Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЕ ИСТОЧНИКИ



 

Много ценного и важного материала содержат западноевропейские хроники. Как можно судить из этих документов, правители зпадных стран были хорошо знакомы с кочевниками, часто обращались к ним за помощью, привлекая их к участию то в одной, то в другой коалиции.

Представители римской католической церкви, как и мусульмане, стараются распространить на кочевников свою веру. Епископ Бруно Квервуртский направился проповедовать среди печенегов. Он мог познакомиться с ними в Венгрии, где он проповедовал какое-то время. Уже в Х в. печенеги не только граничили с Венгрией, но и жили в этой стране. Его хроника содержит много важных сведений про печенегов и русов. Так он сообщает о существавании оборонительных укреплений на древнерусских границах уже во времена Владимира Святославича.[301]

По словам Бруно, важные решения у печенегов принимал общий совет, в котором принимали участие представители всех земель. Они имеют и старейшин, которые занимают особенное место.[302]

Как можно судить из сообщений Бруно, печенеги много внимания уделяли отношениям с Русью и были связаны с Владимиром какими-то условиями. «Это мир, говорили они, устроен тобой. Когда он, как ты (Бруно – Т.Т.) учишь, будет крепким, мы все охотно станем христианами. Когда же тот правитель русов поколебается в вере, мы должны помышлять только о войне, а не о христианстве».[303] Его миссия имела мало успеха, хоть он и говорит, что «установился христианский закон у печенегов.[304]

Татмар Марзебурский отмечает участие печенегов в военных действиях Болеслава Храброго против Руси.[305] Он открыто рассказывает, что Киев «по наущению Болеслава тревожат частыми нападениями враждебные печенеги».[306]

Как пишет Титмар, «во вспомогательных войсках выжеотмеченного герцога было из нашей страны 300 человек, 500 венгров, печенегов же 1000 воинов».[307]

Адам Бременский упоминает печенегов поблизости от славянских земель: «Марахи – славянские народы, которые находятся на восток от богемов, около них находятся помераны и поляне и угры и наиболее жестокое племя песцинаги, которые питаются людским мясом».[308]

Этот автор отмечает трудности международной торговли, связанные с кочевыми племенами. «Утверждают также знающие люди, что некоторые от Свеонии по суху доходят прямо до Греции. Но варварские племена, которые находятся посередине, усложняют этот путь, в результате чего путешествие на кораблях связано с риском».[309]

Приводя слова Горация про кочевников, он пишет: «Степные скифы и суровые геты живут лучше; их телеги тянут кочующие дома, и им угодна не более чем годовая обработка поля. Великим приобретением является, совекршать проступок не позволено, расплата за него – смерть. Так еще и по сей день живут турки, которые находятся поблизости от русов, и другие народы Скифии».[310] В данном случае имеются в виду тюрки.[311] Он, приводя цитаты из разных античных авторов, иногда смешивает средневековые и античные народы.[312] Странный вид и непривычный для немцев и скандинавов, информаторов Адама Бременского, язык кочевников, способствовал тому, что они были отождествлены с мифическими кинокефалами – людьми с собачьими головами.[313]

 

ВОСТОЧНЫЕ ИСТОЧНИКИ

 

Среди источников, которые имеют восточное происхождение, можно выделить несколько, которые могут помочь в нашем понимании того, что происходило в средневековом мире на протяжении Х-ХII в.в. Нас в первую очередь, интересуют сведения о народах, которые вошли в состав союза «черных клобуков».

Восточные авторы неизменно проявляют интерес к тюркским народам, что неудивиельно, потому, что их страны граничили с тюрками непосредственно. Исследуя эти сведения, можно проследить как постепенное движение кочевников на запад, так и отношения их между собой и с соседними с ними странами.

Ибн-Хордадбех в «Книге путей и стран» среди других народов Средней Азии назвает и тюрок –«От Верхнего Нушаджана до столицы хакана тугузгузов трехмесячный путь через большие села с плодоносными землями. Их жители – тюрки. Среди них есть маги (ал-маджус), которые поклоняются огню, есть и безбожники (занадик). Правитель находится в большом городе, который имеет 12 железных ворот. Население этого города – безбожники. Левее (то есть восточнее и северо-восточнее) от них живут кимаки. Напротив них (то есть южнее) на расстоянии 300 ф. находится ас-Син. Правитель тугузгузов имеет золотой шатер, который находится выше его замка, где могут поместиться сто человек, и который можно видеть на расстоянии 5 ф. А владыка кимаков в своих шатрах наблюдает пастбища...Страна тюрок-тугузгузов (ал-атрак ат тугузгуз) –самая большая из тюрксих стран. Граничат они с ас-Сином, ат-Туббатом и кардуками. Потом идут кимаки (ал-кимак), гузы (ал-гузз), чигили (ал-джигир), тюргеши (ат-туркаш), азкиши (едкеш, азкиш), кипчаки (хифшах), киргизы (хирхиз), которые имеют мускус, карлуки (ал-харлух), и халаджи (ал-халадж), которые обитают на той сторне реки. Что касается города Фараба, то там гарнизон состоит из воинов мусульман и тюрок-карлуков. Всего тюрксих городов 16».[314] Другие арабские авторы также подтверждают наличие гузов и представителей других тюрксих племен в болгарскиих и хазарских гарнизонах. Это сообщение явно относится ко времени, когда гузы были господствующими в степи. Как можно судить из текста, гузы рассматривались арабами как рабы, которых должны были поставлять как харадж из Хоросана и других областей: «Кабул-250 000 дирхемов, из пленных гузов- 2000 рабов (в тексте голов), цена которых 600 000 дирхемов».[315] Но, как отметили историки, ко времени описания этой работы подчиненность этих народов была номинальной.[316]

Ал-Куфи, арабский писатель Х в. в Книге завоеваний подробно рассказывает об отношениях между арабами и тюрками, в частности хазарами. Он описывает арабо-хазарскую войну, упоминая, что в хазарских войсках того времени находились и представители гузов и других тюркских народов.[317] Интересно сообщение об отношении тюрок к пленным и о способах ведения боя табором, это является прекрасным дополнением наших знаний о военном искусстве кочевников.[318]

Ал Масуди рассказывает, что при Аббасидах главное внимание уделялось упрочению внутреннего единства халифата, привлечения к

 системе управления и других этносов (главным образом тюрок).[319] Тюрки были поселены в Хорасане и других областях.[320] Он отмечает значительную тюркизацию войска.[321]

Очень яркой и интересной работой восточных авторов является «Книга Ахмеда-ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921-922 г.г.».[322]

В 921-922 г.г. Ахмед-ибн-Фадлан ездил в Волжскую Болгарию. Во время путешествия миссионеры следовали землями башкир, печенегов, гузов. Ибн-Фадланом были сделаны интересные заметки об этих народах. Вот что он пишет о гузах, которые в Х в. еще кочевали поблизости от Волжской Булгарии: «Они кочевники. Дома у них из шерсти. Они то остановливаются лагерем, то отъезжают. Ты видишь их дома в одном месте, то те же самые в другом, согласно образу жизни кочевников и их движению» .[323] Ибн-Фадлан описывает их общественные порядки, совет и др. Кроме того, мы получаем сведения об отношениях между странами Востока и кочевниками. Из текста видно, что в восточных государствах были прекрасно знакомы с этими народами, общались с ними. Готовясь в путь, миссионеры взяли с собой письма для правителей гузов (чтобы те дали им возможность проехать через их земли) и подарки для них и их жен (изюм, орехи, дирхемы, ткани).[324] Наблюдения Ибн-Фадлана имеют религиозно-ориентированный характер. Это характерно не только для восточных авторов. Это религиозное явление служит показателем времени, к тому же ибн-Фадлан и его спутники ехали как миссионеры ислама. Отсюда их интерес к культовой и обрядовой строне жизни степных народов. Как представитель мусульманского мира ибн-Фадлан с насмешкой говорит: «Гузы, как блуждающие ослы, - не проявляют покорности Аллаху, не обращаются к разуму и не поклоняются ничему».[325] Как отражение культовых обычаев значение имеет рассказ о погребальном обряде гузов: « А если умрет человек из их числа, то для него выроют большую яму в виде дома, оденут на него его куртку, его пояс, его лук, положат в его руку деревянный кубок с набизом... принесут все, что он имеет и положат с ним в этом доме. Потом посадят его в нем, и дом над ним покроют настилом и наложат на него что-то вроде купола. Потом возьмут его лошадей...убьют из них сто голов, двести голов или одну голову, съедят их мясо, кроме головы, ног, шкуры и хвоста...».[326] Описанный Ибн-Фадланом обряд не совсем совпадает с зафисиксированным археологическими источниками в Восточной Европе способом погребения, хоть основные черты повторяются в нем (наличие костей коня, деревянный настил, или гробы-колоды торческих погребений).[327]

Сообщения о печенегах и их участии в Балканских событиях времен Святослава можно встретить в работах Ибн-Хаукаля[328] и Ибн-Месхавейха.[329] Мы можем фиксировать кочевников в разных географических пунктах до того, как они пришли в Поднепровье.

Для изучения истории черных клобуков важным является то, что мы имеем возможность проследить изменения и движение кочевых племен - гузов, печенегов, которые позднее вошли в состав союза. В 20-е годы Х в. Эти племена зафиксированы еще далеко от русских рубежей, но несколько позднее начинается уже активное движение на восток этих племен.[330]

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-11; Просмотров: 397; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь