Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Раздел 2. Изучение содержания музыкального воспитания в начальной школе⇐ ПредыдущаяСтр 25 из 25
Тема 2.1. Ознакомление с предметом «Музыка» как составной частью образовательного процесса 2.1.1. Ознакомление с учебно-программным обеспечением по музыке в начальных классах Методика – научная дисциплина, изучающая общие закономерности педагогического процесса на материале какого-либо предмета. Методика музыкального воспитания – научная дисциплина, изучающая закономерности педагогического процесса воспитания младших школьников средствами музыкального искусства. Воспитание – (в широком педагогическом смысле) – целенаправленное воспитание, осуществляемое системой учебно-воспитательных учреждений; (в узком педагогическом смысле) – воспитательная работа, направленная на формирование у детей системы определенных качеств, взглядов, убеждений. Образование – процесс и результат усвоения определенной системы знаний в интересах человека, общества и государства, сопровождающиеся констатацией достижения обучающимся установленных государством образовательных уровней (цензов). Образование получают в основном процессе обучения и воспитания в учебных заведениях под руководством педагогов. Обучение – совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, в ходе которой осуществляется развитие личности, ее образование и воспитание. Развитие – специфический тип движения; необратимое направленное и закономерное изменение, переходящее в иное качественное состояние; процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное; переход от старого качественного состояния к новому, от простого к сложному, от низшего к высшему. Приложение № 2.1.2. Характеристика основных методов музыкального воспитания Метод (от греческого методос) – путь, способ продвижения к истине, к ожидаемому результату, способ достижения цели. Методы музыкального воспитания – определённые действия педагога и детей, направленные на достижение цели музыкального воспитания. Приём – элемент метода, его составная часть, отдельный шаг в реализации метода. Приложение № 2.1.3. Специфические особенности урока музыки в школе. Типы и структура уроков музыки Структура урока – это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность. Урок музыки (урок искусства)– основная форма организации музыкальной деятельности детей в школе. В соответствии с тематическим построением программы выделяются отдельные типы урока музыки: урок введения в тему; урок углубления темы; урок обобщения темы. Специальное место занимают обобщающие уроки года и заключительные уроки-концерты.
Приложение № Тема 2.2. Содержание и методика организации видов детской музыкальной деятельности 2.2.4. Слушание музыки. Развитие восприятия музыки – основа воспитания музыкальной культуры школьников Восприятие – в психологии определяется как отражение предметов и явлений действительности в совокупности их отдельных свойств (формы, величины, цвета и т.д.), действующих в данный момент на органы чувств. Восприятие – вид активной деятельности, связанный с другими психологическими процессами: мышлением, воображением, памятью, поскольку оно включает предшествующий опыт, узнавание предметов и явлений. Эстетическое восприятие – особая способность человека чувствовать красоту окружающих его предметов, способность различать прекрасное и безобразное, трагическое и комическое, возвышенное и низменное. В эстетическом восприятии преобладает чувственная сторона познания. Восприятие музыки – частный вид эстетического восприятия; воспринимая музыку, человек должен чувствовать её красоту, различать возвышенное, комическое, …, т.е. не любое слушание музыки уже есть музыкально-эстетическое восприятие. Музыкальное восприятие – способность слушать и эмоционально переживать музыкальное содержание (музыкальные образы), как художественно-образное единство, образное отражение действительности, а не как механическую сумму разных звуков. Приложение № 2.2.5. Пение. Воспитательное значение хорового пения Ансамбль – совместное и согласованное исполнение произведения. Артикуляционный аппарат – анатомо-физиологическая система органов, включающая гортань, голосовые складки, язык, нёбо, зубы, челюсти, губы и т.д., участвующие в порождении звуков речи и голоса. Артикуляция – работа артикуляционного аппарата для достижения хорошей дикции. Атака звука – способ певческого звукообразования, связанный с характером работы голосовых связок. Ауфтакт (нем. Auftakt — затакт) — специфический дирижерский жест, взмах дирижерской палочки или руки, указывающий начало исполнения. Его функции — определение темпа, динамики, характера атаки звука, показ взятия певцами дыхания и т. п. Деятельность – труд, активный процесс овладения общественным опытом, достижениями культуры. Диапазон – интервал, охватывающий расстояние от самого низкого звука до самого высокого, в пределах которого звучит голос. Дикция – — ясное, отчётливое произношение ясность, разборчивость, правильность произнесения текста. Дыхание (певческое) – важнейший элемент певческого процесса; до некоторой степени подчинено воле поющего. Звукообразование – образование звука человеческого голоса. Импровизация (от латинского – непредвиденный) – сочинение музыки во время её исполнения. Мягкая атака – одновременное с возникновением звука смыкание связок. Певческая установка – правильная поза поющего; а) при положении стоя: прямое собранное положение корпуса (не распущенное, но и не " на вытяжку" ); равномерная опора на обе ноги; руки свободно опущены по бокам; грудь развернута, плечи слегка оттянуты назад; голова держится прямо, не напряженно; б) при положении сидя сохраняется то же положение корпуса и головы; ноги поставлены под прямым углом (нельзя поджимать их под себя или сидеть, положив нога на ногу, т. к. это мешает правильному дыханию). Строй – умение интонировать, т.е. чисто воспроизводить высоту звука. Твёрдая атака – быстрое, плотное смыкание голосовых связок до начала звука.
Приложение № 2.2.4. музыкально-ритмические движения Ритм (от греч. «теку») – временная организация музыки. Ритмика – система упражнений для развития чувства ритма, состоит из физических упражнений, строящихся на основе музыки, предназначенных для ритмического воспитания. «Ритмичные» движения – движения, вызывающие резонанс, – сопереживание движению, выражающееся в стремлении воспроизвести его. Приложение № 2.2.5. Игра на детских музыкальных инструментах (дми) Способ игры – это исходная позиция инструмента, т.е. вариант расположения его в руках исполнителя при игре стоя или сидя. Приём игры – это приём звукоизвлечения. Остинатный ритм – постоянный заданный ритм, например: 2/4 Приложение № |
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-17; Просмотров: 470; Нарушение авторского права страницы