Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ. СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ.



ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ. СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ.

Слово «философия» – греческого происхождения и буквально означает «любовь к мудрости». Философия представляет собой систему взглядов на окружающую нас действительность, систему наиболее общих понятий о мире и месте в нем человека.

Предмет философии исторически подвижен: каждая эпоха в зависимости от достигнутого уровня развития по новому ставит и решает вопросы философии.

Философия объединяет в себе два основных способа освоения мира человеком: научно-теоретический и практически-духовный.

Предмет философии - «весь спектр отношений человека и мира в наиболее общем виде (принципы основы), познание предельных оснований природы, человека, общества и культуры».

По Аристотелю предмет философии – степень общего или всеобщего.

Представление о философии менялось со временем:

Античность: КОСМОЦЕНТРИЧНАЯ

Средние века: ТЕОЦЕНТРИЧНАЯ

Новое время: НАУКОЦЕНТРИЧНАЯ

Специфика философской мудрости состоит в ее нацеленности на смыслы максимально всеохватной (общей, предельной, целостной) и вместе с тем фундаментальной значимости.

Знание философии имеет один универсальный опыт – это человеческий опыт. Самая высшая в мире реальность – это человек и мир человека: социальный и духовный

ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ. ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ.

Основной вопрос философии выдвинул Энгельс когда ему было 66 лет. Материя и сознание (дух) — две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи этим существуют две стороны основного вопроса философии — онтологическая и гносеологическая.

Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично — материя или сознание? Делится на идеализм (субъективизм (Беркли) и объективизм (Гегель)) и материализм (Маркс, Энгельс)

Суть гносеологической (познавательной) стороны основного вопроса: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания. Делится на гносеологический оптимизм (мир познаваем (сциентисты)), агностицизм (мир непознаваем, Кант)

ФУНКЦИИ:

мировоззренческая (интегратор мировоззрения);

методологическая (дарует методику мышления, теоретической деятельности); ВНИМАНИЕ: Этот пункт особо близок и дорог нашим авторам, как направление их собственной «философской» специализации. Поэтому именно здесь доказывается, что философия важна для всех, как бык-производитель «эвристических идей» (открытий) в других науках, третейский судья между враждующими гипотезами, пограничник-таможенник на границах духовной культуры, решающий «пущать – не пущать». Любые сомнения в реальном исполнении указанных функций для экзаменуемого чреваты негативными последствиями.

оценочно-критическа

МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ЕГО СТРУКТУРА И ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ

Мировоззрение – система устойчивых взглядов человека на мир и свое место в нем. Широкий смысл – все взгляды, узкий – предметный (в пределах мифологии, религии, науки и т.д.). Термин «мировоззрение» якобы появился в XVIII веке, популярен с XIX века.

Черты мировоззрения: активное знание (позиция-действие), целостность, всеобщность (подразумевается наличие того или иного мировоззрения у каждого человека).

Предмет – отношения в системе мир-человек.

Структура мировоззрения – элементы и связи между ними. Уровни структуры мировоззрения:

обыденно-практический («мироощущение», «эмоционально окрашенное видение мира», «повседневное мировоззрение» каждого человека);

рационально-теоретический («миропонимание», «интеллектуальное мировоззрение», содержит понятия, категории, теории, концепции).

Структурные элементы: знания, ценности, идеалы, программы действий, убеждения (под которыми авторы понимают не «твердые принципы», а «принятые» - более-менее одобренные учеными «знания и ценности») и др.

Функции мировоззрения: 1) аксиологическая (ценностная) и 2) ориентационная.

Исторические типы мировоззрения:

мифологическое мировоззрение (фантазии преобладают, единство с природой, антропоморфизм, множество сверхъестественных сил, доминирование чувств);

религиозное мировоззрение (монотеизм): психологическая структура (чувства и действия людей, ритуалы) + идеологическая структура (догматы, писания): мир удвоен (имеются в виду, прежде всего, христианские посю- и потусторонний миры), Бог духовен, Он творец вне мира, Священное Писание ‑ источник знаний, иерархия по нисходящей от Бога;

философское мировоззрение (свободный интеллектуальный поиск истины): осмысление предельных оснований бытия и мышления, обоснование ценностей, стремление к целостности, логическая аргументация), опора на разум.

 

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ И ДРЕВНЕГО КИТАЯ

В индийской философии выделяют 3 периода: Ведический (4-5вв до н. э.), Классический(5в до н.э. – 10в), Индуистский (с 10 в)

Веды – главные тексты, литература древнеиндийской философии. Делятся на 4 группы: самхиты, брахманы, араньяки, упанишады. Самхиты – четыре сборника гимнов: Ригведа (самая древняя и авторитетная), Самаведа (веда напевов), Яджурведа (веда жертвоприношений) и атхарваведа (веда заклинаний). Брахманы-продолжение вед, к каждой самхите относится определенная Брахман. Араньяки и Упанишады примыкают и к Самхитам и Брахманам, у каждой Араньяки или Упанишады есть не только своя Самхита, но и Брахмана.

Базовые категории: Брахман (абсолютно совершенное), Атман (совершенный дух), Пракрити (природа), сансара (течение изменчивой жизни), карма (судьба-воздаяние), дхарма (долг), мокша-нирвана (освобождение от суетного). (Внимание: никогда нельзя забывать, что все термины в индийской философии очень-очень туманны и многозначны.)

Здесь главная проблема – достижение вечного (нетленного) через избавление от преходящего. Разные школы предлагают свои пути и методы решения этой проблемы

4 истины буддизма: все есть страдание (дуккха), у страдания есть причина – желание (тришна), есть способ освободиться от страдания – избавиться от желания, существует путь избавления от страдания (восьмиричный – ведет к нирване – блаженству.

Существенные особенности: психологизм (виртуализация), традиционализм, обращение к внутреннему опыту, философствование ради спасения.

Формирование философских школ – VI-V века до н.э. Сначала появились неортодоксальные (отрицающие непогрешимость вед и брахманов и апеллирующие к массам), а им в ответ ‑ ортодоксальные, приверженные традиционным канонам.

3 неортодоксальные школы: буддизм (спасение от страданий через восьмеричный путь избавления от желаний), джайнизм (время от времени приходят учителя-спасатели – джины), локаята (есть только этот мир – им и насладимся).

6 ортодоксальных школ: вайшешика-ньяя (мокша через внутреннее совершенствование), санкхья-йога (мокша через телесные упражнения-позы), веданта-миманса (мокша через ритуалы).В китайской философии выпячивается светский характер с государственническим уклоном. Центральные фигуры ‑ учитель и чиновник. Подробные правила поведения (ритуалы и кодексы) – как путь праведной жизни, вселенской гармонии темного (инь) и светлого (ян) начал.

Основой всех учений объявлена «Книга перемен», где 64 гексаграммы (шестизначника), составленных из «инь» и «ян», обозначают все фундаментальные явления мира сего.

Особенности: вместо отвлеченных систем прикладные и афористичные правила поведения - поучения. Кроме того, стабильность поставлена превыше всего.

Зарождение философских школ Китая (период 100 школ) в VI-III вв. до н.э.

Конфуцианство (со II века до н.э. официальная госидеология) создано Конфуцием (551-479 гг. до н.э.). Конфуцианство видит путь к гармонии в соблюдении каждым подробных правил этикета: хорошо делай свое и не лезь в чужое.

Даосизм (основатель Лао-цзы) – только недеяние позволяет Гармонии самоосуществиться. Путь (Дао) сам себя прокладывает, если ему не мешать.

Легизм: справедливые и строгие законы, поощрение и наказание – вот средства достижения гармонии.

 

УЧЕНИЕ ПЛАТОНА ОБ ИДЕЯХ.

● Натурфилософский

● Классический

● Римско-эллистический

Философия космоцентричная

Природа! =Абсолют

Первым трудом Платона является «Апология Сократа» (оправдание). Разработал новый литературный жанр – диалоги. В произведениях раннего Платона главное действующее лицо – Сократ. В трудах позднего Платона разработано его учение об идеях. Идея – прообраз вещи, вещь – подобие идеи. Идеи – вечны и неизменны, а вещи – изменчивы и уничтожимы. Считал, что существует царство Гиперурания – царство вечных идей. С пониманием души у Платона связан образ возницы и 2х коней.

Много внимания Платон уделяет, в частности, вопросу " иерархизации идей". Эта иерархизация представляет определенную упорядоченную систему объективного идеализма. Выше всего стоит, по Платону, идея красоты, и добра. Она не только превосходит все реально существующее добро и красоту тем, что совершенна, вечна и неизменна (так же, как и другие идеи), но и стоит выше других идей. Познание, или достижение, этой идеи является вершиной действительного познания и свидетельством полноценности жизни. Наиболее подробно учение Платона об идеях разработано в главных работах второго периода - " Пир", " Закон", " Федон" и " Федр".

Теория Платона о познании. Базируется на учении о припоминании. Знание – есть припоминание познанного в гиперурании. Ничего нового узнать нельзя, можно только принудить душу к воспоминанию (Образ Сократа и Теорема Пифагора). (Образ пещеры и узника) материальные вещи – это тени мира идей.

Идея – результат диалога души с самой собой.

Выделял разные части души, связывал их с уровнем развития человека и положения в обществе: растительная – ремесленники, аффективная – войны, разумная – правители, философы.

 

МЕТАФИЗИКА АРИСТОТЕЛЯ.

● Натурфилософский

● Классический

● Римско-эллистический

Философия космоцентричная

Природа! =Абсолют

Учение Аристотеля

● великий философ-энциклопедист, автор более 150 трудов, внес вклад практически. во все известные области знаний

● отец современной логики

● ученик Платона

Метафизика = философия Аристотеля. Термин ввел его ученик – Андронин Родосский (1в до н. э.)

Ядром метафизики является логика

Каждая единичная вещь рассматривается Аристотелем и со стороны формы и со стороны материи. Аристотель рассматривает отдельные вещи: камень, растение, животное, человека. Всякий раз он выделяет в вещи материю (субстрат) и форму. В бронзовой статуе материя–это бронза, а форма – очертания статуи. Сложнее обстоит дело с отдельным человеком, его материя–это кости и мясо, а форма–душа. Для животного формой является животная душа, для расте­ния–растительная душа. Что важнее – материя или форма? На первый взгляд, кажется, что материя важнее формы, но Аристотель не согласен с этим. Ведь только благодаря форме индивид становится тем, чем он является. Значит, форма есть главная причина бытия. Всего причин четыре: формальная – сущность вещи; материальная – субстрат вещи; действующая – то, что приводит в движение и обуславливает изменения; целевая – во имя чего совершается действие.

Особое место в физике Аристотеля занимают проблемы места и пространства. Проблема движения, центральная проблема, как раз и решается через объяснение проблемы места и пространства. Вещи занимают различные места, но каждая вещь имеет собственные границы, а также признается Аристотелем направленность движения тел к своему «естественному месту» Пространственное движение вещей есть способ воздействия вещей друг на друга. Весь мир есть совокупность воздействующих друг на друга тел. А все тела движутся, воздействуя друг на друга, к своему естественному месту.

«Добродетель посередине»

Разрабатывает учение о среднем классе. Выделял теории направления: правильные (монархия, аристократия, полития) и неправильные (деспотия, олигархия, демократия)

 

ПАТРИСТИКА

Античная философия космоцентрична, философия средневековья–теоцентрична(основная проблема–проблема христианского бога). Христианство появилось примерно в середине 1 века и стимулировало развитие С.Ф.

Этапы развития средневековой философии:

1. Апологетика

2. Патристика

3. Схоластика

В этот период пишут свои произведения отцы церкви.

Восточная патристика(формирование основных догматов христианства и прежде всего догмата триединства божества, боговоплощения и спасения) характеризуется следующим:

Афанасий Александрийский прославился единодушием взглядов со всеми отцами церкви (смирение – основная добродетель)

Др. представители: Васили Великий, Григорий Нисский, Григорий Богослов, разработали символ веры.

Западная – учения Августина Аврелия (Великий, Святой) (из Африки) работа (одна из первых) – исповедь – он описывает свою жизнь и свой путь к христианству.

Основные идеи:

● Разрабатывает учения о творении Богом мира из ничего

● Учение о благодати – данное Богом

● Учение о добре и зле. Мир сотворен добром. Зло – пустота, отсутствие добра. Через зло можно перейти к добру

● Теогицея – оправдание Бога за существование зла в мире.

● Закладывает современное понимание о времени. Прошлое – это наша память. Будущее – чаянье и надежды. Действительно существует только настоящее и оно есть 1 миг.

● В работе «Град Божий, град земной» - человек должен прийти от града земного (эгоистичной любви к себе) к граду Божьему (всеобъемлющей любви к Богу)

● Вера и разум. Что важнее? Вера укрепляет разум. «Верю, чтобы понимать»

● Закладывает догматы христианства.

 

СХОЛАСТИКА

Античная философия космоцентрична, философия средневековья–теоцентрична(основная проблема–проблема христианского бога). Христианство появилось примерно в середине 1 века и стимулировало развитие С.Ф.

Этапы развития средневековой философии:

1. Апологетика

2. Патристика

3. Схоластика

Философия носит обучающий характер, обучает тому, что было написано в патристике. Спор об универсалиях. Пиком средневековой схоластики стал спор об универсалиях, спор о наиболее общих понятиях. Универсалии – наиболее общие понятия, по вопросу о которых возникли 3 направления:

• Реализм

• Номинализм

• Концептуализм

Реалисты – универсалии существуют реально, а единичные вещи вторичны и производны от них (Фома Аквинский)

Номиналисты – первичным являются конкретные единичные вещи, а универсалии вторичны относительно их. – Пьер Абиляр

Концептуализм –промежуточная позиция между реализмом и номинализмом, тяготеющая к номинализму. Уильям Оккам → «сущность не надо умножать без надобности»

Основные взгляды Фомы Аквинского – правая рука папы римского.

● Опираясь на труды Аристотеля, перевел их, и использовал для доказательства бытия Бога

● Вера и разум (соотношение) → »понимаю, чтобы верить»

● Большое значение рациональному укреплению догматов христианства.

● Основоположник – Томизм (Фома (латынь) – Том). Теодицея – решает проблему существования зла, считает, что зло идет из людей (в результате свободного выбора человека)

 

 

ИРРАЦИОНАЛИЗМ

А. Шопенгауэр-основоположник современного европейского рационализма, противопоставивший систему своих взглядов классической. философии Гегеля. Основная-работа. " Мир как воля и представления"

На определенной стадии развития человека возникает представление, и мир, который до сих пор был только волей, становится объектом познающего субъекта, т. e. его представлением

Философствование требует мужества, т. к истина только одна:

" Истина только одна - все мы умрем, жизнь - мишура, " плесень" на нашей планете и ничего кроме страданий она нам принести не может." А. Шопенгауэр

Воля сильнее разума (интеллекта)

Человек может надеяться только на себя, единственный достойный выход для Шопенгауэра-преодолеть волю к жизни, отказаться от ее ложных соблазнов

C. Кьеркегор (1813-1855)

При жизни его прозвали антигегелем

Основы. идея:

• Рационализм Гегеля излишне оптимистичен:

o основан на вере в разум

o полное и безоговорочное подчинение единому обществу

Считает, что индивид должен быть важнейшим продуктом

философии

«Тут похоронен единичный" - эпитафия

Работы:

«Тот, кто не играл в христианство" - современные люди потеряли настоящую веру в бога

" Или, Или" выбор между разными типами жизни

Есть обыватель, знай, что у него есть выбор и живет, как другие.

1-й тип жизни (эстетик) - жизнь ненастоящим

2-й Тип жизни (этик) - жизнь будущим

3-й тип жизни (религиозный)-жизнь в вечности.

Обр. Святого Августина

В рамках иррационализма, зарождается Философия Ф Ницше (1844-1900)

Идеи:

• На протяжении всей истории человечества, человечеством правит воля к власти

• Лучшие средства обуздания воли сильных людей-это христианская мораль, которая → навязывает любовь к слабым и убогим и отвращение к сильным и здоровым

«Слабого подтолкни" - освободи дорогу идущим

• Человек сделал мерой всех вещей свой разум, но у интеллекта нет никакого назначения, выход, за пределы человеческой жизни

•.Идея вечного возвращения

• Сверхчеловек-это соль земли и смысл бытия

В уста Зератустры вкладывает «Бог умер, мы убили его», «место Бога займет сверхчеловек»

Современный человек для Ницше-это мостик между обезьяной и сверхчеловеком

Работа " То ту сторону добра и зла" - ценности сверхчеловека

Ницше оповещает об угрозе нигилизма и призывает к переоценке всех ценностей.

Зигмунд Фрейд. Впервые вводит термин «бессознательное» Бессознательное для Фрейда – это мощное энергетическое начало, он сравнивает его с лошадью, а сознательное со всадником. Всадник обычно управляет лошадью, но если она понесет, то ему почти невозможно с ней справиться. Разработал катарсический метод лечения. Ктарсис - обновление, очищение.

Структура личности по Фрейу: Сверх Я(super ego), Я (ego), Оно(id). Основной девиз психоанализа: Там, где было оно, должно стать Я. Оно – сфера бессознательного, где бунтуют вытесненные влечения и страхи. Я – разумная часть внутреннего мира, подчиненного реальности. Сверх Я – инстанция морального контроля, содержит культурные требования и ограничивает влечения.

Вымышленные влечения и страхи обладают огромной энергией и стремится проникнуть в сознание, они проявляются в:

● Невротические симптомы

● Символы, являющиеся человеку во снах и грезах

● Оговорки и описки

Механизмы борьбы нашего Я от бессознательного

1) Проекция – бессознательное перенесение собственных запретных неодобряемых качеств на других людей

2) Рационализация – человек сознательно приписывает своим поступкам совсем не те причины, которые породили на самом деле, а те, которые удовлетв. требованиям сознания.

3) Сублимация – перевод сексуальной энергии в социально-приемлимую форму

Фрейд считал «Эрос и Рокатос правят миром»

 

ПОЗИТИВИЗМ

Понятие “позитивизм” обозначает призыв к философам отказаться от метафизических абстракций и обратиться к исследованию позитивного знания.

Позитивизм возникает в 30-40-х годах 19 в. во Франции. Родоначальником этого течения явл-ся О. Конт. Он сформулировал закон о трех последовательных стадиях интеллектуальной эволюции человека: теологической, метафизической и позитивной. На первой, теолог-ой стадии все явления объясняются на основе религиозных представлений, вторая - метафизическая заменяет сверхестественные факторы в объяснении природы сущностями, причинами. Вторая стадия подготавливает третью - позитивную

Позитивистский подход предполагает два коренных преобразования. В сфере науки он означает ее отказ от метафизических наслоений. К которым Конт относил претензии науки на раскрытие причин явлений и проникновение в их сущность. Он утверждал, что наука не объясняет дейст-ть, а лишь описывает явления. Отрицая прежнюю “ метафизическую” философию, Конт не отказывается от философии как таковой. Он полагает, что для адекватного познания дейст-ти отдельных частных наук недостаточно.

Вторая стадия в развитии позитивизма - эмпириокритицизм. Данная стадия сохраняет основную установку позитивизма на описание позитивного, опытного знания. Его представители настаивают на необходимости борьбы в науке с засилием метафизических подходов на изъятие из науки таких понятий, как “субстанция”, “причинность”, “материальное”, “идеальное”.

Третий этап в развитии позитивизма - неопозитивизм - начинается в 20-х г. 20 в. Исторически первый и основной вариант неопозитивизма - логический позитивизм. Представители логического позитивизма исходили из предпосылки, что предметом философии не может быть и теория познания, поскольку ее решения вынуждены выходить на мировоззренческую проблематику, а это неизбежно наталкивает философское мышление в сферу “метафизических” проблем. По их мнению, философия вообще не имеет предмета исследования, потому что она не явл-ся содержательной наукой о какой-то реальности, а представляет собой род деят-ти, особый способ теоретизирования. Неопозитивизм истолковывал истину как совпадение высказываний с непосредственным опытом человека.

Постпозитивизмом называется множество концепций, которые пришли на смену позитивизму. Особое внимание уделяется рациональным методам познания. КАРЛ ПОППЕР. Согласно Попперу, рост знаний достигается в процессе рациональной дискуссии, которая неизменно выступает критикой существующего знания. Отсюда название теории КРИТИЧЕСКИЙ РАЦИОНАЛИЗМ. Поппер считает, что ученые делают открытия, восходя не от фактов к теории, а от гипотез к единичным высказываниям.

 


 

 

МАРКСИЗМ

- это диалектико-материалистическая философия, основы которой заложили Карл Маркс(1818-1883) и Фридрих Энгельс(1820-1895). Существенным отличием этой теории от всех предшествующих учений в философии является то, что это практическая философия для применения в реальной политике. Если раньше философия пыталась только исследовать, понять и объяснить мир, то марксизм пытается сделать то же самое, но с единственной и главной целью – изменить мир. С позиций диалектического материализма Маркс и Энгельс объясняли не только природу, но и историю общества. С их точки зрения в развитии общества определяющими факторами являются не потусторонние силы, не духовная деятельность, не сознание людей, а материальные условия их жизни, производство материальных благ и складывающиеся на этой основе экономические отношения. Философия Маркса – это философия диалектического материализма, где в понимании общества главным становится материальное производство. Вся человеческая история (предыстория), исключая её первую ступень – первобытное общество, и высшую её ступень – коммунизм, является историей борьбы классов. Затем переход от классового общества к бесклассовому, к процветающему обществу имущественного равенства всех людей. Главное положение диалектического (мат) понимания истории - общественное бытие определяет общественное сознание. - отношение человека как субъекта к природе, как к объекту, М. называл трудом и предполаг его фундаментом всей культурообр деят

• - первооснова человеч жизни – не в сознании людей, а в матер жизни об-ва, в мат пр-ве и общ отношениях, кот складываются между людьми

• - природа и человек одна субстанция

• -утверждает природность человека. Способ выделения человека из природы- труд ( и взаимод с природой)

• - разрабатыв понятия общ-эконом формаций 1- первобыт-общин, 2 – рабовлад, 3-феодальн, 4- капитализм, 5- коммунизм

• -формы отношений 1- личн зависимые (п/о и рабовлад), 2- вещ зависимости (капит), 3- свободн индивидов (коммунизм)

• -Внутри формация возник классы и отношен. Межкласс антогонизма (противоречий)

• - законы истории – объективны

• - отношения человека к природе- производственные силы, а отнош людей друг к другу – производ отношен

• материалистическое понимание истории- материальные потребности людей первичны. Поэтому общественное бытие (базис) определяет общественное сознание (надстройку).

• Учение о всемирной революции – общ всестрон развитие людей – это комм общество и к нему есть лишь один путь – пролетар революц. Пролетарии есть порожд капитализма и они должны объединиться в борьбе против капитал эксплуатации. «Необходимо объедин для борьбы с общеклассовым врагом за свое освобождение от подневольного труда и на развалинах эксплуататор об-ва построить новое бесскалассовое об-во – коммунизм»

Строго говоря, смерть М, в 1883 г. положила конец его систематическому изучению России, в то время как именно с этого момента начинается здесь наиболее интенсивное распространение его идей. - ф. Энгельс. первые российские марксисты, объединившиеся в 1883 г. в Женеве в группу " Освобождение труда" (Плеханов, В. И. Засулич, П. Б. Аксельрод, Л. Г. Дейч, В. Н. Игнатов). Глава этой группы Плеханов еще в 1882 г. перевел " Манифест Коммунистической партии", начав его распространение в России. Созданная Российская социал-демократическая рабочая партия, вставшая на марксистские позиции, в 1903 г. раскололась по организационно-тактическим вопросам па большевиков во главе с Лениным и меньшевиков во главе с Плехановым. Философские воззрения русских последователей Маркса формировались в основном на базе произведений Энгельса (таких, например, как " Анти-Дюринг", " Диалектика природы" и т. д. ), в которых марксизм предстает как законченная, цельная система взглядов, имеющая свою внутреннюю структуру, а затем под влиянием работ Плеханова и теоретиков российской социал-демократии как меньшевистского, так и большевистского крыла (Л. Мартова, Ленина, Бухарина и др. ). Философия Маркса была провозглашена ими венцом исторического развития всей мировой мысли, учением, способным не только объяснить мир во всем его единстве и многообразии, но и указать пути его совершОсобое место занимает точка зрения Бердяева. Относясь к марксизму достаточно критически, он в то же время утверждал, что большевистский марксизм не случайно одержал победу в России, так как, он лучше соответствует особенностям русского мышления и психологического склада. По его мнению, российские марксисты заимствовали у своего учителя не склонность его к детерминизму, а религиозную сторону учения, пролетарское мессианство, что марксизм в России подвергся существенной переработке в народническом духе. Что касается идейно-теоретической деятельности пришедшей к власти в 1917 г. большевистской партии, то она была направлена прежде всего на превращение марксизма и господствующую идеологию. В 20-е гг. развернулась работа по собиранию, изучению, изданию и переизданию произведений Маркса, Энгельса, их последователей и близких к марксизму теоретиков.

 

ОНТОЛОГИЯ (относ – сущее).

В качестве самостоятельного раздела философии (учения о сущем как таковом) ввел Вольф (1730 г.). Отцами ее авторы называют Гераклита, Парменида и Платона. Онтология — раздел философии, философское учение о Бытии, о сущем как таковом в его наиболее общих характеристиках, независимо от его частных форм и в отвлечении от вопросов, связанных с его постижением (познанием). Основным предметом онтологии является сущее; бытие, которое определяется как полнота и единство всех видов реальности: объективной, физической, субъективной, социальной и виртуальной.

Основные категории: бытие-небытие, сущее, сущность, субстанция, реальность, материя, движение, развитие, пространство, время. Для материалистов важнейшее – соотношение материи и сознания (у них это основной вопрос философии).

Категория «бытие» нацеливает на поиск начала, объединяющего все вещи. Важнейшая проблема: соотношение бытия и небытия что из них первоначальнее? Виды решений: 1) философия бытия (бытие вечно, ибо «из ничего ничего не бывает»); 2) философия небытия (все из ничего, бытие иллюзорно) – эта философия занята обоснованием небытия и изучением виртуальностей.

Основные виды бытия: материя (независимое от человека и отражаемое им) и дух-идея (субъективная реальность).

4 основные формы бытия: 1) бытие вещей (онтология природы), 2) бытие человека (онтология человека), 3) бытие духовного или идеального (онтология культуры), 4) бытие социального (онтология общества).

Исторические типы онтологии:

- античный поиск первоначал материальных или идеальных;

- средневековый познание сверхсущего бытия Бога, в коем совпадают сущность и существование;

- нового времени учение о способах получения научного знания;

- новейшего времени (XIX-XX вв.) возрождение онтологии как осмысления существования человека в универсуме.

Бытие — это философская категория, обозначающая независимое от сознания существование объективной реальности — космоса, природы, человека.

Понятие Бытия ввел в философию Парменид (VI-V вв. до н. э.), выделив его следующие основные характеристики: целостность, истинность, благость, красота. «Бытие – есть мысль, оно едино и неизменно, абсолютно и самотождественно, не имеет внутри себя деления на субъект и объект; оно есть вся возможная полнотасовершенста, среди которых на первом месте истина, добро, благо, свет.» Он провозглашал единство мысли и Бытия и противопоставлял Бытие —небытию. Затем у Платона единый мир Бытия был разделен надвое: мир идей (мир истины) и действительность (мир подобий). В религиозной философии это деление сохраняется, истинное бытие Бог, а остальной мир — зависит от него. В материалистической философии мир разделили обратным образом: на мир материального и на зависимый от него мир идеального (связанного с сознанием человека). В настоящее время чаще принято представлять Бытие как целостность, как Единое, в котором всегда взаимодействуют идеальные и материальные процессы и явления.

По способу существования бытие разделяется на два мира:

1)мир физических состояний (материальный, природный); 2)мир психических состояний (сознание, духовность...) Материальный мир существует независимо от сознания и воли людей - т.е. объективно. Психологический мир носит субъективный характер (его носитель - субъект). Также выделяют два уровня бытия: 1)потенциальное бытие, уровень существования в возможности

2)актуальное бытие, уровень существования в действительности. Формы бытия - пространство, время, движение, энергия, жизнь

 

34.

ФОРМЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

Проблема - гипотеза - теория. Рассматривая теоретическое познание как высшую и наиболее развитую его форму, следует прежде всего определить его структурные компоненты.

Проблема - форма знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что нужно познать. Иначе говоря, это знание о незнании, вопрос, возникший в ходе познания и требующий ответа. Проблема не есть застывшая форма знания, а процесс, включающий два основных момента, два этапа движения познания - ее постановку и решение.

Как считает К. Поппер, наука начинает не с наблюдений, а именно с проблем, и ее развитие есть переход от одних проблем к другим - от менее глубоких к более глубоким

Гипотеза - форма знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно и нуждается в доказательстве. Говоря об отношении гипотез к опыту, можно выделить три их типа:

- гипотезы, возникающие непосредственно для объяснения опыта;

- гипотезы, в формулировании которых опыт играет определенную, но не исключительную роль;

- гипотезы, которые возникают на основе обобщения только предшествующих концептуальных построений.

Гипотетическое знание носит вероятный, а не достоверный характер и требует проверки, обоснования. В ходе доказательства выдвинутых гипотез одни из них становятся истинной теорией, другие видоизменяются, уточняются и конкретизируются, третьи отбрасываются, превращаются в заблуждение, если проверка дает отрицательный результат. Выдвижение новой гипотезы, как правило, опирается на результаты проверки старой даже в том случае, если эти результаты были отрицательными.

Решающей проверкой истинности гипотезы является в конечном счете практика во всех своих формах, но определенную роль в доказательстве или опровержении гипотетического знания играет и логический критерий истины. Проверенная и доказанная гипотеза переходит в разряд достоверных истин, становится научной теорией.

 

Теория - наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности. Любая теория - это целостная развивающаяся система истинного знания (включающая и элементы заблуждения), которая имеет сложную структуру и выполняет ряд функций.

К числу основных функций теории можно отнести следующие:

1. Синтетическая функция. Любая теория объединяет, синтезирует отдельные достоверные знания в единую, целостную систему. Тем самым теория - это идея-синтез, ядром которой является научный закон - внутренняя существенная связь явлений, обусловливающая их необходимое развитие.

2. Объяснительная функция. На основе познанных объективных законов теория объясняет явления своей предметной области. А именно: выявляет причинные и иные зависимости, многообразие связей данного явления, его существенные характеристики и свойства, его происхождение и развитие, систему его противоречий и т.п.

3. Методологическая функция. Теория является средством достижения нового знания во всех его формах. На ее базе формулируются многообразные методы, способы и приемы исследовательской деятельности. Например, теория диалектики развертывается в совокупность принципов диалектического метода, общая теория систем служит основой системно-структурного и структурно-функционального методов и т.п.

4. Предсказательная - функция предвидения. На основании теоретических представлений о наличном состоянии известных явлений делаются выводы о существовании не известных ранее фактов, объектов или их свойств, связей между явлениями и т.д.

5. Практическая функция. Конечное предназначение любой теории - быть воплощенной в практику, быть " руководством к действию" по изменению реальной действительности. Поэтому вполне справедливо утверждение о том, что нет ничего практичнее, чем хорошая теория.

 

 


 

 

СМЫСЛ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯС

Содержание смысла несводимо к значению понятия, т.е. к простой репрезентации предмета в знании. Смысл выражает не значение, а значимость. " Значение" отвечает на вопрос: что это? что это такое? " Смысл" - на вопрос: для чего? для какой цели? Смысл не только указывает, но указывает, имея в самом этом указании некую цель

Ф. Ницше: " У кого есть Зачем жить, может вынести почти любое Как".

Вопрос о смысле жизни есть вопрос о предназначении человека. Не о том, почему?, а о том, для чего? живет человек. С незапамятных времен он занимал человека. Есть, пишет известный французский моралист и философ Альбер Камю только один фундаментальный вопрос философии. Это вопрос о том, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить. Все остальное - имеет ли мир три измерения, руководствуется ли разум девятью или двенадцатью категориями - второстепенно. Сама постановка этого вопроса свидетельствует о том, что он рождается из сомнения в существовании такого смысла. Сомнение же предполагает, что сама действительность, возможно, разорвана, непоследовательна и абсурдна.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-06; Просмотров: 1237; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.126 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь