Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Если MOCDI для соответствующего количества предприятий выше указанного уровня, то концентрация в данной медиаиндустрии непропорциональна.



Факторы, влияющие на развитие концентрации в мире:

1) Экономические – возможности максимизации оборота, прибыли, рентабельности и минимизации издержек, убытков медиакомпании.

2) Политические – политическая ангажированность собственников медиакомпаний и ее характер.

3) Правовые – существующие нормы антимонопольного законодательства и совокупность возможных методов влияния органов власти на информационное пространство страны.

4) Технологические – уровень развития средств генерации, агрегации и дистрибуции медиапродукта, а также степень их использования в деятельности СМИ.

 

Существует несколько теоретических моделей концентрации:

1) По стратегическому направлению концентрации (заложенный в нее вектор экономического роста):

a) Вектор экономического роста активный (forward). Это такое увеличеие медиасобственности, при котором владелец заведомо расширяет маркетинговые возможности. Пример: кинокомпания приобретает сеть кинотеатров – получает эффективный инструмент для борьбы за зрителя.

b) Вектор экономического роста пассивный (backward). Не подразумевает расширения маркетинговых возможностей. Пример: издательство покупает типографию, усиливая свои технологические функции, но это не влияет на позицию для распространения среди читателей.

2) По пространственному направлению концентрации (характер увеличения численности медийных активов):

a) Горизонтальная мономедийная концентрация (англ. Horizontal-media concentration/monomedia expansion) – объединение фирм, производящих одинаковую медиапродукцию (радиокомпания + радиокомпания) или специализирующихся на одной форме ее распространения (кабльная сеть + кабельная сеть). По мере расширения производства происходит сокращение многих издержек. Вариантами горизонтальной концентрации могут послужить такие структуры как цепь и сеть. Цепь – это ряд газет или журналов, принадлежащих одному владельцу. Пример: Американская Jannet company контролирует более 80 ежедневных периодических изданий. Сеть – это теле- или радиовещательное объединение, в котором крупная «головная» станция контролирует определенное количество станций-филиалов и осуществляет в сотрудничестве с ними совместное вещание. Примеры: NBC, CBS и Fox.

b) Вертикальная мономедийная концентрация (vertical-media concentration) – это объединение фирм, отвечающих за различные стадии производства и распространение медиапродукции (газета + типография), (телекомпания + телепродюссерская фирма + оператор спутниковой связи). Вертикальный рост выгоден, посколькупридает компаниям уверенность в контроле над своими рынками, намечает новые направления в экономике ресурсов. Пример: американская кинокомпания MCA в свое время купила фирму “Cineplex Odeon”, специализирующуюся на прокате фильмов.

c) Диагональная/перекрестная полимедийная концентрация (diagonal-media concentration/cross-media expansion) – это объединение фирм, производящих различную медиапродукцию, и/или фирм, специализирующихся на различных формах ее распространения (журнал +кинокомпания + интернет-провайдер + компания радиорелейных линий). В результате этих стратегий появляется возможность установить контроль над ценами, перераспределять ресурсы внутри медиакомпании из прибыльных производств в убыточные, привлекать рекламодателей, заинтересованных в комбинации различных рекламоносителей.

! Все пять ведущих транснациональных «империй СМИ» построены по принципу диагональной концентрации и распространяют свою деятельность на все существующие сегменты медиарынка. Классический пример: владелец печатных изданий и телекомпаний News corp. В свое время купил кинокомпанию XX век Fox. Этот тип концентрации вообще является самым распространенным в мире, и в частности – в России.

Причины развития концентрации:

§ Рост мирового рекламного рынка.

§ Глобализация медиасистем.

§ Развитие информационно-коммуникационных технологий.

 

Билет 17.

• 1. Глобализация и глокализация медиабизнеса

 

Фактор, повлиявший на становление медиа-индустрии как сектора экономики, стал процесс глобализации. В сущности процесс экономической глобализации не был бы возможен без интенсивного развития информационно-коммуникационных технологий. Два процесса способствовали развитию глобализации в ее теперешнем виде. Во-первых, это развитие индустрии кино и звукозаписи, распространявшихся из США по всему миру. Фактически оно предшествовало зарождению современного глобального рынка медиапродуктов и глобального рынка контента СМИ, каким мы его видим сегодня. Во-вторых, это становление и развитие рекламной индустрии, которая начала обращать свои взоры в другие страны, преодолевая национальные границы. Реклама, в результате, стала не только основным способом стимулирования потребления, но и основой медиабизнеса в рыночном обществе.

Будучи неотъемлемой частью современного общества, СМИ находятся под непосредственным влиянием всего общественного развития.

Существует несколько определений глобализации:

Ульрих Бек разделяет триаду однокоренных понятий — глобализм, глобальность, глобализация. Глобализация, по У. Беку, процессы, которые вплетают национальные государства в деятельность транснациональных акторов и подчиняют их властным возможностям, ориентации и идентичности последних. Глобализацию следует рассматривать еще и как процесс, который вплетает индивидуальный опыт в деятельность глобальных институтов и структур посредством СМИ.

Энтони Гидденс обращает внимание на то, что глобализация увеличивает взаимосвязь между людьми, регионами и странами в мире, одновременно убивая (сокращая) расстояния.

Терхи Рантанен подчеркивает, что глобализация означает одновременно присутствие и отсутствие, переплетение социального, имеющего глобальный масштаб, с личным'.

Ф. Уэбстер приводит свою трактовку глобализации, определяя ее как процесс, означающий рост взаимозависимости и взаимопроникновения человеческих отношений наряду с ростом интеграции социоэкономической жизни.

Глобализация - это многомерный процесс, происходящий одновременно на нескольких уровнях. Это глобализация рынка, производства, финансов, коммуникаций, опирающихся на глобальную инфраструктуру. Последняя обеспечивает не только беспрепятственное круглосуточное движение финансовых потоков, но и потоков информации, включая глобальную рекламу. Общедоступность символической среды — в географическом и понятийном смысле — и есть глобализация в сфере СМИ и массовой культуры.

Глобальная экономика. Применительно к СМИ глобализацию можно рассматривать на разных стадиях «производственного цикла».

Модели медиаиндустрий в России и за рубежом становятся все более похожими. Нельзя не обратиться к практике транснациональных медиаконцернов,. В список крупнейших медиакорпораций мира входят сегодня предприятия, действующие в глобальном масштабе («Ньюз корпорейшн», «Бертельсманн», «Сони», «Дисней» и «Вивенди»). Смысл направления их деятельности — создание мировой инфраструктуры для реализации собственной продукции, завоевание наиболее привлекательных рынков с целью получения сверхприбыли. Можно выявить следующие направления глобализации экономической деятельности в индустрии СМИ:

из США в остальной мир: для распространения собственных медиапродуктов на все сферы и все содержание СМИ, наиболее широко представлено в сегменте аудиовизуальных развлечений (кино, сериалы, популярная музыка) и телеформатов;

из США в Европу и Азию для создания сети реализации развлекательных медиапродуков: стратегия Диснея по созданию парков развлечений «Диснейленд»;

■ из Австралии через Европу в Северную и Южную Америку и Азию с целью максимизации аудитории и создания глобального рынка сбыта для аудиовизуальных медиапродуктов: стратегия «Ньюс корпорейшн» по приобретению ведущих газет в Великобритании и США, книжных издательств в США;

из Японии в США, Азию и Латинскую Америку: стратегия диверсификации деятельности концерна домашней электроники «Сони» в медиабизнес, включавшая приобретение программо производяшей базы (киностудии Голливуда) с последующей покупкой трансляционных сетей (кабельные сети в Индии, странах Латинской Америки), выход на глобальный рынок медиа- носителей (звукозапись и распространение);

из Европы в остальной мир: экспорт музыкальных продуктов (пример британской рок-музыки, шведской группы «АББА»), телевизионных форматов (британские и нидерландские компании), контента на мировых языках, помимо английского (французский контент для франкофонных стран, испанский — для испаноязычных);

из Индии в остальной мир: распространение кино.

Обычно экономическая глобализация связана с развитием ТНК США и других стран мира. Сама по себе медиаиндустрия США является наиболее развитой и эффективной. Но при этом самыми привлекательными — в сфере сбыта медиапродуктов — для современного медиабизнеса выступают— Азия, Латинская Америка, Центральная и Восточная Европа. Именно поэтому и создаются такие глобальные медиконцерны, которые ориентируют свое распространение посредством телевизионных, кабельных, спутниковых, онлайновых сетей на эти новые рынки. Важнейшей движущей силой здесь выступает динамика рекламного рынка, который наиболее активно развивается именно в этих регионах.

* конвергенция, т.е. слияние инфокоммуникационных технологий, позволяет: передавать любой тип содержания на компьютеры; транслировать телевизионный сигнал через Интернет и т.д. Конвергенция привела и к появлению гипертекста. Сети интерактивной коммуникации дают пользователю власть не только в сфере выбора содержания, но и в сфере дискуссии с его автором.

Глобальная медиасимволика и массовая культура. Глобальные медиа- концерны — это материальная основа той глобальной среды популярных символов и потребительских ценностей, последствием которой становится создание единого культурного) набора образов и представлений.

Еще одной важной характеристикой глобализации является связь символов глобальной массовой культуры с коммерческими брендами, находящимися в центре современного маркетинга. Примеры таких брендов, как «Coka-Cola», «Nike» или «Marlboro», показывают, что СМИ и продукты массовой культуры интегрируются сегодня в глобальный рынок не только посредством рекламы, но и еще двумя способами:

■ путем встраивания глобальных брендов в медиаконтент новыми формами маркетинговых коммуникаций (продакт плейсмент, грандиозные концерты и масштабные турне музыкальных идолов, организованные при спонсорской помощи производителей крупных брендов)1;  

■ путем формирования образной системы продуктов массовой культуры на основе визуальных и сущностных ценностей самого бренда и превращение ценностей бренда в жизненные ценности.

Следствия глобализации:

1. Мировое разделение труда.

2. Миграция в масштабах всей планеты капитала, человеческих и производственных ресурсов.

3. Стандартизация законодательства, экономических и технологических процессов.

4. Сближение и слияние культур разных стран.

 

Глокализация – это повсеместно распространённый вариант глобализации, проявляемый в способности основных тенденций в сфере производства и потребления универсальных товаров перевоплотиться в региональные формы, то есть, подстроиться к специфике локального рынка. Результат корпоративных стратегий медиакомпаний – способствует сведению к минимуму финансовых рисков и получению максимальных прибылей. Примеры: Conde Nast, Gruner & Jahr, ИД «Бурда», Bonnier Business Press (газета «Деловой Петербург»).

· 2. Экономические аспекты перехода на цифровое вещание в России

 

Аналоговое телевидение – система телевидения, в которой используется для передачи, консервации или каких-либо других задач обработки аналоговый сигнал.

Цифровое телевидение (от англ. Digital Television, DTV) — модель передачи видео- и аудиосигнала от транслятора к телевизору, использующая цифровую модуляцию и сжатие для передачи данных. Основой современного цифрового телевидения является стандарт сжатия MPEG.

! «Перейти на цифру» – оцифровать эфир.

Принцип работы цифрового телевидения состоит из трех этапов:

  • 1) Москва передает DVB на орбиту.
  • 2) Орбита передает на регионы.
  • 3) Регионы транслируют.

Основные стандарты цифрового вещания по странам:

  • ♣ DVB (Digital Video Broadcast) — европейский стандарт цифрового телевидения.
  • ♣ ATSC – американский стандарт цифрового телевидения.
  • ♣ ISDB — японский стандарт цифрового телевидения.

! К названию цифрового телевидения добавляется буква, обозначающая канал доставки сигнала:

• ♣ T – наземный эфирный

• ♣ C - cable

• ♣ S - satellite

• ♣ H – and mobile

В России РТРС владеет госмонополией на ТВ. Именно ему предстоит к 2015 году оцифровать всю Россию.

STB (Set Top Box) – цифровая приставка, приставка для приема и декодировки цифрового сигнала на ТВ-устройстве потребителя.

! Пока только 10% населения пользуются цифровым ТВ.

! Первый мультиплекс в России появится к 2015 году (некоторые сдвигают дату к 2017 году)

На одной частоте в цифре 15 каналов => экономия частотного пространства.

Первый, Россия1, Россия2, Россия24, РоссияК, НТВ, Карусель, ОТР, ТВ-Центр Москва, Петербург-5 канал – первый мультиплекс, утверждены гос-ом, не участвуют в конкурсах, в настоящий момент вещают в тестовом цифровом формате.

Экономические аспекты:

Внедрение цифрового вещания окажет стимулирующее действие на развитие рынков СМИ, связи и производства отечественного телевизионного и радиооборудования, на приток инвестиций и развитие конкуренции в данной сфере экономики.

К концу 2011 года объём рынка российского цифрового телевидения достиг 16 млрд руб. Уровень проникновения цифрового телевидения всех стандартов (спутникового, кабельного и интернет-тв) составил 19% домохозяйств. При этом практически все пользователи цифрового телевидения сохранили и аналоговые доступы. На общем рынке платного телевидения всех типов (26 млн домохозяйств в России) цифровое на конец 2011 года захватило долю в 40% рынка (10, 3 млн абонентов). 97% всего российского рынка цифрового телевидения приходится на шесть крупнейших операторов.

Чтобы перевести аналог в цифру, населению России необходимо приобрести цифровые приставки к своим телевизорам, которые не каждая семья может себе позволить (многодетные, малоимущие, инвалиды, пенсионеры). Вследствие этого правительство планирует выделить из гос. бюджета 14, 7 млрд рублей для обеспечение этого слоя граждан оборудованием. Как правительство намеренно обеспечить эти семьи приставками(возможные пути):

1. 1. Бесплатное предоставление

2. 2. Продажа по льготным ценам

3. 3. Выделение кратко- и долгосрочных кредитов под льготные проценты и гос. гарантии

* Речь идет не просто об изменении технологии вещания и приема сигнала. Изменения должны коснуться и стратегий программирования, и бизнес-моделей, и взаимоотношений со зрителями. В свете этих трансформаций особенно неспокойно чувствуют себя общественные вещатели, которые будут вынуждены еще более активно конкурировать с коммерческими телеканалами. Именно это заставляет их двигаться все дальше по пути создания конкурентоспособных программ, больше учитывая интересы и запросы зрителей, которых они все чаще рассматривают как клиентов.

 

Билет 18.

 

3. Синдикация контента и парадокс разнообразия СМИ.

4. Горизонтальное и вертикальное программирование телеканала.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 550; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.03 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь