Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Тема 11. Социальные причины, психологические предпосылки и мотивы религиозного экстремизма.
Экономическое и социальное неравенство уровней развития стран и регионов. Увеличение суммарного состояния сверхбогатых и падение жизненного уровня масс людей. Отношения зависимости, господства-подчинения. Принуждение с использованием репрессивных механизмов, насилия и подавления во властных отношениях. Политическое и национальное угнетение. Дискриминация и сегрегация национальных и религиозных меньшинств. Миграционные процессы и образование «других» этноконфессиональных групп на территориях, в которых исторически получала распространение «своя» религия, конфессия. Клерикализм и антиклерикализм. Угрозы традиционным культурам народов «третьего мира» в условиях процессов глобализации. Психологические предпосылки. Кризисные явления в индивидуальной, групповой и общественной психологии. Переживание безвыходности сложившейся ситуации, причиненных горя, несчастья и обид. Отчаяние. Индивидуальные, групповые и массовые страхи и страдания. Ксенофобии и неофобии. Тревожное ожидание будущего. Превратный, конфликтный характер общения. Утрата взаимного доверия. Общественное и групповое мнение. Групповая суггестивность, традиции и обычаи и пр. Мотивы. Сознательное и бессознательное в мотивации. Превалирование иррациональных импульсов. Вера в превосходство «своей» религии, конфессии, в исключительность её «истины». «Влечение к смерти» и вера в посмертное существование. Одержимость идеей миссианского призвания. Возмущенность нарушением религиозной свободы, бесправием в отношении исповедания своей религии. Оскорбленные религиозные чувства. Униженное достоинство в связи с религиозной/ религиозно-этнической принадлежностью. Религиозные мотивы мести за причинное зло. Религиозные ксенофобии и фанатизм. Политические, этнические, этнополитические мотивы проявления религиозного экстремизма. Текст лекции [212]. План лекции. 1. Комплекс детерминант возникновения религиозного экстремизма. 2. Отношения несвободы, зависимости, угнетения в разных формах – главная основа возникновения религиозного экстремизма. 3. Детерминанты в экономической, политической сферах, в области культуры. 4. Психологические предпосылки. 5. Почва для возникновения религиозного экстремизма в определенных сторонах процесса глобализации. 6. Мотивы экстремистски-религиозных действий. Выявление причин возникновения религиозного экстремизма предполагает раскрытие совокупности взаимодействующих связей, детерминирующих его появление и существования. В данном контексте термин «причина» употребляется не только в философском смысле, но и в «собирательном»; имеет в виду не только каузальные связи (порождения), но и связи исторические (прежде всего традиции), функциональные/ дисфункциональные (удовлетворения/ неудовлетворения потребности, латентные/ явные), организационные (порядок)/дезорганизационные (хаос), условие (создающее среду), фактор (приводящий в действие). Часто в «собирательном» смысле используется термин «фактор». В целях простоты изложения чаще употребляются слова «причина», «условие», «фактор». Если же требуется более точное именование вида связи, делаются соответствующие оговорки. Выделяют объективные и субъективные факторы. С точки зрения существования общества в целом объективные факторы – это материальные производительные силы и производственные отношения, а субъективные – деятельность людей, направленная на поддержание жизни. Такое деление конкретизируется, когда рассматриваются различные виды социальных отношений и деятельности – в труде, в области экономических отношений, в духовной сфере. Объективном в общественным развитии является не только природное бытие, не только материальные, но и другие общественные отношения. Объективными фактами становятся такие результаты деятельности людей, как продукты материального производства, отношения в духовной сфере, соответствующие организации и институты. Если люди в своей деятельности руководствуются научным знанием общественных закономерностей, мы не обнаружим в ней источников религиозного экстремизма. Однако субъективный фактор осуществляет свое действие и в форме стихийной деятельности (когда отсутствует адекватная программа деятельности). В этом случае могут появиться такие последствия и результаты, которые будут детерминировать возникновение религиозного экстремизма. Различают социальные и психологические факторы появления религиозного экстремизма. Могут быть выделены причины в зависимости от масштабов той среды, в которой они действуют, - причины, связанные с процессами, происходящими в микро- и макросреде. Можно говорить о внутренних причинах, связанных с определенными отношениями внутри страны, и внешних причинах, представляющих собой результат воздействий извне, причинах, действующих в условиях глобализации. Детерминация осуществляется всегда в рамках определенной социальной ситуации. Для социальной ситуации характерно сложное взаимодействие различных явлений и процессов – материальных и духовных, объективных и субъективных, индивидуальных и коллективных. Это значит, что появление религиозного экстремизма детерминируется не одной какой-либо причиной, а комплексом причин. То или иное явление в отрыве от ряда других, как правило, не приводит к появлению религиозного экстремизма. Однако можно говорить о главной, определяющей причине в данной социальной ситуации. Правомерна, видимо, постановка вопроса о типах социальных ситуаций, детерминирующих появление и существование экстремистских религиозного сознания и действия. Социальные основы религиозного экстремизма коренятся в отношениях господства-подчинения в экономической, политической, правовой, государственной областях, в состоянии современной культуры. Социально-экономическое и политическое неравенства стран и народов, рост богатство одних стран за счет других вызывают противоречие, в том числе острое, между странами, этносами, народами, государствами. Привязанность людей к традиционным отношениям в обществе, цивилизациях доиндустриального типа, соблазны «развязанности» в индустриальных обществах, внеэкономическое и экономическое принуждение работников разделение и отрыв интеллектуального и физического труда, односторонность и ограниченность развития видов, властно-авторитарные отношения, политический гнет государства, угнетение одного этноса другим, кризис культуры, разного рода неравенства и подавления одних групп другими внутри данной религии, конфессиями и между религиями, конфессиями и т.д. – все это может служить почвой возникновения мотивов экстремистских сознания и поведения. Возникновению религиозного экстремизма могут способствовать социокультурные явления, в которых находит выражение «кризис культуры»: деформации в системе ценностей, сдвиг приоритетов в сторону сциентизма, техницизма или, напротив, антисциентизма, наступление вещизма и бездуховности, прагматизация и коммерциализация человеческих взаимоотношений, кризис искусства и нравственности, порнографизация и сексизм, алкоголизм и наркомания и пр. В последние десятилетия доминирующей стала масс-культура, ориентированная на ценности так называемого «общества потребления». Масс-культура часто бередит стихии бессознательного — агрессию, инстинкты насилия и секса. Она притупляет сознание, подавляет интеллект, обесценивает такие ориентиры, как ценности интеллекта и познания, возвышенные нравственные и эстетические чувства, ставит барьеры на пути формирования «Я», «самости», субъектности, порождает обезличность и конформизм. Меняется отношение к науке и особенно к естествознанию. С одной стороны, благодаря наукам создан особый «культурный континуум», разработаны технологии, применяемые в искусстве (живописи, театре, кино), в игре, в спорте, в средствах массовой информации, при изготовлении предметов быта (бытовая техника, аудио- и видеоаппаратура и пр.), украшений, парфюмерии, средств гигиены, лекарств и т. д. Но достижения науки, с другой стороны, дали возможность создать и различные виды оружия массового уничтожения и разрушения. Наука обусловила становление информационного общества, построение кибернетических управленческих моделей и в то же время — изготовление таких технических средств, с помощью которых осуществляется вторжение во внутренний мир личности, раскалывание его, «открывание» и того, что в прежние эпохи считалось сокровенным и неприкосновенным. Наука же произвела орудия манипулирования индивидуальным, групповым и массовым сознанием. Техника — военная, радиоэлектронная, информационная, телефонная и пр.— часто используется для прямого подавления личных свобод и демократии. Получают распространение донаучные, квазинаучные и псевдонаучные представления. Психологические факторы — это состояния, процессы, механизмы общественной, групповой и индивидуальной психологии, которые создают возможность, благоприятную психологическую почву возникновения религиозного экстремизма. Психологические предпосылки не сводятся только к каким-то явлениям индивидуальной психологии или феноменам в эмоциональной сфере. Различают общественно-психологические и индивидуально-психологические предпосылки. Различение это условно: хотя феномены общественной и групповой психологии сверхиндивидуальны, они не могут протекать иначе как в психологии индивидов. Общественно-психологические предпосылкирелигии составляют феномены психологии общества и групп; к ним относят: кризисные состояния общественно-психологической атмосферы, превратный характер общения, общественное и групповое мнение, неосознанные процессы, механизмы внушения, подражания, психического заражения, традиции, обычаи и пр. Кризисные состояния общественно-психологической атмосферы могут проявляться в настроениях разочарования в прошлом и настоящем, тревожного ожидания будущего, в отягощенности исторической памяти, расшатывании общественных и групповых идеалов, утрате оптимизма перспективного чувства, массовых и групповых страхах и страданиях и т.д. Общение является персонифицированной формой общественных отношений, одной из существенных потребностей людей. В условиях отчуждения человека от человека происходит дисгармонизаиия общения, общение приобретает превратные формы — господства, подчинения, борьбы, конкуренции, опосредуется вещными отношениями. В превратном общении часты обман доверия и крах надежд. Питательную почву религиозного экстремизма создают неосознанные явления общественной и групповой психологии. Неосознанные аспекты имеются в общественно-психологических механизмах сообщения, внушения, подражания, взаимозаражения, в общественном и групповом мнении, в традициях и обычаях. Общественно-психологические механизмы реализуются с помощью языка, устной и письменной речи, мимики и пантомимики, специализированных знаков. Основным средством является слово. Речевое воздействие неодолимо, неизбежно вызывает определенные представления, соответствующие содержанию высказывания. Воздейственная сила слова может выступать как некая чуждая власть. Общение в ходе совместных действий порождает групповые психологические явления. В психологии людей происходят изменения, появляются коллективные представления и переживания, не свойственные индивидам, когда они действуют вне группы. Коллективное совместное действие вызывает в психологии участников синергический эффект, в результате чего происходит повышение интенсивности протекающих процессов, возникает переживание возрастания жизненной энергии, готовности к действию. Для малых и особенно больших групп свойственна склонность к харизматизации, к наделению личностей лидеров сверхобычными возможностями и способностями. В процессе харизматизации происходит персонификация идеалов, лидер становится объектом веры, его образ связывается с надеждой на осуществление чаяний, желаемого лучшего будущего, ему присваивается функция избавителя, появляется преклонение перед ним. Отметим сверхнадындивидуальность общественно-психологических феноменов. Коллективные представления и переживания, групповые мнения, нормы и ценности императивны по отношению к индивидууму и принудительно навязываются ему извне помимо его воли и сознания. В этих феноменах образ слит с эмоционально-моторными элементами и потому не является продуктом специальной сознательно-интеллектуальной обработки. Общественно-психологические процессы выступают по отношению к каждому участнику общения как нечто сверхиндивидуальночеловеческое. Индивидуально-психологические факторыдействуют в психологии индивида. Это переживание всесторонней зависимости от других людей, страх, фобии, чувства одиночества и заброшенности, склонность к поклонению авторитету, к делегированию воли и решимости, неосознанные и неосознаваемые процессы, конформность и пр. Отношения бессилия, зависимости, которые в данных условиях непреодолимы, неустранимы, порождают психологический комплекс, включающий страх, отчаяние и в то же время ожидание лучшего, надежду на избавление от гнета чуждых сил, стремление «вырваться» из стрессовой ситуации. Психологические основы образуют протестные настроения, возникшие в связи с нарушением религиозной свободы, с бесправием в отношении исповедания своей религии, оскорбленные религиозные чувства, униженное достоинство в связи с религиозной/ религиозно-этнической принадлежностью. Социальные основы религиозного экстремизма заключены в состоянии и процессах современного глобального мира. С одной стороны, в мире существуют страны с высоким уровнем экономического развития, качества жизни (в Европе, в Северной Америке), с другой, - страны так называемого «третьего мира» (Африки, Азии, Латинской Америки) ряд которых хотя и быстро развивается, но сохраняет наследие прошлого. Существует разрыв как в уровне экономического развития, так и в материальном, социальном, культурном обеспечении большинства людей в этих странах. В мире более 950 млн. человек не могут удовлетворить самые элементарные потребности; каждый год от голода в мире погибает около 50 млн. человек. Нищета, массовая безработица, болезни, преждевременная смерть и пр. выпадают прежде всего на долю «третьих стран». Экономические, социально-политические кризисы являются постоянными спутниками и высоко развитых стран, что обусловливает ухудшение материального положения большинства населения в этих страна. Постепенно увеличивается разница в доходах 10% богатых и 10% бедных, резко возрастает имущественное неравенство. Экономическая ситуация в развитых странах характеризуется ныне следующими чертами: возросшей неустойчивостью мирохозяйственных процессов, негативно сказывающейся на экономическом положении стран региона; ослаблением конкурентоспособности значительной части продукции, производимой в государствах с дорогой рабочей силой; обострением проблемы занятости; настойчивыми попытками правящих кругов демонтировать социальную инфраструктуру, сложившуюся в результате двух столетий упорной политической и экономической борьбы; неблагоприятной экономической конъюнктурой. Все это подрывает доверие населения к политике властвующей элиты, усиливает отчуждение между политическими институтами и гражданами, способствует нарастанию враждебности между богатыми и неимущими слоями общества. Современный миропорядок включает сложную систему взаимоотношений.В международных отношениях, в отличие от положения в рамках государственных образований, не существует единого управляющего центра, опирающегося на легитимные средства принуждения. Система мирового порядка поддерживается с помощью утвердившихся правовых норм, юридически оформленных договоров и текущих соглашений. Одно из последствий глобализации - обострение противоречия между возросшей степенью взаимозависимости элементов миропорядка и воздействием на него дестабилизирующих факторов. Взаимозависимость интенсивно подпитывается глобализационными процессами, а дестабилизация - углублением разрыва в условиях существования экономически развитых и отстающих государств. Необходимое пересгруктурированне межгосударственных отношений, способное если не устранить, то, по крайней мере, смягчить это противоречие, по сути дела, не осуществляется. Более того, лидирующие государства «золотого миллиарда», прежде всего США, в основном уповают на силовое давление как на фактор обеспечения международного порядка. В ответ другие страны стремятся найти более эффективные средства противодействия силовому давлению. В результате воспроизводится база для распространения не поддающихся контролю средств массового уничтожения. Дестабилизация мирового порядка наглядно проявляется в падении роли п эффективности существующих международных институтов. Девальвируется авторитет Организации Объединенных Наций. Уходят в небытие надежды па то, что ей предстоит сыграть роль стержня нового миропорядка. Силы, во многом определяющие ход мировых событий, все заметнее перестают с ней считаться, отодвигая на обочину мировой политики. Огромный урон наносится международному праву. Действия основных игроков на мировой арене демонстрирую явные признаки того, что оно становится помехой для держав, обладающих силой и влиянием, достаточными, чтобы заставить другие страны смириться с навязываемыми им решениями. Все это существенно увеличивает опасность перерастания межгосударственных и даже внутригосударственных конфликтов в силовые столкновения, таящие угрозу мировой катастрофы. Одним из мощных сигналов, свидетельствующих об этой опасности, следует считать наблюдающийся в последние годы всплеск международного терроризма, который нередко принимает религиозные формы, а также – религиозного экстремизма. Перед лицом вопиющего неравенства стран и народов трудно всерьез говорить о наличии сколько-нибудь действенных упорядочивающих начал на международной арене. Склонность влиятельных державных сил к применению в мировой политике силовых методов ставит под сомнение возможность достижения устойчивого миропорядка. Противоречивы последствия научно-технического прогресса. Налицо факт, характерный для XX и начала XXI века: с одной стороны, пробуждены к жизни такие промышленные и научные силы, о которых и не подозревали ни в одну из предшествовавших веков истории человечества и которые, казалось бы, открывают перспективу благоденствия человечества и отдельного человека; с другой – сам научно-технический прогресс как бы создает новые координаты зависимости, незащищенности и риска. Даже самые совершенные технологические системы не гарантируют от неожиданных и катастрофических сбоев. Сбои особенно опасны в таких отраслях, как ядерная энергетика, освоение космоса, химическая промышленность, производство угля, нефти и газа, генная инженерия, информационные системы и др. Трагедии, связанные с техникой ядерно-космического века, с теми могучими силами, которые сами же люди вызвали к жизни, усиливают тревогу. Непросто противостоять опасности эпидемий. И если в прошлые века свирепствовали оспа, чума, холера, то ныне человечеству угрожают СПИД и другие ранее невиданные болезни. Все большее беспокойство вызывает нарастающая опасность экологического кризиса. С одной стороны, НТР способствует развитию производительных сил, новых технологий, материалов, компьютерной и робототехники, ее результаты повышают комфорт современной жизни, создают ранее неведомую культурную среду и т. д.; с другой – всякое производство имеет «отходы», побочные последствия, загрязняющие окружающую среду, создающие ситуацию риска, несвободы и зависимости, чреватые опасностями для самого существования жизни на Земле. Степень управления экологическими процессами в мире пока что невысока. Пренебрежение к реально существующим законам пространственной организации природы и человеческого общества приводит к опасным последствиям. Уже не вызывает сомнения тот факт, что человечество нанесло природе непоправимый ущерб. Способствуют возникновению религиозного экстремизма и миграционные процессы. При изучении генезиса экстремистских умонастроений и действий целесообразно выделять причины и по таким основаниям: экономические, политико-правовые, брачно-семейные, этические (моральные), духовные и некоторые другие факторы, детерминирующие экстремизм: 1. Экономическими причинами можно считать: а) имущественное неравенство, отсюда – неудовлетворенность жизнью обездоленных слоев населения; б) неравномерное экономическое (индустриальное/ постиндустриальное) развитие; в результате которого одни регионы – «прогрессивные», совершив качественный скачок в развитии от индустриального к постиндустриальному (информационному) обществу, лидируют в экономике и уровне жизнеобеспечения своего населения, пропагандируя ценности «золотого миллиарда» и патернализм. А другие – «депрессивные», маргинализуются как бесперспективные, нежизнеспособные без финансовых дотаций и гуманитарной помощи (речь идет как о целых государствах, так и об административно-территориальных единицах внутри одной страны). Выходцы из них стигматизируются общественным мнением «стран первого и второго мира», а их попытки выйти на равные с остальными стартовые позиции вертикальной социальной мобильности зачастую искусственно затрудняются или пресекаются; в) объективная глобализация экономики с претензией транснациональных корпораций на всевластие. 2. К политико-правовым факторам относятся: а) активная социальная экспансия государства и права, т. е. стремление внедриться во все сферы социальной жизни и под лозунгом урегулирования подчинить их себе; б) наличие у государства и права силовых инструментов принуждения (вооруженные силы, судебная и пенитенциарная система и проч.), далеко не всегда применяемых с равной степенью справедливости ко всем категориям правонарушителей; в) отчуждение подавляющего большинства населения от прямого участия в реализации государственных функций и управления материальными ресурсами, находящимися де-юре в государственной или коллективной собственности; г) предрасположенность государств к межгосударственным союзам и военно-политическим альянсам исключительно в прагматических целях, без учета культурного и духовного родства населения объединяющихся государств. 3. К брачно-семейным факторам можно причислить: а) несовпадение части семейных, национальных и общечеловеческих ценностей с навязыванием некритически транслируемых патриархальных устоев – т. наз. «принудительная ретрадиционализация»; б) имущественная зависимость от старших членов семьи; в) попытки тотального родительского контроля (или же «клановая геронтократия», когда старейшине рода подотчетны все его родственники по прямой нисходящей, а иногда и по боковым ветвям родства вплоть до 3-4 колена); г) нестабильность брачно-семейных уз, побуждающая молодежь к поиску более прочного жизненного фундамента. 4. В категорию этических факторов попадут: а) превалирующая роль общественного мнения; б) наличие малопонятных архаичных запретов и ограничений, продиктованных местными обычаями; в) дуализм нравственных норм «верхов» и «низов» (двойной стандарт этических предписаний). 5. Среди факторов духовной (но внерелигиозной) жизни могут быть названы: а) духовный плюрализм человечества, гетерогенность духовной сферы; б) принципиальная неверефицируемость и нефальсифицируемость индивидуального духовного опыта, отсутствие иных общепризнанных критериев истинности духовных ценностей помимо веры (фидеизм). В каждой из выделенных областей социальной жизни факторы религиозного экстремизма своеобразны: 1. В хозяйственной сфере – это искусственная минимализация экономических потребностей рядовых верующих и сосредоточение финансового капитала (а иногда и торгового, и промышленного) в руках харизматических лидеров и церковных иерархов, что может сопровождаться показным аскетизмом последних (религиозная олигархия). 2. В политике и праве – это: а) нерезультативность правовых методов обеспечения тождественности светских и религиозных норм. Имеются в виду конкуренция и коллизии норм светского и религиозного права. В частности, они заключаются, например, в употреблении и интерпретации понятий «грешник» и «преступник» – государство не должно иметь права карать «грешников», а церковь, наоборот, прощать «преступников». К тому же религия может допускать причинение смерти иноверцу, даже если это прямо запрещено уголовным законом; б) бюрократизация религиозных институтов; в) объективный переход церкви к сотрудничеству с государственным аппаратом в целях взаимовыгодной эксплуатации религиозных потребностей (как культовых, так и внекультовых) населения. Особенно это заметно при наличии титульной, государственной религии и т. наз. про-правительственной «карманной церкви». 3. В брачно-семейной сфере – это: а) объективная неспособность главы семьи обеспечить во всех случаях адекватность формального и духовно-религиозного лидерства; б) доминирование материальных семейных забот над всеми остальными, в т.ч. обрядово-религиозными. 4. В этической сфере – несовпадение нравственных и религиозных норм (профессиональная врачебная этика может допустить, например, эвтаназию или аборты, а религиозная будет этому категорически противиться). 5. В духовной сфере – а) исторически обусловленная скомпрометированность церкви или священнослужителей как посредника между человеком и богом; б) низкий порог терпимости к соединению духовных ценностей, культивируемых различными религиями; в) приоритет формы исповедания над его содержанием, обрядоверие. Сказанное о причинах религиозного экстремизма относятся и к условиям России. В России за последние пятнадцать лет резко возросло неравенство в доходах и наметились деформации в социальной сфере. На социальном самочувствования населения негативно сказывается ущерб, нанесенный системе бесплатного здравоохранения и всеобщего образования, а также существовавшим ранее формам общественных контактов: сети клубов, театральной и иной самодеятельности, организациям, обеспечивавшим досуг молодежи, детским оздоровительным лагерям и т. д. Ухудшение условий существования породило кризис морали. Криминализация приобрела широкий характер. Преступность вышла за пределы, обеспечивающие сохранение системы. Овладев значительной частью народного хозяйства, организованные преступные группировки стали предъявлять притязания и на политическую власть. Социальная неудовлетворенность создает питательную среду для противостояния социальных групп. Почву для возникновения экстремизма в России создает и неуправляемая миграция. На территории России оказались миллионы незарегистрированных, бесправных иммигрантов, вытесненных в сферу «серой» и «черной» экономики, дестабилизирующих рынки труда и создающих благоприятную почву для деятельности криминальных элементов. Получает распространение представление, что, избавившись от чужаков-иммигрантов, Россия сумеет быстрее и успешнее избавиться от трудностей. При этом полностью игнорируется то обстоятельство, что в складывающейся демографической ситуации страна жизненно заинтересована в притоке трудоспособных, экономически активных переселенцев. Но ясно: пока иммиграционный поток не будет введен в правовые рамки, неприятие «пришельцев» будет определять психологические установки определенных групп населения. Заметна настороженность населения российской «глубинки» к столичным мегаполисам, и прежде всего к Москве. Почву, на которой произрастает эта настороженность, образуют, с одной стороны, все более заметный разрыв в условиях существования провинциального и столичного населения, а с другой - усиление унитарных настроений в федеральных структурах власти, нашедшее проявление в попытках урезать права и компетенции субъектов Федерации. Отсюда утвердившееся в российской «глубинке» представление, что относительное благополучие столичных жителей основано не на том, что в столицах сосредоточены главные жизненные центры производства и финансов, но прежде всего, на том, что Москва и в какой-то степени Санкт-Петербург «обирают» остальную Россию, «жируют» за ее счет. При рассмотрении причин религиозного экстремизма показательны данные социологических исследований. Ответы респондентов на вопросы касающиеся причин, в наибольшей степени способствующих разобщению людей разных национальностей, выглядят следующим образом. Православныеверующие в числе наиболее важных причин национальной розни на первое место поставили ухудшение экономического положения страны (30%), на второе — ошибки в национальной политике центральных властей (20%), на третье — низкую культуру межнационального общения (19, 3%). Далее со значительным отрывом следуют: корыстная политика местных элит (9, 5%), межрелигиозные противоречия (6, 8%) и миграция населения (4, 3%). Мусульмане демонстрируют в целом сходное распределение ответов. На первое место у них также выходит ухудшение экономического положения (34%), на второе — ошибки в национальной политике (25, 1%), на третье — низкая культура межнационального общения (12, 1%). Вслед за этим респонденты указали на межрелигиозные противоречия (7, 7%), корыстную политику местных элит (5, 7%) и миграцию (2, 4%). У католиковшкала ответов несколько иная. На первое место они поставили ошибки в национальной политике (26, 4%), на второе — ухудшение экономического положения страны (21, 8%), на третье — низкую культуру межнационального общения (20, 9%). Далее ими названы межрелигиозные противоречия (10%), корыстная политика местных элит (5, 5%) и миграция (3, 6%). Еще более существенные отличия — у протестантов, которые на первое место ставят низкую культуру межнационального общения (28%), на второе — ухудшение экономического положения (23, 1 %), а на третье — межрелигиозные противоречия (12, 6%). Вслед за ними указаны ошибки в национальной политике (11, 9%), корыстная политика местных элит (4, 2%) и миграция населения (0, 7%). У приверженцев иудаизма на первом месте — ухудшение экономической ситуации (32, 7%), на втором — низкая культура межнационального общения (20, 9%), на третьем — ошибки в национальной политике (17, 3%). За ними следуют межрелигиозные противоречия (10%), корыстная политика местных элит (7, 3%) и миграция населения (0, 9%). Буддистынаибольший приоритет отдают ошибкам в национальной политике (30, 6%), следом за которыми ставят ухудшение экономического положения (28, 7%), низкую культуру межнационального общения (11, 1%), миграцию и корыстную политику местных элит (по 3, 7%). На последнем месте — межрелигиозные противоречия (2, 8%). Таким образом, во всех конфессиональных группах в качестве основной причины национальной розни до трети респондентов указало ухудшение экономического положения страны. На первое место ее поставили православные, мусульмане и иудеи. От пятой до третьей части опрошенных отдали приоритет ошибкам в национальной политике центральных властей, причем на первое место эту причину поставили буддисты и католики. У православных и мусульман она на втором месте, а у иудеев — на третьем. Лишь протестанты поставили ее на четвертое место, где процент указавших эту причину самый низкий. На первое же место у протестантов выходит, как уже говорилось, низкая культура межнационального общения. Остальные причины межнациональной розни во всех конфессиональных группах набирают весьма небольшой процент опрошенных. Корыстную политику местных элит указала лишь десятая часть православных, тогда как в остальных группах этот показатель еще ниже. Межрелигиозные противоречия существенное место занимают только в ответах протестантов. Наименьший же процент набирает миграция населения: у православных — 4, 3%; в других конфессиональных группах — менее одного процента. Можно констатировать, что из всего перечня причин разобщения людей разных национальностей опрошенные во всех конфессиональных группах отдали предпочтение факторам социально-экономического и политического характера. Именно они, по мнению верующих респондентов, являются решающими в процессе возникновения межнациональных конфликтов. Среди собственно национальных проблем существенный процент набирает лишь низкая культура межнационального общения, которая у протестантов даже выходит на первое место. Остальные причины, на взгляд респондентов, носят сугубо периферийный характер. Примечательно, что корыстную политику местных элит во всех конфессиональных группах указали менее 10% опрошенных. Основную ответственность за возникновение межнациональных конфликтов большинство респондентов возлагает на федеральный центр: на ошибки в национальной политике центральных властей указала в два-три раза большая часть опрошенных. Это не удивительно, поскольку в течение 1990-х годов именно политика федеральных властей позволяла местным элитам успешно разыгрывать «национальную карту» в своих корыстных интересах. Структура ответов в группе неверующих не имеет существенных отличий от показателей большинства конфессиональных групп. На первое место здесь также вышло ухудшение экономического положения страны (34, 7%), на второе — ошибки в национальной политике центральных властей (21, 9%), на третье — низкая культура межнационального общения (12, 2%). Далее были названы корыстная политика местных элит (11, 9%), межрелигиозные противоречия (4, 2%) и миграция населения (3, 9%).
Аннотация содержания темы. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-06; Просмотров: 1383; Нарушение авторского права страницы