Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Томас Манн (до 1918 г.) (Thomas Mann, 1875—1955)



 

Томас Манн — один из крупнейших мастеров критического реализма XX в. Его творчество, насыщенное богатейшим идейно-философским содержанием, занимает особое место в современной немецкой литературе.

Он выходец из той же среды патрицианской буржуазии Любека, что и его старший брат Генрих. В жизненной и писательской судьбе братьев, двух выдающихся реалистов, есть черты сходства, но вместе с тем и немало различий. К критическому отношению к буржуазной цивилизации они пришли во многом разными путями. Путь Томаса Манна был более сложен, извилист и противоречив. Непримиримое отношение к милитаризму и пруссачеству у Генриха Манна определилось значительно раньше.

Детство и юность Т. Манна прошли в Любеке, в обстановке, так любовно и живо описанной им в романе «Будденброки». В 1891 г. после смерти отца его торговая фирма была ликвидирована, и семья перебралась в Мюнхен. Так как состояние, оставшееся от отца, было незначительным, Томас вынужден был поступить на службу в страховую компанию.

Весь свой досуг он посвящает литературе. В Любеке он пробует сочинять стихи, в Мюнхене больше занимается прозой и пишет новеллы. В 1894 г. ему удается напечатать свой первый рассказ «Падшая» (Gefallene). Т. Манн оставляет службу, решает посвятить себя журналистике, писательской деятельности.

В 1898 г. выходит первый сборник его новелл «Маленький господин Фридемаи» (Der kleine Herr Friedemann), который не привлек к себе внимания. Но в ранних новеллах довольно ясно наметились некоторые особенности и позднего творчества Т. Манна. В них звучит тревожная мысль о неустроенности, каком-то неблагополучии современного мира. К более глубокому осознанию этой мысли он придет позднее. Внимание молодого писателя привлекают психологические проблемы, в особенности тема души больного, ущербного человека.

В эти годы Т. Манн испытал большое влияние реакционной философии Ницше и Шопенгауэра, так усложнившей идейную эволюцию писателя. Философия Ницше, порожденная кризисом буржуазной мысли, была глубоко индивидуалистической и антидемократической. Она проникнута ненавистью к революции, к народу, уделом которого считается рабский труд. Ницше проповедовал культ сильной личности, «сверхчеловека», которому все позволено. Ради утверждения своего господства «сверхчеловек» может попирать все нормы права и морали, он может совершать любое насилие, жестокость и даже убийство. Ницше проповедовал войну, считая ее нормальным состоянием человечества.

Т. Манн не разделял крайностей философии Ницше, но он воспринял его аристократизм мысли, неверие в народ, в революцию, рассматриваемую им как разгул слепых инстинктов.

Известное воздействие на писателя оказали идеи Шопенгауэра о господстве над миром слепой и неразумной воли, о бессмысленности и хаотичности окружающего мира. Его же философией навеяна столь частая в творчестве Т. Манна тема болезненности, вырождения и распада.

В дальнейшем писатель медленно и с трудом освобождается от влияния буржуазной философии — от иррационализма, от неверия в революцию и народ. Художник должен был пройти большой и сложный путь, для того чтобы на склоне жизни проникнуться симпатией к идеалам социализма и осудить антикоммунистическую политику буржуазных правительств.

Постепенному преодолению наиболее реакционных тенденций буржуазной философии содействовало и то, что Т. Манн воспринял традиции гуманистической культуры прошлого, идею всесторонне развитой гармонической личности, гуманизм великих немецких писателей XVIII и начала XIX в. — Лессинга, Гете, Шиллера, а также своих ближайших предшественников — Шторма, Раабе, Фонтане.

Писатель не замыкался в рамки национальной культуры, хотя он и был прочно связан с ней. Он высоко ценил французскую и английскую литературу, скандинавских писателей.

Особое значение в его жизни имела русская классическая литература XIX в. — Гоголь, Тургенев, Гончаров, Достоевский, Чехов и прежде всего Л. Толстой. Русской литературе он посвятил ряд статей и речей — «Гете и Толстой», «Анна Каренина», «Толстой», «О Достоевском — с чувством меры» и др. Весьма красноречивую оценку роли и значения русской литературы в его собственном творчестве Т. Манн дал в письме к Г. Ланге: «Ты прав в своем предположении, что я с давних времен многим обязан и во многом признателен русской литературе, которую я еще в юношеской новелле «Тонио Крегер» назвал «святой русской литературой». Я не справился бы в возрасте 23—25 лет с работой над «Будденброками», если бы не укреплял и не ободрял себя повторным чтением Толстого. Русская литература конца XVIII и XIX века действительно — одно из чудес духовной культуры» 1.

Т. Манн вошел в литературу в тот момент, когда в ней возобладали всевозможные модернистские, декадентские течения. Он не примыкает ни к одному из этих новомодных направлений, выступая писателем-реалистом уже в своих первых новеллах, хотя кое в чем модернистские, натуралистические влияния в них проявились.

Своим первым большим произведением, романом «Будденброки» (Buddenbroocks. Verfall einer Familie, 1901), Т. Манн сразу же занял почетное место в немецкой литературе. В этой книге он задумал описать историю своей семьи, свое детство, создать своеобразную семейную хронику хорошо знакомой ему среды. Но по мере работы писателя замысел его расширялся. Роман перерастал рамки семейной хроники. Он все больше приобретал обобщающий характер: из истории упадка одной буржуазной семьи он превращался в повествование об упадке и вырождении бюргерства, буржуазной цивилизации в целом. Понимание такого широкого, обобщающего смысла нарисованной им картины пришло к писателю не сразу. В речи «Любек как форма духовной жизни», произнесенной им в 1926 г., он признавался: «У меня не возникало и мысли, что ценность книги выходит за пределы чистой художественности, что мой роман нечто большее, чем автобиография, что он дает картину ганзейской жизни девятнадцатого века и приобретает, таким образом, значение культурно-исторического документа. Не возникало и мысли, что эта его ценность может быть еще и в воссоздании определенного эпизода духовной истории немецкого бюргерства вообще... Все это я узнал много позже».

История семьи Будденброков прослежена на четырех поколениях. Автор показал, как от периода процветания эта семья неуклонно движется к упадку и вырождению. Недаром у романа подзаголовок «Упадок одной семьи».

Представитель первого поколения этой семьи — Иоганн Будденброк-старший, крупный торговец зерном. Он живет в пору процветания буржуазного общества и сам является олицетворением физического и духовного здоровья. Это энергичный, жизнелюбивый человек, удачливый коммерсант, при котором фирма богатела и расширялась. Весьма характерно его вольнодумство в духе просветителей XVIII в. Он противник ханжества и суеверия, в его манере говорить чувствуется простонародная грубоватость.

Второе поколение семьи представлено его сыном, консулом, тоже Иоганном (младшим). Он унаследовал дело отца, и оно в его руках процветает. Он трезвый делец, но это другой человек. Он уже отказался от вольнодумных идей отца, он религиозен, осторожен. У него больше образованности, лоска. Его характер и взгляды формировались в другое время, в эпоху реакции, когда в Европе установилось господство Священного союза. У него уже нет смелости, энергии Иоганна-старшего. Под стать ему и жена, оказавшаяся под влиянием церковников.

Черты упадка, лишь наметившиеся во втором поколении, с большой силой ощущаются в третьем поколении, изображенном в романе с наибольшей полнотой. Оно представлено детьми Иоганна-младшего — Томасом и Христианом и их сестрами — Тони и Кларой.

Томас — способный и умный делец, он достигает на первых порах успеха, свидетельством чего явилось избрание его в сенат вольного города. Но затем успех сменяется неудачами, его фирма оказывается на грани разорения. Он все сильнее ощущает усталость, силы его иссякают, и он лишь усилием воли заставляет себя вести дела. Чувство бессмысленности своего существования все чаще овладевает им. Томас погибает странной для этого аккуратного человека смертью —он падает на улице в грязь и умирает.

Еще более наглядно черты вырождения и упадка проявляются в характере его брата Христиана, человека болезненного, неврастеничного, вечно жалующегося на головные боли. Он неудачник и бездельник, своеобразный домашний шут и насмешник, для которого нет ничего святого. Христиан отказывается от торговой деятельности и ведет праздный образ жизни. Он смеется над вековыми традициями бюргеров, над их гордостью и порядочностью. «Собственно говоря, каждый коммерсант— мошенник», — заявил он однажды купцам. Христиан одно время увлекался театром, в нем есть артистическая жилка, но и это увлечение оказалось бесплодным. Он во всем никчемный, неприкаянный человек, один из «блудных сыновей» бюргерского сословия. Он стоит как бы на перепутье: с бюргерством он во многом порвал, но ничего другого не нашел.

