Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Раиса Будрина и ее история Челябинского Одигитриевского женского монастыря
В 1903 году к 50-летию высочайшего утверждения монастыря послушницей и делопроизводителем Раисой Будриной подготовлена книга, изданная в Москве в 1904 году, – «Челябинский Одигитриевский женский монастырь» [i]. Автор имела доступ к монастырском архиву, а потому ее текст содержит достаточно фактической информации и заслуживает особого внимания [ii]. Основательница этой обители была крестьянская девица Анна Максимова Полежаева. Она с самых юных лет стремилась к уединенной благочестивой жизни и, наконец, испросив благословение Божие, поселилась одна в келье на своей родине. (Родина ее — слобода Варламова Троицкого уезда Оренбургской губернии). Когда ей исполнилось 26 лет, она удалилась в пустынное, безлюдное место и там на острове, на озере Чебаркуль (близ села Чебаркуля Троицкого уезда) с тремя девицами, пожелавшими оставить мирскую жизнь, устроила себе три келии-землянки (они заметны и по сие время), и, проводя все время в молитвенном подвиге и трудах, они прожили здесь полтора года. В одно время, в воскресный день, она поплыла на лодке к богослужению в село Чебаркуль, и во время плавания поднялась сильная буря; лодка ужасно колыхалась, и ей угрожала смерть. Мать Анна дала обещание оставить землянку и избрать другое место, на котором устроить обитель, — и буря вскоре стихла, и она благополучно переправилась. Желанию ее устроить здесь обитель не суждено, однако, было осуществиться: место для сей святой цели оказалось неудобным, а потому она, оставив свою любимую пустынь, перешла в Еткульскую пустынь (ныне станция Челябинского уезда Оренбургской губернии) и поселилась здесь также в келье с неотъемлемым желанием устроить обитель. Но и здесь встретила много препятствий, а потому, оставив на время свое намерение, она отправилась в путешествие по святым местам. Совершив путешествие в город Киев и горячо помолившись Свв. Преподобным Антонию и Феодосию Печерским, основателям монашеского жития в России, она отправилась к Соловецким чудотворцам. Возвратясь из путешествия, она поступила в Уфимский женский монастырь с целью приучить себя к монашеской жизни и монастырским порядкам. Пять месяцев прожила она здесь, исполняя послушание в братской кухне. Хорошо познакомившись с содержанием духовных книг, а также с жизнью монастырской, живя в обители, она по совету духовного отца отправилась в город Челябинск с решительным намерением приступить к началу устройства обители. В Челябинске, хотя с большим трудом и скорбью, благая цель ее была достигнута. Сначала приобретен ею был старый, небольшой деревянный домик за рекой, около Троицкой церкви, и, поселившись в нем, она принимала желающих разделить ее монашескую жизнь. В продолжение пяти лет поступило к ней 15 человек девиц разного возраста, в числе которых были две пятилетние девочки. (Одна из них Евдокия, в монашестве Сергия, и по сие время в обители. В свое время она была хорошей чтицей и несколько лет состояла в должности уставщицы). Живя таким образом без всяких средств и помощи со стороны, все они приучались к монашеской жизни; носили черное монашеское платье, читали по умершим псалтирь и занимались разными работами, словом, трудились неустанно; в то же время смиренно и терпеливо переносили разные нужды и лишения. Не были праздны и пятилетние маленькие девочки, и им по силам находился труд. Наконец, видя вполне благочестивую жизнь девицы А. М. Полежаевой с ее сотрудницами, г. Челябинск обратил внимание и отвел место для устройства обители — бывшее кладбище. Таким образом, в продолжение восьми лет девица А. М. П. достигала исполнения своего благого намерения, и, наконец, желание и труды ее увенчались успехом. В 1848 году епископ Иосиф Уфимский, быв в городе Челябинске, посетил и подвижниц, живущих в кельях. Он разрешил открыть обитель на указанном городом месте, которое, посетив, осмотрел и благословил. Благословил и основательницу А. М. П., пожелав ей устроить обитель во благо и просвещение всего края. В то время инородцев в городе было более, чем православных, да и те мало понимали значение обители, а потому и желающих оказать помощь благому делу не находилось. Не имея строительных материалов и средств, подвижницы, по примеру Преподобных Антония и Феодосия Печерских, сами рыли ямы, устраивали себе кельи. И вот за скорби и терпение Господь послал им благодетеля в лице небогатого гражданина г. Челябинска Петра Ивановича Ильиных: он стал оказывать посильную помощь во всем, словом, вошел во все их нужды и сделался самым ревностным участником этого благого дела. По примеру П. И. и другие мало-помалу стали делать посильные жертвы: кто бревно, кто два, другие кирпичи, и кто чем мог. Все это основательница обители со своими сотрудницами сама перевозила на 3-х лошадях, которые были ее собственностью. Таким образом жили, трудились и молились избранницы благочестивой жизни в продолжение шести лет. Оставалось исполнить последнюю мысль и желание — утвердить на прочных основаниях устроившееся общежитие и открыть монастырь. В 1854 году в феврале месяце повелением Государя Императора Николая Павловича утверждена община под названием Одигитриевской-Богородичной с наделом земли в количестве 3600 кв. сажен под постройку оной. Первые годы сестры общины занимались выделкой льна, ткачеством холстов; более способные обучались рукоделию: делали бумажные цветы для украшения икон, вышивали бисером и проч., а также ходили и на заработки в соседние казачьи поля: весною косить траву, летом жать хлеб и даже молотить — зимою. Таким образом, без всяких средств, только своими собственными трудами и начинала мало-помалу устраиваться Челябинская Одигитриевская община, благодаря неутомимой деятельности и сильной энергии ее основательницы А. М. Полежаевой. Нередко случалось по целым дням оставаться без пищи. Недостаток очень часто случался даже в воде, так как община отстояла на большом расстоянии от реки и идти надо было городом, а потому матушка-основательница поспешила устроить колодец внутри обители, с часовнею над ним, в честь Живоносного источника Божией Матери, куда и совершается ныне крестный ход для освящения воды в положенные для того дни: 6 января, 1 августа и в Преполовение. Перенося недостатки и даже голод, сестры не роптали и не отчаивались, а надеялись на милосердие Божие и помощь Царицы Небесной, поддерживаемые и утешаемые своей доброй руководительницей матушкою-основательницею, как они обыкновенно ее называли. Не имея собственной церкви, сестры с благословения тогдашнего городского благочинного протоиерея Алексия Агрова ходили в кладбищенскую городскую церковь ко всем богослужениям, где и приучались у старого псаломщика Николая Ерофеевича Бирюкова пению и чтению в храме, а также и церковному уставу. Правило же монашеское выполняли дома в своих кельях. 12 марта 1854 г. Анна Полежаева определена была настоятельницею общины, а 3 апреля 1862 года, по возведению общины в монастырь, матушка Анна утверждена настоятельницей оного, а затем 23 декабря того же года епископом Варлаамом пострижена в монашество с именем Агнии. В то же время старанием матушки и заботами сестер хотя медленно, но все же отстраивался при обители небольшой, но каменный храм, сначала одноэтажный, с приделом во имя Свв. Преподобных Антония и Феодосия Печерских (празднование 3 и 10 мая), а потом с помощью благотворителей устроили вверху главный престол во имя Одигитриевской Божией Матери (празднование 28 июня) и 1 ноября 1860 года совершилось поднятие креста на храме и колоколов, и с этого же времени разрешено иметь священника и диакона при храме, а в 1863 году храм этот окончен, освящен и открыт к богослужению. Сестер в это время было уже 80 человек, и все они распределены были на разные послушания в общине, а затем в монастыре. При общине была открыта школа для обучения детей, за что 21 сентября 1863 года за № 6690 была объявлена матушке признательность от имени Преосвященного Варлаама, епископа Оренбургского и Уральского, а в 1864 году 6 сентября настоятельница монахиня Агния утверждена игуменьею монастыря и избраны исправляющие должность казначеи и благочинной монастыря. Таким образом, благодаря неусыпным трудам и заботливости игуменьи Агнии водворился должный порядок во вновь устроенной обители. Одновременно с устройством общины матушка-основательница в 4-х верстах от города Челябинска устроила хутор на отведенной от казны пахотной земле в количестве 50 десятин. Первым делом матушка-основательница с помощью благодетеля П. И. Ильиных построила там маленькую каменную часовню, а потом обратила ее в храм, который и освящен во имя Святителя Николая в 1864 г. Неподалеку от церкви устроила келий для рабочих сестер, амбары для ссыпки зерна и загоны с плетнями для скота, а в недолгом времени устроила колодезь внутри хутора с часовнею над ним во имя святого Моисея Боговидца (празднование 4 сентября). Спустя несколько времени по освящении Одигитриевского храма в обители, на месте Св. ворот, рядом с приделом Антония и Феодосия, в нижнем этаже, одним благотворителем, Петром Ивановичем Перцевым, устроен придел во имя Первоверховных апостолов Петра и Павла. Затем игуменья Агния снова занялась устройством при обители необходимых зданий: она выстроила каменный двухэтажный корпус с трапезною, кухнею и кельями для себя и сестер. Всеми силами старалась она изыскивать средства для содержания обители; с этой целью она устроила маленький деревянный свечной завод и, обучив сестер работать свечи, приняла на себя доставку свеч на весь Челябинский уезд. Игуменья Агния всю жизнь свою проводила в молитве, посте и неусыпных трудах. Наконец заботы и скорби сломили ее здоровье: она заболела так, что на выздоровление не было никакой надежды. Чувствуя приближение кончины, она сама избрала по себе настоятельницу, бывшую казначею монастыря, любимую и единодушно избранную также всем обществом — монахиню Лидию. После этого, желая успокоить больную матушку, монахини предложили ей избрать себе келью для уединения и совершенного спокойствия от всех забот, на что матушка изъявила свое согласие. Она по болезни не могла уже ходить, и сестры перенесли ее на руках в избранную келью. С великою скорбью матушка переживала свои последние дни, но с полной надеждою на милосердие Божие и успокоение в загробной жизни, она с духовной радостью ждала дня своей кончины, и 14 сентября 1872 года, приобщившись Св. Христовых Тайн, она тихо предала двух свой в руци Божьи, имея 57 лет от роду, оставив обитель не только устроенною, но и с избранной ею настоятельницей, 15 постриженными ею монахинями и 150 сестрами-послушницами. Прах покойной игуменьи Агнии покоится в монастырской ограде, при Одигитриевской церкви, против алтаря храма Антония и Феодосия Печерских. Игуменья Лидия, в мире Любовь Сергеевна, единственная дочь очень богатых и знатных родителей — Калатинских, живших в городе Челябинске, впоследствии жена коллежского асессора Уржунцева. Она получила хорошее образование, окончив курс в частном пансионе. Горячо любимая родителями и мужем, она окружена была всевозможными удовольствиями; но, живя среди удовольствий и роскоши, она всеми силами своей чистой души стремилась к Сладчайшему Иисусу, возлюбленному ею с самого раннего возраста. Она любила посещать храмы и, слушая священную службу, став где-нибудь в отдаленном месте, проливала обильные слезы. Таким образом, жизнь ее и в мире была тихою и безмятежною; но Промыслу Божию угодно было назначить ей особый путь избранников Божьих. Скоро она стала одинокою сиротою: прежде у нее умер горячо любимый ее муж; спустя сорок пять дней — также любимая ею мать. (Оба были глубоко верующие). Оставшись молодой вдовою, она три года жила и сама ухаживала за больным параличным отцом, постепенно приготовляя себя к монашеской жизни. После кончины родителя, она еще три месяца прожила в родительском доме, пока все свое состояние распределила на благие дела. Большую часть своего состояния она пожертвовала в Челябинский свой монастырь и наконец пожертвовала ему и себя. Это было в 1865 г., на 32-м году от ее рождения. В первый же год своего поступления в обитель она получила благословение архипастыря носить монашескую одежду — рясофор. 14 сентября 1866 года она была назначена исправляющей должность казначеи монастыря. Это была примерная послушница, она ко всякому назначению относилась с любовию, покорностью и глубоким смирением. Не имея даже и понятия о некоторой черной работе, она старалась своими собственными руками делать все, что исполняли самые последние послушницы обители. Одежду она носила самую простую и грубую. 27 июля 1868 года она была пострижена в монашество — с именем Лидии. Это была поистине премудрая руководительница и наставница врученного ей стада словесных овец; она первым долгом все свое внимание обратила на внутреннее состояние обители и живущих в ней. Пользуясь искреннею, неподдельною любовью со стороны монахинь и послушниц, она всеми силами старалась благотворно влиять при каждом, а не только удобном, случае. Сама служила примером глубокого смирения, послушания и терпения. Особенно старалась она неопустительно посещать храм Божий во время всех богослужений, причем сама любила читать шестопсалмие, канон и акафист, во время же литургии — апостола. Читала она громко, неспешно, с глубоким выражением и нередко со слезами. С глубоким вниманием и любовью слушали насельницы обители чтение своей матушки, да и все предстоящие нередко проливали слезы умиления. Если же какое-либо неотложное дело и заставляло ее оставить церковное богослужение, то она отправляла его у себя дома. В самое короткое время она водворила в обители образцовый порядок, между сестрами единодушие и безропотное послушание. Все приказания ее исполнялись точно, без малейшего изменения. Без предварительного благословения никто никуда за ограду монастыря не смел выходить. Любовь же со стороны матери-игуменьи была так велика, что скорбь каждой сестры была ее собственной скорбью. Зато и любима же она была всеми. Если же по делу монастырскому случалось ей уезжать куда-либо, так это было великое горе для сестер обители. Работа в свечном заводе с каждым годом улучшалась и усовершенствовалась; требование свечей было большое. Это был источник для содержания обители, и мать-игуменья в короткое время уплатила долги, оставшиеся после игуменьи Агнии, и скопила немалый капитал для постройки каменной ограды при монастыре. Это было первое ее предприятие, но Господу не угодно было осуществить ее желание. Епархиальным начальством для удовлетворения общеепархиальных нужд решено было закрыть при монастыре местный свечной завод и открыть общеепархиальный, что и состоялось в скором времени (1878 г.). Источник дохода обители, таким образом, прекратился, явилась снова нужда и во всем недостатки. Эта великая скорбь тяжело повлияла на здоровье матушки Лидии, и она в том же 1878 году сильно заболела. Несмотря на свою тяжкую и изнурительную болезнь, она не переставала заботиться о благе обители. В продолжение болезни она несколько раз приобщалась Св. Тайн Христовых. Предчувствуя приближение кончины своей, она пожелала принять таинство Св. Елеосвящения, что и было исполнено. Монахини и сестры потеряли надежду на выздоровление матушки-игуменьи. Они с великой скорбью готовились к разлуке с ней. Каждой хотелось еще и еще взглянуть на свою дорогую матушку, еще раз встретить ласковый привет. Она же до последнего своего вздоха не переставала делать назидания. Особенно же убеждала любить Бога и любить друг друга, завещая каждой иметь смирение, терпение и послушание. 19 апреля 1879 года обитель осиротела; в 12 ч. ночи раздался печальный звон, извещающий о кончине дорогой матери. (Хотя немногие были в своих кельях, большая часть не отходила от одра умирающей). В одну минуту все кельи огласились ужасным плачем и рыданиями. Но что делать? Так угодно Богу! Покорившись Промыслу Божию, осиротелые сестры стали готовиться к погребению праха своей дорогой матери. Что же было во время погребения, так это поистине душу раздирающая картина. Удержался ли кто из посторонних от слез, видя глубокую скорбь и рыдания всей обители. Игуменья Лидия скончалась 45 лет от роду. Много времени прошло с тех пор, но память о ней ничуть не изгладилась у тех, кто знал ее. Прах ее покоится рядом с прахом игуменьи Агнии, основательницы монастыря, которую она чтила как при жизни, так и по смерти ее. Состоящая настоятельницей монастыря в настоящее время 73-летняя старица, игуменья Рафаила, заступившая место тотчас же по смерти игуменьи Лидии, бывшая послушница обители с самого ее основания, Ксения Яковлева Бабушкина, ближайшая родственница основательницы игуменьи Агнии. Она 15-ти лет поступила в число послушниц обители и неотлучно находилась при игуменье Агнии, всегда и во всем подражая своей начальнице. Ею пройдены все монастырские послушания. Нет ни одного монастырского дела до 1879 года, которое бы миновало ее. Первое время она пела на клиросе, затем постепенно изучала все начинающиеся при монастыре рукоделия; особенно искусно она вышивала бисером. Она была и сборщицею, и экономкою в монастыре и на хуторе, и строительницей, и, наконец, несколько лет исполняла должность благочинной монастыря. 2 июня 1879 года она избрана и назначена настоятельницей монастыря. Того же года 30 сентября возведена в сан игуменьи. Она с первого года в новом своем звании неослабно прилагала к трудам труды: устроила каменную ограду кругом монастыря, с юго-восточной же стороны с каменными службами; два деревянных флигеля: 1-й — для стариц, 2-й — для больных сестер. Сделала перестройку причтовых домов. Заботясь об устройстве необходимых зданий при монастыре, она в то же время старалась ввести в монастыре разные мастерские и рукоделия. В этом отношении первой ее заботой было научить сестер живописи, что и было достигнуто в скором времени; для чего впоследствии потребовалось особое помещение. Мать-игуменья выстроила двухэтажный, полукаменный большой флигель, в верхнем этаже которого и до настоящего времени помещается живописная. В 1886 году матушка-игуменья заложила новый обширный храм во имя Вознесения Господня и вместе производила другие необходимые постройки. Вместо старого неудобного дома, в коем помещалось училище, она выстроила новое двухэтажное полукаменное здание за оградой монастыря, в котором помещается и в настоящее время церковно-приходская школа. Училище при монастыре открыто первой игуменьей-основательницей монастыря в 1861 году 15 октября и священником о. Днепровским с благословения епископа Филарета Уфимского. Матушка, будучи сама малограмотна, ставила выше всего книжное учение. Первыми сотрудниками сего доброго дела были местные священноцерковнослужители и наставники Челябинского Духовного училища, нарочито приглашенные игуменьею с целью подготовить учительниц из числа учащихся, более способных воспитанниц монастыря. И вот благодаря их отзывчивости этому благому делу в монастырском училище ввелась целесообразная и подробная программа преподавания предметов. В 1894 году монастырское училище начальством Епархиального Училищного Совета преобразовано в церковно-приходскую школу с утверждением попечительницею оной настоятельницы монастыря. В настоящее время школьное занятие ведется священноцерковнослужителями монастырской церкви и послушницами монастыря, из коих одна рясофорная послушница Анна Григорьевна Щапова учительствует с 1878 года и примерно ведет школьное дело. Все они занимаются в школе безвозмездно. Учащихся помещается 60 чел., каковое количество и бывает каждогодно. Школа исключительно содержится монастырем. В 1890 году радость матери-игуменьи и насельниц обители была безгранична: новый храм освящен и открыт к богослужению. Но труды матери-игуменьи по устройству обители этим не ограничились, Господу угодно было послать обители новое испытание: сгорел весьма поместительный деревянный корпус с казенною при нем кладовой и пожитками многих сестер. Этот случай удручающе повлиял на мать-игуменью, но она снова воспрянула духом и приняла всевозможные меры к изысканию средств для производства новых необходимых построек. Она снова выстроила 2 двухэтажных полукаменных больших флигеля, в коих в настоящее время помещаются разные мастерские: золотошвейная, белошвейная, переплетная, цветочная и другие. И, кроме того, выстроила еще одно деревянное одноэтажное здание для просфорного дела. Во все время своего многолетнего управления монастырем мать-игуменья производит непрерывные постройки и в обители, и на хуторах, коих в настоящее время при монастыре имеется два. В 1899 году устроен ею водопровод посредством присоединения ветки к железнодорожному водопроводу на расстоянии 75 саж. Кроме того, мать-игуменья благосостояние монастыря обеспечила приобретением трех участков земли — более тысячи десятин. Самое же драгоценное приобретение ее монастырю — это драгоценная Святыня. В 1881 году, по ее ходатайству, принесена с Афона чудотворная икона Иверской Божьей Матери и торжественно встречена обителью и городом, и святыня эта глубоко чтится не только обителью, но и гражданами. В 1902 году, по ходатайству игуменьи Рафаилы (через посредство делопроизводительницы монастыря рясофорной послушницы Раисы Будриной), Высокопреосвященный Феогност, митрополит Киевский и Галицкий, осчастливил обитель даром святых мощей: святителя Симона и мученика Кукши, которые и были торжественно встречены обителью 9 июля означенного года. Много сделано для обители игуменьею Рафаилою, но ее, неусыпную в трудах, еще огорчало одно — это недостаток украшения внутри нового величественного Вознесенского храма; источник же средств окончательно истощился. Но Царица небесная, Покровительница св. обители, сама печется о благоустройстве ее. Господь внушил любителям храмов Господних сделать благое дело: жители города Челябинска Колбины и Агровы сделали заказ в монастырской же живописной написать 4 иконы громадного размера для украшения Вознесенского храма. И вот, благодаря отзывчивости благотворителей, благолепие храма с каждым годом увеличивается. В 1902 году благотворителем В. А. Жидковым Вознесенский храм внутри окрашен масляною краскою, что доставило немалое удовольствие матери-игуменье с сестрами. В настоящем 1903 году по ходатайству игуменьи Рафаилы с помощью благотворителей, приобретенных послушницей А. Денисовой, из Киево-Печерской Лавры доставлена точная копия, чудотворной иконы Успения Божьей Матери, что в Великой церкви, которая также вложена в золоченый круг с сиянием, с рельефными изображениями: вверху Бога Отца и Святого Духа, а по сторонам 2-х ангелов, которые поддерживают икону. Она покрыта серебряно-позлащенною ризою и украшена разными камнями. Она так же, как в Лавре, установлена вверху царских врат и спускается вниз на шелковых шнурах для целования молящимся. С 1902 года на 15 августа служба Успению Божьей Матери совершается по уставу лаврскому, особенно со времени помещения иконы Успения Божьей Матери над царскими вратами. Умилительно трогательна была минута, когда икона Божьей Матери в первый раз во время всенощного богослужения медленно начала спускаться; казалось, Сама Матерь Божья сходит с неба к предстоящим во храме, чтобы разделить с ними совершаемое ей торжество. Не устояли сестры, двинулись с своих мест, как бы навстречу Владычице, каждая с зажженною свечой. Чье сердце не трепетало от радости в этот момент? Особенно же тех, кто много потрудился в предприятии сего святого дела. Перед этой иконой «Успения Божьей Матери» с благословения архипастыря еженедельно в среду положено чтение акафиста. Это радостное событие послужило большим утешением матери-игуменьи с сестрами. Несмотря на преклонность лет, игуменья Рафаила выглядит еще довольно бодрой и здоровой. Она сама управляет всеми монастырским делами, особенно деятельно следит за производством построек с помощью старших сестер — ее помощниц. Награды игуменья Рафаила имеет следующие: наперсный крест, который она получила в 1888 году; архипастырское благословение с грамотой, полученное в 1897 году, «За труды и попечение о школе». В 1898 году от лица обители поднесен ей золотой крест с украшением за ревностное попечение и благоустройство обители. Слава Всевышнему и Божьей Матери Одигитрии, — обитель идет к улучшению. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-11; Просмотров: 499; Нарушение авторского права страницы