Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Основание монастырской заимки



Кроме земель в городе Челябинске, монастырю отводились земли и за чертой города. Таких мест было три: 50 десятин земли недалеко от Челябинска, Алексеевский хутор, расположенный в 60 верстах от города, на реке Миассе и земельный участок Азбай, также расположенный в 60 верстах от города.

Монастырская заимка в местечке, которое именовалось Богомазовым Логом, была основана еще матушкой – основательницей Челябинского Одигитриевского женского монастыря – игуменьей Агнией. В настоящее время это место находится в черте города, в Ленинском районе. Там в 1860 году в «4-х верстах от города монастырю было отведено от казны 50 десятин казачьей земли, где и был устроен монастырский хутор» [18, с. 18]. Р. Будрина в своем труде об этом пишет так: «одновременно с устройством общины матушка-основательница с помощью благодетеля П. И. Ильиных построила там маленькую каменную часовню, а потом обратила ее в храм, который и освящен во имя Святителя Николая в 1864 г.» [10, с. 12-15]. Место для строительства церкви было определено так – Богомазовский лог рядом с Девичьим ключом.

Сохранилась фотография этого храма. Сохранилось и его описание: «Никольская церковь – каменная. Снаружи и внутри оштукатурена и обелена. Пол деревянный. Крыта железом, окрашенным зеленою краскою. Длина храма 8 сажень, ширина 7 сажень, высота, считая и колокольню – 4 сажени. Окон в храме 7 штук, в 2-х сторожках по 4 окна = 8 штук. И в куполе – 4 шт. Дверей наружных створчатых – 2 шт., однополотняных – 4 шт. Печей в обеих сторожках по одной шт. = 2 шт. На храме имеется одна большая глава над алтарем. Иконостас длиною 3 ½ сажен, высотою 1 ½ саж. Оценен – 100 р. Здание храма построено в 1861 году. Сохранилось хорошо. Оценено вместе с иконостасом в 3500 р. Храм обнесен деревянным досчатым забором. Длиною с 2-х сторон по 33 саж. = 66 саж. И шириною с 2-х сторон по 20 саж. = 40 саж. Забор проведен в 1908 г. Сохранился хорошо. Оценен в 50 руб.» [18, с. 30 – 31].

Исходя из этого, мы можем предположить, что уже в 1861 году была построена часовня на монастырской заимке, обращенная в храм Святителя Николая в 1864 году, по книге Р. Будриной. Еще Раиса Будрина в своем произведении сообщает: «Неподалеку от церкви (игуменья Агния – от автора) устроила келии для рабочих сестер, амбары для ссыпки зерна и загоны с плетнями для скота, а не в долгом времени строила колодезь внутри хутора с часовнею над ним во имя Святого Моисея Боговидца (празднование 4 сентября) [10, с. 15]. Там же было и монастырское кладбище [11, с.42].

 

 

Сестры положили немало усилий для организации и ведения коллективного садоводчества на хуторе. Они выращивали там множество плодоовощных культур, которые до них мало кто пытался воспроизвести на Южном Урале. Челябинский журналист и краевед М. Фотонов пишет: «Известно, что изделия монахинь всегда ценились за высокое качество, красоту и вкус. А сады и огороды монастырей? На берегу озера Смолино монахини выращивали различные овощи, в том числе арбузы и дыни. Там же, а так же на месте, где сейчас находится Дворец культуры энергетиков, где ныне доживает свой век полуразрушенный питомник, монахини развели сады». И далее: «Издавна было замечено, что земля в этих местах теплее, чем в округе, на несколько градусов. Растут здесь теплолюбивые растения, непривычные для окрестностей: грецкие орехи, виноград, барбарис, винная груша, персики и сливы. На этой уникальной опытной станции (которая была устроена здесь в годы советской власти – от автора) были собраны все лучшие сорта плодовых деревьев Южного Урала. Здесь велась кропотливая селекционная работа. Челябинский журналист и краевед М. Фотонов пишет: «Этот питомник – памятник. Здесь живет самая старая яблоня Челябинска – ствол в обхват! Тут наш известный селекционер П. А. Жаворонков получил свои первые гибриды. Нельзя, конечно, утверждать, что его знаменитый сорт «Уральское наливное» берет свое начало от монастырских яблонь, но, возможно, он несет в себе какие-то их гены. Несомненно одно: наше уральское садовое дело закладывалось монахинями» [23].

 

Иконописная мастерская

Игуменья Рафаила, пишет в своих воспоминаниях послушница Раиса Будрина, заботясь об устройстве необходимых зданий, в то же время, старалась устроить в монастыре разные мастерские и рукоделия. В этом отношении ее первая забота была – научить сестер живописи, что и было достигнуто в скором времени. Для этой цели был построен двухэтажный дом – флигель, в верхнем этаже которого и помещалась живописная мастерская.

В дальнейшем мастерство написания икон постепенно совершенствовалось, вырабатывался свой стиль письма. Иконы, написанные в монастыре, пользовались большим спросом. В наше время сохранились некоторые из них: в Курганском художественном музее, в Челябинском областном краеведческом музее, в коллекциях частных лиц. Как считают сотрудники музеев, для челябинских монастырских икон характерен правильный рисунок, выразительная монументальность образов.

В Курганском художественном музее на обороте одной из икон «Святые Иоаким и Анна» сотрудницей Курганского музея Г.В. Максимовой обнаружена едва заметная надпись: «Иждивением … Шадрина написана в Челяб. Монастыре». На другой иконе – «Собор Архистратига Михаила» – также читается надпись: «Иждивением Алексея и Никиты Горбунова написана в Челяб. Монастыре, 1893 г.» [18, с. 47]. Эти иконы в свое время находились в церкви с. Костылево и были заказаны для нее прихожанами в Одигитриевском монастыре г. Челябинска. Еще об одной иконе – «Св. целителей Пантелеимона, Космы и Дамиана, Кира и Иоанна» – Г.В. Максимова пишет: «нежные лики написаны тщательно, лессированными мазками, подробно проработаны волосы, складки одежды, кисти пояса, орнамент на кайме, застежка-фибула у Иоанна». Четвертая икона, написанная монахинями Челябинского Одигитриевского монастыря, была передана из Курганского музея в храм села Житниково, а еще близкая им стилистически пятая икона находится в Александро-Невском соборе г. Кургана.

В Челябинске находится в частной коллекции икона Св. Василия Великого, написанная монахинями Челябинского Одигитриевского монастыря. В фондах Челябинского областного краеведческого музея хранится небольшая круглая икона «Воскресение Христово», выполненная на ткани. На обороте иконы сотрудница музея Е.М. Есикова прочитала надпись: «Челяб. Одигитр. Монастырь. 1918 г.».

Все эти иконы индивидуальны, но имеют общие стилистические черты, определенный налет времени и моды. Сейчас этих икон сохранилось не много, а во времена расцвета монастыря ими снабжались все окрестные епархии Урала.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-11; Просмотров: 342; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.009 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь