Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
И. Кант: человеческий интерес
Достигается следующими средствами
Что я могу знать? (Метафизика, т.е. философия) Что я должен делать? (Мораль) На что смею надеяться? (Религия) Что такое человек? (Антропология)
Это – основы гносеологической системы, т.е. начинать философствование не с бытия (онтология), а с познания (гносеология; «Гносис» – знание).
В чем особенности философской системы Г. Гегеля? = объективный идеализм =
Г. Гегель:
Г. Гегель: механизм развития
Материалистические проблемы в философии XVIII–XIX веков Антропологический материализм Людвига Фейербах Осн. соч.: «К критике философии Гегеля» (1839), «Сущность христианства» (1841), «Основы философии будущего» (1843). Основная сущность человека в способности понять себя в отношении к себе другому. Осознать себя как род. Способности человека – разум, любовь, сила воли – божественные, т.к. они носят всеобщий родовой характер, эти способности абсолютны.
Идея целостности человеческого существования Основной недостаток идеализма о человеке в игнорировании полноты человека – особенно у Гегеля, где человеческое мышление выносится за рамки человека. В проблеме целостности человека Фейербах критикует всю идеалистическую традицию. Он обращает внимание на интерпретацию тезиса Протагора: «Человек есть мера всех вещей».
Мера вещей = человек мыслящий (Сократ). Мышление = человеческой сущности (Декарт). Разумность = действительность вообще (Гегель). Отсюда вывод Фейербаха: только разумное существенно Фейербах впервые сознательно отказывается от определения человека через разум. Человек отличается от животного не только разумом. Он является универсальным существом, но он не сводится к мышлению. Мышление – только одна из особенностей человеческого бытия. Главной целью философии в рассмотрении человека является не разум в абстрактном смысле, но действительно цельное человеческое существо. Человек как взаимодействие всех существующих человеческих свойств. «Истина не в одном свойстве, а в полноте человеческой жизни и существа» (Фейербах. Сочинения. Т.1. С. 202). Таким образом, Фейербах делает важный шаг по пути историко-материалистического понимания человека.
3 момента понимания человека: 1. Фейербах противопоставил гегелевской абсолютной идее реального человека. У Гегеля чувственность, телесность трактуется как то, что должно быть преодолено духовным воспитанием. У Фейербаха телесность – факт одухотворенности как необходимый аспект универсальной природы человека. 2. Бытие, которое у Гегеля есть понятие, или момент логического полагания, было истолковано Фейербахом материалистически, где чувственность – истинная действительность телесного. 3. Сам человек понимается Фейербахом как природное существо, особенностью которого является он сам, является воспроизведением природы. Всеобщее – это формы сведения многообразия человеческих отношений к единству в род. Единство «Я» и мышления может быть реализовано, если таким единством является человек. Ряд требований к человеческому роду, к философу будущего: - Категорическим императив: не стремись быть философом - Рассуждай как мыслитель, с не как живое существо. - Мысли. БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ Антропология, материализм, диалектика, марксизм. ЛИТЕРАТУРА Александров Г.Ф. История -ападноевропейской философии. М. 1946. С. 133-171. Антология мировой философии. М., 1969. Т 2. С. 192-223, 231-295, 307-408, 412–441, 449–486. История философии /под редакцией Кохановского В.П., Яковлева В.П. Р/Д, 1999. Краткий очерк истории философии. М. 1981. Гл. 5. Рассел Б. История западноевропейской философии. Р/Д, 1998. Философская энциклопедия. М., 1960–1970. Каково содержание философии Л. Фейербаха? (1804–1872 гг.)
ГЛАВА ХХIII
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-06; Просмотров: 362; Нарушение авторского права страницы