Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Реформирование системы народного просвещения в России в ХIХв.



В начале ХIХв создается государственная система образования. В нее входили приходские училища (низшая ступень), уездные училища (промежуточная ступень), гимназии (средняя ступень) и университеты (высшая ступень). Между ступенями должна была существовать приемственность. Вся территория России была поделена на шесть округов (Московский, Петербургский, харьковский и др.), в каждом из которых должен быть университет и примыкавшие к нему средние учебные заведения. По оценке компаративистов (компаративистика – сравнительная педагогика) Российская школа начала ХIХв была самой демократичной в Европе. Возникают частные учебные заведения, которые успешно конкурировали с государственными (Ярославский лицей, подмосковный пансион В.В. Измайлова и др.). Открыты лицей – государственные закрытые учебные заведения для дворянства (например, Царскосельский лицей).А.Н. Голицын (1773 - 1844) первый глава Русского Библейского общества, которое основало несколько начальных школ для бедняков по образцу школ Дж. Ланкастера (Англия). Во 2-ой четверти ХIХв образование продолжает развиваться, но на смену демократично-либеральному курсу приходит реакционный курс во внутренней политике, в том числе и в образовании, который проводил царь Николай I. Новый царь вознамерился выработать «единообразную» школьную политику, которая была бы направлена на укрепление общественной стабильности. В образовательные учреждения были введены строгие порядки, надзор за преподавателями и учащимися. В это же время происходит открытие высших учебных заведений. После смерти Николая I и поражения в Крымской войне в России началось общественное движение, составной частью которого являлось общественно-педагогическое движение. Главная причина этого движения неудовлетворенность общества содержанием, методами обучения в школе. Требования участников: 1) отмена сословий; 2) отмена крепостнической системы воспитания; 3) равноправие в получении образования женщинами; 4) развитие школьной сети и предоставление автономии высшей школе. Участниками движения являлись: 1) преподаватели университетов; 2) учителя гимназий, приходских школ, разночинцы, представители других социальных групп. В процессе педагогического движения открывались: 1) новые педагогические организации (например, Петербургское педагогическое общество); 2) новые типы учебно-воспитательных учреждений (например, воскресные школы); 3) новые педагогические журналы (например, учительская газета). Таким образом, общественно-педагогиеское движение явилось мощной предпосылкой для проведения школьной реформы 60-80-х гг ХIХв в России. Эти реформы историки образования подразделяют на прогрессивно-либеральные (60-е гг) и реактивные (70-80-е гг). В результате проведения либеральных реформ отсталая крепостная школа в России превратилась в передовую капиталистическую. Были приняты новые законодательные акты, такие как Положения о начальных народных училищах (19.07.1864), Устав гимназий и прогимназий (19.11.1864), Положение о женских народных училищах (10.05.1864), Университетский Устав (18.06.1863) В 70-80-е гг ХIХв урезана автономия университетов, правительственный контроль над университетами и другими учебными заведениями, препятствие эмансипации крестьян в сфере образования.

14.Проведите сравнительный анализ общественно-педагогических движений 50 х гг. ХIХ в. и 90 х гг. ХХ в. в России. Общественно-педагогическое движение XIX века 50 х гг В начале 19 столетия создается гос. сис-ма образ-ния в неё входили приходские училища, гимназии и университеты. Вся терр-рия России была поделена на 6 учебных округов: Московский, Петербургский и др.ПО оценке компаритивистов Росс- кая школа начла 19вв.была самой демократичной в Европе по оценке Канта. Во 2-ой четверти 19в.образование продолжает развив-ся, но на смену демократическо-либеральному курсу приходит реакционный курс во внутренней политике в том числе и образовании, которое проводит Николай 1. Были введены в образ-ых учреждениях образовательные порядки, надзор за преподавателями и учащимися. В то же время для этого периода характерно открытие высших учебных заведений. После смерти Николая 1 и поражения в крымской войне в Росиии началось движение ос-ной частью которого явля-ся обществ-но - пед.движение. Главная причина - неудовлетворенность общества содержанием организации методики обучения в школе. Требования участников: 1.Отмена сословности, 2. Отмена крепостнической сис-мы воспитания. 3. Равноправие в получении образования женщинами. 4.Развитие школьной сети. 5.Предоставление автономии высшей школе. Участкники: преподаватели, учителя гимназии, приходский школ, разночинцы, представители др.соц. групп. Открывались новые пед.организации (Петербургское пед.общество) новые типы учебно-воспитательных учреждений (воскресные школы). Появление новых пед.журналов (учительская газета). Таким образом, это движение явилось мощной предпосылкой для проведения школьных реформ 60-80гг.в России. Общественно-педагогическое движение XX века и 90 х гг. На рубеже XX-XXI веков в отечественной системе образования происходят значительные перемены. Возрождение общ.-педагогического движения в 80-90-е годы XX века обусловило проведение реформы обр-ия и связанную с ней широкомасштабную иннов-ую деятельность педагогов по определению новых целей и достижений в области образования. Соц. смыслом образования становится развитие личностного потенциала обучаемых, способности самостоятельно определять направления деятельности и находить методы их реализации. Совр-ый россиянин может получить образование в образ-ых учреждениях (гос-х и негос-х), различающихся по самым разным признакам. Образ-ые учреждения, образовательные программы, которые в них реализуются, входят в современную систему образ-ия.Определение современной системы образования находим в Законе РФ об образовании " Сис-ма образования представляет собой совокупность взаим-щих- преемственных образ-ых программ и гос-ых образ-ых стандартов различного уровня и направленности; - сети реализующих их образ-ых учреждений различных форм, типов и видов органов управления образованием." Современная система образования строится на принципах и положениях, которые сформулированы в Законе РФ об образовании: 1. Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; 2.Единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системы образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; 3.Общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников; 4.Светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; 5. Свобода и плюрализм в образовании; 6. Демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.Отличительными признаками современной системы образовании РФ являются вариативность, инновационность и интегративность.

15.Школьные реформы 60-80-х. гг. XIXв. в России. Все преподавание должно вестись на русском языке. Продолжительность обучения в «Положении» не указана. Фактически она была в лучших (земских, городских) школах три года, а во многих других (особенно церковноприходских) даже два года. Не был указан в «Положении» и возраст учащихся. Принимались в народные училища дети всех сословий. Там, где не было возможности открыть отдельно начальные училища для мальчиков и девочек, допускалось совместное обучение. Обучение в начальных училищах могло быть платным или бесплатным, по усмотрению тех ведомств, обществ и лиц, за счет которых училища содержались. Обычно оно было бесплатным. Учителями начальных училищ по «Положению» 1864 года имели право быть церковники (священники, дьяконы и дьячки) или же светские лица. От духовных лиц не требовалось никаких документов, подтверждающих их подготовленность к преподаванию, добрую нравственность и политическую благонадежность, тогда как светские лица могли быть учителями начальных народных училищ в том случае, если «получали на звание учителя или учительницы особое разрешение уездного училищного совета по представлении удостоверения в доброй нравственности и благонадежности от лиц, совету известных» (§ 16). Все начальные народные училища, находившиеся раньше в ведении различных министерств и ведомств, были подчинены министерству народного просвещения, однако для начальных училищ, открываемых духовенством, делалось исключение: они находились в ведении синода. Для руководства учебно-воспитательной работой школ (кроме церковноприходских) на местах по «Положению» 1864 года учреждались уездные и губернские училищные советы. В состав уездного училищного совета входили: представитель от министерства народного просвещения (по назначению попечителя учебного округа, обычно учитель гимназии или смотритель уездного училища), представитель от министерства внутренних дел (по назначению губернатора, обычно исправник, т. е. начальник уездной полиции), представитель духовного ведомства (священник, по назначению архиерея), два представителя от уездного земства (выбирались на уездном земском собрании), представитель городского самоуправления. Председатель уездного училища совета избирался из числа членов совета. Уездный училищный совет руководил начальными школами, давал разрешения на открытие, перевод и закрытие этих школ, назначал и увольнял учителей. Губернский училищный совет (состоял из архиерея — председатель совета, губернатора, губернского директора училищ и двух представителей от губернского земства) рассматривал главным образом жалобы на постановления уездных советов данной губернии. В «Положении о начальных народных училищах» видна двойственность школьной реформы, заключавшаяся в ее буржуазном характере и в сохранении прерогатив дореформенной системы образования. Новыми были замена крепостнически-сословной начальной школы школой бессословной, классовой, предоставление права открывать народные училища органам местного самоуправления (земствам, городам), обществам и частным лицам, допущение к преподаванию женщин, учреждение коллегиальных органов руководства школами. Наряду с этими сохранялись церковноприходские школы. На первый план при определении цели народных училищ выдвигалось распространение религиозно-нравственных знаний. Церковники допускались к преподаванию без каких-либо удостоверений, тогда как светские лица — только по получении удостоверений о их подготовленности, нравственности и благонадежности. Устав гимназий и прогимназий 1864 года. Проект устава гимназий несколько раз переделывался, обсуждался педагогической общественностью и, наконец, был утвержден 19 ноября 1864 года. По этому уставу устанавливалось два типа гимназий: классическая — с преподаванием древних языков — латинского и греческого и реальная — без древних языков, обе с семилетним сроком обучения. В реальных гимназиях в большем объеме по сравнению с классическими преподавалась математика (26 уроков во всех классах в неделю, в классических 22), естествознание (23 урока и 6 уроков), физика и космография (9 и 6 уроков), черчение (в реальных); в реальных гимназиях преподавались два новых языка, в классических лишь один из новых языков (французский или немецкий). Остальные предметы: русский язык, литература, история, география — имели во всех гимназиях одинаковое число уроков; русский язык в реальных гимназиях — на один урок больше. Продолжительность урока устанавливалась в 1 час 15 минут. Учебный план реальной гимназии отличался прогрессивными чертами и был более жизненным. К тому же больший объем знаний по математике, физике, естествознанию лучше соответствовал требованиям к поступающим на физико-математический и медицинский факультеты университета. Тем не менее право поступления в университеты было предоставлено лишь окончившим классические гимназии. Они могли поступать во все высшие учебные заведения, тогда как окончившим реальные гимназии был открыт доступ только в технические и сельскохозяйственные. По уставу 1864 года гимназии объявлялись бессословными учебными заведениями: в число учащихся принимались мальчики всех сословий без различия звания их родителей и вероисповедания. Отменялись телесные наказания учащихся. Были расширены функции и права педагогических советов гимназий. Директор гимназии не имел права отменять постановлений педагогического совета, а мог лишь обжаловать их попечителю учебного округа. Каждая гимназия обязана была иметь библиотеку из книг, допущенных для ученических и учительских библиотек средних учебных заведений, набор наглядных учебных пособий по естествознанию, географии, математике, рисованию и физический кабинет. Прогимназии были неполными средними школами, имели четыре класса, соответствующие первым четырем классам гимназий, открывались чаще в небольших городах. Прежняя сословно-крепостническая гимназия преобразовывалась в буржуазно-классовую среднюю школу, но двойственность, половинчатость школьных реформ 60-х годов сильно сказались и на реформе гимназии. Требовалось, чтобы средняя школа давала более обширные знания по математике, физике, естествознанию, чем классическая гимназия, а также знание новых языков и современной литературы, умение чертить и разбирать чертежи. Такой именно и была реальная гимназия. Однако царское правительство предпочтение отдавало классической гимназии. Половина всех гимназий была сделана полуклассическими (с одним латинским языком), 25% гимназий были классическими (с латинским и греческим языками) и лишь 25% — реальными. В 1866 году министром народного просвещения был назначен реакционер граф Д. А. Толстой, который относился враждебно к реальным гимназиям, поскольку они способствовали распространению среди молодежи материалистического мировоззрения. Он стал усиленно насаждать в средней школе классицизм и вскоре превратил все гимназии в классические. Среднее женское образование. В начале 60-х годов был сделан шаг вперед и в отношении женского образования, хотя и этот вопрос был разрешен половинчато. 10 мая 1860 года было утверждено «Положение о женских училищах ведомства министерства народного просвещения». По этому «Положению» женские училища могли быть двух разрядов. Училища первого разряда имели шестилетний срок обучения. В них преподавались закон божий, русский язык и словесность, арифметика и начала геометрии, география, история (всеобщая и русская), естествознание, физика, чистописание и рукоделие. К необязательным предметам были отнесены французский и немецкий языки, рисование, музыка, пение и танцы. Женские училища второго разряда имели трехлетний курс обучения. В них преподавались закон божий, русский язык, география, русская история, арифметика, чистописание и рукоделие. Принимались в женские училища девочки всех сословий.

По сравнению с мужскими гимназиями женские училища первого разряда имели на один год меньшую продолжительность и значительно суженные программы обучения. Они, как это видно из формулировки «Положения о женских училищах», предназначались для подготовки женщины как жены и матери, но не ставили целью подготовить женщину к общественной деятельности. Число женских училищ было невелико. В 1870 году во всей России было всего 37 женских училищ первого разряда и 94 училища второго разряда. В этом же году они были преобразованы в женские гимназии и прогимназии. В средней школе упорно насаждался классицизм, в чем царское правительство видело средство отвлечь молодежь от вопросов современности, от участия в политических кружках и от усвоения материалистических идей.

16. Педагогическая система К.Д. Ушинского Константи́ н Дми́ триевич Уши́ нский (19 февраля (3 марта) 1823, Тула — 22 декабря 1870 (3 января 1871), Одесса) — русский педагог, основоположник научной педагогики в России.Основа его педагогической системы — требование демократизации народного образования и идея народности воспитания. Педагогические идеи Ушинского отражены в книгах для первоначального классного чтения «Детский мир» (1861) и «Родное слово» (1864), фундаментальном труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (2 т. 1868—1869) и других педагогических работах. В 1855 г. Ушинский поступил преподавателем в гатчинский сиротский институт, где вскоре стал инспектором. Не получив специально педагогической подготовки, Ушинский понял необходимость всестороннего изучения человека. Он утверждал: " Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях". (О пользе педагогической литературы). Таким образом, Ушинский осуществил педагогический синтез научных знаний о человеке, поднял педагогику на качественно новый уровень. Создавая русскую педагогику, Ушинский считал невозможным подражать или механически переносить в нее принципы воспитания других народов. Каждый народ создает свою собственную систему обучения и воспитания со своими национальными чертами и творческими проявлениями. При этом педагог не отрицал возможности использовать достижения в области педагогики других народов, разумно преломляя их к своим национальным особенностям.Идея народности у Ушинского, являясь идеей демократической, определяла новый прогрессивно-творческий подход к развитию педагогики и как нельзя лучше отвечала потребностям народа и народно образования.Еще одним основанием педагогики как науки Ушинский считает единство теории и практики. Истинная наука педагогика может развиваться только на основе связи теории и практики, всестороннем обобщении педагогического опыта - " теория не может отказаться от действительности, факт не может отказаться от мысли". Одной из важнейших форм деятельности Ушинский считал груд. В своей работе " Труд в его психическом и воспитательном значении" он показывает, что труд - это, прежде всего основа материальной жизни, и источник развития человека, необходимое условие гармонического развития - физического, умственного, нравственного, эстетического. К тому же деятельность и труд являются и условием развития познавательных, эмоциональных и волевых процессов, формирования способностей и характера ребенка. Важными задачами нравственного воспитания являются: Воспитание Ушинский рассматривал в тесном единстве с процессом обучения и протестовал против разделения воспитания и обучения, между учителем и воспитателем. Большой вклад внес Ушинский в разработку вопросов дидактики. Особое внимание он уделял проблемам содержания образования. В условиях общественно-педагогического движения 60-х годов XIX века она решалась в развернувшейся дискуссии о классическом и реальном образовании. Систему образования в России с ее классической, античной направленностью Ушинский считал прадедовской ветошью, от которой пора отказаться и начать создавать школу на новой основе. Содержание образования должно включать прежде всего изучение родного языка, так как " родное слово есть основа всякого умственногоразвития и сокровищница всех знаний...", даже предметов, раскрывающих человека и природу: историю, географию, естественные науки, математику. Особое место Ушинский отводит изучению природы, называя ее одним из " великих наставников человечества", не только потому, что логика природы наиболее доступна ребенку, но и в силу ее познавательного и воспитательного значения. В первую очередь, в школе надо иметь ввиду душу учащегося в ее целости и ее органическое, постепенное и всестороннее развитие, а знания и идеи должны выстраиваться в светлый и, по возможности, обширный взгляд на мир и его жизнь. Ушинский подверг обоснованной критике как сторонников формального образования (цель обучения - развитие умственных способ ностей учащихся), так и материального (цель - приобретение знаний) за их односторонность. Показывая несостоятельность формального образования, он подчеркивал, что " рассудок развивается только в реальных знаниях... и что самый ум есть не что иное, как хорошо организованнее знание". Материальное направление критиковал за его утилитаризм, за преследование непосредственно практической пользы. Ушинский считает необходимым и развитие умственных сил учащихся, и овладение знаниями, связанными с жизнью. Исходя из того, что в школе изучаются не науки, а основы наук, Ушинский различал понятия наука и учебный предмет и определил соотношение между ними. Заслуга его в том, что он занимался переработкой научных знаний в соответствии с возрастными и психологическими особенностями учащихся, т.е. переработкой научной системы в дидактическую. Обучение рассматривалось Ушинским как посильная деятельность детей под руководством учителя. Учение должно быть трудом, развивающим и укрепляющим волю детей.Обучение как специфическая форма процесса познания имеет свою логическую структуру: 1-я ступень - познание на стадии чувственного восприятия (ощущения, представления). Учитель должен способствовать накоплению учащимися материала, учить их наблюдать, вторая - познание на стадии рассудочного процесса (понятия и суждения). Учитель учит сравнивать, сопоставлять факты, обобщать, делать выводы, умозаключения. Третья ступень идейного (разумного) познания, это ступень формирования самосознания, мировоззрения. Учитель приводите систему знания, способствует формированию мировоззрения. И следующая ступень освоения приобретенных знаний — закрепление. Преподавание осуществляется двумя главными методами - синтетическим и аналитическим. Методы дополняются приемами, их четыре: догматический (или предлагающий), сократический (или спрашивающий), эвристический (или дающий задачи), секро-сематический (или излагающий). Все они, сочетаясь или соединяясь в преподавании, применяются в каждом классе и на каждом уроке с учётом возраста учащегося и содержания предмета.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 589; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь