Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Основоположники – К. Маркс и Ф. Энгельс.
(Эпоха; середина XIX – начало XXI в.)
· Материалистическая диалектика. Диалектическая логика. · Материалистическое понимание истории. · Учение о практике как чувственно-предметной деятельности, основы, источника, цели познания, критерия истины. · Действенный характер, преодоление созерцательности. · Объективность, системность, всесторонность, историзм. · Творческий характер, открытая система знаний. · Последовательно классовый подход. · Монизм. · Прогностичность. · Союз философии с наукой. ГЛАВА XXVII Социокультурные и методологические предпосылки
Какова социальная природа методологии
Охарактеризовать состояние современной мировой философии – задача не простая, как это может показаться на первый взгляд. Исходным и бесспорным является то, что она выступает духовной квинтэссенцией противоречивого развития современного общества, науки, человека. Известны многочисленные высказывания классиков мировой философии о том, что философия является «душой культуры», охватывая мыслью эпоху, переживаемую человечеством. Такое понимание философии дает возможность учитывать в ее развитии, Классическая философская традиция строила свои философские системы исходя из убеждения, что разум есть важнейший инструмент преобразования мира, человека и общества. Знание и рациональное сознание провозглашались главной и решающей силой, призванной и способной разрешить все проблемы, которые встают перед человеком и человечеством. Однако исторические коллизии второй половины XIX – начала XX веков показали не только мощь XX век – время суровых испытаний как для социальных систем, так и для могучего и всесильного знания, духовно-нравственных принципов и ценностей. Эпоха проверяет «на прочность» цели и идеалы, которые ставились предшествующими поколениями, которые провозглашаются в настоящее время, имея под coбой основательную философскую аргументацию. Каким же образом современная мировая философия выражала и выражает Анализ господствующих в современном мире философских систем, теорий необходим не только для выявления их содержательной стороны, определения исходных философских оснований, показа их новаторства или консерватизма, истинности или ошибочности и несостоятельности, но и для развития самой философии. Необходимо отметить и признать, что в современной философии мы находим постановку вполне реальных и актуальных проблем, которые отражают реальные противоречия развивающегося мира природы, изменяющейся системы общественных отношений и расширяющимися возможностями к рефлексивной деятельности. Понятие «современная философия» многозначно по форме
Какие философские направления
Характеризуя состояние мировой философии в конце ХХ столетия, один из видных представителей «Франкфуртской школы социальной философии» Юрген Хабермас в своем интервью, данном в мае 1989 г. в Москве, отмечал: «Характерные для нашего столетия философские движения утрачивают свои привычные очертания... Бросается в глаза скорее дифференциация прежних, чем образование новых направлений: короче современная ситуация в философии менее ясна и определенна, чем в 50-е и 60-е годы» Анализ содержания и социальной направленности основных философских течений, характерных для XX столетия позволяет выявить позитивную роль их в разработке актуальных философских проблем, встающих перед человечеством в этот исторический период. Важную роль в познании и преобразовании мира играла марксистская философия, разработавшая не только основные принципы диалектики, как методологии объективного и противоречивого познания мира, но и предложившая материалистическое понимание истории. Не случайно в качестве философского кредо был избран знаменитый марксовский тезис о Л. Фейербахе: «Философы лишь различным образом объясняли мир, дело заключается в том, чтобы изменить его» (Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 3). Имея это Поучительны и важны поставленные неопозитивизмом проблемы логики науки, языка и познания. Именно неопозитивизм привлек внимание теоретиков к философским функциям языка и его огромной роли в познании и человеческой практике, ориентировал на повышение требовательности к точности и определенности мышления. Им впервые поставлены существенные вопросы: о значении «значения», философской функции знаков, о формально-логической структуре современной науки. Особое значение эти идеи, приобрели в условиях научно-технической революции и информационного взрыва, характерного для конца ХХ столетия. Другое влиятельное направление мировой философии XX в. – экзистенциализм – также оказал большое влияние на духовное состояние эпохи. Достаточно отметить, что в нем поставлена проблема человеческой сущности и «нечеловеческого существования» Философы-экзистенциалисты одними из первых увидели отрицательные последствия безраздельного господства человека над стихийными силами природы. Уже саму постановку перечисленных проблем можно поставить в заслугу экзистенциализму как одному из самых влиятельных направлений современной мировой философии. На формирование духовной ситуации нашего времени определенное влияние оказала и религиозная философия, особенно неотомистского направления. В ней рассматривались проблемы веры и разума, науки и религии, вечности и неизменности нравственных общечеловеческих ценностей, сформулированных в лоне религии. Широкий спектр проблем, рассматриваемых современной мировой философией, их взаимопроникновение и взаимосвязь дают основание некоторым авторам для утверждения о том, что философия
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-06; Просмотров: 357; Нарушение авторского права страницы