Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Ознакомление с ладовой организацией звуков



Цель: ознакомление с ладом, тональностью и их значением в музыке; особенностями строения мажорной и минорных гамм.

План

1. Лад. Устойчивые и неустойчивые ступени лада.

2. Строение мажорной гаммы.

3. Минор.3 вида минора.

4. Тональность. Параллельные тональности. Ключевые знаки параллельных тональностей.

Тезисы лекции

Лад. Устойчивые и неустойчивые ступени лада

Музыка – это искусство, в котором звуки располагаются стройно, согласованно, упорядоченно. В музыкальных произведениях звуки, сочетаясь друг с другом, воспринимаются по-разному. Одни являются устойчивыми, другие – неустойчивыми. Устойчивые звуки – это опорные звуки. Неустойчивые звуки обычно тяготеют к устойчивым. Переход неустойчивого звука в устойчивый называется разрешением. Наиболее устойчивый звук, которому тяготеют все остальные, называется тоникой (Т).

 

Лад (слав. лад – согласие, мир, стройность, порядок) – организация устойчивых и неустойчивых звуков вокруг тоники.

Устойчивые звуки лада: I, III, V ступени – образуют тоническое трезвучие.

Тоническое трезвучие До мажора:      Тоническое трезвучие до минора:

Неустойчивые звуки лада: II, IV, VI, VII ступени.

При разрешении II ступень переходит в I, IV в III, VI в V, VII в I.

                                         I II III IV V VI VII I (VIII)

Сыграйте данные ступени как показано на рисунке. Внимательно вслушайтесь в звучание. Сделайте вывод, почему I, III и V ступени являются устойчивыми, а другие  неустойчивыми.

 Работайте в http: //muratmusicant.narod.ru/authorsoftware/music_exam.swf музыкальный экзаменатор /Камертон (2006.06).

 

В современной музыке наибольшее распространение получили два лада: мажорный и минорный.

Для каждого музыкального произведения композитор выбирает свой лад. Если мы слышим музыку жизнерадостную, светлую, яркую, это значит, что произведение звучит в мажорном ладу.

Музыка мягкая, «затемнённая», с оттенком печали, грусти – обычно минорного лада.

Строение мажорной гаммы

Гамма – звукоряд в пределах октавы. Ступени гаммы обозначаются римскими цифрами; название гаммы происходит от названия тоники и лада.

Гамма До-мажор:

Сыграйте гамму До-мажор, вслушайтесь в её звучание (http: //muratmusicant.narod.ru/authorsoftware/music_exam.swf музыкальный экзаменатор /Камертон (2006.06)

Формула мажорной гаммы: тон, тон, полутон, три тона, полутон. По данной формуле можно построить мажорную гамму от любого звука.

Минор. 3 вида минора

Окраска звучания минорного лада: тёмная, сумрачная, печальная, грустная и т.п., часто – мягкая, нежная, лиричная. В быстром темпе создаётся образ настороженный, тревожный, в медленном темпе – задумчивый, безрадостный, траурный.

Гамма минорного лада отличается от мажорной гаммы последовательностью секунд. Минор бывает 3-х видов: натуральный, гармонический и мелодический.

Ля минор натуральный

Сыграйте гамму ля-минор, вслушайтесь в её звучание

Кроме натурального минора, в музыке очень часто встречаются гармонический минор и чуть реже мелодический. Гармонический минор отличается от натурального минора тем, что у него повышена седьмая ступень.

Гармонический минор

Мелодический минор отличается от натурального минора повышенными шестой и седьмой ступенями при движении вверх, а при движении вниз он звучит как натуральный.

Мелодический минор

Тональность. Параллельные тональности. Ключевые знаки параллельных тональностей

Одно и то же музыкальное произведение может быть исполнено на разной высоте. При этом ритмический рисунок и лад произведения остаются те же, а высота изменяется.

Тональность – высота лада. Название тональности происходит от названия тоники и лада данного произведения. В музыкальном произведении тональность определяется по ключевым знакам и тонике.

В музыкальной практике семь диезных и семь бемольных тональностей. Разные тональности имеют разные знаки альтерации. Они всегда выставляются после ключа и следуют в определённом порядке. В мажорных бемольных тональностях, в названии которых присутствует слово «бемоль», знаки пишутся по принципу «бемольного стихотворения» (си , ми , ля , ре , соль , до , фа ):

В мажорных диезных тональностях, в названии которых либо нет никаких знаков, либо есть слово «диез», ключевые знаки пишутся в следующем (обратном) порядке (фа , до , соль , ре , ля , ми , си ):

Тональности мажора и минора, имеющие одинаковую тонику, называются одноименными.

Параллельные тональности – парные тональности мажора и минора, имеющие идентичные ключевые знаки.

Приложение

Ключевые знаки параллельных тональностей

Знаки альтерации

Параллельные тональности

Порядок появления знаков Количество знаков при ключе Мажорные тональности Минорные тональности
0 До мажор C dur ля минор        a moll
1 : фа Соль мажор G dur ми минор        e moll
2 : фа, до Ре мажор D dur си минор hmoll
3 : фа, до, соль Ля мажор A dur фа минор fis-moll
4 : фа, до, соль, ре Ми мажор E dur до минор cismoll
5 : фа, до, соль, ре, ля Си мажор H dur соль минор gismoll
6 : фа, до, соль, ре, ля, ми Фа мажор Fisdur ре минор dismoll
7 : фа, до, соль, ре, ля, ми, си До мажор Cisdur ля минор aismoll
1 : си Фа мажор F dur ре минор d moll
2 : си, ми Си мажор B dur соль минор g moll
3 : си, ми, ля Ми мажор Esdur до минор c moll
4 : си, ми, ля, ре Ля -бемоль-мажор Asdur фа минор fmoll
5 : си, ми, ля, ре, соль Ре мажор Desdur си минор b moll
6 : си, ми, ля, ре, соль, до Соль мажор Gesdur ми минор esmoll
7 : си, ми, ля, ре, соль, до, фа До мажор Cesdur ля минор asmoll

Д/З:

- Знать теорию;

- уметь определять тональность детских песен, строить мажорные и минорные гаммы.

Литература:

1. Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников. – М.: Академия, 2001. – 42-53.

2. Интернет-ресурсы:

- Мажорная гамма http: //mussport.com/page.php? id=25

3. Мякотин Е. Музыкальная грамота (методическое пособие) Параллельные тональности http: //musstudent.ru/biblio/92-detskaja-muzykalnaja-shkola/solfedzhio/e-myakotin-muzykalnaya-gramota/167-e-myakotin-muzykalnaya-gramota-parallelnye-tonalnosti.html

4. Основы теории музыки. Лад http: //www.studio.starport.ru/main/statyi/mt_9.php

Проверь себя

План-задание:

Теоретический блок    

1. Какие звуки называются устойчивыми? Перечислите их.

2. Как называется главный устойчивый звук?

3. Как называются звуки мелодии, не выделяющиеся в число устойчивых звуков? Назовите их.

4. Как называется переход неустойчивого звука в устойчивый?

5. Что такое лад?

6. Какой лад называется мажорным?

7. В каком порядке располагаются ступени в мажорной гамме?

8. Какой лад называется минорным?

9. Назовите виды минорных гамм.

10. Перечислить порядок последовательности секунд в гамме натурального минора.

11. Что такое тональность?

12. Из чего складывается название тональности?

13. Какие тональности называются параллельными?


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-17; Просмотров: 1444; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.024 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь