Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Тема 7. Религиозность и этничность.
Этнос как социокультурная общность; его системобразующие признаки. Этническая ментальность. Этничность в ряду видов социальной идентификации. Слияние этнической и социокультурной идентичности. Наличие в этносах религиозных и нерелигиозных индивидов. Монокультурное и поликультурное социоэтническое пространство. Этнизация мировых религий. Формирование религиозного синкретизма в истории этнических культур. Религиозные ориентации этнического сознания и поведения. Основные современные тенденции развития этнорелигиозных процессов в России и за рубежом. Использование религиозного фактора в деятельности националистических формирований. Связь религиозного и этнического экстремизма; религиозно-этнический экстремизм. Утверждение толерантного характера межрелигиозного, межконфессионального общения – важный фактор достижения согласия в межэтнических отношениях. Текст лекции [155]. План лекции. 1. Взаимосвязь религиозного и этнического. 2. Понятия «этнос» и «этничность». 3. Религиозные и нерилигиозные индивиды в этносе. 4. Социально-идентифицирующая функция этничности. 5. Амбивалентность религиозно-этнического симбиоза. 6. Использование религии националистическими силами. 7. Особенности религиозно-этнического экстремизма. 8. Необходимость утверждения толерантности в межрелигиозных и межэтнических связях. В настоящее, изобилующее этническими и религиозными проблемами и противоречиями, все очевиднее становится необходимость и важность учета взаимосвязи этнонациональных и религиозных факторов. Обнаруживается интересное явление: наибольшее влияние на реальную жизнь, текущую политику оказывают не столько отдельно взятые религиозные или национальные факторы, сколько их симбиоз. Национальные (этнические) и религиозные и чувства, представления, имея одних и тех же носителей, тесно связаны между собой. Взаимодействие и взаимопроникновение национальных и религиозных факторов способствует росту их влияния на общественное сознание. Именно поэтому историческую связь этнического и религиозного, симпатии к единоверцам и этнически родственным людям используют в своих интересах деятели национальных и конфессиональных общественных движений. Особую актуальность рассматриваемая проблема имеет для полиэтнической (около 160 этносов) и многоконфессиональной (свыше 70 религиозных течений) России, где ныне происходит рост и активизация как религиозных организаций, так и национальных движений, порой совпадающих с региональным сепаратизмом. Напомним в этой связи и такую особенность нашей страны: для нерусской части населения, составляющей менее 1/5общего числа россиян, исторической родиной является почти 1/2 территории России. Деликатность рассматриваемых в данной теме вопросов обусловливает особую необходимость четкого, ясного понимания используемых понятий и терминов, которое нередко отсутствует в бытовой лексике, а тем более в политизированной риторике. Да и в российском обществознании, как известно, нет общепринятого понимания этноса, нации, их классификации. Порою они используются как синонимы; национальное трактуется в качестве общегосударственного («национальные интересы России») и т. д. Этнос - исторически устойчивая социокультурная общность, образовавшаяся в древности на базе общности территории, языка, материальной и духовной культуры, единого самосознания. С развитием цивилизации из одного или группы этносов складывается более сложное образование — нация, имеющая наряду с этническим также социально-политическое содержание. Так, в современной России представителями таких национальных общностей, обитающих на своей исконной исторической территории, являются русские, татары, башкиры, чуваши, осетины, чеченцы, якуты и др. В отличие от распространенного на Западе и разделяемого рядом отечественных ученых сугубо политического гражданского, понимания нации (как совокупности граждан одного государства) в данном случае, говоря о национальных традициях, имеются в виду их исконные этнокультурные устои, то есть не их общероссийские характеристики и предпочтения, а сугубо этническое сознание и культура. При рассмотрении взаимосвязи этнического и религиозного важно учитывать и то, что нет полного совпадения числа их носителей. Даже в случае мононациональной религии (таковыми в России являются иудаизм, Армянская апостольская церковь) немало представителей данной нации являются последователями других религий, индифферентными, скептиками, неверующими. Сказанное тем более справедливо по отношению к крупным нациям (русской, татарской), традиционно существующим в России полиэтническим (православие, ислам, буддизм) религиозным системам. В этой связи обратим внимание, например, и на такое явление: в последнее время среди определенной части русских, особенно молодого возраста, распространяются дохристианские языческие культы. Таким образом, речь может идти только о доминантной для данной нации религии, доминантной религиозной традиции, каковыми являются: для русских - православие, для татар - ислам, для бурят - буддизм. При анализе взаимоотношений религиозного и национального факторов, обстоятельств, которые влияют на их связь, делают ее прочной, долговременной, неизбежно обращение к такому ключевому для данной темы понятию, как традиция. Без этой категории, отображающей под определенным ракурсом разнообразные явления, без учета особенностей проявления исторической инерции в разных сферах личной и общественной жизни трудно раскрыть механизм передачи новым поколениям ранее накопленных ценностей и навыков, пристрастий и предпочтений. Традиции по-разному действуют в различных областях. В таких сферах, как экономика, политика, система управления, довольно ощутимо влияние традиций на проводимые реформы, но одновременно наблюдается и то, что в них относительно быстро традиция эволюционирует, при этом нередко бездумно отбрасываются и ее положительные компоненты. А вот в сфере сознания - особенно в таких более отдаленных от материальных, экономических отношений его формах, как религиозное и национальное сознание, - в несравненно большей мере проявляются сила традиций, элементы постоянства. На протяжении веков остаются неизменными этнические и религиозные представления, на которые мало действует не только смена политического режима, но и общественной системы в целом. Стабильности религиозных и национальных ценностей на протяжении длительного исторического времени, их консервации способствует не только их осознанная поддержка представителями данного народа и данной конфессии, но также все еще недостаточно исследованные подсознательные установки, приводящие в действие механизм воспроизводства культурных традиций, навыков представителями данного этноса. Показательны на этот счет, например, документальные свидетельства о длительной общественно-политической традиции, существующей в Чечне (не будем называть это национальной культурой). Средства массовой информации периодически извещали о фактах захвата здесь заложников, требования выкупа, помещения пленников в яму, специфических наказаний за попытку к побегу, эксплуатации рабского труда и т. д., которые воспроизводят нравы и обычаи далекого прошлого, в том числе описанные Л. Н. Толстым в повести «Кавказский пленник». Было бы неверно делать обобщающие выводы о том, что все «чеченцы злые»; благородных и мудрых обычаев у чеченского, не легкой судьбы горского народа, не меньше, чем у других. Однако нельзя абстрагироваться от того обстоятельства, что ряд традиций, особенностей воспитания предрасполагают представителей данного этноса к названным поступкам. Подобные факты, приводимые в современных средствах массовой информации, еще раз подтверждают, что в сознании и подсознании представителей конкретной этнической общности прочно сохраняются какие-то установки, навыки, которые долгое время остаются в латентном состоянии, а при определенных условиях реанимируются и начинают действовать. В нашей стране сказывается воздействие общей нестабильной переходной ситуации, породившей, в частности, определенную архаизацию и криминализацию политической культуры в определенных районах постсоветского пространства в 90-е гг. XX в. Тяготение к архаичным методам действий особенно наглядно воспроизводится во время обострения межнациональных конфликтов. Так, приемы расправы, характер и формы насилия над своими жертвами, несколько лет назад проявленные, например, в Сумгаите, весьма схожи с теми, что описаны в литературе по геноциду, имевшему место в тех же регионах в конце XIX -начале XX в. Сила традиции сказывается, разумеется, не только в консервации отрицательных обычаев и нравов. Она наглядно проявляется и в самосознании, самоопределении представителей этноса, их отношении к традиционным для них религиям. В них происходит слияние этнической и социокультурной идентичностей. Результаты социологических исследований фиксируют тесную связь религиозного и национального самосознания. Так, массовые опросы неизменно констатируют различия в числе собственно верующих и количестве приверженцев конфессий в нашей стране. Отрицая свою религиозность при мировоззренческой самоидентификации, обычно около 20% представителей различных народов России в то же время сознательно относят себя к приверженцам определенных традиционных религиозных объединений. Например, заявили о своей конфессиональной принадлежности в ходе исследований в 2000 г. 60% и в 2001 г. - 58% респондентов, а верящих в Бога оказалось соответственно 43 и 37% респондентов[156]. Таким образом, православие или ислам воспринимаются не только как собственно религиозная система, а как естественная для этих респондентов культурная среда, национальный образ жизни («русский, поэтому православный», «татарин, поэтому мусульманин»). Исследования подтверждают, что традиционные религии способствуют сохранению и укреплению чувства принадлежности, лояльности многих граждан к своему этносу. Эту тенденцию следования этническим традициям, их устойчивого почитания подтверждает и непоследовательное (с точки зрения мировоззренческих представлений) поведение нерелигиозных респондентов. Материалы мониторинга зафиксировали, что почти половина неверующих респондентов участвуют в праздновании религиозных праздников, каждый пятый периодически посещает храм. Мотивы таких действий-нерелигиозные, но подобное поведение большинства - серьезное подтверждение весомой роли конфессиональных, ставших одновременно общенациональными обычаев и традиций в поведении и нерелигиозных людей. Однако это не говорит о том, что сколько-нибудь значительная часть общества готова во всем следовать конфессиональным указаниям. Когда в ходе мониторинга ставится вопрос: хотели бы Вы, чтобы общественная жизнь строилась на основе предписаний церкви (то есть, когда говорится о клерикальном варианте общественной жизни), то подобная идея отвергается, в том числе и верующими. Так, клерикальную модель в православном варианте поддерживают только около 5% православных, при исключительно отрицательном отношении инославных, иноверцев и неверующих[157]. Объяснение явлений и действий, которые не вытекают из декларируемых ориентации и убеждений, во многом кроется в особенностях человеческого сознания, человеческой психики. Духовный мир человека - сложная конструкция, включающая наряду с сознательным и элемент бессознательного. Поэтому только существующими в данное время осознанными убеждениями невозможно объяснить все человеческие поступки и действия; на последние оказывают воздействие и такие представления, установки, навыки, психологические процессы, которые протекают вне контроля сознания. Эти элементы более долговременны. чем осознанные, особенно систематизированные теоретиками. Механизм их наследования недостаточно изучен, но они, как бы усваиваясь с «материнским молоком», проявляются в глубинных установках, автоматических навыках, устойчивых стереотипах, подчас определяющих реальное поведение человека, страты, нации. Разумеется, их генезис связан со средой обитания, с историческими, социальными, культурными, природными условиями; они также подвержены эволюции, но для этого необходимо «время большой протяженности». Комплекс глубинных скрытых установок, представлений, ценностных ориентации, обозначаемый емким термином «ментальность», будучи объектом специального исследования ученых разного профиля, позволяет достигать более адекватного познания умонастроения масс в конкретную эпоху, поведения различных слоев, этносов, их представлений о себе, своей культуре, особенностях своего исторического развития. Теория ментальностей, направленная на исследование именно статичных (а не динамичных) элементов сознания и бессознательного, будучи средством, методом раскрытия сущности бытующих в разные эпохи массовых представлений о социальных и культурных явлениях, может быть плодотворно использована и при анализе взаимосвязи религиозного и этнического сознания. В самом деле, ведь когда определенные религиозные и этнические ценности «осваиваются», признаются как неотъемлемые качества этноса, когда они получают статус атрибутов национальной культуры (опираясь при этом на прочную спайку рационального и эмоционального, сознательного и бессознательного), то в таких случаях уже одной логикой, сознательными мотивами, рациональными идеологемами невозможно объяснить личное и общественное поведение, пристрастия людей в вопросах, касающихся их религии, их нации. В отношении этнорелигиозных проблем, видимо, более всего применима давнишняя констатация: во что люди верят, то и определяет реальность. Попытки же их разубедить в этих вопросах, апеллируя к доводам о «ложном сознании», как правило, обречены на непонимание. Мировоззренческий постулат или нравственная ценность, чтобы стать «оберегаемыми» в массовой психологии, должны быть признаны «своими». Это- долгий, трудный и неоднозначный процесс. Что касается ценностей раннего этнического, а потом и национального самосознания, то они развиваются уже у членов таких первичных социальных общностей, как род, племя, благодаря кровнородственным связям, совместному ведению хозяйства, общей территории, культуры, единому языку. Со временем чувство принадлежности к конкретному этносу, понимание важности для человека быть сопричастным к общим делам и судьбе своего родного этноса приобретают более широкий и осознанный характер. Сегодня, пожалуй, это одна из самых массовых форм сознания народов России, тесно переплетенная с эмоциями, латентными привычками, унаследованными устойчивыми психологическими компонентами. И она, как правило, отвергает любое «посягательство» на достоинство, культуру, идентичность народа. Характерными, например, были ответы респондентов в ходе мониторинга накануне введения новых паспортов на вопрос: считаете ли Вы необходимым сохранить в новом российском паспорте графу «национальность»? За сохранение данной графы высказалось в два раза больше респондентов, чем против[158]. Несколько иначе обстоит дело с генезисом религиозной самоидентификации широких масс. Приобщение народов, этносов к новым для них развитым религиозным системам - долгий и трудный процесс. Именно таким длительным и сложным был процесс христианизации древнерусского общества, сопровождаемый постепенным, подчас жестким вытеснением раннеславянских языческих верований. По-разному проходила христианизация каждой социальной группы, но у основной массы населения - крестьян - она растянулась до XV-XVI вв. Как показано в специальной литературе, свою роль здесь сыграло - наряду со знакомством и приобщением бывших язычников к христианской догматике, обрядности - соединение новых для крестьян обрядовых действий с календарным аграрным циклом, соединение их с комплексом многовековых наблюдений аграрного и метеорологического характера. Впрочем, до наших дней сохранились в русском народе остатки языческой культуры (святочные гадания, ворожба, гульбища и т. д.), а соединение христианской религии с бытом русского народа, ее этнизация (например, праздник Покрова Пресвятой Богородицы, имеющий греческое происхождение, утвердился именно в России; в самой Греции его практически не празднуют) сопровождается и тем, что реально бытующая конфессия в ряде вопросов имеет свои особенности (как и в других странах и у других народов), несвойственные официальному православию. Дело не только в сохранении элементов так называемого двоеверия, но и в известном безразличии к сугубо богословским проблемам, например к теологической трактовке сущности троицы, филиокве и др.; в выдвижении на первый план, большей популярности своих - доступных для восприятия простыми верующими - образов и представлений (страшного суда, загробного воздаяния). В сознании масс верующих доминируют религиозно-нравственные нормы. Многообразный сложный процесс этнизации религии порождает в ряде вопросов довольно свободное отношение к теолого-догматическому ригоризму. Тут сказывается своеобразная диалектика: благодаря этнизации увеличивается популярность религии среди данного народа, но одновременно увеличивается и возможность се неортодоксальной трактовки. Эта проблема стоит перед различными церквями, особенно они с ней сталкиваются в своей миссионерской деятельности. Для повышения эффективности миссионерской деятельности, привлечения новых сторонников среди различных слоев и народов церковные организации обычно стараются целенаправленно связать воедино религиозные и национальные компоненты. Уж какая строгая, к примеру, была по отношению к своим традициям Римско-католическая церковь, но, как показала деятельность II Ватиканского собора (1962-1965), в целях активизации миссионерской деятельности она пошла на значительные нововведения. В соборных документах, в первую очередь Декрете о миссионерской деятельности церкви, рекомендуется, например, широко использовать в странах, где осуществляется миссионерство, свойственные местным этносам формы искусства как более соответствующие умонастроению, привычкам и психике населения. В частности, обращается внимание на необходимость использования в церковной практике национальных песен, мелодий, музыки; в традиционный культ включаются элементы местных верований и обычаев, в богослужении рекомендовано использовать местные языки. Укоренению католицизма среди местного населения должно способствовать и создание специфических местных церквей с собственной иерархией. Предусмотрены и другие меры для лучшей адаптации католической церкви к местным условиям, учета местных обычаев, национальной психики, культуры. Аналогичные вопросы обсуждаются - на официальном или неофициальном уровне - и в других церквях, в том числе в Русской Православной Церкви. Архиерейский собор Русской Православной Церкви, состоявшийся в конце 1994 г. в Москве, обратил внимание на необходимость «создать такой синтез целостной христианской культуры, который был бы творческим отображением вечной и неизменной истины православия в постоянно меняющейся реальности»[159]. Развивая эти идеи, юбилейный Архиерейский собор Русской Православной Церкви в 2000 г. в программном документе «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» подробно разъяснил, что церковь соединяет в себе вселенское начало с национальным, а христиане имеют право на национальную самобытность, национальное самовыражение. «Культурные отличия отдельных народов находят свое выражение в литургическом и ином церковном творчестве, в особенностях христианского жизнсустроения. Все это создает национальную христианскую культуру»[160]. Сколь бы ни был сложен процесс приобщения этноса к определенной религии, последняя, став для него «своей», входит во все поры национальной культуры, начинает во многом определять национальное самосознание, быт, стиль и образ жизни народа, невзирая на смену социально-политических режимов и порядков. Пройдя процесс этнизации, она прочно сохраняется в памяти народов, помогает не утрачивать самобытность их культуры, поддерживает их мораль. Взаимодействие национального и религиозного осуществляется на разных уровнях - личностном, бытовом, социально-психологическом, идеологическом, политическом. Тесная связь традиционных религий с политической, бытовой, духовной культурой российских народов имеет самые многообразные проявления. Она прослеживается в праздниках и обычаях, словарном фонде, фольклоре и литературе, архитектуре и музыке; поведенческих навыках и моральных нормах; бытовой и политической культуре и т. д. Особо следует подчеркнуть, что влияние христианских духовных ценностей, образов, сюжетов на литературу наблюдается не только у верующих литераторов (Гоголь, Достоевский, Лесков, Тютчев), но и у тех, кто верующими себя не считали. Подобное воздействие можно наблюдать и у более радикально мыслящих литераторов (Белинский, Чернышевский). Невозможность приобщения к национальной, как и ко всей мировой культуре без понимания роли ее религиозного компонента широко обсуждается и осмысливается не только в нашей стране. Показательно, что в ходе недавней аналогичной дискуссии во Франции необходимость знакомства школьников с христианской культурой объяснялась тем, что «иначе в Лувре они ничего не поймут». Раскрытие указанной связи в каждой сфере заслуживает специального исследования. Так, довольно широкие слои российского населения (и не только верующие) отмечают христианские религиозные праздники - Рождество и Пасху, а также особо почитаемую среди православных России Масленицу; Ураза-бай-рам и Курбан-байрам - в мусульманских регионах; Цагаалгзн и Майдарк - в буддистских общинах Калмыкии, Тывы, Бурятии; Пурим, Пэсах или Рош-ха-Шан - среди евреев России. Равным образом многие представители соответствующих народов руководствуются нравственными предписаниями, почерпнутыми из Библии и Корана, Талмуда и Типитаки. Эти наблюдения и выводы подкрепляются и результатами репрезентативных исследований ВЦИОМ, проведенных, например, в 2003 г. накануне Пасхи, согласно которым более 80% россиян, так или иначе готовились отмечать Пасху, что дает основание полагать, что сегодня для России Пасха стала, по сути, общенародным праздником. Исследования показывают, что распространение надэтнических, мировых религиозных направлений, например, христианства, включающего, как сказано в Новом Завете, людей «..из всех племен и колен, и народов, и языков...»(Откр., Апок. 7: 9) - среди групп народов в свою очередь способствует сближению их культуры, быта, помогает ощущать солидарность друг с другом (православными в России являются - помимо славянских народов -большинство верующих карелов, коми, марийцев, мордвы, осетин, удмуртов, чувашей, хакасов, якутов и др.; мусульманами являются татары, башкиры, дагестанские народы, кабардинцы, чеченцы, ингуши, адыгейцы, черкесы, балкары, карачаевцы и др.; буддистами - калмыки, буряты, тувинцы). Следует подчеркнуть, что речь идет именно о духовно-культурной солидарности. Однако есть основания утверждать, что единая вера сказывается и на политических симпатиях и ориентациях (например, в большинстве своем православная Северная Осетия сегодня не подвержена идеям сепаратизма на Северном Кавказе). В подобных ситуациях зарубежные политологи используют понятие «синдром братских народов». Стоит сказать и о том, что этноконфессиональный симбиоз способствует формированию и ряда сущностных черт определенных локальных цивилизаций. Нельзя абстрагироваться от того, что на культуру таких больших по времени и пространству образований, как цивилизации, сильнейшее воздействие оказывают именно религии: на арабскую -ислам, тибетскую - буддизм, североамериканскую - протестантизм и католицизм российскую – православие, ислам. Таким образом, традиционная религия выступает неотъемлемой составной частью этнической культуры, но последняя в свою очередь постепенно начинает влиять на некоторые культовые и догматические особенности религии, распространенной среди данного этноса. В целом подобные сочленения создают возможности определять во многих случаях общественное сознание и поведение значительной части народа. Укорененность религии в народной среде, ее поддержка общих для разных мировоззренческих групп национальных традиций, самобытности этносов играет важную позитивную роль, особенно в кризисные периоды (война, оккупация, коренная ломка общественных устоев). История многих народов, попавших под чужеземное иго или вынужденных жить в рассеянии (еврейского, русского, греческого, сербского, черногорского, болгарского, польского, армянского, грузинского, арабских и др.), убеждает, что если они сохраняют базовые элементы своей традиционной культуры - религию и книжно-письменную культуру, то им удается избежать полной ассимиляции и, несмотря на все трагические перипетии, вновь обрести свою государственность. Не случайно агрессоры в разных странах мира, стремящиеся «освоить» чужую территорию и вытеснить автохтонное население, целеустремленно уничтожают эти составляющие его национальной культуры, в особенности храмы, другие религиозные учреждения и символы. Наглядное тому свидетельство- погромы в Косово, где 17-20 марта 2004 г. албанскими экстремистами было разрушено 35 православных храмов и монастырей, всего же, начиная с 1999 г., здесь было разрушено 112 храмов и монастырей. Для того чтобы эффективнее осуществить этническую зачистку сербов, оставшихся в крае, уничтожается важнейший элемент их исторической культуры - религиозные памятники. В сегодняшней России, переживающей тяжелый переходный период, положительная функция традиционных религий (православия, ислама, буддизма, иудаизма, других конфессий) проявляется весьма наглядно. Они способствуют прежде всего сохранению, защите и обострению национальных чувств и самосознания, а сами подчас выступают в качестве авторитетных этнических учреждений. Деятельность религиозных организаций России, связанная с сохранением национальной идентичности, традиций и ценностей народа, сопровождается активным неприятием ныне усиленно пропагандируемых установок общества потребления, индивидуалистических, сугубо утилитарных, прагматических ориентаций. Подобное неприятие свойственно как руководителям традиционных конфессий, так и самим верующим. Результаты социологических исследований раскрывают высокую степень приверженности большинства населения, особенно верующих, традиционным российским духовным ценностям, которые - специально подчеркнем - вопреки высказываемым домыслам вовсе не противостоят реформам и модернизации страны, а сохраняют ее идентичность. (Показателен в этой связи опыт тех стран - Японии, Сингапура, Южной Кореи и других, где весьма эффективно была осуществлена модернизация и где вовсе не отказывались от своих исторических традиций и не пытались форсированно изменить менталитет народа.) При этом выявилось во многих случаях совпадение основных духовных ценностей и общественных ориентаций россиян безотносительно к их мировоззренческим и этническим различиям, что подтверждает и их цивилизационную идентичность. В этом процессе традиционные религии, отвергая национальный нигилизм, выступают объединяющим фактором, который преодолевает различные барьеры, в том числе социальные, черпая силу из источников, глубоко укоренившихся в национальном менталитете. Сложности переходного периода в нашем многонациональном и поликонфессиональном обществе, связанные с трудными и неоднозначными процессами в экономике, социально-политической и духовной сфере, сопровождаются определенными центробежными тенденциями, гипертрофированием -действительных или мнимых - национальных интересов. Тому есть ряд причин - исторических и современных, экономических и социально-политических. Серьезно сказывается и активизация амбициозной, а порою и преступной местной элиты, которая национальные и конфессиональные факторы использует в борьбе за власть, за этнические и региональные привилегии, в конечном счете - за материальные, имущественные интересы. Подобные явления фиксируются в общественном сознании и отвергаются им. Социологические исследования стабильно свидетельствуют, что довольно значительные массы верующих разных конфессий (более 60% респондентов) озабочены тем, что межнациональные конфликты могут привести к развалу Российского государства, видя причины межнациональных напряженностей и конфликтов в первую очередь в провокационных действиях существующих в России политических элит- центральных и местных, борющихся за власть и привилегии. В условиях разжигания определенными силами чувства этнического эгоизма и национального превосходства, стремления возвысить один этнос путем попрания интересов другого, при обильном потоке дезинтегрирующих, деструктивных деклараций и отсутствии объединяющих общество общенациональных идей особое значение приобретает позиция религиозных организаций. Ведь если к этническим конфликтам добавятся столкновения на религиозной почве, то последствия могут быть трагичными. Именно поэтому важен анализ в первую очередь тех аспектов деятельности религиозных организаций, которые могут способствовать смягчению или, наоборот, усилению межнациональной напряженности, конфликтов. Стремясь в максимальной степени использовать авторитет религиозного института для нейтрализации различных, в том числе новых глобальных вызовов, угрожающих благополучию и жизни верующих, всего народа, деятели традиционных для России религиозных организаций в своих устных и печатных выступлениях, в программных документах неизменно раскрывают миротворческий потенциал религии, осуждают любые агрессивные ксенофобские действия. В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» четко выражено понимание того, что при определенных условиях национальные чувства могут стать причиной таких явлений, как агрессивный национализм, ксенофобия, национальная исключительность, межэтническая вражда, даже войны и иные проявления насилия. В документе подчеркивается, что «православной этике противоречит деление народов на лучшие и худшие», что церковь осуществляет миссию примирения между вовлеченными во вражду нациями и их представителями. Так, в ходе межэтнических конфликтов она не выступает на чьей-либо стороне, за исключением случаев явной агрессии или несправедливости, проявляемой одной из сторон[161]. Аналогичные идеи развиваются и в подготовленном в 2001 г. Советом муфтиев России документе «Основные положения социальной программы российских мусульман». В нем говорится, что «истинно верующий человек не будет источником раздора и конфликтов в отношении с другими людьми», что мусульманское духовенство, ученые и проповедники «стоят на позициях упрочения межнационального согласия, мира и спокойствия в обществе»[162]. Сходные соображения имеются и в программных документах других религий и конфессий[163]. Вместе с тем вряд ли можно оспаривать, что в действительности в рассматриваемой сфере реальная роль каждой религиозной организации зависит от ряда обстоятельств - численности, исторических традиций, интегрированности в общественную культуру, положения в данной конфессии, особенностей межконфессиональных отношений в регионе, этнического состава населения страны, специфики самой церковно-иерархической структуры. Так, Русская Православная, которая вопреки состоявшимся государственным «разводам» сохраняет свою традиционную структуру, выступает за целостность исторической России, отвергает любые попытки ее дальнейшего расчленения. На протяжении десятилетий ее зарубежная деятельность помогала сохранять национальную идентичность оказавшихся на чужбине русских эмигрантов. Да и в наши дни, например в ближнем зарубежье, защита ею интересов соотечественников в ряде случаев, пожалуй, более эффективна, чем деятельность МИДа. Заслуживает в этой связи внимания твердая позиция Патриарха Алексия П, отказывающегося, например, посещать Латвию, несмотря на неоднократные приглашения латвийских государственных властей, пока в этой стране не будет прекращено ущемление прав русскоязычного населения, которое фактически лишается там возможности получать образование на родном языке. Аналогичной была позиция Патриарха и в отношении Эстонии. Он отказывался посещать Эстонию более десяти лет-до тех пор, пока Эстонская православная церковь Московского Патриархата не получила официальный юридический статус. Особое значение для российской действительности имеет взаимоотношение двух религиозных конфессий - православия и ислама, ибо они не только самые многочисленные (соответственно 75% и около 20% среди верующей части населения), но их последователи более или менее компактно вкраплены, в том числе составляя большинство верующего населения в ряде республик и национальных автономий - субъектов Федерации, в единый государственный организм (народы мусульманской культуры являются титульными в восьми республиках Поволжья и Северного Кавказа). Если за рубежом существует определенная напряженность - «Запад» - «мусульманский мир», то евразийская Россия изначально была «обречена» на то, чтобы исключить подобное противостояние, тем более что здесь имеются вековые традиции толерантного существования (у мусульман России эта традиция во многом заимствована и от Золотой Орды, при которой православное духовенство не платило подати, Русская Православная Церковь имела право осуществлять судебные функции над своими людьми, пользовалась свободой при избрании на духовные должности)[164]. И в настоящее время руководители различных православных и мусульманских организаций стремятся строить свои взаимоотношения на принципах доброжелательства и сотрудничества. Подобная толерантная и конструктивная политика подпитывается и совместными выступлениями против кровопролитий, и реальным сотрудничеством на местах, в том числе на благотворительном поприще, и взвешенной трактовкой негативных сторон исторических событий и т. д. Так, в последнее время в конфессиональной печати публикуются материалы, в которых - в отличие от ряда светских изданий - освещение истории взаимоотношений славян и тюрков, православных и мусульман в России свободно от выпячивания прошлых взаимных обид. В них на фактическом материале раскрывается то хорошее, что было в отношениях между народами, чем они обязаны друг другу, какие заимствования были осуществлены в области государственной организации, политической культуры, в навыках хозяйствования, торговли и др. Иначе говоря, проводится идея о взаимообогащающем диалоге культур, подчеркиваются традиции межрелигиозной терпимости, совместной защиты единого отечества, общего труда на благо всех российских этносов и конфессий. Интерес представляют в этой связи и данные мониторинга о национальном составе конфессиональных групп. В православной группе естественно преобладают русские (88, 8%), но есть в ней и представители народов мусульманской культуры (около 1%), соответственно в мусульманской группе представлены и русские (2%), при преобладании представителей народов мусульманской культуры (94%). Такое «нестандартное» сочетание национальной и конфессиональной принадлежности- следствие тесного соприкосновения православных и мусульманских народов в пределах единого Российского государства, низкого уровня конфликтности между ними, а также -результат смешанных браков. Отмеченная выше тенденция этнизации религии, культивирования идеи «национальной религии» способна порождать различные политические последствия. Соотнесение и отожде |
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-06; Просмотров: 1928; Нарушение авторского права страницы