Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 5. Секты и новые религиозные движения



Характеристики типа «секта»: оппозиционность, претензия на исключительность, настроения избранничества, декларирование равенства членов.

Новые религиозные движения: оппозиционность, отсутствие у большинства из них строго разработанной вероучительной системы, харизматическое лидерство. Разделение новых религиозных движений на группы.

Проявления экстремизма в сектах и новых религиозных движениях.

Дискуссии о возможности применения «Церковь - Секта – Деноминация – типологии» к характеристике групп, организаций, объединений в не – христианских религиях. Споры о «сектах» и «новых религиозных движениях».

 

Текст лекции.

План лекции.

1. Характеристики типов «секта» и «новые религиозные движения» в религиоведческой литературе.

2. Богословские характеристики и оценки «сект» и «новых религиозных движений»

3. Дискуссионные вопросы темы.

Характеристика типа «секта» дана в лекции 3.4. В данном контексте целесообразно подробнее сказать о «новых религиозных движениях».

«Нетрадиционные культуры», «религии Нового века», «неорелигии», «внеконфессиональные, неканонические верования», «альтернативные культы», «молодежные религии» - так обозначали ряд религиозных явлений, получивших распрастранение в США в 60 – 70-е годы XX в. В настоящее время для обозначения подобных явлений целесообразно использовать тер­мин «новые религиозные движения». Вторая половина XX в. характеризуется кризисом традиционных, исторически сло­жившихся форм религиозного сознания. Органически вписан­ные в социальные структуры, традиционные религии оказались «ответственными» за социальные недуги. Разочарование в офи­циальных ценностях потребительского, технократического общества, чувство одиночества, бесцельности жизни — все это явилось социально-психологическим фактором поиска новой системы ценностей, новой «науки жизни». Лидеры новых дви­жений чутко реагировали на перепады в общественных настро­ениях, резко обличали пороки «греховного» мира, рекламиро­вали себя в качестве уникальных спасителей, глашатаев выс­шей мудрости и морали.

Последователями новых движений была преимущественно молодежь из среднего класса, образованная, материально обеспеченная, но не нашедшая своего места в жизни. Кроме разоча­ровавшихся участников различных форм социального протеста новые религиозные движения становились прибежищем для людей, неудовлетворенных своей жизнью. В новых движениях привлекали твердая организация, жесткие нравственные и пове­денческие правила жизни, харизматичность лидера, претендующего на роль духовного пастыря.

Новые религиозные движения пред­ставляют специфический тип религи­озной организации. В них нередко от­сутствует строго разработанная вероучительная система; структура этих ор­ганизаций часто иерархическая, с жестким авторитаризмом ха­ризматического лидера, для них характерна оппозиционность к официальным ценностям и идеалам и к отстаивающим их цер­ковным организациям, в них сильно развито «мы-чувство». Внутренняя жизнь регламентируется уставами и правилами, предусматривающими процедуру вступления и обязательства пе­ред общиной. В то же время есть новые религиозные образова­ния, в которых отсутствуют жесткие институальные структуры, а внутреннее строение характеризуется аморфностью и в основ­ном сводится к усвоению религиозно-философских трактатов. Таковы, например, объединения, относящиеся к движениям «Нового века». Культ в этих новых общинах преимущественно коллективный, используются психотехнологии, психотерапия, особенное внимание уделяется прозелитам, их адаптированию в

группе. Организации новых религиозных движений часто дейст­вуют как мощные межнациональные корпорации, занимаются крупным бизнесом, имеют филиалы во многих странах мира.

Все многообразие новых религиозных движений можно условно разделить на несколько групп.

1. Движения ориенталистской направленности: «Международ­ное общество Сознания Кришны», «Миссия Божественного све­та», «Трансцендентальная медитация» и др.

Эти движения ведут родословную с Востока, чаще всего мо­дернизируя различные варианты индуизма, буддизма, предлагая мистический путь освобождения (мокша) посредством медита­тивных практик. Все существующее иллюзорно, за ним скрыта истинная божественная природа, которая гармонична и спра­ведлива. Задача состоит в том, чтобы, используя различные спо­собы медитации, слиться с этой подлинной природой. Процесс медитации (размышление, созерцание, внутреннее сосредоточе­ние, отрешение от окружающей природы) включает произнесе­ние мантр — специальных слов или сочетаний звуков, которым придается мистический смысл. Вероучительныс особенности от­ходят на задний план, на передний выступает следование истин­ному пути, личный опыт, конкретный авторитет гуру, свами.

Движения христианской направленности — это «Церковь объединения» или «Дети Бога», «Церковь Христа» и др. Для этих движений характерно акцентирование эсхатологии и мес­сианства, наделение руководителя статусом посланника Бога, сообщающего новые откровения, высшие нравственные пред­писания.

Движения сциентистской направленности образуют «Цер­ковь саентологии», движение последователей Ж. Раёля и пр. В этих движениях различным физическим приборам приписыва­ется мистическое значение, утверждается возможность регистра­ции или даже измерения воздействия на физическую, биологи­ческую природу неких неизвестных и таинственных высших ре­альностей и факторов. Мистически трактуются неисследован­ные явления психики и окружающей природы.

4.Движения «Нового века» представляют собой слабо взаимо­связанный комплекс школ, кружков, общин, объединенных ря­дом весьма специфических религиозных представлений о древ­них цивилизациях (Атлантида, Гиперборея), космической ие­рархии и «высшем разуме», альтернативной истории (включаю­щей в себя криптоисторию, «теорию заговоров» и учение о тайных обществах, управляющих миром), роли рас в мировой исто­рии. Часто последователи движений «Нового века» задействова­ны в астрологических, магических, гадательных и медитативных практиках.

5. Сатанинские группы. Сатанинские культы часто возвели­чивают зло и насилие, проповедуя общение с мистическими ис­точниками зла — демонами, Сатаной и др. «Церковь Сатаны», например, провозглашает себя сознательным носителем зла и антиподом христианства.

Между первыми четырьмя группами культов нет четких гра­ниц, деление весьма условно. Так, «Церковь саентологии» Л.Р. Хаббарда восприняла некоторые идеи буддизма, в частно­сти достижение состояния внутреннего покоя и безмятежности (нирваны). Движения христианской направленности нередко используют медитацию, заимствованную из восточных систем. В то же время ориенталистские учения зачастую заимствуют свой понятийный аппарат из христианской и светской западной философии. В целом это синтетические, эклектичные культы.

Обращает на себя внимание экстравагантность внешнего вида и культовой практики последователей многих новых рели­гиозных движений, в них на первый план выдвигается психоло­гическая сторона культа.

Обратим внимание на особенности некоторых новых рели­гиозных движений.

Официальное наименование «Ассоци­ация Святого Духа за Объединение Мирового Христианства». Нередко ис­пользуются и названия «Движение объединения», «Церковь Унификации».

Основателем «Церкви объединения» является Сан-Мен Мун (6.01.1920). В 1935, на Пасху, его посетило видение, во время которого Христос призвал его завершить миссию, предпринятую Иисусом две тысячи лет назад. По словам его последователей, Мун «свободно беседовал с Иисусом и святыми в раю. В своем тайном общении с Богом Сан-Мен Мун получил откровение, включавшее суть отношения Божьей воли и человеческой жиз­ни». Первые последователи учения Муна стали появляться в се­редине 40-х годов в Корее. В начале 70-х годов Мун совершает поездки по Америке, выступая с проповедями во всех 50 штатах. Вскоре он становится крупным бизнесменом, главой корпора­ции, владеющей станкостроительными, текстильными и маши­ностроительными предприятиями в разных странах. «Церкви

объединения» принадлежит газета «Вашингтон тайме» — одно из самых влиятельных изданий в США. Сегодня насчитывается более 2 млн последователей учения Муна в более чем 160 стра­нах мира.

Источником вероучения является откровение, полученное преподобным Муном и изложенное в «Божественном принци­пе». Согласно учению «Церкви объединения» Бог —творец все­го сущего, он — един, абсолютен, вечен. Он создал вселенную и человека, движимый истинной любовью и желанием иметь объ­ект такой любви. Иисус—Мессия, посланный возвратить людей к безгреховному состоянию. По «Божествен! тому принципу», смерть Сына Божьего на кресте не была изначально предопреде­лена. Его распятие явилось трагическим последствием непони­мания и неверия иудеев того времени. Благодаря искуплению через распятие достигается только духовное спасение, в плоти же человека продолжает оставаться первородный грех. Поэтому Христос снова должен прийти на землю и завершить физиче­ское спасение. Однако он не вернется к потомкам Авраама, а появится в Корее, «поскольку лишь эта страна и ее народ заслу­живают сегодня право принять Мессию»1.

Цель человека состоит в выполнении трех благословений Бо­га — достижении личного совершенства, создании идеальной се­мьи и совершенствовании своего владычества над миром. Ис­полнение благословений приведет к наступлению идеального мира, Царства Божьего на Земле.

Сан-Мен Мун почитается как мессия, «истинный родитель», призванный освободить мир от зла и несправедливостей и уста­новить единую семью во главе с Богом.

Мун считает, что «обновление» человечества, практическое осуществление идеала единого мира иод Богом требуют постро­ения инфраструктуры нового мира, объединяющей все сферы человеческой деятельности.

Основатель этого общества — индий­ский проповедник Абхай Чарин Де (1896— 1977), получивший ритуальное имя Бхактивеланта Свами Прабхупада, изложил свое учение в книге «Бхагават-гита как она есть» и дру­гих работах.

Согласно учению Прабхупады, существует единственный аб­солютный Бог — Кришна, который выступает в трех аспектах: Бхагаван, Брахман, Параматма. Бхагаван — это аспект Бога как верховной личности, обладающей непостижимыми качествами, всем богатством, могуществом, славой, красотой. Брах­ман — имперсональный аспект, всепроникающая абсолютная истина, непостижимая, бескачествеиная сила, излучение транс­цендентального тела Личности Бога. В Параматме выражается Верховная Душа, которая находится в сердце каждого живого существа наряду с индивидуальной душой —дживой. Бог вечен и несотворен, имеет множество аспектов, обладает двумя вида­ми энергии — высшей (духовной) и низшей (материальной), творящей мир и все живые существа. У Бога множество имен соответственно множеству его действий. Главное его имя — Кришна («Всепривлекающий»). Он изображается как прекрасный юноша с темной кожей. Остальные боги (как веди­ческой литературы, так и других религиозных систем) мыслятся как аватары (воплощения) Кришны, или полубоги. Например, Иисус Христос рассматривается как одна из инкарнаций Криш­ны. Кришна пребывает в запредельном мире на планете Криш-налока, но в то же время, благодаря своим энергиям, он нахо­дится в каждой точке мироздания.

Человек, согласно кришнаизму, характеризуется дуализмом души и тела. Индивидуальная душа (джива) — частица Верхов­ной Души (Параматма). Полем деятельности для дживы являет­ся тело, которое душа получает согласно своим желаниям. Зло­употребив своей свободой, джива попадает в материальный мир, где находится под властью трех гун (состояний) — невежества, страсти, благости. В материальном мире джива забывает о своей божественной сущности и отдается во власть кармы, т. е. при­чинно-следственной связи. Обретая человеческую форму, джива имеет шанс освободиться от сансары, возвратиться назад к Богу. Освобождение дживы от материального мира возможно лишь на пути развития в себе Сознания Кришны.

В материальном мире существуют три уровня планет. Выс­ший уровень заселен полубогами, теми, чья джива находится в модусе благости, добродетели. Средний уровень — в том числе Земля — включает тела, джива которых в модусе страсти. Страсть — это стремление к почету, семье, дому. Человек здесь вынужден тяжко трудиться. На планетах низшего уровня нахо­дятся дживы в модусе невежества (леность, безумие), за что по­лучают тела животных.

Материальный мир может стать духовным, сохраняя свои материальные характеристики. Духовное — это все, что связано с Кришной. Материальные ценности превращаются в духовные

путем использования их в служении Кришне, т. е. при переда­че большей части дохода Обществу Сознания Кришны. Осво­бодиться от материального мира, полного страданий, развить в себе Сознание Кришны может каждый, даже человек из касты неприкасаемых (чандал), если он будет со всей преданностью служить Кришне.

Кришнаиты называют себя вайшнавами, т. е. преданными Бо­гу. Вечно юный, прекрасный физически Бог кришнаитов почита­ется ими как пуруша, мужское начало. А сами вайшнавы, слуги Кришны, рассматривают себя как женское начало, пракрита.

Цель культовой практики кришнаитов — выработать уста­новку смотреть на мир глазами, «смазанными любовью к Криш­не». Любовь к Кришне в наивысшей степени проявляется в дос­тижении религиозного экстаза через медитацию, коллективную и индивидуальную. Индивидуальная медитация (джапа) и кол­лективная киртана — совместное воспевание мантр, сопровож­дающееся игрой на музыкальных инструментах и ритмическими танцевальными движениями. Исключительная роль в культе принадлежит мантре: «Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе». Это «воспевание святых имен Господа». В течение дня кришна­иты должны произнести мантру 1728 раз.

Кришнаиты живут в ашрамах (коммунах), которыми руково­дят гуру (учителя). Гуру не просто духовный учитель и мудрый авторитетный человек, но представитель или даже воплощение Бога. Гуру помогает в процессе познания Кришны, передавая трансцендентальное знание ученику (шишья). Гуру инициирует прозелитов (возможна заочная инициация), берет на себя карму ученика, дает секретную «защитную» мантру, с которой ученик может обратиться к Кришне в экстремальных ситуациях. Гуру помогает ученику преобразовать свой духовный мир, выработать особое блаженно-восторженное миросозерцание, в котором преданный Кришне старается видеть во всем беспричинную ми­лость Бога.

Новые религиозные образования появ­ляются в России в середине 80-х годов. К факторам, благоприятствующим их распространению, следует отнести глу­бокий кризис, а затем распад существовавшей экономической и идеологической системы. Падение уровня жизни, рост безрабо­тицы, инфляции, преступности, вспышки межрегиональных конфликтов привели к утрате авторитета светских идеологий и политических партий. В этих условиях большинство возникаю­щих в России религиозных новообразований предлагают проек­ты радикального переустройства мира «здесь и сейчас». В них можно найти обещание не только приобщить население России к истинной вере, но и способствовать материальному процвета­нию, а само общество сделать гуманным и справедливым. Мно­гие обращаются к нетрадиционным религиям, надеясь обрести в обстановке резких перемен стабильность, душевный покой. Их привлекает внутригрупповая атмосфера, культивируемые в ряде неорелигий гуманные отношения друг к другу, человечеству, природе. Появлению и закреплению позиций новых религиоз­ных течений благоприятствовало оформление новой модели цер-ковно-государственных отношений, признание права на сущест­вование религиозных объединений различного типа.

Действующие в России новые религиозные объединения различаются по месту их зарождения. Некоторые объединения и группы возникают за пределами России и «импортируются» на российскую землю из других культурных ареалов. Религиозные новообразования данного типа появляются и получают распро­странение в результате усилий иностранных миссионеров. На первых порах (а иногда и более продолжительное время) они опираются на материальную и организационную поддержку «материнских организаций». К числу новых религиозных движе­ний зарубежного происхождения относятся Церковь объедине­ния, Церковь саентологии, АУМ Синрикё, Церковь Христа и т. д. В последнее время обнаруживается устойчивая тенденция при­способления новых религиозных движений отечественного и за­рубежного происхождения к культурно-историческим традици­ям народов России. Широко используется символика и образы русской культуры и искусства.

К наиболее распространенным новым религиозным движе­ниям, возникшим на «российской почве», принадлежат: «Бого­родичный центр», «Великое Белое Братство «Юсмалос»», «Цер­ковь Последнего Завета» и некоторые другие.

Социально-демографические характеристики последователей новых религиозных движений в целом близки к соответствую­щим показателям сторонников этих движений в США и Запад­ной Европе. Значительную часть новых религиозных движений составляет городское население (за исключением «Великого Бе­лого Братства» и «Богородичного центра») и др.

Рассмотрим деятельность новых религиозных движений на примере «Церкви Последнего Завета» и «Церкви объединения».

«Церковь Последнего Завета». Новое религиозное движение «отечественного» происхождения. Ее основателем является Сергей Анатольевич Тороп (1961 г. рождения), проживавший в городе Минусинске (юг Красноярского края). В 1990 г. ему от­крываются события двухтысячелетией давности. Он принимает крещение от «Отца Небесного» и духовное имя Виссарион («да­ющий жизнь») и провозглашает создание «общины единой ве­ры» (с октября 1995 г.— «Церковь Последнего Завета»).

Источник вероучения — Последний Завет, написанный Вис­сарионом и содержащий 61 заповедь, и множество принадлежа­щих ему же религиозно-этических наставлений2. Согласно уче­нию Виссариона, творец вселенной (Единый, Абсолют) и Отец Небесный — это не одно и то же. Первый выступает в качестве начала материального бытия и материальной энергии. Отец же Небесный одновременно является сыном Единого и отцом душ человеческих, источником истины и святости. Виссарион почи­тается как Слово Божие, принявшее плоть и кровь человека. При этом местом рождения предначертанной плоти провозгла­шается Россия, здесь же должны быть открыты и тайны собы­тий, о которых говорится в Священном Писании. Христианству отводится центральная роль, однако признается переселение душ. Рай — это особый слой, опоясывающий Землю. Туда попа­дают души, не способные нести холод. Они временно накапли­ваются в райских обителях, чтобы стать «достойной основой бу­дущего человечества, взошедшего на ступень Вечности. Это те, кто уже не познают вкус смерти». В отличие от рая, ад располо­жен ближе к поверхности Земли. Туда попадают души, испор­ченные грехом и привязанные к дьяволу.

Состояние современной цивилизации характеризуется как переход от царства силы к царству души. И поскольку России уготована великая Миссия спасения человечества от погибели, именно на земле российской наиболее явственно проступают признаки агонии царства силы. Как считает Виссарион, от на­метившегося движения человечества в направлении дикости и ничтожества «не убережет и большая образованность», ибо каче­ство человека не зависит от объема технических знаний. Высоты разума и человечества не определяются его достижениями в на­учно-техническом отношении.

В «Церкви Последнего Завета» существенно видоизменяется смысл и содержание православия. Соблюдается только креще­ние и венчание. Вводится таинство благословения-выспрашива­ния и принятия от Отца Небесного разрешения на благие делаиндивидуальные или совместные. К таинствам относится и ли­тургия, которая проводится два раза в неделю — по воскресень­ям и средам. Наиболее почитаемый обряд — священный круг. Он совершается соединением рук, знаменующим воссоединение с Богом и готовность очистить Землю от нравственной и мысли­тельной грязи. Главным праздником является Рождество Хри­стово, отмечаемое 14 января — в день рождения Виссариона.

В «Церкви Последнего Завета» практикуются достаточно строгие ограничения в питании. Как и в других религиях, соблю­дение вегетарианства обосновывается следованием принципу «Не убий». Другие ограничения объясняются происходящим, по ут­верждению Виссариона, изменением вибрации Земли. И чтобы не погибнуть под воздействием такой вибрации, плоть человека должна реагировать на эти изменения, меняя структуру питания.

В «Церкви Последнего Завета» подчеркивается второстепенность форм, совершаемых в храмах деяний и несущественность архитектурных и иных атрибутов храмовых сооружений. Соглас­но наставлениям Виссариона, «ныне пришло время осознать, что все храмы, кои возродились на Славу Божию, одинаково родны для каждого из нас. Облик храма не должен иметь кано­на, ибо в нем проявляется видение красоты и стремление вос­славить Отца Небесного»4.

Своей структурой «Церковь Последнего Завета» мало чем от­личается от других нетрадиционных религий. Во главе ее в ранге Высшего духовного лидера и Основателя стоит Виссарион. Ре­шением текущих дел занимается церковный совет, состоящий из семи действующих и одного резервного члена. Высшим ад­министративно-управленческим звеном является устроитель церкви, ведающий в основном финансами, за исключением до­говоров, приемом и увольнением работников. Проведение бого­служений и отправление обрядов возлагается на священников, рукополагаемых Виссарионом. Там, где отсутствуют священни­ки, распространением учения «Церкви Последнего Завета» за­нимаются миссионеры.

Во второй половине 1994 г. Виссарион известил людей пла­неты о создании на юге Красноярского края заповедной зо­ны — образца нового отношения к природе, организации сель­скохозяйственного и художественных промыслов. Вблизи таеж­ного озера Тиберкуль идет строительство «Нового Иерусалима». Этот город мыслится как оазис «новых людей», как поселение мастеров. По призыву Виссариона сюда переселились свыше 2 тыс. человек. Главным образом — это жители крупных про мышленных и культурных центров, представители творческих профессий, врачи, учителя.

«Церковь объединения» в России. Активный интерес «Церкви объединения» к Советскому Союзу стал проявляться в 70-е го­ды. Действуя в нелегальных условиях, мунистские функционеры налаживали контакты с различными слоями интеллигенции, студентами, учителями, преподавателями высших учебных заве­дений. В декабре 1990 г. и в апреле 1991 г. состоялась поездка в США около 200 советских общественных и политических деяте­лей, ученых, писателей, среди которых преобладали депутаты парламентов Союза и республик. В течение десяти дней участ­ники поездки помимо знакомства с Америкой слушали лекции об учении Церкви объединения. 11 апреля 1990 г. в Кремле со­стоялась встреча Сан-Мен Муна с президентом СССР М. Горба­чевым. 21 мая 1992 г. Министерство юстиции РФ зарегистриро­вало «Ассоциацию Святого Духа за объединение мирового хри­стианства» в качестве религиозного объединения.

Низовую структурную единицу «Церкви объединения» в России образует регион, штаб-квартира которого располагается в 2—3-комнатных квартирах. В них постоянно проживают «пол­ные члены», образующие ядро приверженцев учения Муна. Ру­ководит регионом зарубежный миссионер, хотя в последнее вре­мя эти обязанности возлагаются и на российских членов «Церк­ви объединения». Жизнь «полных членов» подчиняется строгим правилам: ранний подъем, молитва, изучение «Божественного принципа», миссионерская деятельность. В помещениях регио­нов организуются лекции и беседы об идеологии и практике му-нистского движения. Для крупных семинаров арендуются дома отдыха, санатории, клубы, дворцы культуры и т. д. Средний воз­раст «полных членов» и актива последователей Муна — 22—25 лет, около 70% из них — студенты и выпускники высших учеб­ных заведений. Среди них почти не встречаются рабочие, кре­стьяне, пенсионеры.

Одной из своих главных целей Мун провозглашает помощь России, оказавшейся на духовном перепутье, ищущей приорите­ты, способные обеспечить возрождение общества. Об этом он сообщает в послании, адресованном населению России (ноябрь 1995 г.): «Если ваша страна будет держаться за преподобного Муна крепче, чем Америка, она займет ведущее положение в мире». Наряду с религиозной деятельностью «Церковь объеди­нения» осуществляет в России разветвленную систему меропри­ятий и проектов в области образования, науки, культуры, искусства, воспитания. К их реализации привлекаются и люди, не яв­ляющиеся последователями Сан-Мен Муна. На российской тер­ритории действует Всероссийская студенческая ассоциация по изучению Принципа (ВАИП) — филиал аналогичной организа­ции, созданной и контролируемой «Церковью объединения». Своей задачей она ставит объединение студенчества, стремяще­гося к нравственному обновлению общества на основе идеалов Церкви объединения. Данная ассоциация организовала поездки более 3000 студентов вузов стран СНГ в США с целью ознаком­ления с учением Муна. Действующим в России ответвлением «Международного фонда образования» было подготовлено учеб­ное пособие «Мой мир и Я» (в трех частях). В его написании участвовали методисты, работающие в американском центре Церкви объединения, а также педагоги и историки из России и стран Балтии. На основе этой книги был подготовлен курс, ко­торый преподавался в нескольких тысячах не только частных, но и государственных школ России, Армении, Грузии, Украи­ны, Киргизии и Казахстана.

Наряду с перечисленными движениями, возникшими на российской почве, и последние годы появляются движения но­вого типа, например экологической направленности. Наиболее известным примером такого типа является движение «Анаста­сия». Главная тема последователей «Анастасии» — единение с природой и возвращение к целительным силам Земли. Призы­вая к насаждению «звенящих кедров», долженствующих спасти Россию от бездуховности и возродить русскую нацию, «Анаста­сия» предлагает горожанам вернуться к сельской жизни их предков, к поддержанию родового строя и медитативному слиянию с «высшим разумом». «Анастасия», по мнению после­дователей движения, является «царицей мира» и посланницей «высшего разума»; обладая сверхъестественными способностя­ми, помогает им во всех жизненных ситуациях. Последователи движения считают «Анастасию» представительницей парал­лельной ветви человеческой эволюции, обитающей в сибир­ской тайге. Человек способен, принимая мировоззрение «ана-стасийцев», обрести сверхъестественные способности. Предме­том культа выступают мегалитические сооружения (дольмены), находящиеся на территории России. К этим сооружениям регу­лярно направляются «экспедиции» из разных городов России численностью нередко более сотни человек.

В 1992 — 1993 гг. начали заявлять о себе силы, противодей­ствующие распространению новых религиозных движений, вне зависимости от того, возникли ли они на российской почве или были «импортированы» из-за границы. Предпринимаются по­пытки законодательного ограничения деятельности ряда религи­озных новообразований как противоречащих культурным и ис­торическим традициям народов России. С осуждениями новых религиозных движений выступает Русская Православная Цер­ковь. В ряде городов России образованы объединения родите­лей, обвиняющих эти движения в использовании гипноза, пси­хотропных средств, в разрушении семей (антикультовое движе­ние, депрограммисты).

Вопрос о типологии религиозных групп, объединений и организаций является предметом дискуссий. Рассмотренные социологические типологии построены на основе изучения истории христианства. И возникает вопрос: каковы эвристические возможности применения этих типологий к характеристике групп, организаций, объединений в других религиях? В литературе постоянно термины «церковь» и «секта» используются по отношению к определённым образованиям в буддизме, исламе и в других не-христианских религиях. Например, в буддологии период эволюции буддизма до сформирования хинаяны и махаяны называют «сектантским периодом». В США существует организация Буддийские церкви Америки. Термин «секта» употребляется в исламоведении. К «сектам мира» некоторые авторы относят: христианские, иудаистские, буддистские, индуистские, синтоистские секты, а также синкретические секты и новые религиозные движения[151].

При ответе на вопрос о возможности применения типологий, построенных на основе изучения истории христианства, к рассмотрению групп, организаций, объединений в других религиях могут помочь лингвистические параллели. Воспроизведём этимологию и семантику соответствующих терминов, применяемых для означения типов, сконструированных на основе изучения христианства.

Термин «церковь» произведен от греческих терминов – имеющий силу, власть; господин, и– дом, семья, род; изначально и дословно означает «дом господина», в христианстве приобрёл значение: Божий Дом, Дом Господень. Слово «экклезия», от греч.- народное собрание, собирание, сходка; в Новом Завете – собрание христиан, церковь. Наименование «секта» латинского происхождения и переводится так – образ мыслей, образ действий, образ жизни, учение, школа, направление. Название «деноминация» - от латинского, на русский переводится словом «переименование». Термин «культ» также латинского происхождения и первоначально означал возделывание, уход, а затем – почитание, поклонение.

Свои названия имеют основные направления, группы, организации, объединения и акторы, занимающие определённые позиции и играющие соответствующие роли в тех или иных структурах: «православие» (с греч.- буквально «правильное учение»); «католицизм» ( с греч.– первоначально – всеобщий, впоследствии – вселенский); «протестантизм» (от протеста сторонников Мартина Лютера в 1529 году против отмены Шпейерским рейхстагом права выбирать религию); «папа» (греч. и лат.– отец; «патриарх» ( с греч., образовано от -отец и — господство, начало, власть) изначально – власть отца, глава семьи; «епископ» ( с греч. – наблюдатель, надзиратель; страж, хранитель) – представитель высшей ступени клира (с греч. – жребий, наследство; надел, земля, владение), духовенства; «пресвитер» ( с греч. старейший, почтенный, глава) – вторая ступень клира; «диакон» ( с греч. — служитель) – третья, низшая ступень клира; «митрополит» ( с греч. – гражданин главного города) – епископ метрополии (с греч. — мать и с греч. — город) – мать городов, главный город, столица, метрополия. «епархия» (с греч. – область) – церковное объединение, получившее название от провинции Римского государство); «паракия» (с греч. – приходская община).

Подчеркнём, что перечисленные именования имеют коннотации с основными христианскими идеями – Бога, Троицы (Бога-Отца, Бога-Сына, Бога-Святого Духа), Царства Божия, Боговоплощения, кеносиса, провиденция, эсхатологии, бессмертия души, спасения, таинств, святости, апостоличности, соборности и др.

В буддизме имена и их значения произведены от санскрита и пали. Слово «буддизм» создано европейцами в XIX веке. Сами буддисты называют свою религию Дхармой (санскр. – Закон, Учение) или Буддхадхармой (санскр. – Учение Будды); «Тхеравада» (санскр. – те, которые проповедуют со слов старейшин; старейшие); «хинаяна» (санскр. – малая колесница) – колесница, «везущая» к освобождению узкий круг последователей; иное название (не самоназвание) тхеравады; «махаяна» (санскр. – великая колесница) – колесница, «везущая» к освобождению широкий круг последователей; «тантраяна» (санскр. – непрерывность, поток психики) – колесница непрерывности, потока психики; иное название «ваджраяна» (санскр. – алмазная колесница) – колесница алмаза, т.е. учения Будды; «трирарта» (санскр. – три драгоценности) – Будда, Дхарма, Сангха; Будда (санскр. – пробужденный, просветленный, от санскр. будх – будить, пробуждать) – имя Сиддхартха Гаутамы; Будда Гаутама – основатель буддизма и первой сангхи. Первая драгоценность буддизма; «сангха» (санскр. – собрание, общество, община) – сообщество людей, следующих путем Будды; «тхера» (санскр. – старейшина) – старший актор общины, старейший наиболее уважаемый член общины; «архат» (санскр. – достойный), архаты – ближайшие ученики Будды и его последователи; «бодхисаттва» (санскр. – существо, природа которого пробуждение), если речь идет о человеке, это – решивший выйти из круга сансары и достичь состояния Будды.

К сказанному следует добавить, что основные идеи буддизма: дхарма, пробуждение, просветление, сансара, карма, духкха, освобождение, нирвана и др, которые объективируются в буддийском комплексе и наполняют содержанием в том числе деятельность и структурирование групп, организаций, объединений – эти представления, образы и понятия иные, чем в христианстве.

Мусульманские имена и их значения имеют по большей части арабское происхождение. «Ислам» (араб. – предание себя богу, покорность) – первоначальное название din – вначале означало власть, подчинение, обычаи, а затем иман (араб. – вера); ислам (араб. – предание себя богу, покорность, исполнение религиозных предписаний); ихсан (араб. – истовость, совестливость, чистосердечие – совершенствование в искренности веры); «суннизм» (араб. – обычай, пример), последователи признают кроме Корана и Сунну посланника Аллаха; «шиизм», «шииты» (араб. – приверженцы, партия) считают Али и его потомков единственно законными наследниками и духовными преемниками Мухаммеда; «умма» (араб. – род, народ, нация, община) – община мусульман, понимаемая по-разному: все приверженцы ислама, региональное, государственное, мечетное сообщество; «джамаа» (араб. – община) – означает доминантную группу в умме; «Дар ал-Ислам» (араб. – территория ислама) – обозначение всех мусульманских стран, находящихся под властью мусульманских правителей; Мухаммед (Мухаммад, Магомет) – основатель религии din – ислама и первой уммы, пророк Аллаха и его посланник; «вали» (араб. – святой) – тот, кому Мухаммед передает волю и учение Аллаха; «халиф» (араб. – преемник, заместитель) – в религии ислама глава мусульманской общины; в раннем исламе халифы соединяли духовную и светскую власть, позже утрачивали реальную власть, хотя название сохранялось, а в некоторых регионах сохранялась и власть; «шейх» (араб. – становиться старым, стареть) – почетное именование суннитских и шиитских богословов; «имам» (араб. – стоять впереди, руководить чем-либо, предводительствовать) – предстоятель на молитве, духовный руководитель, глава мусульманской общины; «муфтий» (перс. – дающий фетву) – знаток шариата, разъясняющий его положения и принимающий решение по спорным вопросам в форме особого заключения – фетвы.

Перечисленные (и другие) именования и их значения в исламе имеют коннотации с главными идеями этой религии: «столпы ислама», таухид, шахада, «прекрасные имена Аллаха», сущность и атрибуты Аллаха, «деяния Аллаха», предопределение и свобода воли человека и др.

Буддизм и ислам возникли, распространялись и развивались в иных, нежели христианство социально-политических условиях, в иных этническом и языковом пространствах. Вполне понятно, что в буддизме и исламе сложились соответствующие коммуникативные, структурные связи, свои языковые выражения со специфической семантикой, значениями и смыслами. Язык и сознание буддизма и ислама, значения и смыслы языка и сознания в этих религиях отличны от соответствующих единиц языка и сознания христианства. В буддизме и исламе иная образно-понятийная, знаковая и симаолическая насыщенность. Сказанное относится и к языковым единицам и концептам, в которых зафиксировано существование определенных групп, организаций, общностей.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-06; Просмотров: 1251; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.042 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь