Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ПРЕДМЕТНО – ЦИКЛОВАЯ КОМИССИЯ



ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ОРЕНБУРГСКИЙ ОБЛАСТНОЙ КОЛЛЕДЖ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»

ПРЕДМЕТНО – ЦИКЛОВАЯ КОМИССИЯ

«ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО»

Выпускная квалификационная работа

Национальные особенности, традиции и обычаи русского народа. Организация и постановка народного праздника " Кузьминки"

 

Студентки Кондраковой Татьяны, гр. 4 ЭХТ

специальности: 51.02.01 Народное художественное творчество (по видам)

вид: Этнохудожественное творчество.

Квалификация: Руководитель любительского творческого коллектива, преподаватель.

 

 

Руководитель: преподаватель Н.А.Сачкова

 

Допущен к защите

Председатель ПЦК___________________________

«___»________________2016 г.

Протокол ГЭК №____ от «____»_____2016 г.

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………...

1. Особенности творческого процесса……………………………………………………….….

1.1. Этапы постановки и решения творческих заданий……………………...

1.2. Внешние факторы, что способствуют актуализации творческого потенциала……………………………………………………………………...

1.3. Фазы развития творческих умений личности…………………………...

2 Режиссёрский.замысел…………………………………………………………………………

2.1. Творческое наследие великих мастеров режиссуры – как основа знаний для формирования режиссерского замысла………………………………….

2.2. Формирование сценарно-режиссерского замысла представления…….

2.3. Основные этапы рождения режиссерского замысла…………………………….

2.4. Основные этапы работы над театрализованным представлением……..

3.Сценарий 7-го эпизода………………………………………………………

4.Постановочный план………………………………………………………...

4.1. Мотивировка выбора темы……………………………………………….

4.2. Режиссёрская экспликация……………………………………………….

4.3. Образное решение эпизода……………………………………………….

4.4. Действенное содержание эпизода………………………………………..

4.5. Главные мизансцены……………………………………………………...

4.6. Событийный ряд…………………………………………………………..

4.7. Приёмы активизации зрителей…………………………………………...

4.8. Сценографическое решение……………………………………………...

4.9. Приёмы активизации зрителей…………………………………………...

5.Анотация к песне «Крылатые качели»………………………………….….

5.1. Сведения об авторах…………………………………………………..…..

5.2. История создания……………………………………………………...…..

5.3. Музыкальный анализ………………………………………………...……

5.4. Исполнительский анализ……………………………………………...…..

6.Приложения……………………………………………………………...…...

6.1. Приложение 1…………………………………………………………...…

6.2. Приложение 2………………………………………………………...……

7.Список литературы………………………………………………………..…

Глава 1. Особенности творческого процесса.

Режиссёрский замысел

Основные этапы работы над театрализованным представлением.

Застольный период работы над праздником – это очень важный этап работы режиссера с участниками праздниками. Это закладка фундамента общего праздника. От того, как будет протекать этот период, в огромной степени зависит конечный результат. К тому времени в сознании режиссера уже определена сверхзадача праздника, намечено сквозное действие и узловые моменты праздника, дана характеристика каждому персонажу праздника и определено его значение. В режиссерском воображении уже возникли образные видения различных элементов праздника: мизансцены, передвижения действующих лиц. И, хотя бы в общих чертах, представлена внешняя и внутренняя среда, в которой будет протекать праздник. Хорошо, если в ходе работы не только режиссер информировал бы участников о замысле, но и обогатил бы его за счет творческой инициативы коллектива, т.е. режиссерский замысел стал бы творческим замыслом коллектива.

Работа над мизансценами. Мизансценирование – основное содержание репетиций в вы городке. Мизансценой принято называть расположение действующих лиц на сценической площадке в определенных физических отношениях друг к другу и к окружающей их вещественной среде. Назначение мизансцены – через внешние физические взаимоотношения между действующими лицами выражать их внутренние взаимоотношения и действия. В непрерывном потоке мизансцены, сменяющих друг друга, находят себе выражение сущность совершающегося действия. Умение создавать яркие, выразительные мизансцены является одним из важнейших признаков профессиональной квалификации режиссера. Режиссер работает над мизансценами или за столом, или в процессе творческих репетиций. Режиссер должен уметь «увидеть» в своем воображении то, что он хочет реализовать. Разработанные дома мизансцены – это проект. Он должен пройти испытание в процессе творческого взаимодействия режиссера с участниками праздниками.

Окончательная отделка праздника.

Происходит шлифовка праздника, все уточняется и закрепляется. Все элементы праздника: актерская игра участников, внешнее оформление, свет, грим, костюмы, музыка, шумы и звуки согласовываются друг с другом, создается гармония единого и целостного праздника.

На этом этапе, помимо творческих качеств режиссера, большую роль играют его организаторские способности.

Массовый праздник в целом нельзя прорепетировать. Он идет один раз. Надежным помощником режиссера является монтажный лист. Это документ, включающий в себя все то, что происходит во время праздника: где происходит? С кем происходит? Как происходит?

Режиссерский замысел, видение будущего представления находит свое практическое выражение в разработке постановочного плана. Когда работа обсуждена с коллективом, начинается работа с исполнителями, режиссер знакомит участников представления со своим постановочным планом. В разработке постановочного плана первоначально должен быть решен вопрос – ради чего проводится представление, то есть, какова его сверхзадача.

Примерный план построения.

1 графа – время/от и до/

2 графа – место действия/ каждая из рабочих площадок/

3 графа – количество участников

Массовый праздник репетируется эпизодами, на местах, кусками. Режиссеру просто необходим для успешной работы строгий репетиционный план.

Работа над замыслом – это творческий процесс режиссера. Сам замысел представляет собой неосуществленное решение, какие-то предчувствия, предвкушения, предощущения, какие-либо видения, точно рецепт вкусного пирога, он состоит из важных компонентов, перечисленных ранее. Все это в совокупности с придуманными и правильно выстроенными режиссером мизансценами образует так называемый «готовый продукт».

Режиссерский замысел, подобно дому, выстроенному из кирпича, состоит из нескольких важных «кирпичиков» - последовательных этапов. Первый – застольный период – это фундамент будущего праздника, который просто обязан быть крепким и технически продуманным. В закладке этого фундамента (1-го этапа) следует участвовать всем коллективом, помогая режиссеру и его замыслу стать творческим замыслом всего коллектива.

Далее, после закладки прочного фундамента, следует перейти к построению первого этажа нашего дома – к построению мизансцен. Правильно выстроенные мизансцены — это расположение действующих лиц на сценической площадке в определенных физических отношениях друг к другу и к окружающей их вещественной среде, т.е. наглядное воздействие на зрителя.

Крышей нашего дома являются все оставшиеся, но очень важные элементы праздника: актерская игра участников, внешнее оформление, свет, грим, костюмы, музыка, шумы и звуки. Таким образом, чтобы «Дом» был построен качественно и крепко режиссер должен учесть все составляющие аспекты «стройки». Именно от режиссера, его организаторских способностей зависит успешный исход праздника. Руководствуясь строгим планом проведения праздника, планом репетиций, постановочным планом – режиссер может рассчитывать на успешное проведение мероприятия.

Эпизод 7

На сцене –видеооператор, в центр зала –выносятстол, шампанское, выходит девушка с гитарой – Верейкина Л.

Действующие лица:

Девушка-Верейкина Лиза

Девушка с хлопушкой-Степанникова Галя

Саша- Саша

Актриса- Верейкина Лиза

Учитель- Ирина Александровна Кочерженко

Кукушкина- Курносова Анжелика

Гусев- Зенчик Денис

Смирнов-Николюк Максим

Корольков-Миша

Сыроежкин- Грачёв Артём Владимирович

Видео «Золотая рыбка»

Девушка с хлопушкой. Неплохо, даже очень!!! А где Ирина Сановна? (обращаясь к другим актёрам)

Перед сценой–фортепиано, учитель пения (Питецкая Л.А.) … выходит хор в пионерских галстуках

Девушка с хлопушкой. Камера, мотор! Приключения электроника.

Учитель. Ну хорошо. давайте по одному!!! (даёт ноту) Кукушкина!

Кукушкина (поднимая голову вверх). А_АААА!!! (все смеются)

Учитель. Смирнов… (он подходит к ф-но, ему дают нотку)

Смирнов. А-АААААА

Гусев. Лев Лещенко…

Учитель. Корольков… (он подходит к ф-но, ему дают нотку)

Корольков. орёт с закрытыми глазами) А-АА!!!

Гусев. Муслим Магомаев!

Учитель. Гусев!

Гусев. Я?

Учитель. Подойди к инструменту…

Гусев. Щас (ему дают нотку, он пищит)) А-АААААААААААА…

Учитель. Ну что с тобой, Гусев, разверни диафрагму!!!

Кто-то из хора. Он её дома забыл…

Гусев. Чего??? Кто забыл?

Учитель. Ну давай-давай-давай!!!!

Гусев. У меня слуха нет!!!

Учитель. Всё у тебя есть!

Гусев. Всё есть, а слуха нет!

Сыроежки. А можно я? (подходит к инструменту Гусев уходит, )

Учитель (удивлённо). Сыроежкин? Ну попробуй!

Девчонки шепчутся:

-Что это с ним?

-Не знаю… (Учитель начинает играть вступление)

Учитель. И-ии!

Сыроежкин. Не надо «И» (все смеются)

Учитель: ТИХО!!!

Сыроежкин. Пожалуйста, сначала… (все смеются)

Учитель. Ну, хорошо!!! (начинает играть вступление) Тихо…успокойтесь!!!

Сыроежкин запевает

Гусев (в проигрыше). Слыхал, как поёт!!!

Директор школы ( Антыкова Н.И., выбегая из зала после песни). Послушайте… молодцы!!! Поздравляю! Теперь у нас в школе- настоящий хор!

(пожимает руку учителю) Объявляю Вам благодарность!!!

Девушка с хлопушкой: Всем спасибо! Снято! Можно отдохнуть…


4.Постановочный план

Мотивировка выбора темы

Каждый этап в жизни человека сопровождается песней: когда он рождается – колыбельная матери и так до детского сада; в детском саду – утренники праздники, занятия, в школьном возрасте ребёнок изучает уже азы музыкального искусства, ну а в студенческие годы – конкурсы, фестивали, концерты и т.д., затем человек уже самостоятельно формирует свою музыкальную базу. Конечно же, здесь не обходится без влияния окружающей среды, жизненных обстоятельств, перехода человека в новый социальный статус.

В нашем же спектакле, мы подошли к этому вопросу более глобально и рассмотрели динамическое развитие песни на протяжении нескольких десятилетий. И что примечательно, в каждом из выбранных периодов мы можем найти своих кумиров, невзирая на временные рамки. А самое важное то, что здесь поднимается вопрос о настоящем таланте, который не так часто встретишь, и которым приходится самим пробивать себе дорогу в творческую жизнь.

Могу с уверенностью сказать, что тема, выбранная мной, является не случайностью, так как музыкально-песенное искусство является неотъемлемой частью творчества в любом виде и жанре: будь то оформление, или просто номер в программе.

Режиссёрская экспликация

Тема: о песнях разных периодов

Идея: показать значимость и необходимость песни для человека.

Конфликт: конфликт поколений, конфликт талантов с окружающей действительностью.

Сверх задачи: сохранение и понимание содержания песни.

Сквозное действие: в каждом эпизоде мы можем наблюдать за одними и теми же героями в разных социальных статусах.

Событийный ряд

В данном эпизоде мы можем наблюдать за актёрскими пробами. Начало приход актёров, затем переход на приключения электроника. И заканчиваются пробы приходом директора, а затем девушки с хлопушкой.

Приёмы активизации зрителей

Основной приём активизации зрителей в данном эпизоде – перенос дествия с актёрских проб на место съёмки фильма. А также живая речь и исполняемая хором песня.

Сценографическое решение

В данном эпизоде, как и в спектакле в целом очень важно оформление сцены и окружающая атрибутика. Нужно обратить внимание и на декорации, и на бутафорию, и на костюмы актёров, и на оформление самой сцены – это поможет зрителям более полно и точно проникнуть в суть спектакля и каждого его эпизода.

Светозвуковая партитура

№ п/п Текст сценария свет Кино, слайды Шумы, музыка Примечания
Девушка с хлопушкой: Замечательно! А вы песню помните? (обращаясь к певице) Актриса: Конечно! Конечно! Девушка с хлопушкой: Хорошо! Мотор! (хлопает) Ирония судьбы или с лёгким паром! Начали!!! Саша: Какая гадость — это ваша заливная рыба! (встаёт) Лучше спойте что-нибудь… (Саша садится за стол) Ассистентка машет головой, девушка с гитарой поёт,     Видео «Золотая рыбка»   Песня «Мне нравится, что вы больны не мной»   Ассистентка машет головой, девушка с гитарой поёт,  
  Сыроежкин: а можно я? (подходит к инструменту Гусев уходит, ) Учитель(удивлённо): Сыроежкин? Ну попробуй! Девчонки шепчутся: -Что это с ним? -Не знаю… (Учитель начинает играть вступление) Учитель: И-ии! Сыроежкин: Не надо «И» (все смеются) Учитель: ТИХО!!! Сыроежкин: Пожалуйста, сначала… (все смеются) Учитель: Ну, хорошо!!! (начинает играть вступление) Тихо…успокойтесь!!! Сыроежкин запевает Гусев(в проигрыше): Слыхал, какпоёт!!!   ----------- Песня «Крылатые качели» Перед сценой –фортепиано, учитель пения (Питецкая Л.А.) …выходит хор в пионерских галстуках

Об авторах произведения

1)В юном месяце апреле
В старом парке тает снег,
И весёлые качели
Начинают свой разбег.
Позабыто всё на свете!
Сердце замерло в груди!
Только небо. Только ветер.
Только радость впереди. (2 раза)
Припев:
Взмывая выше ели,
Не ведая преград,
Крылатые качели
Летят, летят, летят! (2 раза)
2)Детство кончится когда-то,
Ведь оно не навсегда,
Станут взрослыми ребята,
Разлетятся, кто куда.
А пока мы только дети.
Нам расти ещё, расти!
Только небо. Только ветер.
Только радость впереди. (2 раза)
Припев.
3)Шар земной быстрей кружится
От весенней кутерьмы.
И поют над нами птицы,
И поём, как птицы, мы.
Позабыто всё на свете!
Сердце замерло в груди!
Только небо. Только ветер.
Только радость впереди. (2 раза)

Сл.Ю.Энтин

Муз. Е.Крылатов

Крылатов Евгений Павлович  
Евгений Павлович родился в городе Лысьва, Пермской области. Родился и вырос Евгений в простой семье, где очень любили и понимали музыку. Его отец на первые заработанные деньги купил скрипку и вскоре начал брать уроки. Он самостоятельно выучился игре на рояле, хорошо пел, собирал пластинки с произведениями Шопена, Бетховена и других известных композиторов. Мама прекрасно пела, знала много народных песен, притч, поговорок – была очень народным, духовным человеком. Любовь к музыке у мальчика проявилась рано. С 8 лет Евгений Крылатов стал заниматься в Доме пионеров в фортепианном кружке, куда сам попросил родителей записать его. Тогда же он начал сочинять свои первые маленькие музыкальные произведения. Первый инструмент, рояль появился у Крылатова в 14 лет. осле окончания Мотовилихинской музыкальной школы, Крылатов поступил в Пермское музыкальное училище. Одним из педагогов, оказавших большую роль в его творческом становлении, была И.П. Гладкова – замечательная пианистка и композитор. Сам Евгений Павлович не считает свои песни чисто детскими. " Это, скорее, песни о детстве. О добре и зле. О гуманности, о любви к ближнему, о воспитании добрых чувств у людей всех возрастов.». Соавторы: поэты - Белла Ахмадулина, Роберт Рождественский, Леонид Дербенев, Игорь Шаферан, Илья Резник, Евгений Евтушенко. С Юрием Энтиным написано более 70 песен. Музыка к мультфильмам: " Умка" 1965 " Колыбельной Медведицы" и «Дед Мороз и лето», «Простоквашино». Кинофильмам: " Достояние республики", " Ох уж эта Настя", " С любимыми не расставайтесь", «Приключения Электроника», «Чародеи», «Гостья из будущего», «Дети понедельника». Популярные песни: " Песенка о шпаге", " Лесной олень", " Ольховая сережка", «Крылатые качели», «Три белых коня», «Прекрасное далеко», «Колыбельная медведицы» и др.

Энтин Юрий Сергеевич

Юрий Энтин родился в Москве 21 августа 1935 года. Военное детство прошло в эвакуации в Оренбурге, где воспитанием мальчика занимался мудрый дед. Отец был на фронте, поэтому мальчику пришлось очень рано повзрослеть. Дедушка привил Юрию интерес к политике и любовь к истории. В отличие от многих сверстников и даже взрослых людей он не любил Сталина, не верил в «дело врачей» и в то, что Троцкий оказался немецким шпионом.
Энтин мечтал учиться в столичном Историко-архитектурном институте, чтобы изучить архивы и во всем разобраться, но в этот вуз евреев никогда не принимали. Тогда он поступил на истфакт педагогического института, где все же добрался до архивов. Случилось это благодаря внучке первого министра юстиции СССР Николая Крыленко, на которой Юрий женился в студенческие годы.
После института Юрий стал работать в школе учителем истории, какое-то время трудился в библиотеке, а потом случайно попал в детскую редакцию фирмы «Мелодия», которую со временем и возглавил. Нескончаемым потоком к нему шли авторы песен для детей, сам поэт же серьезно стал писать стихи с 1969 года. С тех пор с ним работали лучшие композиторы страны Геннадий Гладков, Евгений Крылатов, Алексей Рыбников, Марк Минков, Максим Дунаевский, Владимир Шаинский и Давид Тухманов. Их совместные хиты сейчас называют Золотым веком детской песни.
Как-то раз Юрий попал на съемки фильма «Застава Ильича», один из эпизодов которого Марлен Хуциев снимал в Политехническом институте. В этот момент со сцены читали свои стихи Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко и Белла Ахмадулина. Когда режиссер предложил выйти на сцену и прочитать стихотворение любому желающему из зала, то без стеснения вызвался Энтин. Он выдал на суд зрителей пародии на только что услышанные стихи признанных поэтов. Кстати, те по достоинству оценили талант Энтина. Там же с ним познакомился композитор Геннадий Гладков и предложил поработать над совместным проектом с актером Василием Ливановым. Это стало началом длинного творческого пути и невероятной карьеры Юрия Энтина.
Более 45 лет прошло с момента выхода на экраны его первой крупной работы. Это были всеми любимые «Бременские музыканты», песни из которых стали визитной карточкой поэта. Трио настоящих творцов выдало бессмертный мультфильм. Кстати, образ Принцессы Василий Ливанов нарисовал со второй жены Энтина – Марины, а Атаманша была срисована с жены режиссера Вячеслава Котеночкина.
Удивительно, но песни к первому мультфильму были записаны за одну ночь на рабочем месте Энтина – фирме «Мелодия». Для озвучивания героев должны были приехать Зиновий Гердт, Олег Янковский, Зоя Хородадзе и Олег Анофриев. В итоге, по каким-то причинам не смогли все, кроме Анофриева, у которого к тому же была высокая температура. Тогда создатели мультфильма даже не догадывались о способностях Олега Андреевича, а он их уговаривал дать ему попробовать исполнить одну партию за другой. Только для озвучивания принцессы срочно вызвали сокурсницу Гладкова – певицу Эльмиру Жердину. Вот так и получился замечательный мультфильм.
Студию «Союзмультфильм» зрители тут же завалили письмами с просьбами сделать продолжение приключений полюбившихся героев. Поначалу идеей вдохновился только Юрий Энтин. Он же выдумал нового персонажа мультфильма – сыщика, который ищет сбежавшую Принцессу. Искрометный юмор поэта зарядил на дальнейшее творчество Ливанова и Гладкова, которые взялись за новый выпуск.
Пока Олег Анофриев раздумывал, Юрий Энтин пригласил для исполнения песен невероятно популярного тогда Муслима Магомаева. На одной из пластинок он слышал пародии Муслима на оперных исполнителей, поэтому ему захотелось, чтобы за Трубадура спел именно Магомаев.
Юрий Энтин привык работать с композиторами по принципу – сначала стихи, затем музыка. Но на этот раз он специально попросил Геннадия Гладкова написать музыкально сопровождение, а потом взялся за создание стихов песни Трубадура «Луч солнца золотого». На эту композицию в исполнении Магомаева Энтин делал ставку и не прогадал. Анофриев хоть и обиделся на Юрия Сергеевича, но теплые отношения с ним сохранил.
За несколько лет поэт Юрий Энтин стал всенародно любимым: цитаты из его стихов разлетались в массы, песни звучали отовсюду, а самое главное – их пели простые люди. Однажды Юрий Сергеевич пошел с женой в ресторан, чтобы отметить выход на экраны нового мультфильма с его песнями. Это был «Антошка», которого утром показали в детской передаче. Выходя из ресторана, Энтин услышал, как песню уже распевал на всю улицу один нетрезвый мужчина. Тогда он понял, что пришла настоящая слава. Ведь, по мнению Владимира Шаинского, песня становится шлягером именно тогда, когда ее поют пьяные. Хотя самому Энтину эта песня вовсе не нравится, а жена его даже уходит из комнаты, когда она начинает звучать.
Зато самой любимой своей композицией поэт считает «Песню Водяного», над которой он работал, сидя в ванной, так сказать, полностью вживаясь в образ. Она прозвучала в мультфильме «Летучий корабль». Только изначально цензоры на худсовете категорически не хотели ее пропускать за слова: «Эх, жизнь моя жестянка, да ну ее в болото…» Такая песня не могла научить детей ничему хорошему, но Юрию Энтину удалось ее отстоять.
Позже песню «Кто на новенького? » из кинофильма «Достояние республики» критики не хотели принимать из-за фразы: «Вжик-вжик, уноси готовенького». В ней они узрели пропаганду алкоголизма. А Андрею Миронову композиция поначалу показалась несколько легкомысленной и только после дописанного Энтиным куплета она ему понравилась.
Умение мгновенно импровизировать и тут же переделывать стихи стало отличительной чертой поэта и не раз его выручало. И в процессе записи, и на худсоветах иногда приходилось срочно что-то переписывать. Юрий Сергеевич успевал практически сразу выдать нужную фразу. Именно они впоследствии и становились крылатыми.
Нужно обладать особенным даром, чтобы придумывать словосочетания, названия и стихи, которые бы тут же цепляли детскую аудиторию, ведь малыши очень тонко чувствуют любую фальшь, поэтому Юрий Энтин всегда писал не для детей, а для мультфильмов и проектов, которые должны их воспитывать. С детворой он прекрасно ладил, потому что разговаривал с ними, как со взрослыми.
Когда ему на «Союзмультфильме» предложили поработать над новым мультиком об удивительном острове и придумать ему название, Энтин два месяца безуспешно старался изобрести необычное слово. Его даже сняли с проекта за отсутствие результата. Возвращаясь домой в невеселом настроении, он увидел афишу «Балета на льду», под которым стояла фамилия режиссера – известного балетмейстера Евгения Яновича Чанги. Тут-то Энтина и осенила гениальная мысль добавить к этой фамилии слово «чунга». Так родился чудесный остров Чунга-Чанга, мультфильм и одноименная песенка. Только режиссер после знакомства с Юрием Сергеевичем сетовал ему, что теперь даже близкие люди и коллеги зовут его не по имени, а исключительно Чунгой-Чангой.
Энтин — член Союза кинематографистов России, состоял в КПСС, автор стихов множества песен (более 500). Песни на его стихи звучат во множестве детских и взрослых фильмов (более 100). Написал несколько книг для детей.
Многие песни из кинофильмов и анимационных фильмов стали хитами благодаря стихам Юрия Энтина: «31 июня», «Приключения Буратино», «Достояние республики», «Гостья из будущего», «Ох уж эта Настя! », «Незнайка с нашего двора», «Приключения Электроника», «Бременские музыканты» и «По следам бременских музыкантов», «Катерок», «Летучий корабль», «Голубой щенок», «Ну, погоди! ». Его песни знают и дети и взрослые, а фразы из песен стали крылатыми: «Никто не водится со мной…», «Такая-сякая сбежала из дворца», «Вжик-вжик, уноси готовенького», «Лучший мой подарочек — это ты…» и множество других.
Неоднократно становился лауреатом Всесоюзного конкурса «Песня года» с песнями «Лесной олень», «Крылатые качели», «Уч-кудук — три колодца», «Гей, славяне! ».

История создания

Детство кончится когда-то, ведь оно не навсегда, написал поэт Юрий Энтин. Мальчишек и девчонок это вовсе не огорчает, они хотят поскорее вырасти. Зато взрослые часто вспоминают своё детство, особенно в трудные минуты. Именно детские воспоминания и помогли Юрию Сергеевичу найти выход из творческого «тупика» и создать одну из самых прекрасных песен «Крылатые качели». Послушаем его рассказ…

Десять песен к телефильму «Приключение Электроника» были написаны. А вот одиннадцатая – на свободную тему – не получалась никак. «Напишите, чтобы все запели», - дал указание нам с композитором Евгением Крылатовым режиссёр Константин Бромберг. Наивный! Если бы мы знали, как сочинять такие песни, может, не работали бы в кино. К сожалению, ни один автор и режиссёр не в силах предсказать, что народ запоёт, а что – нет. Ему, народу, виднее.

Сроки, как обычно, поджимали. Однажды ночью я позвонил режиссёру: «Умоляю. Подскажите хоть какую-нибудь тему или, может, назовёте известную песню, которую вы бы с удовольствием вставили в фильм». Режиссёр спросонья, не задумываясь, ответил: «Куда уходит детство» - вот что надо. И чтоб та же исполнительница была». А исполнительницей была, доложу я вам, Алла Борисовна Пугачёва. Песня мне очень нравилась. Но не повторять же её. А впрочем, детство у каждого своё…

Я стал вспоминать, и вспомнил. Ранняя весна военного, но уже победоносного 1944 года. Я жил на окраине Москвы в Сталинском районе, около Измайловского парка им. Сталина. И вот мы – ватага мальчишек и девчонок – отправляемся в ещё не открытый парк к своему любимому аттракциону качелям-лодочкам. Самый старший, а значит, самый опытный из нас, достаёт из кармана ножовку по металл и начинает пилить цепь, не дающую качелям взлететь. Пилили по очереди, долго и упорно. И, наконец, качели свободны… Вот она, тема! Сами собой потекли строки:

В юном месяце апреле

В старом парке тает снег,

И весёлые качели

Начинают свой разбег.

А уже в припеве, вспомнив фамилию моего соавтора, пишу:

Крылатые качели

Летят, летят, летят!

Песня была записана. Она вошла в картину. Фильм был продемонстрирован по телевидению.

Успех трёхсерийного фильма «Приключения Электроника» режиссёра Константина Бромберга был просто оглушительным. Никогда на ТВ не приходило столько писем. Одно из них из города Перми от 8-летнего Артура приведу полностью: «Срочно пришлите чертёж робота какого-нибудь, фотографию братьев Юры и Володи и ноты песенки «Крылатые качели»…

Музыкальный анализ

Произведение написано в 2-х частной форме: 1-я часть- запев, а 2-я – припев- всего 3 куплета. Написано оно для смешанного хора и солиста(тки). Произведение гамофонно – гармонического склада:

 

 

Местами в нём встречаются элементы полифонии(имитации)

 

 

Написано произведение в тональности d-moll, но имеется отклонение в одноимённую D-dur в припеве

 

Обще хоровой диапазон.

 

Что же касается диапазона каждой партии, то

 

 

S A T B

Также в произведении встречается дивизии у сопрано (т.е. их разделение).

 

Динамика произведения очень гибкая и изобилует cresc и dim. Звучание его начинается на p постепенно усиливая, а затем снова уменьшая звук, переходя на p. Произведение написано в четырёхдольном размере.

Исполнительский анализ

В данном произведении имеются вокально- хоровые сложности, которые заключаются в следующем:

Дикционные: 1) когда слово(а) заканчиваются на согласную: сне г, разбе г, вете р, прегра д, летя т, ша р - необходимо твёрдое одновременное произношение; 2) Когда несколько согласных идут подряд: в ст аром, ра зб ег, се рдц е, пре гр ад, бы стр ей, заме рл о, вп ереди.

К интонационным трудностям можно отнести переход от запева к припеву: от минора к мажору (от d-moll, к D-dur), а также интервальные скачки.

 

 

Помимо этого встречается интонирование альтерированных звуков

 

 

Б А S

 

К ритмическим трудностям можно отнести различие ритмического рисунка у хора и солиста, а также вступление на слабую долю после паузы.

К дирижёрским трудностям можно отнести чёткость ауфтактов и их показ, а также мягкое нарастание звучности, показ вступлений в тех местах где есть имитационные вступления. Помимо этого разновременное вступление хоровых партий и солиста (стки).

Это произведение доступно для исполнения подготовленным самодеятельным коллективом.

 

Приложения

 

 

Приложение 1

 

 

Приложение 2

Сценарий музыкального спектакля

«Старые песни о главном».

Видео 1: Группа 4 ЭХТа ООККиИ представляет ВКР - музыкальный спектакль «Старые песни о главном».

Пролог

Звучит мелодия «Нам песня строить и жить помогает».

На сцене- музыкальный киоск, украшенный старыми пластинками и лавочка. В киоске появляется продавец, а дворник Кузьмич метет улицу…

Продавец: Здравствуй Кузьмич! Все метешь?

Дворник: Привет, привет, мету, а ты чего такая нарядная сегодня?

 

Продавец: а у меня, Кузьмич, сегодня день особенный, поступление эксклюзивной коллекции «Старые песни о главном».

 

Дворник: Во, а что за песни такие?

 

Продавец: Лучшие песни, Кузьмич, про любовь, про деревню, про целину, про молодость вашу!!!

Блок - 50-е годы

Эпизод 1

НА ФОНЕ зарисовки деревни закадровый текст:

В России 107 областей, а деревень- несколько тысяч. Где всё это происходило, догадайтесь сами? Жизнь деревенская кипит: солнышко светит, земля урожай родит, люди дружные, да работящие песни поют… а чего их не петь, коли душа просит?

На сцене из зала появляются 3 девушки… (Галя, Кристина, Вика)

1: Девчата, Лёнька едет! Вон..Лёнька едет…

2 : Щас мы его остановим…. (На экране - Ленька на грузовой машине едет)

Вместе : Эй, Лёнька, стой!!!! (звук резко останавливающейся машины)

3: (серъёзно)До конторы довези!!!

Лёнька из машины на экране:

ЛЁНЬКА: Давай, девчат, одна в кабину, двое - в кузов.

1 : Да, щас!

2: Вот ещё!!!

3: в кабину… Опять приставать будешь!

Лёнька из машины: Ну тогда я поехал!!! (звук машины - уезжает…).

1: Ты чего это с ним заигрываешь?

3: Я??? Да почём он мне нужен…

Вика начинает петь«Вот кто-то с горочки спустился»

Из зала идет девушка в шляпке, с кувшином молока и пирогами…

2: Ой, Иришка, а ты чего опять к своему Гошку с угощеньями идёшь?

Ирина: Зачем вы так, девчата, он у меня хороший!!!

1: Смотри-ка, сразу обиделась…

3: Все они хорошие, до поры до времени…

Ирина стучит в дверь…выходит Гоша.

Ирина: Георгий! Вы дома?

Гоша: Ирочка! Вы?

Ирина: (стесняясь) Здравствуйте, Георгий! Я вот вам пирогов, молока принесла… Кушайте!

Гоша: Спасибо! Вы так заботливы! Ирина!!!

Ирина: Ну что вы… Кушайте…Своими руками испекла. вот попробуйте.

Гоша: Вкусно! Очень… (кушает)

В это время мимо прогуливаются деревенские парни с баяном

Айдар: Смотрите, учительница опять к Георгию в гости пожаловала…

Ирина: Ребята, зачем вы так?? Он … такой… он такой… умный…красивый…

Айдар: Да ладно тебе, смотри, Володька наш с Армии вернулся!

Кристина: Девчат, запевай!!!

ПЕСНЯ «Вот кто-то с горочки спустился»

Данил: Ну что, в магазин??? (идут по залу в магазин)

Эпизод 2

В зале (около порталов) – прилавок магазина с вывеской «СЕЛЬПО » с (консервы, счёты, хлеб), 2 девушки-продавца, по радио звучат позывные, из кулисы слева заходит Лёнька:

Лёнька: Работникам прилавка, красавицам, физкульт - привет!

1 продавец: Привет, привет, родимый…

2 продавец: Привет, коли не шутишь!

Лёнька: Не слышу поздравлений. (продавцы переглядываются) Новость не слышали?

Вместе: Нет!!!

Лёнька: Женюсь!

1 продавец: Господи, на ком?

2 продавец: Опять?

Лёнька: На Кристинке Андреевой!!!

1 продавец: Да не может быть… (смеются)

Лёнька: Да шутка!!! (достаёт деньги) Огня и дыма- на все!

1 продавец: Ой, дай ему…

2 продавец: На тебе БЕЛОМОР…

1 продавец: Вот тебе спички, шутничок!!! (смеются)

К магазину из зала подходят деревенские парни, трое из них- Юлиан (в военной форме-после армии), Айдар, ДАНИЛ (руки в карманах), заходят в магазин.

Лёнька: О! Стой, раз-два! (обращаясь к Юлиану) Друзей не замечаем старых…

Юлиан: Лёнька, привет! Как ты?

Айдар (Данилу)…Ну, давай….

Лёнька: Новости знаешь про невесту свою?

Юлиан: Нет!

Лёнька: Замуж вышла… (Айдар и Данил переглядываются и смеются)

Юлиан: Да ладно? За кого?

Лёнька: За меня! (несколько секунд молчания, потом все смеются)

Да шутка! А чё, поверили? За меня замуж? Вот, что армия с людьми делает….


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-06; Просмотров: 787; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.136 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь