Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Второй половины XIX – первой четверти XX в.?



 

 

 

Основные представители русской религиозной философии:
В. Соловьев (основоположник), С. Булгаков, братья Трубецкие,
П. Флоренский, С. Франк, Н. Бердяев и др.


ГЛАВА ХХVI
ФИЛОСОФИЯ МАРКСИЗМА

 

Марксистская философия, как и марксизм в целом, выступала одним из важнейших направлений духовной жизни ХIХ и ХХ веков. На эту ее особенность обратил внимание один из родоначальников неопозитивизма Б. Рассел, отмечавший, что почти половина мира сегодня (вторая половина ХХ века) – это страны, которые верят
в марксистские теории. (См.: Рассел Б. Мудрость Запада. Историческое исследование западной философии в связи с общественными и политическими обстоятельствами. М., 1998. С. 411.)

Основателями философии марксизма были К. Маркс и Ф. Энгельс.

Карл Маркс (1818–1883) родился в г. Трире в семье адвоката Генриха Маркса. После окончания в 1835 году трирской гимназии обучался на юридическом факультете Боннского и Берлинского университетов. С начала 1839 года Маркс целиком посвящает себя философии, а 15 апреля 1841 года получает диплом доктора философии. В этот период он сходится с представителями радикального крыла гегелевской философии – младогегельянцами, которые объединились в так называемый «Докторский клуб». Маркс очень скоро стал одним из лидеров и духовных руководителей этого клуба.

Глубина и широта знаний, сила логики и последовательность суждений вызывали восхищение у людей, общавшихся с ним. Осенью 1841 года один из видных младогегельянцев Мозес Гесс, обычно не очень щедрый на лестные оценки, так писал своему другу Б. Ауэрбаху о впечатлениях от встречи с молодым доктором философии:

«...Будь готов познакомиться с величайшим, быть может, единственным из ныне живущих, настоящим философом... Доктор Маркс, таково имя моего кумира, еще совсем молодой человек (едва ли ему более 24 лет); он нанесет последний удар средневековой религии и политике; в нем сочетаются глубочайшая философская серьезность с тончайшим остроумием; представь себе соединенными в одной личности Руссо, Вольтера, Гольбаха, Лессинга, Гейне и Гегеля; я говорю соединенными, а не механически смешанными – и ты будешь иметь представление о докторе Марксе» (Цит.: Карл Маркс. Биография. 2-е изд. М., 1973. С. 15).

Свое жизненное кредо молодой Маркс выразил лаконично: «Мой удел – к борьбе стремиться». Всю свою жизнь он посвятил прометееву служению человечеству. В сочинении «Размышления юноши при выборе профессии» выпускник трирской гимназии Карл Маркс писал, что критерием при выборе профессии должно быть благо человечества: «Если мы избрали профессию, в рамках которой мы больше всего можем трудиться для человечества, то мы не согнемся под ее бременем, потому что оно – жертва во имя всех; тогда мы испытаем не жалкую, ограниченную, эгоистическую радость, а наше счастье будет принадлежать миллионам...» (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. Т. 40. С. 7).

С 1842 года Маркс был сотрудником, а впоследствии редактором «Рейнской газеты». После закрытия газеты в 1843 году переехал в Париж, где работал в «Немецко-французском ежегоднике». Духовный климат Германии 40-х годов ХIХ века, усиление репрессий прусского правительства приводят к тому, что многим мыслящим интеллигентам запрещают выступать с кафедры. Эта участь постигла Фейербаха и Штрауса, Бауэра и Рутенберга. Участь эта не обошла и Маркса, когда он формально получил право достойно занять место за кафедрой.

Будучи по своей натуре мыслителем-борцом, Карл Маркс включился в публицистическую деятельность, где интеллигенции, лишенной права читать лекции для студентов, еще можно было развивать свои теоретические и политические идеи, читать лекции, но уже правительству.

Журналистика и публицистика являлись такой средой, где теоретическая и практическая деятельность сливались воедино, где философия соединялась с действительностью, с активной политической борьбой.

В 1845 году Маркс покинул Францию и переехал в Брюссель, где в 1848 году совместно с Ф. Энгельсом подготовил для Союза коммунистов «Манифест коммунистической партии».

В 1848 году Маркс был арестован и выслан из Бельгии. С 1849 года и до конца жизни Маркс жил в Лондоне, где написал свои основные экономические и политические работы. Маркс был одним из организаторов и руководителем I Интернационала.

Не только друзья Маркса отмечали его незаурядный ум и страстность натуры, но и те, против кого он поднял знамя борьбы. Так, полицей-президент Берлина в своем секретном отчете в апреле 1852 года отмечал, что партия Маркса – Энгельса «стоит намного выше всех членов «Эмиграций», «Агитаций» и центральных комитетов, ибо бесспорно располагает большей силой знаний и таланта.

«Сам Маркс – известная личность, и следует признать, что
у него в одном кончике пальца больше ума, чем в головах у всей прочей компании» (цит.: Карл Маркс. Биография. 2-е изд. М., 1973. С. 271).

К. Маркс умер 14 марта 1883 года. По этому поводу его друг
и соратник Ф. Энгельс писал: «Человечество стало ниже на одну голову, и притом на самую значительную из всех, которыми оно в наше время обладало». (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 35. С. 386.)

Фридрих Энгельс (1820-1895) родился в семье текстильного фабриканта в г. Бармене, ныне Вупперталь. В 1834–1837 годах учился в гимназии, которую по настоянию отца оставил и занялся изучением коммерческого дела в торговой фирме отца. В 1839 году начал изучать немецкую философию, в особенности произведения Гегеля.

В 1841–1842 годах отбывал воинскую повинность в Берлине,
в процессе которой посещал лекции в Берлинском университете.
В теоретических поисках Ф. Энгельс примыкал к младогегельянцам, которые стремились из философского учения Гегеля делать атеистические и революционные выводы.

В ноябре 1842-го– августе 1844 года Энгельс жил в Великобритании, где работал в конторе бумагопрядильной фабрики в Манчестере, совладельцем которой был его отец. В этот период он изучает политические и социальные отношения наиболее развитой державы. Именно здесь происходит его переход от идеализма к материализму и от революционного демократизма – к выработке научной социальной теории.

В работе «Положение рабочего класса в Англии», анализируя социальные последствия промышленной революции, Энгельс приходит к открытию диалектики производительных сил и производственных отношений и формулирует положение о необходимости соединения теории социализма с рабочим движением.

В апреле 1845 года Энгельс и Маркс приняли решение о том, чтобы сообща разработать материалистическое понимание истории
в форме критики немецкой послегегелевской философии, которое нашло свое воплощение в их совместном труде «Немецкая идеология».

В 1848 году по поручению 2-го конгресса Союза коммунистов Маркс и Энгельс разрабатывают программный документ этой организации – «Манифест коммунистической партии», в котором изложены основные идеи социальной теории марксизма.

В сентябре 1870 года Энгельс окончательно переселяется
в Лондон, где получает расцвет его теоретическая деятельность, воплощенная в его важнейших философских и естественнонаучных работах. После смерти К. Маркса вся тяжесть по руководству международным движением и дальнейшему развитию марксистской теории легла на плечи Ф. Энгельса.

Роль Ф. Энгельса в создании и особенно в разработке теории, которая по праву носит имя Маркса, чрезвычайно велика.

 

Каковы социально-экономические условия, теоретические
и естественнонаучные предпосылки формирования
философии марксизма?

 

Марксизм сформировался в Германии, но его нельзя рассматривать как чисто немецкое явление, так как в нем нашли отражение интересы и потребности международного рабочего движения. Характеризуя процесс формирования философии марксизма, его теоретическую значимость и значительное влияние на духовную ситуацию эпохи, необходимо отметить, что марксизм возник не в стороне от столбовой дороги мировой цивилизации, а, с одной стороны, явился продолжением всего того, что выработано человечеством,
и, с другой, марксизм принял вызовы эпохи и дал ответы, которые история поставила перед ищущей теоретической мыслью.

Социально-экономические предпосылки философии марксизма. Для ответа на вопрос о том, какие исторические условия способствовали зарождению конкретной теории, отражающей социальные вызовы эпохи, необходимо иметь представление о том, что
из себя представляло конкретное общество.

К середине ХIХ века окончательно сформировался капиталистический способ производства, и со всей очевидностью стали проявляться противоречия, связанные с социальным неравенством общества, приводящим к проявлениям антагонистических противоречий между основными классами этого общества – буржуазией
и пролетариатом. Капитализм настолько упростил общественные связи и отношения, что решение вопроса о движущих силах общественного развития стало очевидным и открывало путь к разработке философских концепций, стремящихся научно объяснить особенности человеческой истории.

Возникновение марксизма в середине ХIХ века было подготовлено ходом истории, вызвано объективными общественными потребностями. Социальной основой появления марксизма явился рост противоречий капитализма, выступление пролетариата, имеющего свои особые экономические и социальные интересы, в качестве самостоятельной политической силы, которая требовала идеологического обоснования и выявления природы интересов и их роли в реализации исторической необходимости и социального прогресса.

Рабочий класс все больше использует новые организованные формы борьбы – стачки, восстания. Чартистское движение в Англии стало первым политически оформленным пролетарским движением, требующим предоставления демократических свобод в политической жизни страны.

Во Франции крупнейшим социально-политическим событием
с участием пролетариата стало восстание лионских ткачей в 1834 году, проходившим под лозунгом «Жить, работая, или умереть
в борьбе». В полуфеодальной Германии, раздробленной на десятки государств, произвол буржуазии, тяжелые условия труда приводили селезских ткачей в 1844 году к открытым выступлениям пролетариата за обеспечение человеческих условий труда и его оплаты.

Таким образом, к середине ХIХ века объективно возникает потребность в теории, способной вскрыть сущность, определить перспективу социального развития, служить средством построения общества, способного обеспечить социальное, экономическое и политическое равенство членам общества, а также требовалось научное обобщение опыта классовой борьбы пролетариата и обоснование исторической перспективы пролетариата, ведущего борьбу за социальное освобождение. Говоря словами Маркса, необходимо было превратить пролетариат из класса «в себе» в класс «для себя».

Марксистская концепция общества и социальных отношений, создававшаяся в результате осмысления уроков социально-полити­ческих движений, складывалась во взаимосвязи с формированием нового мировоззрения.

Теоретические источники марксизма. Для формирования марксизма как целостной социально-философской теории важную роль сыграли: французский материализм второй половины ХVIII века в лице Ж.-Ж. Руссо (1712–1778), Ж.О. Ламетри (1709–1751), П.А.Т. Гольбаха (1723–1789), К.А. Гельвеция (1715–1771) и немецкая классическая философия в лице диалектика Г.В.Ф. Гегеля (1770–1831) и материалиста Л.А. Фейербаха; английская политическая экономия в лице
А. Смита (1723–1790) и Д. Риккардо (1772–1823); французского утопического социализма в лице К.-А. Сен-Симона (1760–1825), Ш. Фурье (1772–1837) и практика английского социалиста Р. Оуэна (1771–1858)
и французская история периода Реставрации в лице Ф. Гизо (1787–1874), О. Минье (1796–1884), О. Тьерри (1795–1856).

Важную роль в формировании философии марксизма сыграли идеи французских материалистов, признававших, что материализм является единственно верным философским направлением, выступающим против спиритуализма (т.е. идеализма) и религии.

Сопоставляя философскую революцию ХVIII века во Франции
с философской революцией в Германии первой половины ХIХ века,
Ф. Энгельс отмечал социальную непохожесть этих революций. Французы ведут открытую войну с официальной наукой, с церковью, а также с государством. Их работы издаются за пределами Франции, а сами они близки к тому, чтобы попасть в Бастилию. В Германии же произведения профессоров философии являются общепризнанными, сами они назначаются государством в качестве наставников юношества, а философия Гегеля возводится в ранг королевско-прусской государственной философии, за которой скрывалась революция духа.

При создании диалектического материализма Маркс и Энгельс использовали наиболее ценное в философии Гегеля и Фейербаха,
а именно, диалектические идеи гегелевской философии и материалистическое понимание природы и человека у Фейербаха. Критическая переработка идеалистической диалектики Гегеля и антропологического материализма Фейербаха потребовали использования идей представителей классического материализма и рационализма.

Важным идейно-теоретическим источником марксистской диалектико-материалистической философии, подтверждающим ее эвристическую значимость, явились достижения естествознания первой половины ХIХ века, которые стихийно требовали диалектико-материалистической методологии и вытеснения метафизических представлений. Энгельс указывает на три крупных достижения науки: открытие клетки, открытие закона сохранения и превращения энергии, создание эволюционной теории.

Клеточную теорию выдвинули М.Я. Шлейден (1804–1881) и
Т. Шванн (1810–1882), которые доказали, что все растения и животные состоят из клеток. Тем самым, была найдена та единица, из которой при размножении и дифференциации развивается тело растений и животных, а также доказано, что развитие и рост всех высших организмов осуществляется по единым законам, что служило естественнонаучным обоснованием принципа единства материального мира.

Закон сохранения и превращения энергии, открытый Ю.Р. Майером (1814–1878), обосновывал принцип единства мира, принцип материализма (несотворимости и неуничтожимости материи). Согласно закону, химическая, тепловая и механическая энергия могут превращаться друг в друга в определенных количественных пропорциях.

Прогресс в биологической науке, связанный с обоснованием клеточного строения живых организмов, стимулировал поиски естествоиспытателями оснований взаимосвязей и взаимозависимостей в процессе развития живых организмов. Английский естествоиспытатель Ч.Р. Дарвин (1809–1882) представил человечеству теорию
о происхождении видов путем естественного отбора, которая разрушала креационистскую концепцию о сотворении видов, подрывала основы представления о божественном происхождении человека, о его исключительном положении в системе органического мира. Философское значение эволюционной теории происхождения видов заключалось в том, что она обосновывала и подтверждала принцип развития и взаимообусловленности материального мира.

Достижения в развитии естествознания в середине ХIХ века вплотную подводило естествоиспытателей к философским обобщениям, выходящим за рамки как идеалистической диалектики, так
и метафизического материализма.

Промышленная революция в Англии, породившая антагонистические классы нового общества – буржуазию и пролетариат, способствовала формированию буржуазной экономической мысли, заложившей научные основы анализа экономики буржуазного общества. Основоположники английской буржуазной политической экономии А. Смит и Д. Риккардо разработали трудовую теорию стоимости, суть которой заключается в том, что труд является источником стоимости и прибыли. Однако обмен товаров они сводили лишь
к обмену вещей, а отношения между людьми в функционировании буржуазного общества оставались вне их исследовательского поля. Поэтому законы капитализма являются вечными, так как детерминированы эгоистической природой человека. На основании теории трудовой стоимости в марксизме разработана теория прибавочной стоимости, выражающая сущность буржуазных экономических отношений, являющейся краеугольным камнем экономической теории марксизма. Фактический материал по истории экономического развития способствовал разработке и научному обоснованию материалистического понимания истории.

Политические революции во Франции в конце XVIII в. и в середине ХIХ в. по богатству форм классовой борьбы, по объему и четкости революционного опыта являлись классической лабораторией революционной теории и практики. Определенную роль в формировании теоретических источников марксизма сыграли выводы историков эпохи французской Реставрации, которые пришли к идее
о борьбе классов как движущей силе исторического процесса. Вместе с этим выводом возникали вопросы: каков подлинный путь уничтожения социального неравенства и несправедливости, угнетения
и эксплуатации в классовом обществе? Каким должно быть общество, основным содержанием которого должны стать равенство, справедливость, свобода и т.п.? Попытку дать ответы на возникающие вопросы предприняли социалисты-утописты К.А. Сен-Симон, Ш. Фурье и Р. Оуэн. Они указали на противоречия, в которых запуталось буржуазное общество: на рост производства и обнищание пролетариата, на кризисы перепроизводства; на противоположность между умственным и физическим трудом. Однако утопический социализм не мог ни понять, ни разъяснить сущности наемного труда при капитализме, ни найти и предложить общественную силу, способную стать подлинным творцом нового общества. В силу своей утопичности они не могли указать реальный путь для разрешения этих противоречий и ограничились лишь необходимостью просвещения
и убеждения общества в преимуществах социализма как общества, основанного на принципах справедливости, равенства и свободы.
В частности, Сен-Симон пытался уговорить Наполеона принять участие в создании социалистического строя, Оуэн обращался с подобными проектами к английской королеве Виктории, а Фурье даже установил специальные приемные часы для богатых людей, пожелавших пожертвовать свои средства в пользу социализма.

В марксизме на основе скрупулезного анализа духовно-теоретической ситуации Западной Европы, экономической природы капиталистических общественных отношений, политической конъюнктуры современного ему общества доказали, что социализм является необходимым результатом развития капиталистического общества, который всесторонне проанализирован, вскрыты экономические основы социалистической революции и указан класс, который должен совершить эту революцию – пролетариат.

Таким образом, появление марксизма отвечало объективному ходу развития науки и социальной практики середины ХIХ века. При этом основоположники марксизма опирались на достижения предшествующей философской мысли, социальных учений в области политической экономии и социальной теории, современного им естествознания, на объективный анализ социальной практики, революционного движения, классовой борьбы пролетариата.

Исторической заслугой марксизма в области философии является взаимообогащение классического материализма и диалектики как методологии и теории познания объективной действительности, т.е. разработка материалистической диалектики, а также материалистического понимания истории. Итогом философско-теоретиче­ских достижений марксистской философии становится превращение философии из объясняющей действительность в практико-преобра­зующую теорию по изменению действительности.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-06; Просмотров: 344; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.035 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь