Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Понятие и теории политических элит
Властные отношения политического пространства предполагают наличие субъект-объектных отношений: управляющих и управляемых. Взаимоотношения между ними характеризуются асимметричностью, а именно, количественно немногочисленная управляющая группа оказывает существенное влияние на образ жизни большинства граждан страны. Это правящее меньшинство трактуется понятием «элита». Термин «элита» происходит от латинского eligere, французского elite – лучшее, отборное, избранное. В научный оборот термин «элита» был введен в конце XIX - начале XX вв. как определение высших слоев различных социальных групп, прежде всего высшей знати, обладающих характеристиками «избранных людей». В современной политической науке под понятием «политическая элита» понимают небольшую привилегированную группу, обладающую необходимыми для активной политической деятельности качествами и имеющую возможность прямо или косвенно влиять на принятие и реализацию решений, связанных с использованием государственной власти. К основным сущностным положениям классической элитологии можно отнести следующие суждения: - о природной предопределенности неравенства способностей людей; - об изначально греховной сущности человеческой природы, исправить которую призвана мудрость государственного управлени; - об особых качествах лиц, способных осуществлять государственное управление; - о важности критериев отбора в состав элиты; - о неизбежности смены правящих элит; - об эффективности элиты, которая во многом определяетс степенью открытости элитной ротации. Прообразом современных элитистских теорий можно считать представления античных философов об аристократии как правлении лучших. Наиболее полно элитистское мировоззрение было сформулировано Платоном в его учении об идеальном государстве как правлении лучших – философов. В более поздние периоды значительный вклад в формирование и развитие элитизма внесли Н. Макиавелли, Т. Карлейль, О. Шопенгауэр, Ф. Ницше и др. Как научная школа элитистское направление окончально сформировалось благодаря трудам итальянских ученых В. Парето, Г. Моска, Р. Михельса. В современной политологии принято различать три подхода к определению элит: - нормативный, аксиологический подход (В. Парето и др.) исходит из того, что критерием выделения элиты в любом обществе является наличие у людей каких-то особых, отличных и лучших (прежде всего, нравственных) от других людей качеств. Основываясь на ценностных концепциях в 1960-70-е гг. получает распространение меритократический подход (от лат. meritos – лучший и греч. cratos – власть – власть лучших), в рамках которого выделяются технократическое (А. Богданов, Т. Веблен, Д. Бэлл, А. Гоулднер и др.) и организационно-управленческое (Дж. Бернхейм др.) направления; - социально-экономический подход (Г. Моска и др.) делит общество на два класса: класс правящих (то самое элитарное меньшинство) и класс управляемых (остальное большинство). В рамках этого подхода, представители власти рассматриваются как социальная группа, которая проявила свои «элитарные» способности в захвате и удержании власти; - структурно-функциональный подход (Р. Михельс, Т. Парсонс, Р. Мертон, Р. Миллс, Р. Дарендорф и др.) рассматривает элиты в контексте выполнения ими ответственно и эффективно ряда управленческих функций государственной власти. В. Парето (1848-1923), исходил из того, что люди изначально неравны. «Главная идея термина «элита» - превосходство… В широком смысле я понимаю под элитой таких людей, которые свойствами ума, характера, ловкостью, самыми разнообразными способностями обладают в высшей степени». Ученый приходит к выводу, что элита существует в любых обществах и при любом политическом строе. Парето разделял элиты по методам правления на «львов» и «лис», где первые опираются на материальную или религиозную силу, для них характерен консерватизм и преимущественно использование насилия при осуществлении господства (к ним он относил: правительства греческих полисов в эпоху тираний, Спарты, Рима времен Августа Тиберия, многих европейских государств периода абсолютизма). Вторые – на искусстве убеждения масс, политической манипуляции, хитрости (к ним относил: афинских демагогов, римскую аристократию, правительства всех республик). Парето считал, что правление элиты «львов» приводит общество, в конечном итоге, к застою, а правление элиты «лис» будет воспроизводить динамичное развитие общества. Парето один из первых кто обосновал тезис о смене элит как одном из главных феноменов исторического процесса. Между элитой и массой постоянно происходит обмен: «вырождаясь» часть элиты перемещается в низшие слои, а наиболее способные представители последних перемещаются по «социальной лестнице» и попадают в состав элиты. Данный процесс получил название циркуляции элит. Под циркуляцией элит понимают вхождение в элиту, перемещения внутри политической системы и выход из элиты. Циркуляция элит сравнима с мобильностью социальных групп, т.е. может рассматриваться как в вертикальном перемещении, так и в горизонтальном. Ее проявление закономерно и обусловлено общественным, политическим и экономическим развитием: в истории постоянно наблюдаются циклы подъема и упадка элит. Смена элит способствует сохранению социальной и политической стабильности в обществе. В случае замедления циркуляции в высшей страте скапливаются деградирующие элементы, в то время как в низших стратах накапливаются элементы с высшими качествами. В конечном счете, прекращение циркуляции элит приводит к социальным и политическим взрывам, которые «снимают» проблему, восстанивливая процесс циркуляции. В различные исторические периоды общество воспроизводит различные типы элит, с характерными ценностными ориентациями. Например, в среде аристократической элиты культивировались такие качества, как: честь и достоинство, образованность, смелость и отвага и т.д. Для технократической элиты характерно владение естественно-научными и техническими знаниями, умение принимать решения и действовать, рациональность в суждениях. Согласно мнению Д. Бэлла, представителя меритократического подхода, переход к постиндустриальному обществу закономерно востребовал новый тип элит – элиты интеллектуалов, обладающих необходимыми для компетентного управления обществом знаниями и качествами. Представитель организационно-управленческой теории Дж. Бернхейм, выдвинул тезис о переходе власти из рук собственников в руки проефссионалов-менеджеров. Данная теория получила известность под названием «революции менеджеров». Суть меритократических теорий можно определить следующими положениями: 1. Элита – наиболее ценный и важный сегмент общества, обладающий выдающимися качествами, высокими способностями и показателями в наиболее важных сферах деятельности. 2. Элита занимает господствующее положение в обществе, поскольку она является наиболее продуктивной и инициативной частью населения. Массы – не мотор, а лишь колесо истории, проводник в жизнь решений, принимаемых элитами. 3. Формирование элиты – это не столько результат борьбы за власть, сколько следствие естественного отбора обществом наиболее ценных представителей. Поэтому общество должно стремиться совершенствовать механизм такой селекции. 4. Элитарность связана с равенством возможностей, но не с равенством результатов и социальных статусов, она обусловлена неравенством способностей индивидов. Отличительными качествами, открывающими доступ в элиту, Г. Моска считал военную доблесть, богатство, происхождение, личные качества (ум, талант, образование), способности к управлению. Необходимым свойством правящего меньшинства, по убеждению Моски, является его организованность и умение эффективно осуществлять властные полномочия над неорганизованным большинством. Подобная ведомость масс закономерна и естественна при активности элитарной части общества. Осуществление власти в обществе во многом зависит от способа воспроизводства правящего класса. Итальянский ученый выделял три таких способа: наследование, выборы и кооптацию. Любой политический класс стремится к сохранению и вопроизводству власти путем наследования (если не де-юре, то де-факто). Эту тенденцию он назвал аристократической. В то же время в обществе всегда есть политические силы, которые стремятся к власти, чаще всего это стремление они легитимируют системой выборов. Подобная тенденция обозначалась им как демократическая. В том случае если верх берет первая тенденция, происходит, по выражению Моски, «закрытая кристаллизация» правящего класса, которая приводит его к закрытости, окостенелости и вырождению. В случае доминирования демократической тенденции происходит пополнение рядов правящего класса наиболее способными к управлению представителями низших слоев, что предопределяет его динамизм, энергию и жизнеспособность, обусловленный конкуренцией. Политические симпатии Моски склонялись к обществу, где обе тенденции уравновешивали друг друга. Исследуя социальные отношения, немецкий политолог Р. Михельс пришел к выводу о невозможности прямой демократии, прямого господства масс. Выражая интересы тех или иных социальных групп, возникающие организации закономерно вступают в стадии формирования иерархичности и институционализации – особого функционально-управленческого статуса. Закрепление этого статуса монополизирует власть, дистанциирует ее от масс, превращая в олигархию, заботящуюся лишь о сохранении своего положения. Эту тенденцию Михельс назвал «железным законом олигархизации», подчеркивая тем самым неизбежность формирования управленческого слоя со своими специфическими интересами в любой организации, любом обществе. Сторонники структурно-функционального подхода относят к элите всех лиц, занимающих формальное положение в органах (структурах) власти и оказывающих реальное влияние на общественную жизнь и на принятие социально, экономически значимых решений. Исходя из подобного критерия выделения элиты, немецкий ученый Р. Дарендорф включает в ее состав (с разной степенью влияния): 1) политических лидеров; 2) экономических лидеров; 3) научных и педагогических работников; 4) духовенство; 5) выдающихся журналистов; 6) военных; 7) судей и адвокатов. Учитывая многочисленные теоретические подходы к элите под характерными ее чертами понимают следующие: - это малочисленная и достаточно самостоятельная социальная группа; - наличие у ее представителей особых качеств и способностей; - элита авторитетна и обладает высоким социальным статусом; - наличие у элиты значительного объема ресурсов (административных, финансовых, силовых, информационных и др.); - непосредственное участие представителей элит в осуществлении государственной власти. Вместе с тем, в современном дискурсе сторонников элитизма не утихают споры о специфических особенностях господства правящей элиты. Часть элитистов, вслед за американским политологом Р. Миллсом, утверждают, что правящая элита – это единая сплоченная группа, монополизирующая сферу господства (в ее состав ученый включал: глав крупнейших корпораций, политических лидеров, военное руководство), где основанием сплочения выступает цель сохранения за собой этого господствующего положения в обществе. Сторонники плюралистической теории элит считают, что элита, напротив, не является единой, а относительно сплоченной группой, особенно в условиях её представительности. Аргументами выступает тезис о не способности доминирования элиты во всех областях общественной жизни, поскольку ее представители осуществляют господство и контроль конкретно в своей сфере деятельности. Этот плюрализм определяется спецификой социальной стратификации. Представители данной теории определяют элиту как полноценную социальную группу, имеющую сложную структуру. Фактически каждая страта выделяет и формирует собственную элиту. Они различают части единой правящей элиты и называют их субэлитами, которые могут быть отраслевыми (политическая, экономическая), функциональными (административная, военная), иерархическими (субэлитные слои), рекрутационными (назначенная, избранная). Своеобразным синтезом принципов демократии и элитизма выступила теория демократического господства элит (демократичекого элитизма), суть которой сводится к следующим положениям: 1. Элита не монолитна: внутри нее постоянно осуществляется конкуренция. 2. Доступ в правящую элиту открыт для наиболее способных членов общества: циркуляция элиты носит закономерный характер развития общественных отношений и осуществляетя преимущественно ненасильственно. 3. Наряду с элитой существует контрэлита (оппозиционная элита) постояннно вступающая с последней в конкурентную борьбу. 4. Элиты влияют на массы в большей степени, нежели массы на элиты. 5. Общество может осуществлять контроль за элитами прежде всего через систему выборов. 6. Власть элит зависит от трансформации ценностных ориентаций в обществе. Исходя из многочисленных теоретических подходов, сложившихся в политологии к элите, можно констатировать, что их основные принципы как дополняют друг друга, так и вступают в притиворечия, что по существу расширяет границы исследовательского интереса научных школ в настоящее время.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-11; Просмотров: 377; Нарушение авторского права страницы