Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Испрашивание благословения у деревьев, камней и т.п.



 

Испрашивание благословения – это мольба о пользе или благе. Такие мольбы неизбежно относятся к одной из двух категорий:

1. Когда испрашивают благословение так, как это установлено в шариате. Всевышний Аллах сказал: «Это писание, которое Мы ниспослали, является благодатным» (аль-Ан’ам, 92, 155).

Польза и благо этого писания в том, что оно наставляет сердца на прямой путь, исцеляет и исправляет души, облагораживает нрав и т.д.

 

2. Когда испрашивают благословение не так, как это установлено в шариате. Сюда относится испрашивание благословения у деревьев, камней, могил, мавзолеев, географических мест и т.п. Все это относится к проявлениям многобожия.

 

Передают, что Абу Вакид ал-Лейси рассказывал: «Вместе с посланником АллахаПророк (да благословит его Аллах и приветствует) мы отправились в Хунейн. В то время мы были еще новообращенными мусульманами, недавно отказавшимися от неверия, а у язычников был лотус, у которого они собирались для своих обрядов, развешивая на нем свое оружие, и который называли Зат Анват («Имеющий подвески»). Так вот, когда мы проезжали мимо этого лотуса, то сказали: «О посланник Аллаха, назначь и для нас Зат Анват – такой же, как и у них». Тогда посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Аллах Превелик! Это – дороги прежних народов! Клянусь Тем, в Чьей Руке находится моя душа, вы попросили то же, что попросили у Мусы сыны Исраила: «Сделай и нам божество – такое же, как и у них». Он сказал: «Воистину, вы – невежественные люди» (аль-А’раф, 138). Вы обязательно последуете дорогами своих предшественников! ». Этот хадис передал ат-Тирмизи, назвав его достоверным. «Сунан ат-Тирмизи» (2180).

 

Этот хадис свидетельствует о том, что поступки людей, которые испрашивают благословения у деревьев, могил, камней и т.п., подолгу сидят возле них и совершают жертвоприношения для них, являются проявлениями многобожия. Поэтому в хадисе указывается на то, что просьба этих новообращенных была похожа на просьбу сынов Исраила, которые сказали пророку Мусе: «Сделай и нам божество – такое же, как и у них». Эти хотели, чтобы у них тоже был лотус, у которого они испрашивали бы благословения, как это делали язычники, а те хотели, чтобы у них было божество, подобное божествам язычников. Обе просьбы были несовместимы с единобожием, потому что испрашивание благословения у дерева – это одно из проявлений многобожия, а признание богов наряду с Аллахом – очевидное многобожие.

 

Высказывание о том, что мусульмане обязательно последуют дорогами своих предшественников, содержит указание на то, что такие деяния будут иметь место среди мусульман. Эти слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) содержат запрет и предостережение.

 

Запрет на некоторые деяния у могил.

 

На начальном этапе формирования ислама посещение могил было запрещено. Это объяснялось тем, что совсем немного времени отделяло людей от эпохи невежества, и было необходимо защитить святость и неприкосновенность единобожия. Когда же вера окрепла и утвердилась в сердцах, когда люди ощутили ее величие, когда доказательства единобожия стали ясны, а связанные с язычеством сомнения развеяны, мусульманам было позволено посещать могилы, причем цели таких посещений были строго определены и разъяснены.

 

Передают, что Бурейда бин аль-Хусайб рассказывал, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Я запретил вам посещать могилы, но теперь посещайте их». Этот хадис передал Муслим (977).

 

Передают, что Абу Хурейра рассказывал, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Посещайте могилы, потому что они напоминают о смерти». «Сахих Муслим» (975).

 

Передают, что Абу Саид аль-Худри рассказывал, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Я запретил вам посещать могилы, но теперь посещайте их, потому что в них – назидание». «Муснад Ахмад» (3/38), «Мустадрак аль-Хаким» (1/531).

 

Передают, что Анас бин Малик рассказывал, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Я запрещал вам посещать могилы. Слушайте же! Посещайте их, потому что они смягчают сердце, заставляют глаза слезиться и напоминают о последней жизни, но не говорите неприличные слова! ». «Мустадрак аль-Хаким» (1/532).

 

Передают, что Бурейда рассказывал, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) обучал их говорить при посещении кладбищ: «Мир вам, обитатели могил из числа верующих и мусульман, и если пожелает Аллах, то мы тоже присоединимся к вам! Я прошу у Аллаха благополучия для нас и для вас». Этот хадис передал Муслим (975).

 

Эти и другие похожие хадисы указывают на то, что посещение могил было узаконено в шариате после того, как это было запрещено, ради достижения двух важных целей.

 

Во-первых, ради уменьшения интереса к этому миру посредством поминания Последней жизни, смерти и тления, а также ради извлечения урока из участи покойников. Все это укрепляет веру человека, усиливает его убежденность, упрочняет его связь с Аллахом и побуждает его не отказываться от повиновения и не проявлять беспечность.

Во-вторых, ради мольбы за покойников, просьбы смилостивиться над ними, простить их и проявить к ним снисхождение, поскольку это является добрым отношением к ним.

 

Это подтверждается священными текстами, и если кто-либо заявляет о законности посещения могил ради других целей, то от него требуется привести доводы и доказательства.

 

Сунна содержит запреты на совершение некоторых деяний у могил и во время посещения кладбищ. Целью этих запретов является защита единобожия и его неприкосновенности, и каждый мусульманин обязан знать об этом, чтобы уберечься от лжи и спастись от заблуждения. К этим запретам относятся следующие:

 

 

Запрет на произнесение неприличных слов при посещении могил.

Ранее мы уже упомянули хадис, в котором говорится: «…не говорите неприличные слова». Под неприличными словами подразумевается все, что запрещается шариатом, во главе с многобожием, которое проявляется в обращении к покойникам в могилах с мольбой, всевозможными просьбами, молитвами о спасении, поддержке и благополучии. Эти поступки являются очевидным многобожием и явным неверием. До нас дошли многочисленные хадисы Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) в которых содержится ясный запрет на это, в которых проклинаются все те, кто поступает так. В «ас-Сахихе» имама Муслима приводится хадис Джундаба бин Абдуллаха, который рассказывал, что слышал, как за пять дней до смерти посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Слушайте! Ваши предшественники превращали могилы своих пророков и праведников в храмы. Но вы не превращайте могилы в мечети, ибо я запрещаю вам это». «Сахих Муслим» (532).

 

Обращение с мольбой и просьбами к мертвым, посвящение им обрядов поклонения – все это является проявлением великого многобожия. Что же касается проведения времени у могил, ожидания удовлетворения мольбы возле них, совершение намаза в мечети, в которой есть могила, то эти деяния относятся к ереси и предосудительным поступкам.

В сборниках хадисов аль-Бухари и Муслима приводится хадис Аиши, в котором сообщается, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) во время болезни, от которой он скончался, сказал: «Да падет проклятие Аллаха на иудеев и христиан, которые превратили могилы своих пророков в храмы! ». «Сахих аль-Бухари» (1330), «Сахих Муслим» (531).

 

 

Жертвоприношение у могил.

Если животное закалывают или зарезают, чтобы принести его в жертву погребенному в могиле человеку, в надежде, что он удовлетворит их нужду, то это является проявлением великого многобожия. Если же жертвоприношение совершается с другим намерением, то оно относится к опасным еретическим поступкам, которые приводят к язычеству. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «В исламе нет подрезания поджилок»* Абд ар-Раззак же сказал: «Они приносили в жертву у могил коров и баранов». «Сунан Абу Дауд» (3222).

*(Когда язычники собирались принести жертву идолам, они подрезали жертвенным животным поджилки, а затем закалывали их у своих идолов или могил почитаемых ими людей).

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-04; Просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.024 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь