Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ФЕНОМЕНОЛОГИЯ. ПОСТМОДЕРНИЗМ



Феноменология – одно из наиболее влиятельных философских учений 20 века. Основоположник – Э. Гуссерль (1859 – 1938)

«Логические исследования»

Считал, что философия должна стать строгой наукой, способной дать обоснование великому истинному знанию. Для этого надо обратиться внутрь сознания к самому субъекту, и там в специфике его сознания и его структуре искать «последовательность очевидности», т. е. то, что определяет для нас видение эмпирических реальностей.

Феноменологическая редукция – это редукция, которая согласно Гуссерлю, предлагает сознанию повернуться внутрь себя Именно там, в структурах чистого сознания, там откроются «сами вещи», определяющие истинные знания

Феномены (в этом направлении) – единство идеального предмета и смысла, существующего в чистом сознании

Сознание для нас – поток феноменов, который дан нам для всякой рефлексии и выступает как целостное. Сущность сознания – это конституированние смыслов, которые мы придаем смыслу. Поскольку смысл – это отношение, а не вещь, его нельзя передать. Каждый человек сам и только сам может придать смысл тому, что происходит.

Жан Лиотар (1924-1998) после опубликования им книги " Состояние постмодерна" (1979, русское издание 1998 г.) стал мно­гими характеризоваться как основатель постмодернизма. Лиотар считает, что во второй половине XX века в силу ряда причин, в первую очередь благодаря широкому распространению информа­ционных технологий, возник новый тип культуры — постмодерн. Латинское modo переводится как недавно. Постмодерн, следова­тельно, можно перевести на русский язык как то, что наступи­ло вслед за недавним.

Согласно Лиотару, для постмодерна характерно окончатель­ное разрушение принципа универсального языка, " никто не владеет целым".

Постмодернизм – всесторонняя критика современности и самокритика, ирония в отношении всего, в том числе в отношении собственной иронии. Проповедь неповторимости всего и вся.

ПОЗИТИВИЗМ

Понятие “позитивизм” обозначает призыв к философам отказаться от метафизических абстракций и обратиться к исследованию позитивного знания.

Позитивизм возникает в 30-40-х годах 19 в. во Франции. Родоначальником этого течения явл-ся О. Конт. Он сформулировал закон о трех последовательных стадиях интеллектуальной эволюции человека: теологической, метафизической и позитивной. На первой, теолог-ой стадии все явления объясняются на основе религиозных представлений, вторая - метафизическая заменяет сверхестественные факторы в объяснении природы сущностями, причинами. Вторая стадия подготавливает третью - позитивную

Позитивистский подход предполагает два коренных преобразования. В сфере науки он означает ее отказ от метафизических наслоений. К которым Конт относил претензии науки на раскрытие причин явлений и проникновение в их сущность. Он утверждал, что наука не объясняет дейст-ть, а лишь описывает явления. Отрицая прежнюю “ метафизическую” философию, Конт не отказывается от философии как таковой. Он полагает, что для адекватного познания дейст-ти отдельных частных наук недостаточно.

Вторая стадия в развитии позитивизма - эмпириокритицизм. Данная стадия сохраняет основную установку позитивизма на описание позитивного, опытного знания. Его представители настаивают на необходимости борьбы в науке с засилием метафизических подходов на изъятие из науки таких понятий, как “субстанция”, “причинность”, “материальное”, “идеальное”.

Третий этап в развитии позитивизма - неопозитивизм - начинается в 20-х г. 20 в. Исторически первый и основной вариант неопозитивизма - логический позитивизм. Представители логического позитивизма исходили из предпосылки, что предметом философии не может быть и теория познания, поскольку ее решения вынуждены выходить на мировоззренческую проблематику, а это неизбежно наталкивает философское мышление в сферу “метафизических” проблем. По их мнению, философия вообще не имеет предмета исследования, потому что она не явл-ся содержательной наукой о какой-то реальности, а представляет собой род деят-ти, особый способ теоретизирования. Неопозитивизм истолковывал истину как совпадение высказываний с непосредственным опытом человека.

Постпозитивизмом называется множество концепций, которые пришли на смену позитивизму. Особое внимание уделяется рациональным методам познания. КАРЛ ПОППЕР. Согласно Попперу, рост знаний достигается в процессе рациональной дискуссии, которая неизменно выступает критикой существующего знания. Отсюда название теории КРИТИЧЕСКИЙ РАЦИОНАЛИЗМ. Поппер считает, что ученые делают открытия, восходя не от фактов к теории, а от гипотез к единичным высказываниям.

 


 

 

МАРКСИЗМ

- это диалектико-материалистическая философия, основы которой заложили Карл Маркс(1818-1883) и Фридрих Энгельс(1820-1895). Существенным отличием этой теории от всех предшествующих учений в философии является то, что это практическая философия для применения в реальной политике. Если раньше философия пыталась только исследовать, понять и объяснить мир, то марксизм пытается сделать то же самое, но с единственной и главной целью – изменить мир. С позиций диалектического материализма Маркс и Энгельс объясняли не только природу, но и историю общества. С их точки зрения в развитии общества определяющими факторами являются не потусторонние силы, не духовная деятельность, не сознание людей, а материальные условия их жизни, производство материальных благ и складывающиеся на этой основе экономические отношения. Философия Маркса – это философия диалектического материализма, где в понимании общества главным становится материальное производство. Вся человеческая история (предыстория), исключая её первую ступень – первобытное общество, и высшую её ступень – коммунизм, является историей борьбы классов. Затем переход от классового общества к бесклассовому, к процветающему обществу имущественного равенства всех людей. Главное положение диалектического (мат) понимания истории - общественное бытие определяет общественное сознание. - отношение человека как субъекта к природе, как к объекту, М. называл трудом и предполаг его фундаментом всей культурообр деят

• - первооснова человеч жизни – не в сознании людей, а в матер жизни об-ва, в мат пр-ве и общ отношениях, кот складываются между людьми

• - природа и человек одна субстанция

• -утверждает природность человека. Способ выделения человека из природы- труд ( и взаимод с природой)

• - разрабатыв понятия общ-эконом формаций 1- первобыт-общин, 2 – рабовлад, 3-феодальн, 4- капитализм, 5- коммунизм

• -формы отношений 1- личн зависимые (п/о и рабовлад), 2- вещ зависимости (капит), 3- свободн индивидов (коммунизм)

• -Внутри формация возник классы и отношен. Межкласс антогонизма (противоречий)

• - законы истории – объективны

• - отношения человека к природе- производственные силы, а отнош людей друг к другу – производ отношен

• материалистическое понимание истории- материальные потребности людей первичны. Поэтому общественное бытие (базис) определяет общественное сознание (надстройку).

• Учение о всемирной революции – общ всестрон развитие людей – это комм общество и к нему есть лишь один путь – пролетар революц. Пролетарии есть порожд капитализма и они должны объединиться в борьбе против капитал эксплуатации. «Необходимо объедин для борьбы с общеклассовым врагом за свое освобождение от подневольного труда и на развалинах эксплуататор об-ва построить новое бесскалассовое об-во – коммунизм»

Строго говоря, смерть М, в 1883 г. положила конец его систематическому изучению России, в то время как именно с этого момента начинается здесь наиболее интенсивное распространение его идей. - ф. Энгельс. первые российские марксисты, объединившиеся в 1883 г. в Женеве в группу " Освобождение труда" (Плеханов, В. И. Засулич, П. Б. Аксельрод, Л. Г. Дейч, В. Н. Игнатов). Глава этой группы Плеханов еще в 1882 г. перевел " Манифест Коммунистической партии", начав его распространение в России. Созданная Российская социал-демократическая рабочая партия, вставшая на марксистские позиции, в 1903 г. раскололась по организационно-тактическим вопросам па большевиков во главе с Лениным и меньшевиков во главе с Плехановым. Философские воззрения русских последователей Маркса формировались в основном на базе произведений Энгельса (таких, например, как " Анти-Дюринг", " Диалектика природы" и т. д. ), в которых марксизм предстает как законченная, цельная система взглядов, имеющая свою внутреннюю структуру, а затем под влиянием работ Плеханова и теоретиков российской социал-демократии как меньшевистского, так и большевистского крыла (Л. Мартова, Ленина, Бухарина и др. ). Философия Маркса была провозглашена ими венцом исторического развития всей мировой мысли, учением, способным не только объяснить мир во всем его единстве и многообразии, но и указать пути его совершОсобое место занимает точка зрения Бердяева. Относясь к марксизму достаточно критически, он в то же время утверждал, что большевистский марксизм не случайно одержал победу в России, так как, он лучше соответствует особенностям русского мышления и психологического склада. По его мнению, российские марксисты заимствовали у своего учителя не склонность его к детерминизму, а религиозную сторону учения, пролетарское мессианство, что марксизм в России подвергся существенной переработке в народническом духе. Что касается идейно-теоретической деятельности пришедшей к власти в 1917 г. большевистской партии, то она была направлена прежде всего на превращение марксизма и господствующую идеологию. В 20-е гг. развернулась работа по собиранию, изучению, изданию и переизданию произведений Маркса, Энгельса, их последователей и близких к марксизму теоретиков.

 

ОНТОЛОГИЯ (относ – сущее).

В качестве самостоятельного раздела философии (учения о сущем как таковом) ввел Вольф (1730 г.). Отцами ее авторы называют Гераклита, Парменида и Платона. Онтология — раздел философии, философское учение о Бытии, о сущем как таковом в его наиболее общих характеристиках, независимо от его частных форм и в отвлечении от вопросов, связанных с его постижением (познанием). Основным предметом онтологии является сущее; бытие, которое определяется как полнота и единство всех видов реальности: объективной, физической, субъективной, социальной и виртуальной.

Основные категории: бытие-небытие, сущее, сущность, субстанция, реальность, материя, движение, развитие, пространство, время. Для материалистов важнейшее – соотношение материи и сознания (у них это основной вопрос философии).

Категория «бытие» нацеливает на поиск начала, объединяющего все вещи. Важнейшая проблема: соотношение бытия и небытия что из них первоначальнее? Виды решений: 1) философия бытия (бытие вечно, ибо «из ничего ничего не бывает»); 2) философия небытия (все из ничего, бытие иллюзорно) – эта философия занята обоснованием небытия и изучением виртуальностей.

Основные виды бытия: материя (независимое от человека и отражаемое им) и дух-идея (субъективная реальность).

4 основные формы бытия: 1) бытие вещей (онтология природы), 2) бытие человека (онтология человека), 3) бытие духовного или идеального (онтология культуры), 4) бытие социального (онтология общества).

Исторические типы онтологии:

- античный поиск первоначал материальных или идеальных;

- средневековый познание сверхсущего бытия Бога, в коем совпадают сущность и существование;

- нового времени учение о способах получения научного знания;

- новейшего времени (XIX-XX вв.) возрождение онтологии как осмысления существования человека в универсуме.

Бытие — это философская категория, обозначающая независимое от сознания существование объективной реальности — космоса, природы, человека.

Понятие Бытия ввел в философию Парменид (VI-V вв. до н. э.), выделив его следующие основные характеристики: целостность, истинность, благость, красота. «Бытие – есть мысль, оно едино и неизменно, абсолютно и самотождественно, не имеет внутри себя деления на субъект и объект; оно есть вся возможная полнотасовершенста, среди которых на первом месте истина, добро, благо, свет.» Он провозглашал единство мысли и Бытия и противопоставлял Бытие —небытию. Затем у Платона единый мир Бытия был разделен надвое: мир идей (мир истины) и действительность (мир подобий). В религиозной философии это деление сохраняется, истинное бытие Бог, а остальной мир — зависит от него. В материалистической философии мир разделили обратным образом: на мир материального и на зависимый от него мир идеального (связанного с сознанием человека). В настоящее время чаще принято представлять Бытие как целостность, как Единое, в котором всегда взаимодействуют идеальные и материальные процессы и явления.

По способу существования бытие разделяется на два мира:

1)мир физических состояний (материальный, природный); 2)мир психических состояний (сознание, духовность...) Материальный мир существует независимо от сознания и воли людей - т.е. объективно. Психологический мир носит субъективный характер (его носитель - субъект). Также выделяют два уровня бытия: 1)потенциальное бытие, уровень существования в возможности

2)актуальное бытие, уровень существования в действительности. Формы бытия - пространство, время, движение, энергия, жизнь

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-06; Просмотров: 468; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.029 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь