Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Ганс Фаллада (Hans Fallada, 1893—1947)



 

Ганс Фаллада — псевдоним талантливого писателя Рудольфа Дитцена. Он выходец из семьи судейского чиновника, человека сурового, педантичного, задавленного мещанскими предрассудками. Довольно рано будущий писатель почувствовал, что ему не по себе в черствой и бездушной обстановке семьи. Уйти от постылой жизни, забыть ее ему помогают книги. В написанной позже очень поэтичной книге о годах детства и юности «В те далекие времена у нас дома» (Damals bei uns daheim, 1941). писатель так " вспоминал о своем увлечении чтением:

«В одиннадцать или двенадцать лет я приобщился к Флоберу и Золя, Доде и Мопассану! Эротическое я не понимал и пропускал его, но какой неожиданный мир открылся для меня!.. Затем я открыл Чарлза Диккенса, и я еще и сейчас читаю и перечитываю его «Копперфилда» с увлечением. Как только я вспоминаю об этих книгах, которые я открыл для себя, я чувствую— они постоянно живут во мне. И, конечно, русские — «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы»1.

Жизнь Фаллады была трудной: он испытал и муки безработицы, и перебивался на грошовой работе, и даже побывал за небольшую растрату в тюрьме. По личному опыту ему хорошо известна тяжкая участь «маленького человека» в буржуазном обществе, который станет главным героем его произведений. Впоследствии в автобиографической заметке «Как я стал писателем» Фаллада отмечал, что важную роль в его писательской судьбе сыграла близость к народу.

Мировоззрение Фаллады отличается большой противоречивостью. Он подвергал острейшей критике собственнический мир как мир несправедливый, негуманный, обрекающий «маленького человека» на невыносимые страдания. Но писатель не видел никакого выхода, никакой перспективы, и это накладывало мрачный отпечаток на его миропонимание и творчество. Фаллада оставался глухим к революционному движению своего времени, чуждался политики.

Его книги начали появляться в печати в 20-х гг., но первое признание принес ему роман «Крестьяне, бонзы и бомбы» (Bauern, Bonzen und Bomben, 1931), в котором описано восстание задавленных налогами крестьян провинции Гольштейн, происходившее в 1929 г. Фаллада присутствовал в качестве репортера на судебном процессе, где разбиралось дело гольштейнских повстанцев. Все услышанное настолько потрясло его, что он решил написать об этом книгу. Вымысел сочетался в ней с документальностью репортажа. Восстание крестьян было подавлено, а его участники жестоко наказаны. Все симпатии автора — на стороне повстанцев, изображаемых им жертвами социальной несправедливости. Однако писатель почти полностью обходит вопрос о политических целях и характере восстания. С фаталистической обреченностью он приходил к выводу о том, что положение крестьян невыносимо, но такова жизнь, и все попытки изменить ее к лучшему ни к чему хорошему не приведут.

В этом романе Фаллада выступает прекрасным рассказчиком, художником, который создает жизненно достоверные характеры.

Широкую писательскую известность принес Фалладе роман «Что же дальше, маленький человек? » (Kleiner Mann —was nun? 1932), переведенный на многие иностранные языки и дважды экранизированный.

Заслуженный успех этого произведения объяснялся тем, что автор необычайно проникновенно изобразил драматическую судьбу «маленького человека», который живет в чужом и враждебном ему мире, раздираемом непримиримыми противоречиями. Герой Фаллады выглядит затравленным и беспомощным перед лицом непонятной ему общественной стихии. Автор с большой тонкостью и наблюдательностью умел живописать душевный мир, психологию «маленького человека», издерганного жизнью и растерянного.

Героями романа выступают Иоганнес Пиннеберг и его возлюбленная Лемхен. Они мечтают о маленьком, скромном счастье — иметь работу и семью, — но никак не могут избавиться от нищеты и изнурительной борьбы с враждебным и безжалостным обществом.

Отчаянная борьба за существование, в ходе которой Пиннеберга унижают, оскорбляют, попирают его человеческое достоинство, делают его пугливым и робким.

С большим трудом ему удается поступить продавцом в магазин готового платья. Но постоянный страх оказаться безработным, жить в нищете, когда появился ребенок, парализует волю Пиннеберга. Этот жалкий одиночка унаследовал от мещанской среды, из которой он вышел, многие ее предрассудки. Будучи бедняком, он сторонится людей своего круга, не проявляет к ним никакого сочувствия.

Важную роль в замысле романа писатель придавал образу Лемхен. Она на голову выше своего мужа, более стойкая и волевая натура, поддерживающая его в самые трудные моменты, когда тот утрачивает веру в свои силы и способности. Лемхен родилась в рабочей семье, уровень ее сознания выше, чем у Пиннеберга; она ненавидит богачей, считая их виновниками многих бед, с сочувствием отзывается о коммунистах.

Но Лемхен тоже многое неясно. Она также не знает, что делать «маленькому человеку». Вопрос, поставленный в заголовке романа, остался по существу без ответа. «Писатель горячо и искренне сочувствовал своим героям и всем объективным содержанием романа обвинял капиталистический строй в бесчеловечности. Однако в тех выводах, которые он делал из жизненного материала... он не очень высоко поднимался над уровнем политического сознания своих героев», — писал Б. Л. Сучков2.

Еще более мрачный и безнадежный колорит господствует в романе «Кто однажды отведал тюремной похлебки...» (Wer emmal aus dem Blechnapft friß t..., 1934). Герой его Вилли Куфальт во многом близок Пиннебергу. Это тоже «маленький человек», с которым судьба обошлась еще более сурово. Куфальт — правонарушитель, посаженный за растрату в тюрьму. Отсидев положенный срок, он вышел на свободу с решением жить по-другому, честно. Но на него и ему подобных смотрят с недоверием, как на закоренелых преступников.

Куфальт согласен на любую работу, но одна неудача за другой обрушивается на голову этого задавленного жизнью человека. Ему не удалось и личное счастье, так как любимая им девушка не решилась соединить с ним свою судьбу, узнав о его прошлом. Он лишается работы, квартиры. Он обречен. Надежды на честную жизнь рушатся. Кто однажды отведал тюремной похлебки, гласит народная молва, тот снова будет есть ее. И Куфальт, совершив кражу, вновь оказывается за решеткой.

Образ Куфальта, оказавшегося в тюрьме, глубоко символичен. И символика эта — мрачная, безнадежная. Буржуазное общество — это тюрьма, из которой тщетно стараются вырваться несчастные люди.

В годы фашистской диктатуры Фаллада оставался в Германии. Он не поддерживал гитлеризма и находился, подобно Келлерману, в своеобразной «внутренней эмиграции». Но не принимая нацистской идеологии, он не боролся против фашизма, пытаясь сохранить подобие какого-то нейтралитета. Нацисты относились к Фалладе с недоверием: гуманизм писателя находился в противоречии с их человеконенавистнической идеологией. Его роман «Кто однажды отведал тюремной похлебки...» был запрещен, как и некоторые другие его книги, а сам писатель в 1933 г. оказался за решеткой за «неуважение» к режиму.

Как ни пытался Фаллада сохранить свою писательскую независимость, атмосфера фашистской Германии неблагоприятно сказалась на его творчестве. Реализм его произведений слабеет, социальная проблематика глохнет, усиливаются черты сентиментальной идиллии, натурализма. Это относится к его романам «Старое сердце отправляется в путь» (Altes Herz geht auf die Reise, 1936), «Маленький человек — большой человек, все перемешалось» (Kleiner Mann —groß er Mann, alles vertauscht, 1939), «Человек стремится вверх» (Ein Mann will hinauf, 1943, изд. 1953).

В числе немногих произведений этой поры, в которых писателю удалось достичь высокого реалистического мастерства, в первую очередь следует назвать роман «Волк среди волков» (Wolf unter Wö lfen, 1937). Это произведение представляет собой широкое эпическое полотно, изображавшее Германию 1923 года, одного из драматических моментов современной немецкой истории. Это год так называемого Рурского кризиса, еще больше подорвавшего разоренное войной хозяйство страны, усилившего послевоенную инфляцию, год мюнхенского «пивного путча», предпринятого национал-социалистами.

Обличение собственнического мира и его морали дано в этом романе острее и глубже, чем в предыдущих произведениях. Буржуазное общество уподобляется волчьей стае, где нет места чувству гуманности, сострадания. Закон джунглей заставляет каждого думать только о себе, о своей выгоде. Богатых мало печалит, что миллионы живут в нужде. Перед соображениями выгоды глохнут даже родственные чувства. Помещик фон Тешов разоряет собственного зятя Праквица, его не останавливает мысль о том, что это принесет страдания его дочери Эве фон Праквиц, Мало беспокоит это и госпожу фон Тешов.

Не лучше них и сама Эва, для которой личное благополучие превыше всего.

Большой интерес представляет образ лейтенанта Фрица, одного из главных героев романа. Он один из тех авантюристов, с помощью которых Гитлер в 1923 г. организовал фашистский путч и пытался прийти к власти, но потерпел неудачу.

Фриц —эгоист и отщепенец, предстающий вначале в ореоле таинственности. Он скрывается в лесу и участвует в подготовке тайных складов оружия для предстоящего путча. Писатель показал подлинное лицо этого «героя» — нравственно опустошенного человека, труса и развратника. Затея с путчем оказалась обреченной, что подчеркнуто и фактом самоубийства Фрица после провала путча.

Развенчивая Фрица, писатель косвенно выносил приговор современным фашистам, хотя, по понятным причинам, делал это очень осторожно, маскируя свой замысел.

В романе «Волк среди волков» особенно наглядно проявилась сила и слабость реализма Фаллады. С одной стороны, это беспощадное и правдивое обличение уродства собственнического мира, с другой— незнание путей выхода из тупика, в котором оказалось буржуазное общество. Критика этого мира никогда не перерастает у Фаллады в отрицание буржуазного уклада. Речь, следовательно, идет лишь о путях улучшения этой системы, о возможности излечить ее от роковых недугов. И те пути, которые рекомендует автор, являются чистейшей утопией. Ом призывает к нравственному совершенствованию, самовоспитанию, к тому, чтобы люди были взаимно добры, гуманны, чистосердечны. Так начинают поступать в романе Пагель, Аманда Бакс и некоторые другие.

Творческий путь Фаллады завершает роман «Каждый умирает в одиночку» (Jeder stirbt fur sich allein, 1947), написанный после разгрома гитлеризма.

В этом романе писатель впервые получил возможность высказать свое откровенное мнение о фашизме и той роковой роли, которую он сыграл в судьбе немецкого народа.

Сильное впечатление оставляет воссозданная в романе атмосфера подозрительности и доносов, господствовавшая в фашистском рейхе, где, по словам писателя, «весь воздух провонял предательством».

В этой гнусной атмосфере блаженствовали многочисленные нацисты всех рангов: Бальдур Перзике, его отец, шпик Боркхаузен, обергрунпенфюрер Праль и др. Эти подонки готовы на любую жестокость и гнусность.

В центре внимания писателя — супруги Отто и Айна Квангель, два пожилых человека, вставших на путь сопротивления. Тема антифашистской борьбы была новой для писателя и представляла известные трудности.

Автор правдиво раскрыл характер Отто, обстоятельно проследил особенности труда и жизни этого столяра-краснодеревщика, человека сдержанного, несколько суховатого и замкнутого, но честного и мужественного. До поры до времени Квангель пребывал в состоянии духовной апатии, не отдавая себе отчета в происходящем вокруг него. Но с некоторых пор, особенно после гибели сына, он все чаще стал замечать факты насилия, бесчинств, несправедливости, творимых нацистами, Квангель упорно старается разобраться в смысле происходящего и постепенно приходит к мысли о необходимости бороться с варварским режимом. Он ни с кем не связан, у него нет никакого опыта подпольной борьбы, и действует он подчас наивно и неумело, разбрасывая вместе с женой открытки с призывами бороться против Гитлера.

Арестованный гестаповцами, Отто проявляет нравственную стойкость и мужество. Палачи не сломили этого скромного человека, с достоинством встретившего смерть.

При всем трагизме в романе ощущается новый для творчества Фаллады проблеск оптимизма, вселяющий надежду на лучшее будущее. Как бы ни преуспевали гитлеровцы в нравственном растлении немцев, не может погибнуть народ, который выделяет из своей среды таких людей, как Отто Квангель.

Отто — новый, героический вариант темы «маленького человека», но есть в романе и другой вариант, отнюдь не героический. Писатель показывает людей, которые не принимали сторону гитлеровцев, не совершали зверств, стараясь остаться в стороне и сохранить нечто вроде нейтралитета. Но насколько призрачен такой нейтралитет, хорошо видно на судьбе Энно Клуге, который в конце концов становится пособником гитлеровцев.

Если раньше писатель с явной симпатией рисовал «маленького человека», иногда идеализировал его, то в данном случае он изображен без всяких прикрас, подчеркнуто сниженно. Энно — мало примечательная личность, мелкий паразит.

Появление романа «Каждый умирает в одиночку» свидетельствовало о начавшемся идейно-художественном подъеме в творчестве Фаллады, но преждевременная смерть оборвала жизнь писателя.

Лучшие романы Фаллады занимают видное место в немецкой литературе критического реализма 30—40-х гг.

 

 

Примечания.

1 Цит. по кн.: Сучков Б. Л. Лики времени, М., 1969, с. 158—159.

2 Сучков Б. Л, Лики времени, с. 181.

ЛИТЕРАТУРА АНТИФАШИСТСКОЙ ЭМИГРАЦИИ

 

Когда в январе 1933 г. Гитлер пришел к власти, в Германии, по словам Г. Димитрова, воцарились «звериный шовинизм..., правительственная система политического бандитизма, система провокаций и пыток в отношении рабочего класса и революционных элементов крестьянства, мелкой буржуазии и интеллигенции... средневековое варварство и зверство»1.

С самого начала фашисты показали себя врагами культуры. 10 мая 1933 г. на площадях Берлина и ряда других немецких городов было устроено массовое сожжение книг революционных политических деятелей и прогрессивных писателей. В кострах горели книги К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, М. Горького, Г. Манна, Э. М. Ремарка, И. Бехера и др. Гитлеровцы начали преследование передовых деятелей немецкой культуры. В концлагерях оказались В. Бредель, Л. Ренн, Б. Апиц, К- Грюнберг и многие другие. Э. Мюзам был замучен в концлагере, К- Осецкий умер от жестокого лагерного режима. А такие известные писатели, как Г. Манн, Т. Манн, А. Деблин, Г. Кайзер, Б. Келлерман, были исключены из Прусской академии.

В знак протеста против фашистского варварства Германию покинули около 250 наиболее крупных деятелей литературы и искусства. Из известных писателей в Германии остались лишь Гауптман, Келлерман и Фаллада, но и они вынуждены были отойти от активного творчества. Они оказались в состоянии «внутренней эмиграции», уклонялись от сотрудничества с фашистами.

Во главе подпольной антифашистской борьбы стояла Коммунистическая партия Германии. Она подверглась самым жестоким преследованиям. В тюрьме и концлагерях оказались ее мужественный руководитель Эрнст Тельман и множество других коммунистов.

Вскоре после прихода Гитлера к власти в Германии возникают подпольные антифашистские группы, руководимые, как правило, коммунистами. Крупнейшей подпольной организацией была группа Шульце-Бойзена. В ее состав входило немало коммунистов. Только в 1942 г., после длительной подпольной деятельности, эта группа, прозванная «Красной капеллой», была раскрыта. Большинство ее членов было арестовано и казнено. В числе подпольщиков этой группы находился писатель А. Кукхоф.

Только после разгрома фашизма стала известна подпольная литература Сопротивления — антифашистская лирика К. Шнога, А. Кукхофа, Э. Гинкеля, А. Гаусгофера, М. Хухеля, О. Лерке, прозаические произведения К- Грюнберга, В. Крауса, И. Зига.

Но самые значительные и влиятельные произведения антифашистской литературы были созданы в эмиграции, хотя жизнь «под чужим небом» была во многих случаях тяжелым испытанием, и не все писатели выдерживали ее. Покончили самоубийством Толлер, Газенклевер, Тухольский, австрийский писатель С. Цвейг.

После начала второй мировой войны писатели-эмигранты в ряде стран были интернированы. Во французских концлагерях томились Вольф, Фейхтвангер, Хермлин, опасавшиеся выдачи в руки гестаповцев; в Англии находились в заключении Куба и Циммеринг.

Но все-таки в условиях эмиграции создается боевой антифашистский фронт деятелей немецкой культуры, в котором писатели самых разных взглядов находят общий язык с коммунистами. Ярким фактом проявления единства антифашистских сил явился Парижский конгресс в защиту культуры от фашистского варварства (1935), в работе которого приняли участие выдающиеся деятели искусства и литературы многих стран мира. Ряд крупнейших немецких писателей (Г. Манн, Л. Фейхтвангер, А. Цвейг и др.) поддержали инициативу Компартии Германии о создании немецкого антифашистского фронта. Большую роль в его создании сыграл Г. Манн, возглавивший инициативный комитет. Он выступил с рядом статей, в которых призывал к развертыванию широкой антифашистской борьбы («Рождение Народного фронта», «Цели Народного фронта», «Борьба Народного фронта»).

Большое значение в консолидации сил писателей-антифашистов имела немецкая периодическая пресса за рубежом. Антифашистские издательства работали в Москве, Праге, Лондоне, Амстердаме. Немецкие книги печатались во многих странах, но главным образом в Советском Союзе, где работали Бехер, Вольф, Вайнерт, Ф. Эрпенбек, А. Курелла и др.

Первым откликом на захват Гитлером власти была антифашистская публицистика («Ненависть», 1933 и «Настанет день», 1936, Г. Манна, «Тельман и Гитлер» Зегерс и др.).

Затем создаются такие известные антифашистские художественные произведения, как «Испытание» и «Твой неизвестный брат» Бределя, «Под властью Гитлера» и «Немецкий танец смерти» Бехера, «Оцененная голова» и «Седьмой крест» Зегерс, «Профессор Мамлок» Вольфа, «Страх и отчаяние в Третьей империи» Брехта, «Семья Оппенгейм» Фейхтвангера.

В творчестве писателей-антифашистов находит широкий отклик освободительная борьба других народов. О восстании австрийских рабочих-шуцбундовцев пишут Зегерс («Путь через февраль», 1935), Вольф («Флоридсдорф», 1935) и др. Ряд немецких писателей сражаются против фашистских мятежников Франко в рядах интернациональных бригад в Испании (Вайнерт, Бредель, Ренн, Б. Узе, Э. Клаудиус, Э. Э. Киш, Г. Мархвиц и др.) и создают произведения о героической борьбе испанского народа.

Своеобразным откликом на проблемы современности стала историческая тематика, получившая широкое распространение в антифашистской литературе. В произведениях на исторические темы писатели затрагивали проблемы гуманизма и демократии, культурных ценностей, роли личности и народа в борьбе за прогресс. К наиболее известным произведениям этого рода относятся «Иосиф и его братья» и «Лотта в Веймаре» Т. Манна, романы Г. Манна о Генрихе IV, «Иудейская война» Фейхтвангера, «Бомарше» Вольфа, «Жизнь Галилея» и «Мамаша Кураж» Брехта, «Лютер» Бехера.

Самое широкое отражение в антифашистской литературе находят события второй мировой войны («Мертвые остаются молодыми» Зегерс, «Симона» Фейхтвангера, «Лидице» Г. Манна, «Битва за Москву» Бехера, «Швейк во второй мировой войне» Брехта, стихи, листовки Вайнерта и др.).

Большое значение в антифашистской литературе приобрел социальный роман. Творчество таких мастеров романа, как Г. Манн, Т. Манн, Фейхтвангер, А. Цвейг, Франк, Келлерман, Фаллада, Ремарк, Зегерс и других писателей привлекает глубиной и оригинальностью постановки социальных проблем и высоким художественным мастерством. Широкое признание во многих странах получила драматургия Брехта, Вольфа и поэзия одного из крупнейших поэтов XX в. Бехера.

 

Примечания.

1 Димитров Г. Наступление фашизма и задачи Коминтерна в борьбе за единство рабочего класса, против фашизма. М., 1935, с. 9.

Генрих Манн (после 1918 г.)

 

В связи с обострением общественных противоречий в послевоенной Германии, особенно под влиянием инфляции и разорения широких слоев немецкого народа, усиливается духовный кризис Г. Манна. Он проявляет все больше сомнений в возможностях буржуазного парламентаризма. Критика писателем правящих кругов буржуазной Германии становится заметнее, что сказалось в романе «Голова» (Der Kopf, 1925), завершающем трилогию «Империя».

В этом романе изображена Германия на рубеже XIX и XX вв., когда она готовилась вступить в беспощадную борьбу за передел мира, за новые колонии. С этой целью Германия быстро вооружалась, создавала сильную армию и морской флот.

«Голова» — роман антивоенный, но антивоенная тема разрабатывается в нем по-особому. Г. Манна интересуют прежде всего социальные причины, вызвавшие войну, он показывает те общественные круги, которые были заинтересованы в захватнической войне — промышленных и финансовых магнатов. Они представлены в романе в первую очередь пушечным королем Кнаком, прообразом которого явился Крупп.

Говоря о замысле своего произведения, Г. Манн заметил: «Голова» — роман, который в эпоху, непосредственно предшествующую войне, прежде всего показывает ответственность за нее тяжелой и военной промышленности» 1.

Автор беспощадно срывал маски с хищников, подлинных хозяев кайзеровской Германии, которые вершили судьбами страны еще со времен Веймарской республики, предпочитая, правда, держаться в тени. Г. Манн, питавший некоторые иллюзии относительно республиканского строя, все яснее ощущал его антинародную сущность.

Книга носила довольно мрачный, пессимистический характер, объяснявшийся неверием писателя в скорое освобождение немецкого народа.

Писатель всегда проявлял интерес к судьбам буржуазной интеллигенции. Эта тема поставлена и в романе «Голова», в котором показана трагическая судьба интеллигентов Терра и Мангольфа. Жалкие одиночки, оторванные от народа, они приходят к нравственной опустошенности и самоубийству.

К роману «Голова» примыкает новелла «Кобес» (Kobes, 1925), которая представляет, по словам Ст. Хермлина, «наиболее яркое изображение сущности империалистического предпринимательства в мировой литературе».

Образ империалистического хищника Кобеса, сосредоточившего в своих руках огромную власть, безжалостно попирающего простых людей, рисуется писателем в лихорадочной, экспрессионистской манере. Персонажи новеллы отмечены несколькими резко гротескными чертами. Кобес — некое подобие вампира, невидимого и страшного, сосущего кровь множества людей.

Во второй половине 20-х гг. Г. Манн создает ряд романов: «Мать Мария» (Mutter Marie, 1927), «Евгения, или Эпоха бюргерства» (Eugenie oder die Bü rgerzeit, 1928), «Большое дело» (Die grope Sache, 1930), а также новеллы, литературно-критические и публицистические статьи. Для этих романов характерно тяготение к остро драматическим, порой авантюрным ситуациям. Желая добиться широкой доступности своих романов, писатель сочетает значительное социальное содержание с увлекательной, нередко детективной интригой.

В эти годы Г. Манн проявляет большой интерес к кинематографу как одному из наиболее массовых искусств. Он выступает за то, чтобы достижения кино были использованы в литературе. Традиционная форма, по его мнению, выиграет, если воспримет уроки киноискусства. Роман XIX в. с его обстоятельными описаниями, обилием подробностей и деталей не совсем приспособлен к отражению бурной, стремительной жизни XX в. У кино больше возможностей в этом отношении. Поэтому Г. Манн сводит до минимума описания и выдвигает на первый план действие, драматизм событий.

Одна из часто затрагиваемых проблем в его произведениях— судьба буржуазного общества, человечества в целом. В условиях частичной стабилизации капитализма у писателя снова оживают иллюзии относительно мирного перерождения капитализма, хищнический характер которого по-прежнему неприемлем для Г. Манна. Он продолжает оставаться на позициях буржуазного парламентаризма, считая нежелательным для Запада революционные пути преобразования общества.

Г. Манн с симпатией присматривается к жизни молодой Советской России, проявляет интерес к идеям социализма, но процесс идейной эволюции проходит в мучительных противоречиях. Он еще не готов к признанию социалистической революции. Однако участие в массовом антифашистском движении способствовало его переходу от гуманизма буржуазного к гуманизму социалистическому, пролетарскому.

Поворотным моментом в идейно-художественном развитии Г. Манна явились 30-е гг. После захвата власти гитлеровцами резко возрастает общественно-политическая активность писателя, который страстным пером публициста сразу же заклеймил разбойничью клику Гитлера. Буквально через несколько месяцев после фашистского переворота выходит сборник его публицистических статей «Ненависть» (Der Haß, 1933), а затем публицистические книги «Настанет день» (Es kommt der Tag, 1936), «Мужество» (Mut, 1939).

В эмиграции Г. Манн сближается с виднейшими деятелями мирового антивоенного и антифашистского движения — Барбюсом, Ролланом, Ж-Р Блоком, с немецкими писателями-коммунистами, особенно с Бехером. Все большее внимание писателя привлекает литературная и общественная деятельность Горького, которого он называет «властителем дум».

Г. Манн становится виднейшим деятелем антифашистского движения, представляя на мировых конгрессах передовую немецкую культуру. Он возглавляет комитет немецкого Народного фронта, созданного в эмиграции с целью объединения всех демократических сил Германии для борьбы против фашизма, вступает в контакт с руководством Коммунистической партии Германии, с отдельными участниками немецкого подпольного антифашистского движения.

В 1937 г. в предисловии к русскому изданию романа «Голова» И. Бехер дал очень высокую оценку той роли, которую сыграл Г. Манн в консолидации прогрессивных сил немецкой культуры: «В разрешении той огромной задачи, которая стоит перед немецкими антифашистскими писателями в эмиграции, Генрих Манн по своим заслугам занимает первое место... Он представляет в борьбе с озверелым фашизмом совесть всех честных немцев, является мощным рупором всех тех, кто искрение и честно привержен делу мира».

Публицистика 30-х гг. направлена прежде всего против фашизма, против правителей третьего рейха. С большим искусством писатель рисует сатирические портреты Гитлера, Геринга, Геббельса и др.

Много внимания в своих статьях он уделяет вопросу создания единого антифашистского фронта и особенно единству действий немецкого пролетариата. Совместные действия с коммунистами, по мнению писателя, помогут социал-демократам обрести дух борьбы, который они давно утратили. Призывая к насильственному свержению фашизма, Г. Манн выдвигает идею создания народного государства.

Непосредственное участие в антифашистском движении сыграло большую роль в идейной эволюции писателя, до этого стоявшего в стороне от рабочего движения, от политической деятельности вообще. Г. Манн защищает идеи революционной демократии. В статье «Настанет день» он пишет: «Если существует на свете истинная идея, то это — идея революционной демократии... Революционная демократия является подлинным духовным выражением нашего времени...»

О решающих сдвигах в идейной эволюции писателя свидетельствуют и его слова из статьи «Памятное лето»: «Каждый настоящий демократ должен признать, что в современных условиях только марксизм создает предпосылки для подлинной демократии».

В книге «Мужество» Г. Манн воссоздает образы героев антифашистской борьбы, и прежде всего вождя немецких коммунистов Эрнста Тельмана, который и в тюрьме «гораздо сильнее своих мучителей».

Большое значение в публицистике Г. Манна приобретает тема Советского Союза, который рассматривается им как основная сила, противостоящая фашизму. Писатель неоднократно отмечал огромное значение Страны Советов в антифашистском освободительном движении. О направленности этих статей весьма красноречиво говорят их заголовки — «Идея, воплощенная в жизнь» (1937), «СССР — надежда передового человечества» (1938), «Велик образ СССР» (1939).

Сближение писателя с идеями социализма, переход его на позиции революционного демократизма оказали благотворное влияние на его художественное творчество. Свидетельство этого — историческая дилогия Г. Манна о Генрихе IV — «Юность короля Генриха IV» (Die Jugend des Kö nigs Henri Quatre, 1935) и «Зрелость короля Генриха IV» (Die Vollendung des Kö nigs Henri Quatre, 1938).

В этих романах писателю впервые удалось создать образ героя-борца, идущего к осуществлению великих идеалов. Как замечал сам автор в своем обращении к советским читателям, его герой из числа тех, «которые защищают свои цели на коне, с мечом в руке. Никакое сопротивление, никакие разочарования не способны сломить его».

Действие романа происходит в одну из драматических эпох французской истории, в период невероятно жестоких, кровавых религиозных войн католиков и гугенотов в XVI в. Обращение к исторической тематике не означало ухода от острых проблем современности. Глубоко прав был А. Цвейг, писавший по поводу выхода дилогии: «Когда Г. Манн писал эту книгу, он видел современность и дальше сквозь нее — конец схватки, которая еще продолжается. С огромным талантом, к тому же на великолепном немецком языке рассказывая об эпохе XVI века и только о ней, он обращается к эпохе XX века, в которой мы живем, и на нее воздействует»2.

Писатель с большой правдивостью и разносторонне воспроизводит Францию XVI в., показывая жизнь различных слоев общества того времени. Он не модернизирует прошлое. Перед читателем воочию встает мрачная, кровавая эпоха дворцовых заговоров, интриг, убийств, социальных потрясений.

В особом положении находится образ главного героя — Генриха IV. При создании его Г. Манн следовал не столько историческим данным, сколько народным легендам, дававшим несколько идеализированное истолкование Генриха IV как «народного короля». Писатель не создавал исторического исследования о Генрихе IV, поэтому образ, нарисованный им, далеко не во всем походил на своего реального, исторического прототипа. Своим образом автор во многом отвечал на проблемы современности, в частности, на вопрос о том, каким должен быть настоящий государственный деятель. В годы господства гитлеровцев этот вопрос имел самое актуальное значение.

Г. Манн прослеживает историю жизни Генриха, начиная с детства и кончая его гибелью, при этом он уделяет особое внимание его взаимоотношению с народом. Герой растет в провинции в близком общении с простыми людьми. Он видит много зла, насилия, несправедливости. Жертвой царящего общественного зла стала и его мать, отравленная фактической правительницей Франции Марией Медичи. Много несправедливости было совершено по отношению к гугенотам, веры которых он придерживался. Генрих не сразу приходит к пониманию жизни, его гуманистические взгляды выстраданы им. Лишь со временем его личные невзгоды отходят на задний план, главным становится благо государства, народа, измученного и разоренного религиозными войнами.

Став прогрессивным государственным деятелем, Генрих IV с оружием в руках борется за создание единого централизованного государства, искореняя феодальные усобицы и распри.

У короля много врагов, он сражается с ними в открытом бою и распутывает нити заговоров. Больше всего он опасается того, что рука тайного убийцы помешает ему довести до конца дело умиротворения Франции, создания сильного централизованного государства.

Генрих IV — не схематичный образ идеального героя. Он живой человек, не лишенный слабостей. Обстоятельства вынуждают его лукавить, лицемерить. Автор не оправдывает его чрезмерного увлечения плотскими соблазнами.

Народ в дилогии изображен писателем носителем здоровых начал нации. Он — первооснова жизни. Долг истинного правителя—содействовать благу народа, быть строгим, но заботливым отцом, а не тираном. Генрих IV не забывает слов, сказанных его другом, гуманистом Агриппой д'Обинье: «Ты, принц, являешься только тем, чем тебя сделал наш добрый народ... Горе тебе, если ты станешь тираном».

Но горячее сочувствие народу не имеет ничего общего со слащавым, идиллическим изображением его представителей.

Однако подчеркивая решающее значение народного начала, писатель не смог до конца воплотить эту идею в художественных образах. Представители народа изображены не сами по себе, а лишь исходя из того, какую роль они играли в жизни Генриха IV, в формировании его характера, взглядов. В романе нет образов простых людей, которые играли бы общественно активную роль.

Наряду с образом Генриха IV в романе выведено много других персонажей, исторических и вымышленных, выходцев из самых различных слоев общества. Они живые, полнокровные характеры.

Стремление к реалистическому воссозданию эпохи проявляется и в языке романа; некоторые страницы его стилизованы в духе французских исторических хроник.

Каждая из глав первого романа дилогии заканчивается кратким поучением на французском языке, которое содержит или нравственные сентенции, или объективную оценку происходящего, поступков героев.

Как правило, в дилогии нет прямого обращения автора к своим читателям, нет прямого сопоставления прошлого и настоящего. Однако некоторые сцены написаны таким образом, что напоминают о злободневных явлениях современности. Лишь последние заключительные страницы дилогии написаны в форме обращения Генриха IV к своим потомкам, являющимся, по его словам, продолжателями его дела..

После нападения гитлеровской Германии на СССР Г. Манн, твердо веря в нашу победу, в письме на имя Союза советских писателей в 1941 г. заявил: «Вторгшиеся немецкие войска будут неизбежно опрокинуты, и Красная Армия начнет наступление против фашистской Германии».

Во время войны Г. Манн написал антифашистский роман «Лидице» (Lidice, 1943) о преступлениях гитлеровцев в Чехословакии.

Г. Манн приветствовал разгром гитлеризма и выражал надежду на создание единой миролюбивой демократической Германии. Об этом он заявлял в письме к В. Пику 30 марта 1949 г.

В последние годы жизни Г. Манн создает объемистое произведение, своеобразное по своим жанровым особенностям. Оно получило название «Обзор века» (Ein Zeitalter wird besichtigt, 1946). В этом произведении прихотливо сочетаются элементы политической хроники, автобиографии, очерка, новеллы. Есть в нем и яркие портретные зарисовки современников.

Рассказ о Германии ведется начиная с последних десятилетий XIX в., но в повествовании встречаются отдельные экскурсы и в более отдаленные времена.

Много внимания уделено проблеме немецкого фашизма. С глубокой печалью и гневом писатель говорит об этой постыдной странице в истории Германии и подчеркивает свое глубокое уважение к освободительной антифашистской борьбе народов Европы.

В «Обзоре века» важное место занимает тема Советского Союза. Автор пишет об огромном значении Октябрьской революции для освобождения народов всего мира. Страна Советов открыла новую эру всемирной истории. С большой теплотой Г. Манн говорит об исключительно важной деятельности В. И. Ленина.

С глубокой признательностью Г. Манн пишет о русской литературе, отмечая ее высокие идейные и художественные достоинства.

Немецкий народ по достоинству оценил литературную и общественную деятельность писателя, и в 1949 г. правительство ГДР присудило ему Национальную премию I степени. В приветственном письме В. Пика давалась высокая оценка деятельности Г. Манна: «В Вашем лице мы приветствуем выдающегося немецкого писателя, который среди дикого разгула шовинизма всегда высоко держал знамя мира и гуманности».

Находясь в эмиграции, Г. Манн хотел быстрее вернуться на родину и принять участие в строительстве демократической Германии. Он дал согласие на переезд в ГДР, где его ожидал пост президента Академии искусств. Но тяжелая болезнь и внезапная смерть помешали ему осуществить это желание.

 

Примечания.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-11; Просмотров: 241; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.073 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь