Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ



 

Большое значение имеют этнографические источники. Они помогают лучше понять, «прочитать» археологический и нарративный материал. В работе использованы этнографические наблюдения за бытом, верованиями и традициями тюркских народов Сибири и Алтая; проведен сравнительный анализ схожих явлений и традиций других народов; прослежены общие тенденции.

В ХУШ-начале ХХ в.в. у тюрксих народов Сибири и Дальнего Востока сохранялся еще традиционный уклад жизни, верования и обычаи, которые возникли еще в первом тысячелетии. Этнографы находили такие заповедные поселения и подолгу оставались там, наблюдая быт и культуру тюрок.[387] Эти наблюдения помогают в значительной мере обновить представления о вере и традициях тюрок.

Этнографам удалось лучше понять роль служителя культа в тюркском обществе. Религия кочевников отличалась от монотеистических верований других народов, служба также была разной. Шаман от имени рода обращался к представителям как высшего так и подземного мира. Он передавал просьбы сородичей о хороших пастбищах для скота, военной удаче и т.д. Он хлопотал перед подземными духами, чтобы те отпустили души больных и «переправлял» умерших в потусторонний мир, выполняя все ритуальные условия.

Шаманом мог стать не каждый тюрок. Словно высшие силы назначали такого человека. Этнографы рассказывали, что им приходилось наблюдать, проживая в тюрксих селениях, как иногда вдруг человек начинал слышать

внутренние голоса, видеть загадочные сны и т.д. Словно что-то извне вселялось в него. Иногда такой человек надолго исчезал и скитался вдали от племени. Он мог даже погибнуть, настолько сильными были его физические и моральные страдания. Но после выздоровления такой человек становился шаманом. Это могли быть как мужчины, так и женщины, возраст также был разным, от юноши, до зрелого человека. Поэтому естесственно, что отношение к шаману в обществе всегда было особенным. Как показывают погребения, шаман не всегда был зажиточным человеком, но все, что касалось ритуальной стороны его жизни, выполнялось четко. Он имел известный набор «служебной» атрибутики – бубен, подвески, специальную одежду, - который сохранялся очень тщательно. Ритуальная служба представляла собой особые операции, которыми пытались привлечь внимание других сфер. Естесственно, что они отличались в зависимости от того, куда и с какими просьбами обращались – к небесным силам или представителям нижних структур. Для службы (камлания) использовались песнопения, танцы, которые сопровождались специальными движениями, во время которых колебались нашитые на кафтан подвески, бубенцы и колокольчики. Звуковой эффект усиливал бубен, который был главным служебным атрибутом шамана. Все это было призвано не только привлечь внимание богов, но и расположить их к себе. Следовательно, звуку и вибрации придавалось большое значение при камлании. При погребении шамана не все его «средства производства» сохранялись с ним. Подвески и нашивки вместе с одеждой переходили в иное измерение, как уже отмечалось, в них была вложена известная информация о племени или роде, представителем которого был шаман. Кроме того, они представляли своеобразную броню, защиту шамана от повреждений в иных измерениях. Бубен в погребениях шаманов встретить практически невозможно. Этнографические наблюдения показывают, что подобные ритуальные вещи часто передавались от одного шамана другому. Считалось, чем больше предыдущих владельцев имел бубен, тем он был сильнее.[388]

Интересными являются этнические наблюдения ученых. Антропологами проведен тщательный сравнительный анализ. Исследования найденых в курганах около Саркела-Белой Вежи остатков показало, что племена, которые оставили данный могильник (а это были, главным образом печенеги и торки), не представляли однородную в расовому отношении группу: там были признаки как монголоидной, так и европеоидной расы с преобладанием признаков последней.[389] Л.Г. Вуич произвела общее изучение черепов из указанного могильника и сравнила их с аналогичными данными других кочевнических групп с целью выявления связей кочевнического населения Саркела с другими группами кочевников. В результате было выявлена схожесть с серией черепов из курганов Днепропетровской и Харьковской областей и курганов Поволжья эпохи Золотой Орды, исследованных Т.А. Трофимовой.[390] Много европеоидных элементов, приближенных по показателям к современным узбекам, было выявлено среди печенегов. Среди торков, напротив, преобладал умеренно монголоидный или чисто монголоидный расовый тип. Б.Д. Греков отождествлял гузов с туркменами.[391] А.П.Новосельцев также отмечал, что гузы были предками туркмен.[392] Лексический же анализ языка дает возможность выяснить, что гузский язык является основой азербайджанского языка.[393]

Многие исследователи (В.В. Радлов, Н.А. Аристов, Л.П. Потапов) считают, что происхождение этих племен является смешанным, и в их этногенезе принимали участиедревнетюркские, самодийские и некоторые другие элементы, поэтому они имеют расхождения в этническом типе и культуре.[394]

ГЛАВА 2


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-11; Просмотров: 319; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.008 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь