![]() |
Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Творческое наследие великих мастеров режиссуры – как основа знаний для формирования режиссерского замысла.
Творческое наследие корифеев советского театрального искусства. К.С. Станиславского, В.Э. Мейерхольда и Е.Б. Вахтангова стало народным достоянием и требует от каждого режиссера серьезного изучения и освоения, так как в глубинах его лежат основы профессии не только актера, но, в первую очередь, и режиссера. Обязательность изучения их наследия не стесняет и не может стеснить подлинной свободы творчества, но создает необходимые предпосылки для всестороннего и глубокого раскрытия творческой индивидуальности каждого режиссера. Трех великих художников новаторов объединяло одно: принципы народности, идейности и реализма в искусстве, что и составляет сущность их эстетических воззрений. В то же время каждый из них своеобразно решал задачи театрального искусства, по-своему нащупывал пути сближения театра с народом, с революцией, шел своим путем, потому в их наследии и соединяются различные направления театрального искусства. Для того чтобы освоить творческое наследие открывателей новых путей в театральном искусстве, извлечь из него наиболее ценное, полезное для профессии режиссера массовых представлений и праздников, нужно прежде всего верно сориентироваться в нем и сосредоточить внимание на главном, наиболее своеобразном и важном. К.С. Станиславский был учителем В. Э. Мейерхольда и Е.Б. Вахтангова, поэтому и начинать изучение целесообразно с наследия основоположника нового искусства. Имя К. С. Станиславского известно всему миру, как имя великого реформатора театрального искусства. Еще в начале ХХ столетия оно далеко перешагнуло все рубежи и границы, стало достоянием мировой культуры, программой передовой художественной интеллигенции в борьбе за искусство близкое и понятное народу, против рутины, штампов, дилетантизма и ремесленничества, а его «система» реалистического творчества — основой всех актерских и режиссерских школ. В идеях Станиславского обобщен опыт нескольких артистических поколений, сформулированы важнейшие положения современной театральной эстетики, и потому его творческие идеи, и эстетическая программа завоевали всеобщее признание. Его эстетические взгляды и новаторство не ограничиваются рамками театра, а мысли о творческом процессе применимы к любым областям художественного творчества. Решая общие вопросы эстетики, раскрывая психологию художественного творчества, он указал пути сознательного овладения творческим процессом, пути проникновения в область духовной жизни человека. Представлению о творчестве как о «наитии свыше» он противопоставил требования высокой профессиональности. Актеры, режиссеры, театральные педагоги впервые получили полноценное руководство по актерскому мастерству и основам режиссуры как систему профессионального воспитания актера и режиссера. В «системе» рассматриваются элементы духовной и физической природы сценического искусства, их взаимосвязь и взаимодействие в процессе практической художественной деятельности. Она глубоко раскрывает сущность творческого процесса, в котором неразрывно участвуют все духовные и физические элементы человеческой природы. В «системе» четко сформулированы и практически разработаны принципы и методы жизненно-правдивого искусства, законы сценического действия и общения, законы словесного действия, указаны пути к правильному творческому самочувствию и пути к созданию сценического образа, разработан метод физических действий. Особое место в творческом наследии К.С. Станиславского занимают учение о сверхзадаче и сквозном действии и метод действенного анализа произведения. Своеобразным, ярким, талантливым был творческий путь В.Э. Мейерхольда. Имя его занимает достойное место в ряду основоположников советского театрального искусства — К.С. Станиславского, В.И. Немировича-Данченко, Е.Б. Вахтангова, А.Я. Таирова, К.А. Марджанова и других замечательных художников первой половины ХХ столетий. «Мейерхольд дал корни театрам будущего. Будущее и воздаст ему». Так сказал о нем Е.Б. Вахтангов и слова его стали пророческими. Влияние творчества Мейерхольда распространилось на развитие мировой художественной культуры. Особенно это заметно на развитии творческих взглядов Э. Пискатора, Б. Брехта и целого ряда других выдающихся режиссеров. Литература, посвященная режиссерскому искусству Мейерхольда, огромна и противоречива, так же, как сценические формы его творчества, которые казались его современникам «ошеломляюще смелыми», а некоторым, подчас, даже «нелепыми». Вопреки распространенному мнению, Мейерхольд не был теоретиком театра и это усложняет процесс освоения его творческого наследия. Работать и учиться в МХТ он начал тогда, когда В.И. Немирович-Данченко писал К.С. Станиславскому, что «без ярких, истинно-поэтических образов театр осужден на умирание...» В 1905 году идеи Станиславского и Мейерхольда соединились и вылились в программу утверждения символизма на театре. Лабораторией, где реализовалась эта программа, стал Театр будущего должен, по его мнению, превратиться в фабрику «квалифицированного человека». Образы будущего - образы наступающего «века машин», механизированного быта. Декорации только будут напоминать элементы индустрии, давать ощущение железа, камня, строительства. Игра актеров основывалась на принципе биомеханики, которая утверждала «эффект очищения чувств», то есть из эмоций извлекалась динамическая схема - момент возникновения чувства, его развитие, со спадами и подъемами, кульминация. Каждое движение обретало скульптурную выпуклость и значимость. Актер обязан был двигаться с легкостью танцора и изяществом акробата. Артистизм окрашивался спортивной ловкостью. В начале 20-х годов ХХ века принципы биомеханики излагались так: «Дифференциация каждого движения в целях наибольшей четкости; знак отказа - фиксация точек начала и конца движения; пауза после каждого произведенного движения; геометризация планового движения». Этими принципами Мейерхольд утверждал: театр - школа, дающая зрителям уроки рационального, лаконического, целесообразного движения. Таким образом, благодаря В.Э. Мейерхольду можно сделать следующие выводы: · Творчество актера есть творчество пластических форм в пространстве. · Путь к образу и к чувству надо начинать не с переживаний и осмыслений, не «изнутри», а «извне», с движения. · Искусство есть умение правильно использовать выразительные средства своего тела. · Музыкальная и ритмическая организованность пластического и словесного рисунка роли. · Общий методологический «ключ» биомеханики - «от внешнего к внутреннему». (Здесь биомеханика Мейерхольда своеобразно перекликалась с «методом физических действий» Станиславского). Мейерхольд считал необходимым избавить актера от бесконтрольного мышечного напряжения, дать свободу его сценическому самочувствию, научить управлять «физической жизнью роли». Он считал, что в согласованности игры отдельных актеров должна возникать новая гамма пантомимической речи. Творческий путь Е.Б. Вахтангова сравнительно непродолжителен, но необычайно объемен, своеобразен и ярок. Рассказы о нем кажутся легендарными. Станиславский признавал в нем создателя «новых принципов революционного искусства», считал его своим единственным преемником. «Гениального режиссера» видели в нем М. Горький и Ф. Шаляпин. Высоко оценивали его творчество художники мирового театра - Гордон Крэг, Андре Антуан, Бертольд Брехт. А наш современник Питер Брук в своей книге «Пустое пространство» заметил, что Вахтангов, как никто другой, смог проникнуть в народную стихию театра. Вахтангов был зоркий художник, обладающий уникальной интуицией и романтическим чувством жизни. «Студийность, - утверждал он, - есть сущность, ради которой и при помощи которой существует студия. Эта сущность освещает все: отношение к искусству, отношение друг к другу, поведение в стенах Студии, представительство на стороне. Эта сущность звучит и в художественной, и в моральной, и в этической, и в духовной, и в товарищеской, и в общественной жизни студийца». За полтора месяца до смерти Вахтангов провел с учениками две беседы, из которых стали ясны модель его театра и программное понятие «фантастического реализма». Фундаментом этого направления как феномена художественной культуры стали три слагаемых: 1. идея преобразования мира, вытекающая из революционного мировоззрения; 2. опора на мифологическое творчество, корнями уходящее в народную культуру; 3. синтез искусства, синкретизм формы, сплавляющей разные компоненты в органическую целостность. Вахтангов, следует трём основным принципам, утверждавшиеся его школой: · идейно-творческая активность искусства (познание, отношение, оценка - вот основные элементы этой активности); · выражение отношения самого театра к отображаемому на сцене (оценка философская, моральная, политическая, эстетическая). · для каждой пьесы своя особая форма сценического воплощения. Напоминаем и его учение о трех факторах, определяющих идейно-художественное лицо спектакля: 1. пьеса со всем ее содержанием и формой; 2. современность (общественно-исторический момент, когда ставится пьеса) и ее потребности; 3. возраст коллектива, который ставит пьесу, его образование, творческое прошлое, традиции, творческие установки и степень мастерства. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-06; Просмотров: 1390; Нарушение авторского права страницы