Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Жилой комплекс «Карл-Маркс-Хоф» в Вене



1926-1930 гг. Арх. К. Эн. Комплекс состоял из узкого двора, протянувшегося на километр в длину, по периметру которого распо­ложены 5-6-этажные здания на 1325 квартир (общая длина здания 1100 м). Комплекс включал в свой со­став детские дошкольные учреждения, прачечную, магазины и библиотеку. Здесь видно влияние идей домов-ком­мун в советской архитектуре того пе­риода. Протяженные фасады имели крупный ритм метрических членений в виде башен, выступающих выше карнизной линии и дополненных глухи­ми ограждениями балконов и громад­ными арочными проемами в нижних этажах. Подобный композиционный прием придавал жилому комплексу массивность и монументальность.

Жилые дома в поселке Хук ван Холланд

1924-1927 гг. Арх. Я.Ауд. Ауд проявил себя ра­ционалистом. Он разработал простые и ясные схемы планов жилых зданий с квартирами в од­ном и двух уровнях. При этом он при­менил два модуля: один большой, рав­ный величине жилой комнаты, а дру­гой, равный половине этой величины. Малый модуль соответствовал кухням, спальням, лестничным клеткам и дру­гим вспомогательным помещениям. Дома имели плоские крыши, гладкие стены, горизонтальные окна. Они были более рациональными по композици­онным и конструктивным приемам, новизне форм, более статичными по сравнению с динамичными идеями неопластицизма.

Посёлок «Современные дома Фруже»

1924 г. Арх. Ле Корбюзье. Этот городок, состоящий из 50 двух-трёхэтажных жилых домов, был одним из первых опытов строительства домов сериями во Франции. Здесь применены четыре типа здания, различные по конфигурации и планировке — ленточные дома, отдельно стоящие и блокированные. В этом проекте Корбюзье пытался предложить различные типы современного дома по доступным ценам — простых форм, несложного в строительстве, и обладающего при этом современным уровнем комфорта.

Сла­бой стороной «современного движе­ния» было невнимание к существую­щему окружению (за исключением построек А. Аалто). К концу 1930-х го­дов стало ощущаться утомление огра­ниченностью архитектурных приемов, появление штампов у приверженцев нового направления.

Критики концепции функционализма обычно говорят о «безликости», «серийности», «бездуховности», серости и искусственности бетона, угловатости параллелепипедов, грубости и минимализме внешней отделки, стерильности и бесчеловечной холодности кафельной плитки.

Эстетическая и эмоциональная ограниченность фунционализма стимулировали развитие ряда компенсирующих направлений: экспрессионизм, органическая архитектура.

ЭКСПРЕССИОНИЗМ 1920-1930 гг.

 

Экспрессионизм — направление в изобразительном искус­стве и современной архитектуре, ко­торое является противоположностью функционализма. Экспрессионизм пере­давал тревожное мироощущение, при­сущее периодам социальных кризисов и волнений. Его отличают поиски спосо­бов выражения экспрессивности, ори­ентация на активную пластику форм. Особенно ярко оно проявилось в Герма­нии и Австрии.

В 1920-1930-х гг. появилось эстетическое понятие «пластичность формы». Происходит эстетическое переосмысление железобетона. Его пластические формы наиболее широко применяются в архитектуре экспрессионизма.

В большинстве случаев обра­зы сооружений построены на ассоци­ациях с формами техники или фор­мами органической природы, в них за­частую присутствует образ-символ.

 

Характерные черты экспрессионизма:

1) подчёркнутая эмоциональная выразительность композиции.

2) гротеск, нарочитая деформация привычных архитектурных форм.

3) формирование композиции по принципам скульптуры.

4) скульптурность, динамичность форм, неуравновешен­ность.

5) специфические приемы организации пространства, которое становилось сложным, бесформен­ным, с нечеткими границами

 

Эрих Мендельсон— немецкий архитектор, экспрессионист (в 1920-х гг.) и функционалист — в более поздних работах. Проектирует и строит много гражданских, промышленных и многофункциональных объектов в Берлине, Хёмнице, Штутгарте, Бреслау и др. городах. В этих сугубо коммерческих объектах, где объёмно-планировочная структура жестко предопределена функционально-технологическими требованиями, Мендельсон не отказывается от экспрессионистических решений композиции. Используя современные ему конструкции (каркас, ленточные окна, плоские крыши и прочее), он отрицает их композиционный аскетизм. В отличие от ортогональных, монохромных решений, Мендельсон использует контраст форм, динамичную асимметрию, выделяя объёмом или формой угловой участок или торец здания, вводит в композицию башенные объемы (чаще с вписанной в них лестницей), применяет полихромные решения фасадов с контрастами цвета и фактуры отделочных материалов фасадов.

Астрофизическая лаборатория в Потсдаме («Башня Эйнштейна»)

1919-1921 гг. Был создан необычный образ со­оружения. Его пластичные, скульптурные формы были задуманы в железобетоне, но из-за отсутствия этого нового строительного материа­ла его пришлось заменить на кирпич и оштукатурить. Здание отличается отсутствием прямых углов, большой толщиной стен, странной формы ок­нами. Форма продиктована образными ассоциациями. Сооружение запроектировано как своеобразное здание-скульптура с пластичными формами, где объемное решение явно преобладает над решением внутренних пространств.

Кинотеатр «Универсум» в Берлине

1926-1928 гг. Два концентрических подковообразных объёма (зрительного зала и опоясывающего его фойе) поставлены на столбчатые опоры и контрастны: нижний - большего диаметра - имеет по всей протяженности ленточные окна, верхний - глухой. Контрастны они и по цвету облицовки. Но наибольший контраст предусмотрен автором между низкими и криволинейными объёмами и высокой башней - плоской пластиной, врезанной в этот объём. При этом башня своей светлой облицовкой контрастирует с темными тонами облицовки цилиндрических объёмов.

«Чилехаус» в Гамбурге

1922-1924 гг. Арх. Ф.Хёгер. Мно­гоэтажное конторское здание, отличается частым ритмом вер­тикальных членений фасадов и резкой формой повышенной угловой части. Здание выполнено из традиционного красного кирпича. Ступенчатые верхние этажи напоминают палубы, острый угол, выходящий на площадь Бурхардплатц, ассоциируется с носом корабля, что отражает функцию сооружения как делового здания па­роходства. Решение это было вынужденным, диктовалось крайним дефицитом свободного места и прихотливой формой земельного участка. Фриц Хёгер сумел обратить ограничения в свою пользу. Помимо сходства с формой корабля, Чилехаус напоминает о кирпичных готических соборах северной Германии.

«Гётеанум» в Дорнахе

1923-1928 гг. Арх. Р.Штайнер (философ). Здание штаб-квартиры антропософов. Это здание, по словам Штайнера, должно было стать «свидетельством того, что духовная наука может принести современной цивилизации», а также призвано представлять собой модель Вселенной. Здание включает в себя скульптурную группу «Представитель человечества», в которой Представитель человечества (Христос) изображен в окружении двух сил (Люцифера и Аримана), намеревающихся увести человечество с пути, предназначенного ему духовным миром.

Комплекс «Корабль» в амстердаме

1917-1921 гг. Арх. М. де Клерк. Треугольный кирпичный квартал-комплекс, спроектирован, как доступное жилье для рабочих, и включает в себя 102 небольших квартиры, маленький зал для собраний, а также почтовую контору, небольшой клуб и школу.

Церковь Грундтвига в Копенгагене

1921-1926 гг. Арх. Педер Клинт. В архитектуре храма переплетаются черты традиционных датских деревенских церквей, готики, барокко и разнообразных модернистских течений. Строительным материалом для церкви служил жёлтый кирпич.


В конце 1920-х годов экспрессио­низм был вытеснен рационалистичес­кой архитектурой функционализма.

Идеи экспрессионизма, с их повы­шенным вниманием к выразительно­сти и яркой образности, получили свое даль­нейшее развитие в архитектуре запад­ных стран 1950-1970-х годов (неоэкспрессионизм).


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-06; Просмотров: 376; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь