Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Глава 1. Высокая перспектива и судьба человека



Что есть человек?

Т. Остин-Спаркс

Содержание

Предисловие..............................................................................................2 стр.

Глава 1. Высокая перспектива и судьба человека....................................3 стр.

Глава 2. Человек - теперь не тот вид, который первоначально был создан Богом........................................................................................................ 12 стр.

Глава 3. В чём ущербность психологии................................................27 стр.

Глава 4. Природа освящения.................................................................35 стр.

Глава 5. В чем обманут христианский мир...........................................44 стр.

Глава 6. Душа и обольщение.................................................................55 стр.

Глава 7. Мировое господство или владычество?.................................63 стр.

Глава 8. Крест и новый человек............................................................70 стр.

Глава 9. Воскресение или духовное тело.............................................75 стр.

Глава 10. Душа, дух и духовные силы зла............................................78 стр.

Глава 11. «Сей самый дух»....................................................................84 стр.

Приложение. «Естественный (душевный) человек» и «ветхий человек»...........................................................................................................86 стр.

 

Первоначально опубликовано издательством «Witness and Testimony Publishers» в 1939 году. Эта версия от Эммануэль Черч, Тулса, штат Оклахома.

Предисловие

Моим читателям я хотел бы сказать, что, хотя основная тема данной работы - троичная природа человека - является предметом спора, эта книга написана не в рамках полемики. Такое направление только противоречило бы её главному утверждению, - что Божественные истины могут быть постигнуты только через Божественное откровение, и никогда - через разум. Я очень не хотел бы, чтобы эту книгу читал человек, не обеспокоенный духовными вопросами и духовной действительностью. Я хотел бы просить читателей об открытости сердца, как об одной уступке Духу истины, чтобы Он мог использовать то, что написано здесь, для «просветления очей».

Мы не претендуем на какие-либо экспертные знания. Содержание данной книги является скорее результатом наблюдения и опыта среди христиан на обширной территории в течение многих лет, чем изучением самого предмета обсуждения.

Книга выходит с давней молитвой, «чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его; и просветил очи сердца вашего» (Еф. 1: 17-18).

Т. О-С

Ссылки на Библию в этой книге взяты, как правило, из Американской Стандартной версии, но в некоторых случаях - из Английской Авторизованной или Исправленной версии. В этом переводе на русский цитаты из Библии взяты из русского Синодального перевода. В некоторых местах (как правило, в скобках), где этого требует контекст, сделаны примечания с дословным переводом английского текста Библии.

 

Глава 1. Высокая перспектива и судьба человека

«Что есть человек..? » (Псалом 8: 4-6; Евреям 2: 5-8).

Ночные размышления и созерцание псалмопевца, приведшие его к тому, чтобы задать этот вопрос и ответить на него, поместив человека в центр Вселенной, пронизывают все эпохи и возвращают к извечным замыслам Бога до сотворения мира, и переходят к завершению этих замыслов на обитаемой земле и за её пределами. Это вопрос о том, как задумана Богом судьба особенного создания под названием человек. Эти размышления включали в себя следующие этапы: «немного унижен перед ангелами»; увенчан «славою и честью»; «поставлен владыкою над делами рук Твоих». Вопрос псалмопевца подхватывает и, развивая, продолжает вдохновенный апостол. «Ибо не ангелам Бог покорил будущую вселенную». «Всё покорил под ноги его (человека)».

Но между Божественным замыслом и его окончательной реализацией проходит вся трагедия человеческого падения, и вся слава Божественной благодати в искуплении. Здесь мы считаем необходимым кое-что сказать о характере ущерба, нанесённого человеком своему естеству, для того, чтобы увидеть важность соответствия образу Сына Божиего для преодоления этого падшего состояния. Этот вопрос касается личности человека и качеств, необходимых для того, чтобы наследовать Царствие Божие.

Для столь высокой и славной судьбы требуется не только духовное или нравственное состояние, но и совершенно особый вид бытия. Как ползающая гусеница тутового шелкопряда должна развернуть свой кокон и расстаться с прежней формой существования для того, чтобы проснуться в новом образе другого порядка, прорваться в новый мир, как прекрасный мотылек или бабочка, так должен и человек перейти из одного состояния в другое, и быть переустроен в другое существо с качественно иными, более мощными способностями и возможностями. Человек, согласно Божиему замыслу, и согласно собственным смутным внутренним ощущениям, является существом вселенского масштаба с вселенскими интересами. Но произошло нечто, с одной стороны делающее воплощение намерений Бога в человеке невозможным, в нынешнем состоянии человека, а с другой стороны, заставляющее человека упорствовать в тщетной попытке достичь этого собственными усилиями. Эти страшные противоречия в центре Вселенной послужили поводом для нового вмешательства со стороны Бога в лице Его Сына. Это вмешательство имеет ряд особенностей. Оно показывает, что есть человек, согласно Божиему замыслу; оно постановляет устранить человека, который не соответствует замыслам Бога; оно вносит полномочия и составляющие нового творения; раскрывает и утверждает, что человек, достигший зрелых форм, - конечной цели замысла Божия, будет не просто безгрешным творением. Как мы видим, всё упирается в устранение расстройства в природе человека, посредством чего могут быть возобновлены его живые и полноценные отношения с Богом. Это, главным образом, относится к одной части его существа, называемой духом, и поэтому именно здесь мы должны иметь откровение.

Важнейшее различие

В двух случаях в своих трудах апостол Павел использовал фразу, которая имеет особенно важное применение к рассматриваемому нами вопросу. Она находится в его посланиях Римлянам (2: 18) и Филиппийцам (1: 10) в заметках на полях:

«различать вещи, которые различаются».

Мы не можем не чувствовать, что очень многие потери можно было бы предотвратить, и победа была бы обеспечена, если бы это различение было применено к душе и духу. Это не просто предмет теологического интереса, но вопрос, касающийся духовной жизни Божиего народа в каждом моменте, и управляющий всеми жизненно важными вопросами. Есть немного истин, более жизненно важных для полноты жизни и эффективности служения, чем эта. Она охватывает очень многие аспекты Божиего плана искупления посредством креста Христова. Именно здесь решение многих из наиболее сложных проблем, которые угнетали народ Господа и Его служителей на протяжении многих лет. Мы упомянем только о нескольких из них.

Во-первых, есть существенная и принципиальная разница между новым и старым творением, с которой связана эта душераздирающая проблема полностью или в большей мере неудовлетворительных обращений: обращённые, которые, казалось бы, засвидетельствовали о больших переменах, но у которых уже слишком рано проявились симптомы, которые ставят под сомнение произошедшие в них радикальные возрождающие перемены. Это включает в себя вопиющий вопрос относительно личного состава хорошо организованных, обеспеченных, разрекламированных евангелизационных миссий, включающих в себя большое количество людей, делающих карьеру в особо благоприятных условиях; и из которых очень большой процент либо уходящих в ближайшее время после завершения задания, либо без вести исчезающих, или держащихся только благодаря постоянно поддерживаемой горячей напряжённой атмосфере.

Говорят, что в одном городе в Великобритании, каждый второй встречный был когда-то «обращён», хотя сейчас, конечно, большинство из них не имеют никакого отношения к вере.

Это, конечно, в свою очередь, порождает другие вопросы - что есть пути и средства Божии в сфере евангельской деятельности, а что - человеческие.

Ещё одна сложная проблема - очень медленный духовный рост тех, кто действительно принял Христа.

То, что духовная зрелость - это дело всей жизни, не подлежит сомнению, но мы говорим о чрезмерной задержке роста с ярко выраженным затянувшимся состоянием детства или даже младенчества.

Этим вопросом глубоко озабочены писатели новозаветных посланий, и, по сути, этот вопрос является основной мыслью всего Нового Завета.

В Послании Фессалоникийцам (в самом раннем послании Павла) различие между душой и духом просто утверждается - без всякого обсуждения или толкования (1 Фесс. 5: 23).

Можно сказать, что этот же вопрос находится и в центре внимания посланий Коринфянам, если принять во внимание, что «естественный» (имеется в виду английский перевод Библии, используемый автором - прим. пер.) во 2-й главе 14-м стихе первого послания - это, в действительности, «душевный» и то, что там очень много говорится о «духовном» и «духовных», т. е. духовных дарах.

В Послании Евреям всё сказанное апостолом также рассматривается во свете «разделения души и духа» и «Отца духов».

В любом случае, это вопрос духовного роста, или его задержки.

Есть и много других вопросов, таких как, например, столь малая подлинная духовная ценность работы при столь великих и длительных затратах энергии, труда и ресурсов; не говоря уже о процветании и успехах ложных и безусловно вредных духовных движений.

Итак, перед нами во всей серьёзности встает вопрос обольщения.

Многие христиане обольщены таким образом, что они либо уведены с пути и совершенно заблудились, либо впали в такое состояние, которое делает их неэффективными в деле Божием. Зачастую обольщение доводит вплоть до отрицания самих основ веры. Это, действительно, целая отрасль проблем, которые не могут быть проигнорированы, и ни в коем случае не могут быть делом лишь медицинских экспертов.

К вышесказанному можно было бы добавить и многие другие духовные трудности; некоторые из них будут упомянуты и рассмотрены в этой работе.

Хотя у каждого может быть не одно объяснение причин этого состояния из-за своеобразных определяющих факторов - и пусть никто не подумает, что мы утверждаем, будто нашли причину и лекарство от всех бед - мы считаем, что в данном вопросе отказ от различения души и духа является причиной гораздо большего количества проблем, чем это признано подавляющим большинством народа Господнего.

Подчеркнув важность этого вопроса, приступим непосредственно к нашей теме.

 

Откуда эта слепота?

Если все эти - и многие другие - плачевные обстоятельства в значительной степени возникают из-за неспособности признать жизненно важное различие, мы должны задать себе вопрос, почему это всеобщее поражение.

Конечно, когда мы пытаемся исследовать духовные отклонения, мы должны всегда сразу же возвращаться к их причинам.

Всегда желая испортить Божию работу и сорвать Божий замысел, сатана скрывает это и, оставляя Божий народ в невежестве о столь важной истине, извлекает из этого огромную выгоду. В этом он, без сомнения, преуспел; вот почему Павел молится:

«Чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа... просветил очи сердца вашего».

Но у сатаны свои способы и средства, и мы должны уметь распознавать их, чтобы избавиться от него и от порожденного им зла.

Итак, приступим, наконец, к нашей основной теме.

 

Общепринятая позиция

Относительно сущности, или природы, человека, практически повсеместно принято считать, что человек - это сознание и материя, душа и тело.

Даже в тех христианских направлениях, где принимается библейская терминология - «дух, душа и тело» - либо неспособность признать ужасные последствия, связанные с этим троичным определением, либо роковая беспечность, приводят к тому, что эти различия упраздняются.

Но существуют и другие важные факторы, которые необходимо учитывать.

Учителя Божиего народа потерпели поражение! Но почему же они потерпели неудачу? Прежде всего, потому, что они не приняли Божие Слово и наверняка не искали просветления и вразумления в водительстве Святого Духа. Или, может быть, обитание Святого Духа как Учителя очень часто не было реальностью?

Может быть и третья причина. Это страх показаться необычным, одиночкой, особенным, идя вразрез со столь распространённой и общепринятой позицией.

Это заставляет нас спросить: откуда такая позиция? С небес или от человеков? Обратите внимание на библейские альтернативы.

Есть две стороны, ответственные за нынешнее положение и принятие этого мнения.

Сознательно или несознательно, некоторые языческие Философы и «христианские отцы» повлияли на весь ход толкования в этом вопросе.

Что касается психологов, основы их учения являются языческими. Заложили эти основы Платон и Аристотель. Мы не станем излагать здесь их учения; и хотя мы признаем, что Аристотель мог легче примириться с библейской позицией (хотя и со значительными оговорками), всё же хотелось бы подчеркнуть, что ни один из них не держал в руках Библии и ничего не знал об обновлении и просвещении внутреннего человека, посредством Святого Духа. Для них существовал только свет естественного разума, мудрости этого мира, подходящий только для области своего рода (имеющий силу и значение лишь в пределах этого мира - прим. пер.).

Что до «христианских отцов», Августина и других, то они, в свою очередь, заигрывали с учением вышеупомянутых языческих Философов, и попали под их влияние. Если бы мы могли принять непогрешимость этих «отцов» в некоторых других, более очевидных вопросах, мы могли бы изменить и наше отношение к их позиции, относительно гораздо менее очевидных спорных вещей; но мы не можем этого сделать! «Отцы» Церкви поступили бы мудро, если бы держались в стороне от опутывающего их союза с Платонизмом, который, на первый взгляд, давал значительные преимущества.

Положение учителя народа Божиего обязывает его иметь некоторые представления о человеке, особенно о том, чем он является и какова его цель.

В школах и в частных заведениях эта информация позаимствована из трудов психологов. Все построено на этом языческом фундаменте.

Конечно, многое изменилось со времен Платона, и целый мир исследований и экспериментов дополнил идеи тех основоположников; но, повторяю, основная формула не изменилась: человека представляют двоичным - сознание и материя, душа и тело.

В некоторых Библейских институтах учат более точному толкованию Библии, однако эта истина настолько важна, что она должна быть получена через откровение, а не методом изучения.

Как печально, что этот вопрос до сих пор не смогли оценить в соответствии с его огромным значением и далеко идущими последствиями!

Присутствуя на собраниях большинства духовных движений, или видя ревность в работе для Бога, трудно не заметить определяющего влияния психологии, не соответствующей Слову Божиему.

Могло бы произойти что-то потрясающее - возможно, незаметное (что очень хорошо) - если бы влияние было духовным, а не душевным!

Но какое же необходимо радикальное изменение устоявшихся ценностей, чтобы согласиться заменить видимое на невидимое, временное на вечное, земное на небесное, и «успешное» на реальное!

Библейская позиция

Выражение «сокровенный человек» - едва ли не единственное, используемое в связи с этой темой, выражение. Но сразу обратим внимание на различие между «внутренним» и «внешним» человеком в Писании и в другом - не библейском - смысле.

Это различие в Писании совершенно не такое, как у Философов и психологов, будь то древних или современных, языческих или христианских. Для них «внутренний человек» - душа, и «внешний человек» - тело.

Но не так говорит об этом Слово Божие. Оно рассматривает «внутреннего», или «сокровенного», человека как дух, а «внешнего» человека - как душу или тело, или как то и другое вместе.

Эти два термина или обозначения, соответственно, синонимичны понятиям «духовный человек» и «естественный человек», и эти две составляющие могут быть разделены мечом Духа - Словом Божиим.

Одинаково опасно как считать единым целым то, что Бог разделил, так и разделять то, что Бог соделал единым. Только единство этих трёх компонентов - духа, души и тела - составляет целостного человека. Дословный перевод 1 Фессалоникийцам 5: 23 такой: «целостная личность», или «целостный человек», или «всё ваше существо: дух, душа и тело»; в греческом здесь, как и везде, использованы три разных слова.

Дух Божий не использует слова произвольно, просто для разнообразия. Слова, которые использует Бог, заключают в себе фундаментальные духовные принципы.

Само слово «естественный», применяемое к человеку, как мы знаем, это греческое слово «psukikos», что значит «душевный».

«Духовный» - это прилагательное от существительного «дух», а «душевный» - прилагательное от слова «душа». В Послании Иакова 3: 15 употреблено слово «чувственная» (перевод с англ. текста Библии - прим. пер.), но более точным является «душевная», и интересно попутно отметить, что Писание определяет два типа мудрости.

Функция человеческого духа

Определяющим фактом является то, что «Бог есть дух» (Иоанна 4: 24). Из этого следуют определенные вещи. «Мы его и род (в англ. переводе: потомство)» (Деяния 17: 28 - 29). Он «Отец (наших) духов» (Евр. 12: 9).

Если это непреложный закон, что «рождённое от плоти есть плоть, а рождённое от Духа есть дух» (Ин. 3: 6), то человек может быть Божиим потомком исключительно в духе. Отцовство предполагает потомство; без потомства не бывает и отцовства. Бог есть Дух. Бог также и Отец. Неизменный закон потомства требует духовного происхождения для духовного потомства.

Но, как Отец - в отличие от Творца - Бог является Отцом только наших духов. Бог - не душа. Это мы увидим более полно, когда будем разбирать функцию души. Таким образом, Бог - не Отец наших душ. Бог - не тело; поэтому наши тела не были рождены от Бога, но сотворены.

Слово Божие ясно и выразительно говорит, что только дух может познать дух (1 Кор. 2: 9 -11). Вот почему ученики Христа на самом деле не знали Его, как должно, до тех пор, пока что-то не произошло в них, и Святой Дух соединился с их духами.

Это всегда так.

Только дух может поклоняться духу (Иоанна 4: 23 - 24; Филипп. 3: 3).

В приведенной выше цитате Писания (Иоанна) слова «истинные (поклонники)» и «истине» - совершенно различные слова. (Иными словами, это не только лишь вопрос искренности - прим. пер.)

Если душа - как верно учат психологи - царство разума, воли и эмоций, то, конечно, поклонение иудеев и самарян не было лишено их. Разве было бы справедливо сказать, что их поклонение происходило так механически и бессмысленно, что не имело даже животного чувства или смысла? Но отдай они даже все чувства, разум и волю, - поклонение было бы по-прежнему не таким, какое Христос имел в виду под «поклонением в духе и истине», так как душа остается душой, а дух духом!

Только дух может служить Духу (Рим. 1: 9; 7: 6; 7: 11). Только дух может получить откровение от Бога, Который есть Дух (Откр. 1: 10; 1 Кор. 2: 10). Мы вернемся к этому позже.

Следует основательно уяснить, что Бог определил иметь все Свои отношения с человеком, и выполнять все Свои цели через человека посредством того в человеке, что было создано по Его подобию, т.е. духа.

Но для всех подобных Божественных намерений дух человека должен поддерживать живой союз с Богом, и ни на мгновение не нарушать законов этого союза переходом под влияние своей собственной души, или самостоятельной жизни (разума, желания или воли) как независимой единицы.

Именно это находится прямо в сердце искушений нашего Господа, также как и искушения Адама. Когда это произошло в случае Адама, вошла смерть; а природой смерти, в библейском смысле этого слова, является разрыв союза духа с Богом. Это не означает, что человек больше не имел духа, но что господство духа было предано душе. (Это подтверждается всем учением Нового Завета о духовном человеке, например, 1 Коринфянам 2: 11 - 16).

Природа искушения Адама

Давайте кратко разберём, в чём суть самого искушения. Через союз с Богом в духе, человек был способен иметь всё, пребывая в зависимости от Бога.

Его знания и власть должны были быть духовными по своему существу, а абсолютное господство и главенство в его жизни должно было принадлежать Богу. Духовные отношения, духовный орган и функция обеспечивали это.

Искушение должно было включать в себя всё. Оно предоставляло человеку возможность быть самоуправяющим, самообладающим, самодостаточным, независимым существом.

Чтобы добиться этого решения, было бы бесполезно взывать к духу в человеке, ибо это означало бы только то, что вопрос будет предан Богу. Таким образом, подходящим оказался орган самосознания. Поэтому были атакованы составляющие души - разум, желание и воля.

Вместо того, чтобы позволить своему духу принести вопрос Богу, человек действовал самостоятельно, что повлекло за собой самые ужасные последствия, которые только можно представить.

Во-первых, человек отверг Бога, Его абсолютное главенство и господство над собой, и отдал Его место сатане, как тому, к кому прислушался больше. Этого сатана хотел более всего - быть «богом века сего».

Далее, дух человека, будучи серьёзно повреждён, перестал быть связующим звеном между ним и Богом. Общение с Богом, которое всегда духовно, было разорвано, и дух опустился во власть человеческой души. Итак, человек умер для Бога. «Мертвый, по... преступлениям и грехам» (Еф. 2: 1). Таким образом, душа стала преобладать над духом.

Кроме того - как будто этого было не достаточно - через акт духовного блуда тот брачный дух, который должен был сочетаться с Богом, был использован человеком, чтобы впустить сатанинские элементы, инородные для души, которые, со времени грехопадения, настолько стали её частью, что Бог рассматривает их, как одно целое с невозрождённым человеком. Это то, что имеется в виду под словами «плотской» и «плотян» в Новом Завете.

Таким образом, мы видим, что человек стал совсем не таким существом, или видом, каким Бог предназначил ему быть. Основным отличием является то, что человек теперь преимущественно душевен, а не духовен.

Не требуется много ума, чтобы увидеть, насколько сильно теперь душевный порядок преобладает в его жизни. Вся система, управляющая этим миром, является психологической. Всё основано на желаниях, эмоциях, чувствах, разуме, аргументах, воле, выборе, определении.

Какое огромное место занимают различные формы деятельности души!

В одном направлении страх, печаль, жалость, любопытство, гордость, радость, восхищение, стыд, удивление, любовь, сожаление, раскаяние, возбуждение и т. д.; в другом направлении воображение, опасения, фантазии, сомнения, самоанализ, суеверия, анализ, рассуждения, исследования и т. д.; в третьем направлении стремление к обладанию, знанию, власти, влиянию, положению, похвале, обществу, свободе, и т. д.; и, в ещё одном направлении, определение, упование, мужество, независимость, выносливость, рвение, каприз, нерешительность, упрямство и т. д. Мы не говорим, что всё это неправильно, но все эти проявления, представляющие формы душевной жизни, показывают, что мы живём в мире, который является почти полностью миром души.

Но мы не будем останавливаться на этом.

Подумайте, сколько из выше перечисленного имеет место в христианской жизни и служении - начиная с первого шага по отношению к Евангелию, и на протяжении всей христианской деятельности.

Именно здесь мы просим особого терпения в исследовании темы, когда мы заявляем, что всё это - совокупность человеческого мышления, чувства и воли - может быть задействовано в вопросе спасения, либо для себя, либо для других, и всё же быть совершенно бесплодным и бесполезным. Множество людей стали считать себя, и считаться другими, христианами на основании некоего решения или шага, предпринятого под воздействием аргументов, рассуждения, воззванию к разуму или эмоциям.

Таким же образом большие собрания миссионеров с их атмосферой, их рассказами и призывами, заставили многих поверить, что Бог призвал их к служению. Но время показало, в очень многих случаях, что это не было рождено от духа, но исходило от душевных сил человека. Мы не говорим, что Бог никогда не действует, или не использует Своё слово в таких случаях, но мы должны объяснить трагические факты и исправить распространенные заблуждения.

Душа человека сложна и опасна, и способна на чрезвычайные вещи. Это может ввести нас в полнейшее заблуждение и сыграть с нами злую шутку, как мы увидим. Человек теперь разлаженное и неупорядоченное существо, и мы должны помнить, что вся тварь, включая человека, из-за этого нарушения покорилась суете. То есть оказалась не способной реализовать первоначально предназначенное ей судьбой, т.е. прийти к полному плодоношению.

Для невозрождённого человека жизнь - по истине, издевательство, ибо он никогда не может достичь предназначенной ему цели. Это Божий ответ на его стремления иметь всё в самом себе, в своей независимости (Рим. 8: 19 - 23).

Всё сказанное порождает определённые вопросы.

Первый имеет отношение к испытанию Адама, при котором он согрешил. Другой касается формулы сотворения. Третий вопрос - о должном месте души. Четвертый возникает в связи с новейшей психологией.

Давайте рассмотрим их.

Испытание Адама

Важно понимать, что, хотя Адам был создан безгрешным и невинным, он не был совершенным, каким Бог предназначил ему быть. Ещё нечто должно было быть добавлено для того, чтобы он достиг всего, что Бог имел в виду в его природе и судьбе. Связь с Богом через его человеческий дух несла потенциал, или возможность, а не абсолютное и окончательное единство.

Следовательно, он должен был повиноваться Божиим повелениям - более в положении раба, чем сына; или давайте использовать различие Нового Завета между понятиями «дитя» и «сын», чтобы выразить разницу между первым, родившимся, и вторым, пришедшим к зрелости. Приблизить Адама к этому положению, от детства к усыновлению, от внешнего к внутреннему руководству, от незавершенного к завершенному, могла вечная жизнь через послушание веры.

Так что в тот момент дерево жизни имело самое важное значение.

Это дерево было олицетворением Бога, воплощённого во Христе, как жизни, лишь посредством которой человек смог бы достичь предназначенной ему судьбы, даже стать причастником Божественной жизни и естества.

Адам, из-за неверия и непослушания, не достиг вечной жизни; следовательно, эта жизнь предназначена для тех, кто полагается на Господа Иисуса Христа, и, таким образом, пребывает во Христе, имея также Христа в себе. «Христос в вас, упование славы» (Кол. 1: 27).

В вечной жизни сокрыт Божий секрет всей Его вечной цели в человеке и через него. Итак, нужно иметь в виду, что вечная жизнь - это дар.

Мы подчеркиваем это, чтобы противостать ещё одной ошибке.

Есть два толкования рождения свыше, одно истинное, а другое - красивая ложь, которая извращает правду. Последнее толкование заключается в том, что духовная жизнь является своего рода возрождением, внутренним подъёмом, который вызван действием мистических сил, которые парят вокруг души, пробуждая её от оцепенения, как весеннее солнце пробуждает спящее семя, приводя в движение уже существующие, но спящие силы - поднятие на высший уровень того, чем мы уже обладаем; или приток сил, и, как следствие, переполнение ими доселе нетронутых, пассивных сфер, чьи скованные силы и функции тотчас высвобождаются из подсознания, устанавливая связь с сознанием внутренне и со служением внешне.

Другое, верное, толкование говорит, что рождение свыше - это получение совершенно новой и отличной жизни, которая сообщена свыше посредством особого акта Божественного зачатия - совершенно нового и уникального дара того, чего никогда прежде не было в человеческой жизни, и который и остается совершенно другой жизнью, которой нет в нас от природы, - но уникальный и чудесный род, подобный Христу.

Как каждая ошибка содержит в себе некоторый элемент истины, который подобен приманке в ловушке, так и та, о которой мы упомянули, имеет свою ловушку в неспособности различать три вещи: первое - душа; второе - дух; третье - вечная жизнь.

Вечная жизнь воскрешает дух и придает сил душе. Но ни душа, ни дух нисколько не могут приблизиться к Богу - если говорить о предназначенной Богом судьбе человека - отдельно от «совершенно иной» жизни вечной. Эта жизнь есть Сам Бог, во Христе, через Святого Духа.

Святой Дух - это «Дух жизни» (Рим. 8: 2), и Божественная жизнь, даже когда вселяется в верующего, всё ещё сохраняется в Божественной Личности. «Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его» (1 Иоанна 5: 11). Наличие Божественной Личности в верующем или в Церкви выражается жизнью.

Чтобы Адам не мог прикоснуться к дереву жизни, дающему иметь жизнь в самом себе, независимо от Бога, дерево было намеренно защищено от Адама, и он был изгнан.

Символизм ясен. Это нечто настолько отличное от человека - так Божественно - и его можно иметь только в Боге и через духовное единение с Ним.

Все это объединяет много новозаветных истин: о представительской жизни Христа, искушении, смерти и воскресении, а также о природе рождения свыше и жизни верующего.

Как будет отмечено в дальнейшем, невинность Адама была чуть ли не негативным явлением. В его случае это также может быть верно и в отношении безгрешности. Это может, в некотором смысле, пролить свет на пожизненное испытание Христа, хотя мы говорим это с некоторыми оговорками, ради объяснения которых мы сейчас не будем делать отступления.

Святость является положительным явлением, и способность к святости сопутствовала невинности Адама. В случае человека, святость является результатом верности в испытании. Он мог вступить в испытание невинным, но самой сутью испытания является возможность выбрать между двумя путями: своим собственным и Божиим. Вера, послушание, верность Богу, сопротивление злу через прибегание к Богу - перетекают в положительное состояние, которое является чем-то большим, чем невинность, т. е. большим, чем просто факт несогрешения каким-либо определённым образом.

Органом, который управляет и регулирует это, является дух. Отсюда вопрос либо духовной святости, либо духовной порочности. Обе альтернативы представляют собой отношение, соответственно, к Богу Святому Духу, или сатане и злым духам.

Отсюда мы видим, какова цена испытания Адама и его провала.

Каково место Души?

Что было сказано и какой вывод можно сделать относительно души? Мы указали, что именно посредством души Адам согрешил. В результате этого, силы зла вступили в союз с душой. Кроме того, вследствие этого, человек стал преимущественно существом душевным в противовес духовному; то есть, душа в нём преобладает.

Таким образом, человек находится в разбитом состоянии и представляет собой нарушение Божественного порядка. Это только часть гораздо более масштабного расстройства, причинённого через грех Адама.

В новом творении во Христе принципы верного Божественного порядка устанавливаются заново. Дух, оживлённый, возвышенный, объединённый со Христом, пребывающим в Нём, установлен в качестве органа Божественного управления над остальным человеком - душой и телом. В истинно духовном, или рождённом свыше человеке, душа и тело не будут иметь преобладающего положения, но будут весьма плодотворными и полезными слугами и инструментами, занимая должное им место.

Душа человека функционирует в двух направлениях - изнутри наружу, и снаружи вовнутрь. Душа - это сфера и орган человеческой жизни и общения. Даже Божественные истины, которые не могут сразу быть восприняты или познаны душой, для того, пока они не станут практикой в жизни человека, должны восприниматься органом, приспособленным для интерпретации, преобразования этих истин, делая их понятными для людей.

Таким образом, то, что получено от духа, исключительно благодаря его уникальным способностям (см. ниже), преобразовывается с помощью души посредством практики, во-первых, для самого получателя, а затем и для других людей.

Это производится с помощью просветлённого ума, способного познавать истину (разум); сердца, исполненного радостью и любовью и т.д., для утешения или ободрения (чувства); или напряжением воли для действия или исполнения (воля).

Но следует всегда иметь в виду: чтобы мы по-настоящему могли служить Божественным целям и чтобы наша работа имела вечную ценность, это должно исходить в первую очередь не от наших собственных душ, но от Бога, и через наш дух. Истина должна быть получена через откровение (Еф. 1: 17, 18), а не через наши собственные рассуждения; радость и любовь - от Святого Духа, а не от наших собственных эмоций; энергия и сила - во Христе, а не в наших собственных инициативе и силе воли.

Когда этот принцип нарушается, Божественный порядок снова расстраивается, человек пребывает на ложной позиции, и плод погибает, хотя всё это может казаться очень хорошим на данный момент.

Теперь о противоположном направлении (снаружи вовнутрь). Душа может осознавать, оценивать, запечатлевать и стяжать (накапливать) всё в этом мире в меру своих природных или приобретённых способностей. Всё это может остановиться в пределах земных интересов и будет издержано на себя, или это может быть привлечено к горнему и урегулировано таким образом, чтобы превратится в духовную ценность (которая вечна); сделаться полностью содействующим в жизни, или быть растраченным впустую.

Дух посредством связи с Богом, таким образом сообщает, что добро и что зло, а что только кажется добром. Душа не знает этого сама по себе. Она должна иметь духовный орган с духовным интеллектом, который сообщает Божественные стандарты.

Почему многие из самых артистичных, поэтичных и душевных людей (как в прошлом, так и теперь) так морально неполноценны, разложены, похотливы, ревнивы и тщеславны? Почему диктаторы, чьи души - потёмки, так безбожны и богопротивны? Почему так много великих интеллектуалов, которые так горды, высокомерны и часто атеистичны? Ответ очевиден. Всё это душа!

Они ничего не знают о дающем равновесие судьбоносном духовном единении с Богом, и, следовательно, в каждом вопросе управляются своею собственной душой.

Не то, чтобы все они исключили Бога из вселенной, ведь они иногда даже ссылаются на Него; но между ними и Богом нет никакой связи, в практическом нравственном аспекте Бог для них не существует.

Но пока оставим этот вопрос.

Мы стремились показать, что душа, как слуга - не как хозяин - может и должна быть очень плодотворной и полезной по отношению к вышестоящему органу.

И поэтому, когда мы говорим о людях, являющихся «душевными», мы только лишь имеем в виду, что душа преобладает, а не то, что душа - это обязательно что-то неправильное или злое. Божественный порядок - это всегда закон Божественной полноты.*

СНОСКА:

См. Приложение-примечание на тему «естественный человек» и «ветхий человек» (в самом конце книги).

 

В то же время, мы обязаны указать, что душа является очень ответственным слугой. В самом деле, человеческое эго - я - как сознательная и разумная личность, должно отвечать перед Богом за собственное смирение или превозношение; «потерю (отдачу) своей жизни», или её чрезмерное самовозвышение и самоутверждение. Поэтому принцип «душа согрешающая, та умрёт» (Иез. 18: 4) был и остается Божиим приговором.

В общем, невозрожденные люди также несут ответственность за Слово Божие. В связи с этим, необходимо уточнить некоторые вещи. Хотя невозрождённый человек не способен исполнить волю Божию, потому что для этого необходимо содействие Святого Духа, тем не менее, к нему, как и ко всем людям, звучит призыв и предъявляются требования.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-06; Просмотров: 1045; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.086 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь