Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Строительные работы при игуменье Рафаиле
«В 1886 году заложен был новый обширный храм во имя Вознесения Господня. В 1890 году храм был освящен и открыт к богослужению» [18, с. 24]. Кроме того, вместо старого неудобного дома, в котором помещалось училище, при игуменье Рафаиле было выстроено новое двухэтажное полукаменное здание за оградой монастыря, в котором, затем, разместилась церковно-приходская школа. «Но труды матери игуменьи этим не ограничились: она выстраивает 2 двухэтажных флигеля, в которых разместились мастерские: золотошвейная, белошвейная, переплетная и другие. И, кроме того, было построено еще одно деревянное одноэтажное здание для просфорного цеха» [10, с. 37]. Монахини пекли просфоры не только для церквей монастыря, но и на заказ – для других храмов города [6, л. 8 – 15]. Благосостояние монастыря при игуменье Рафаиле росло: были куплены новые участки земли – более тысячи десятин, был устроен водопровод в 1899 году, посредством присоединения ветки к железнодорожному водопроводу на расстоянии 75 сажен. Она устроила каменную ограду кругом монастыря, с юго-восточной же стороны с каменными службами; два деревянных флигеля: 1-ый – для стариц, 2-ой – для больных сестер. Сделала перестройку причтовых домов»[10, с. 23].
Благоустройство храмов Главное же в деятельности игуменьи Рафаилы заключалось в благоустройстве храмов обители и создания благолепия в них. Будучи сама причастна к церковному искусству, она стремилась к благоукрашению церквей иконами и святынями, дабы создать молитвенное настроение во время богослужений. «В 1881 году, по ее ходатайству, принесена с Афона чудотворная икона Иверской Божьей Матери и торжественно встречена обителью и городом. Святыня эта глубоко чтилась не только обителью, но и гражданами. В 1902 году, по ходатайству игуменьи Рафаилы (через посредство делопроизводительницы монастыря рясофорной послушницы Раисы Будриной), Высокопреосвященный Феогност, митрополит Киевский и Галицкий, осчастливил обитель даром святых мощей: святителя Симона и мученика Кукши, которые и были торжественно встречены обителью 9 июля означенного года. Жители города Челябинска Колбины и Агровы сделали заказ в монастырской живописной написать 4 иконы громадного размера для украшения Вознесенского храма. И вот, благодаря отзывчивости благотворителей, благолепие храма с каждым годом увеличивалось. В 1902 году благотворителем В.А. Жидковым Вознесенский храм внутри окрашен масляною краскою, что доставило немалое удовольствие матери-игуменье с сестрами. В 1903 году по ходатайству игуменьи Рафаилы и с помощью благотворителей из Киево-Печерской Лавры доставлена точная копия чудотворной иконы Успения Божьей Матери, что в Великой церкви. Икона в Челябинском монастыре, также как и в Лавре, была вложена в золоченый круг с сиянием и с рельефными изображениями: вверху Бога Отца и Святого Духа, а по сторонам 2-х ангелов, которые поддерживают икону. Она так же, как в Лавре, была установлена вверху царских врат и спускалась вниз на шелковых шнурах для целования молящимся. С 1902 года на 15 августа служба Успению Божьей Матери совершается по уставу Лавры, особенно со времени помещения иконы Успения Божьей Матери над царскими вратами. Умилительно трогательна была минута, когда икона Божьей Матери в первый раз во время всенощного богослужения медленно начала спускаться: казалось Сама Матерь Божия сходит с неба к предстоящим во храме, чтобы разделить с ними совершаемое Ей торжество. Не устояли сестры, двинулись с своих мест, как бы навстречу Владычице, каждая с зажженною свечой. Перед этой иконой «Успения Божьей Матери» с благословения архипастыря еженедельно в среду положено чтение акафиста» [11, с. 47-48].
Ликвидация монастыря Игуменье Анастасии выпала нелегкая доля быть настоятельницей монастыря в годы революции и гражданской войны, когда с самого начала своего существования советская власть вела деятельность, направленную на беспощадное уничтожение обители. Вскоре после освобождения Челябинска от колчаковских войск и восстановления советской власти в городе, в 1919 году на заседании ревкома был поднят вопрос о существовании монастыря. Пытаясь сохранить свое положение, монахини обратились в отдел юстиции с прошением зарегистрировать монастырь в качестве трудовой демократической артели и сохранить за ним право владения монастырскими церквями. В прошении сообщалось: «Челябинский Одигитриевский женский монастырь просит отдел юстиции оставить храмы и богослужебное имущество за ним для исполнения своих религиозных целей, принимая на себя все государственные налоги, какие будут на него возложены. Монастырь полагает, что заявление его будет уважено, т. к. источником для сооружения храмов и приобретения богослужебного имущества служит труд насельниц монастыря, и монастырь на постройку храмов и приобретения имущества никаких пособий от государства не получал. Председательница Совета И. Анастасия и 16 подписей членов Совета монастыря» [19, с. 88]. Но новая власть не нуждалась в храмах, а жилые помещения вскоре стали передаваться под приюты, дома ребенка и др. (уже 12 ноября 1920 года вышло распоряжение Челябинского губисполкома «отвести 50% монастырский помещений под приюты и др., уплотнив монахинь»). А 24 марта 1921 года газета «Советская правда» опубликовала постановление о закрытии монастыря («Постановление Президиума Челябинского губисполкома. 23 марта 1921 года № 351а г. Челябинск): 1. Еще 28 января Президиум губисполкома вынес постановление освободить жилые помещения, занимаемые монахинями местного монастыря, и предоставить их под детские приюты и дома для отдыха рабочих. Постепенно часть помещений была освобождена, но монахини не только не захотели расстаться ради детей и рабочих со своими насиженными местами, но и с флагом защиты религии и церкви, на которую никто покушаться и не думал, распускали ложные слухи, вели агитацию против местной власти, и, в конце концов, группа монахинь и местного контрреволюционного элемента устроили заговор против существующего порядка. Эта новая гнусная попытка контрреволюционеров не удалась. Заговор раскрыт губчека, которая давно уже наблюдала за заговорщиками и знала их наперечет. В ночь с 22 на 23 сего марта ряд наиболее активных организаторов авантюры арестовали. 2. Дабы пресечь в дальнейшем всякую возможность организации контрреволюции вокруг означенного монастыря, Президиум губисполкома постановил монастырь закрыть, оставшихся монахинь, как принимавших участие в сопротивлении выселению и способствовавших контрреволюционной организации, заключить временно в концентрационный лагерь, престарелых монахинь поместить в дом призрения. Постановление это приведено в исполнение. Зампредгубисполкома: Локацков. Члены Президиума Предсовета горуездисполкома: Новиков-Лебедев. Губвоенком: Коврайский. Предгубчека: Герцман. Секретарь: Ларионов. Сохранилась запись от руки уральского краеведа Н. М. Чернавского, сделанная им на экземпляре книги Р. Будриной о монастыре (книга хранится в фондах Челябинского областного краеведческого музея), которая документально подтверждает факт ареста монахинь: «в 1921 году 21 марта ночью… монастырь в составе 240 человек был арестован и препровожден в военный лагерь, и в тюрьму во главе с игуменьей, мирских до 100 человек посажено, сидели долго до 6 месяцев». Так беспощадно был уничтожен монастырь в Челябинске. Церковные же ценности были изъяты. Процедура эта проходила 4 апреля в присутствии игуменьи Анастасии и протоиерея А.М. Альбокринова. Изъяты были: «серебряная позолоченная риза с иконы Божией Матери «Скоропослушница» весом 12 ¼ фунта; серебряная позолоченная риза с иконы Св. Пантелеимона весом 11 ¾ фунта; серебряная риза с иконы Вознесения Господня весом 24 ¼ фунта; серебряная риза с эмалью с иконы Владимирской Божьей Матери весом 26 фунтов. Всего серебра – один пуд 34 ¼ фунта» [4, л. 1]. В этом документе также сообщалось, что «во время совершения изъятия церковных ценностей никаких препятствий, заявлений, жалоб со стороны представителей группы верующих и священнослужителей не было» [18, с. 39-40].
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-11; Просмотров: 345; Нарушение авторского права страницы