Жизнь его нелепа и несуразна. Он женится на легкомысленной женщине, но и она постаралась избавиться от него, добившись помещения Христиана в дом для умалишенных.

Черты упадка Будденброков проявляются и в нарушении некогда прочных семейных связей. В этом плане весьма драматична судьба сестры Томаса — Тони, красивой, сердечной и непосредственной натуры. Она дорожит честью семьи, благополучием фирмы. Ради этого она отказалась от личного счастья, от любви к студенту Мортену, дважды неудачно вышла замуж без любви, по соображениям выгоды.

Тони могла бы быть счастлива, порви она с кастовыми предрассудками, отдайся велению сердца, но она не решилась нарушить бюргерские традиции.

Полное вырождение Буддеиброков наступает в четвертом поколении, представленном мальчиком Ганно. С самого рождения он отмечен слабостью и болезненностью. Запас жизненных сил в нем ничтожен. Он чуждается реальной жизни, боится ее, ко всему равнодушен. Он умирает рано, еще в детстве. В самый последний момент два голоса зовут его к себе — голос жизни и смерти. Последний оказался более властным. Смерть Ганно во многом случайна, по неизбежна: жизненные силы иссякли в нем. Образ болезненного и в то же время талантливого Ганно (он страстно любит музыку и пытается творить) является излюбленным в творчестве Т. Манна. Те или иные разновидности «художника» будут встречаться и в дальнейшем его творчестве.

Нетрудно убедиться в том, что изображенная в романе среда хорошо знакома писателю, она родная, близкая ему, и он любовно относится к ней. Автор подчеркивает порядочность, коммерческую честность Будденброков. И все-таки критическое отношение Т. Манна к бюргерскому миру несомненно. Писатель отмечает угасание гуманистических традиций в среде бюргерства. На смену старинному бюргерству приходят новые дельцы— эгоистические, черствые и жестокие. В романе появляются эпизодические образы подобных дельцов —Хагенштремы, Кистенмакеры. На эту буржуазию нового склада Т. Манн смотрит со страхом и неприязнью.

Причины, вызвавшие угасание семьи Будденброков, представлены в романе недостаточно четко. Ясно одно, что автор не затрагивает социально-экономических факторов, вызвавших кризис буржуазного уклада. О них в пору создания романа он и не подозревал. Он склонен был частично объяснить этот процесс биологическими факторами.

Но, как отмечают исследователи, биологическая трактовка этой проблемы тоже проводится непоследовательно2. В подобных случаях писатели-натуралисты, дававшие биологическую трактовку общественных явлений, выдвигали такие факторы, как наследственность, алкоголизм, голод, нищета. В романе Т. Манна такие причины не выдвигаются. Частично элемент наследственности отмечается, когда речь идет о матери Ганно Герде, внесшей в четвертое поколение Будденброков «сомнительную» кровь. Но не это явилось решающей причиной постепенного угасания рода Будденброков. Истолкование судьбы бюргерской семьи тесно связано с философией Шопенгауэра, которым увлекался молодой писатель. Следы этого увлечения видны на страницах романа. Так, Томас Будденброк под старость делается восторженным почитателем Шопенгауэра. При освещении судеб своих героев писатель исходил из шопенгауэровского тезиса о том, что жизнь бессмысленна и жестока, что существование человека сводится к бесконечным страданиям и разочарованиям, что только в смерти жизнь обретает настоящий смысл. Таким образом, в конечном итоге причины гибели семьи Будденброков не просто биологические. Этот процесс не обусловлен никакими причинами. Для Т. Мапна в самом существовании Будденброков заложена необходимость их гибели.

Поэтому явления общественной жизни проходят мимо внимания писателя, не оказывая влияния на судьбы его героев. И даже такое важное событие, как революция 1848 г., изображается фактом незначительным, лишенным большого смысла.

«Будденброки» — широкое эпическое полотно, в котором, однако, изображен очень узкий участок действительности — бюргерская семья. В нем нет единого главного героя, вокруг которого концентрировалось бы повествование. Героями попеременно становятся то Томас, то Тони, то Ганно, реже — другие персонажи. Бюргерский род изображен обстоятельно, неторопливо, с большим количеством деталей. Там, где тот или иной герой выдвигается на первый план, дается и его углубленная психологическая характеристика.

На создание романа, по признанию самого автора, большое влияние оказала иностранная литература и прежде всего Л. Н. Толстой, который покорил его беспощадным и правдивым обличением собственнической морали, искусством психологического анализа, глубоким показом сложной диалектики человеческой души.

После «Будденброков» Т. Манн пишет ряд новел, посвященных проблеме взаимоотношения искусства и жизни, художника и буржуазной действительности. «Тристан» (Tristan, 1902) — одно из характерных его произведений в этом плане. Новелла интересна и еще в одном отношении: она свидетельствовала об отрицательном отношении художника к декадентству.

Герой ее — Шпинель, писатель модернистского склада, существо странное и смешное. Он парит в мире вычурных образов и с презрением смотрит на окружающий мир. В санатории он встретил больную женщину, жену дельца Габриэлу Клетерьян, которая кажется ему натурой художественной, не имеющей ничего общего с пошлостью жизни. Она в самом деле глубоко чувствует музыку. Вопреки запрету врачей она играет Шопена, «Тристана» Вагнера, но волнение, вызванное музыкой, ухудшает состояние ее здоровья.

Шпинель пишет резкое письмо мужу Габриэлы, в котором говорит, что Габриэла создана не для пошлой прозаической жизни, а для искусства и что муж ее не понимает Однако в столкновении приехавшего в санаторий Клетерьяна, мужа Габриэлы, и Шпинеля последний показал себя не с лучшей стороны. Клетерьяп обвинил его, и не без оснований, в трусости, в наивности. Шпинель по существу обращен в бегство.

«Тонио Крегер» (Tonio Krö ger, 1903)—одна из наиболее лиричных и психологических новелл Т. Манна. В ней также изображается конфликт художника с реальным миром, но делается это с иных позиций, чем в предыдущей новелле.

Тонио Крегер — молодой одаренный писатель, выходец из бюргерской среды. Он натура тонко чувствующая, поэтическая, но с жизнью тоже в разладе. Он видит лишь уродливые и смешные ее стороны. Тонио обречен на одиночество, так как его неохотно терпят в бюргерской среде, чувствуя, что он здесь чужой человек.

Хотя Тонио и отдает себе ясный отчет в ограниченности и примитивности бюргерского бытия, этот мир в то же время привлекает его к себе. Ему порой очень хочется жить здоровой, бездумной и беспечной жизнью, какой живут его школьный приятель Ганс Ганзен и девушка Ингеборг Хольм, но они явно сторонятся Тонио. Тонио не уверен, правильно ли он избрал литературу своим призванием. О своем душевном разладе он делится с русской художницей Лизаветой Ивановной, женщиной смелых взглядов, свободной от буржуазных предрассудков. Она нашла меткие слова, характеризующие Тонио. Она назвала его «бюргером, сбившимся с пути». В разговоре с ней Тонио говорит о своем глубоком преклонении перед русской литературой, покорившей его нравственным благородством своих идеалов.

Хотя в практической жизни Тонио не повезло и милая его сердцу Ингеборг отдает предпочтение другому, автор относится к герою совсем иначе, чем к Шпинелю. Если Шпинель смешон и жалок, то Тонио — натура возвышенная, талантливая, во многом трагическая. Занятия литературой внутренне обогащают его, делают человеком глубокой и тонкой души. Тонио, как и Ганно из «Будденброков», внутренне близок автору.

Новелла «Gladius Dei» («Меч божий», 1902) посвящена разоблачению пустоты и мишурного блеска буржуазного искусства, лишенного значительного идейного и нравственного содержания. В ней рассказывается, как в роскошный магазин, где собраны новомодные произведения искусства, является бледный юноша и требует, чтобы владелец магазина уничтожил новую картину с изображением мадонны, которая представлена чувственной и порочной женщиной. Юношу выгоняют из магазина. Но в туче, надвигающейся на город, ему видится карающий огненный меч, занесенный над растленным, пустым искусством.

Критика декадентского искусства всего сильнее звучит в новелле «Смерть в Венеции» (Der Tod in Venedig, 1911). Герой ее — прославленный писатель Густав Ашенбах, достигший вершин писательского мастерства. Его тяготит прозаичность и пошлость буржуазного бытия, но ему не удается избежать его тлетворного разлагающего влияния. Декадентские тенденции проникают в его творчество, оно приобретает черты внутренней опустошенности. Мучительно сознавая это, он тяготится жизнью и жаждет смерти, и она приходит к Ашенбаху.

Как справедливо отметила Т. Л. Мотылева, «кропотливый анализ иррациональных порочных чувств героя отчасти сближает новеллу Томаса Манна с литературой декаданса. Но основная направленность новеллы резко враждебна декадансу»3.

Во время первой мировой войны Т. Манн испытал влияние шовинистических настроений. Хотя он и не поддерживал официальной немецкой пропаганды, но его статьи и речи этого периода, вошедшие в книгу «Размышления аполитичного» (Веtrachtungen eines Unpolitischen, 1918), объективно явились оправданием войны, которая велась кайзеровской Германией. Писателю казалось, что это была война в защиту немецкой культуры против прогнившей буржуазной цивилизации.

Эти выступления были осуждены прогрессивной интеллигенцией и прежде всего Р. Ролланом, который заявил, что подобные идеи позорят человека и тем сильнее, чем этот человек значительнее. Позицию Томаса Манна осудил его брат Генрих, и на этой почве между братьями возникла длительная отчужденность.

 

Примечания

1 Цит. по статье: Мотылева Т. Л. Томас Манн (до 1918 г.). — В кн.: История немецкой литературы, т. 4, с. 479.

2 См.: Адмони В. Г., Сильман Т. И. Томас Манн. Л., 1960, с, 54.

3 Цит. по статье: Мотылева Т. Л. Томас Манн (до 1918 г.). — В кн.: История немецкой литературы, т. 4, с. 492.

ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА ВЕЙМАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

 

Великая Октябрьская социалистическая революция открыла новую эру в истории человечества. Рушились вековые устои буржуазного мира. Под влиянием всемирно-исторической победы в нашей стране развивается революционное движение в Германии. В ноябре 1918 г. вспыхивает восстание военных моряков в Киле, явившееся началом революционных выступлений по всей стране.

Хотя Ноябрьская буржуазно-демократическая революция 1918 г. была подавлена, она вызвала глубокие изменения в сознании широких слоев немецкого народа, привела к значительному полевению интеллигенции. В послевоенный период появляется большое количество стихов, прозаических, драматургических и публицистических произведений, в которых приветствовалась революция. Летом 1919 г. Ваймарское учредительное собрание приняло конституцию, которая зафиксировала упразднение монархии и установление республики. Веймарская конституция, пронизанная духом лицемерия и демагогии, закрепила господство немецкой буржуазии.

Германия 20-х гг. представляет собой арену ожесточенной классовой борьбы. С одной стороны, с усилением экономического кризиса, с ростом безработицы крепло влияние германской компартии, возглавляемой стойким марксистом-ленинцем Эрнстом Тельманом. Это подтвердилось результатами выборов в рейхстаг, в 1932 г., накануне фашистского переворота, в ходе которых коммунисты получили 6 миллионов голосов. С другой стороны, в политической жизни Германии наблюдается усиление фашистских тенденций. Компартия пыталась создать единый антифашистский фронт и выступила с «Программой национального и социального освобождения немецкого народа». Но антикоммунизм социал-демократического руководства помешал созданию единого антифашистского фронта.

Резкая поляризация классовых сил в стране находит свое отражение в острой борьбе в области философии и эстетики. В 20-е гг. большую популярность среди прогрессивной интеллигенции, связанной с рабочим движением, завоевывает учение Маркса—Энгельса—Ленина. Оно помогает передовым писателям освободиться от ложных идейно-эстетических концепций и перейти на позиции нового реалистического искусства.

В буржуазных кругах большое распространение получают реакционные философские идеи Ф. Ницше (1844—1900) и О. Шпенглера (1880—1936), явившихся непосредственными предшественниками идеологии фашизма. Яростным врагом демократии и социализма, поборником пруссачества выступил О. Шпенглер в известной книге «Закат Европы».

Особое место среди различных буржуазно-эстетических концепций занимает реакционное учение фрейдизма, возникшее на основе учения австрийского психиатра 3. Фрейда (1856—1939). Теория Фрейда является одной из тех философских систем, с помощью которых идеологи капитализма пытаются обезвредить все более нарастающий протест против буржуазного строя. Фрейд не скрывает того, что современное общество плохо, но оно, как ему кажется, и не может стать лучше, ибо никуда не годится тот «материал», из которого оно создано. Человек, по мысли Фрейда, всецело находится во власти сексуальных инстинктов. Он жаждет наслаждения, славы, ему нет дела до высоких социальных идеалов. Тем самым фрейдисты подрывают веру в возможность организации разумных общественных отношений.

В области эстетики Фрейд — один из столпов интуитивизма. Он отстаивает мысль о бессознательности художественного творчества. Поэтическая деятельность, как полагает Фрейд, есть не что иное, как сублимация, выражение сексуальной энергии. Оттесняемые разумом в бессознательную сферу, половые инстинкты, согласно теории Фрейда, рвутся наружу и находят выход в работе творческой фантазии. В связи с этим каждый художественный образ в искусстве, по Фрейду, имеет сексуальную основу, и задача исследователя состоит в том, чтобы ее обнажить. Фрейдисты отрывают литературу от жизни, отказывают ей в каком-либо общественном служении. Именно в этом главная популярность интуитивистских теорий в буржуазном обществе. Писатель, утверждают интуитивисты, успешно творит только тогда, когда он забывает о всяких общественных, политических целях. Эстетика интуитивизма (Фрейд, Бергсон, Кроне) оказала определенное влияние на писателей, сводящих творчество к «потоку сознания» (Пруст, Саррот, Джойс и др.). Отзвуки интуитивистских идей слышны в произведениях некоторых современных западногерманских художников слова (Кеппен).

В немецкой литературе 20-х гг. также нет единства. В ней соседствуют, борются друг с другом различные направления. Большую популярность в Германии в период Веймарской республики приобрело творчество экспрессионистов с его ярко выраженной антивоенной направленностью. Широко известны были драмы Г. Кайзера, В. Газенклевера, Э. Толлера, лирика И. Бехера, романы Л. Франка. Экспрессионисты выпустили поэтическую антологию «Друзья человечества. Поэзия мировой революции» (1919), в которой приветствовалась революция, истолковываемая экспрессионистами по-своему.

В эти годы в Германии возникает реваншистская, националистическая литература. Ее зачинателями стали Э. Юнгер, Э. Двингер, Э. Кольбенхойер, Г. Гримм, автор пресловутого романа «Народ без пространства» (1926). Это название позднее стало крылатой формулой нацистских пропагандистов, обосновавших «право» Германии на завоевание чужих земель.

Продолжается творчество крупнейших писателей критического реализма — Т. Манна, Г. Манна, Фейхтвангера, Келлермана, Франка, Фаллады. В их произведениях содержится острая критика буржуазного общества. Некоторые из этих писателей выступают против нарастающей угрозы фашизма (образ Нафты в «Волшебной горе» Т. Манна, его же новелла «Марио и волшебник», роман Фейхтвангера «Успех»).

В 20-е гг. получает широкое распространение антивоенная литература, наиболее яркими представителями которой стали А. Цвейг («Спор об унтере Грише»), Ремарк («На Западном фронте без перемен»).

Во второй половине 20-х гг. формируется революционная пролетарская литература, в ряды которой вливаются представители левого крыла экспрессионистов.

В 1929 г. создается Союз пролетарско-революционных писателей, председателем которого был избран Бехер. В работе учредительного съезда примяло участие 150 литераторов. Печатным органом этого Союза стал журнал «Поворот влево» (Die Linkskurve).

В 1930 г. Бехер и Зегерс представляли немецкую пролетарскую литературу на Втором интернациональном конгрессе революционной литературы, собравшемся в Харькове.

Пролетарские писатели не сразу выработали свой художественный метод. На первых порах они отдают дань схематизму, плакатности, абстрактности, натурализму.

Во второй половине 20-х гг. Бехер подходит к пониманию ленинского принципа партийности литературы. Как литературный критик, он выступает за реализм. Он рассматривает новую литературу как наследницу лучших художественных завоеваний немецкого народа. Все это содействовало формированию литературы социалистического реализма в Германии. Союз пролетарских писателей стал в те годы одним из влиятельных и активных отрядов революционных писателей капиталистических стран.

ЭКСПРЕССИОНИЗМ

 

Экспрессионизм явился широким идеологическим течением, имевшим место в разных сферах культуры: в литературе, живописи, театре, музыке, скульптуре. Он был порождением бурных социальных потрясений, пережитых Германией в первой четверти XX в. Как направление экспрессионизм возник перед первой мировой войной и сошел с литературной арены в середине 20-х гг. 10—20-е гг. нашего столетия называют «экспрессионистским десятилетием».

Экспрессионизм стал своеобразным творческим ответом немецкой мелкобуржуазной интеллигенции на те острейшие проблемы, которые выдвинули мировая война, Октябрьская революция в России и Ноябрьская революция в Германии. На глазах у экспрессионистов рушился старый мир и рождался новый. Писатели все острее начинали осознавать несостоятельность капиталистического строя и невозможность общественного прогресса в рамках этого строя. Искусство экспрессионистов носило антибуржуазный, бунтарский характер. Однако обличая капиталистический уклад жизни, экспрессионисты противопоставили ему абстрактную, расплывчатую социально-политическую программу и идею о духовном возрождении человечества.

Далекие от подлинной пролетарской идеологии, экспрессионисты пессимистически смотрели на действительность. Крушение буржуазного миропорядка воспринималось ими как последняя точка мировой истории, как конец мира. Кризис буржуазного сознания, ощущение грядущей катастрофы, несущей гибель человечеству, отражается во многих произведениях экспрессионистов, особенно накануне мировой войны. Это явственно ощущается в лирике Ф. Верфеля, Г. Тракля и Г. Гейма. «Конец мира» — таково название одного стихотворения Я. Ван Годдиса. Этими настроениями пронизана и остро сатирическая драма австрийского писателя К. Крауса «Последние дни человечества», созданная после войны.

Общей философской базой экспрессионизма стали идеалистические учения Гуссерля и Бергсона, оказавшие ощутимое влияние на философско-эстетические воззрения писателей-экспрессионистов.

«Не конкретность, а абстрактное представление о ней, не действительность, но дух — таков основной тезис эстетики экспрессионизма» 1. Экспрессионисты рассматривали искусство прежде всего как самораскрытие «творческого духа» художника, который равнодушен к отдельным фактам, деталям, приметам конкретной действительности. Автор выступал как толкователь событий, он стремился прежде всего выразить свое собственное отношение к изображаемому в страстной, взволнованной форме. Отсюда глубокий лиризм, субъективность, характерная для всех жанров экспрессионистской литературы.

Эстетика экспрессионизма строилась на последовательном отрицании всех предшествующих литературных традиций, особенно натурализма и импрессионизма — его непосредственных предшественников. Полемизируя со сторонниками натурализма, Э. Толлер писал: «Экспрессионизм хотел большего, чем фотография... Реальность должна была быть пронизана светом идеи». В противовес импрессионистам, непосредственно фиксировавшим свои субъективные наблюдения и впечатления от действительности, экспрессионисты стремились нарисовать облик времени, эпохи, человечества. Поэтому они отвергали правдоподобие, все эмпирическое, стремясь к космическому, универсальному. Их метод типизации был абстрактным: в произведении выявлялись общие закономерности жизненных явлений, все частное, индивидуальное опускалось. Жанр драмы, например, подчас превращался в своеобразный философский трактат. В отличие от натуралистической драмы человек в драматургии экспрессионистов был свободен от детерминирующего воздействия среды. В драме отсутствовали реальное разнообразие жизненных противоречий и все то, что связано с неповторимой индивидуальностью. Герои драм часто не имели имени, а обладали только классовыми или профессиональными признаками.

Но решительно отвергая в своих декларациях все традиционные художественные формы и мотивы, экспрессионисты на самом деле продолжали некоторые традиции предшествовавшей литературы («Бури и натиска», Бюхнера, Уитмена, Стриндберга).

Литературе экспрессионизма присущи напряженная динамичность, резкие диссонансы, патетика и гротеск.

Общая эстетическая платформа экспрессионизма объединяла самых разных по своим политическим убеждениям и художественным вкусам писателей: от И. Бехера и Ф. Вольфа, связавших позже свою судьбу с революционным пролетариатом, до Г. Йоста, ставшего затем придворным поэтом третьего рейха.

Внутри экспрессионизма можно наметить два направления, противоположных по своим идейно-эстетическим позициям. Писатели, демонстративно подчеркивавшие свой аполитизм, равнодушие к злободневным общественным проблемам, группировались вокруг журнала «Штурм (Der Sturm). Левые экспрессионисты («активисты»), связанные с журналом «Акцион» (Aktiоп), декларировали и последовательно отстаивали лозунг социальной миссии художника. Театр рассматривался ими как трибуна, кафедра проповедника, а поэзия — как политическое воззвание. Социальная устремленность и подчеркнутая публицистичность— характерная особенность «активистов», наиболее значительных художников экспрессионизма: И. Бехера, Ф. Вольфа, Л. Рубинера, Г. Кайзера, В. Газенклевера, Э. Толлера, Л. Франка, Ф. Верфеля, Ф. Унру. Размежевание между этими двумя группами экспрессионистов было вначале незаметным, более четко оно обозначилось во время мировой войны и революции. Пути многих левых экспрессионистов в дальнейшем разошлись. Бехер и Вольф стали основоположниками литературы социалистического реализма в Германии. Г. Кайзер, Газенклевер, Верфель отошли от революционных устремлений, характерных для раннего этапа их творчества.

Война была воспринята экспрессионистами как всемирная катастрофа, как бедствие, обнаружившее моральное падение человечества.

Защищая человеческие ценности, экспрессионисты выступили против милитаризма и шовинизма,, Леонгард Франк, например, в сборнике новелл «Человек добр» (Der Mensch ist gut, 1917), название которого стало лозунгом-девизом многих экспрессионистских произведений, страстно осуждал войну и призывал к действию. Столь же решительно заклеймил империалистическую бойню в драме «Род» (Ein Geschlecht, 1918—1922) Ф. Унру. Одновременно он попытался дать свое гуманистическое представление о будущем человечества. Но идеи Унру, как и других экспрессионистов, были утопичны и отвлеченны. Бунт носил индивидуалистический характер, а писатель ощущал себя одиночкой.

В произведениях большинства экспрессионистов война представлена как всеобщий ужас, она воссоздана в абстрактно-аллегорических картинах. Смутные грандиозные образы свидетельствуют о том, что экспрессионисты не поняли подлинных классовых причин возникновения войны. Но постепенно у наиболее радикальных экспрессионистов антивоенная тема связывается с темой революции и борьбы народных масс против капиталистического рабства за свое освобождение. Не случайно именно эти поэты восторженно приветствовали Октябрьскую революцию. Бехер пишет стихотворение «Привет немецкого поэта Российской Социалистической Федеративной Республике». Со стихотворением Бехера перекликается «Послание» Рубинера.

Ноябрьскую революцию в Германии экспрессионисты встретили с воодушевлением, хотя и не поняли необходимости революционного насилия в борьбе с контрреволюцией. В произведениях экспрессионистов поэт, интеллигент играет большую роль, чем восставший революционный народ.

В 1923—1926 гг. происходит постепенный распад экспрессионизма как направления. Он сходит с литературной арены, на которой господствовал в течение полутора десятилетий.

На всех этапах развития экспрессионизма социальная драма рассматривалась его теоретиками как ведущий жанр, отвечавший общественно-политическим и литературно-философским идеям нового направления.

Одним из зачинателей экспрессионистской драматургии был Вальтер Газенклевер (Walter Hasenclever, 1890—1940), опубликовавший в 1914 г. драму «Сын» (Der Sohn). Драматург выбирает характерную для экспрессионистов тему борьбы между отцом и сыном. Этот конфликт трактовался у Р. Зорге в драме «Нищий», у А. Броннена в пьесе «Отцеубийца» и т. д. Газенклевер придает конфликту обобщенный характер, выражая типичные идеи левого экспрессионизма.

Герой драмы изображается как представитель передового человечества, выступающий против старого реакционного мира, олицетворением которого является отец-тиран.

Идеалистическое осмысление действительности не дало Газенклеверу возможности раскрыть основные общественные конфликты эпохи. Идеи автора воплощены в абстрактных образах-символах, иллюстрирующих заранее сформулированные тезисы. Драма «Сын», написанная накануне мировой войны, передавала тревожные мысли, характерные для передовой интеллигенции тех лет.

Антивоенная тема звучит в драме «Антигона» (Antigona, 1917), написанной по мотивам софокловской трагедии. Газенклевер насыщает древнегреческий сюжет остро злободневной проблематикой. Жестокий правитель Креонт напоминает Вильгельма II, а Фивы — империалистическую Германию. Антигона со своей проповедью гуманизма резко противостоит тирану Креонту. Народ изображен в пьесе как инертная, пассивная сила, неспособная сокрушить реакционный режим.

После поражения Ноябрьской революции, трагически воспринятого Газенклевером, из его творчества исчезает социальная тематика.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-11; Просмотров: 334; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.073 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь