Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 6. Социальные качества религиозности.



Понятие «религиозность». Признаки религиозного сознания, поведения, включенности в религиозные отношения. Знание положений вероучения. Религиозная вера – главный критерий религиозности. Культовые действия. Религиозные и нерелигиозные мотивы культовых действий. Частотность связей индивида в религиозной группе. Религиозный опыт. Степень религиозности и типы религиозных индивидов. Стереотипная и «виртуозная религиозность». Особенности религиозности в различных религиях и конфессиях. Связь религиозности и этничности: религиозные компоненты этничности и этнические составляющие религиозности.

Особенности религиозности социальных сословий, классов, слоёв, страт, этносов, профессиональных, возрастных, гендерных групп.

Текст лекции.

План лекции.

1. Соотношение понятия «религия» и «религиозность».

2. Признаки религиозного сознания. Главный признак религиозности.

3. Показатели религиозного поведения.

4. Включенность в религиозные отношения.

5. Степень религиозности и типы религиозных индивидов.

6. Связь религиозности и этничности.

Религиозный экстремизм связан с определёнными типами религиозности. понятие «религиозность» связано с понятием «религия», но не тождественно ему. Понятие «религия» - это концептуальное понятие, а «религиозность» - это операционально интерпретирован­ое понятие. Операциональным понятиям дается как теоретическое, так и эмпирическое обоснование. Предпосылкой теорети­ческого обоснования выступает категориально-концептуальный анализ религии. Как было показано, религия представляет собой социальную подсистему, которая де­терминируется определенными общественными отношени­ями, имеет сложную структуру, занимает то или иное ме­сто в обществе, выполняет ряд функций. Эта подсистема находится в постоянном взаимодействии с другими под­системами, испытывает их влияние, изменяется и разви­вается. В соответствии с этим должно уточняться, разви­ваться и понятие «религия». Такое уточнение может осуществляться на основе материалов частных наук. Оно проводится и на базе конкретного социологического исследования. Применение социологической теории рели­гии в конкретном социологическом исследовании пред­полагает операциональную интерпретацию теории. К чи­слу наиболее важных относится операциональное поня­тие «религиозность».

Рели­гиозность представляет собой социальное качество индивида и группы, вы­ражающееся в совокупности их религиозных свойств (признаков). Такое понимание фиксирует определенность религиозных индивидов и групп: они таковы именно в силу данного качества, а теряя его, перестают быть тем, чем являются. Это качество отличает религиозные инди­виды и религиозные группы от нерелигиозных.

Иногда говорят, что «четкой, резкой границы между верующими и неверую­щими нет». Если интерпретировать религиозность как не­которое социальное качество, то методологически прави­лен акцент на различии религиозных и нерелигиозных ин­дивидов и групп, на логическом их разграничении. После того как зафиксировано это различие и подчеркнуто на­личие данного качества, возникает необходимость кон­кретизации представления о религиозности. Встает зада­ча количественно определить качество, выяснить степень и распространенность религиозности. Под «степенью ре­лигиозности» понимается определенный уровень интен­сивности религиозных свойств (признаков) индивида и группы. Термином «распространенность религиозности» обозначается определенная величина экстенсивности раз­броса религиозных свойств (признаков) среди населении в целом и внутри различных социальных и демографичес­ких групп (доля обладающих религиозными свойствами индивидов среди населения или в группе). Состояние ре­лигиозности— это рассматриваемая синхронически, отно­сительно устойчивая система субординированных религи­озных свойств (признаков) индивида, группы, населения. Динамикой религиозностиправомерно назвать рассмат­риваемый диахронически переход одного ее состояния в другое. Наконец, характер религиозности можно опреде­лить как качественную и количественную особенность, специфику черт религиозности индивида, группы, насе­ления.

Религиозность фиксируется посредством ряда крите­риев. Некоторые авторы считают, что о религиозности следует судить по наличию в сознании определенных ре­лигиозных идей (например, понятия о Боге). Другие при­дают первостепенное значение религиозным признакам поведения людей — отправлению религиозных обрядов и праздников, членству в религиозных группах и т. д. В качестве кри­териев религиозности наряду с фактами сознания и по­ведения должны браться также и показатели включен­ности в религиозные отношения. Понятие «религиозность» следует соотнести с поняти­ями «фндеистичность», «принадлежность к религиозной группе», «ритуалнетичность». Термин «фндеистичность» употребляется в специальном смысле — для обозначения наличия религиозной веры. «Ритуалнетичность» — это присутствие у ин­дивида свойств религиозного поведения. «Принадлежность к религиоз­ной группе» означает формальную или неформальную включенность индивида в систему отношений в религиоз­ной группе.

Общим признаком религиозного сознания является религиозная вера. Последняя включает знание и приня­тие в качестве истинных определенных религиозных идей, понятий, представлений, догматов, повествований и т. п. и уве­ренность в объективном существовании представляемых или мыслимых существ, свойств, связей.

В развитых религиях набор и содержание религиоз­ных представлений, «идеальная модель» религиозного сознания задаются некоторым вероучительным концептом, который неодинаков в разных религиях. Однако реально существу­ющее религиозное сознание, как правило, отклоняется от этой модели. Поэтому возникает необходимость выделения главных, основных и дополнительных, вспомогательных критериев религиозного сознания.

Всякое мировоззрение имеет руководящую центральную идею[154]. Центральной идеей христианской религии является идея Бога. Вера в существование Бога, в Его Триединство может быть взята в качестве главного, основного показателя религиозного сознания. Место идеи Бога может занимать и представле­ние о «какой-то силе». Исследования показали: это представление по своей функции в религиозном созна­нии эквивалентно идее Бога.

Но исследователь не может ограничиваться выбором лишь главного и основного признака. Не менее важно определить и дополнительные критерии. В зависимости от задач, целей и объекта исследования в качестве вспомо­гательных признаков религиозного сознания могут слу­жить вера в загробную жизнь, в бессмертие души, в ко­нец света, во второе пришествие Христа, в воскреше­ние мертвых и т.д.

Исследование религиозного сознания включает в себя и изучение религиозных мотивов различных видов дея­тельности. Под религиозным мотивом понимается внут­ренний стимул действия, в качестве которого может вы­ступать религиозная потребность, вера, идея, чувство («страх Божий», любовь к Богу, надежда на загробное воздаяние и т. д.). Этот мотив предполагает определен­ную цель, предписываемую вероучительными принципа­ми. В отношении мотива к цели обнаруживается личност­ный смысл действия. Поэтому о мотиве можно судить по цели и смыслу этого действии. Религиозный мотив может быть побудителем и религиозного, и нерелигиозного пове­дения. В обоих случаях он выступает важным показате­лем религиозного сознания. Религиозный мотив, как пра­вило, действует в совокупности с другими стимулами. Отсюда - важность определения места религиозных моти­вов в системе мотивации поведения.

При изучении религиозности недостаточно учета лишь одних признаков религиозного сознания. Необходимо ото­брать также и показатели религиозного поведения. Религиозное поведение – это совокупность взаимосвязанных взаимодействий индивида или группы, реализующих религиозные предписания, программу, и совершающихся сообразно с религиозными нормами. Религиозное поведение образуют как элементарные акты (например, поклоны), так и более сложные компоненты (например, цепь поведенческих акций на уроке в духовной школе). Оно представляет собой последовательный ряд поступков, совершаемых под влиянием определённых стимулов и мотивов в той или иной социальной ситуации; носит символический характер, выражает религиозное значение и смыслы.

Выше было проведено различие между культовой и внекультовой религиозной деятельностью. В соответствии с этим можно выделить культовое и внекультовое религиозное поведение. К культовому поведению относятся: посеще­ние богослужений и участие в них; выполнение религиозных обрядов и празднование религиозных праздников; совершение культовых действии в домашних условиях и др. Внекультовое религиозное поведение — это сочинение религиозных произведений, преподавание богословских дисциплин в духовных учебных заведениях, религиозное воспитание в семье, пропаганда религии среди коллег по работе, в группах «соседи», «улица», «деревня», участие в деятельности церковных советов, соборов и т. д.

Пере­численные акты внекультового религиозного поведения служат достаточно надежными признаками религиозно­сти. Их совершение со значительной степенью точности свидетельствует о религиозности. Что же касается куль­тового поведения, то различные его виды дают информа­цию разной степени достоверности. Есть культовые дей­ствия, которые непосредственно связаны с религиозным сознанием и совершаются под влиянием религиозных мо­тивов (деятельное участие в богослужении, молитва и исповедь в храме, поклонение иконе в домашних услови­ях и др.). Но имеются и другие культовые действия, не связанные во всех случаях с религиозными мотивами (по­сещение храма или молитвенного дома, участие в обря­дах крещения, венчания, отпевания, в религиозных праздниках и т. п.). Такие действия могут совершаться как религиозными, так и нерелигиозными людьми, и они (действия) не всегда свидетельствуют о наличии рели­гиозной веры. Некоторые из них носят привычно-тради­ционный характер, другие совершаются под влиянием об­щественного мнения, третьи мотивированы эстетически­ми потребностями, четвертые желанием торжественно отмстить важные события в личной жизни и т. д. В этих случаях связь религиозных действий с религиозным соз­нанием носит опосредованный характер. Поэтому долж­ны быть выделены главные, основные поведенческие по­казатели. Совершение таких обрядов, как крещение, уча­стие в религиозных праздниках, посещение церкви нель­зя брать в качестве таковых критериев. При поисках по­веденческих показателей религиозности следует, на наш взгляд, ориентироваться прежде всего на те акты поведе­ния, которые непосредственно связаны с религиозным сознанием. Именно они совершаются под влиянием ре­лигиозных представлений, чувств, настроений. Только в том случае, если совершение обряда, участие в религиоз­ном празднике, посещение богослужений мотивированы религиозными мотивами, эти виды поведения свидетельствуют о религиозности.

Должны быть выделены главные поведенческие показатели религиозности, т.е. непосредственно связанные с религиозным сознанием. К ним могут быть отнесены: совершение молитвы, исповедь, пропаганда религии, религиозное воспитание в семье и др. Отбирается ряд вспомогательных критериев: совершение обрядов, посещение богослужений, чтение религиозной литературы и пр. Характер религиозного поведения зависит от религиозной принадлежности индивида и группы (буддизм, христианство, ислам, иудаизм, синтоизм, конфуцианство, а также разные направления этих религий), типа религиозного объединения (церковь, секта, деноминация), типа религиозности и нерелигиозности. От религиозного поведения следует отличать нерелигиозное религиозных индивидов и групп. Последнее включает совокупность нерелигиозных действий. Они, хотя и могут религиозно окрашиваться, представляют собой компоненты различных видов внерелигиозной деятельности.

Религиозное поведение включает человека в систему определенных отношений с людьми как внутри религи­озной группы, так и вне ее. Следовательно, критерии рели­гиозного сознания и поведения должны быть поставлены в связь с показателями включенности индивида в религи­озные отношения. В культовой деятельности складывают­ся определенные отношения: «служитель культа — рядо­вой участник», «проповедник — слушатель», обряд кре­щения предписывает установление связи «крестный отец (мать)—крестный сын (дочь)» и т. д. Некультовыми являются взаимоотношения «учителя» и «ученика», слу­жебные отношения функционеров аппарата религиозных организаций, ряд взаимоотношений, предписываемых церковным правом, уставом религиозного объединения, и т. д.

Важным показателем является членство в религиоз­ной общине, в исполнительных органах. О включенности или невключенности индивида в систему религиозных от­ношений можно судить и по составу той неформальной контактной группы, членом которой данный индивид яв­ляется. Должно приниматься во внимание и отношение члена религиозной группы к светским общностям, к не­религиозным коллегам по работе, к соседям.

Когда речь идет о критериях религиозности, имеются в виду индикаторы наличия свойств религиозных созна­ния, поведения, отношений. В этом случае достаточно выделить та­кие показатели, которые свидетельствуют хотя бы о «ми­нимуме религиозности», причем можно отвлечься от изме­рения интенсивности религиозных свойств. Интенсивность религиозной веры, степень религиозной информирован­ности, уровень религиозной мотивации, частота соверше­ния того или иного акта религиозного поведения свиде­тельствуют не о наличии или отсутствии свойства, а о его мере. Мера выясняется тогда, когда наличие свойства уже установлено. «Интенсивность», «уровень», «частота», «объем» не являются критериями религиозности, они ха­рактеризуют ее степень. Учет степени интенсивности религиозного свойства важен при построении шкал, при разработке типологии.

В отечественном религиоведении были предложены различные ва­рианты типологических схем. Наиболее широкая схема — классификация людей по их отношению к религии и ате­изму. Эти типология охватывает как религиозное, так и нерелигиозное население. В зависимости от степени ате­истической или религиозной убежденности, активности в распространении взглядов, отношении, которые склады­ваются между людьми на почве атеизма и религии, учас­тия в производственной, общественной и культурной жиз­ни выделяют среди населения следующие мировоззрен­ческие группы: 1) атеисты; 2) убежденные неверующие; 3) безрелигиозные; 4) колеблющиеся; 5) верующие убеж­денные (в том числе фанатики). Другой вариант типо­логической шкалы: 1) убежденные верующие, распростра­няющие религиозные взгляды; 2) убежденные верующие, не распространяющие религиозных взглядов; 3) колеблю­щиеся первого порядка; 4) колеблющиеся второго поряд­ка; 5) индифферентные; 6) атеисты, не распространяю­щие атеистических взглядов; 7) атеисты, распространяю­щие атеистические взгляды.

Существуют классификации индиви­дов, имеющих религиозные признаки. Основания класси­фикации выбираются разные — интенсивность религиоз­ной веры, тип верований, принадлежность к церкви, степень конформности или отчужденности и т. д., соответственно и группы выделяются разные. В одном случае среди религиозных выделяют верующих и колеб­лющихся; в другом — говорят о группах убежденных верующих, обыкновенных верующих, колеблющихся ве­рующих, тем самым относят колеблющихся к одному из типов верующих; в третьем — включают в группу веру­ющих тех, кто фактически в Бога не верит, а называет себя верующим лицемерно, и т. д.

Существуют типологические схемы, намечающие раз­личные интенсивности религиозных признаков у членов сектантских, деноминациональных и приходских общин. Например исследователи, учитывая характер общест­венной деятельности, социальных чувств и настроений, степень влияния религиозной идеологии, выделяют четы­ре социальных типа баптистов, располагая их по степени проявления социальной активности: антисоциальные, равнодушные, симпатизирующие, активные. Участвую­щих в богослужении в православном приходе делят на следующие группы: первая — считающие себя верующи­ми: вторая — колеблющиеся между верой и неверием; третья — безразлично относящиеся к религии и четвер­тая— выступающие против отдельных элементов ре­лигии. По участию в культе членов религиозной группы распределяют так: клир, последовательные прихожане, не­последовательные прихожане, примыкающие прихожане

При выделении типов религиозности, так же как и при определении критериев религиозности, требуется комплексный подход: учет объема, содержания и уровня религиозного сознания, интенсивности религиозного по­ведения, степени включенности индивида в религиозные отношения.

В предлагаемой типологии учитывались следующие параметры: 1) содержание и интенсивность религиозной веры, 2) интенсивность религиозного пове­дения и его место в общей системе деятельности челове­ка, 3) роль индивида в религиозной группе, 4) степень активности в распространении религиозных взглядов, 5) место религиозных мотивов в структуре мотивации ре­лигиозного и нерелигиозного поведения.

Нерелигиозность означает отсутствие религиозной веры, неучастие в религиозной деятельности, невключенность в религиозные отношения.

Выделяются следующие типы религиоз­ных и нерелигиозных индивидов в зависимости от характера и места рели­гиозной ориентации в ряду ценностных ориентации или её отсутствия.

1. Религиозные с доминантной религиозной ориентацией прочно верят в основные положения вероучения, осознают себя членами определенной религиозной общности. Регулярно и часто совершают акты культового действия, главный мотив которых — религиозный. Играют активную роль в религиозной группе, распространяют рели­гиозные взгляды, воспитывают детей в религиозном духе. Религиозное сознание существенно влияет на мотивацию социальной деятельности. Относятся позитивно к религиозным ценностям и нормам и негатив­но—к мирским.

2. Религиозные с подчиненной религиозной ориентацией верят лишь в самые существенные положения вероучения и, как правило, осознают себя членами определенной религиозной общности. Культо­вые действия совершают нерегулярно, религиозный мотив участия в них может оказаться неглавным. Активной роли в религиозной группе не играют, не принимают деятельного участия в распространении религиозных взглядов. Сильного религиозного влияния на детей не оказывают. Религиозное сознание лишь отчасти воздействует на моти­вацию социальной деятельности. Позитивно воспринимают некоторые религиозные ценности и нормы, негативно — мирские.

3. Колеблющиеся с неустойчивой религиозной ориентацией испы­тывают колебания между верой и неверием, обнаруживают сомнение в истинности даже основных и существенных положений вероучения. Могут входить в какую-либо религиозную общность. Культовые дей­ствия совершают редко, участвуют лишь в наиболее важных религи­озных праздниках и обрядах, чаще всего под влиянием нерелигиозных мотивов. Они не имеют постоянных связей с религиозной группой, религиозные взгляды не распространяют, детей в религиозном духе не воспитывают. Религиозные стимулы, как правило, не влияют на мотивацию социальной деятельности. Не имеют определенных взглядов на религиозные и мирские нормы и ценности.

4. Индифферентные не обнаруживают какой-либо ориентации в отношении к религии и религиозности, не имеют религиозной веры, не верят в истинность положений вероучения, не относят себя к религиозной общности. Культовых действий не совершают, хотя не исключены отдельные подобные акты по нерелигиозным мотивам. Религиозных взглядов не распространяют, безразличны, но терпимы к религии и религиозности. При воспитании детей не формируют у них ни позитивной, ни критической позиции по отношению к религии. Социальная деятельность стимулируется безрелигиозными мотивами. Равнодушно относятся как к религиозным, так и к мирским нормам и ценностям.

5. Атеисты не верят в положения вероучений, не обладают рели­гиозной верой, культовых и внекультовых религиозных действий не совершают. Имеют атеистические убеждения и ориентацию, обладают тем или иным объемом атеистических знаний. Детей воспитывают в атеистическом духе. Атеистические мотивы принимают во внимание при выборе видов социальной деятельности. Негативно относятся к религиозным ценностям и нормам и позитивно — к безрелигиозным. Па стыке религиозности и нерелигиозности находятся те, кто, не имея свойств религиозного сознания, не испытывая религиозной веры, обнаруживает повторяющиеся с той или иной частотой признаки ре­лигиозного поведения, стимулируемого нерелигиозными мотивами (посещение храма, чтобы послушать музыку, участие в религиозном празднике с целью общения и т.д.). Таких людей можно было бы назвать ритуалистами, а соответствующее их свойство — в отличие от религиозности — ритуалистпчностью. Их нельзя отнести к рели­гиозным ввиду отсутствия свойств религиозного сознания, но они не являются и нерелигиозными в полной мере, так как включены в функционирование религиозной системы.

На стыке религиозности и нерелигиозности находятся те, кто, не имея свойств религиозного сознания, обнару­живает повторяющиеся с той или иной частотой призна­ки религиозного поведения, стимулируемого нерелигиоз­ными мотивами (посещение храма с целью послушать музыку, празднование религиозного праздника с целью общения и т. д.). Таких людей можно было бы назвать ритуалистами, а соответствующее свойство — в отличие от религиозности — ритуалнетичностью. Ритуалистов нельзя отнести к религиозным, поскольку у них отсутству­ют свойства религиозного сознания, но они не являются и нерелигиозными в полной мере, так как включены в функционирование религиозной системы.

Возможны и другие типологические схемы. Выбор той или иной схемы осуществляется с учетом социальной си­стемы, в зависимости от социальной группы, религиоз­ность которой исследуется, от типа религии, религиозного направления, объединения, от целей и задач исследова­ния.

Религиозные и нерелигиозные признаки фиксируются с помощью на­блюдения, изучения личных документов, анкетирования, интервьюирования. Не следует думать, что одни из этих методов, например, наблюдение, призваны изучать пове­дение, а другие (анкетирование, интервьюирование)— сознание. Каждый из них способен дать информацию о различных аспектах религиозности. Протокол наблюде­ния, инструкция по изучению личных документов, анкета, интервью включают блоки эмпирических индикаторов ре­лигиозных свойств — перечень фактов, которые должны быть зафиксированы в ходе исследования. Поскольку ре­лигиозные свойства связаны со многими социальными и демографическими признаками, любой инструментарий должен ориентировать на анализ целого комплекса соци­ально-демографических характеристик: демографических (пол, возраст), социальных, включающих характеристики быта (состав семьи, жилищные условия, наличие в доме технических средств, использование свободного времени и т.д.), материального предложения, культуры (образование, знание языков, чтение книг, посещение театров, музеев, кино и т.д.), трудовой и общественной активности (профессия, квалификация, стаж работы, удовлетворённость работой, участие в работе общественных объединений, безработный и т.д.) и др.

Аннотация содержания темы.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-06; Просмотров: 1066; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.022 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь