштабы воздействия науки требуют возможного (вероятного) прогнозирования отдельных результатов научных исследований, их последствий. В-третьих, естественнонаучное познание все более ориентировано не только на познание и выявление сугубо природных закономерностей, но и на изучение человека, основ его бытия, коммуникативных взаимоотношений с природой. Это вызывает процесс взаимосвязанного, современного развития природы и общества, Однако здесь возникает у ряда ученых сомнение относительно того, что любой научный процесс при элиминации в нем человеческого фактора лишается по существу ценностного содержания. Поэтому экологический закон, выходящий, правда, за пределы развития «чистого» естествознания, гласит: «Мы должны стабилизировать экосистему путем взаимного ограничения роста, потому что экосистема стабилизируется лишь при ограниченной нагрузке или же разрушается, и каждый из нас должен сохранить жизнь другого человека». (См.: Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990. С. 264.) Как видим, здесь глобальная (масштабная) реализация современных технологических способов взаимодействия в социально-культурной среде может привести к негативным последствиям, Далее, несмотря на утверждения, что фундаментальные естественнонаучные исследования, изучающие объективные природные процессы, якобы в основе своей лишены ценностных аспектов, не вполне корректны и не выдерживают критики, ибо в конечном счете имеют аксиолого-прагматический, точнее – нравственный смысл. На практике (и это истина) все фундаментальные естественные науки содержат в себе имплицитно ценностные элементы. Что касается гуманитарных наук, то у них самая высокая степень аксиологической направленности, так как они имеют дело с человеком, его бытием и условиями его существования. На базе научных норм складываются различные социальные технологии, способы рационализации жизненного мира человека. Нормативность и творчество – две взаимодополняющие стороны культуры. В своем историческом бытии нормы наук неотрывны от существующих в настоящее время в культуре ценностей, ибо переводят их в практическую плоскость, когда возникает потребность не только воспользоваться научными нормами, но и создавать на их основе новые научные концепции. В последние десятилетия XX века в науковедении была проделана аналитическая работа по выявлению ценностных форм Что собой представляет «предпосылочное знание» Сущностью «предпосылочного знания» является научная картина мира (НКМ), через которую происходит передача фундаментальных идей, принципов, а также системы ценностей из одной науки в другую (там же). Действительно, современная наука выработала понятие научной картины мира, которая объединяет и объясняет определенный круг явлений и процессов природы (естественнонаучная картина мира), общества (социально-философская картина мира) и человеческого сознания (социально-гуманитарная картина мира). Термин «научная картина мира» ввел в научный оборот немецкий ученый Герц, понимавший под НКМ «внутренний образ мира, который складывался у ученого в результате исследования внешнего, объективного мира. Если этот образ адекватно отражает реальные процессы, то и принципы и законы НКМ должны соответствовать объективным закономерностям внешнего мира. Как писал Ф. Энгельс, «философия каждой эпохи располагает в качестве предпосылки определенным мыслительным материалом, который передан ей предшественниками». Однако в НКМ входят Действительно, НКМ во многом определяет жизненный путь человека, представляет собой высочайшую научную ценность и даже идеал индивида, на который он всегда вынужден равняться и которому во всем должен следовать. НКМ, особенно в социально-гуманитарном знании, в конечном счете, определяет и личность ученого, художника и поэта, и исторический этап духовного производства. В социально-гуманитарном знании НКМ, таким образом, носит личностный характер. В ней отражаются, безусловно, и свидетельства субъективного повседневного опыта, и научные представления физики, химии, астрономии, и весь духовный, культурно-исторический пласт, который человек воспринял, переработал и воплотил Таким образом, в культурной картине мира, составляющей стержень социально-гуманитарного знания, сходится великое множество областей человеческого существования и глубин его бытия В социально-гуманитарном знании и создается тот феномен, который называется общечеловеческие культурные ценности.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-06; Просмотров: 520; Нарушение авторского права страницы