Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ПОНЯТИЕ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОГО ПРИЗНАКА. ТИПЫ ОППОЗИЦИЙ.
ДП - признаки, обеспечивающие различение фонем. Выявляются в противопоставлении фонем. Признак является дифференциальным, когда только по одному признаку какая-либо фонема отличается от другой. Признаки фонембывают дифференциальные и интегральные. Дифференциальные признаки: место образования (губно-зубной, губно-губной, передне-, задне-, среднеязычный), способ образование (смычка, щель), участие голоса (шумный звонкий/глухой, сонант), (не)палатализованность. Щелевой тянется, а смычный нет! Например, ДП /b/ в русском языке: согласный, губной, смычный, неносовой, шумный звонкий, непалатализованный. Типология оппозиций (Трубецкой):
Задача Выделить морфемы в словах: воздавать, зелье, крутизна, размышление, ступенчатый, шерстяной. раз — префикс (приставка) мышл — корень ениj — суффикс э — окончание размышлениj — основа слова
воз — приставка, да — корень, ва, ть — суффиксы, нет окончания, воздава — основа слова.
шерст — корень, ян — суффикс, ой — окончание, крут — корень изн — суффикс а — окончание крутизн — основа слова
ступен — корень ч — суффикс ат — суффикс ый — окончание ступенчат — основа слова НЕЙТРАЛИЗАЦИЯ ФОНЕМНЫХ ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЙ. «СИЛЬНЫЕ» И «СЛАБЫЕ» ПОЗИЦИИ. РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ЯВЛЕНИЮ НЕЙТРАЛИЗЦИИ. ОСНОВНЫЕ ФОНОЛОГИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ. По определению любая фонема противопоставлена всем остальным, но существуют позиции, в которых противопоставление не может реализоваться. В таких случаях говорится о: Позиции максимального различения фонем (очевидно различие) – СИЛЬНЫЕ. Позиции нейтрализации - СЛАБЫЕ. СЛАБЫЕ ПОЗИЦИИ: - ИЗОЛИРОВАННЫЕ (не соотносимы в экспонентах тех же морфем с сильными позициями, напр. Zdes’). - СООТНОСИТЕЛЬНЫЕ (соотносимы по чередованиям с сильными позициями, можно по ним проверить). Трубецкой (автор теории Пражского лингвистического кружка): Главная работа - основы фонологии. Первый выдвинул понятие нейтрализации. В позиции нейтрализации, по мнению Трубецкого, выступает не фонема, а некая «архифонема» (он определял её как совокупность ДП, общих для 2-х нейтрализованных фонем). Т.е. главная идея Трубецкого - оппозиция. Всё главное в языке выводится из оппозиций. Разработал систему оппозиций (привативная, градуальная, эквиполентная). СЛАБЫЕ И СИЛЬНЫЕ ПОЗИЦИИ (ДЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА): Сильные позиции по звонкости/глухости: 1) перед гласным внутри слова (tom-dom). 2) перед сонантом внутри слова (otрыв-поdrыv). 3) перед «в», «вь» внутри слова. Слабые позиции по звонкости/глухости: 1) перед шумным (конец слова и на стыке слов). 2) конец слова перед паузой, перед гласным, сонантом, в-вь (гороt). Сильные позиции по твёрдости/мягкости: 1) конец слова. 2) перед гласными /a/, /o/, /и/, e (позиция перед е признается сильной только сторонниками Щербовской фонологии). 3) перед твёрдым согласным. 4) перед мягким, негомоорганным переднеязычным согласным (в хо»дь»бе-оdбить). Слабые позиции по твёрдости/мягкости: 1) перед i внутри слова (пить). 2) перед ы внутри слова (быть). 3) перед мягким гомоорганным переднеязычным согласным. Позиция нейтрализации - это позиция, в которой две фонемы, противопоставленные по одному признаку, никогда не могут встречаться. Разные подходы к нейтрализации: 1) пруд-прут, вод-вот. Щерба ( петербургская фонологическая школа ): prut-prut, vot-vot. Свойства фонемы – реальность (реально существует) и автономность (самостоятельна, есть своя дистрибуция), а значит, есть живое чередование звонких и глухих согласных в слове (там же что-то звучит – в слабой позиции вместо одной встаёт другая). Значит, это фонема, и они просто чередуются. В транскрипции изображаем то, что слышим. Не нужно никаких новых единиц. Пр. Got. 2) Трубецкой: pruT-pruT, voT-voT (считал так: т.к. всё с слабой позиции => это архифонема T – единица выше фонемы; результат нейтрализации 2 фонем в любой слабой позиции, не совпадающий ни с одной; объединение ДП обеих фонем). Фонологически безразлично, как противопоставлены «звонкость - глухость». Пр. God/t. 3) Реформатский ( московская фонологическая школа ): prut-prud (т.к. есть проверочное слово - как в грамматике), vod-vot/d (проверочного слова нет => это гиперфонема - особая единица; результат нейтрализации 2 фонем исключительно в изолированной позиции, не совпадающий ни с одной). Пр. God. Фонологические школы: Школа Трубецкого, школа Аванесова (теория сильных и слабых фонем), московская и петербургская школы.
Задача Выделить морфемы в словах: вызывающий, допризывник, значиться, корабельщик, пресмыкающиеся. Вызывающий Допризывник Значиться Корабельщик Пресмыкающиеся вы — префикс (приставка) зыв — корень а — суффикс ющ — суффикс ий — окончание вызыва — основа слова ! Формообразующие суффиксы причастий (в данном слове — -ющ-) не входят в основу глагола.
ПОНЯТИЕ ЧЕРЕДОВАНИЯ. ТИПЫ ЧЕРЕДОВАНИЙ. Маслов: Чередование (альтернация) – это экспонентное (в плане выражения) варьирование одной и той же морфемы. Участвующие в чередованиях «звуковые величины» (фонемы, аллофонемы, сочетания фонем) - АЛЬТЕРНАНТЫ. ~ - это знак фонетически обусловленного аллофонемного (позиционного) чередования (d~d огубленное). Пр., труба-трубу. Неогубленный–огубленный - варианты одной фонемы. Типология чередований – это совмещение двух классификаций, основанных на различных признаках: НЕ бывает аллофонемных непозиционных чередований (они всегда зависят от позиции)! Остальные три есть (по Щербе) или есть лишь фонемное непозиционное (по МСК школе). Позиция описывается фонетическими терминами, а не морфематическими (не корни и приставки, а перед и после определённых звуков). С точки зрения Трубецкого: в ПОГОДА-ПОГОЖИЙ чередование фонемы с архифонемой (это следовало бы из его учений, хотя сам он такого не формулировал). С точки зрения МСК школы: здесь всего лишь «модификация фонемы» (в погода и погодка одна фонема d, только её основной вид заменен позиционным вариантом). С точки зрения Щербы: это чередование фонем, но особое - ЖИВОЕ ЧЕРЕДОВАНИЕ ФОНЕМ.
Задача
приставка корень суффикс окончание Побег + +
+ Побудка + + + + Повязка + + + + Погон + +
Подарок + + + + Поезд + +
Покой
+
Покос + +
Полива + + + + Помада
+
+ Попытка + + + + Порог
+
Посол (? ) +(? ) +
Сгруппировать слова по сходству их морфемного состава (нулевое окончание не учитывается): 1) слова, состоящие только из корня; 2) слова, состоящие из корня и окончания; 3) слова, состоящие из префикса и корня, и т. д.: побег, побудка, повязка, погон, подарок, поезд, покой, покос, полива, помада, попытка, порог, посол.
№ 19. Слог как минимальная произносительная единица. Элементы его структуры. Типы слогов. Разные типы слогов в разных языках.
В линейной фонологии есть две основные единицы – фонема (минимальная) и слог (максимальная). Основное их различие – фонема принадлежит к инвентарным единицам, а слог к конструктивным (строится из инвентарным).
Слог – минимальная произносительная (артикуляционная) единица речи, характеризующаяся наибольшей слитностью компонентов. Это одна из самых простых и сложных единиц, так как вычленение слога для носителя более очевидно, чем вычленение фонемы, но есть и проблемы слогоотделения. Членение речевого потока на слоги наблюдается во всех языках мира.
Состоит из одного звука или из нескольких, соседствующих в речевой цепи и объединённых определённым образом в некое нечленимое (с произносительной точки зрения) целое. Вершина слога (ядро ): гласный звук. На периферии располагаются согласные. Достаточно часто слог состоит из одного гласного ( нулевая периферия ). Возможны слоги, не содержащие гласного звука (в РЯ такое постоянно встречается в беглом разговорном стиле произношения: п’о-ло-чка – п’о-Л-чка). В таких слогах ядро образуют слогообразующие или слоговые сонанты. Реже – слоговые шумные (пр., «с» в рус междометии «тсс! »). В некоторых языках слогообразующие сонанты – нормальное явление (чешский, сербохорватский). В некоторых других языках встречаются слоги из нескольких гласных (2-немецкий, 3 – вьетнамский). Тогда один гласный образует ядро, а остальные – периферию. Периферийные гласные называются неслоговыми.
Слог несет очень важную функцию, связанную с организацией звуковой материи языка. Сонорная теория слова: в слоге звук относительно большей сонорности составляет ядро, я звуки меньшей сонорности – периферию. Теория широко распространена, но не решает проблему места слогораздела, не может объяснить случаев, когда слог один, а «пика звучности» два – на гласном и начальном сонанте (пр. мхи, Мга, лжёт). Теория мускульного напряжения (наиболее полно разработана Щербой): слог рассматривается как отрезок звучания, произносимый одним импульсом мускульного напряжения произносительного аппарата. Именно единством импульса и объясняется неделимость слога с произносительной точки зрения. В языках типа русского, английского, французского границы в слове: 1) не связаны с его смысловым членением на морфемы, 2) являются подвижными при образовании грамматических форм (ДОМ – ДО-Ма).
Есть языки, в которых слог является устойчивым звуковым образованием, не изменяющим в потоке речи ни состава, ни границ (китайский, бирманский, вьетнамский и т.д). Такие языки называют СЛОГОВЫМИ или языками слогового строя. В слоговых языках минимальной фонологической единицей является не фонема, а слог ( силлабема ), или (если учитывать возможность чередований в рамках слога) его компоненты: инициаль (начальный согласный слога) и финаль (вся остальная часть слога как единое целое).
Виды слогов: 0) Фонетический слог – что реально звучит? (ни один звук нельзя произнести отдельно). Фонологический слог – какая модель слога возможна в данном языке?
1) Открытый слог – заканчивается слогообразующим звуком (отсутствует «задняя периферия»; кончается на гласный). Закрытый слог – заканчивается неслогообразующим звуком (кончается на согласный). Есть так же прикрытый (начинается с согласного) и неприкрытый (с гласного). Некоторые языки широко используют закрытые слоги (английский, немецкий, французский и т.д.), а в других возможны только открытые слоги. В современных славянских языках, в том числе, в русском, открытые слоги используются чаще, чем закрытые: интервокальные группы согласных обычно отходят к следующему слогу (и-зба, а-ктер).
2) Для некоторых языков существенно различение долгих и кратких слогов. Долгие – содержат либо долгий гласный, либо краткий гласный перед группой согласных. Краткие – содержат краткий гласный не перед группой согласных.
3) С понятием слога тесно связаны дифтонг и трифтонг (а вместе – полифтонги ). Это сочетание двух (трёх) гласных, произносимых как один слог. Обычно только один гласный составляет вершину слога. В зависимости от места вершины различают восходящие, нисходящие и восходяще-нисходящие полифтонги, то есть неравновесные (не делятся на 2 слога, но один из них ударный). Реже встречаются « равновесные » дифтонги, в которых вершина распределена равномерно между гласными (не делятся на 2 слога). В русском языке предпочитается бифонемная трактовка (т.е. 1 дифтонг = 2 фонемы), хотя есть и монофонемная (1 дифтонг – 1 фонема, пр. латынь).
От дифтонгов нужно отличать дифтонгоиды – гласные с неоднородным звучанием, начинающиеся или заканчивающиеся кратким призвуком другого гласного, обычно близкого по артикуляции.
Звуковые изменения, которые могут вызываться особенностями слоговой структуры: паразитические (неорганические) гласные и согласные. Если они возникают в самом слове, то называются эпентезой, а если на начальной границе слова – протеза. Эпентетические согласные возникают при устранении зияния (стыка двух гласных, принадлежащих к разным слогам). На границе слога общее мускульное напряжение является минимальным (типично для согласных). В связи с этим, если в районе слоговой границы нет согласного, там возникает нехватка привычного элемента, переходного к следующему слогу, и появляется тенденция устранить эту нехватку вставкой щелевого согласного с несильным трением ([j], [w], [v], [h]). Протетические согласные появляются на границе слова в порядке устранения случаев зияния, возникающих в потоке речи (он, она в русском – ён, яна в белоруском, отец - вотчина, осьминог – восемь). Другие способы ликвидации зияния: стяжение двух соседних гласных в один долгий гласный или дифтонг (тем самым двух слогов – в один): пр. быват – бывает, и элизия – «выталкивание» одного из двух гласных, вступающих в непосредственное соседство: пр. во французском l’ и n’ вместо le, ne.
Паразитические гласные появляются там, где возникает потребность разбить на два слога неудобопроизносимую в рамках одного слова группу согласных. Эпентеза и протеза гласных чаще встречаются в слогах, где есть сонант, отделённый от вершины слога шумным согласным (ветр – ветер, в украинском: iржати – ржать). В некоторых языках эпентеза и протеза проводятся не только в соседстве с сонантами (сербохорватское акат – акт). Неудобопроизносимые в рамках одного слога согласные могут устраняться более простым путем – сокращением группы, и устранением сонанта, на базе которого мог бы развиться новый слог (рубль – рупь, жисть – жизнь).
Задача Выделить морфемы в словах: лить — лил — лью — слияние, пилить — пилил — пилю — пиление — пила. лить — лил — лью — слияние пилить — пилил — пилю — пиление — пила.
№ 20. Просодические явления.
В супрасегментной фонетике (просодике) есть суперсегментные явления – словесное ударение (если оно есть в языке) и интонация (универсальна). Супрасегментные (суперсегментные) особенности наслаиваются на линейную цепочку сегментных единиц (порядок фонем, слогов), т.е. реализуются всегда одновременно с теми или иными сегментными единицами. Супрасегментные особенности звуковой материи языка – просодические явления – включают: мелодику (движение высоты основного тона голоса); изменения интенсивности звучания и темпа произнесения тех или иных отрезков; использование и характер пауз; некоторые тембровые характеристики.
Просодические явления наблюдаются в слоге – так называемый слоговой акцент в ряде языков, в слове – словесное ударение, в рамках единиц связной речи – фразовая интонация (включает разные виды фразового ударения). Раздел науки о языке, изучающий словесное ударение и слоговой акцент – акцентология, а раздел, изучающий фразовую интонацию называется просодикой, или интонологией.
А) Словесное ударение. Словесное ударение заключается в том, что в слове (или группе слов из знаменательного и служебных) с помощью тех или иных звуковых средств, подчеркивается один определённый слог, а иногда и другие слоги, но в меньшей мере. Слоги, несущие ударение – ударные. Остальные – безударные. Способы звукового выделения: - (по интенсивности) динамическое или силовое (ударный слог произносится с большей громкостью) ударение. РЯ. - (по длительности) количественное, или квантативное (удлинение слога). РЯ. - (по мелодике) музыкальное или тоническое (выделяется повышением или понижением тона). - (по качеству звуков в ударном слоге) качественное (особое качество звуков, составляющих ударный слог; не редуцировать). РЯ. Способы звукового выделения выступают чаще всего в сочетаниях друг с другом.
Функции ударения: • Словоформирующая (ударение и в односложном и в многосложном слове выступает как признак слова, показатель его «отдельности», некоторой самостоятельности в ряду соседних слов). Частный случай этой функции – «вершинообразующая» (Трубецкой): ударный слог составляет вершину слова, а безударные слоги примыкают к этой вершине. • Дистинктивная (слово- и форморазличительная ) – существует для языков со свободным ударением, в случаях, когда два разных слова или его формы, обладая одинаковым фонемным составом, различаются лишь местом ударения. • Словоразграничивающая (делимативная или функция «пограничного сигнала ») – для языков с фиксированным ударением, когда место ударения определяется по отношению к границе слова (начальной или конечной) и служит показателем близости границы. Иногда в одном слове имеется более одного ударения. Обычно в этих случаях ударения неравноправны. Есть главное ударение, которое противостоит второстепенным, более слабым. Таким образом, единство акцентного слова, создаваемое главным ударением, не нарушается; с помощью второстепенного ударения создаётся некоторое расчленение внутри единого смыслового и фонетического целого. В русском языке второстепенное ударение возникает только в более длинных сложных словах. В германских языках второстепенные ударения в определённых случаях строго обязательны и встречаются очень часто.
Словесное ударение может быть свободным или связанным (по месту реализации). Свободное – ударение в тех языках, в которых оно может стоять на любых (начальных, серединных, конечных) слогах акцентного слова = нет правил ударений. В каждом слове и в каждой грамматической форме такого языка место ударения обычно закреплено строго, так что колебания (твОрог-творОг) встречаются лишь в отдельных случаях. РЯ. Свободное ударение может быть подвижным (бородА-бородЫ-бородЕ-бОроду-борОдка) и неподвижным (горОх-горОха-горОху-огорОшить-горОховый) в образовании форм слова. В языках со свободным ударением место ударения в словоформе зависит от её морфемного состава.
Связанное (фиксированное ) – ударение в тех языках, в которых оно всегда/почти всегда падает на один определённый по порядку слог слова (только на начальный, только на конечный, только на предпоследний и т.д.). Место ударения не зависит от морфемного состава слова, а определяется по отношению к границе слова, и служит показателем близости этой границы. Несмотря на широчайшее распространение ударения, в некоторых языках его вообще нет (палеоазиатские, некоторые тунгусо-манчжурские).
Б) Слоговой акцент (или слоговой тон, интонация слога ). Имеет место там, где на протяжении отдельного слога происходят различные регулярные изменения высоты основного тона голоса или же интенсивности звучания, которые могут, противопоставляясь друг другу, выполнять различительную функцию. В китайском литературном языке в знаменательных словах 4 слоговых тона: 1) ровный, 2) восходящий, 3) нисходяще-восходящий, 4) нисходящий. Во вьетнамском – 6 тонов (+ постепенно-нисходящий и резко-нисходящий). Тональные (политонические) языки – те, которые имеют слоговой акцент. Монотонические языки – те, которые не имеют противопоставленных друг другу типов движения тона в рамках слога. К политоническим относятся прежде всего языки слогового строя (языки, в которых слог является устойчивым звуковым образованием, не изменяющим в потоке речи ни состава, ни границ), но также и ряд других. Например, в шведском есть акУтовый акцент, характеризующийся ровным движением высоты тона в ударном слоге (либо повышением, либо понижением), и грАвисный, при котором тон в пределах ударного слога повышается и снова падает, и снова немного повышается в заударном слоге.
В) Фразовая интонация. Охватывает все просодические явления, наблюдаемые в рамках синтаксических единиц – словосочетания и предложения. Важнейший компонент – мелодика - движение основного тона голоса (повышение и понижение), создающее тональный контур высказывания и его частей и таким образом связывающее и членящее нашу речь. Значительное понижение тона указывает на завершенность сообщения, а повышение говорит о незаконченности мысли. Мелодика и интенсивность используются для подчёркивания каких-то частей высказывания.
В понятие интонации входит фразовое ударение. Его нейтральная разновидность – синтагматическое ударение (Щерба) – средство фонетической организации синтагм. Синтагма – сравнительно небольшая группа слов, объединенных соседством в речевой цепи и тесной смысловой связью. В РЯ синтагматическое ударение состоит в том, что последнее слово синтагмы (только не служебное) подчеркивается больше, чем другие. Синтагматическое ударение может рассматриваться как установление некоторой градации между словесными ударениями. Логическое ударение наблюдается в тех случаях, когда содержание речи требует особого выделения каких-то частей высказывания. Часто рассматривается как отступление от привычных норм синтагматического ударения. Логическое ударение способно даже нарушить нормы словесного ударения («дО еды или пОсле еды? »). Третий компонент интонации – темп речи, её замедление и ускорение. Замедлением выделяются более важные слова в высказывании (разновидность логического ударения) или слова, наиболее значимые эмоционально (эмфатическое ударение). С убыстрением темпа обычно произносятся менее важные части высказывания. Важные компоненты интонации: паузирование – расстановка пауз и их градация по степени длительности, и те тембровые особенности, которые связаны с выражением общей эмоциональной настроенности речи. Все компоненты интонации используются в тесном переплетении друг с другом.
Синтаксические функции интонации: • Интонация вопросительных предложений. Характеризуется особо высоким произношениям того слова, к которому преимущественно относится вопрос. Если это слово находится в середине или начале вопросительного предложения, то за резким повышением тона на его ударном слоге неизменно следует понижение. Если это слово – последнее, то все предложение заканчивается повышением тона. В специально-вопросительном предложении (которое содержит вопросительное слово) мелодический рисунок оказывается сходным с рисунком повествовательных предложений. И там, где вопросительность передается инвертированным порядком слов, вопросительная интонация не является обязательной. • Интонация перечислительных конструкций характеризуется однородными движениями тона на каждом члене перечислительного ряда и паузами, отделяющими члены ряда друг от друга. • Интонационное примыкание создается паузой между поставленными рядом словами, заставляющей слушателя воспринимать их как не связанные между собой и относить одно из них по смыслу к слову, более отдалённому в тексте.
Задача
приставка корень суффикс окончание двадцать
+ +
двое
+ + + несколько + +
+ оба
+
+ полтораста
+ + + пять
+
семь
+
сорок
+
сто
+
+ триста
+ + + тысяча
+
+ четыре
+
+ четырнадцать
+ +
Сгруппировать слова по сходству их морфемного состава (нулевое окончание не учитывается): 1) слова, состоящие только из корня; 2) слова, состоящие из корня и окончания; 3) слова, состоящие из префикса и корня, и т. д.: двадцать, двое, несколько, оба, полтораста, пять, семь, сорок, сто, триста, тысяча, четыре, четырнадцать.
№ 21. Словесное ударение. Различные способы выделения подударного слога в разных языках. Место словесного ударения в словоформе. Проклитики и энклитики.
В супрасегментной фонетике (просодике) есть суперсегментные явления – словесное ударение (в тех языках, где оно есть) и интонация (универсальна).
Словесное ударение заключается в том, что в слове (или группе слов из знаменательного и служебных) с помощью тех или иных звуковых средств, подчеркивается один определённый слог, а иногда и другие слоги, но в меньшей мере. Слоги, несущие ударение – ударные. Остальные – безударные.
Способы звукового выделения: - (по интенсивности) динамическое или силовое (ударный слог произносится с большей громкостью) ударение. РЯ. - (по длительности) количественное, или квантативное (удлинение слога). РЯ. - (по мелодике) музыкальное или тоническое (выделяется повышением или понижением тона). - (по качеству звуков в ударном слоге) качественное (особое качество звуков, составляющих ударный слог; не редуцировать). РЯ. Способы звукового выделения выступают чаще всего в сочетаниях друг с другом.
Функции ударения: • Словоформирующая (ударение и в односложном и в многосложном слове выступает как признак слова, показатель его «отдельности», некоторой самостоятельности в ряду соседних слов). Частный случай этой функции – «вершинообразующая» (Трубецкой): ударный слог составляет вершину слова, а безударные слоги примыкают к этой вершине. • Дистинктивная (слово- и форморазличительная ) – существует для языков со свободным ударением, в случаях, когда два разных слова или его формы, обладая одинаковым фонемным составом, различаются лишь местом ударения. • Словоразграничивающая (делимативная или функция «пограничного сигнала ») – для языков с фиксированным ударением, когда место ударения определяется по отношению к границе слова (начальной или конечной) и служит показателем близости границы. В РЯ ударение в большей степени является количественным, но ещё и динамическим. Важную роль играет и качественный момент – тембровая окраска ударенного гласного. Но не мелодика – это в китайском языке.
Между ударными и безударными слогами одного и того же слова наблюдается отношение контрастирования. Но словесное ударение выражает и односложные слова. В системе РЯ ударные и безударные слоги определённым образом противопоставлены друг другу, и это противопоставление сохраняет силу и в тех случаях, когда в рамках того или иного высказывания безударных слогов не окажется вовсе. Единица, формируемая и «сплачиваемая» ударением, не всегда подходит под то понятие слова, которым оперирует орфография, или под то, с которым мы встречаемся в словарях. Пр.: «под окном» с точки зрения ударения является одним словом, а не двумя, т.к. здесь только одно ударение. Отрезок, сплачиваемый ударением и невозможностью внутренней паузы, называется акцентным (фонетическим) словом. Слова, неспособные иметь собственное ударение – клитики (под, да, же, бы, ли). В зависимости от положения перед или после ударного слова подразделяются на проклитики (ДА знаешь ли, ПОД окном) и энклитики (зачем ЖЕ, пошёл БЫ). Есть такие проклитики, на которые в определенных случаях переходит ударение знаменательного слова (пО полю, зА спину). В большинстве своем клитики – служебные слова, но ими могут быть и «полуслужебные» - местоимения или специальные формы местоимений). Иногда наблюдается совпадение фонемного состава клитика и ударного слова. Пр.: совпадают союз «как» и местоимение «как» (как старший он хотел помочь, но не знал как).
Иногда в одном слове имеется более одного ударения. Обычно в этих случаях ударения неравноправны. Есть главное ударение, которое противостоит второстепенным, более слабым. Таким образом, единство акцентного слова, создаваемое главным ударением, не нарушается; с помощью второстепенного ударения создается некоторое расчленение внутри единого смыслового и фонетического целого. В русском второстепенное ударение возникает только в более длинных сложных словах. В германских языках второстепенные ударения в определённых случаях строго обязательны и встречаются очень часто.
Словесное ударение может быть свободным или связанным (по месту реализации). Свободное – ударение в тех языках, в которых оно может стоять на любых (начальных, серединных, конечных) слогах акцентного слова = нет правил ударений. В каждом слове и в каждой грамматической форме такого языка место ударения обычно закреплено строго, так что колебания (твОрог-творОг) встречаются лишь в отдельных случаях. РЯ. Свободное ударение может быть подвижным (бородА-бородЫ-бородЕ-бОроду-борОдка) и неподвижным (горОх-горОха-горОху-огорОшить-горОховый) в образовании форм слова. В языках со свободным ударением место ударения в словоформе зависит от её морфемного состава.
Связанное (фиксированное ) – ударение в тех языках, в которых оно всегда/почти всегда падает на один определённый по порядку слог слова (только на начальный, только на конечный, только на предпоследний и т.д.). Место ударения не зависит от морфемного состава слова, а определяется по отношению к границе слова, и служит показателем близости этой границы. Несмотря на широчайшее распространение ударения, в некоторых языках его вообще нет (палеоазиатские, некоторые тунгусо-манчжурские).
Задача Сгруппировать слова по сходству их морфемного состава (нулевое окончание не учитывается): 1) слова, состоящие только из корня; 2) слова, состоящие из корня и окончания; 3) слова, состоящие из префикса и корня, и т. д.: безбровый, здоровый, коровий, новый, носовой, правый, сосновый, шёлковый.
приставка корень суффикс окончание Безбровый + +
+ Здоровый
+
+ Коровий
+
+ Новый
+
+ Носовой
+ + + Правый
+
+ Сосновый
+ + + Шелковый
+ + +
Слово как единица языка.
Лексикология – раздел языкознания, изучающий лексику – словарный состав языка. Лексика состоит из слов и устойчивых словосочетаний.
Слово – двусторонняя единица, обладающая планом содержания (смысл) и планом выражения (форма). Количество слов исчисляется сотнями тысяч, а вернее, не может быть сосчитано, т.к. словарный состав всё время пополняется. Собранием и описанием лексических единиц занимается лексикография. Проблемами значения занимается семасиология.
Слово – наиболее привычная нам значащая единица (в отличие от морфемы).
Слово vs. Морфема. Морфема – минимальная (нечленимая) значащая единица языка, в которой закреплён элемент содержания. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-17; Просмотров: 1018; Нарушение авторского права страницы