Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Принцип комплексирования и гибкого зонирования.



Жизненное пространство в детском саду должно быть та­ким, чтобы оно давало возможность построения непересека­ющихся сфер активности. Это позволит детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу (физкультурой, музыкой, рисованием, конструирова­нием, рассматриванием иллюстраций и диапозитивов, ма­тематическими играми, наблюдениями и т. д.).

Здесь мы сталкиваемся с очевидным противоречием: с одной стороны - необходимость пространства для проявле­ния свободной активности детей, с другой стороны - ограни­ченность помещения детского сада. Преодолению этого про­тиворечия как раз и служит принцип комплексирования и гибкого зонирования.

В детском саду должны быть следующие функциональ­ные помещения, которыми могут пользоваться дети: физкуль­турные, музыкальные, театральные, лаборатории; «кабине­ты» (с книгами, играми, головоломками, диафильмами, слайдами и т.д.); творческие мастерские, конструкторские; кухни; прачечные; «производственные» мастерские и др. Эти помещения следует устроить так, чтобы они могли создавать разный эмоциональный настрой, т. е. становиться «таин­ственными», «страшными», «магическими», «смешными», «сказочными», «волшебными», «загадочными», «фанта­стичными» и т.д.

Трансформация помещений может быть обеспечена лег­кими раздвижными перегородками. Определенные возмож­ности в этом плане представляют шкафные перегородки, ког­да с помощью перестановки мебели можно изменить площадь, пропорции и планировку помещений, расположение проемов, ниш, перегородок.

5. Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной ком­фортности и эмоционального благополучия.

Этот принцип реализуется с помощью использования в детской группе определенных семейных традиций. Дети могут достраивать детали интерьера, они получают возможность его эстетического завершения в зависимости от личных вкусов.

В групповой ячейке, особенно в ее «семейной» части, в интерьере необходимо выделить места, где могут размещаться репродукции картин, фотографии, в том числе детей, их братьев, сестер, родителей.

В составе этой или других зон групповой комнаты (на­пример, в «спальной зоне», в раздевалке) целесообразно пре­дусмотреть место для икебаны или букета цветов, для домаш­них растений. Это может быть специальная тумба, вазон, декоративная подставка, арка, гипсовые или пластмассовые модульные ящики, в которые устанавливаются горшки с рас­тениями.

Желательно, чтобы в помещении детского сада была и «го­стиная для взрослых», куда имеют доступ и дети. Они здесь хотя и желанные, но все же гости. В интерьере гостиной - торшеры, бра, ковры, письменный стол, книги, круглый стол, мягкие диваны и кресла - ничто даже отдаленно не напоми­нает административный кабинет. Взрослому здесь так же хо­рошо и комфортно, как и ребенку. Ребенок, находясь вместе со взрослыми, либо просто проводит здесь время, если ему необходимо побыть рядом с кем-то из них, либо наблюдает за их поведением, учится у них культуре общения, либо сам уча­ствует в делах взрослых, если это не мешает их занятиям.

В такой гостиной хорошо проводить праздники.

Проект среды учитывает создание условий для формиро­вания и развития полноценного образа Я. Этому способству­ет наличие в помещении разновеликих зеркал. Кроме того, желательно сконструировать систему подвижных зеркал.

Стимулирующим «материалом» является и определенная цветовая среда, смена конкретного цветового решения. «Вя­лая», без контрастных акцентов цветовая гамма не стимули­рует активность детей.

6. Принцип сочетания привычных и неординарных эле­ментов в эстетической организации среды.

Постижение детьми категории эстетического начинается с «элементарных кирпичиков», своеобразного языка искус­ства: красоты звуков, цветовых пятен, абстрактных линий, остроумной трактовки образа лаконичными графическими средствами. Поэтому важно разместить в интерьере не гро­моздкие репродукции классических произведений живопи­си, а простые, но талантливые этюды, эстампы, абстрактные и полуреальные скульптуры, дающие ребенку представление об основах графического языка и о различных культурах - восточной, европейской, африканской.

Целесообразно в разных стилях представить детям одно и то же содержание сказки, эпизодов из жизни детей, взрос­лых: реалистическом, абстрактном, комическом. Тогда дети (с помощью взрослого) смогут обратить внимание не только на то, что изображено перед ними, но и на то, как это сделано.

Желательно оборудовать помещение для художественного творчества детей. Например, в удобном для детей и взрослых месте разместить колокольчики, тарелки различного тембра звучания. Ребенок может импровизировать, наполняя комна­ту перезвоном. Или же устроить комнату «Волшебные крас­ки» с оптическим смешением цветового освещения при сме­не фотофильтров. Такой калейдоскоп позволяет создавать динамику цветовосприятия предметной среды, ее изменений.

7. Принцип открытости-закрытости.

Этот принцип может быть представлен в нескольких ас­пектах.

Первый аспект - открытость Природе, проектирование, способствующее единству Человека и Природы. Эта тенден­ция может проявиться во взаимопроникновении с природным окружением; организация «зеленых комнат» в помещениях -маленьких, остекленных по периметру, внутренних двориков с растущими в них растениями -деревьями, кустарниками, травой. Это включение во внутреннюю среду здания атриу­мов - остекленных сверху пассажей, оранжерей, открытых веранд, террас.

В целях гуманизации жилой среды желательно предусмот­реть проживание с детьми домашних животных - кошек, со­бак, за которыми дети ухаживают.

Второй аспект принципа открытости-закрытости - это открытость культуре в ее прогрессивных проявлениях. Эле­менты культуры - настоящей взрослой живописи, литературы, музыки - не могут носить чисто оформительский характер украшения помещений, а должны органически входить в дизайн интерьера. С одной стороны, открытость системы дает возможность проникновения лучших образцов общече­ловеческой культуры - образцов искусства и предметов декоративно-прикладного творчества; с другой стороны, орга­низация среды детских учреждений основывается и на спе­цифических региональных особенностях культуры, декора­тивно-прикладных промыслов с фольклорными элементами, исторически связанными с данным регионом. Это последнее, несомненно, будет способствовать воспитанию патриотизма у детей, гордости за свои родные места, формированию представлений о Малой родине и чувства любви к ней.

Третий аспект принципа открытости-закрытости - это открытость обществу. Здесь открытость-закрытость должна соответствовать сути понятия «Мой дом».

Четвертый аспект этого принципа - открытость своего Я, собственного внутреннего мира. Среда организуется та­ким образом, чтобы способствовать формированию и разви­тию образа Я. В предыдущих разделах предлагались проек­ты с использованием разновеликих зеркал - отдельных и целых комплексов, желательна также и система подвижных.

В помещении детского сада развешиваются самые разные фотопортреты детей и взрослых в различных сочетаниях, от­ражающих возрастную динамику. Альбомы и папки с фото­графиями должны храниться в доступном для ребенка месте, чтобы он мог по желанию рассматривать их.

8. Принцип учета половых и возрастных различий де­тей.

Этот принцип может быть осуществлен в следующем ре­шении: в групповой комнате дошкольного учреждения кроме закрывающихся кабин в туалетной, представляется целесо­образным сделать закрывающейся душевую кабину.

Для обеспечения (полной или частичной) изоляции маль­чиков и девочек в спальне целесообразно предусмотреть зо­нирование спальни на 2-3-4 полузамкнутых пространства, что создаст определенный комфорт. Зоны могут ограждаться кроватками с приподнятыми с двух сторон спинками и боко­выми бортиками, а также стационарно установленными ба­рьерами - перегородками высотой 75-80 см.

Техническое решение ограждения, а также бортиков у кро­ваток может предусматривать крепление зеркала, полочки для белья, вешалки для верхней одежды.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ВОПРОСЫ ДЛЯ АНАЛИЗА РЕЖИМНЫХ ПРОЦЕССОВ


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-17; Просмотров: 324; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь