Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Каковы особенности Философии Ф. Бэкона?



(1561 – 1626 гг.; «Новый органон», «Новая Атлантида»)

 


 


Каковы особенности философии

Р. Декарта (1596-1650 гг., Франция)?

Философия рационализма

 

 

 


Р. Декарт: учение о субстанции

 

 

В чем состоят особенности и значение

Французского материализма XVIII в.?

 

 

 


ГЛАВА ХХII
НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

 

Каковы основные философские идеи И. Канта?

 

Теория познания и этика
Иммануила Канта
(1724–1804).

 

Родился в Пруссии Кенигсберге. Его отец, ремесленник.

В профессорской диссертации Канта были заложены основы принципиально новой философии, которую сам он назвал «критической», которая приобрела характер обстоятельно разработанной системы в трилогии, состоящей из:

· «Критика чистого разума» (1781)

· «Критика практического разума» (1788)

· «Критика способности суждения» (1790)

В них последовательно излагались: «критическая» теория познания, этика, эстетика и учение о целесообразности природы.

Критическая философия Канта, прежде всего гносеология, стала начальным этапом немецкой классической философии.

Прежде чем начать процесс подлинно научного познания, необходимо исследовать сами инструменты человеческого познания
и их возможности.

Первой частью системы «критической» философии стала гносеологическая концепция.

Главная задача гносеологической концепции Канта – выяснить причины неудач прежней «метафизики» и найти способ преобразования «метафизики» в подлинную науку.

Чистый разум – это способность к теоретическому, т.е. научному мышлению.

Для Канта критическое исследование чистого разума «есть необходимое условие для содействия основательной метафизике как науке, которая должна быть построена догматически и в высшей степени систематически…» (39.3.99).

Естествознание и математика должны удовлетворять двум критериям – всеобщности и необходимости.

В «Критике чистого разума» Кант рассматривает главные формы научного знания в плане функционирования основных познавательных способностей человека.

 

Существует три способности познания:

1. Чувственность – исследует «трансцендентальная эстетика.

2. Рассудок – исследует «трансцендентальная аналитика».

3. Разум – исследует «трансцендентальная диалектика», она исследует также антиномии, или противоречия.

 

Трансцендентальная аналитика + трансцендентальная диалектика = трансцендентальная логика.

Заканчивается «Критика чистого разума» учением о методе.

Кант признает несомненным научный статус математики и естествознания. «Что же касается метафизики, то всякий вправе усомниться в ее возможности, т.к. она до сих пор плохо развивалась, и ни одна из предложенных до сих пор систем, если речь идет об их основной цели, не заслуживает того, чтобы ее признали действительно существующей» (39.3.118–119).

В начале своего гносеологического исследования Кант ставит вопрос:

1) Что я могу знать?

2) Что я должен делать?

3) На что я могу надеяться?

4) Что такое человек и чем он может сам стать?

Таким образом третий вопрос следует сформулировать так: «Как возможна метафизика как наука, или как возможны синтетические суждения априори? »

 

Априоризм

Априорными Кант называет «знания, безусловно независимые от всякого опыта», а «чистыми» – те из них, «к которым совершенно не примешивается ничто эмпирическое».

Априорным знаниям «противоположны эмпирические знания», или знания, возможные только апостериори, т.е. посредством опыта» (39, 3, 106–107).

Научные истины априорны.

 

Этика Канта

Идея о самодовлеющем характере человеческой личности, возникшая вместе с философией Нового времени, нашла в учении Канта о морали свое развитие и завершение.

Основное положение нравственной философии Канта: «Человека нельзя рассматривать как средство для достижения какой бы то ни было цели; он сам есть эта цель».

Принцип нравственной философии Канта «человек – самоцель, но не орудие для достижения цели», носит сугубо абстрактный и формальный характер. Формальность его состоит в том, что
в нем не содержится каких-либо конкретных требований в отношении поведения человека.

Всякий поступок морален независимо от его содержания, если человек исполняет нравственный закон.

 

Обыденное сознание


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-06; Просмотров: 420; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь